«Идите до первого светофора, а там спросите»
# 42:51
Душа не имеет формы
Слушатель: Вот те, которые 24 уровня, как Вы сказали. Эти души — тоже дживы или они не дживы?
Б. Ч. Бхарати Свами: Дживы.
Слушатель: Тоже дживы, в смысле те, которые сейчас в материальном мире?
Б. Ч. Бхарати Свами: Это дживы, которые обрели форму. Сама по себе душа не имеет формы. Ну как искорка или как точка. Точка не имеет формы. Она ни круглая, ни квадратная. Это просто отвлеченное понятие. Чтобы точка приобрела форму, она должна быть «вываляна» в какой-то субстанции. И мы знаем название этой субстанции — материя. Неимеющие формы, мы начинаем «вываливаться» в этой материи: в тонких и грубых веществах этой материи. И мы приобретаем форму: то человеческую, то демона, то птицы, то зверя. Таким образом мы себя порабощаем в понятии пространство. Тело — это же пространство, просто оно более плотное, чем то, которое мы с вами наблюдаем. То же самое пространство, но плотности больше. Энергии здесь более сжаты. Хотя есть души, у которых энергия не так плотно сжата. Например, ветер. Есть главный ветер – Вайю, а есть его помощники – Маруты, а есть всякие ветерки, их там тысячи и миллионы. Как людей много, так и ветерков много. Их тела из воздуха состоят. Мы едва ли можем почувствовать их. А, например, гора. Ее тело состоит из очень плотного тела, минерал-камень: алмаз. У него еще более плотное тело. Но, тем не менее, все это – материя.
И вот вырваться, как бы «разжижить» во эту материю — это есть задача: сбросить с себя вот это уплотнение, коросту материальную, чтобы снова стать душой. А потом душа снова приобретает форму, но это уже духовная форма. Она становится той же самой птицей, той же самой горой, той же самой речкой, тем же самым ветерком, но уже со знаком минус, как бы наоборот — не густота, а разреженность.
То есть здесь мы притягиваем к себе, поэтому мы облепляемся. Чем больше мы пытаемся приобрести, тем больше мы становимся каким-то минералом или горой недвижимой. Мы больше хотим себе материи, и мы застываем — деревом становимся. А в духовном мире они, наоборот, все отдают, поэтому вот эти формы вакуумные. Чем больше ты хочешь отдать, тем больше ты приближаешься к миру Кришны.
Слушатель: Что нужно отдать, чтобы там обрести форму птицы?
Б. Ч. Бхарати Свами: Так служить, так стремиться светиться, отдаваться.
Слушатель: Все отдавать.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну стать птицей. Вы уж махнули. Они щебечут, там лотосы растут, речка течет, ветерок дует. Все это души. Все это духовные существа, которые приняли форму травинки, пещинки, речки, облака, пляжного столика, стульчика, шезлонга.
Слушатель: [смех]
Слушатель: А шезлонг состоит из антиматерии?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, да антиматерия. Все состоит из духа. Там все обладает сознанием, наши учителя говорят: «Все обладает сознанием».
Слушатель: Ну как вот здесь сознание пронизывает тело. А там?
Б. Ч. Бхарати Свами: В смысле пронизывает?
Слушатель: Есть материя физическая ее «обваляли», а как там «антиобваляли»?
Б. Ч. Бхарати Свами: Не обваливается, а отталкивается, наоборот. Здесь мы…
Слушатель: Там внешняя среда материи тоже существует?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, какая-то внешняя среда. Давайте назовем ее дух. Вот мы как бы толкаемся…
Слушатель: Брахман что ли?
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, да. И получается форма. Это пример. То есть здесь все пронизано корыстью, хапанием, и мы поэтому «обвалялись». А там, наоборот – служение, отдача, самоотдача, самопожертвование.
# 48:35
Что нас привлекает на тот или иной уровень духовного мира
Слушатель: Что нас привлечет в какой?
Б. Ч. Бхарати Свами: В какой?
Слушатель: На один из 24 уровней. Мы не знаем?
Б. Ч. Бхарати Свами: Сердце. Вот хочется вот так.
Слушатель: Но мы же не знаем. У нас нет опыта. Из чего он состоит?
Б. Ч. Бхарати Свами: Он набирается этот опыт, служа представителю того конкретного плана. Мы набираемся опыта и чувствуем — это мое, вот тут душа моя будет чувствовать гармонию. Но, правда, наши учителя со своекорыстием говорят, что ну нигде душа не может чувствовать полную гармонию, полное упоение, кроме как во Вриндаване. Везде будет чего-то нехватать, и это будет причиной падения.
