«Идите до первого светофора, а там спросите»
# 17:10
Что такое надежда?
Слушатель: Мне кажется, если говорить о надежде. Что такое надежда? Мне кажется, если я на что-то надеюсь, то я своим умом хочу достичь какой-то цели. И вот опять же если я собираюсь достичь какой-то цели, то эта цель от меня уходит. Как линия горизонта, она все время уходит? Мне кажется, чем меньше я ожидаю, тем быстрее это ко мне придет?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, да. Есть такая притча. Три сестрицы хотели выйти замуж за принца. Принц им сказал: «Возьмите по куриному яйцу, бросьте в горшок. У кого яйцо быстрее свариться вкрутую, ту я и возьму в жены». И одна сестрица постоянно смотрела, сварилось ли у нее яйцо. Вот и кого, вы думайте, он взял в жены?
Слушатель: Ту, которая смотрела.
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Потому что она постоянно смотрела, и яйцо остывало все время. Она открывала крышку, и яйцо не так быстро приготовилось. Поэтому вы абсолютно правы.
Слушатель: Мы всегда надеемся.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Мы всегда ждем, ждем.
# 18:45
Цель на каждый день
Слушатель: Какая-то цель. Мы хотим достичь какой то цели. Здесь в таких вещах цели вообще нельзя достичь, наверно.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Самое практичное уже для переданных, которые живут Сознанием Кришны – это не ставить себе дальних целей, а ставить цель на каждый день. Вот ежедневную цель можно ставить и достигать, причем практическую цель. А стать чистым преданным, войти в чертоги Кришны невозможно. Цель на каждый день. Прочитать столько-то кругов, что-то приготовить, книжку кому-то подарить, и каждый день эту цель достигать.
# 20:03
Мы рабы пространственных и временных форм
Слушатель: Махарадж, мы воспринимаем трехмерную реальность, а сколько реальностей душа может воспринимать в том мире?
Б. Ч. Бхарати Свами: Там ведь другие категории. У нас всего две категории: пространство и время. То есть это три измерения, которые меняются. Вот эту перемену измерений мы называем временем. Например, x, y, z имеют такие-то величины. Мы говорим, что вот этот предмет имеет вот такую протяженность. И если какая-то из показателей x, y, z меняется, то это мы называем временем, то есть изменение параметров пространства называется временем. Мы живем в этой трехмерной реальности.
Это все условно. Загоняем себя в рабство пространства и времени. Освобождение — это как раз вырваться из условностей, из пространственных и временных форм. Мы погрязли в этих формах, и теперь наша задача — выбраться из них.
Слушатель: Если события не в пространстве и не во времени, а в какой тогда среде они происходят?
Б. Ч. Бхарати Свами: В сознании.
Слушатель: В сознании каком?
Б. Ч. Бхарати Свами: Индивидуальное сознание находится во всеобщем сознании. А оно уже нигде, оно уже само по себе. Сваямбхув – самобытное, самосуществующее, самостийное, «незалежное». Все остальное не зависит от этого сознания.
# 22:37
Вырваться из пространства и времени
Слушатель: Махарадж, может ли обычный человек вырваться из времени и пространства?
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, вообще, это очень рискованный шаг. Если вырваться из времени и пространства, есть большой риск остаться один на один с собой. Называют это еще медитацией или просветлением. В русском языке есть такое понятие «благочестивое размышление». По-английски это медитация. Как это выглядит? Не существует ничего. Просто ты, и все.
Слушатель: Опять-таки, с кем ты себя отождествляешь. С каким-то предметом или душой?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Если ты, отождествляешь себя с чем бы то ни было, то ты еще не вышел на свободу. Разрыв пространства и времени — это полное разотождествление. Ты себя никак не мыслишь, просто существуешь.
Слушатель: А эмоции какие-то остаются?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, нет. Ничего нет.
Слушатель: Тогда и смысла нет.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Вот в этом и большой риск.
