Вы здесь:  / Шримад Бхагаватам Книга 2 / Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 30–40

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 30–40

Слушатель: Махарадж, получается, что если внимание души сосредоточено полностью на физической оболочке, то после смерти она вынуждена найти себе точно такую же.

Б. Ч. Бхарати Свами: Абсолютно верно. Другой скафандр.

Слушатель: А если, допустим, ее каким-то образом разотождествить, что она будет делать потом?

Б. Ч. Бхарати Свами: Она не будет больше искать оболочку, это есть освобождение.

Слушатель: То есть карма уже перестает действовать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Кришна говорит в Бхагавад Гите, что для того, чтобы избавиться от кармы достаточно знания. Помните, Он говорит Арджуне: «Острым мечом знания разруби невежество». Вот это опухшее, что вокруг нас, это что такое? Это невежество. Ком невежества. И разрубить его невозможно ни голоданием, ни кулаками, ни локтями, а просто знанием. Осознав свою вечную природу: “Я вечен”. Эта оболочка просто бац — и все, как скорлупа. И тебе могут говорить, что у тебя карма там осталась. Какая карма? Никакой кармы. Это есть освобождение. Ты же действовал? Он говорит: «Нет, я только наблюдал». Это и есть осознание. Кришна говорит: «Мечом знания разруби комок невежества».

Слушатель: Ну, получается, что это же должно быть как-то прижизненно, потому что после смерти…

Б. Ч. Бхарати Свами: По-разному. Кришна говорит, что в момент смерти. Но это может быть и прижизненно. И Шридхара Махарадж говорил, что при жизни освобождение, это когда ты еще в скорлупе, но ты уже к ней не привязан. То есть придет срок, это тело отвалится, а ты уже не привязан к нему. Но если ты к нему прирос там внутри, то есть не созрел, семечко прямо там корнями, то когда это отгнивает, то семечко новые ростки пускает, новые груши вырастают. Сиддха — это понятие означает «совершенное существо», а сиддха еще на санскрите имеет другое значение — это готовое или сваренное, прожаренное. Вот когда ты там уже прожарился, то ты уже ростки не пустишь, тебя там уже прикрепить ни к чему невозможно, то когда скорлупа высыхает, смерть наступает.

Слушатель: То есть можно логикой какой-то отрубить.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, логикой. Кришна говорит, что возможно логикой, возможно самонаблюдением, то есть погружением в себя, а возможно работой без привязанности к плодам. Три способа.

Слушатель: А без привязанности это, получается, в принципе, разотождествляешься таким образом?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, когда ты не привязан к плодам труда, то на каком-то этапе ты понимаешь, что не ты работаешь. А это есть миг просветления. То есть когда ты не привязан к плодам, то ты вдруг понимаешь, что это не я действую, это вот руки ноги, что-то кто-то пишет. Тебе говорят, что это ты пишешь. Как я пишу? Это есть с помощью кармы, карма йога. Есть гьяна йога, это когда ты рассудком разотождествляешь себя. То есть логикой, ньяей, это не я и это не я. Окружающий мир — не я, рука — не я, тело — не я. Мысли — не я, чувства — не я. Потому что чувства говорят: «Надо побольше поесть». А тело потом говорит: «Ну что же ты так поел?» Это значит, что тело и чувства — это разные сущности. Они между собой спорят. Одна сущность наслаждается, а другая сущность болит. А ты во всем этом участвуешь, то есть они тебя еще в спор вовлекают. Вот ты логикой: я не тело, я не чувства, я не мысли, потому что на каком-то этапе ты понимаешь, что мысли бегают. То есть это кто? Это мои мысли. Когда ты чужие мысли за свои принимаешь, это шизофрения. Когда ты мысли принимаешь, как что-то чуждое тебе, а только созерцание, присущее тебе, тогда это просветление. Шизофрения — ты чужие мысли какой-то иной сущности за свои воспринимаешь, а просветление, когда ты вообще мысли считаешь, что это какие-то волны, шумы.

