«Самоутверждение»
«Самоутверждение» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 3 ноября 2008 года
- Самоутверждение в материальном мире (00:00)
- Индивидуальность души. Влияние иллюзии (03:44)
- Растворение в Брахмане (13:03)
- Сознание порождает форму (14:39)
- Мир – это наши ощущения (17:30)
- Мистические совершенства и ложные аватары (20:21)
- Преданный не делает ничего напоказ (34:31)
https://www.youtube.com/watch?v=szfHxY_I40Q
Самоутверждение
Лекция от 2008.11.03
# 00:00
Самоутверждение в материальном мире
Слушатель: …даже к тому, что ты можешь потерять всё, и даже к этому пути. Как-то ему просто не за что зацепиться… или это свойство ума, или просто плюнуть на это и делать что-то…
Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю
Слушатель: Махарадж, а как жить в этом мире эффективно?
Б. Ч. Бхарати Свами: Что значит «эффективно»?
Слушатель: Быть полезным кому то, ну чтобы существование было кому-то нужно, кроме меня самого. Например, (неразборчиво), но без построения планов…
Б. Ч. Бхарати Свами: Как строятся планы? Это не просто строить планы, а строить планы целесообразно с чем? Это не значит, что планы все отбросить. Поменять планы самоутверждения, мы же все живем, чтобы самоутвердиться. Наоборот, тоже план, если вы выбираете какую-то идею и представителя этой идеи, то вы строите план сообразно с тем, что он вам советует.
Слушатель: Но они же мои или ум будет привязываться, считать их своими… (неразборчиво) …каким-то планам.
Б. Ч. Бхарати Свами: Вы будете привязываться к идее Кришны, к планам Кришны. Ну и что? Если вы идете под чьим то руководством, и он скажет, что теперь другой план. Ну привязался, значит, остался. «Что же я дурак что ли был? Это же невозможно, чтобы я ошибся.»
Слушатель: Например, Кришна говорит: «Идем туда», и тут раз – и туда не идем.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну как, мы же договорились пойти туда. Ну тогда иди туда, куда получается.
Слушатель: Вроде бы принимаешь это, внутри это: «Там же так хорошо, я уже всё придумал».
Слушатель: У меня просто такой пример есть глобальный. Одно время в ISKCON говорили, что в первую очередь надо распространять книги, что санкиртана – это жизнь. А семейная жизнь приводит к падению, что это майа. Но вот прошло несколько лет, и книги стало тяжело распространять, то и лекции сразу поменялись. Стали говорить, что теперь намахата – наша жизнь. Не всем жениться, но раньше книги распространяли, а теперь в каждом доме должны быть Божества.
Б. Ч. Бхарати Свами: Божества?
Слушатель: Да, намахаты, там Божества, люди будут приходить. Как бы вот говорили одно, а потом как бы увидели и тут раз – поменяли.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну и что? Поменялась игра.
# 03:44
Индивидуальность души. Влияние иллюзии
Слушатель: Как раз кришнаизм, вайшнавизм, буддизм отличаются… (неразборчиво) Когда ищешь там, они отрицают нейтральность души. Такие высказывания, что сознание не делится. Они говорят, что индивидуальность как упаковка. Сознание, которое является «я», распространяется здесь, каким-то образом обрастает ложным эго.
Б. Ч. Бхарати Свами: А что обрастает ложным эго? Сознание в иллюзии находится, не моё, а вот то? Или нет? Конечно, нет, оно же сознание. Но как же оно в иллюзию попало здесь? Значит, мое сознание и то сознание – это немножко разное. То, что сознание неделимо, мы и говорим – неделимо. Бесконечное неделимо, и точка тоже неделима. Точку же нельзя разрезать на две точки.
Слушатель: Точка тоже ведь абстрактна.
