«Граница области заблуждений» 1982.12.12.C82.12.14.A
Граница области заблуждений
Шридхар Махарадж: Откуда вы приехали?
Преданный: Из Бомбея.
Шридхар Махарадж: Сейчас?
Преданный: Нет, я сам из Гуджарата, мои родители гуджаратцы, но я живу в Бомбее.
Шридхар Махарадж: А где именно в Бомбее? Он стал проповедовать Гаудия-Вайшнавизм. Какова их судьба в Пакистане, я не знаю. Вы ученик Свами Махараджа или Джаятиртхи Махараджа, возможно?
Преданный: [ответ не ясен]
Шридхар Махарадж: Вы ученик Тамала Кришны?
Преданный: Да.
Шридхар Махарадж: И он попросил вас. Натхадвара Госвами в Валлабха-сампрадае женился на мусульманке, танцовщице. Она жила у него дома, и ученики разделились на две группы. Одна группа стала возражать, другая поддерживала его говоря, что это гуру, что бы ни делал гуру, это… Как в случае Джаятиртхи Махараджа: «Он наш гуру, он может делать всё что угодно». Был один случай, одна из этих оппозиционных групп хотела лишить его положения гуру, трона ачарьи, и в Бомбее слушалось дело в этой связи. Но так или иначе мы собирали деньги и обратились к юристу оппозиционной стороны. Он был известным юристом, адвокатом, Рагхудоял или как-то так его звали. Он возражал, хотел сместить ачарью, но его жена поддерживала этого Госвами, говоря: «Он гуру, он может поступать как хочет». Мы с Мадхавой Махараджем, он был в ту пору Хаягрив Брахмачари, этот джентльмен, видный адвокат, призвал к нам свою жену, что скажут эти санньяси здесь. И, конечно, эта женщина скромно сказала: «Гуру есть Господь, он может поступать как хочет, он Кришна». Мы ответили: «Никогда. Если мы видим, что он совершает нечто низменное, то мы не можем рассматривать его как гуру, так говорит шастра». «Сын гуру – это гуру, ученик гуру – это гуру», нет. Существуют признаки гуру, и они описаны в шастре. Кто гуру, кто ученик, их характеристики присутствуют в шастрах, мы должны обратить на них внимание. Также говорится, если гуру падает, тогда его следует оставить ради духовного блага. И муж был очень удовлетворён, а жена было устрашена и ушла. Рагхунатх или Рагхупати, я забыл его имя, Натхадвара, Валлабхачарья. И линия Свами Нараяны, вы говорили.
Преданный: Они также поклоняются Радхе и Кришне.
Шридхар Махарадж: Радхе и Кришне может поклоняться любой, но по-разному рассматривать Их.
Преданный: Свами Нараян принадлежит к Рамананда-сампрадае.
Шридхар Махарадж: Рамананда и Рамануджа – это разные линии. Рамананда-сампрадая возникла на почве Рамануджа-сампрадаи, но их мнения отличаются. Туласи Дас принадлежит к линии Рамананды. Но их высшая концепция есть мукти, освобождение, не Божественное служение, но освобождение, мумукха. Это явление присутствует в Рамананда-сампрадае, спасение есть их высочайшая цель, Свами Нараян. Я слышал, они говорят, что происходят из Даттатрея-сампрадаи. Радха-cвами—сампрадая также есть в Бомбее?
Преданный: Да.
Шридхар Махарадж: Это еще одна школа.
Преданный: А кто этот Радха Свами, откуда он происходит?
Шридхар Махарадж: Радха Свами, его школа теперь разделилась на 2-3 секты, бенгальская школа, какой-то Тхакур, школа в Аллахабаде и в Агре. Я слышал, что недавно школа в Агре разделилась также на две. Так или иначе, они считают, что Радхарани есть высочайшее существо, Кришна ниже Её. Потенция занимает высочайшее положение, а сознание ниже потенции, позитивное и негативное. Негативное – это потенция, шакти, и шактиман, обладатель потенции есть Кришна. Потенция же в своей высочайшей форме есть Радхарани, это концепция Чайтаньи, но они придерживаются прямо противоположной точки зрения. Они говорят, что потенция занимает высочайшее положение, а Владыка потенции стоит ниже. Нечто в этом роде я слышал от одного джентльмена.
Преданный: А откуда они произошли, какова их линия?
