Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2014 / «Преданность неподвластна времени»
Адхокшаджа

«Преданность неподвластна времени»

Слушатель: Такое предчувствие есть, что очень много есть, но где-то прячется.

Б. Ч. Бхарати Свами: Говинда Махарадж давал публичные лекции. В Индии он публичные лекции практически не давал, только по праздникам и каким-то знаменательным событиям. Публичные лекции он давал в основном на Западе, когда путешествовал. И, как правило, у Него занимало месяца два западных путешествий. И там были публичные лекции. Они похожи одна на другую, потому что приходили совершенно новые люди. Он, конечно, не мог и не желал вдаваться в подробности бхакти. Он говорил о воспевании святого имени, о милости Махапрабху к людям в падший век кали. Говорил о благе преданного служения для всего человечества. Давал какие-то общие лекции.

Лекции внутреннего характера, т.е. их даже лекциями нельзя назвать. Он просто беседы вел. Он просыпался в 4-5 утра, вокруг него собирались его близкие: санньяси или преданные, которые с ним рядом все время находились, его близкие друзья. С ними он вел беседы, если его спрашивали. Основное богатство его катхи заключено в этих неформальных беседах. Есть архив, но ни одна из его бесед не пропала. Все было записано. Я знаю, Ямуна Прия записывала, другие преданные, Сиддханти Махарадж до того, как Ямуна Прия появилась. Сиддханти Махарадж вообще всегда с Гурудевом был, только в последние месяцы жизни он уехал в Америку, когда был болен. А так он какую-то значительную часть жизни Шридхара Махараджа застал и был со Шридхаром Махараджем, а потом все 20 с лишним лет он вообще неотступно был с Гурудевом. Когда Гурудев путешествовал, он всегда брал с собой Сиддханти Махараджа. Тогда его звали Чит-Ананда Прабху. Он записывал, потом отдал архив Вайшнаву Махараджу. Все есть у Ямуны и у Тривикрама Махараджа.

Слушатель: Есть на русском, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: На русском есть. Я знаю, преданные в Таиланде под руководством Авадхута Махараджа транскрибируют. По-моему, Мурари этим занимается? Если Вы свяжетесь с Аджитой Прабху…

Слушатель: Да, он лучше скажет.

Б. Ч. Бхарати Свами: Я знаю, что все эти архивы есть. Авадхут Махарадж поставил задачу: все это транскрибировать и перевести на русский. Я знаю, что постепенно одна за другой выходят книги, где собраны разговоры Говинды Махараджа. Их связывают по темам и выпускают книги. Так вышла книга «Религия сердца». Так что свяжитесь с преданными Авадхута Махараджа. У них сейчас центр в Таиланде.

# 1:16:53

Духовный коклюш

Б. Ч. Бхарати Свами: Вы ходите на киртаны сейчас по-субботам?

Слушатель: У нас сейчас через субботу публичные программы проходят и нама хатты два раза в неделю.

Б. Ч. Бхарати Свами: А современные события никак не сказываются?

Слушатель: У нас здесь как-то все не как в Киеве. Пока сейчас мирно все. В основном только разговоры людей и все. Всем уже надоело вот это все, конечно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Т.е. сейчас вы мирно присоединяетесь к России?

Слушатель: Мы не знаем.

Б. Ч. Бхарати Свами: Но преданные в целом за присоединение к России?

Слушатель: [смех] К Голоке Вриндавана…

Б. Ч. Бхарати Свами: Надо захватить Голоку Вриндавана и присоединить. Ну а под каким предлогом? То, что там притесняют русскоязычных. Мы захватим Голоку, чтобы защитить их от жидобендеровцев. От агрессивных кришнаитов надо русских защитить. От фанатов-кришнаитов надо русских защитить на Голоке Вриндавана.

Слушатель: Вводится такое понятие, как «духовная мода».

Б. Ч. Бхарати Свами: А что значит духовная мода? Это мода в одежде?

