Шримад Бхагаватам 2. Глава 6 «Телесный образ Вселенского Существа»
Текст 27. Произнося названия членов Божьего образа, я сотворил богов и небожителей и вместе с тем прославил все Его существо.
То есть он произносил просто: рука, нога, глаза, то, се. Появлялись там Ашвини, Кумары, если кому интересно, и так далее. Митра. Кто там еще? Индра — это руки. Рудра. Вот Брахма произносил поименно названия частей тела, и в его голове возникали образы, которые есть боги и небожители. Таким образом, когда он перечислил всех богов и небожителей, получилось что он перечислил, в совокупности он назвал Бога, потому что он все члены Его тела перечислил.
Назвав все Его члены, я узрел своего Родителя и Владыку. Тем завершилась моя первая жертва, с коей началось сотворение зримого мира.
Текст 28. Из членов тела Всевышнего я сотворил предметы жертвенного таинства и совершил жертвоприношение, дабы умилостивить Правообладателя Всех Жертв.
Текст 29. Затем, дабы почтить явную и скрытую причины творения – меня и Господа Бога, жертвенные таинства совершили сотворенные мною твои братья — девять повелителей Вселенной — Васу.
Это он продолжает говорить Нараде, что он в уме сотворил этих богов, которым дал имена присущие членам тела Бога. И когда уже были сотворены, они почтили его — творца — непосредственно Брахму и того, кто его принудил творить — Господа Вседержителя.
Затем, дабы почтить явную и скрытую причины творения…
То есть явную — это Брахма, а скрытая — это Господь Вседержитель Вишну.
…меня и Господа Бога, жертвенные таинства совершили сотворенные мною твои братья — девять повелителей Вселенной — Васу.
Текст 30. Следом за ними жертвенные обряды исполняли: блюститель закона — Ману, вселенские патриархи, мудрецы, пророки, родоначальники, небожители и люди.
Текст 31. Все явления и предметы во Вселенной подчиняются единому закону, который есть воля Вседержителя. Вселенная в целом и каждая вещь пребудут внутри существа единого Бога, который самодостаточен и который, созидая бесчисленные миры и нисходя в них во множестве качеств и обликов, остается неизменен.
Текст 32. По воле Вседержителя я созидаю мир, а благой Шива в должный срок уничтожает его. Сам же Вседержитель в промежутке между творением и разрушением поддерживает сей зримый мир. Творец, Разрушитель и Хранитель суть три ипостаси единого самобытного Существа, кои безропотно подчиняются Его воле.
Текст 33. Итак, дитя мое, я полагаю, что разрешил твои сомнения. Воистину, все сущее — причина и следствие, вечное и бренное есть проявления единого Существа и целиком пребудут в Его власти.
Здесь Брахма подытожил свою речь, отвечая на вопрос Нарады. Помните, Нарада спрашивал: «А как, собственно, ты творишь: как паук, который из себя достает, или материал для творения тебе кто-то другой поставляет? И вообще, откуда ты знаешь, что надо творить и как надо творить?» И Брахма здесь говорит, что, естественно, вещество мне поставляет сам Господь, более того, Он меня еще и вдохновляет на акт творения и Он программирует, как творить. Что творить, как творить и из чего творить — все это предоставляется Всевышним. Я лишь исполняю Его волеизъявление.
Слушатель: А зачем творить?
Б. Ч. Бхарати Свами: А у него желание было. У Брахмы было желание. Творить не в смысле что-то создавать, а что-то делать. Слово творить имеет два значения: ваять — прямо созидать и просто что-то делать. Например, дал в лицо. «Что ж ты творишь?», хотя ты разрушил что-то, но “Что ж я творю?”. То есть творить — это в принципе делать. А у каждой души есть только потребность что-то делать. Шридхар Махарадж называл это fulfilment. Он говорил, что душа хочет исполниться или самовыразиться, это называется “сотворить”.
