Вы здесь:  / Заметки / Дискуссия о сахаджии

Дискуссия о сахаджии

Вопросы к Б. Ч. Бхарати Свами в Телеграм-чате, 18-19.01.2018

Ари Мардан дас и Санкаршана: Харе Кришна, Шрипад Бхакти Чайтанья Бхарати Махарадж! Примите наше почтение. Пишут вам Ари Мардан дас (ученик Ш. Б. Нараяны Махараджа) и Санкаршана дас (ученик Ш. Б.Вигьяны Бхарати Махараджа).

Недавно нам на глаза попалось одно Ваше видео выступление:

https://www.youtube.com/watch?v=Qao16cTG4C0&t=425s

в котором Вы позволили себе весьма критично высказаться в адрес уважаемого нами Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа. В связи с этим, первое, что мы хотим узнать, – до сих пор ли Вы придерживаетесь такого мнения? И второе. Пожалуйста, предоставьте ссылки, в которых, как Вы утверждаете, Шрила Б. Р. Шридхар Махарадж и Шрила Б. С. Говинда Махарадж называют Шрилу Нараяну Госвами Махараджа сахаджией. Для нас и наших духовных братьев важно знать истину. Если Вы нам поможете, тогда мы сможем рассматривать Ваши аргументы серьёзно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Уважаемые преданные, я по-прежнему придерживаюсь этого мнения. Насчет ссылок я не совсем понял. Ссылки в каких источниках?

Ари Мардан дас и Санкаршана: Нас интересуют ссылки на видео- или аудио-лекции. Если есть ссылки на тексты, статьи или книги Шрилы Бхакти Ракшак Шридхар Махараджа, то это тоже будет очень хорошо. Где он критикует Шрилу Нараяну Махараджа и за что конкретно?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я лично слышал от Шрилы Говинды Махараджа, что Нараяна Махарадж – сахаджия номер один мире.

Ари Мардан дас и Санкаршана: Чтобы рассматривать нам серьёзно слова Шрилы Говинды Махараджа, нам необходимо утвердиться в его высокой адхикаре. Вы же понимаете, что каништха-гуру или мадхьяма-гуру могут ошибаться. Не могли бы Вы предоставить какие-либо цитаты со слов великих святых Гаудия-сампрадаи, которые утверждали бы, что Шрила Говинда Махарадж является уттама-вайшнавом? Мы уже читали книги «Братья» и «Наши учителя», изданные в вашей санге. Там есть неплохие высказывания представителей гуру-варги, которые говорят о Шриле Говинде Махарадже, как о хорошем ученике. Однако, нас интересуют прежде всего именно те высказывания, которые дают ясное понимание того, что Ваш учитель – совершенный вайшнав. Приведите пожалуйста цитаты с датами, ссылками на книги и статьи, где бы утверждалось, что он совершенный гуру.

Поскольку Вы не один раз слышали от своего учителя, что Ш. Б. Нараяна Махарадж – сахаджия, то наверняка у Вас сохранились какие-то записи его аудио-выступлений, фраз, где он говорил бы подобное. Не могли бы Вы выслать эти видео- или аудио-доказательства нам для рассмотрения? Если же есть тексты, где он говорит подобное, то мы тоже хотели бы с ними ознакомиться.

Б. Ч. Бхарати Свами: После смерти его сахаджия-гуру, который жил на Радха-кунде, как и все сахаджии, эстафету фальшивого бхакти перенял Нараяна Махарадж.

Ари Мардан дас и Санкаршана: О ком именно идёт речь? Назовите, пожалуйста, имя этого сахаждии. Нам совершенно не известно ничего о нём. Санга Ш. Б. Нараяны Махараджа, как и сам Ш. Б. Нараяна Махарадж, никогда не говорили, что у него был какой-то гуру-сахаджия на берегах Радха-кунды. Более того, сам Ш. Б. Нараяна Махарадж много противостоял сахаджиям с Радха-кунды. Об этом ясно говорит его книга «Прабандха-панчакам». Также он ясно выражался против сахаджий во многих других своих лекциях. Вы можете найти эти выступления по этой ссылке

Также Вы можете увидеть критику сахаджий в книге Шрилы Б.Нараяны Махараджа «От живого садху». Отдельная глава из этой книги опубликована здесь

Поэтому все его последователи понимают, что было бы нелепо считать, что он получал ложное образование у тех, кого активно опровергал. И если Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж является, по словам Вашего гуру, сахаджией номер один, то не получается ли, что Ваш духовный учитель не замечал тех, кого критиковал Шрила Нараяна Махарадж и принимал их бхакти, как вполне допустимое для нашей традиции? И если нет, то почему они остались без внимания Вашего учителя и не были определены им как сахаджии номер один? Ответьте также на вопрос: в чём именно выражается фальшивость бхакти Шрилы Нараяны Госвами Махараджа?

Б. Ч. Бхарати Свами: Когда Нараяна Махарадж затеял катание Божеств Джаганнатха, Баларамы и Субхадры на колесницах в Навадвипе, причем колесницы ехали из Навадвипы в Кришнанагар, Шридхара Махарадж заметил, что если бы устроители спектакля чувствовали, что творится в сердце обитателей Дхамы, они бы никогда не затеивали Ратха-ятру. Тогда же он назвал Нараяну Махараджа пракрита-сахаджия-вайшнавом.