Слушатель: Получается, это Брахман?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, это оно и есть. Брахман. Слиться с единым духом, где нет никаких волн, никаких волнений. Ни эмоций, ничего. Эмоции они ведь вызваны чем-то. Волны в океане вызваны другими волнами или ветром. Вообще-то, волн нет. Мы и так пребываем в Брахмане, нам просто кажется, что есть волны.
# 24:58
Жизнь это череда причин и следствий
Слушатель: Я просто из музыкальной профессиональной деятельности. Мне кажется, что волна — это и есть жизнь. Что является жизнью?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нужно разделять жизнь и сущность жизни. Сущность жизни находится вне времени и пространства, а жизнь не может существовать без времени пространства.
Слушатель: Осознать себя вечной душой… [неразборчиво]
Б. Ч. Бхарати Свами: Это зависит от индивидуума. Это не так на самом деле…
Слушатель: Тяжело?
Б. Ч. Бхарати Свами: … не так тяжело.
Слушатель: Ну а в духовном мире нет ни времени, ни пространства? Или это не так?
Б. Ч. Бхарати Свами: Пространства привычного нам, конечно, там нет. Что такое пространство? Наш пространственный мир почему движется? Потому что у него есть причина. Почему какой-то предмет движется? Потому что до этого его толкнул другой предмет или его притягивает какой-то предмет. То есть у каждого движения и у каждого предмета, это можно определить понятием «явление», есть своя причина. Причина и следствие четко связаны, между собой. Это как мы готовим какое-то блюдо: если мы насыпем такого-то вещества — соли, перца, риса, то у нас получится блюдо вот такого вкуса. Если мы не добавим сахара, а насыпем соли, то у нас сладкого блюда никак не появится. Точно так же все явления, все предметы, все движения в том мире складываются из самскар — маленьких причин. Почему я хромой? Почему я маленького роста? Почему я злобный? Почему я мало прожил? На роду написано у кого-то прожить столько-то лет, у кого-то больше. Двое людей прилагают одинаковые усилия. Один богатеет, у другого ничего не получается. Потому что помимо нашей воли, наших усилий есть еще ингредиенты, которые были добавлены до нашего рождения, вернее, мы сами их добавляем. Поэтому мы плывем в определенном русле и не можем выйти за пределы уготованного нам судьбой русла.
# 28:20
В духовном мире нет причин, есть желания
Б. Ч. Бхарати Свами: То есть в этом мире все имеет причины. И эти причины существовали до. В том мире не таких причин. Ты можешь быть плохим, но будешь все время наслаждаться, будешь все время счастлив. Почему? Потому что в том мире нет причин, а есть просто воля одного существа. Там причина — это посто чья-то прихоть. Прихоть Кришны. А здесь причины — это множество всяких факторов.
Слушатель: То есть кто-то будет вечно страдать?
Б. Ч. Бхарати Свами: В этом мире мне, чтобы забить мячом гол, понадобятся какие-то вводные: мне нужны кроссовки удобные, не знаю, как это работает, трава зеленая, ворота определенного размера, должны быть какие-то навыки, чтобы передо мной не мельтешил Леонард Месси, потому что если он будет мельтешить, мне точно не удастся забить гол. Он все время отбирает мячи у всех.
Слушатели: [смех]
Б. Ч. Бхарати Свами: Или Клозе, Штайнмаер. Они мне мешают. Должен быть какой-то ряд причин, тогда у меня получится. А в духовном мире, чтобы мне забить гол, хоть там тысячи этих Месси будут мельтешить передо мной, все равно я забью, даже если я буду босиком, ворота будут размером с мяч или даже меньше, все равно я забью, потому что у меня просто есть желание. То есть там причины не влияют на результат.
Слушатель: У того же Месси, у которого задача помешать, желание тоже будет сбываться?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, но это…
Слушатель: [смех]
Б. Ч. Бхарати Свами: Если есть воля Высшего Лица, то никакой Месси не помешает, а здесь помешает. Здесь даже у Месси…
Слушатель: А если у всех будет желание забить гол, как тогда?