И вот Брахма, осознав, что он существует, правда, в полной темноте, но он осознал, что он мыслит, а следовательно существует, он хотел творить, то есть что-то делать. И вот Нарада его спрашивает: «А что ты делал, если ничего не было?» И вот здесь Брахма говорит, что я сначала хотел творить, но я понял, что для того, чтобы творить, нужно успокоиться. И я услышал два звука: “та па”, то есть успокойся, воздержись, и я стал воздерживаться. И потом мне открылась муза — открылся Господь Бог. И Он своим явлением показал мне, как творить, что творить и из чего творить. Брахма говорит: поскольку ничего вокруг меня не было, то я вспомнил Его образ и по образу и подобию был сотворен человек, как в Библии… А вообще, конечно, вся действительность была сотворена по образу и подобию того, что Брахма увидел. По образу, но подобное этому образу.
Слушатель: А лотос же был…
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, ну а что он из лотоса сделает?
Слушатель: А Вседержитель — это Вишну?
Б. Ч. Бхарати Свами: Вишну — переводится как Вседержитель.
Текст 34. Я действительно творю сей зримый мир, но творческою силою меня наделяет Высшее Существо. Я создаю вещественные образы, но вещество создано не мною. Я творю согласно высшей воле, и сердце мое принадлежит Тому, чью волю я исполняю, — единосущему Господу Богу.
Текст 35. И хотя я созидаю вещественный мир, родоначальники коего почитают меня своим отцом и богом богов, и хотя я — первый из существ, вдохновенный надмирной мудростью, коя изошла миру из уст моих в облике Веды, и хотя я сознаю все в своем творении, и мне нет равных в усмирении плоти и владении тайными силами, я бессилен постичь Того, Кто есть причина моего бытия.
#00:44:25#
Брахма здесь говорит, что даже меня считают богом богов, творцом, родителем Вселенной. Мудрость есть мое дыхание. Вот он что-то такое произносит на выдохе и для нас это – мудрость, Веды. Вот как на Кавказе: все, что старик говорит, — все мудро. А он, может быть, просто мычит. Вот Брахма: все, что он мычит есть Веда, то есть свод мудрости. И нет ему равных в усмирении плоти и в мистических силах, потому что он — творец, он в своей программе может что угодно сотворить. Но тем не менее он говорит: «Того, кто меня вдохновил, я не могу постичь».
Слушатель: А программа может выйти из-под контроля?
Б. Ч. Бхарати Свами: Может, и она периодически выходит, то есть она зависает. Это называется разрушение. Но периодически туда вирус попадет. Это вирус извне, это Кришна. Он приходит и нарушает процессы. А когда программа перегружается, называется карма живых существ становится настолько неуклюжа, настолько большой, что уже невозможно… Убийц и жертв в следующей жизни свести невозможно, чтобы свершилась справедливость, потому что на этого убийцу там тысяча жертв должна быть. И поэтому процессы встают в очередь и программа перегружается и зависает. И тогда Господь просто делает полный “wipe up” — просто стирает вместе с программистом.
Слушатель: А как вот маньяк, который десять человек убил, и все в очередь?
Б. Ч. Бхарати Свами: Десять человек — это еще не маньяк.
Слушатель: Ну сто или миллион убил.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну значит, они его будут убивать, но по очереди: в этой жизни, в следующей жизни. И вот когда свести концы с концами нельзя….
Слушатель: А может так, чтобы его мучительно убивал?
Б. Ч. Бхарати Свами: Наверное, может. Это вопросы к исполнителю наказания. То есть пять суток расстрела.
Слушатель: А может быть родственником, так он будет сильно страдать, потеряет смысл жизни…
Б. Ч. Бхарати Свами: Наверное, наверное, ну что значат такие частности.
Слушатель: А когда Он стирает, этот преступник становится хорошим?
Б. Ч. Бхарати Свами: Все стирается и потом все чистые и белые невинные ангелочки в следующей Вселенной. Очистка происходит сначала огнем, потом водой, или наоборот. И потом Брахма создает заново.
Слушатель: А покой-то будет когда-нибудь?
Б. Ч. Бхарати Свами: Покой нам только снится.
Слушатель: Какое-то варево прямо, когда же будет покой?
Б. Ч. Бхарати Свами: Отдохнем, когда сдохнем.
