«На вершине стоит преданность» 1982.12.16.C82.12.17.A
На вершине стоит преданность
Шридхар Махарадж: Жизнь, будь то в дереве или в черве, насекомом или в звере, или в человеческих телах, целостная кампания, прогресс, движение от невежества к знанию, от смертного к вечному и от страдания к счастью, радости, экстазу, анандам. Ом асато ма сат гамая тамасо ма джйотир гамая мритйор ма амритам гамая – трубный зов Упанишад. И если есть кто-то, начало, которое управляет движением этого мира, я молюсь ему о том, чтобы из этого мира смерти оно привело меня в мир вечности, из этой тьмы вывело меня в свет, от невежества привело меня к знанию, сознанию и от страдания привело меня к анандам, в экстатический мир, к счастью. Общее наставление Упанишад, обращенное ко всем нам: пытайся жить и жить счастливо, то будет единственной целью любого нашего движения. Каждый шаг мы должны совершать, преследуя эту цель, обретение вечной жизни. Это стихотворение английского поэта Томаса Грея под названием «Элегия на сельском кладбище». Она заканчивается такими словами: «Пути славы приводят лишь в могилу», там сказано, роскошь, слава и власть ведут лишь в могилу. Мы не должны позволять себе быть очарованными блеском, лоском, гламуром этого бренного мира. Мы должны быть верными учениками школы Сознания Кришны. Кришна-анушиланам, Сознание Кришны, его поиск и культивирование, любыми средствами искать, Кто есть Кришна, каков Он, каковы мои взаимоотношения с Ним? Во всех отношениях культивировать Сознание Кришны, что может быть моим высочайшим достижением в Сознании Кришны, все эти оценки. Мы должны начать двигаться в этом направлении и делать это верно, искренне, практическим образом, по сути, подлинным образом. Мы остановимся на этом сегодня.
Абсолютный интерес, понять, каков интерес Абсолюта, с помощью Богооткровенных писаний, явленых Абсолютом. Так или иначе попытаться понять это и достичь гармонии с этим движением, понять, что необходимо для нас. Ниргуна означает «абсолютно здоровое состояние, тогда как все остальные состояния суть болезнь, реакции. Свобода ото всех реакций – это ниргуна. Гуна означает «болезнь», болезнь трёх типов, мы должны быть не удовлетворены тем, что мы просто есть в качестве индивидуальности. Конечно, индивидуальное начало всегда присутствует, но когда индивидуальность находится в согласии с Абсолютом, то это Кришнадас, за пределами этого преследования личных интересов в одиночку или коллективно. Преследование национальных интересов, интересов человечества или отождествление себя с интересами одной солнечной системы – всё это интересы локальные и провинциальные. Абсолют, Абсолютная Красота, Абсолютная Гармония, Абсолютная Любовь – всё это одной природы. Мы должны вернуться туда, обратно к Богу, обратно домой, это наш сладостный дом, мы должны буквально бросить себя. Вначале это представляется чем-то подобным пожару, пламени, которое сжигает дотла все наши эгоистические, локальные желания и желанные обители. Все они предаются огню, превращаются в пепел, и тогда золотое «я» проявляется во всей своей первозданной славе. «Я раб Кришны». Дживера сварупа хайа кришнера нитья дас. Ты вечный слуга Верховного Существа, это твоё полное славы и величия положение.
В настоящее время… Кто это говорил, Александр Македонский? Кто-то из царей. «Я владыка всего, что меня окружает». Наполеон. Он был изгнан, умер на острове Святой Елены, и в этом состоянии он утешал себя такими мыслями. «Я единственное человеческое существо на этом необитаемом острове, я владыка всего, что меня окружает». Мы хотим быть владыками всего, что мы обозреваем, и в настоящее время мы загнаны в угол. Мы должны теперь выбраться из этого угла и в качестве представителя Кришны выйти на свободу, Его слуг, Его рабов. Слово «раб» неприятно для слуха, но раб Верховного – самое славное и величественное, конфиденциальное положение. «Я принимаю их в качестве Моих доверенных слуг». Раб тот, на кого можно полагаться. Мы частицы в связи с Целым, частица может пользоваться поддержкой всего могущества Целого. Если присутствуют узы любви, тогда частица может получать поддержку Безграничного, если присутствуют счастливые взаимоотношения с Безграничным – это самое желанное положение. Дживера сварупа хайа кришнера нитья дас. Кришнера татастха-шакти бхед-абхед пракаш.