Шридхар Махарадж: Был Радха Свами, подобно тому как джайны, буддисты возникли. Да, он пришёл как Нанак, учитель сикхов. Они думают, что святые занимают высочайшее положение, a не Бог. Джайны, сикхи и столь многие похожие, буддисты, они говорят, что Бога нет. Подобно философии санкхьи, существуют многочисленные дживы, освобожденные души. Все эти дживы занимают положение Шивы, Махадева. Когда душа находится в узах материальной потенции, она джива, а когда она освобождена, она Шива, и этих Шив множество. Я спросил одного джентльмена: «Столь многие Шивы существуют, бесчисленное множество Шив. Какова их природа, их естественные отношения и где они пребывают? Есть ли какое-то описание их природы, их взаимоотношений?» Он не смог ответить на эти вопросы. И здесь на сцену выходит «Бхагаватам». Что происходит по достижении освобождения, каким является положение этих освобожденных душ, здесь «Бхагаватам» содержит информацию на этот счет. После освобождения начинается реальная жизнь, и эта жизнь в служении. Я остановлюсь на этом.
Раммохан Рай и другие, Ауробиндо тоже соприкасался с Брахма-самаджем, но Вивекананда – другая сторона. Они поклоняются Божествам, а Брахма отказывается от поклонения Божествам, называют его идолопоклонничеством. Но Вивекананда почитал идола, Рамакришну. Субаш Бос был последователем Вивекананды, был политическим лидером.
Преданный: Я встретил в Дели одного джентльмена, он однажды встречался с вами. Он хороший ученый, он перевел «Гиту» Свами Махараджа на хинди, его зовут Раджив Гупта.
Шридхар Махарадж: Он приезжал сюда.
Преданный: Да, один раз. Он передавал свои пранамы и поклоны вам.
Шридхар Махарадж: Он приходил ко мне еще раз и сказал, что хочет работать независимо, «благословите меня». Один джентльмен приходил совсем недавно, он сказал: «Я хочу начать эту кaмпанию, перевод на хинди, независимо, без помощи ISKCON».
Преданный: Это Ниранджан.
Шридхар Махарадж: Да, Ниранджан, я тоже слышал об этом. А этого человека зовут Гупта?
Преданный: Да, у этого Гупты есть к вам вопрос. Он говорит: «Я теряю веру в Кришну, я вижу, что демоны процветают ценой невинных людей, что я могу поделать?»
Шридхар Махарадж: У него очень скудное знание истории, судя по всему. Сам Кришна сказал: «Когда положение становится нестерпимым, Я нисхожу cамoлично». И это уже предсказано, это железный век, это уже описано в писаниях. Подобное бедственное положение, которое было описано в писаниях, Бхавишья Пуране и других, эта стадия еще даже не наступила. И если вы действительно изучали «Бхагавад-гиту», среди этих описаний вы найдёте надежду, полную безграничного нектара. Вы лишь должны глубоко проникнуть в фундаментальное измерение, океан. Если мы находимся на поверхности, то столь многие волны бьют нас, но если вы погружаетесь глубоко, то нет волн. Люди, которые купались в океане, у них есть этот опыт. Иногда для того чтобы избежать удара волны, необходимо глубоко нырнуть. Тот, кто нырнул глубоко, для него это в высшей степени тривиальное явление. Они проходят где-то над его головой, если он глубоко погружается в покой океанских глубин. Лишь на поверхности волны, движение.
Преданный: Другого человека я встретил. Они сказали мне: «Ваш Свами Махарадж придумал… История Банасуры, описана битва между Господом Шивой и Кришной, и мы не в силах терпеть его. Свами Махарадж придумал эту историю, этого нет в «Бхагаватам»».
Шридхар Махарадж: Вы не знаете ни Шиву, ни Кришну, в этом корень проблем. Вы должны узнать, кто такие Шива и Кришна, сравнительно анализируя, не упуская ни один шаг, нужно понять, кто есть кто. Я хотел бы встретиться с этими джентльменами. Что есть ниргуна, что находится на границе и что находится в глубине мира подлинной субстанции, это различие мы должны понять. Шива представляет границу обоих миров, реального и нереального. Он представляет границу, что-то с одной стороны, что-то с другой. С этой стороны Шива – бхакта, с другой стороны – разрушитель и взаимодействующий с демонами, лидер оппозиционной партии и, будучи таковым… Сейчас лидеры оппозиции получают жалование от правительства, некое признание с его стороны. Мы должны понять ясным образом, судя по качеству явления, его формальной способности воспроизводить. Мы повторяем как попугай, искусственная память и подлинное понимание – это разные вещи, и мы должны обрести подлинное понимание природы вещей, не искусственные записи, которые живут в нашей памяти. Гуру большого, среднего, малого размера, все эти различия следует понять по сути, не формально, осознать сердцем.