Слушатель: Это же как бы матрешка получается. Ты говоришь: эта мысль не я, а тот, кто думает, что эта мысль не ты, — мысль или настоящий ты? И таким образом передвигаясь куда-то вглубь, все равно там теряешься, наверно…

Б. Ч. Бхарати Свами: Ты просто все мысли понимаешь, что это иные существа, и в какой-то момент ты понимаешь: они ко мне не имеют отношения. Да, это мысль, но я тут при чем?

Слушатель: Даже если просто себе сказать, то все равно ты на себя, как на наблюдателя, не посмотришь.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это очень трудно, и Арджуна говорит: «Кришна, ты мне описал этот метод, но это еще сложнее, чем дыханием остановить ветер». Поэтому Кришна говорит: «Это точно, поэтому тебе, Арджуна, — возьми меч и сражайся».

И третий путь — это дхьяна. Это когда ты не отсекаешь ничего, а просто сел и ушел в себя. Без всяких отсечений, без всякой умственной роботы, просто ушел в себя. Это еще сложнее путь. Просто Кришна вынужден перечислить все возможные способы. Кому-то и большинству это работа без привязанности, кому-то это логика, их еще меньше, а у тех, кто ушел, выключил свет, раз — и увидел свет, но уже внутри себя, их вообще единицы. Кришна говорит, что таких душ чрезвычайно мало. Родиться сыном у учителя йоги — это такая редкость. Статистически это практически невозможно.

Но при этом Кришна говорит, что есть путь бхакти, который, по сути, вмещает в себя все эти три. Бхакти — это когда ты не просто трудишься без привязанности, а ты трудишься для Меня, и это включает в себя “без привязанности”. Ты не просто отсекаешь все чуждое, а ты Мне это отдаешь. То есть ты не отсекаешь от себя мысли, не отсекаешь от себя плоды труда, а ты Мне это отдаешь, и этим ты отсекаешь. И самососредоточение, потому что ты понимаешь, что все действия происходят по милости учителя. И ты понимаешь, что ты не совершаешь этих действий, все по милости. Вот это дхьяна, то есть самосозерцание. То есть ты сознаешь себя, себя как слугу Кришны. То есть бхакти включает в себя и карму, и гьяну, и дхьяну.

Слушатель: Махарадж, скажите тогда, пожалуйста, вот мы же тоже принимаем знание, идущее в парампаре от духовного учителя, как мысль.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да. Мысль как носитель. Вот вы приняли как мысль, и носитель уже необязателен.

Слушатель: Когда мы принимаем мысль чью-то, но от духовного учителя, то что тогда с нами происходит?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не понял вопрос.

Слушатель: Вы говорили, что когда душа принимает мысль от другого…

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, я этого не говорил, я говорил, что душа вдруг понимает, что мысли сами по себе живут.

Слушатель: Может, вы имели в виду, что гуру, допустим, дает какое-то руководство, то есть он свое ощущение передает, ощущение того, что тебе нужно. Он передает, получается, тебе свои мысли, ты их принимаешь, ты, получается, чужие идеи перевариваешь.

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы же говорим сейчас о пути ньяи, то есть о пути гьяны, когда человек отсекает все мысли. И куда он попадает? Он в Брахман попадает, где нет мыслей. Бхакти-йога немножко другая. Ты не все мысли отсекаешь, а только те, которые дают тебе возможность самоутвердиться. А мысль, которая тебя выкорчевывает, то есть мысль духовного учителя, вайшнава, она мысль, но она иного порядка, она тебя возносит. Это юкта-вайрагья. Не от всего отказаться, а отказаться только от того, что…

Слушатель: Отречение от неблагоприятного, принятие благоприятного.