Б. Ч. Бхарати Свами: А что плохого в понятии «абстрактность»? Абстрактный – это значит не физический. Абстрактный – это то, что нельзя почувствовать, то к чему нельзя прикоснуться. У точки нет ни формы, ни массы, ни цвета, но это не значит, что ее нет. Как материалисты говорят что, то, у чего нет физических свойств, не существует. При этом всё состоит из точек. Как раз у точек нет физических свойств: ни массы, ни протяженности, ни веса. Так что же, она не существует? А если она не существует, то как же все состоит из точек? Значит, и всё тоже не существует?
Слушатель: То есть идея вообще абсурдная, что есть единое «я», но оно дробится как бы в иллюзии.
Б. Ч. Бхарати Свами: А как оно может в иллюзию попасть?
Слушатель: Ну да, это такой основной вопрос. Поэтому даже простые такие примеры, опять же с часами. То есть такие простые примеры, но как они могут?..
Б. Ч. Бхарати Свами: Они должны вестись в физических примерах: я чешусь, а вы не чешетесь. Потому что речь идет понятийно, концептуально. Если единое «я» не в иллюзии, а индивидуальное «я» в иллюзии, значит, первое – индивидуальное «я» не то же самое, что единое «я». А второе – это значит, что единое «я» попало в иллюзию. Оно не может попасть в иллюзию.
Слушатель: Они пытаются связать, что это типа лила.
Б. Ч. Бхарати Свами: Хорошо, они себя сами загоняют. Если это единое «я», то оно попало в иллюзию добровольно.
Слушатель: Оно спит.
Б. Ч. Бхарати Свами: Добровольно? Вот я сейчас хочу выйти из иллюзии добровольно, опять-таки, но не могу. Значит, иллюзия сильнее меня. Значит, это уже не добровольно. Обязательно разделите: есть всеобщее «я», и оно не попадает в иллюзию, а индивидуальные «я» тоже существуют, но они могут быть подвержены иллюзии.
Слушатель: Но индивидуальные существа не вечны?
Б. Ч. Бхарати Свами: Точки вечны.
Слушатель: Попадая в брахмаджйоти и растворяясь, то есть это у них тоже как бы нереализованное. Они как бы живут без упаковки, но индивидуальностью не являются.
Б. Ч. Бхарати Свами: Они индивидуальности, поскольку, если они перестают двигаться, то они не вступают ни с кем в отношения. Они не видят ничего, они существуют безобразно, у них нет образа. Там всё залито светом. Если есть только свет, то каждая частица света движется друг относительно друга с одинаковой скоростью. Что они разлетаются, что они соединяются, что они мимо летят, они всегда с одной и той же скоростью относительно друг друга. Это означает, что они стоят. Это свет. Вот они попадают в это состояние, где они движутся относительно всего с одинаковой и той же скоростью. Это как фотон света, или душа, она движется относительно стоящего фотона, относительно двигающегося рядом с ним и относительно двигающегося перпендикулярно всегда с одинаковой скоростью. Это все равно что я еду в поезде и рядом со мною такой же поезд, параллельно в одну сторону два поезда едут, и рядом стоит дерево. И моя скорость относительно дерева равна скорости относительно движущегося навстречу поезда. В физическом мире такого не может быть, а в мире света так именно и происходит. Там всё движется с одинаковой скоростью. Если я еду в поезде со скоростью 5 км в час и навстречу едет поезд со скоростью 5 км в час, то скорость поездов друг относительно друга составит 10 км в час. Правильно?
А в мире света всё с одинаковой скоростью. Мы летим друг на друга с одинаковой скоростью, как если бы мы удалялись друг от друга, всё с одинаковой скоростью. Всё одинаково. Вот это и есть состояние нирваны, брахмаджйоти. Нет образов. Всё в свете. Но это не означает, что душа теряет индивидуальность. Это означает, что ваша индивидуальность существует в сознании Сверхсубъекта. Он вас видит индивидуально, а вы других не видите, и вам кажется, что вокруг вас вообще ничего нет. Вы теряете индивидуальность, потому что индивидуальность всегда относительно чего-то. Я относительно вас такой-то, а если вас нет, то я у меня нет индивидуальности. Вот в брахмаджйоти нет ничего относительного, там всё абсолютно. Но в отношении к Высшему Субъекту, Он видит нас всех как точки. Он всех нас воспринимает, а мы друг друга не воспринимаем. Когда буддисты говорят, что этот всеобщий попадает в иллюзию, тогда первое – если добровольно попадает в иллюзию, то и добровольно может выйти из нее. Если он выше иллюзии и он сам идет в нее, то и сам он может выйти из нее. А мы видим, что этого не происходит, вот я хочу выйти из нее, а не получается. Значит, иллюзия сильней меня.
