«Секта под названием человечество»
«Секта под названием человечество» | Лекция с Б.Ч. Бхарати Свами от 30 октября 2015 года, Паттайя Таиланд
- Грех – понятие относительное (0:00)
- Секта под названием человечество (7:31)
- Доморощенные боги и позиция Вайшнава (17:20)
- О святости (26:25)
- Заработай спокойную смерть (34:53)
- О медитации и перерождении (42:07)
- Соблазнительно побыть богом (53:52)
- Споры бессмысленны (1:03:06)
- Как может быть Бог на втором плане? (1:10:29)
- Что скрыто в золоте? (1:26:53)
В первой части лекции к сожалению периодически слышен шум ветра в микрофон.
Секта под названием человечество
Грех – понятие относительное
Слушатель: Сегодня мне в голову пришла мысль такая. Мы все люди разумные, воспитанные, стараемся жить, чтобы никому не вредить и ничего такого не делать плохого, но мы все равно какие-то греховные поступки совершаем, как будто что-то нас прямо заставляет это делать, совершать пакости всякие. Вот откуда это идет, откуда это берется, эти греховные действия? Вообще, что это? Как это можно охарактеризовать?
Б. Ч. Бхарати Свами: Вообще понятие грех — это не абсолютное, это относительное понятие. В каждой культуре, в каждой религии, религиозной традиции эти границы праведного поступка и греховного поступка разные. И на протяжении всей жизни человека эта граница между праведностью и грехом, не грехом и грехом — она постоянно дрейфует и смещается. Что для ребенка считается нормальным, естественным, не греховным, не предосудительным, то для взрослых — уже предосудительным. То, за что мы не ругаем ребенка, мы взрослого за это же самое будем ругать, и наоборот.
Эта граница грех и не грех постоянно гуляет. В мире справедливости не существует абсолютного греха и не существует абсолютной праведности. Каждый наш поступок совмещает в себе и добро и зло. Если мы, допустим, накормили бездомного, как вот в гуманитарную помощь привезли КамАЗ тушенки — люди сыты, но при этом убили сто коров. Мы помогли кому-то перейти через дорогу, но при этом раздавили муравья. Я не говорю, что не нужно никому помогать. Просто нужно заранее знать, что в каждом поступке есть и добро и зло. И добрый это поступок или злой поступок — это решает определенное сообщество. Есть такая картинка, вегетарианцы ее часто выставляют: человек подходит с собакой к своему гаражу, а там выстроились в ряд свинюшка, коровка, там все, кто будет этой собачке убит и переработан в еду. То есть собачке ты делаешь добро, а еще пятерым…
Это я сейчас привожу как пример того, что любой поступок в себе совмещает. А вот кто решает: добро это или зло — это так сказать… Мир разделен на всевозможные сообщества, то есть мы живем относительно какого-то сообщества. Мы не плаваем в безвоздушном пространстве. Нас окружают родственники, нас окружают единоверцы. Нас окружают колеги по роботе. Нас окружают друзья, соседи. И в каждом из этих сообществ мы занимаем какое-то место. И один и тот же поступок ваш с точки зрения разного клана, разного сообщества может быть греховный или благостный, благочестивый.
Если вы находитесь на развилке — кому хорошо сделать — единоверцу или своему социальному сословию, обществу, то они будут по разному расценивать, как бы вы ни поступили. Не нужно в этом мире искать абсолютного добра и абсолютного зла, их не существует. Существуют добрые намерения, но не существует добрых дел. Какой бы правильный человек ни был, он все равно своим действием еще и причиняет кому-то зло. Но человек ищущий спасения, или ищущий Всевышнего, он для себя ставит ориентир. То есть для него, как и для любого другого, ориентир добрый это поступок или не добрый – как поступок оценивается Господом. Если я так поступлю, Господь будет мною доволен? Не начальники, не родственники, не друзья, а вот Господь Бог. Это очень сложный выбор, потому что Господа Бога не спросишь. Всегда есть соблазн себя выставить, поставить на Его место, у себя же спросить и себе сказать: «Да».
Но тем не менее, если мы искренни, то это такой вот эталон нашей праведности и нашей греховности. Для этого, собственно, даются Всевышним священные писания. В разных богословских традициях разные границы греха. Для одного грех — это поесть в субботу, или что-то сделать в субботу — это грех. Для другого — в пятницу. Для третьего — в воскресенье…. Если вы приняли все религии мира одновременно, то вам есть вообще не придется. У вайшнавов это на 11-й день после новолуния и полнолуния. Ну это курьезные примеры, но в целом каждая религия ограничивает. В каждой традиции есть слово Божье или от Его имени говорит какой-нибудь пророк. Или и то, и другое — и пророки и сам Бог говорит: вот это надо делать, а вот это не надо. В рамках этой богословской традиции или религии мы уже смотрим грех это или не грех.