Ари Мардан дас и Санкаршана: Если Вы посмотрите на эту историю не со слов сплетников, то увидите, что Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж не мог затеять что-либо в те годы без руководства старших вайшнавов. В то время он находился под руководством Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и никогда не выступал как первое лицо. Именно Шрила Бхактипрагьяна Кешава Махарадж был инициатором и вдохновителем этой Ратха-ятры, а не Шрила Нараяна Махарадж, поэтому у нас есть тенденция видеть негативную предвзятость в Ваших словах и словах некоторых других санньяси Вашего Матха. По признакам можно заметить, что кое-кто, поступая подло, желает сделать из Шрилы Нараяны Госвами Махараджа козла отпущения. А теперь ближе к фактам.

В журнале «Гаудия-патрика», вышедшего летом в 1968 году, в статье об этом празднике («Небывалый, грандиозный праздник Ратха-ятры, устроенный Шри Девананда Гаудия Матхом»), ясно говорится, что Ратха-ятра проходила под началом Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами. Так что, Вам придётся сместить акценты своей необоснованной и несправедливой критики. Ведь в присутствии знаменитых учеников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Шрила Нараяна Госвами Махарадж, совершенно очевидно, не мог в то время выйти на передний план как ведущий всех за собой. Не кажется ли Вам это очевидным? Подумайте, пожалуйста, внимательно о дате проведения Ратха-ятры.

Что касается направления движения колесниц, то например ачарья ИСККОН – А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада устраивал Ратха-ятру вообще вне Навадвипы, по всему миру. Он катал Божества во всех направлениях, куда только можно. Или же по-вашему, он тоже источник боли для всех Навадвипа-васи и пракрита-сахаджия? Попробуйте это сказать, опираясь на свою ограниченную логику, и вас проклянут все маха-бхагавата-вайшнавы сампрадаи.

Сейчас колесницы Джаганнатхи катаются по всему миру, как этому учил Шрила Бхактиведанта Свами и цель этого не только вернуть Кришну во Вриндаван, а также в том, чтобы привлечь к движению Гаудия-вайшнавизма. Другими словами, на данный фестиваль можно смотреть с разных точек зрения, не только с позиции досконального исполнения правил и предписаний, но и с позиции привлечения к традиции Гаудий и расширения движения сознания Кришны, как к этому призывал Шри Чайтанья Махапрабху.

Чтобы ознакомиться с тем, как действительно происходили события, связанные с Ратха-ятрой, Вам не стоит опираться на сплетни завистников, которые организовали афёру с обвинением Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Просто почитайте книгу «Ратха-ятра в Шри Навадвипе 35 лет назад»

Теперь о негодовании Шрилы Бхакти Ракшака Шридхары Махараджа. Иногда так бывает, что святые не могут понять друг друга, это подобно тому, как Баладев не мог понять действия Кришны, считая их несправедливыми, когда Тот подсказал Бхиме, как убить Дурьёдхану после битвы на Курукшетре. Если даже одна экспансия Бога не может понять другую, то что говорить о тех, кто Богом не является. Йога-майя порой творит необъяснимое для баддха- и нитья-сиддха джив. Недоразумения порой встречаются даже в отношениях великих святых. Поэтому тот, кто понимает это, не беспокоится.

Ратха-ятра имела полное право проходить там, где она состоялась. Чтобы Вы могли это ясно понять, не лишним будет представить список выдающихся учеников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады, которые одобрили проведение той Ратха-ятры в Навадвипе, организованной Девананда Гаудия Матхом, и которые лично участвовали в ней (имена тех, кто участвовал, отмечены знаком *):

Шримад Бхакти Бхудев Шроти Махарадж*
Шримад Бхакти Вилас Тиртха Махарадж
Шримад Бхакти Прамод Пури Махарадж
Шримад Кришнадас Бабаджи Махарадж*
Шримад Бхакти Дайита Мадхава Махарадж
Шримад Бхакти Дживан Джанардан Махарадж*
Шримад Бхактиведанта Свами Махарадж.
Шримад Бхакти Кумуд Санта Махарадж
Шримад Бхакти Вичар Джаджавар Махарадж
Шримад Бхакти Кусум Шраман Махарадж
Шримад Бхакти Шаран Шанта Махарадж*
Шримад Навин Кришнадас Бабаджи Махарадж*
Шримад Нитай дас Бабаджи Махарадж*
Шримад Бхакти Шри Руп Сиддханти Махарадж*
Шримад Бхакти Пракаш Аранья Махарадж*
Шримад Бхакти Викаш Хришикеш Махарадж*

Возможно, Махарадж, что Вам не известны эти имена. В таком случае, Вы можете обраться к садху, чтобы они рассказали вам о славе этих личностей. Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Махарадж очень хорошо их прославил в своих лекциях в последние годы.

Б. Ч. Бхарати Свами: В ответ Нараяна Махарадж написал в журнале, что мы не будем слушать мнения торговца рыбой для того, чтобы проповедовать бхакти. Естественно, вашему гуру все Матхи объявили бойкот. Тогда он примчался к Шридхаре Махараджу в Матх просить прощения. Шридхара Махарадж сказал ему: «Ты осудил меня публично, публично и извиняйся». Публичного извинения так и не было.

Ари Мардан дас и Санкаршана: Важно отметить, что в создании этой статьи принимал активное участие Шрила Бхактиведанта Тривикрама Махарадж, который всегда был бескомпромиссным проповедником и острым на язык. Он не любил, когда бхакти разбавляют греховной деятельностью. Поэтому выражение про рыботорговцев принадлежало именно ему, а не Шриле Бхактиведанте Нараяне Махараджу. В то время многие лидеры Матхов и матхаваси никак не могли одобрить того факта, что члены Чайтанья Сарасват Матха торговали рыбой из пруда, который принадлежал Матху, желая жить не за счёт пожертвований, как это было принято традиционно, а за счёт содействия в убийстве живых существ.