Б. Ч. Бхарати Свами: Вот каждый забьет свой гол.
Слушатели: [смех]
Б. Ч. Бхарати Свами: Вот так. Вот у 16108-ми жен Кришны было желание, чтобы Кришна их не покидал. И Кришна их не покидал.
Слушатели: [смех]
Б. Ч. Бхарати Свами: И каждая думала, что «я — Его любимая, потому что Он же со мной. Он же с другими не может быть». И так думала каждая. Нарада Муни ходил из дворца во дворец и видел это. Там нет вот этой причинно-следственной связи. Для того, чтобы получилось, не причина нужна, а желание. Мы опять пытаемся умом схватить. Но, тем не менее, какое-то представление мы можем иметь. Общее представление: там нет причин, там есть желание. А здесь, помимо моего желания, есть масса причин.
# 31:58
Первопричина падения души в материальный мир
Слушатель: У меня есть вопрос по отношению причин. Когда джива, вот все мы такие уроды, такие страшные. Какова первопричина выбора дживы. Почему мы оказались в этом материальном мире? Это было наше желание или?
Б. Ч. Бхарати Свами: Все души проходят через материальный мир. Все без исключения.
Слушатель: Без этого не бывает, да?
Б. Ч. Бхарати Свами: Душа не совершенна. Это как в казино, если вам когда-нибудь не повезет, и вы проиграете все. Вот вы выиграли один раз, два раза, три раза, 1000 раз, 100 000 раз, вы все равно проиграете. Так же и душа, когда-нибудь она все равно упадет в материальный мир, даже если первый ее шаг был в сторону духовного мира. Поскольку невозможно попасть во Вриндаван, а именно Вриндаван — мир безответственной преданности, беззаветной преданности является вожделенной обителью каждой души. Но во Вриндаван невозможно попасть, не окунувшись в иллюзию. Поэтому даже если душа попала на Вайкунтху, когда-нибудь она все равно упадет, чтобы потом проснуться во Вриндаване.
Слушатель: А вечно освобожденные души, как они?
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну вот они освободились как-то, и они вечны.
# 34:00
Наши учителя не относятся к обычным душам
Слушатель: А наши учителя?
Б. Ч. Бхарати Свами: Наши учителя не относятся к душам. Они — не души.
Слушатель: Они — не души.
Б. Ч. Бхарати Свами: Они принадлежат Йога-майе. Есть разные учителя. Есть учителя, которые находятся в иллюзии, которые находятся двумя ногами в материальном мире, но они, как дорожные знаки, показывают: идите в том направлении. Есть те, которые освободились — вернулись в духовный мир, потом по своему желанию, как разведчики, снова переходят линию фронта и помогают. При этом они там находятся, они все время на связи. А есть те, кто всегда там находятся. Но и первые, и вторые, и третьи — вечно освобожденные души. Мы к ним так должны относиться.
Как вот когда мы заблудились и встречаем человека: «Вы не скажете, как пройти к такому-то дому?» Он может сказать: «Ну идите вот до первого светофора, а там спросите». Он — тоже гуру, то есть он — тоже наш проводник. Но он примерно знает, где находится этот адрес, этот дом, он никогда там не был, но он все равно гуру. Мы все равно должны его почитать. Он, по крайней мере, указал нам направление. Есть такие, которые знают, что они там были, может, они там рядом живут и скажут: «Идите до того светофора». Или они могут сказать: «Пойдемте, я вас доведу, а дальше у меня другие дела». И он скажет: «Сначала до того столба, а потом направо, налево, и вы окажетесь по этому адресу». А есть те, кто прямо живут в этом доме, и они говорят: «О, кстати, а нам по пути. Я как раз сейчас домой иду. Пойдемте со мной». Он не будет говорить: «Идите до светофора потом направо, потом налево», а «Просто идите со мной». Не важно, какие там где повороты. Причем он может провести дворами и огородами.
Слушатель: Ближе.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ближе, да.
Слушатель: По Сократу.
Б. Ч. Бхарати Свами: По Сократу, да.
