«Секта под названием человечество»
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, но вот верующие люди его не осуждают. Потому что для него грех — это ослушаться Бога. Это вот типичный хрестоматийный пример. Но таких примеров может быть много. Но кто-то может воспользоваться этим примером сказать: «Я буду других убивать, потому что мне это Бог сказал». Да ради Бога — убивай, но когда тебя поймают и будут судить, имей в виду, что тебя будут судить человеческим судом. То есть ты там с Богом сам разбирайся. Вот и все. Если он идет на попятную, значит это у него привиделось.
Слушатель: Если я правильно понял, то это зависит от развитости твоего сознания. То есть ты что-то делаешь, и тебя оценивает окружающий тебя мир. То есть они тебе говорят, что это грех, а для тебя может быть…
Б. Ч. Бхарати Свами: То есть раб Божий говорит: «В этом мире все относительно: добро и зло. Все относительно, поэтому я не буду вообще копаться, хорошо это или плохо. Вот как Господь мне скажет, так и будет». Как Иисус Христос на кресте. Он сказал: «Господь, я готов пойти ради тебя на крест, только ты мне намекни, что Ты это хочешь». И Бог промолчал, Он ему не ответил. И он сказал: «Ну ладно, я все равно пойду ради тебя». Так что грех и праведность — понятия относительные.
Слушатель: Иисусу можно было не идти на крест?
Б. Ч. Бхарати Свами: Он готов был пойти. Он просто хотел удостоверится, что это воля Бога.
Слушатель: То есть это он не для показа делал.
Б. Ч. Бхарати Свами: Он только ради своего Отца Небесного.
У каждого свой критерий добра и зла. И если мы хотим найти убежище в какой-то сфере, то мы принимаем систему координат этой сферы. Если вы хотите стать своим, то есть найти убежище в клубе байкеров, то вы принимаете их систему координат, их систему ценностей, что хорошо, что плохо. Там подрезать кого-то — это плохо, уступить кому-то — это хорошо. Там я не знаю, какие.
Или вы хотите найти убежище у коллекционеров марок, у них своя система добра и зла. Или у цыган, или у зубных врачей, или у человечества в целом. Есть такая секта — она называется человечество. Если вы хотите быть своим среди рода человеческого — то вы принимаете их систему ценностей, в которой на этой чаше весов добро, на этой чаше — зло.
Но я повторяю, что раб Божий — его люди не интересуют. Его мнение людей не интересует вообще. Тот кто абсолютно предан Господу Богу. Это категория святых людей. И у них, скажем, у преданного Господа — у него нету понятия добра и зла, у него есть понятие красиво и некрасиво. Не по отношению к людям, а по отношению ко Всевышнему.
Слушатель: Кто-то может сказать, что я раб Божий.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, пожалуйста, только ты меня в этом не убеждай. Ведь соблазн у этих жуликов, которые себя объявляют богами или пророками. Они объявляют, что они рабы Божьи и начинают нас простых граждан в этом убеждать. Вот недавно в Москве поймали бога Кузю.
Этих богов… Они как грибы после дождя вырастают — и Кузи, и пророки, и Виссарионы, и так далее и много-много всяких сект. И его Святейшество Гундяйство — то же самое. Дело в том, что если бы этого бога Кузю не поймали и у него бы появилось 20 миллионов последователей, то это стало бы мировой религией. А почему бы и нет? А вот у корейцев религия называется “на камне”. А чем это хуже чем что-то другое?
Так вот, они себя объявляют богом Кузей или каким-то святым, или каким-то пророком — да ради Бога. Это ваше отношение с Богом. Но когда они идут к нам и говорят, что они — Бог или пророк, то есть они начинают уже нас убеждать, то здесь, извините, мы уже включаем какие-то критерии. То есть если человек с Богом разговаривает, это его проблемы. А когда он начинает мне говорить, что он с Богом разговаривает, это уже моя проблема. Я уже говорю: «Извини, меня это не касается».