Б. Ч. Бхарати Свами: Юкта означает разумное, разумное отречение. Отречение не от всех мыслей, как проповедуют брахмавади и майявади, отрешенцы, буддисты. Они говорят: «Надо от всякой мысли отказаться». Вайшнавы говорят: «Надо отказаться только от той мысли, которая тебя укрепляет, которая дает тебе возможность корни пустить». А та мысль, которая тебя возносит, зачем от нее отказываться?

Слушатель: В смысле корни пустить, как?

Б. Ч. Бхарати Свами: В это мире.

Слушатель: Но мы же не хотим привязываться к этому миру.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вы хотите. Учителя говорят: «Не надо». А вы хотите, вы упорствуете.

Слушатель: Память — это свойство ума или свойство разума?

Б. Ч. Бхарати Свами: Память — это чистый ум, это не свойство, а это чистый ум, просто это синоним. Это конструирование своих прошлых ощущений.

Слушатель: А как же ум был с нами, когда мы перерождаемся…

Б. Ч. Бхарати Свами: Есть ощущение текущего времени, а есть ощущение прошлого — это называется память.

Слушатель: Это ум?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, ум. Ум просто вытаскивает конструкции какие-то, строит. Это как есть выражение: влюблен без памяти. Это состояние бхакти. Там что-то было. Зачем это конструировать? Вот — мой Господь, я испытываю к Нему чувства. А память только мешает воспоминаниями. Есть еще более высокая стадия: влюблен без чувств. Лишился чувств. Безрассудная — еще более высокая. И потом уже према.

Слушатель: Например: я умер, покинул тело. Допустим, эти все конструкции с меня сошли, я вижу все, как есть, какую-то материю, и что?

Б. Ч. Бхарати Свами: Привязанность остается, ощущение невыполненного дела. Поэтому снова в новой оболочке…

Слушатель: Ну, допустим, даже этого нет. Как мне во всем этом… Ну где-то, может быть, вайшнавы машут?

Б. Ч. Бхарати Свами: А зачем ждать, когда они там в гробу будут махать? Гурудев говорит: «Так, мы его теряем». Зачем ждать там? Если мы сейчас не теряем связь с вайшнавами, то мы и там не потеряем. Зачем экспериментировать? Мы уже миллион раз экспериментировали. Там все, там память теряется. Мы рождаемся снова в утробе матери и испытываем дикие боли среди этого кала, мочи. Она еще выпьет, покурит, это все на тебе. Непосредственно через… воспринимаешь там. Ты даже не вдыхаешь, а все сразу в тебя идет. Она что-нибудь острое съест, и у тебя все там чешется, шерсть выпадает. Страшные боли. И ты думаешь: «Господи, я только выйду отсюда, я, честное слово, стану вайшнавом, я стану рабом божьим, я ничего не буду… Уроки прошлой жизни я усвоил, сразу убегу в монастырь. И вот мы рождаемся, и две вот этих рожи: «Ути-пути, ой какой хорошенький!» На ухо вешают бирку. А, это коровам? И все тебе говорят, какой ты хороший, говорят, ты мальчик или ты девочка, вот тебе паспорт, у тебя есть права, обязанности и все и тебя снова в кандалы, отправляют в детский сад, школу, говорят, что такое хорошо, что такое плохо. Почему в носу нельзя ковырять, почему нельзя пукать за столом. Тебе говорят: это хорошо, это плохо. Нужно носить на каблуках или без каблуков. Все какие-то обусловленности.

Слушатель: Объясните, что такое самоутвердиться?

Б. Ч. Бхарати Свами: Пустить корни.

Слушатель: Что это такое? Душа, она же ничего не делает, она же спит?

Б. Ч. Бхарати Свами: Она не спит, она видит сны.

Слушатель: Так что тогда хочет самоутвердится, душа?

Б. Ч. Бхарати Свами: Во сне. Вот в этом сне самоутвердиться, то есть себя почувствовать царем горы. Как в игрушке шутер, ты хочешь быть самым крутым. Там оружие набираешь, доспехи новые.