Слушатели: [смех]
Б. Ч. Бхарати Свами: Царским путем. Это тоже в их силе. Тот, кто первый, он не может провести огородами. Но и те, и другие, и третьи, они — вечно освобожденные души. Мы так к ним должны относиться.
# 36:57
Ложный Гуру
Главное, не попасться к тому, кто скажет: «Я все знаю». Поэтому лучше говорить с ними на их родном языке, потому что если попадется какой-нибудь хохол, он тебе объяснит, и ты попадешь прямо на фронт.
Слушатели: [смех]
Б. Ч. Бхарати Свами: Если с ним не на одном языке, он скажет: «Вот москаль пришел». Или жулик какой-нибудь. Главное, не попасться к жулику. А их очень много на самом деле. Если обратили внимание, в материальном мире никто никогда не скажет: «Не знаю». Если у кого-то совета спросите, все будут говорить, честно никто не признается: «Я не знаю». Опасно. Они все знают, но заводят не туда. Если ему от вас ничего не надо, если он не подает признаков, что он заинтересован что-то с вас иметь, то большая вероятность, что он, по крайней мере, укажет по направлению к светофору. Очень большая вероятность! Там, где вы встречаете личную заинтересованность, если ты его спросишь: «Как пройти туда?», а он сразу: «Позолоти ручку», то скорей всего он обманет. Потому что он вас пошлет туда, где нужно будет еще раз позолотить ручку. И так вы будете по кругу ходить и золотить их ручку семейную. Потому что цыганки всегда, что «все у тебя хорошо, только ручку позолоти». Они же все знают. Это первый признак.
Есть еще всякие косвенные признаки. Например, он тебе будет объяснять, как благоустроиться в этом мире. Очень высокая вероятность, но это надо как-то заметить. Вся его проповедь, даже если он говорит о Кришне, о духовных ценностях, но если фоном он помогает вам утвердиться, закрепиться в этом эфирном мире, построить замок на песке, то это ложный гуру. Проводник должен быть обязательно.
# 39:38
Фильтры уровней духовного мира
Слушатель: Маха-Бхагавата?
Б. Ч. Бхарати Свами: Вы не можете получить визу в страну… Маха-Бхагавата. Смотря какой духовный мир. Их же несколько там, планов духовного мира. И для допуска на каждый план, в каждый слой духовного мира, требуется выполнение определенных условий и отдельное разрешение. Как в какой-нибудь секретной службе: в Пентагоне или в ЦРУ есть 10 степеней допуска. Если у вас есть допуск на первый уровень, это не значит, что вот с этой карточкой вы можете пройти. Должен быть допуск, без этого ну никак не пройти. Чтобы получить визу, вам достаточно какого-то клерка в посольстве. Чтобы получить, например, не просто визу, а визу с разрешением на работу, здесь уже простой клерк в окошке не поможет. Будет рассматривать какой-то высший офицер. Чтобы получить разрешение на работу в полиции или в какой-то секретной службе, еще более строгий фильтр.
Точно так же и духовный мир. Один фильтр стоит, чтобы просто попасть в духовный мир – Брахман. Есть 24 уровня духовного мира. Потому что есть 24 ипостаси Всевышнего в духовном мире. И для каждого определенный допуск. Ну и уж чтобы попасть на веранду — под крышу духовного мира, там уже должен быть допуск от Маха-Бхагавата-вайшнава.
И, собственно, «Шримад Бхагаватам» описывает разные уровни духовного мира. Начиная с 7 книги, где Прахлада Махарадж был допущен на уровень «шанты», там, где Господь Нрисимха. Начиная с этого уровня, дальше идут более высокие уровни. До 9 книги описаны игры Рамачандры, его преданные: Хануман, Лакшмана. А 10 книга уже описывает Кришну на Курукшетре, Кришну во Вриндаване. Не просто во Вриндаване, а в лесу Вриндавана, в рощах Вриндавана. И для каждого из этих уровней требуется отдельный допуск того лица, который свой на том уровне.