Преданная: Что значит осознать сердцем?
Шридхар Махарадж: Это значит осознать внутреннюю субстанцию, градацию. Вы должны непосредственно соприкоснуться с этими реалиями, не формально лишь. Знать не формальную репрезентацию, мы не должны быть лишь компьютерами, которые ведут какие-то записи, ничего не чувствуя, и мы можем лишь автоматически выдать некую информацию. Не о таком понимании идёт речь.
Преданный: Это нечто приходит посредством севы?
Шридхар Махарадж: Да, этому джентельмену следует привести этот пример. Когда Сати умерла и Шива был безумен, он взял её тело, водрузил его себе на плечи и стал танцевать, словно безумец, и сокрушать мироздание. Весь мир оказался в опасном положении. Шива обезумел, водрузил тело Сати на плечи и стал совершать безумный танец, и тогда, чтобы спасти мир, Вишну пришёл на помощь. Неведомо для самого Шивы Он разрубил тело на кусочки и разбросал их. Шива неожиданно увидел, что на его плечах ничего нет, и тогда его безумный танец прекратился. Тогда один Бхасмасур получил обещание от Шивы, любой, чьей бы головы он ни коснулся, этот человек превратится в пепел. Тогда Нарада, видя эту демоническую карьеру, появился и сказал демону: «Приди к Махадеву и попроси у него подтвердить истинность данного обещания. Попроси его позволить тебе возложить руку на его голову». Об этом сообщили Вишну, Он явился в чарующем образе, привлек этого демона, стал танцевать, и демон тоже стал имитировать Его танец, а в это время Шива убежал оттуда. Вишну положил в танце себе руку на голову, тот подражая тоже положил руку на свою голову, и превратился в пепел. Так господь Шива был спасен, Боленатх. Кто есть Шива, Махадев? Владыка всей этой области ложного понимания. Он есть владыка майи, это значит владыка всей области заблуждения. Он находится на границе этой области заблуждения, и также «Бхагаватам» говорит это. Чтобы избавиться от этой майической концепции, ложных представлений, Шива оказывает нам значительную помощь. Первая концепция Гуру есть Шива, Садашива, он вне майи. Джива, душа, находится вне майи, и ее опыт за пределами майи есть состояние Махадева. Когда джива находится в рабстве, она джива, но когда джива освобождена, она Шива. Паша-баддхо бхавет дживах паша-муктах садашива.
Преданный: Гуру столь же тяжел, как Гималаи.
Шридхар Махарадж: Вы выглядите словно гора Эверест. В определенном положении, на определенной стадии человека невозможно сдвинуть с места, он непоколебим в своей мысли, то есть в своём положении. Он вечно укоренён в этом положении (в концепции всего Абсолюта), такой человек есть Гуру. Сегодня я говорю одно, а завтра я говорю другое, но речь идёт о прямо противоположном, о вечном положении. Самбандха-гьяна означает, что есть что в абсолютной системе, окончательное знание, это знание безграничных направлений. Рай Раманда сказал Махапрабху:
– Ты пришёл, чтобы спасти падшие души, а теперь Ты играешь со мной в прятки, мой Господь.
– Нет, Рамананда, Я побежден, если Я и прячусь, то ты силой своей преданности способен открыть всё. Я в действительности то-то и то, посмотри.
Рамананда Рай говорит: «Я не буду обманут Тобой, Ты играешь, прячешь своё подлинное „Я“, свою природу от меня, но Ты не можешь». И тогда Махапрабху признаёт поражение, Он говорит: «Да, ты способен знать силой своей преданности всё и вся. Увидь, кто Я». И Махапрабху был вынужден показать свою внутреннюю природу, Кто Он есть на самом деле. Позитивное и негативное объединились. Я есть позитивное, которое находится под влиянием настроения негативного. Кришна есть сам экстаз. Долг хладини состоит в том, чтобы извлекать из него этот экстатический сок и разбрасывать его вовне, это внутренняя зона, извлекать его. И в этом взаимодействии этот экстаз разбрасывается вокруг, и другие улавливают его. Функция негативной половины состоит в этом в силу её… Он или Она чувствуют Себя и разбрасывают это миру, а другие также чувствуют этот вкус и сходят с ума. Экстаз столь высокого уровня, невозможный в этом мире, какая степень нектарной сладости.