Слушатель: Зачем тогда ей Господь нужен, если она хочет самоутвердиться?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ей и не нужен, она поэтому и здесь.

Слушатель: То есть, получается, духовный мир видеть или не видеть — это не имеет значения в теле или без тела.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Потому что духовный мир воспринимается не глазами, а душою самою, чистым восприятием, разумом что ли.

Слушатель: Мы говорили, что мантра посвящается Кришне только, а вот вторая брахманская инициация, там дается мантра, она тоже Кришне?

Б. Ч. Бхарати Свами: Тоже Кришне.

Слушатель: Махарадж, а душ определенное количество?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, определенное бесконечное количество, так же, как точек. Точек на всякой плоскости бесконечное количество. Так же бесконечное количество точек на прямой и в объеме. Так же и душ. То есть точек бесконечное количество.

Слушатель: Умом трудно понять.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ум вообще не предназначен для оперирования бесконечностями. Математика Лобачевского не для ума, а для разума. Для ума — это Эвклидова алгебра.

Слушатель: Вы на меня так смотрите, как будто я должен понимать, что это. Я вообще не знаю, что это такое.

Текст 33. Все перечисленное мною суть стихии сотворенного мира, каждая из которых олицетворяет отдельную часть тела Вселенского Существа. Так всякое явление вещественного мира имеет прообраз в теле Всевышнего.

#01:01:16#

Явление имеется в виду не то, что какое-то действие, а явление — нечто явленное, какой-то образ. Все, что мы с вами наблюдаем, это искаженное отражение реальной части тела Всевышнего. Например: такое явление, как дружеские отношения или семейные отношения, — это явления, но эти явления некачественная копия подлинных дружеских отношений и подлинных семейных и любовных отношений.

Текст 34. За пределами Существа Вселенной простирается непомерный мир внечувственного восприятия…

Эта Вселенная — это мир чувственного восприятия, а вот за пределами мира чувственного восприятия находится, здесь такое слово непомерный, его померить нельзя, мир внечувственного восприятия. То есть он воспринимается не чувствами, а чистым сознанием.

…у коего нет начала, середины и конца. У запредельного бытия нет осязаемых свойств, его нельзя описать словами, представить умом, постичь разумом.

Вот ответ на наши вопросы. Как там все? Разумом не постичь, умом не представить, конструкцию из памяти ума не построишь, словами, понятно, не описать. И у него нет осязаемых свойств. То есть его нельзя ни увидеть глазами, ни услышать ушами. Его можно воспринимать, но его нельзя осмыслить. Вот бывает, что мы что-то видим, но мы это не осмысливаем. Как только мы начинаем осмысливать, то вот это реальное, что мы видим, оно превращается в наше представление об этом. Вот мы смотрим на что-то такое, а потом начинаем это осмысливать…

Слушатель: Вот есть интраверсия и экстраверсия, если я смотрю на что-то, а потом в уме созерцаю. А как мне только наружу нужно пускать? Экстраверсия постоянная?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Текст 35. Те мудрые, кто служат Всевышнему с Любовью, не признают Его вселенского обличия.

То есть для преданных Вселенная — это пшик. Преданные вообще не признают, что у Бога есть облик Вселенной. Не признают, потому что это их не касается. Тут вот те мудрые, кто служат Всевышнему с Любовью. Тут с двойным дном фраза. С Любовью, то есть вместе с Любовью, вместе с Ней. То есть те, кто служат под руководством Ее, такое Ее имя — Любовь. А на санскрите это Радхарани, а по-русски Любовь.

Значит, те, кто служат Всевышнему с Любовью, не признают Его вселенского обличия, потому что она говорит: «Не-не, никакой Вселенной. Там какие-то леса, горы, поля. Это где-то вообще непонятно. Это не то».