# 26:25
О святости
Слушатель: Можно сделать вывод в принципе, что есть какая-то программа определенная у людей, заложенная в них, что это, например, греховно, а это не греховно, и ты подчиняешься этой программе.
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. У живого существа есть тяга принять убежище. Мы — маленькие частицы сознания, путешествующие мирозданием, рождающиеся и умирающие. Мы рождаемся и умираем в новых и новых телах. Сейчас мы в теле взрослого, через несколько лет мы будем в теле стариков и старух, а до этого мы были в детских телах. Мы рождались и умираем. Просто когда мы живем в этой жизни, мы не замечаем свою смерть. Когда ребенок превращается во взрослого, по сути дела, он умирает и заново рождается. Но это такое плавное перетекание, как когда мы смотрим кино, мы не замечаем, как меняется главный персонаж. Потому что кадры так стремительно меняются. Нам кажется, что это один и тот же кадр, только он меняется. На самом деле это много-много кадров. Так же живое существо — каждое мгновение своего существования оно находится в новом теле. Пока мы сейчас здесь сидим, мы уже переменили миллиарды тел, просто они похожи друг на друга, кажется что это одно и то же тело меняется. И вот мы летим в этом бесконечном темном пространстве Вселенной и меняем свои тела. Когда это тело совсем разрушается, мы избавляемся от него и рождаемся в новом.
И что нас побуждает совершать поступки, в том числе и ваш первый вопрос, что нас заставляет совершать греховные поступки… Да нет, нас ничто не заставляет совершать греховные поступки, нас что-то заставляет в принципе совершать действия, а вот греховное это действие или не греховное — это уже следствие, это кто-то уже оценивает. Что же нас заставляет не грешить, а в принципе действовать? Это тяга найти убежище. Мы все одиноки. Мы ищем место, где мы могли бы найти упокоение и, родившись в материальном мире, мы ищем убежище среди приходящих предметов, которые имеют начало и окончание — то, что появилось и исчезло. Вот любой предмет. Была фаза его появления и будет фаза его исчезновения. Это можно отнести ко всему — человечество, родина, религия, какая-то работа, какое-то увлечение, семья, оно появляется, потом исчезает. Но мы все, находясь в иллюзии, ищем убежище у того, что появится и исчезнет. Когда оно исчезает, мы новое ищем убежище.
Например, люди занимаются физической подготовкой. Это что значит? Это они ищут убежище в своем теле. Они думают, что если оно будет жить как можно больше и будет активно ощущать, не потеряет остроту чувств, то это — мое убежище, мне будет хорошо.
Человек, который совершает добрые дела, ищет убежище у тех, кто эти дела считает добрыми. Они его принимают как своего. И он думает, что «в этом сообществе я найду упокоение, я найду убежище». Вот это нас заставляет — поиск убежища или поиск счастья, можно так сказать.
Это нас заставляет творить, а наше творчество, наши поступки, вызывают реакции, за которые мы будем расплачиваться. Если мы совершаем поступок какой-то, в этом поступке заложено добро по отношению к одному сообществу живых существ и зло по отношению к другому сообществу. И вот те, по отношению к кому мы совершили зло, они нам потом отплатят в следующей жизни или в этой жизни, а те кому мы совершили добро, они нас отблагодарят.
То есть в каждой реакции на поступок присутствует и добро и зло. Это не то, что суммируется — вот я 20 человекам сделал хорошо, а одному плохо. Значит я сделал на 19 больше добра. Нет. Тот, кому ты сделал плохо, тебе отомстит. Может быть, в следующей жизни он будет комаром и тебя укусит. А те, кому ты сделал добро, тебя отблагодарят своим способом. Но поступок мы совершаем в поиске убежища, в поиске упокоения.