Никакого бойкота никто не объявлял Шриле Нараяне Махараджу, кроме тех, кто защищал торговцев рыбой. Поскольку если бы это было так, тогда бы его не славили ачарьи Гаудия Матхов, а также не проходили вместе с ним Парикраму. Прославления Шрилы Нараяны Госвами Махараджа великими учениками Шрилы Бхактисиддханты Махараджа, Вы можете прочитать, зайдя по следующей ссылке

Также следует отметить, что тему с рыбой, о которой Вы упоминаете, Вам подали совсем в ином – оскорбительном контексте, для того, чтобы посеять вражду между великими вайшнавами. То, как эту историю извратили так называемые последователи Шрилы Бхакти Ракшака Шридхары Махараджа, и доказательство этого, можно прочитать опять же в книге «Ратха-ятра в Шри Навадвипе 35 лет назад», (Опровержение №5 на основе «Гаудия-патрика», 10 номер 22-го года выпуска. От 16 декабря, 1970 г.).

Ознакомившись с материалом, станет ясно, что Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж не выдвигал никаких обвинений против Шрилы Бхакти Ракшак Шридхара Махараджа, и то, о чём заявляете Вы, имеет очень мало общего с подлинными словами Шрилы Бхактиведанты Нараяны Махараджа и его шикша-гуру Шрилы Бхактиведанты Тривикрамы Махараджа.

Также идея так называемой обиды Шрилы Бхакти Ракшака Шридхары Махараджа раздута была бессовестным образом Шрипад Б. Г. Нарасимха Махараджем. Именно он пустил утку в массы. Более того, со стороны санги Шрилы Нараяны Махараджа было предложено пойти в суд для того, чтобы через госинстанцию рассмотреть правоту так называемых последователей Шрилы Бхакти Ракшака Шридхар Махараджа, которые раздули весь этот сыр-бор. А в ответ – тишина.

Б. Ч. Бхарати Свами: Эту историю я услышал от Говинды Махараджа, когда он, собрав преданных, поблагодарил меня за то, что я выгнал Нараяна Махараджа и его группу из нашего Матха в 2006-м году, когда они пришли поклониться самадхи Шридхара Махараджа.

Ари Мардан дас и Санкаршана: У нас нет уверенности в том, что он получил эту информацию через достоверные источники. Скорее наоборот, у нас есть доказательства того, что всё было распространено как лживая сплетня. В книге, указанной выше, есть доказательства этого. Именно поэтому, Ваш поступок по отношению к Шриле Бхактиведанте Нараяне Госвами Махараджу является, мягко говоря, странным и неоправданным. Можно было бы выразиться и адекватнее, оценивая Ваш поступок возле самадхи своего Парам-Гурудева, но мы пока этого делать не будем, поскольку надеемся на продолжение диалога с вами ради достижения истины.

Попытайтесь, пожалуйста, ответить на все выше поставленные нами вопросы и предоставьте со своей стороны по возможности какие-либо опровержения тех доказательств, которые мы Вам выслали. Тогда можно будет продолжить нашу переписку. С нетерпением ждём Вашего ответа.

Б. Ч. Бхарати Свами: Скажите, пожалуйста, какова цель нашего диалога? Ради каких благ вы предлагаете мне нести аскезу общения с учениками гуру-сахаджии?

Санкаршана: Прояснить недоразумения – цель. А потом уже ответ на второй вопрос не понадобится.

Б. Ч. Бхарати Свами: Спрошу по-другому. Зачем прояснить? Я верю своему Гуру. Вы должны верить своему. Если Шридхара Махарадж для вас авторитет, то какие вам нужны подтверждения в авторитетности Говинды Махараджа? Какой Вайшнав должен указать на авторитетность Говинды Махараджа? Назовите примерные имена. Найдите в интернете завещание Шридхары Махараджа.

Санкаршана: Хорошо, отвечу по-другому, с другой стороны можно на это посмотреть. Цель – проповедь. Возможно, Вы поможете ученикам сахаджии понять то, чего они не понимают. А также цель в том, что ученики сахаджии помогут Вам понять то, чего Вы не понимаете. Если такое произойдёт, тогда мы Вас попросим удалить своё видео с оскорблениями. А если Вы поможете ученикам сахаджии понять то, чего они не понимают, тогда эти ученики будут Вам благодарны за милость и помощь в преданном служении.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ок. Шридхара Махарадж на второй день знакомства с Говиндой Махараджем сказал, что этот юноша будет моим преемником. Это он сказал своим духовным братьям, жившим в Матхе. Таким образом авторитет Говинды Махараджа неоспорим.

Санкаршана: Преемник, это ещё не указывает на очень высокий адхикар, поскольку мы в истории видим, как некоторые преемники, становясь ачарьями, не демонстрируют уттама-адхикару и не являются нитья-сиддха-парикарами. Например нынешний преемник, Ачарья Махарадж, в Чайтанья Сарасват Матхе показателен. Более того, Авадхута Махарадж не очень любит этого «преемника».

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Вы правы

Санкаршана: Авадхута Махарадж буквально три года назад, когда-то ставил железный заслон Шрипад Ачарье Махараджу, чтобы тот не появлялся на территории России и не инициировал русских преданных.

Б.Ч Бхарати Свами: Значит, критерий авторитетности не мнение даже вышестоящего ачарьи, а наше с вами личное ощущение. Да.

Санкаршана: Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж также назначил преемника – Шрилу Бхакти Бибудха Бодхаяна Махараджа. По Вашей логике, получается, что тогда он должен быть автоматически признан маха-бхагавата-вайшнавом. Однако мы не видим, чтобы в Вашей санге почитали его как такового.