В «Брихад Бхагаватамритам» мальчик Гопал долго служил на Вайкунтхе и потом Лакшми-деви спрашивает: «Я здесь себя чувствую неуютно». Она говорит: «Есть там что-то этажом повыше, но мне туда нет доступа, потому что я туда не пролезу со своими цацками королевскими. Там вот то, что я на себе ношу, под ногами валяется, там это — пыль». То, что для нас бриллианты, золото, шлем…
Слушатель: Корона.
Б. Ч. Бхарати Свами: …корона, да. Все то, что для нас признак принадлежности к высшей касте, для них это просто на земле валяется, не понимают ценности. Они почему-то считают, что полевой цветок или павлинье перо имеет большую ценность, чем бриллианты, которые у них под ногами разбросаны. Но, говорит, такое есть. Может быть, там тебе будет хорошо? Вот тогда он снимает свою корону вайкунтовскую. На Вайкунтхе у всех короны. На Вайкунтхе…
Слушатель: Нимбы.
Б. Ч. Бхарати Свами: …нимбы у всех.
Слушатель: В коронах ходят?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, да, да. На Вайкунтхе у всех головные уборы. В духовом мире все души напоминают Вишну, все похожи на Вишну. Помните, когда четыре Кумара проникли на Вайкунтху, они видели обстановку. Они увидели, что все похожи на Господа Вишну, Его овевают опахалами, в небе парят челны и осыпают дождем цветов божественную чету. Все там такое возвышенное. Они краем глаза увидели, и потом их прогнали. Джая и Виджая их прогнали. И потом душа падает оттуда и начинает свое восхождение, чтобы попасть во Вриндаван.
# 52:22
Работа жителей Вайкунтхи
Слушатель: Что же там может не нравиться, на Вайкунтхе, если здесь все устраивает, то там?
Б. Ч. Бхарати Свами: Есть такие, к примеру, мальчик Гопа Гопал, его не устраивало.
Слушатель: Какая-то особенная чувствительность была?
Б. Ч. Бхарати Свами: Приелось.
Слушатель: [неразборчиво]
Б. Ч. Бхарати Свами: И что? Целый день лежишь. Они ходят на работу. Помните в «Бхагаватам», они как раз утром пришли на Вайкунтху, четверо Кумаров. Они все из ворот вылетали на своих кораблях в материальный мир, чтобы там проповедовать, а вечером возвращались. То есть они одеваются в одежды учителей. И на разные планы Вайкунтхи они засылают своих коммивояжеров. По улице идет вот он с сумкой: «А купите кухонный комбайн, а к нему еще зубную щетку и то, и то, и то».
Слушатель: [неразборчиво]
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Ну там условия удобные. Вот эти челны, они управляются мыслью. Там совсем по-другому время. Он улетел и прилетел, а здесь воспринимается, что он родился, прожил всю жизнь и стариком умер или там его распяли, например, или еще как-то там. Сидел под деревом ашока, медитировал и учил дхарме, карме и мокше. А на самом деле улетел и прилетел — к обеду вернулся. У них там не до вечера, наверно? Ну а мы можем сказать: «Если они все так летают, почему так мало?». Вселенных очень много и миров очень много. Вы думаете, они вылетают и суда прямо к нам что ли? В 11-м веке в виде Магомета или Иисуса? Вселенных очень много. Они прилетают, переодеваются быстренько и на тебе – родились. Потом снова переодеваются и возвращаются. Ну и со временем, конечно, надоедает.
Слушатель: Они забывают тоже, кто они, когда сюда прилетают или они не забывают?
Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю. Я не могу в их голову залезть.
Слушатель: Они что-то помнят?
Б. Ч. Бхарати Свами: Иисус Христос — один из учителей или Будда Гаутама, те, кто прилетал к нам. Они помнили. Франциск из Ассизи, Мартин Лютер. Святые учителя, Лао Цзы какой-нибудь. Все из какой-то области духовного мира прилетаю сюда.
# 55:55
Найти подлинного учителя — значит быть искренним в своих желаниях
Слушатель: Я бы хотела узнать. На самом деле мы должны отказаться от всех желаний, чтобы как-то хоть очиститься здесь в материальном мире?
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну не от всех желаний, а от желания обладать.