Слушатель: Со временем, попытаться.
Б. Ч. Бхарати Свами: А почему я должен усилие приложить, я же выше иллюзии. Например, если я хозяин фирмы, то я добровольно кого-то нанимаю директором, потом добровольно его увольняю, и никаких усилий. А если я хозяин фирмы и кто-то становится директором и потом увольняет меня, значит, это не добровольно было. Это значит, я слабее иллюзии. Если Брахман не может освободиться от иллюзии, значит, он слабее иллюзии. Поскольку Брахман есть истина, то как это ложь может быть сильнее истины, значит, ложь и есть истина. Значит, Брахман – это иллюзия. Если Брахман не может быть сильнее майи, значит, он иллюзия, а майа – это истина. Ну что же, просто слова поменялись местами, но все равно же истина будет всегда. Либо ты добровольно в иллюзию попал и добровольно выходишь из нее, раз ты сильнее ее. А если не добровольно, то иллюзия сильнее тебя, какая же ты истина? Какой же ты Абсолют, если ты в иллюзию попал?
Слушатель: Там нет такого, что выходишь из одного состояния, каких-то движений, событий?
Б. Ч. Бхарати Свами: Как вот включили лампочку, сильную-сильную, вы даже теней не видите. Вы ничего не видите: ни рук своих, ни себя, ничего не видите. Такой эффект чисто психологический, когда яркий свет и вы ничего не видите, то и звук тоже перестаете слышать.
# 13:03
Растворение в Брахмане
Слушатель: Это то же самое, что и в звукоизолирующей комнате.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ты начинаешь мысли слышать свои. Но там мыслей нет, потому что мысли есть отражение… Что такое мысль? Это самоосмысление или просто осмысление. Вот эхолот ловит дно: послал сигнал, и сигнал отразился. Так же и мысль. Мысль не может быть сама по себе и непривязана. Мысль должна быть о чем-то. Вот я бросил взгляд, мне отразилось, и я уже имею мысль. Я ощутил и уже осмысливаю. А там вокруг ничего нет. Мысль просто улетает. Она ни к чему не привязывается. Постепенно мысли заканчиваются. В буддизме это называется «растворить ум». Ты не можешь не мыслить, потому что не о чем. И не можешь ощущать, потому что ничего нет. И постепенно ты оказываешься в состоянии пребывания в свете. Кругом свет. В свете невозможно двигаться, потому что в свете нет предметов. Это как двигаться на космическом корабле и вдруг все звезды погасли. Вдруг ты вылетел за пределы вселенной, а там уже нет звезд. И ты уже не летишь никуда. Ты можешь двигаться относительно чего-то. Если этого нет, то ты и не движешься. Ты стоишь на месте.
# 14:39
Сознание порождает форму
Слушатель: Душа выбирает согласно своим желаниям? Если она привлеклась миром служения…
Б. Ч. Бхарати Свами: А там уже есть образы. Ты отражаешься в мире служения, ты отражаешься как бы в Кришне, в Сознании Кришны. То есть ты служишь, и твое служение формирует твое тело. Ты хочешь быть ему мягким – и становишься травой, принимаешь образ травы. Хочешь полить на Него дождь – и становишься облаком. Там всё имеет личностную, сознательную природу – мир чит. Чит означает сознание. Там облака имеют сознание.
Слушатель: Это тоже тело другой природы в форме служения?