Или же всё-таки Вы считаете, что Б. В. Бодхаян Махарадж – уттама-адхикари?
Критерием авторитетности никогда не может быть личное мнение толпы каништха-адхикари. Только великие святые могут дать (определить) адхикару того или иного человека с великой точностью. Поэтому для определения адхикары Говинды Махараджа нам необходимы цитаты со слов маха-бхагават.

Б. Ч. Бхарати Свами: Я не обладаю силой видеть уровень вайшнава. Но я обладаю долгом, как и вы, верить своему Учителю. Вы ведь не пытаетесь разрушить мою веру в моих Гуру и Парам-Гуру? Хотя есть объективно три уровня Гуру, ученик должен считать своего Гуру маха-бхагавата-вайшнавом.

Шридхар Махарадж называл Б. П. Пури Махараджа каништха-адхикари. Но это не значит, что его ученики должны так же к нему относиться. Кто бы ни был Бодхаян Махарадж для меня (я, кстати, его почти не знаю), для его учеников он Вайшнав высшей категории. Как и Говинда Махарадж для меня. И Говинда Махарадж был рад, когда я прогнал Нараяна Махараджа из нашего Матха. Этот факт не удалишь, как то, что мой гудок Махарадж поставил в пример другим преданным.

Санкаршана: От Вас требуется не слепая вера, которая порицается в нашей традиции, а привести слова великих святых о том, что ваш Гуру – уттама-вайшнав.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ок. Перечислите мне некоторых святых Вайшнавов. Например, вы привели мнение Авадхута Махараджа об Ачарье Махарадже, как о Вайшнаве не высшей категории. И как я понял, привели его мнение в качестве авторитетного. Может, вы тогда попросите Авдхута Махараджа высказать мнение о Говинде Махарадже? И правильно я понимаю, для того, чтобы считать моего Учителя святым, мне нужно учитывать мнение тех, на кого Вы укажете как на святых?

Санкаршана: Я ещё раз Вам повторяю о том, чтобы Вы сослались на слова великих маха-бхагавата-вайшнавов для доказательства наличия высокой адхикары Вашего духовного Учителя. Ни один из нас не должны верить слепо в адхикару наших учителей, поэтому я не обращаюсь к Вашей адхикаре, а прошу привести доказательства со слов великих святых. Мы не пытаемся разрушить чью-либо веру, мы пытаемся укрепить её на основании реальных фактов со стороны гуру-парампары. Когда писания требуют считать своего Гуру маха-бхагавата вайшнавом, они не требуют этого от ученика, чтобы он делал это слепо. Именно поэтому нас учат в парампаре, говоря о том, чтобы мы отличали каништха-гуру от мадхьям-гуру, от уттама-гуру.

Приведите, пожалуйста, цитаты, где Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж называет Бхакти Прамод Пури Махараджа каништха-адхикари.
Махарадж, Вы, наверное, меня не поняли, я Вам привёл пример того, что если кто-то является преемником, это ещё не означает того факта, что преемник уже автоматически является уттама-адхикари. Вы это уже поняли?

Б. Ч. Бхарати Свами: Привожу: «Пури Махарадж – каништха-адхикари». Я как раз согласен с вашим тезисом. И хочу лишь добавить, что сначала мы принимаем что-то на веру, а потом проверяем. Я принял на веру от Шридхара Махараджа то, что Нараяна Махарадж – «духовный педофил». (Это особый термин, требующий расшифровки). А потом сам в этом убедился.

Санкаршана: Бхактиведанта Свами Прабхупада никогда не приветствовал слепого принятия Гуру. Приведите цитаты со слов тех святых, которых мы вместе с Вами считаем святыми, например Шрила Бхактиведанта Свами, Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж. Цитаты означает не просто кто сказал, а где и когда, лекция, например, книга, статья…

Б. Ч. Бхарати Свами: Я и не слепо принимаю. Принял, проверил.

Санкаршана: Я привёл мнение Авадхуты Махараджа, как предположительного авторитета для Вас. Для нас он не авторитет. Его мы тоже, когда придёт время, спросим об адхикаре Вашего учителя.

Махарадж, не смешите меня цитатами с Ваших слов без указания места, времени или источника (аудио или видео), где ваш Парам Гурудев высказался об адхикаре Шрилы Бхакти Прамод Пури Махараджа. Это может быть принято Вашими последователями, но никак не теми, кто принимает цитирование по правилам.

Если Вы согласны с тем, что сначала мы принимаем, а потом проверяем, то, вероятно, Вы, уже проверив, имеете представление о том, какая адхикара у Вашего Гуру. А если так, то докажите своё понимание того, что он уттама-адхикари.

Где именно Ш. Б. Р. Шридхар Махарадж говорил о том, что Нараяна Махарадж «духовный педофил»? Или Вы опять предлагаете поверить Вам на слово, учитывая то, что и Вы, и я не принимаем Ваш высокий духовный авторитет?

На основании чего Вы поверили в то, что Ваш Гуру – уттама-адхикари? Я несколько запутан Вашими противоречивыми утверждениями. Сначала Вы говорите о том, что не обладаете адхикарой определять уровень вайшнавов, а теперь утверждаете, что приняли Гуру, а потом убедились в его уттама-адхикаре. Так у Вас всё-таки есть квалификация для определения уттама-адхикари или нет?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я не могу доказать про своего Учителя. Эти вещи объективно недоказуемы. Я не говорю, что убедился в его адхикаре, я говорю, что убедился в его словах. Простите, я неточно изъяснился.

