Вы здесь:  / Шримад Бхагаватам Книга 2 / Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 1–9

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 1–9

Текст 4. Живая тварь пребудет в своем естественном состоянии, лишь сдавшись на волю Непорочному Властелину. Признав за Вседержителем высшую власть, сознательное существо обретает в Его обители совершенное равновесие.

Прошлый стих на чем кончается, что в уме перворожденного существа воссоздались живые образы, то есть живые твари, и обстановка, увиденной им несотворенной действительности. То есть живые твари стали взаимодействовать. Дальше следующий текст говорит о том, что живые твари, чтобы они вернулись в свое естественное состояние, должны сдаться высшей воле. Почему здесь об этом говорится? Потому что следующие стихи — они как бы расширенное толкование самого первого стиха, где перечисляется о чем нам рассказал «Бхагаватам». Там идет перечисление, 10 предметов. Последующие стихи поясняют эти 10 предметов.

Еще раз:

Текст 1. Блаженный Шука продолжал:

— Вследствие той беседы Нарада поведал Вьясе 1) о возникновении первичных стихий; 2) об их взаимодействии, которое приводит к появлению предметов; 3) о ярусах сотворенного мира, где размещаются живые существа.

Следующий текст: «О возникновении первичных стихий», читаем:

В первую пору творения в уме вдохновенного Брахмы появляются стихии.

Итак, в первом стихе мы читаем: «Нарада поведал Вьясе о возникновении первичных стихий».

В пояснении, в третьем тексте, мы читаем, что возникли эти стихии в уме Брахмы. Предметы — тоже в уме Брахмы. В четвертом стихе мы читаем пояснение к первому стиху к той части его, где говорится о ярусах сотворенного мира, где размещаются живые существа разного уровня сознания.

Значит, в этом мире мы все размещаемся в каждую свою жизнь на один из уровней этой пирамиды, и все они неустойчивы. Мы обязательно выпадаем снова из них. Мы не можем найти своего естественного положения ни в одной нише этого мира. Вот в пояснении к первому стиху, текст 4, говорится, что естественное, или устойчивое, состояние живая тварь может обрести, лишь сдавшись высшей воле. А высшая воля — это четвертый пункт в первом стихе.

Итак, живые существа находятся на разных ярусах сотворенного мира, но устойчивое, или естественное, состояние может обрести, только сдавшись высшей воле Непорочного Властелина. Непорочный Властелин у нас идет пятым пунктом в первом стихе.

Признав за Вседержителем высшую власть, сознательное существо обретает в Его обители совершенное равновесие.

Следующий текст есть пояснение к пункту 6 о природе времени и сроках вселенского властелина Ману. У нас спрашивают: это десятистрочие «Бхагаватам» сохранилось? Оно сохранилось, десятистрочие, или десятистишие. Оно есть в оригинальной «Бхагаватам» с текста третьего по, по-моему, седьмой текст — это те самые десять строчек, или десять стихов.

Слушатель: Но это не атмарама-шлока?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет-нет. О чем повествует «Бхагаватам»? «Бхагаватам» повествует всего о десяти предметах. Собственно, можно весь «Бхагаватам» прочитать. Мы прочтем подробно о десяти предметах. Но они перечисляются кратко в первом стихе десятой главы второй книги. А первая подробность о них идет, начиная с текста третьего. Вот я еще раз первый стих прочту, о чем «Бхагаватам» повествует:

1) о возникновении первичных стихий; 2) об их взаимодействии, которое приводит к появлению предметов; 3) о ярусах сотворенного мира, где размещаются существа разного уровня сознания; 4) о высшей воле, коей подвластно все сущее; 5) об образах Сверхсущества;

То есть об образах высшей воли.

6) о природе времени и сроках вселенских властителей;

То есть здесь вводится понятие «мирская власть».

7) о природе Сверхсущества; 8) о родимом отечестве всякого живого существа; 9) об освобождении и 10) о Безусловной Истине.

Об этом говорит «Бхагаватам».

Мирская власть в лице блюстителя Ману призвана преобразовать труд человека во служение высшему Закону.

Побуждающим началом всякого дела является возможность пользоваться его плодами.

Природа деятельности.

Текст 5. Повесть о Боге есть повесть о Его сошествии, делах, Его свите и приверженцах. Образ Высшего Существа составляют преданные Ему души, ибо о Хозяине судят по нраву Его слуг.