И на каком-то этапе своего существования живое существо испытывает тягу к освобождению. Оно говорит: «Я больше не хочу совершать ни добрых поступков, ни злых поступков, я вообще не хочу». Потому что за любой поступок мы будем нести ответственность: либо благодарность, либо воздаяние, кару. И вот в какой-то этап зрелая душа говорит: «Я больше не хочу, чтобы меня благодарили, то есть я не хочу хороших результатов своей кармы, ни плохих. Все, я хочу вырваться из этого колеса самсары, из этого порочного круга рождений и смерти, добра и зла. Все, мне это ничего не надо. Господи, прими меня, и то что я буду делать, я буду только перед Тобой отчитываться. Будут ли хулить меня люди, или будут они меня прославлять, мне до этого нет никакого дела.» И это вот святость. То, что у людей называется святость.
Святость — это понятие не религиозное, и не какое-то конфессиональное, не какой-то религии. Святой – тот, кто рвет всякие цепи с этим миром. Это не значит, что он перестает действовать, это значит, что его не волнует реакция на свои поступки, потому что он делает это ради Бога. А принимает ли это Бог или не принимает — это уже проблема Бога, пусть Он там сам решает, это уже их отношения.
Слушатель: А если я правильно сделал вывод: совершаешь какие-то поступки, и вот начинаешь себе: «Вот зачем я это сделал?» А исходя уже из вашего ответа, когда мы можем говорить, не надо погружаться в умственные размышления, просто сделал и сделал.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, но при этом не надо париться, когда “горький плод”, когда приходит какая-то беда, какое-то несчастье, какие-то лишения. Принимать это как должное: «Господь, я совершил поступок, мне сиюминутно показалось, что он плохой, и я готов, если он плохой, нести за него ответственность. Если ты меня накажешь, ну, значит, накажешь. Я не берусь судить, хороший этот поступок или нет. Я его совершил. И все, что за этим последует или последует за все мои предыдущие миллиарды рождений, я буду принимать как урок от Тебя, как благословение от Тебя.» И не роптать на Него: «Вот я такой хороший, а я страдаю». Нет. Никакой ты нехороший. Просто ты что-то совершил, за это… Например, ты палец сунул в огонь. Это хороший поступок или нет? Да никакой. Нет хороших и плохих, есть глупые. Глупый — это поступок, за который ты будешь страдать. Но мы не можем изменить наши прошлые дела, или, как индуисты называют, карму. Мы уже совершили, но мы можем изменить свое отношение к воздаянию за эти дела.
# 34:53
Заработай спокойную смерть
Слушатель: А йоги говорят что можно изменить карму.
Б. Ч. Бхарати Свами: Тогда это вопрос к йогам. Мне нечего возразить, если так говорят йоги.
Слушатель: В священных писаниях так сказано: если ты станешь Моим преданным, я беру на себя все твои грехи.
Б. Ч. Бхарати Свами: Мы не можем имитировать святых, но мы можем им служить. Или по крайней мере следовать их наставлениям. Чем жулик, прикрывающийся, что он раб Божий отличается от подлинного раба божьего? Они могут совершать одинаковые поступки, но жулик будет говорить: «И вы тоже можете это делать». А святой будет говорить: «Нет, ни в коем случае так не поступайте».
Слушатель: Они руководствуются, значит, какими-то нормами, моралью?
Б. Ч. Бхарати Свами: У них нет морали. Святой — вне морали. Святой — вне добра и зла.
Слушатель: Тогда почему ..?
Б. Ч. Бхарати Свами: Чтобы подняться над добром и злом, ты должен жить в определенном русле. Ты должен совершать поступки, которые позволят тебе изменить свое отношение. Поэтому даются всем нам правила поведения: не убий, не укради. Мы обязаны жить по чести, по правилам.
Слушатель: По совести.