Текст 36. Потому снова и снова я уповаю на милость Его, Кто пребудет за гранью моего осмысления, Кто повелевает всем сущим, оставаясь непознан и невидим. Я склоняюсь к Его стопам, ибо Он один в силах избавить творца Вселенной от страха и смерти. Он пребудет за гранью сознания. Он — средоточие бесконечного счастья. Как небо неспособно измерить себя, так Господь Бог — Безусловное Счастье не ведает Своих пределов. Не мудрено, что прочие существа не способны постичь Бога, ибо Он Сам неспособен постичь Себя.
Текст 37. Познать Всевышнего — Безусловное Счастье не под силу ни владыке мира Шиве, ни тебе, стяжавший истину Нарада, ни мне — творцу, ни богам, ни небожителям. Всякая живая тварь пребывает в неведении относительно подлинного облика Господа Бога, ибо Он отгораживается от нас пеленою Своей обольстительной силы (майи). Мы видим Господа таким, каким Он желает предстать перед нами. Потому мир, открытый нашему взору, мы представляем как облик Всевышнего.
Текст 38. Я в почтении склоняюсь пред Господом Вседержителем, Чьи воплощения и деяния воспеваю неустанно, хотя не способен постичь, как Он действует и как воплощается.
Текст 39. Первоначально Предвечное Существо принимает облик Вездесущего Хранителя, в коем Он разворачивает бытие, но Сам не является частью Своего создания. Творение происходит в Нем, но Он не творит, ибо вещество творения тоже Он. Когда созданному миру наступает срок, Высшее Существо вбирает в Себя Свое творение.
Брахма здесь говорит, что строго творцом можно назвать того, кто берет чужое и из него создает. Это творец. А тот, кто создает из самого себя, не творец. Кто он? Он игрок. То есть ему для того, чтобы создавать образы, не нужно постороннее вещество. Он просто сам кривляется и создает образы. Поэтому он не творец, а игрок.
Слушатель: А создает Он из себя?
Б. Ч. Бхарати Свами: Он просто мультиплицирует свои образы. То есть если ты что-то взял и сделал что-то, то тебя можно назвать творцом, а если ты из самого себя делаешь: рожу скорчил, то ты не творец, а ты игрок или лицедей. Здесь об этом говорит Брахма.
Творение происходит в Нем, но Он не творит, ибо вещество творения тоже Он. Когда созданному миру наступает срок, Высшее Существо вбирает в Себя Свое творение.
То есть он просто подбирает остатки пьесы. Перечеркивает.
Тексты 40-41. Высшее Существо не творит и не уничтожает. Он безмятежен и самодостаточен. Он совершенная Красота и Согласие, вместилище безусловного счастья. Он пронизывает Собою все бытие, Ему нет равных, и Он не имеет начала и конца.
Дабы прикоснуться к Нему мыслью, человеку должно вырвать из сердца своего всякие ростки корысти и стяжательства.
То есть просто чтобы подумать о нем, нужно вырвать из своего сердца всякие ростки корысти и стяжательства.
Лишь невозбужденный ум способен узреть один из бесчисленных ликов Всевышнего. Власть рассудка бессильна пред Господом, ибо Он умеет скрыть Себя от любого соискателя пеленой Своего обольстительства.
#00:52:12#
Просто обмануть может любого, какой бы ты умный ни был.
Слушатель: А можно как-то отличить, где обольщает, а где очаровывает? В смысле где Господь очаровывает, а где обольщающая сила.
Б. Ч. Бхарати Свами: Если у нас нет стяжательства, если мы не заинтересованы поиметь что-то от Него, тогда мы Его увидим. Мы увидим Его красоту, если не захотим эксплуатировать Его. Если захотим эксплуатировать, Он к нам повернется другой своей гранью — судьи.
Текст 42. Первое действующее лицо, коим предстает Неотразимый Господь, есть Причинное Существо Вишну, возлежащее в необозримой водной стихии. Из этого Его облика проистекают: время, пространство, причины и следствия, ум, стихии, самость живых существ, виды их самообольщения, чувства, опора Вселенной – Вседержитель Вишну, а также все изменчивое и неизменное. Эта ипостась Всевышнего неизменна и неподвижна.
Здесь говорится, что есть самый главный Вишну — Неотразимый Господь, Первосущество. Вот он возлежит в водной стихии, в этой вот жиже. И из Него происходит время, пространство, причины и следствия, ум, стихии, гуны, эго, следующий Вишну, который уже будет в отдельной Вселенной, все изменчивое и неизменное.