Текст 6. Конец вещественному миру наступает в тот миг, когда сознательное существо погружается в сон.

Причем сознательное существо любое. Если мы погружаемся в сон, то конец нашему вещественному миру наступает. Если Брахма погружается в сон, то конец Вселенной. Если Первосущество Вишну погружается в сон, то наступает конец всему, не только отдельной Вселенной.

Конец вещественному миру наступает в тот миг, когда сознательное существо погружается в сон, расставшись со своими сновидениями. В этот миг, расставшись с обликами, в которые была заключена в состоянии самообмана, душа обретает свободу. Но такая свобода, без обличия и притяжения к обликам Прекрасного, неустойчива и недолговечна. Подлинная свобода приходит к душе с обретением нетленного облика, в коем она способна служить Безусловной Красоте.

Текст 7. Зримый мир появляется из сознания Наблюдателя, существует в сознании Наблюдателя и в нем исчезает. Высший Наблюдатель, источник всего сущего, есть Безусловная Истина.

Здесь мы закончили это десятистрочие, десятистишье. Десятый пункт, если помните, о чем поведал , это о Безусловной Истине. Вот кончается седьмой текст:

Высший Наблюдатель, источник всего сущего, есть Безусловная Истина.

Текст 8. Живое сознательное существо испытывает на себе три вида воздействия: 1) от собственных мыслей; 2) от природных, незримых сил и 3) от окружающих, таких же, как оно, существ.

#01:00:06#

Причем эти воздействия могут быть двоякие: могут быть приятные и неприятные. То есть мы удовольствие испытываем от собственных мыслей, от природных сил, незримых и от окружающих, таких же, как мы, существ. Но мы испытываем и страдания от тех же самых собственных мыслей, природных, незримых сил и от окружающих, таких же, как и мы, существ.

Слушатель: Избавиться не получится от них?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вопрос в силе воздействия или даже скорости воздействия. Что такое сила? Сила — это масса, умноженная на ускорение. Ускорение или скорость. Ускорение — это скорость в квадрате. Если мы вот с такой скоростью касаемся, то это приятное воздействие. Если мы с большой скоростью касаемся, то это неприятное воздействие. Но воздействие есть. Точно так же от собственных мыслей. Резкие мысли вызывают в нас беспокойство и тремор. Мысль плавная, медленно текущая, они вызывают в нас… Говорят: ну расслабься. Значит, сделай мысли плавные. Они вызывают в нас приятные ощущения. Все дело в скорости.

Итак, живые существа испытывают на себе три вида воздействия. Мы говорим: хорошие и плохие. А вот три вида: от собственных мыслей, от природных сил и от других живых существ.

Текст 9. Без восприятия невозможно воздействие.

То есть если вам ввели наркоз, то вам и зуб не лечат. Потому что без восприятия и нет воздействия.

Если предмет не воздействует и не воспринимается сознанием, он не существует.

Это еще раз учителя наши и, в частности Вьяса, говорят, что все предметы существуют только в нашем сознании. Если мы не испытываем воздействия, то есть если мы не думаем о предмете, то его нет.

Слушатель: Если я не думаю про столб и еду на машине, то я могу его проскочить?

Слушатель: Ты можешь, а машина нет.

Б. Ч. Бхарати Свами: Проскочить вы его можете в том случае, если вы все время не будете о нем думать. Вот сейчас же вы сказали, если есть столб, вы уже о нем думаете, значит, проскочить вы его не можете.

Слушатель: Потому что у меня есть образ этого столба?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Действительно, чтобы не врезаться в столб, нужно иметь скорость взаимодействия с ним определенную. Либо скорость света, тогда протяженность столба стремится к нулю, но и вы тоже стремитесь к нулю. Вы не будете взаимодействовать с ним, и, собственно, это уже будет не столб, тогда вы проскочите. Если вы движетесь с меньшей скоростью, чем скорость света, вы в столб попадете. Чем ближе к скорости света, тем последствия будут менее катастрофичны. То есть либо вы должны свою массу уменьшить до бесконечности, либо увеличить до бесконечности. Стать слоном или Юпитером, и тогда столб этот… То есть либо массу надо увеличить до бесконечности, либо уменьшить до бесконечности, но лучше всего — время до бесконечности, тогда вы и взаимодействовать с ним не будете. В любом случае он не должен существовать в вашем сознании.