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, по совести живут святые, а мы должны жить по правилам. Потому что совесть это такая вещь, что мы можем ее крутить, как хотим. Поэтому, чтобы мы не вертели свою совесть, нам даются правила в каждой религии. У вайшнавов первое правило — не желать другому, чего не желаешь себе, и второе — не делай другим, чего не желаешь себе. И вот это вот вегетарианство как раз отсюда следует: не убивай других, не есть никого, потому что я бы не хотел, чтобы меня съели. Поэтому я и других не буду есть.
А на Господа Бога это не распространяется. Нормы морали на Бога не распространяются. Он может делать, что угодно. И те, кто находится в Его непосредственной близости, те, кто интимные Его слуги, на них тоже не распространяются нормы морали. Ну потому что вся жизнь Господа Бога — это игра. Он занимается только игрой. Мы занимаемся трудом, а он занимается игрой. Один то Он не может играть, Ему нужен какой-то круг. А если они будут подчиняться нормам морали, а Он не будет подчиняться нормам морали, то какая уж тут игра. Допустим, Кришна Арджуне говорит: «Давай уничтожим всю живность в этом лесу!» А Арджуна Ему говорит: «Не, ну это же плохо. Мы же все таки зеленые, мы же экологи, не будем». Какая уж тут игра. А Арджуна, являясь Его близким слугой, говорит: «Да, пожалуйста». Подожгли лес, всех убили.
Какие-то еще возражения есть? Восклицания, может угрозы.
Слушатель: Мы, получается, все участники игры?
Б. Ч. Бхарати Свами: Как раз мы — вне игры. Мы — участники труда. Мы — передовики труда. Мы трудимся. Чем игра отличается от труда? Первое — за труд ты получишь результат. А игра и есть само по себе то, ради чего ты играешь. В труде есть разделение: сам процесс, совершение поступка и то, что за ним следует. А в игре этого нет, за игрой ничего не последует. Не последует каких-то там бонусов. Потому что игра — она сама по себе игра.
Вот Господь Бог и Его близкие рабы играют, потому что им не нужен результат. Скажем, какого результата ожидает преданный Кришны от игры с Кришной. Что еще более ценное чем Кришна он потом получит? То есть он поиграл, так Кришне спасибо, а теперь приз. Вот что есть более ценное чем Бог? Ничего нет. Поэтому он и ничего не ждет.
А мы с вами совершаем поступок в надежде, что за ним последует что-то. Счастье. Или покой. Или уж совсем у подонков — это пенсия или еще что-то. Сейчас живые существа в человеческом обличии живут ради того, чтобы спокойно умереть. Он говорит: «Я хочу просто умереть в достатке, спокойно». В достатке — это значит… Я даже не представляю, какая разница как ты умираешь. Когда ты спишь, какая разница где? Они живут чтобы: “Я хочу спокойно умереть”.
Слушатель: Да, действительно, что это за понятие “спокойно умереть”?
Б. Ч. Бхарати Свами: Это к гуманитариям, это к тем, кто проповедует это. Они говорят: «Надо умереть в хорошем доме. Со многими нулями в конце цифры на компьютере в банке». Чтобы напротив твоего имени было много нулей. Это называется «хорошо умереть». Это называется «хорошо прожил жизнь».
Слушатель: Не зря.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, и еще один день пропал не зря. Еще одна жизнь пропала не зря.
Слушатель: А потом наследники начнут делить твои достояния.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, и у него еще в голове есть понятие наследники. То есть вот он рождается, он даже не понимает, что такое наследник. А потом у него появится понятие наследник, а это какие-то куски плоти, которые бегают. Он говорит: «Это — мои наследники» и ради них он живет. Вот ради этого. Все поступки направлены на то, чтобы найти убежище, чтобы спокойно умереть. А преданный говорит: «А мне все равно».
Слушатель: А чтобы перейти с работы… что нужно сделать?
Б. Ч. Бхарати Свами: Ох. Похоже нет, похоже ничего нельзя. Я пришел к выводу спустя многие-многие годы деланья и раздумий, что нет — ничего нельзя сделать, бесполезно. Это просто невозможно человеческому существу.