Текст 36. Господь Бог Самолично имеет Свой обособленный облик, отличный от описанного мною. У Него есть имя и нрав. Мир, в коем Он предается бесчисленным забавам, бесконечно разнообразен.

То есть там много образов.

Постоянно действуя, Великий Лицедей не пожинает плоды Своих дел.

Другими словами, Его ничего не касается.

Слушатель: А почему Он лицедей?

Б. Ч. Бхарати Свами: А кто? Трудяга, тяговый крестьянин?

Слушатель: Актер? А что значит лицедей?

Б. Ч. Бхарати Свами: Действующее лицо. Актер, артист — таких слов нет в русском языке, не существует. Мы же на русский переводим, поэтому лицедей.

Слушатель: Значит мы тоже лицедеи?

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы притворщики, а Он лицедей. Мы хотим притвориться Им. Когда кино заканчивается, то пишут: действующие лица и исполнители. Он действующее лицо, а мы притворщики, исполняем.

Тексты 37-40. Господь Бог творит Свои облики желанием, живые существа – делом.

То есть Он как хочет, такой и есть. А мы вынуждены по делам своим пожинать плоды.

Господь Бог творит Свои облики желанием, живые существа – делом. Оттого сотворенный мир населен множеством видов жизни, к коим относятся: праотцы Вселенной (Праджапати), блюстители закона (Ману), боги, мудрецы, предки, пророки, чародеи, ангелы, провидцы…

Ангелы — это русское слово, потому что это греческое.

…провидцы, небоги (асуры), бесы, люди-кони (киннары), нимфы, люди-змеи, аспиды…

Есть люди-змеи — это змея с человеческим лицом, они живут в подземных царствах. То есть есть змеи, которые живут в подземельях, а со змеиным лицом живут в пространстве между небом и землей, в поднебесье. Оно начинается там, где заканчивается полет птицы. Вот куда птица уже не может залететь, там есть такая прослойка, где живут эти самые наги — люди-змеи, змеи с человеческим лицом. Они летающие.

…звероподобные люди…

Это ким-пуруши. Это типа Карла Маркса. Тип йети. Ну они есть такие. Я могу, конечно, все это на санскрите прочесть, но нагов от ким-пурушей и киннаров мы не отличим.

…люди, матери жизни…

Такие вот есть матери жизни, их не много, отдельные существа, как, например, жены Кардамы Муни, из которых произошли виды существ, которые их породили.

Слушатель: То есть они могут разные виды жизни порождать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, они порождают. У Кардамы Муни было девять жен, и от них всех родились разные существа. Он отец, а у него жены вполне человекообразные, но кто-то бабочек родил, кто-то ящериц, гусениц, деревья…

…черти-оборотни, ведьмы, кровожадные духи, злобные духи, лешие, ночные чудища, бесноватые…

Это все разные виды живых существ.

…просто черти, добрые духи, светила, птицы, звери, домашние скоты, привидения, горы, ползучие гады, прочие движущиеся и неподвижные твари, рожденные четырьмя способами на суше, в воде и в небе, сущие в радости, горе, суете и скуке.

Все живые существа рождаются либо на суше, либо в воде, либо на небе. И все живые существа живут либо в радости, в горе, в суете, когда непонятно, и скуке. Это все четыре состояния, других нет. Вся жизнь это радость, горе, суета и скука. Скука занимает большую часть. Мы можем их перечислить на санскрите, может быть, кому-то это будет более понятно.

Праджапати, ману, дева, риши, питриганан (это небесные пращуры), сиддхи, чараны, гандхарвы (ангелы), видьядхары, асуры (небоги), гухьяки (бесы), киннары, апсары (нимфы), наги (люди-змеи), сарпы (просто аспиды или змеи, от слова латинского serpant), ким-пуруши. Пуруша — это личность. А “ким” — что это? Буквально переводится “что за человек”. И выглядит он весь обросший. Такие есть южане, где все, спина, ну все. Вот эти ким-пуруша живут в горах.