Слушатель: Авадхут Махарадж это как-то говорил, что есть такое понятие, как «духовная мода». В том контексте…

Б. Ч. Бхарати Свами: В смысле, мода на духовность?

Слушатель: Нет, что актуально сейчас вот это, это и это.

Б. Ч. Бхарати Свами: Не понял.

Слушатель: Может быть, имелось в виду, что во времена Бхактиведанты Свами Прабхупады модно было распространение книг.

Б. Ч. Бхарати Свами: Я и говорю, мода на духовность.

Слушатель: А сейчас эпоха Шридхара Махараджа пришла.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да. Мода на духовность в стиле Шридхара Махараджа.

Слушатель: Звучит! Сейчас не модно быть не духовным.

Б. Ч. Бхарати Свами: Т.е. Шридхар Махарадж новую духовную моду задал. Была мода Свами Махараджа, а Шридхар Махарадж внес что-то новое в эту духовную моду. Ну да, люди постоянно… Во французском есть такое понятие коклюш – мимолетное увлечение, которое быстро проходит.

Слушатель: У нас тоже есть коклюш.

Б. Ч. Бхарати Свами: У нас сейчас коклюш – это события на Украине.

Слушатель: Это, вообще, болезнь называется.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это вот есть во французском – все вдруг заболевают, потом быстро проходит без следа.

Слушатель: Мэйнстрим.

Б. Ч. Бхарати Свами: Мэйнстрим, мода, трэнд. Трэнды, брэнды. Значит, сейчас коклюш – это Шридхар Махарадж.

Слушатель: Ну да, некоторые преданные именно так и говорят.

Б. Ч. Бхарати Свами: Что быстро приходит, то быстро и уходит. Это как раз иллюстрирует суетное увлечение соблазнами. Приходит мода, сейчас Вы говорите, Шридхар Махарадж. Люди думают, что занявшись бхакти-йогой в том виде, в котором Шридхар Махарадж преподавал ее, человек получит какой-то быстрый результат: освобождение или счастье в этом мире, какое-то облегчение. Собственно, этим самым и характеризуется этот коклюш, или мгновенное увлечение. Потом человек разочаровывается. Он понимает, что то, чего он желал, он не получает с помощью учения Шридхара Махараджа и переключается на что-то другое. Этот поток схлынет, но несколько людей останется, которым не интересна форма, которые уцепятся за суть.

Какие бы формы ни принимал этот коклюш, такую преданную душу уже ничто не уведет с пути преданного служения. Мы видим на примере преданных нашего Матха, которые приняли сознание Кришны на моде ИСКОНа. Когда мода на ИСКОН сошла, это было в середине 80-х, то преданные, не соблазненные внешней атрибутикой… Я, например, знаю, что в Лондоне была мода на шикхи. Туласи и шикха — было модно. Молодые люди, чтобы сэкономить на прическе, записывались на пару дней в храм, а в храме давали туласи и бесплатно стригли. Потом, когда мода сошла, они все уходили. Но когда пена сошла, что-то существенное осталось. Преданные, которые пришли в сознание Кришны на волне ИСКОНа, на волне Прабхупады Свами Махараджа, искали, потом пришли в наш Матх, остались со Шридхаром Махараджем, потом с Говиндой Махараджем. Что-то сущностное остается, коклюш уходит. Не нужно обращать внимание на эту моду, иначе мы будем приверженцы формы. Мы должны искать там, где суть, а не там, где форма.

# 1:25:13

Служить Кришне – это красиво

Слушатель: А как разглядеть среди формы?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я сам себе этот вопрос задаю.

Слушатель: По каким признакам можно узнать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Узнать что?

Слушатель: Как следовать за сутью, а не за формой? Как можно добраться до сути?