Б. Ч. Бхарати Свами: Вид служения формирует твою оболочку. А тут вид эксплуатации формирует твою оболочку. Как ты хочешь эту материю эксплуатировать, в каком виде, такой вид ты и получаешь. Самый изощренный вид эксплуатации материи – это человек. И боги тоже человеческие существа. Ангелы, боги, кикиморы, черти, асуры, суры – всё это один вид, наиболее приспособленный к эксплуатации. Все остальные менее приспособленные, но они получают свои формы за то, что они перегнули палку, когда были эксплуатирующими. Когда желания стали больше возможностей, то даются смирительные рубашки – становимся всякими кошками.
Слушатель: Вопрос в том, что, поскольку это в сознании, то это матрица материального мира, она реальна. Мы смотрим на компьютерную игру или программы. Это же существует, хоть и виртуально, но все-таки существует.
Б. Ч. Бхарати Свами: Он существует в нашем сознании, в нашей голове. Например, эта плитка коричневого цвета. Существует ли в природе коричневый цвет? Конечно же, нет. Для муравья она не коричневая…
Слушатель: Цвет – да, а сама плоскость как бы существует.
Б. Ч. Бхарати Свами: Для бактерий, знаете, какие там горы.
Слушатель: Для другого вида – да.
Б. Ч. Бхарати Свами: Горы. Какая же плоскость?
Слушатель: То есть расплывчатая такая.
# 17:30
Мир – это наши ощущения
Б. Ч. Бхарати Свами: Мир – это наши ощущения, а не как материалисты говорят, что есть некая объективная реальность, которая дана нам в ощущения. Вот она есть. Мы не знаем, как она выглядит, но она есть. И она нам дается в ощущения. И вот задача человека – познать ту реальность, исключив человеческое из процесса познания, и познать ее, как она есть на самом деле. Но такого быть не может, поскольку мы познаем органами чувств. Ведантисты говорят: не то что есть реальность и она нам дается в ощущения, а есть ощущения, и эти ощущения формируют «реальность». К примеру, если вам надеть компьютерную тактильную перчатку, то вы будете ощущать какой-то предмет. А на самом деле его нет. Вас будет толкать что-то, волна какая-то будет.
Слушатель: Электрическая волна.
Б. Ч. Бхарати Свами: Например, я прикоснулся к этой штуке, и возникло ощущение чего-то твердого. А откуда я знаю, может быть, в этот момент вода поступила и сразу ушла. И я с ней столкнулся, у меня было ощущение твердости. На самом деле это была жидкость, просто я к ней быстро прикоснулся. И если по воде хлюпнуть быстро плашмя, и она твердая. Я говорю: «Папа, это твёрдое какое-то». А он в нее ткнул пальцем, и говорит: «Нет, это жидкое». То есть нет предметов, а есть ощущения, и они создают у нас впечатления предметов.
Слушатель: Вот такой вопрос: идет человек с закрытыми глазами и ударяется об столб, то есть стоит там.
Б. Ч. Бхарати Свами: Почему столб? Скорее, во что-то твердое. Машина ударяется?
Слушатель: Машина ударяется, да. Человек может тоже пройти и не заметить этот столб, он с закрытыми глазами ударится в этот же столб. Но в сознании у него этого нет.
Б. Ч. Бхарати Свами: Что нет?
Слушатель: Что там столб стоит. Он ощутит удар от…
Б. Ч. Бхарати Свами: Если у вас есть глаза, то вы увидите столб, а если нет, то вы просто ударились.
Слушатель: Этот столб стоит и для меня, для другого человека, и для третьего.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну и что? Это же не значит, что это столб.
Слушатель: Но этот столб существует не только в моем сознании.
Б. Ч. Бхарати Свами: Но и еще в двух сознаниях. А для жучка-короеда – это не столб, а город.
Слушатель: Существует как бы не только в моем…
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, еще с двумя людьми схожие иллюзии в вашем сознании.
Слушатель: Но эта иллюзия существует везде как матрица.