Слушатель: Если я о себе не думаю и обо мне никто не думает, то меня тогда нет?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Сейчас скажут: а как же, я же есть? Не надо думать. В этом путь буддистов. Они свои мысли сводят к нулю. Они не думают о себе, они себя перестают ощущать. Поэтому их практика направлена всегда… Когда они медитируют, то учитель им говорит: слейся с тем предметом, думай что ты то, на что ты смотришь. Смотришь на камень, представь что ты камень. Смотришь на небо, представь, что ты небо. То есть убей себя, сделайся тем самым предметом, на который ты медитируешь. И когда ты медитируешь на пустоту, то кем ты становишься? Пустотой.

Слушатель: А если Его сознание?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну а кто он есть в Его сознании? Господь всегда нас помнит. Даже если ты буддист, все равно ты существуешь. Но если Господа очень попросить, то Он может и забыть.

Слушатель: Навсегда или на время?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вопрос не имеет смысла: навсегда или нет. Он о тебе забыл. Если не навсегда, значит где-то не забыл. Если забыл, то тебя, значит, и не было никогда. И даже в архивах не найдется. Каким-то образом все записи сотрутся: в роддоме, в милиции. Вот был такой человек — не было такого. Посмотрите, у вас здесь строчка пустая. Нет, она заполнена кем-то. То есть все будет подчищено идеальным способом. Дело в том, что он даже в вашем сознании не будет. Вы даже не сможете обратиться в архив, потому что о ком обращаться?

Слушатель: Да сотрется же у всех одновременно. Страшное дело.

Б. Ч. Бхарати Свами: Как раз не страшное. Чего боятся, нет же.

Слушатель: Так про это же и говорили, Сарасвати Тхакур, про духовное самоубийство. Про это? Вынудить Бхагавана забыть.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Текст 9. Без восприятия невозможно воздействие. Если предмет не воздействует и не воспринимается сознанием, он не существует. Так 1) мысли; 2) природные явления и 3) облики окружающих существ существуют лишь в сознании наблюдателя. Всякая сущность существует в чьем-то сознании. Тот, в Чьем сознании существуют все сущности, есть Сверхсущество, Высший Наблюдатель.

Ну это перекликается с философией Спинозы: «Бог — это Тот, в Чьем сознании существует все».

Слушатель: Ну он просто собрал со «Шримад Бхагаватам».

Б. Ч. Бхарати Свами: Может быть. Итак, тут дается определение Бога. Бог — это не дядя с бородой, не всемогущий, а просто «Тот, в Чьем сознании существует все». Если в нашем сознании существует не все, мы должны это признать… То есть поскольку наше сознание ограничено, значит, есть границы, а за границей есть что-то. Вот этого чего-то нет в нашем сознании, то есть нет в нашем мире. Но, следуя формальной логике, мы должны понять, что есть существо, у которого границы сознания больше, чем у нас. Почему это существо есть? Потому что я ограничен, значит, за границами моего сознания что-то существует. Если за границами моего сознания что-то существует, а существующее существует только в чьем-то сознании. Следуя формальной логике, или философии санкхьи, мы будем читать в конце третьей книги, если я ограничен, то за границами моего мира есть что-то. Если что-то есть, значит, оно существует в сознании кого-то. То есть кроме меня есть что-то и кто-то. Значит, я не одинок в этом мире. Если я не одинок в этом мире, то есть такое существо, за границами сознания которого нет ничего. То есть в его сознании существует все. И просто мы даем ему определение Бог. Можно назвать по-любому, как хотите: Сверхсущество, Перворожденный, Нерожденный, Говинда, Гопала, как угодно. Но мы говорим слово Бог. Наше любимое слово из трех букв. Это тот самый Наблюдатель, или Высшая Истина, в Чьем сознании существует все.

Повторяем еще раз:

Без восприятия невозможно воздействие. Если предмет не воздействует и не воспринимается, он не существует.

Следовательно, если есть Бог, то не существует ничего за границами Его сознания. Следовательно, в границах Его сознания существует все — это Бог.

Если предмет не воздействует и не воспринимается сознанием, он не существует.

Вообще. То есть предметы, которые существуют вне моего сознания, они могут существовать в сознании кого-то еще. Но предметы, которые существуют вне сознания Бога, они не могут существовать нигде, то есть их нет.