Б. Ч. Бхарати Свами: Спрашивайте себя: «Что я получу, следуя этому пути?» Пусть Ваш ум откровенно ответит. Если результат следования пути укладывается в 4 категории: здоровье, богатсво, власть или почет, свобода, значит Вы следуете за формой. Те, кто принимает путь бхакти, но желает что-то из этого: богатство или почета, оставляют этот путь. Есть такие, кто оставляют эту форму, но принимает другую форму. Они пришли, допустим, в ИСКОН, приняли сознание Кришны, когда был этот коклюш в конце 60-х-70-х гг, потом понимают, что то, за чем они пришли, они не получают. Они уходят в сахаджию, потому что они читают книги, а в книгах сказано, что путь преданности сопряжен с радостью; если ты следуешь пути преданности, у тебя появляется любовь, ты начинаешь видеть Кришну, слышать Кришну, испытываешь блаженство при повторении святого имени, о чем пишет Тхакур Бхактивинод. Преданные говорят: «Мы уже 13, 12, 20 лет повторяем, а никакого блаженства нет, и Кришна не танцует у меня на языке». Тут появляется кто-то и говорит: «Да. Блаженство есть, только надо слушать Бхагаватам из уст освобожденной личности. По случайному стечению обстоятельств я — именно такая освобожденная личность. Слушайте Бхагаватам из моих уст». У них была тяга к сиюминутным результатам. Они не достигли этого. Они идут туда, где им то же самое обещают: те же самые сиюминутные результаты, но другим способом. Так они и кочуют за своим блаженствоми из одной группы в другую группу.

Поэтому спрашивайте себя: «Для чего я всем этим занимаюсь? Для того, чтобы Кришна у меня на языке танцевал?» Когда в следующий раз я упаду в обморок во время киртана в алтарной комнате, то меня с благоговением возьмут еще не такие, как я, преданные, и отнесут на ложе. Или, когда я буду самоотверженно варить прасад на 150 человек, я упаду в обморок от любви к Кришне и очнусь на вьясасане.

Слушатель: Пожертвования потекут рекой ко мне.

Б. Ч. Бхарати Свами: И это тоже. Поэтому мотивом нашим должно быть: почему бхакти? Это красиво. Все. Будет вьясасана, будет там жизнь, полная знания и блаженства, во-первых, это красиво. Там, конечно, есть дальше много результатов приятных, но главное – это красиво. Служить Господу – это красиво. Как в том анекдоте про еврея. Еврея спрашивают: «Зачем евреям делают обрезание?» -«Ну, во-первых, это красиво.» А что там дальше, уже не так важно.

# 1:31:18

Ударим по кали-юге хорошим настроением!

Слушатель: Махарадж, тут вот в интернете задают вопрос: «В чем проявляется золотой век в кали-югу?»

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет такого, не существует. Это, что называется, городской миф, городская сказка. Нет никакого золотого века в кали-югу. Золотой век есть в сердце каждого из нас. Вернее, он может проявиться. Чтобы был золотой век в кали-югу, нужно жить вне кали-юги. Нужно просто вырваться из временных рамок кали-юги, тогда будет золотой век. Но золотой век – это индивидуальная вещь. У каждого свой золотой век в кали-югу. Не думайте, что золотой век в кали-югу, это одним весенним утром Вы распахнете окно и увидите, что 20-тикилограммовые яблоки висят. Говорится, что в золотой век (сатья-югу) четверо человек несли одно яблоко. Экологически чистая вода и все поют: «Харе Кришна», никто не вырубает леса, не убивает коров. Золотой век в кали-югу – это индивидуально, это внутри каждого из нас. Мы можем одним движением сердца вырваться из кали-юги. Просто доверившись учителю, поверив Махапрабху, мы можем выйти из кали-юги.

Кали-юга своей жизнью живет. Что такое кали-юга? Это наш жизненный цикл, жизнь души. Разные участки этого существования в материальном мире, они более или менее комфортны. Кали-юга – чрезвычайно некомфортный участок на этой дороге. Мы едем 4 200 000 лет по немецкой дороге, потом мы едем 780 000 лет по польской дороге, потом сколько-то тысяч лет по белорусской дороге, а потом въезжаем на нашу – в Смоленскую область. А потом снова на немецкую. Вот эти циклы: сатья, трета, двапара, кали. Сменяются циклы: когда-то комфортно, когда-то некомфортно. Но преданный просто взлетает, он уже летит над поверхностью Земли. Он на самолете. Он просто отрывается, и ему все-равно, что там на дороге: хорошая или плохая дорога. Ему абсолютно все равно, кочки там или ровные автобаны. Его не беспокоит дорога сама по себе.