# 20:21
Мистические совершенства и ложные аватары
Слушатель: А вот есть такая история, что психи ходили через стены.
Б. Ч. Бхарати Свами: Это анекдот или история?
Слушатель: История. Они как бы не в курсе были, что это стены.
Б. Ч. Бхарати Свами: Это задокументировано было?
Слушатель: Но ходят слухи, конечно.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да. А Гитлер улетел на летающей тарелке в Антарктиду. Но, конечно, если ходят слухи, иначе и быть не может.
Слушатель: Но в любом случае йоги как-то тоже, да, потом.
Б. Ч. Бхарати Свами: Йоги своё тело убивают. Их тело становится картинкой. Почему…
Слушатель: То есть начинают управлять в этой компьютерной игре тоже.
Б. Ч. Бхарати Свами: Они коды знают. Он раз – код пробил, и он уже через стенки ходит. Мы же говорим, что это не объективный мир, а мир понятий, и эти понятия принимают образы. Когда вы играете в компьютерную игру, программист не говорит: «Стена». Вернее, он не строит стену из кирпичей, а просто пишет несколько символов таким образом, что эти символы появляются в виде кирпичей на экране, и вы туда не можете пройти. И даже не пройти, а как это называется, когда вы на компьютерной игре не можете через стену пройти? Как будто через стену не можете пройти, а это картинка, которую вы не можете сменить, сделав шаг. Когда этой картинки нет, вы можете держать стрелку вперед, и картинка меняется. А когда вы подошли к этой картинке и делаете «вперед» и картинка не меняется, это физически называется «не можешь пройти через стену». Но если пробить этот код, то ты подходишь к стене и дальше картинка меняется, то есть появляется еще одна комната или улица. Это же всё там программисты, они же не стенками орудуют, а просто символы пишут, буквы, слова пишут, а мы воспринимаем это как образы. Так же и здесь: это всё образы, которые прописаны в каком-то большом файле.
Слушатель: Брахма с кодами…
Б. Ч. Бхарати Свами: Брахма создает понятия, а эти понятия видятся нам как физические образы. А у полубогов нет понятия «пройти через физическую стену», у них есть другой уровень доступа к этой иллюзии, и они могут проходить через стену. Брахма ее создает, он не пребывает в иллюзии, которую создал. Но порой он видит, что она действует не так как он запрограммировал. Любой программист встречается с багами с какими-то. И вот этот баг, который не поддается Брахме, и это есть Высшая Реальность. И она приходит в виде Кабана, который вылетает из ноздри, или изо рта у него Рудра вылетел. Он не создавал ни Рудру, ни Вараху, ни Мальчугана, который с коровами куда-то там. И он понимает, что раз он не создавал, значит, это что-то более сложное. А так это всё образ понятий. Диван – это просто понятие мягкости, на которой можно сидеть. Это понятие. А йоги эти понятия, символы меняют. У них есть коды доступа. По понятиям железка должна упасть на землю, но создается программа, в которой прописывается, что всё, что высоко, должно упасть на всё, что низко. А йог это уничтожает, и его тело не падает. Это называется «стать легче лёгкого». Например, у вас компьютер, и вы нарисовали на компьютере посреди экрана человечка. Почему он не упал на дно экрана? А если вы ему прописали, что всё, что выше дна экрана, должно опускаться, то вы рисуете человечка и он падает. Вы ему прописали. Йог эту запись удаляет, поэтому он нарисовался и висит в воздухе.
Слушатель: Удаляет у себя в голове?
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да.
Слушатель: Из всех качеств он выбирает сюда и садится как бы на диван, которого как бы нет.
Б. Ч. Бхарати Свами: Он не садится на диван, а он просто кажется сидящим.
Слушатель: А ему кажется или он знает?
Б. Ч. Бхарати Свами: Он знает, как устроено это всё. Он знает, что это просто мир понятий. Есть восемь йогических сил: быть самым тяжелым, самым легким, самым маленьким, мультиплицироваться в восемь.