Так 1) мысли; 2) природные явления и 3) облики окружающих существ существуют лишь в сознании наблюдателя. Всякая сущность существует лишь в сознании. Но Тот, в Чьем сознании существуют все сущности, есть Сверхсущество.

Просто по определению, иногда Его называют просто Существо.

Тот, в Чьем сознании существуют все сущности, есть Сверхсущество, Высший Наблюдатель.

Откуда у последователей Шанкары или вообще у индусов возникла идея, что я есть Бог. Из-за путаницы в текстах Вьясы. Он иногда Бога называет Махапуруша, иногда называет Пуруша. Иногда живое существо он называет махапуруша, иногда пуруша. В каких случаях махапуруша? Когда он говорит, что мир существует в тебе. То есть ты есть Бог своего мира. Это ущербно-страшный мир, но ты в нем Бог. И в этом мире ты есть махапуруша. И вот из-за этой терминологической путаницы индусы говорят: ну вот здесь же сказано, что джива есть махапуруша, значит, мы есть Бог.

Слушатель: А может нечто то существовать, то не существовать? Мерцать.

Б. Ч. Бхарати Свами: Образы иллюзии могут.

Слушатель: Но они так в сознании Бхагавана то есть, то нет или они у Него все время есть?

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы иллюзия. Мы в Его сознании существуем.

#01:13:36#

Слушатель: А может что-то то быть, то не быть в Его сознании?

Б. Ч. Бхарати Свами: Может.

Слушатель: А только что мы говорили, что если нет, то и никогда не было. А потом есть и всегда есть.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Мы просто мыслим в рамках времени. Когда, никогда. Он, например, увлекся игрой с девушками, и на нас Ему наплевать. Но Он вместо себя заместителя ставит, это Он, который только думает о нас, а сам Он уже думает о другом. Собственно, Он всегда думает о девушках. Это здесь первым делом самолеты, а там, в мире Голоки Вриндавана, там самолеты потом, а девушки всегда первым делом.

И Он вместо себя ставит заместителя, мы Его называем Вишну, который думает о нас. Но когда Он не думает о Вишну, то, соответственно, и Вишну нет. Потому что все Вишну существуют только в уме Кришны, они Его как бы наместники.

Все Его лилы происходят одновременно. Он одновременно разрывает Хираньякашипу, одновременно Он покрывает Вселенную тремя шагами, одновременно Он крутится, чтобы вспахтался океан молока, одновременно Он убивает Путану и играет в азартные игры со своими друзьями, убивает своего дядю. Это все происходит одновременно в разных уголках Его сознания. Мы просто пытаемся себя поставить на Его место, а это никогда не получится. Поэтому мы говорим: в Его сознании есть все. В Его сознании происходит все кино одновременно, все фильмы одновременно. И Он все их наблюдает с интересом.

Попытайтесь поставить себя на Его место. Ну зачем? Наверное, на сегодня все.

Если подытожить, здесь Нарада перечисляет предметы, которые обсуждаются в «Бхагаватам» и в последующих пяти стихах десятистрочие. Там получаются двустрочные стихи. В этом десятистрочии вкратце объясняются эти десять пунктов. А дальше уже идет разворачивание.

Собственно, самое начало и было о этих десяти. И мы частично уже их прочли, как Брахма там вылезал. Вот этих десять пунктов, они коротенечко:

атра сарго висаргаш ча стханам пошанам утайах

манвантарешанукатха ниродхо муктир ашрайах

Сарго — это первичные стихии.

Висарго — то есть взаимодействие первичных стихий; то есть сарго — это стихии на санскрите, а висарго — это «ви» добавляется, и получаются не просто стихии, а предметы из этих стихий.

Стханам — ярусы. Стхан — это стан.

Пошанам — высшая воля.

Утайях — движущая сила.

Манвантара — время или временные властители.

Иша-анукатхах — о Боге, о властелине.

Ниродха — возвращение у нас, о родимом отечестве всякого существа развернуто, а вообще ниродха.

Муктих — об освобождении.

Ашрайах — это убежище.

Слушатель: Раньше говорилось, что время — это движение Господа. Можно ли как-нибудь это себе представить?

Б. Ч. Бхарати Свами: Когда мы читали раньше, мы представляли Бога антропоморфно в виде человека, в теле которого вся Вселенная, и время — это движения этого человека. А что тут трудного представить?