«Духовным педофилом» он назвал вашего учителя, когда выяснилось, что целевая аудитория его проповеди – преданные ISKCON. Он своего рода совращает уже сложившихся преданных. Жаль, что мои ответы вам смешны. Но более других у меня для вас нет.

Санкаршана: Бхактиведанта Свами Прабхупада просил во время своего ухода, чтобы Шрила Нараяна Госвами Махарадж помогал преданным ИСККОН. Это зафиксировано в хронике самого ИСККОН, в книге Тамал Кришны Махараджа «Дневник. Последние дни Прабхупады», на стр. 202-204. Также есть запись их последней беседы и перевод её на русский язык, которая опубликована на сайте sampradaya.ru. Когда ученики Бхактиведанты Свами стали получать шикшу Шрилы Нараяны Госвами Махараджа, рекомендованную Бхактиведантой Свами, они стали задавать глубокие вопросы о том, чего их учитель не раскрывал. Всё это зафиксировано в аудио-записях и также в книге: «Уместные вопросы, совершенные ответы». Лидеры ИСККОН сами провоцировали Шрилу Нараяну Махараджа рассказывать о глубинах рагануги. В этом можно легко убедиться, пройдя по ссылкам и прочитав книгу. А теперь ответьте, Шрила Нараяна Махарадж поступил плохо, выполняя указания Бхактиведанты Свами и проповедуя о том, о чём проповедовали Госвами Враджи?

Вы говорите, что доказать объективно, является ли кто-то уттама-адхикари или нет, невозможно. Однако в нашей традиции великие святые и Сам Махапрабху с Вами не согласятся. Поскольку существуют методы, посредством которых в традиции проводят гуру-парикшу, проверку гуру. Если бы Вы были правы, тогда бы в «Чайтанья-Чаритамрите» Мадхья, 24.330 Шри Чайтанья Махапрабху бы не говорил: гуру-лакшана, шишйа-лакшана, донхара парикшана севйа – бхагаван, сарва-мантра-вичарана. «В твоей книге должны быть описаны признаки истинного Гуру – уттама-адхикари, а также признаки настоящего ученика. Прежде чем принять Гуру, ученику необходимо убедиться в его квалификации, то же самое касается Гуру. Он обязан проверить ученика. Опиши Бхагавана и мантры, которыми Ему поклоняются». Также о методах определения сад-гуру Шрила Бхактиведанта Свами пишет в книге «Раджа-видья»: «Ничему не следует верить слепо. Даже познавшего себя и утвердившегося в Абсолютной Истине духовного учителя мы должны испытать, задавая ему разумные вопросы о тонкостях духовной жизни. И кем бы он ни был – брахманом, шудрой, американцем, индусом, если он действительно может ответить на все вопросы, касающиеся науки о Кришне, значит, он на самом деле духовный учитель».

Если Вы не можете доказать объективно того, что Ваш Гуру маха-бхагавата, тогда мы вынуждены принять тот факт, что Ваша вера в него слепа. На основании слепой веры действуют только неофиты, которые не могут делать правильных шагов в преданном служении и понимать истинный смысл слов садху, гуру и шастр. Искренне советуем Вам от всего сердца обрести достойную садху-сангу.

Махарадж, сосредоточьтесь, пожалуйста, на ответах на наше письмо, чтобы не быть голословным в своих ответах. И обязательно старайтесь думать над своими словами.

Б. Ч. Бхарати Свами: Я правда неофит. Но стараюсь думать над своими словами. А ваши слова о том, что у меня слепая вера в моего Учителя, я принимаю как высшую похвалу и благословение. И очень надеюсь, что это так, что у меня действительно слепая вера в Говинду Махараджа.

Далее обращение Б. Ч. Бхарати Свами к преданным.

Б. Ч. Бхарати Свами: Я не понимаю учеников Нараяна Махараджа. Изначально меня спросили, почему я называю Нараяна Махараджа сахаджием. Я ответил.

А дальше началось выяснение: кто авторитет, кто не авторитет. Кто высший гуру, кто низший. Есть ли документальные доказательства того, что Шридхара Махарадж называл Нараяна Махара сахаджием. Дело же не в этом, а в том, что он возил Ратха-ятру по Навадвипе, устраивал спектакли лил Кришны во Вриндаване, жил вместе с сахаджием-гуру на Радха-кунде много лет. Это факты. Это свидетельствует о том, что он сахаджия.

Кроме того, они всегда проповедуют среди существующих вайшнавских миссий. В Лондоне они стояли со своими книжками прямо у дверей нашего Матха и вручали их всем входящим и выходящим. Это их обычная практика. Это то, что наш Учитель назвал «духовной педофилией». А где именно на кассетах Шридхара Махарадж с омерзением говорит про спектакли Нараяна Махарадж, не так важно. Чего стоит уже то, что Нараяна Махарадж позировал художнику, когда тот рисовал портрет Радхи? Для привеженцев ШЧСМ это дико, для сахаджиев – в порядке вещей.

Диалог развивался так:

– Ты по-прежнему считаешь нашего гуру сахаджием?
– Да.
– Почему?
– Потому что был такой случай, при котором наш Учитель назвал его сахаджием.
– Докажи, что твой гуру – авторитет.
– Какие вам нужны доказательства?
– Пусть кто-нибудь из Вайшнавов признает его авторитетом.
– Его признал предыдущий Гуру.
– Это не доказательство. Мало ли кого признавали, а они оказались жуликами.
– Тогда я просто верю моему Гуру, верю его словам и верю, что он Вайшнав высшего разряда.
– Твоя вера слепа. Она неправильная. Вайшнав – это тот, кого мы считаем Вайшнавом.
– Хорошо, моя вера не правильна, но другой у меня нет.