Почему эта опасность пришла к нам? Татастха-шакти – пограничная потенция, поэтому мы находимся в опасности. Те, кто принадлежат к категории ближайшей потенции, сварупа-шакти, они не могут быть поглощены внешней потенцией, центробежным потоком. Два потока: центробежный и центростремительный. В настоящее время мы так или иначе пленены центробежным потоком Кришны. Мы происходим из пограничного положения и обладаем способностью к адаптации к двум сторонам бытия. Подобная способность заложена в нас, и мы хотим милостью посредников Кришны, приходящих из высшего мира… Они приходят и напоминают нам о нашей величайшей удаче и величайшей перспективе, и так или иначе мы обрели, накопили такого рода тенденцию, склонность думать: «Есть Владыка на земле счастья, и я могу быть Его любимым ребенком». Эти вести тронули наше сердце и собрали нас вместе, мы все хотим вернуться в наш дом.
Мы блуждаем в этом нежеланном измерении смерти, действие – следствие, что бы я ни делал, другая сила уничтожает. Чего бы я ни желал, оппозиционный поток уничтожает поток моего желания, и мы страдаем от разочарования везде и всюду. В настоящее время мы хотим покинуть эту землю, землю, где все наши предки погибли и всех наших потомков постигнет та же участь. Мы также испытываем опыт смертного влияния окружающей среды, которая нежелательна для нас. Джанма—мритью—джара-вьядхи. Мы приходим сюда в качестве чужаков, и вновь мы встречам неизбежное, смерть, и в срединной части между рождением и смертью мы вынуждены страдать от болезней и немощи, столь нежелательное. Для интеллигенции, разумных людей, это нежелательное измерение, место в котором не стоит жить, и мы должны искать некое вечное прибежище, в котором мы сможем находиться в безопасности и обретём высшую перспективу, и мы должны стараться делать это. Таково наше нынешнее положение.
Столь многие рекомендации даются нам с целью облегчить наше положение, но так или иначе мы принимаем рекомендации, которые даёт Шри Чайтаньядев в линии «Шримад Бхагаватам» и «Бхагавад-гиты». Мы считаем эти рекомендации высочайшими и наиболее желанной целью. Благодаря этому мы вернёмся на ту землю, на землю красоты, любви, очарования, гармонии. Так или иначе это явление привлекло нас, и мы хотим вернуться обратно. Как сделать это? Это проблема для нас в настоящее время. Главное условие – руководитель, поводырь, путешествие в эту неведомую область возможно лишь с благой надеждой. Мы были привлечены этими советами. И как мы можем достичь этой неведомой земли? Наша главная помощь – наш поводырь и общество людей, которые хотят идти вместе с нами по этому пути, общество такой группы верных. Это долгое путешествие, если мы совершаем его в группе, то это поможет нам во многих отношениях. Поэтому санкиртан, продолжай воспевать, призывать это Имя и столь многие получили эту возможность. Махапрабху дал её нам, в группе совершать путешествие домой, к земле Божественной Любви. Мы испытываем отвращение к этому миру, где все сражаются с апатичной окружающей средой в форме смерти и постоянной трансформации в сторону смерти, непрестанно эта атмосфера преследует нас, и мы хотим прийти к вечности. Ограниченное существо также обладает своим положением в этой сладостной вечной обители. Об этом нам сообщают «Бхагаватам», Махапрабху, Нитьянанда Прабху, в целом Он руководитель и поводырь, под Его началом столь многие переплывают этот океан. Кто здесь присутствует, Кришна Кинкар?
Преданный: Партхамитра Дас и Томас, Судха Кришна и Парама.
Шридхар Махарадж: Томас, я не могу вас вспомнить. Откуда вы приехали, Томас?
Преданный: Из Нью-Йорка, я работал с Кришна Кинкарой и Дев Нараяной.
Шридхар Махарадж: Парват Махарадж вновь вернулся в Нью-Йорк, вы работаете с ним?
Преданный: Я навещаю его время от времени, но мой бизнес таков, что…
Шридхар Махарадж: Моя память очень слаба, также зрение практически исчезло, поэтому мне трудно узнать. Поэтому я всегда беспокою вас, постоянно переспрашивая: «Кто вы, кто вы?» Это раздражает, но что я могу поделать, я беспомощен. Тем не менее по милости Господа некое чувство живет внутри. В определенном смысле это хорошо, то, что личные характеристики отходят на задний план, а то, что остаётся… Это было дано мне Гуру Махараджем, это явление по-прежнему живёт во мне, и, с одной стороны, это хорошо, это, конечно, желанно. Кавирадж Госвами говорит: «Я очень стар, я не в состоянии писать, видеть. Тем не менее работа осуществляется через меня, и это нечто в высшей степени удивительное. Я не знаю, но я пишу, что поделать, я по-прежнему занимаюсь этим, это очень радует».