# 7:31
Секта под названием человечество
Слушатель: Когда решаешь что-то сделать, ты не должен это оценивать, то есть принесет тебе или окружающим это грех или как? То есть ты как должен оценивать?
Б. Ч. Бхарати Свами: Смотря с кем ты себя ассоциируешь, с кем ты себя отождествляешь, с каким набором живых существ, с каким кланом ты себя отождествляешь. Если ты себя считаешь человечеством: «Я — часть великого гуманитарного сообщества, нас там 7 миллиардов. Я — человек и я буду делать все во благо человека». Таких людей называют гуманитариями, святыми от человечества, праведниками человеков.
Если ты себя считаешь, скажем, сообществом, принадлежащим какой-то нации: русский, украинец, там еще какой-то, то ты будешь оценивать этот поступок с точки зрения этого клана, этого сообщества. Это в целом называется секта. То есть к какой секте ты принадлежишь, к какой секте ты себя относишь. Секта под названием человечество, или секта под названием национальность, или секта под названием православные, или мусульмане. То есть кем ты себя мыслишь. Вот с этой точки зрения ты будешь оценивать свой поступок.
Но человек преданный, или раб Божий в христианстве это называют, в нашей традиции вайшнавской называют: кто ищет убежище у стоп Всевышнего. Мы ищем у него убежище. Потому что на самом деле вся наша жизнь, если мы все наши движения рассмотрим, движения, помыслы, поступки, слова, они все направлены на то, чтобы найти убежище, найти наконец место, где мы могли бы упокоиться. Все что мы делаем. Это еще называют поиск счастья или поиск смысла. Но в целом живое существо – как душа, как частичка бесконечного сознания Всевышнего, не самодостаточна, ей нужно где-то найти убежище. Она не может быть сама по себе, как палочка. Она не может сама по себе стоять, ей нужно к чему-то прислониться. Так же и живое существо.
Вайшнав, то есть тот, кто ищет убежище не в каком-то сообществе в этом мире, не в религии, не в социальным статусе, не в деньгах, не во власти, а только у Господа Бога. Это называется вайшнав, то есть тот, кто ищет прибежище у стоп Всевышнего. Для него самооценка — это как Господь его оценивает. И для него каждый поступок, приближающий его к Богу, является хорошим поступком, а поступок, отдаляющий от Бога, является плохим поступком.
Поэтому в «Бхагавад Гите» Кришна говорит, что «мой верный раб — это самый главный». Эти слова не нужно выкидывать “мой верный раб”, а вот именно раб Божий — тот, кто целиком посвятил, то есть тот кто вообще не мыслит себя без своего Владыки. Раб Божий. В христианстве есть такое слово и понятие очень хорошее, в нашей традиции — это вайшнав. Он говорит, что мой верный раб даже может уничтожить всех живых существ во Вселенной, и все равно он останется мне дорог, и все равно он будет святее всех святых. Потому что он это делает для меня.
Если мы возьмем модель Царства Божьего, как модель какого-то государства, если ты совершаешь какой-то плохой поступок ради государя, то государь его не будет оценивать как преступление. Допустим, государю плохо. Он звонит тебе и говорит: слушай, друг, приезжай, срочно нужна твоя помощь. И ты несешься 160.
Слушатель: Так получается, что все-таки должно быть одобрение Господа?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да.
Слушатель: А как же если он сам возьмет и поубивает всех. Это ради Господа. А Господь тебе давал на это право?
Б. Ч. Бхарати Свами: Это уже его проблемы, а не наши.
Слушатель: Вот я и говорю, что если человек сам решает, что это Господу понравится, а откуда он узнает понравится это Господу или нет?
Б. Ч. Бхарати Свами: Вы его не трогайте, пусть он сам. Вы за них не решайте. Бог ему дал или он сам выдумал…
Слушатель: А где граница — он сам придумал или Бог ему разрешил, как он узнает?
Б. Ч. Бхарати Свами: Граница есть, но нам не дано понять…
Слушатель: Вы только что сказали, что если посвящено Богу, то… он убьет и скажет: я посвятил это Богу.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, ну и что?
Слушатель: Ну. А как понять, Господу понравится или нет?
Б. Ч. Бхарати Свами: “Ну” — это не ответ. Вот ваш ответ “ну” — это не ответ.
Слушатель: В средние века ради Христа сколько народу уничтожили, на кострах сожгли.
Б. Ч. Бхарати Свами: Как это противоречит тому, что я сказал?
Слушатель: Нет, не противоречит, я наоборот спрашиваю… Как это согласуется с моральностью?
Б. Ч. Бхарати Свами: Если человек совершает поступок, который мы считаем преступлением, но он думает, что он это делает ради Бога — это проблема его и отношений с Богом, но никак не наша. Нас это не касается.