Сатья-юга (золотой век) — просто оторвитесь от суетных дел, не увлекайтесь тем, что предлагает нам майа – Дурга Деви, и все – вы уже не в кали-юге. А эти все разговоры, что будет 10 000 лет золотого века, из той же самой серии: вот начнем повторять мантру, будем вкушать прасад, и мир улучшится вокруг нас, мы будем жить счастливо и долго, как в сатья-югу (сколько они там живут тысяч лет?), мы будем здоровы, потому что наступил золотой век. Вы утром выходите, и Ваш злейший сосед Вам улыбается, дает крынку молока. Это все те же самые городские ИСКОНовские сказки про золотой век, про то, что «начни повторять святое имя, и все будет хорошо, и ты с Кришной подружишься, испытаешь блаженство, и будешь счастлив». Это из той же самой серии: «Вступайте в ряды кришнаитов, и наступит золотой век». Просто в эти байки не нужно верить.

В «Шримад Бхагаватам» сказано, что каждый новый правитель в кали-югу будет еще хуже предыдущего. Но это не значит, что каждый индивидуум будет жить хуже, потому что благополучная или неблагополучная жизнь зависит от внутреннего состояния. Есть хорошая английская пословица: «Хорошая погода не на улице, а в голове». Если у тебя хорошее настроение, то хоть какой там дождь льет, у тебя будет светло на душе. Точно так же кали-юга. Она не на улице, а у тебя в сердце, в голове.

Слушатель: Получается, по карме все равно придет хороше и плохое, независимо от…

Б. Ч. Бхарати Свами: По карме в любом случае придет, но как Вы к этому отнесетесь. Гурудев говорил, что преданные плохую карму подчас изживают во сне. Т.е. вас должны посадить в тюрьму или избить. Вам это приснилось, вы проснулись: «Ужас какой!» И все. Вы свою карму изжили. Потому что когда вас в кавычках по-настоящему там побили или посадили в тюрьму, вы вышли, вы понимаете, что это было во сне. То же самое, что вы проснулись. Точно так же кали-юга – это просто временный плохой сон. Внешние условия ухудшаются, но с этим можно бороться, как Остап Бендер боролся с плохими дорогами автопробегом. «Ударим автопробегом по бездорожью!» и по разгильдяйству. Ударим по кали-юге хорошим настроением!

Слушатель: Киртаном надо по ней.

Б. Ч. Бхарати Свами: Киртаном, да, хорошим настроением. Потому что Махапрабху и все учителя в нашей линии принесли нам хорошую весть, что мы никогда не умрем. Просто нам сказали: «Будьте уверены, вы никогда не погибнете». О чем беспокоиться? Даже если у вас все отберут, то те, кто отобрал, они же умрут скоро, а вы не умрете.

Слушатели: [смех]

Б. Ч. Бхарати Свами: Вы же будете вечны. В следующей жизни счет откроете в банке.

Слушатель: Когда сериал смотришь «Махабхарату», понимаешь, что это все сейчас и происходит.

Б. Ч. Бхарати Свами: Человеческие страсти: нового в них ничего нет.

Слушатель: Что все эти персонажи, они вечны.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну ладно, давайте Харе Кришна, и давайте регулярно как-то там. Каждый апрель можно встречаться. Каждый апрель или каждый четный год.

Слушатель: Или каждый високосный год.

Б. Ч. Бхарати Свами: Тогда давайте сделаем традицию: встречаться каждый високосный год. Каждое 29-е февраля мы будем встречаться. Харе Кришна.

Транскрипция: Вишнуприя Д. Д.