По идее, на этом можно закончить разговор.

В заключение я бы ответил нашим сахаджия-вайшнавам: Понимаю, дорогие мои, горько узнать, что вы и ваши гуру принадлежите к сообществу притворщиков, фальшивомонетчиков. Но кому-то эту роль выполнять всё же нужно. Как тому дорожному знаку «тупик», что предупреждает путника, что в этом направлении идти нельзя. Роль, кстати, довольно благородная. Поэтому, дорогие производители и рекламщики фальшивок, будьте, где есть, не изчезайте. Помогайте своим примером соискателям Истины.

Продолжение разговора на следующий день.

Санкаршана: Харе Кришна, преданные! Наши поклоны. Я думаю, что все, кто хотел, ознакомились с историей переписки, сделал это. Мы, в свою очередь, не против продолжить здесь, по желанию Махараджа, как мы поняли. Мы просим об одном важном условии. ДО ТЕХ ПОР ПОКА НЕ ЗАКОНЧИТСЯ ДИСКУССИЯ НИКТО НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН ПИСАТЬ в эту группу, так как это будет мешать, отвлекать и размывать диалог, чего бы нам, конечно, же не хотелось. Если уж очень будет хотеться что-то сказать, пожалуйста, пишите мне в личку. В дискуссии участвуют только Махарадж и Ари Мардан Прабху. Если это условие не будет соблюдено, мы продолжим общение с Махараджем в личной переписке. С нашей стороны была просьба Махараджу ответить на наши вопросы, изложенные в письме. Поэтому мы ждем ответов.

Б. Ч. Бхарати Свами: Можно вопросы последовательно? Я буду отвечать по мере их поступления. Один за одним.

Санкаршана: Тогда начнем сначала. Копирую из текста письма. Вопрос 1: Харе Кришна, Бхакти Чайтанья Бхарати Махарадж. Спасибо за Ваш ответ.

Б. Ч. Бхарати Свами: Насчёт ссылок я не совсем понял. Ссылки в каких источниках?

Санкаршана: Нас интересуют ссылки на видео- или аудио-лекции. Если есть ссылки на тексты, статьи или книги Шрилы Бхакти Ракшак Шридхар Махараджа, то это тоже будет очень хорошо. Где он критикует Шрилу Нараяну Махараджа и за что конкретно?

Ари Мардан Прабху: На часть вопросов Махарадж уже попытался ответить в нашей переписке. Все остальные вопросы ясно прописаны в тексте письма. Просто пишите и отправляйте, предварительно подумав и прочитав все аргументы, отправленные нами Вам. Пожалуйста, не ленитесь, Махарадж.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ссылок в аудиоархиве я вам дать не могу. Об истории с Ратха-ятрой Н. М. наверняка ваше сообщество знает. Поспрашивайте у старых преданных в других Матхах.

Уважаемые участники чата, во избежание частной переписки с моими оппонентами, я перенаправляю их сообщения сюда. Я заблокировал их в частном чате, чтобы они писали сюда. Ещё я предлагаю им не выяснять, кто авторитет, а кто нет, а перейти к событиям. Таким образом они вынуждены будут подвергать сомнению не слова кого-то о ком-то, не профпригодность Вайшнавов, а эпизоды жизни, что значительно труднее.
Одно дело – сомневаться в сказанном кем-то когда-то, другое – в сделанном.

Махарадж привёл лекцию Шрилы Шридхара Махараджа:

«Глупцы врываются туда, где ангелы ступить не смеют»

35-я минута

Ари Мардан Прабху: Поскольку Махарадж Вы: 1) заблокировали личную переписку с нами, 2) поскольку Вы отказываетесь отвечать на наше письмо, опровергающее Ваше выступление в видео-сюжете, а соответственно не желаете даже рассмотреть наши аргументы, мы вынуждены рассматривать Ваше поведение как неуважение, игнорирование оппонента в диспуте, боязнь смотреть правде в глаза и бегство. Поскольку Вы отказываетесь понять агрументы нашей стороны, мы вынуждены рассматривать это как окончание дискуссии. Какой смысл разговаривать с Вами, если Вы не желаете слушать точку зрения других людей. В связи с этим, мы начинаем публикацию нашей переписки. Пусть читатели сами судят о том, кто прав, а кто нет.

Желаю всем обрести посвящение у уттама-гуру. На этом мы с Вами прощаемся.

Санкаршана: На самом деле я знал, что этот диспут не закончится миром. В случае с оскорбителями лотосных стоп чистых преданных это невозможно. Мы просто сделали то, что запланировали. Поэтому больше смысла в пребывании в этой группе я не вижу.

Пожалуйста изучайте сиддханту. Сентименты ни к чему хорошему не приведут.

Б. Ч. Бхарати Свами: Не буди лиха, пока хата с краю.

Далее обращение Б. Ч. Бхарати Свами к преданным.

Б. Ч. Бхарати Свами: Харе Кришна, дорогие преданные. Я хотел сделать несколько голосовых зарисовок по поводу развернувшейся у нас на днях дискуссии с представителями сахаджии, но, за неимением возможности печатать на смартфоне, я решил наговорить несколько своих замечаний. Итак, по поводу сахаджии. Есть один хороший советский анекдот. Колхоз. Колхозное собрание. Выступает председатель: «Дорогие колхозники! У нас на повестке сегодня два вопроса. Первый – строительство сарая за коровником, и второй – всеобщее построение коммунизма. Итак, за неимением досок для сарая, мы сразу переходим ко второму вопросу».