Санатана Госвами также говорит подобное: «Как я могу быть настолько дерзок, что описываю гарем Кришны: Рукмини такая-то, Сатьябхама такая-то, Джамбавати такая-то. Как могу я быть настолько дерзок, чтобы описывать природу этих великих дев. Но что поделать, я заверяю вас в том, что это не принадлежит мне. Это не мои произведения, но некто заставляет меня писать всё это, поэтому простите меня. У меня нет дерзости знать их природу, они столь высоки, тем не менее я описываю гарем Кришны. Кто-то заставляет меня, водит моим пером. Кто-то заставляет меня делать это, и я беспомощен, это его воля». Махапрабху повторяет то же самое, Он говорит: «Санатан, то, что Я говорю тебе, не Моё. Я чувствую, что поток проходит через Меня к тебе, адресованный Кришной, Его милость. То, что Я говорю тебе, есть бред, нечто вроде бреда. Я говорю, но Мне самому не известен смысл этих речей, пралапита-вакья». Пралаб означает «бред». «Я не понимаю этого, тем не менее Я произношу эти слова. Так или иначе Я чувствую где-то, что Кришна посылает нечто через Меня к тебе».
Таков путь – быть инструментом Истины откровения. Нарада пришёл и укорял Вьясадеву: «Ты дал человечеству все эти истины, однако ты не внёс окончательную ясность. Приведи в гармонию все эти положения, описанные тобой в прошлых произведениях, и в новом свете преподай истину». Это явление, Сознание Кришны, было бессознательно представлено Вьясадевом в «Бхагавад-гите», карма, йога, гьяна, но в конечном счете всё восходит к Кришне. Совершай карму, карма хороша, без кармы ты не можешь снискать хлеб насущный, ты умрёшь, не совершая деятельность, поэтому ты должен совершать карму. Но любая карма привязывает тебя к окружающему миру, приносит реакции. «Карма должна быть обращена в сторону жертвы, и объектом жертвы, принимающей стороной жертвы, являюсь Я», – говорит Кришна, поэтому связывай карму с Ним.
Гьяна – очень чистое явление, отсутствие всякой связи с грязью, незапятнанность, чистое явление. Но окончательно заключение гьяны состоит в том, чтобы придаться Мне, и подобного гьяни редко можно найти. Все они безумны в большинстве своём. Они думают, что являются высочайшей субстанцией, но крайне редко они могут избежать подобной гордости, прийти к Моим стопам и принять Меня как всё и вся. Затем йоги, йоги – это очень хорошая категория, они совершают аскезы. Положение йога лучше, чем положение гьяни для освобождения. Эти варнашрама-карми, положение йога более высокое. Среди всех категорий йоги, карма-йоги, гьяна-йоги, хатха-йоги, аштанга-йоги, раджа-йоги, различные категории йогов, высочайшая категория – это люди, которые приходят к Моим стопам, отказываясь от всего, и начинают совершать Мой бхаджан, адау-шраддха. В качестве студентов начального уровня в школе преданности. Каков первый класс в этой школе? Адау-шраддха, потом бхаджана-крия, анартха-нивритти, ништха, ручи и т. д. Таким образом он получает позволение стать первоклассником, ступить в первый класс этой школы. «С веры, шраддхи, начинается служение Мне.»
Таким образом, столь многие явления описаны в «Гите». Должная оценка дана всем этим явлениям, но окончательное заключение таково: на вершине стоит преданность. Сарва дхарман паритьяджа, мам экам шаранам враджа. «В конечном счёте отвергни сознание любых фаз долга, тотально отвергни эти явления и приди к Моим стопам, лишь к ним, и Я компенсирую тебе всё, никакой потери для тебя не произойдёт», подобное заверение. Криш – привлекающий все части, Целое, привлекающий всей нашей системы и вовлекающий каждый атом нашего так называемого тела привлекаться Им и обрести вовлеченность, полноту. Вовлеченность, которая приводит к насыщенности, стопроцентной полноте. Лишь Он способен дать вовлеченность и полноту удовлетворенности, поскольку акхила-расамрита муртих, вместилище всех видов расы. Его тело состоит из всех видов расы, экстаза, Он Верховный, всё разнообразие расы присутствует в Нём. Он есть Кришна, Тот, Кто привлекает и дарит удовлетворение. Криш означает «влекущий», и на означает «обеспечивающий соответствующим удовлетворением», тот есть Кришна. Привлекающий и дарящий счастье, полноту, удовлетворение, экстатическую реакцию, он есть Кришна и наоборот.