Слушатель: Да, желания могут быть разного рода. Один хочет обогатиться материально, другой хочет обогатиться интеллектуально.
Б. Ч. Бхарати Свами: Любое желание обладать.
Слушатель: Вопрос об учителях. Педагоги тоже бывают разного плана, например, один хочет сделать ученика от себя зависимым. И как это можно распознать? Как почувствовать, оградиться от этого?
Б. Ч. Бхарати Свами: От гуру-мошенников?
Слушатель: Да. Как распознать их?
Б. Ч. Бхарати Свами: Как раз ваш муж спрашивал. Никак. Прежде всего нужно самому иметь желание найти подлинного Гуру. Это то, что от вас требуется. От вас не требуется умение распознать. От ученика не требуется умение определять квалификацию мастера. Потому что семилетний мальчик или ребенок просто не может знать, хорошо играет учитель на скрипке или плохо. Если бы он обладал такой способностью знать, то ему и не надо учиться. Правильно? От него не требуется. От него требуется искренность, искреннее желание научиться играть. Поэтому не нужно задаваться вопросом: «Подлинный гуру или не подлинный?». У всех роли распределены. Когда вы приходите в банк за кредитом от вас не требуется, знать кредитоспособный банк или не кредитоспособный. Потому что вы это все равно не узнаете. Самый жуликоватый банк — это большие колонны, он будет такой весь помпезный, красивый, много рекламы. Какой сейчас? «Траст-банк»? Брюс Уиллис там. Как-то так красиво. Вы все равно не узнаете, настоящий банк или не настоящий. Это не ваша роль в этой пьесе. Ваша роль в этой пьесе – это банк, какой бы он ни был, просто говорить: «Мне нужен кредит» и честно сказать, что вы зарабатываете столько, у вас такие-то активы, вы не болеете, потому что если вы болеете, вы не сможете взять кредит. Вы должны просто ответить на все вопросы. Так что это не ваша задача.
Быть честным или нечестным банком или честным или нечестным гуру — это задача его — вашего партнера по переговорам. Если у вас есть искреннее желание быть на этом пути, то Господь среди всех этих коммивояжеров пришлет того, кто вам даст подлинную вещь. Они все ходят по улице с этими сумочками и предлагают кастрюлю от «Цептер»: «Это настоящая кастрюля от «Цептер»». Вы не сможете ее отличить. Но если вы искренне хотите и готовы заплатить любую цену за реальную вещь, то Господь так обстоятельства устроит, что вам встретится человек, который действительно даст подлинную вещь. От нас требуется желание – получить это любой ценой. Не даром цена… Бхактивинода Тхакур говорил, что «цена за бхакти — это «лаульям» – желание». Это даже не желание, а алчное желание, такое неодолимое желание. Вот если у вас есть неодолимое желание, то Господь его утолит, а если вы ставите какие-то условия, допустим: «Хочу я эту кастрюлю, чтобы она никогда не пригорала»…
Слушатель: Но красную.
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Но больше 100 рублей я не дам. Вот такое у него условие. Ну мне надо настоящую, к вам придет тот, кто вам ее за 100 рублей, но она будет не настоящая. А когда вы готовы не торговаться, то Господь таким образом устроит, что он жуликов устранит. У вас есть желание, и к вам идет жулик, вдруг он каким-то образом оступается и падает. И второй тоже спешит и что-то у него происходит, пустая коробка оказалась. Он говорит вам: « Сейчас я вам ее дам. Ой, а куда я ее дел?»
Так же и бхакти. Если мы хотим подлинное, если мы хотим влиться в мир служения и готовы на все, то придет подлинный учитель. Если мы ставим какие-то условия, придут очень много тех, которые будут проповедовать, но все ваше служение они не будут передавать наверх, а будут себе забирать. Но надо понимать, что в начале у нас нет ни у кого искреннего желания. Все смешано с желанием получить взамен, например, признание или преданность. Но мы — живые души, живой организм, и способны меняться. Мы можем иметь какие-то корыстные желания, но со временем, когда наши желания становятся более искренними, то Господь возьмет этого гуру-жулика и каким-то образом удалит – откроет вам глаза, что-то такое откроется, и вы скажете: «Нет». И появится другой гуру. Как бы другой гуру, а на самом деле представитель того мира. Вы за ним пойдете, потом выяснится, что он тоже не соответствует. Таким образом Господь ведет к Себе. Ведет через прозрение, что это не тот, за кем я следую.