В этом суть всей сахаджии – они сразу начинают с учения шести Госвами. Если вы читали письмо наших оппонентов, там в одном месте они мне задают вопрос: «Что Нараяна Махарадж поступил плохо, рассказывая преданным ISKCONa, об учении шести Госвами?» В этом, собственно, сахаджия. Они рассказывают об учении шести Госвами, а имеется в виду прежде всего учение Шри Рупы, пьесы Шри Рупы, в которых он говорит о лилах Кришны, о супружеских и прочих интимных отношениях с Кришной. Они сразу начинают об этом говорить для того, чтобы впечатлить несозревших преданных, которым их Гуру до этого ничего про интимные отношения с Кришной не говорил, потому что берег их, так сказать, детские, в духовном смысле, чувства, потому что об этих вещах (об интимности с Кришной) говорят только на высших стадиях бхакти. То, что Нараян Махарадж говорит о высших, об интимных связях с Кришной первому попавшемуся преданному, так сказать, берет быка за рога, я был лично тому свидетелем. Я несколько раз приезжал на встречи с Нараяном Махараджем в 2000-м году, ровно за месяц до того, как я познакомился со Шрилой Говиндой Махараджем. И там, при стечении сотен людей, он говорил об этих высших отношениях с Кришной. Так что, вот собственно, иллюстрация к тому анекдоту, который я упомянул.

Теперь вопрос: почему нельзя людям начинающим, неофитам, говорить о любви с Кришной, о близких, об интимных отношениях с Кришной. Я тоже хочу привести некоторый пример. Допустим, вы сын автомеханика, и вы всю жизнь росли среди автозапчастей, среди колес, распредвалов, среди стекол каких-то, деталей двигателя, и вдруг вы попадаете в совершенно чуждую для вас среду, допустим, вы попадаете в горы. Вы попадаете в атмосферу, где вас окружают образы, которых вы раньше не видели. И что вы увидите в этом новом пейзаже? Вы увидите ровно то, что свойственно вашему опыту. В этих камнях, в этих деревьях, ущельях, в горной речке вы будете видеть детали автомобилей, потому что ваше мышление сформировано образами виденного ранее. Поэтому всё, что вы будете видеть, вы будете видеть в контексте того, что вам привычно. Вот точно так же, когда человек сталкивается с Сознанием Кришны, что ему привычно? Что привычно обычному человеку? Ему привычны мирские отношения, образы здешнего мира, мотивы здешнего мира, и когда он слышит о любовных отношениях с Кришной, он, как тот сын автомеханика, в этих рассказах будет видеть всю порочность здешнего мира. Естественно, он не будет воспринимать это как порочность, но он будет видеть мотивом отношений с Кришной те же самые мотивы, которые были в этом мире, к которому он привык. Вот, собственно, опасность сахаджии. Они говорят о любви к Господу тем, кто вырос на любви к здешнему миру, поэтому в тех возвышенных темах они будут видеть собственные переживания общения с родителями, с друзьями, с возлюбленными. Все то, к чему они привыкли, они будут переносить на отношения с Господом, поэтому подлинные Вайшнавы никогда не говорят об этих предметах. Поэтому Шрила Сарасвати Тхакур сказал: «Я принес в этот мир Любовь к Богу, но 99,9% своей проповеди я посвящаю тому, что не есть Любовь к Богу. А то, что есть Любовь к Богу, вам откроется, когда вы созреете». Харе Кришна!

Кстати, в письме моих оппонентов звучал вопрос: «С кем жил Нараян Махарадж после ухода своего гуру на Радха-кунде?» Я ответил, что прожил он с одним бабаджи, который к тому времени являлся лидером всех сахаджиев. Вот мне подсказали, что этого бабаджи звали Ананта дас бабаджи. Он являлся учеником Лалита Прасада. Это родной брат Шрилы Сарасвати Тхакура, которого Сарасвати Тхакур (я могу ошибаться, может, Бхактивинод Тхакур, может, Сарасвати Тхакур) назвал лидером сахаджиев. Этот Лалита Прасад также поселился во Вриндаване или на Радха-кунде. Как известно, Радха Кунда – это магнит для сахаджиев. Однажды, когда Сарасвати Тхакур вернулся с Радха-кунды, он сказал: «Я был во Вриндаване и не встретил там ни одного преданного». Так вот, этот Лалита Прасад собрал вокруг себя своих последователей и учеников, и после его ухода Ананта дас бабаджи стал следующим преемником Лалита Прасада, лидером сахаджиев. Так вот, Нараян Махарадж, после ухода его учителя, сделал свой сознательный выбор – приехал и поселился у Ананта даса бабаджи, лидера сахаджиев. Поэтому мы со всем основанием говорим, что эстафету сахаджии, идеи пракрита-сахаджии Нараян Махарадж принял у тогдашнего лидера сахаджиев Ананта даса бабаджи.

Когда Кешава Махарадж, санньяса-ученик и духовный брат Шридхары Махараджа, оставлял мир, он назначил после себя преемником Ваману Махараджа. Нараян Махарадж, расчитывавший, что преемником назначат его, уехал во Вриндаван на Радха-кунду, где принял своим наставником главного сахаджия тех лет.

От него он принёс в обиход преданных термин расика-вайшнав – визитную карточку в риторике сахаджиев – термин, означающий «вайшнав, вкушающий расу близких отношений с Кришной». Термин, который есть в книгах Рупы Госвами и в «Джайва дхарме», но совершенно избегаемый в линии Сарасвати Тхакура. Позже он объявил себя таким расика-вайшнавом, из уст которого, как известно, следует слушать о Кришне. Когда живущие ещё в то время ученики Сарасвати Тхакура стали крутить пальцем у виска, он убрал это из публичного дискурса. Но среди учеников его так назвали, и это было частью рекомендации его в качестве учителя в частных беседах. Я тому свидетель.