Тексты 43-45. Я (творец Брахма), разрушитель Шива и вселенский Хранитель Вишну, родоначальники живых тварей, ты, мудрый скиталец Нарада, и четверо твоих братьев отроков, боги и их предводители во главе с громовержцем Индрою, правители подземных аспидов, цари земные и поднебесные, ангелы гандхарвы, пророки видьядхары и чародеи чараны, бесы якши, оборотни ракшасы и небесные гады ураги, мудрецы, демоны, титаны и обладатели тайных сил йоги, ведьмы, привидения, злые духи и прочая нечисть, райские птицы, морские чудища и звери, – словом, все, кто самоутвердился в зримом мире умом или силою, сверхъестественными способностями или наитием, добродетелями, благолепием, богатствами или знатным происхождением, имеющие явный облик или скрытый – все они суть отражение Высшего Существа. Всякий власть имеющий наделен властью от Всевышнего. Всякое живое существо есть условная истина в присутствии Истины Безусловной.
Текст 46. Теперь, сын мой, я поведаю о тех ипостасях Всевышнего, что нисходят в зримый мир, дабы предаваться забавам.
Лила-аватары.
Слушатель: А условная истина, это, может, как бы ее и нет?
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну при каких-то условиях есть, при каких-то нет. Условно-досрочный. Вот есть безусловный, а есть условный. То есть условно свободный, а есть безусловно свободный. Итак, есть безусловная истина, которая не зависит ни от чего, а есть условная истина, и они здесь перечисляются: привидения, мы и прочая всякая нечисть. Вот мы условная истина. Мы при каких-то условиях существуем, и вообще нам для существования нужны условия. А вот есть такая истина, которой условия не нужны. Она просто сама по себе, она называется “сат”. Есть “сат”, а есть “асат”. “Асат” — это условно, а “сат” — это всегда, истина.
Теперь, сын мой, я поведаю о тех ипостасях Всевышнего, что нисходят в зримый мир, дабы предаваться забавам (лила-аватары). Всякий, внемлющий сей повести, непременно очистит сердце свое от скверны похоти и корысти.
Зачем? Как он до этого говорил, для того чтобы соприкоснуться с тем самым изначальным, красивым. То есть, слушая о лила-аватарах, о забавляющихся сошествиях Господа Бога, мы имеем возможность соприкоснуться с тем, от кого эти сошествия проистекают, — от изначального Господа — от Кришны во Вриндаване. Мы можем с Кришной во Вриндаване соприкоснуться, слушая о лила-аватарах, о внеплановых сошествиях. И сам текст «Бхагаватам» как раз так и построен. Там перечисляются всевозможные аватары Бога, и в десятой книге нам уже рассказывается о том, от кого они нисходят, кто лицедействует. Это же все его маски: Рама, Парашурама, Вамана, Нрисимха. И вот если мы взираем на Его лицедейства, на Его роли, то когда-нибудь мы с самим исполнителем соприкоснемся. В 10-й книге мы соприкоснемся уже не с Его игрой, а уже с Его поведением. Там, где Он не играет, а какой Он есть на самом деле.
Слушатель: А если услышать Русскина, можно соприкоснуться?
Б. Ч. Бхарати Свами: Можно, потому что даже несовершенно изложенное «Бхагаватам» все равно говорит о Кришне, все равно несет благо.
Теперь, сын мой, я поведаю о тех ипостасях Всевышнего, что нисходят в зримый мир, дабы предаваться забавам. Всякий, внемлющий сей повести, непременно очистит сердце свое от скверны похоти и корысти. Притчи о незабвенных забавах Господних вечно радуют мне душу и ласкают слух.
Конец шестой главы.
Слушатель: Есть вопрос как раз про эти души, которые находятся в состоянии эмбриона в духовном смысле, пока не начали служение Шри Гуру. Говорилось, что когда они начали служение Шри Гуру, у них рождаются духовные руки, ноги и тело, а если они служат самим себе, то материальные из осязаемого вещества. И вопрос про татастха-шакти, можно ли ее сравнить с пластилином, из которого лепят преданных и непреданных. И можно ли считать освобождением возвращение в бесформенное состояние этого пластилина — татастха-шакти?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, все правильно. Правильное понимание.