Немедленно действуй, не доверяй будущему, каким бы приятным оно ни казалось. Не уповай на будущее. Это другая шлока. Словно бог смерти схватил тебя за волосы и вытаскивает тебя, лишает тебя твоего нынешнего положения за один миг. С таким рвением, так, словно смерть близка, ты должен начать совершать поиск Безграничного, поиск Истины. Пытаясь оставить мир ложных представлений, с таким рвением. Шанкарачарья также говорит: «Если человек чувствует, что его голова пылает, то, что он станет делать? Он немедленно бросится к ближайшему пруду и прыгнет в него». С подобным рвением, безотлагательно мы должны приступить к изучению Веданты. Я нахожусь на вражеской земле, вокруг враги, я должен выбраться из этой земли майи, ложных представлениях во всех отношениях. Ложные представления пленили нас, и это столь отравленное, наше существо отравлено. Каждую секунду нас пытаются сделать своим узником силой, сделать нас своими рабами, и мы должны воспользоваться преимуществом. Мы должны взять в руки ключ, не медля ни секунды, речь идет о безотлагательной необходимости такого рода. Конечно, если вы дадите мне указание, я повинуюсь ему, но мои способности отсутствуют, я не способен служить удовлетворительным для вас образом. Но если вы хотите потратить на меня деньги, но у меня нет особой надежды. То, что я вижу в мои последние дни, я вижу, как западная проповедь приходит на порог моих дверей и также обстоятельства. Создаётся новый центр Шри Чайтанья Сарасват Матха в Лондоне.
Преданный: Какая радость, Божественно. Сарасвати Тхакур Прабхупад хотел основать центр в Лондоне, и теперь вы основали…
Шридхар Махарадж: Да, я тоже так чувствую, это мой долг. Я думаю, что я имею особую связь с этим лондонским Матхом, потому что Гуру Махарадж хотел послать меня в Лондон, так я чувствую.
Преданный: Если вы благословите нас, то мы сумеем представлять вас.
Шридхар Махарадж: Да, езжайте, ваша искренность уже была подтверждена (говорит Шридхар Махарадж Шриле Бхакти Сагар Махараджу).
Преданный: Мы хотим, чтобы весь мир пришёл к вам и слушал вас. Мы думаем, что мы донесем вас до всего мира.
Шридхар Махарадж: Это Его милость. Она может сделать любое невозможное возможным. Хрoмой калека способен перепрыгивать холмы. Его милость, наполненная универсальной Божественной энергией. Любой может творить чудеса. Везде преданная душа чувствует: «Нечто направляет меня». Кавирадж Госвами, Санатана Госвами, они чувствовали. Сам Махапрабху говорит это, чувствуя, что поток проходит: «Я чувствую, что некий поток проходит через Меня к тебе, но природа этого потока не в полной мере понятна для Меня, это нечто проходит через Меня». Пралапита вакья, Я не знаю, что Я говорю. Пралаб – речи безумца. Я не понимаю то, что Я говорю. Быть орудием, низвестись, превратиться в стопроцентно инструмент. «Я действую на поле Курукшетра, –Он говорит. – Это Моя битва, Я устраиваю, но Я действую через вас. Если вы не будете сотрудничать добровольно, Я заставлю вас повиноваться Моей воле, в конечном счете Я это сделаю. Бессознательно вы будете сражаться, чтобы реализовать Мой план здесь. Я не думаю, что вы любезно помогаете Мне». Таково положение вещей.
И для меня иметь связь с этим измерением – это наше стремление, это ниргуна, этот поток ничем не обусловленный, абсолютный, вечный. Это явление зовется лилой, поток самоудовлетворенности, Он для Себя. Поток, направленный на Его удовлетворение, подобный поток действует. Мы должны установить с ним связь, и это поток любви и красоты. И эта сила также иногда нисходит даже для того, чтобы принять форму битвы, как на Курукшетре. Это внешняя волна, толчок волны. То, что на поверхности, кажется очень жестоким и грубым лишь для того, чтобы столкнуть, сокрушить провинциальные представления о благе. Провинциальные концепции сталкиваются с этим универсальным потоком, они не могут выстоять. На поверхности какое-то время, до тех пор пока мы не вмешиваемся, они могут так или иначе существовать, это майa и это ложное представление, локальная концепция, концепция эгоистического, жестокого низкого, узкого. А с другой стороны – универсальное.
Tpaнскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.