Слушатель: А предводитель демонов Шукрачарья, он является для людей кем?

Б. Ч. Бхарати Свами: Шукрачарья относится к светилам. Он учитель.

Нары — это люди. Матри — матери мира. Ракши — черти. Пишачи, преты (добрые духи), бхуты (злые духи), винаики (это домовые), кушманды (это метеоры или блуждающие огоньки, падающие звезды). Унмады (ушедшие от ума, бешеные). Дальше виталы, типа джиннов. Ятудханы, грахи (звезды), кхаги (птицы), мриги, пашу, врикши, гиры (горы), мрипы (правители), гады, двивидхах — движущие и неподвижные, чатурвитхах — четыре вида и так далее. Рожденные в джале, стхале. Пернатые, кушала, акушала, мирша, карма. Это вот живые существа перечисленные. У них есть подразделения, которые в общем составляют 8 400 000. Ангелы, например, есть рибху ангелы — это воинственные ангелы, а есть добрые ангелы. Как, например ангелы тьмы. Это ангелы. Дьявол — он же падший ангел, это другой вид.

Слушатель: Они нас видят? И мы их тоже можем видеть?

Б. Ч. Бхарати Свами: Они нас видят, но не все. То есть низшие живые существа нас могут не видеть. Высшие существа нас обязательно видят, те, кто в иерархической лестнице над нами стоят, но мы не обязательно их видим. Но может случиться так, что под воздействием каких-то практик или химических веществ мы можем каких-то существ видеть: домовых, кровожадные духи, ведьмы, злобные духи, лешие. Более высоких мы можем видеть благой практикой, то есть с помощью благоприятной деятельности, чтением мантр. Эти вещи тоже смещают наше сознание, но в более высокое. Благочестивая жизнь смещает наше сознание, но благодаря этому смещению мы можем видеть богов. Как к царице Кунти низошел бог-солнце, потом Ашвини, она родила Накулу и Сахадева. Или Арджуна, он мог видеть, даже сражаться с богами.

Мы можем так сместить свое сознание, что увидим преданных в истинном их виде. Как Шридхар Махарадж говорил: «Я вдруг увидел своего учителя с лотосными стопами». То есть у него были стопы-лотосы. Ну что, вместо ног чашечки что ли? Мы не можем понять, как это. Благодаря бхакти, видимо, так сознание смещается, что видны сущности духовного мира.

А благодаря всяким практикам, грибам и прочей нечисти, алкоголя, происходит смещение, и зависимо от того, как смещается, мы то и видим. Например: под алкоголем что можно увидеть? Просто черти. Под воздействием крека — бесноватых. Под воздействием какой-нибудь практики йоги, я думаю, можно увидеть светила. А зверей и птиц мы и так видим.

Слушатель: А у кого тело человеческое, они же не все люди, наверное?

Б. Ч. Бхарати Свами: Человекоподобные не все. Вот есть, например, звероподобные люди, злобные духи, у них может быть человекоподобное тело. Лешие, у них же человекообразное тело. Ракшасы — у них базовая форма такая клыкастая, а апгрейд он может делать какой угодно.

Слушатель: А якши, это ракшасы?

Б. Ч. Бхарати Свами: Якши — это хорошие. Якши помогают брату Шивы Кувере стеречь сокровища, но они злобны с теми, кто незаконно хочет проникнуть. Они облик не меняют, а ракшасы меняют. Путана сделалась красивой девушкой и взяла младенца Кришну. Потом какой-то ракшас превратился в телегу, в цаплю, в быка. Они могут менять. Но когда чары рассеиваются, то мы видели фотографию этой Путаны. Она лежит там через реку, у нее кости торчат, такая ужасная.

Слушатель: Эти живые существа могут нисходить на Землю?