Слушатель: Управлять сознанием других.
Б. Ч. Бхарати Свами: Не сознанием, а влиять на мысли других, читать мысли других и создавать предметы. Вот есть восемь кодов, и они их постепенно все развивают.
Слушатель: Возьми, например, Саи Бабу. Он берет людей этими возможностями. То есть он обладает такими возможностями…
Б. Ч. Бхарати Свами: Я даже не сомневаюсь, что он этот пепел создает. Он обладет мистическими силами.
Слушатель: А для чего?
Б. Ч. Бхарати Свами: Самоутвердиться, власть.
Слушатель: Просто он хочет людям показать, что есть нечто высшее.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну спаситель.
Слушатель: Нет, это его пласт определенный. Насколько я знаю, он…
Б. Ч. Бхарати Свами: …создает впечатление, что он спаситель.
Слушатель: Не что он, а что есть что-то большее. И когда к нему начинают идти, он говорит: «Иди своей религией». То есть он как бы не предлагает выход за рамки своей религии. То есть он как бы ведет в какой-то определенный поток людей.
Б. Ч. Бхарати Свами: При этом он говорит, что он Бог. Ну и что?
Слушатель: Но людям нужен кто-то.
Б. Ч. Бхарати Свами: Поэтому я буду, да?
Слушатель: Да.
Б. Ч. Бхарати Свами: Понятно. Смысл-то не в том, что он колечки показывает, а он их показывает для того, чтобы потом сказать, что он Бог.
Слушатель: Тут не всё так просто.
Б. Ч. Бхарати Свами: «Я Бог, но вы идите в свою религию», в этом его послание? «Я Всевышний, но вы идите туда.»
Слушатель: Нет, он не так говорит. Он говорит, что много религий, но Бог один.
Б. Ч. Бхарати Свами: «Я.» (смех) Но он же говорит, что он Бог.
Слушатель: Чтобы между религиями не было вражды. Это путь света?
Б. Ч. Бхарати Свами: Какого света.
Слушатель: Даже не в том суть. На самом деле там так много граней, что мы каждый раз какую-то отдельную берем. То есть функция там понятна, что он может выполнять и социальные, и такие, и такие, но, может что-то у кого-то внутри промелькнуть, чтобы он начал искать. Вот это, может быть, его задача.
Б. Ч. Бхарати Свами: Может быть, но с такой задачей пришел Господь Шива в облике Шанкарачарьи. Во-первых, он себя никогда Богом не называл, а явил он себя для того, что бы от него отказывались. Если он называет себя Богом, то он к себе призывает.
Слушатель: По некоторым данным Сатья Саи Баба тоже как Шива. Но я нигде не читал, что Саи Баба говорит, что он Бог. Может, это про него говорят?
Слушатель: В каком-то году он сам официально объявил себя аватарой.
Слушатель: Аватарой Шивы?
Слушатель: Да.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну ладно, хорошо. Как вы скажете.
Слушатель: Но Шива.
Б. Ч. Бхарати Свами: Но Шива.
Слушатель: Да. Но не в том суть.
Б. Ч. Бхарати Свами: И подтвердил это тем, что колечки создает. Сарасвати Тхакур ничего такого не создавал, а умер от инфаркта. Он просто людям давал божественное сознание, служение.
Слушатель: Для материалиста созданное кольцо будет просто подтверждением того, что есть что-то выше.
Б. Ч. Бхарати Свами: А что мешало нашим ачарьям, обладающим тоже?.. Бхактивинода Тхакур обладал мистическими силами всеми. Почему он не пользовался ими? Потому что мистические силы ведут не к Всевышнему, а вызвают желание в людях тоже ими обладать. То есть желание не служить, а желание освоить то же самое, то есть самоутвердиться. Йога – это высшая степень самоутверждения, эти мистические силы. Зачем работать, когда можно создать золото? А зачем создавать золото, когда можно управлять мыслями других?