Слушатель: Ну вот он например говорит — я это все делаю ради Бога. И он думает что он приближается к Богу.
Б. Ч. Бхарати Свами: Это его проблема.
Слушатель: Тогда значит не надо нам отлавливать этих всех… Они же ради Бога все это делают.
Б. Ч. Бхарати Свами: Я не понимаю вашей логики. Из того что я сказал не следует, что мы не должны этому противостоять. Я призываю здравый смысл и логику. Из того что я сказал, не следует, что мы не должны противостоять.
Слушатель: Но если мы будем противостоять, значит мы тоже их будем убивать, но мы то уже убиваем не ради Бога, а ради чего?
Б. Ч. Бхарати Свами: Вот ради чего вы убиваете, я не знаю.
Слушатель: Ради того чтобы защитить свою семью.
Б. Ч. Бхарати Свами: Я сказал, что если мы будем оценивать критериями этого мира, то нет абсолютного понятия греха и добра. То есть те, которые вы говорите «терористы с бородами»…
Слушатель: То есть как человек узнает, что он делает это ради Бога.
Б. Ч. Бхарати Свами: Кто он?
Слушатель: Человек который делае что-то.
Б. Ч. Бхарати Свами: Как он хочет, так пусть узнает. Лично меня это не касается.
Слушатель: Ничего не понимаю.
Слушатель: Ну это его отношения с Богом, вам какая разница?
Б. Ч. Бхарати Свами: Вам какое дело?
Слушатель: А это он приближается к Богу или не приближается?
Слушатель: У каждого личное отношение.
Б. Ч. Бхарати Свами: А вам какая разница, приближается или нет?
Как Робин Гуд — мы его считаем хорошим человеком. Он грабил одних и отдавал другим.
Слушатель: Кто ему санкции дает? Священник?
Б. Ч. Бхарати Свами: Пожалуйста — священник, но это не мой ответ. Я согласен. Священник.
# 17:20
Доморощенные боги и позиция вайшнава
В этом мире каждый добрый поступок заключает в себе и злой поступок. И поэтому мы не лезем в “кто прав, кто виноват”. Если перед тобой встает какая-то угроза, ты защищаешься. Смотря кем ты себя мнишь, с чем ты себя отождествляешь, так ты себя и защищаешь. Если ты себя считаешь телом, то когда перед тобой предстает угроза, поскольку ты считаешь себя телом, то ты будешь защищать свое тело. Если ты себя считаешь умом, если ты считаешь себя существом разумным, то когда твоему разуму, когда твоему уму предстоит угроза, тогда ты защищаешь ум. А если ты считаешь себя душой, то когда твоей душе грозит опасность, ты себя защищаешь. Зависимо от того, кем ты себя считаешь.
Как в том банальном случае с автомобилем. Если ты считаешь его своим, то ты будешь его защищать. Как только ты продал — тебе абсолютно все равно, что с ним будет. Но ты будешь защищать свои деньги, которые ты за него получил — то, что ты считаешь своим.
В «Шримад Бхагаватам» есть история, когда святой юродивый шел по дороге, и у одного государя носильщик паланкина подвернул ногу. Глава носильщиков заставил святого, чтобы он взял паланкин и стал нести государя, хотя он уже был в преклонном возрасте. Тем не менее он не противился. Он не считал, что это угроза ему, потому что он живет не в физическом мире, и физические трудности, физические страдания для него не представляют никакой ценности. Но когда государь, сидя в паланкине, стал неправильно произносить стихи, то его это обидело, как будто по нам плеткой стали бить. То есть, условно говоря, для поэта неправильная рифма — это как нож в сердце, а то, что его будут физически увечить, его это вообще не беспокоит. Потому что он живет в других сферах. Человек, который живет в приземленной, физической сфере: «Ну хоть ты там перековеркай русский язык как хочешь — меня это не касается, а вот когда ты тронул меня, то я буду себя защищать».
Человек святой, или раб Божий, живет и не в умственной сфере, и не в физической сфере, а он живет наедине со Всевышним. Как тот самый Авраам, которому Господь Бог сказал: «Возьми и убей своего сына» — мальчика восьмилетнего, что является большим грехом. И тем не менее Авраам является по сути родоначальником трех религий, которые охватывают почти все население земного шара. Это ислам, иудаизм и христианство. Их еще называют авраамические религии, сошедшими от Авраама, но при этом Авраам является детоубийцей.
Слушатель: Но он же не убил его.
Б. Ч. Бхарати Свами: Он его не убил, когда ему вот уже… Скажите пожалуйста, если бы Бог его не остановил, он бы его не убил? Убил бы. То есть это убийца. Во имя Бога. Мы его не осуждаем, потому что это его отношение.
Слушатель: Лично я осуждаю.