Б. Ч. Бхарати Свами: Они здесь присутствуют, просто мы не видим. А потом Вселенная не такая большая. Что значит нисходить? Из поднебесья это вот… Орел сколько может подняться? Метров тысячу, а там уже поднебесье, там эта нечисть и живет. Когда, например, летишь на самолете, то наверняка они рядом, может на крыле сидеть, курить и дым будет вверх идти. Вот Гоголь, он явно все это видел. Он так это все живо описывал, что он явно не придумывал.

#01:23:17#

Слушатель: Махарадж, а вкус к поиску Бога — это милость?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, это не милость, это заслуги наши. Это то, что называется сукрити. Это, во-первых, наше внутреннее побуждение, в нас заложено искать прибежище. Живое существо ищет прибежище само по себе, это в биосе заложено. Просто когда этот поиск обретает очертания осязаемые, что не просто прибежище искать у царя, у отечества, у попов каких-то, а искать у Бога, то это называется поиском Бога. Это осознанный поиск Всевышнего. Не просто искать убежище, а искать убежище у Бога — это благодаря нашим прошлым заслугам. А милость — это когда твой поиск увенчается успехом. Вернее, милость это маленькие победы на этом пути. Сам поиск — это не милость. Так мы устроены, что мы ищем. А милость — это когда мы на этой дистанции пересекаем флажки: километр, два, пять, четвертьмарафон, полумарафон. То, что ты пересекаешь, — это милость, а то, что ты бежишь, надо бежать.

Слушатель: Если это победы, значит, это героические подвиги?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это геройства, да. «Я не говорю, что ходя на работу, я совершаю подвиг, но что-то героическое в этом есть». То есть поиск Бога – это, конечно, не подвиг, но что-то героическое в этом есть.

Слушатель: А инопланетян можно куда-нибудь отнести из вот этих?

Б. Ч. Бхарати Свами: Так инопланетяне же есть, мы же перечисляли. Планета — это план, уровень. Инопланетяне — это существа с других уровней. Ангелы, чародеи — это все инопланетяне.

Слушатель: Значит, они здесь с нами рядом?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вселенная не такая большая.

Слушатель: Почему же тогда, Махарадж, у одних просыпается это чувство, побуждение к поиску, и они пытаются взывать к Богу и находят духовного учителя, а другие спят, почему?

Б. Ч. Бхарати Свами: Так получается.

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

2011-11-20

Шримад Бхагаватам 2. Глава 1 «Начальное представление о Всевышнем» Тексты 1–21

2011-11-27

Шримад Бхагаватам 2. Глава 1 «Начальное представление о Всевышнем» Тексты 22–39

2011-12-04

Шримад Бхагаватам 2. Глава 2 «Облик Всевышнего в сердце» Тексты 1–7

2011-12-11

Шримад Бхагаватам 2. Глава 2 «Облик Всевышнего в сердце» Тексты 8–37

2011-12-25

Шримад Бхагаватам 2. Глава 3 «Любовь: возвращение к истоку»

2011-12-26

Шримад Бхагаватам 2. Глава 4 «Творение»

2012-01-01

Шримад Бхагаватам 2. Глава 5 «Причина всех причин»

2012-01-08

Шримад Бхагаватам 2. Глава 6 «Телесный образ Вселенского Существа»

2012-01-15

Шримад Бхагаватам 2. Глава 7 «Облики Предвечной Истины»

2012-01-29

Шримад Бхагаватам 2. Глава 8 «Вопросы царя Парикшита»

2012-02-05

Шримад Бхагаватам 2. Глава 9 «Ответы Шуки» Тексты 1–22

2012-02-12

Шримад Бхагаватам 2. Глава 9 «Ответы Шуки» Тексты 21–30

2012-02-19

Шримад Бхагаватам 2. Глава 9 «Ответы Шуки» Тексты 33–46

2012-02-26

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 1–9

2012-03-25

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 10–15

2012-04-15

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 15–31

2012-04-22

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 30–40

2012-04-29

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 40–51