Кто мы, какова наша истинная природа, кто мы на самом деле? Частицы сознания, мы все частицы сознания, мы хотим понять что-то, извлечь что-то здоровое извне. Мы принимаем кислород, он нам необходим для того, чтобы сохранялось это тело, жило. В вас есть тело внутри, и это тело может питаться Моим «кислородом». То, что я говорю, есть кислород для вас, помогающий росту этого духовного тела, который пробуждается в вас. Это пища – Хари-катха. Беседуя обо Мне, они чувствуют такое наслаждение, словно они едят какую-то вкусную пищу, и более того, они чувствуют наслаждение, подобное тому наслаждению, которое возникает в соединении мужчины и женщины, раманти ча. Иногда они чувствуют удовлетворение такого рода, когда говорят обо Мне. Они способны извлечь сладость из этих бесед различных и очень желанных типов, всеобъемлющая природа. Беседы обо Мне имеют всеобъемлющую природу, они содержат в себе все виды экстаза, экстатического удовлетворения.
Вы помните шлоку «Бхагавад-гиты» матчита матгата прана? все их внимание поглощено Мной, матгата прана, вся их деятельность, жизнь, всё предназначено для Меня. Они действуют, двигаются, для Меня, делают что-то для Меня, все силы, которыми они обладают, используются ради Меня. Находятся ли они в одиночестве или в обществе других, они говорят обо Мне, столь полны памятью обо Мне, очарованы Мной настолько, что они не могут жить без этого. Когда они выходят в общество, и там единственное, что вдохновляет и движет ими, это впечатление обо Мне, и говорят всё выше и выше, всё глубже и глубже обо Мне. Говоря так, они чувствуют экстаз очень сладостного типа, который только возможен. Эти люди, Я даю им вдохновение, которое позволяет им следовать пути гопи Вриндавана, которые рискуют всем только для того, чтобы обрести Моё общество. Всё, что считается святым и не святым, они обрубают связь со всеми этими явлениями, отчаянно устремляются ко Мне. Я прошу этих людей следовать по стопам гопи, что есть высочайшее достижение. Не заботясь ни о чем, хорошем или плохом, лишь безраздельное внимание, направленное на служение Мне – это высочайший тип преданности Мне – объять Меня. Такого рода преданностью Я оказываясь зажатым у них в кулаке. Рискуя всем, хорошим или плохим, они отказываются от всего, в том числе от Божественных советов, данных Мной, но для определенных групп людей низшего уровня. Такого рода вдохновение Я дарю им изнутри.
Я жажду их благосклонности. Та группа – отряд смертников, они жертвуют, их жертва не знает пределов. Отряд смертников, которые готовы совершить всё что угодно ради Моего удовлетворения, Я молю об их милости, она столь высока. Они столь дороги и столь любимы Мной, что Я всегда думаю о том, что Я буду искать их милость. Столь высоки, бескорыстны, преданны и столь храбры, отчаянны. Когда бы они ни испытывали настроение разлуки, гьяна-шунья-бхакты не хотят знания или прямого сознания Меня. Они поглощены выполнением своего прямого долга и не стремятся знать ничего за пределами этого долга. Их размеры, причина, лишь в высшей степени преданность служению Мне. Подобные слуги высоки, и Я думаю, что не могу выплатить долг, который Я имею перед ними, и ради их удовлетворения, когда временами они испытывают впечатление, что Я забыл их, Я далек от них, не забочусь об их удобствах или неудобствах, тогда Я бегу, чтобы помочь им: «О, Я здесь, Мои дорогие», как их сын, муж или в любой другой роли, в которой они хотят Меня, Я появляюсь в этой форме, чтобы удовлетворить, утешить их и устранить это, казалось бы, мнимое страдание.
Гауранга-нагара вара, объединение Радхи и Говинды, Кришна в настроении Радхики, Они танцуют сами и поют своё собственное Имя. Единение Их двоих, позитивное и негативное объединены, и в настроении негативного позитивное танцует и поёт своё Имя, и это Махапрабху, гауранга-нагара вара. Призывая свое собственное Имя, ища самого себя, кто Я, в настроении Радхарани, величайшая степень жажды, олицетворение крайней степени искренности, которую только можно себе вообразить, поиск. Кришна ищет Самого Себя в настроении Радхарани – это Гауранга. И Он разбрасывает во все стороны частицы этого настроения. Поиск Кришны в настроении Радхарани, который совершает сам Абсолют и разбрасывает частицы этого во все стороны. Схватите их, ловите их и будьте счастливы. Есть ли вопросы?
Преданный: Махарадж, я хотел бы узнать, я слышал, что существуют игры, которые не позволяют Господу Нитьянанде находиться на одном алтаре с Радхой и Кришной.
Шридхар Махарадж: Я слышал, что Господь Нитьянанда является источником всех рас, шанты, дасьи, сакхьи, ватсальи, кроме мадхурьи. Там Радхарани независима и является окончательным авторитетом, в мадхурья-расе. Все остальные расы могут исходить от Баладева, Нитьянанды. Три деления: гьяна, бала, крия, мышление, чувства и воля – три категории философского мышления.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.