Слушатель: Последняя часть вопроса. Почему-то автор вопроса перекидывается на мужа и жену и говорит, что в «Бхагаватам» упоминается, что муж и жена — это единое целое. И может ли этот душевный пластилин, то есть души, вот так вот консолидироваться, слепляется ли муж и жена в одну душу?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, конечно, мы все индивидуальны, и все эти разделения: муж и жена — все это условно, потому что в духовном смысле мы все имеем природу шакти, то есть женскую природу. Поэтому ни о каких мужьях и женах речи быть не может, в духовном смысле. Но в материальном мире мы надеваем разные оболочки, причем попеременно. В следующей жизни мы становимся… Могли быть мужчинами, стали женщинами, потом наоборот. Просто душе нужна опора. И в материальном мире мы эту опору ищем в противоположных партнерах, костыли какие-то нужны.
А в духовном смысле мы все женского рода, шакти. Мы пракрити. Поэтому так и называется «татастха-шакти». Не татастха-пуруша, а татастха-шакти. То есть это сущность женская, она принадлежит высшему пуруше. Пуруша и шакти. Пуруша — это мужчина, шакти — это женщина. То есть мы все принадлежим, как в христианстве говорится: невесты Христовы. Так вот мы со стороны невест. Мы родственники со стороны невесты, а не жениха.
Слушатель: А у жениха есть родственники?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, наверное, есть. Баларама брат.
Слушатель: И второй человек спрашивает продолжение: «Нирвана и самадхи — это одно и тоже или нет? Если разница есть, то в чем?»
Б. Ч. Бхарати Свами: Самадхи — это более общее понятие. Нирвана — это часть. Есть общее понятие, есть частичное. Нирвана — это когда отсутствует все. Нир-вана. “Вана” означает лес. “Нир” — нет. То есть материальный мир сравнивается с лесом или многообразием. Вот когда ты находишься в состоянии безобразия, когда ты безобразник, то это называется нирвана, нет образов.
А самадхи — это более общее понятие, а нирвана — частное. Самадхи означает устойчивое равновесие. “Сама” — это одинаково или равно. “Дхи” — это держать, то есть твердое, устойчивое равновесие. Так вот твердое устойчивое равновесие может быть и нирваной, когда отсутствуют всякие образы, состояние безобразия. А может быть твердое устойчивое состояние — созерцание Пуруши, созерцание Всевышнего, созерцание Параматмы перед собой, образ Бога ты видишь. Это уже не нирвана, а это созерцание. Но поскольку это устойчивое созерцание, оно называется самадхи, это не какое-то мимолетное. Так же самадхи может быть и участие в лилах Господа. Хотя ты как бы движешься, ты неустойчив, но ты движешься в русле реки лилы, то это устойчивое.
Слушатель: То есть концентрация на лиле — устойчивая?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, это тоже самадхи. Нирвана — это часть самадхи.
Слушатель: И еще третье понятие вводится. Говорят, что растворение в безличном сиянии Господа с потерей индивидуальности есть самоубийство души. Относится ли это понятие к какому-нибудь из этих состояний (нирвана, самадхи) и также третьему — возвращению в брахмаджьоти? Или это состояние? Что это за состояние вообще — возвращение в брахмаджьоти, и связано ли оно с потерей индивидуальности и самоубийством души?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, но это потеря индивидуальности, то есть ты не мыслишь, значит, перестаешь существовать. Глубокий сон, из которого не выходят. То есть это смерть.
Слушатель: Но с самадхи и нирваной это не связано?
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну я объяснил, что такое самадхи, что такое нирвана, поэтому решайте сами — связано это или нет. Я просто дал определение этим понятиям.
Слушатель: А почему, когда говорят слово “смерть” — страшно становится.
Б. Ч. Бхарати Свами: Смерть это то же самое, что отказ от курения. Детям страшно, когда темно становится, но мы-то понимаем, что с наступлением темноты жизнь не заканчивается, а подчас только начинается. Так же и смерть — это некий закат. Для неразумных, для детей это остановка жизни. А для тех, кто ждет ночи полнолуния, это наоборот — начало жизни, ну для вампиров.
Слушатели: (смех)
Корректор: Вишнуприя Д. Д.