Слушатель: Это понятно. Но, наверно, какие-то мотивы разные.
Б. Ч. Бхарати Свами: Жулики, они жулики. Признак жулика, что он себя объявляет аватарой кого-то и что трюками привлекает к себе. А какие там мотивы, какая разница? Он привлекает к себе и говорит, что он Бог. Во времена Бхактивинода Тхакура были такие «Вишну», «Брахма» и «Шива». Они себя объявили, и у них были мистические силы, у них волосы искрились. Не читали?
Слушатель: Была история, когда один йог… (неразборчиво)
Б. Ч. Бхарати Свами: Это он и был. Как-то его звали?
Слушатель: Он его остриг.
Б. Ч. Бхарати Свами: Он его остриг. У него дочка заболела при смерти была. Он приказал этого йога остричь. А этот йог мог заморозить человека. Обладал сиддхами, силами. Он его подстриг, и тот все силы свои потерял. Как же его звали-то? Не важно. И потом он в тюрьме. Бхактивинод Тхакур ему срок дал – три года. Тот был то ли «Вишну», то ли «Шива». А у него еще «Брахма» был. В общем, их трое было. И когда Бхактивинод Тхакур послал англиских солдат их схватить, потому что индусы отказывались. «Как же мы будем аватары трех богов в тюрьму сажать?» Он говорит: «Ну-ка двайте. Я приказываю их схатить!» Они: «Не, не, не…» Когда первый взвод пошел индусов и они увидели этих трех «аватаров», в ноги им покланялись, побросали оружие и разбежались. Тогда Бхактивинод Тхакур отправил английских солдат. Их схватили и на допрос. «Брахма» и «Шива» сразу признались: «Извини, нас этот попутал». Их сразу отпустили. А тот говорил: «Нет, я Бог. Я Вишну. И не смей меня, я на твою семью порчу напущу». И, действительно, у Бхактивинода Тхакура дочка заболела и лежала при смерти. И он должен был в это утро поехать на суд, а дочке всё хуже и хуже становилось. Пришел от этого йога дядька какой-то и сказал, что чем дальше ты будешь отдаляться от своей дочки, тем хуже ей будет становиться. А если ты приедешь в суд, она вообще умрет. И вся семья Бхактивинода Тхакура взмолилась: «Отпусти его. Мы не хотим, чтобы она умерла». Там жена его просила, старшие дети. Там всякие родственники прибежали: «Отпусти этого йога». И он говорит: «Нет». Он сел в бричку и поехал на суд. А дочке действительно всё хуже и хуже становилось. И он приказал с порога суда остричь того. Того, значит, остригли, и ей сразу легче стало, отпустило. Он его на три года посадил, а тот через два года умер. Он приказал стражникам регулярно его стричь, чтобы силы не появились. Тот через два года умер в тюрьме. Там таких йогов пруд пруди.
# 34:31
Преданный не делает ничего напоказ
Мы знаем из Вед, что многие мудрецы – Асита, Бхригу, Дантавакра, Нарада – свои силы являли, но при этом никто из них никогда не говорил о том, что они Боги, что они аватары какие-то. Наоборот, они говорили о том, что есть Всевышний, а все эти силы ничего не значат, и никогда не демонстрировали напоказ это, чтобы неискушенную публику впечатлять. Мол, смотрите, какие мы. Примеры из Вед мы знаем, когда этими силами не пользовались напоказ. А если и пользовались, как в примере с Васиштхой Муни, то преданный Амбариша Махарадж, не обладая никакими силами, мог победить их просто милостью Божьей. Все эти мистические силы – ничто, по сравнению с чакрой господа Вишну, чакрой с Его милостью. Вайшнав, как Санатана Госвами говорит, обладает шестью качествами. И одно из них – верить, что Господь защитит. Шесть благоприятных качеств в «Нектаре преданности». Надеяться на то, что он защитит… Ну ладно, всё тогда.
Транскрипция: Андрей Я.
Корректор: Вишнуприя Д. Д.