Слушатель: Какая связь между движением и временем?

Б. Ч. Бхарати Свами: Время есть смена картинок. То есть когда мимо вас ничего не мелькает, то времени нет. Представьте себе, что вы летите на звездолете, вас прилепили к иллюминатору, то есть вы не в кабине сидите и видите, а вытащили голову из иллюминатора и направили так, что вы звездолет не видите и звезд вокруг нет. Вы тогда не поймете, вы движетесь или нет. Ветерок вас не будет обдувать, температура минус 273.

Слушатель: То есть можно сказать, что время — это движение.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это смена образов. Что такое время? Можно сказать, как его фиксировать. Можем представить себе этого Человека движущегося, а во второй книге описывалось, как оно возникло. Может это прольет свет на природу времени.

Изначально Махапуруша, Бог, лежит и думает только о тех играх, что внутри Него. И Он лежит с полузакрытыми глазами, но при этом Он видит свои сны. Вне Его находится Его внешняя природа — маха-майя. Есть йога-майя — внутренняя природа, которая всегда образная, то есть Шримати Радхарани, она всегда искрится образами. То есть из нее, как из рога изобилия, всякие образы: «речка, небо голубое, все вокруг мое, родное». Все это из нее фонтанирует, это йога-майя. Но помимо этого там, где Он лежит, он же лежит где-то, и вот это где-то есть маха-майя, некая жижа, с которой Он, правда, не соприкасается. У него есть прослойка, подушка из этого змея. И в какой-то момент, мы сейчас не говорим: «времени», в какую-то фазу своего существования, поскольку Он с полузакрытыми глазами, Он обращает внимание вовне — туда, где он лежит. И вот Он пробегается глазами, и это есть первое движение. Он когда скользит своим взглядом по поверхности вот этой жижи, воды этой… А что значит пробежаться взглядом — это значит привести в движение.

Когда у вас неподвижная вода, а вы пробежитесь взглядом, то вода уже бежит, она перемещается, потому что она все равно в Его сознании существует. И вот это вот первое движение, Он пробежался по воде, появилась Вираджа. Первое движение, она как бы стала течь. Он по ней пробежался, и она потекла, эта вода. Это есть первое движение — вот это и есть время.

Дальше Он начинает бежать по ней неравномерно. Когда вы просто бежите по воде, то она у вас течет равномерно. Стоячая вода — вы пробежались, и она протекла равномерно. А когда вы начинаете бегать глазками туда-сюда, то вода приобретает образы. То есть вы начинаете вправо, влево, назад бежите, туда-сюда — получается уже не просто течение, а образы. Вот так Он лепит эти образы. Но все это из одного теста.

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

2011-11-20

Шримад Бхагаватам 2. Глава 1 «Начальное представление о Всевышнем» Тексты 1–21

2011-11-27

Шримад Бхагаватам 2. Глава 1 «Начальное представление о Всевышнем» Тексты 22–39

2011-12-04

Шримад Бхагаватам 2. Глава 2 «Облик Всевышнего в сердце» Тексты 1–7

2011-12-11

Шримад Бхагаватам 2. Глава 2 «Облик Всевышнего в сердце» Тексты 8–37

2011-12-25

Шримад Бхагаватам 2. Глава 3 «Любовь: возвращение к истоку»

2011-12-26

Шримад Бхагаватам 2. Глава 4 «Творение»

2012-01-01

Шримад Бхагаватам 2. Глава 5 «Причина всех причин»

2012-01-08

Шримад Бхагаватам 2. Глава 6 «Телесный образ Вселенского Существа»

2012-01-15

Шримад Бхагаватам 2. Глава 7 «Облики Предвечной Истины»

2012-01-29

Шримад Бхагаватам 2. Глава 8 «Вопросы царя Парикшита»

2012-02-05

Шримад Бхагаватам 2. Глава 9 «Ответы Шуки» Тексты 1–22

2012-02-12

Шримад Бхагаватам 2. Глава 9 «Ответы Шуки» Тексты 21–30

2012-02-19

Шримад Бхагаватам 2. Глава 9 «Ответы Шуки» Тексты 33–46

2012-02-26

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 1–9

2012-03-25

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 10–15

2012-04-15

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 15–31

2012-04-22

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 30–40

2012-04-29

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 40–51