Итак, дорогие преданные, когда наши оппоненты покинули дискуссию, можно подвести некоторые итоги.

Представляется не лишним напомнить, с чего беседа началась. Со мной, очевидно, после просмотра в интернете моих высказываний о Нараяне Махарадже, связались его ученики или последователи и предложили мне привести доказательства моих утверждений о том, что их гуру является сахаджия-вайшнавом, притворщиком, актером на публику, псевдовайшнавом. Я привел им свои доводы, во-первых, состоящие из фактов его биографии, во-вторых, сославшись на то, что так считали наши Учителя: Шридхара Махарадж и Говинда Махарадж. После этого у дискуссии возможны были три варианта исхода: оппоненты заявляют, что

1) факты, приведенные мною, не имели места вообще, и мои учители не говорили тагого о Нараяне Махарадже;

2) факты имели место, но они не изобличают Нараяна Махараджа как сахаджию и лже-гуру, и наконец,

3) факты были и изобличают Нараяна Махараджа как лже-гуру.

Вместо этого мы видим, что оппоненты подменяют сам предмет беседы, сводя ее к авторитетности моего учителя. Дескать, раз некоторые из приведенных фактов я узнал от Учителя, то давайте поговорим о его профпригодности. И уже не важно, лже-гуру Нараян Махарадж или нет. Важно, святой ли мой Гуру.

Тут мы видим пример типичного манипулирования. Нам объявляют, что, доказав непригодность моего Учителя, они низвергнут мои доказательства. Если мой Учитель не святой, то событий, о которых он рассказал, не было. Это как заявить: если свидетель преступления не идеальный гражданин, то сказанное им в суде – вранье. Но здесь порочная логика. Одно не связано с другим причинно-следственной цепью. Даже если допустить, что Говинда Махарадж – Вайшнав не высшей категории, это не отменяет того факта, что Нараяна Махарадж устраивал катание колесниц из Навадвипы в Кришнанагар и театральных представлений с Кришной и Радхой на качелях во Вриндаване. Это не отменяет факта, что он расказывал новичкам-преданным о любовных играх Радхи-Кришны, выставлял себя расика-вайшнавом (вкушающим нектар любви с Кришной), не позировал художникам, демонстрируя эмоции и выражение лица Радхи. Именно это изобличает его как духовного педофила и притворщика, а не отсутствие святости у моего Гуру Махараджа.

Дальше дискуссия съехала совсем в комическое русло. Когда я сказал, что святость моего Учителя не предмет объективного разбирательства, а предмет моей веры, они заявили, что мой долг не слепо верить в Учителя, но оценивать его, причём в их системе координат, что слепая вера порочна и наши Учителя её осуждали. Беседа ушла ещё дальше от изначально заявленного предмета. Теперь мне предлагалось обсуждать природу моей веры, а не приверженность Нараяна Махараджа к группе притворщиков-сахаджиев. Произошла повторная манипуляция и попрание логики. Дескать, если вера моя слепа и порочна, то тот, в кого я верю, тоже порочен. Но эти вещи опять не связаны причинно-следственной цепью. Я вполне могу быть глупым слепцом, но тот, кому я доверился, также вполне может быть квалифицированным проводником. Даже если мой Учитель несовершенен, это не отменяет факты из жизни Нараяна Махараджа.

Так в ходе беседы нам была навязана диковинная логика: если ты слеп, то тот, за кем ты идёшь, не настоящий Учитель, а если он не настоящий Учитель, то Нараяна Махарадж не сахаджия: его слова и действия – это не слова и действия имитатора и «духовного педофила». Если опустить среднее звено в этом уравнении, у нас получается: если моя вера в моего Учителя порочна, то Нараян Махарадж не имеет отношения к сахаджиям-притворщикам.

Естественно, после отказа с моей стороны принять такую «логику», оппоненты самоудалились.

Я прошу прощения у моих Учителей за то, что упомянул их в беседе о сахаджии, и за то, что их имена были рядом с именем Нараяна Махараджа.

Харе Кришна

Другие материалы раздела

2017-10-28

Уход Шри Гададхара Даса Госвами, Шрилы Дхананджаи Пандита и Шрилы Шриниваса Ачарьи Прабху. Шри Гопаштами

2017-10-31

31 октября 2017. Пост на Уттхан Экадаши

2017-11-04

Бхагавад Гите 5000 лет

2017-11-29

День Явления Бхагавад Гиты

2017-12-07

7 декабря 2017 День ухода основателя Шри Гаудия Матха, Бхагавана Шри Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады

2017-12-07

Сын Господа Шивы

2017-12-14

Регулярные философские встречи в Запорожье

2018-01-22

Дискуссия о сахаджии

2018-01-23

Ученики Шрилы Б.П.Кешавы Госвами о нео-сахаджии

2018-01-24

Дискуссия о сахаджии ЧАСТЬ2

2018-01-29

29 января 2018 — День Явления Нитьянанды Прабху

2018-02-05

День явления Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады

2018-03-15

Полёт над Храмом Джаганнатха

2018-03-18

История о битве Арджуны и Карны

2018-03-23

Парикрама по Джаганнатха Пури 2018

2018-03-23

Простой процесс, чтобы быть счастливым

2018-04-16

Дело в том, что Вайшнавы вещают об идеалах…

2018-04-27

Неужели бог настолько нас не любит?…

2018-05-07

Вопрос о голосе совести и ревности