Вы здесь:  / Шримад Бхагаватам Книга 2 / Шримад Бхагаватам 2. Глава 7 «Облики Предвечной Истины»

Шримад Бхагаватам 2. Глава 7 «Облики Предвечной Истины»

Текст 30. А однажды Кришна изрядно рассердит матушку Яшоду, и та замыслит наказать Проказника, привязав Его бечевкою к ступе. Но сколько ни будет пытаться она, бечевка всякий раз окажется на два вершка короче нужного. Вконец утомившись, Яшода оставит свою затею, а потом, заглянув в рот своему Дитяти, увидит там вселенскую бездну, со всеми ее мирами, с небесной твердью, поднебесьем и просторами земными. Но недолго продлится ее смущение. Зажмурившись на миг и снова разомкнув очи, она увидит мир вокруг себя, как прежде, обыденным, а видение свое объяснит утомленностью.

Ну бывает такое, когда утомился, по дороге люди перебегают. Вот здесь тоже: она в рот заглянула, а там Вселенные, космос, звезды, Земля, поднебесье. Она: “Бррр”, и все нормально — обычный рот.

Текст 31. В другой раз Кришна вызволит Своего родителя Нанду из плена морского владыки Варуны и освободит приятелей Своих, пастушков, из горной темницы, куда увлечет их злобный сын Mайи. А потом устроит единоплеменникам, мирно почивавшим после дневных забот, путешествие в райские чертоги и еще выше — в бескрайние просторы царствия Духа. Воистину, тот пастушок Кришна будет Верховным Владыкою Собственнолично.

Это и есть история, когда Он решил всем обитателям Враджи показать, как живут боги и даже еще выше — как Вайкунтха устроена. Но поскольку это все было на дне рождения кого-то из жителей Вриндавана, то, скорее всего, они просто перепились, и у них случалась массовая галлюцинация, потому что это было на каком-то празднике. Они что-то там отмечали, и потом с ними вот это вот произошло. Может, грибов объелись. Ну они там ягоды собирали. Пошли по грибы, по ягоды, поели, потом случилась массовая галлюцинация — вознеслись в высшие миры. Ну мы-то считаем, что Кришна их туда позвал. Это было незадолго до того, как Он вообще ушел из деревни. Прикинулся царевичем, что настоящие Его родители — это Васудева и Деваки и что Он вообще царского рода-племени. Вот так прикинулся Он царевичем. На самом-то деле Он обычный пастух. Вот прежде чем покинуть своих соплеменников, Он показал им такие чудеса.

Текст 32. Однажды пастухи родного селения Кришны навлекут на себя гнев громовержца Индры тем, что по наущению Кришны откажутся приносить небесам жертвенные дары. Возмущенный дерзостью людей, царь богов обрушит на Враджу нескончаемые ливни, грозящие затопить все земли округ. Тогда Кришна, коему тогда едва мѝнет семь лет, поднимет над главами односельчан, точно зонтик, великий холм Говардхану и будет удерживать его одним мизинцем семь дней и ночей, покуда не иссякнут воды потопа и повелитель молний не обессилит вконец.

Текст 33. А однажды, когда Кришна будет водить ночные хороводы со Своими возлюбленными, возбуждая в женщинах Враджи любовное желание, слуга Куверы — горный дух Шанкхачуда — похитит юных дев, дабы досадить Прекрасному Господу, за что будет немедленно обезглавлен Кришною — ревностным Похитителем Сердец.

То есть только Господь имеет право похищать кого-то, поэтому Его зовут Хари. Хари означает похититель. А тут некий Шанхачуда, эфиоп какой-то, взял и похитил у Кришны Его возлюбленных девушек, за что и поплатился головой.

Текст 34-35. Многие демоны и нечестивые цари восстанут на Кришну и набегами своими будут досаждать Ему и Его племени.

Это в Матхуре, когда Он убьет Камсу, то друзья Камсы не успокоятся. Такой Джарасандха был. И он 18 раз водил свои войска на Матхуру. А Кришна до этого обещал матери Джарасандхи (или Шишупалы?) не убивать ее сына. Ну кому-то из них — не убивать ее сына. Он сказал, что я его убью, когда он сто раз подряд меня оскорбит. Меня нецензурно назовет, тогда я его могу убить, тогда я его и убью. А такая мелочь, как нападать с разорительными набегами на царство, на крепость Хастинапуру, не считалась грехом. Поэтому Кришна никак его и не убивал, этого Джарасандху. Но народ Кришны просил что-то сделать, потому-что совсем уж этот Джарасандха… И тогда Кришна собрал всех и сбежал из Матхуры, и обосновал в Гоа город, назвал его Дварака.

Многие демоны и нечестивые цари восстанут на Кришну и набегами своими будут досаждать Ему и Его племени. И Праламба с Дхенукою, и Бака с Кеши, и Аришта, Чанура, Mуштика, и Кувалайапида, и Камса с Яваною и Наракасурою, и Паундрака с Шалвою, и обезьяны Двивида с Балвалою, и Дантавакра, и семеро быков, и Шамбара с Видуратхою и Рукми, и многие другие воины: Камбоджа, Mатсйя, Куру, Сринджайя и Кекайя – все они будут яростно биться со Всевышним и Его воителями: Баладевою, Арджуною и Бхимою, и все как один сложат свои мятежные головы и исчезнут в сиянии Господа, а кто-то из них вознесется в Его вечную обитель.

Текст 36. Воплотившись сыном Сатьявати — Вьясою, Господь сочтет, что созданный Им свод знаний Веда, недоступен разумению людей темного века Кали, и дабы не остались они лишенные мудрости, Он расчленит древо Веды на множество ветвей.

Текст 37. Когда нечестивцы по примеру кудесника Майи научатся строить челны воздушные и подводные, дабы теснить все живое вокруг, Всевышний низойдет на Землю в облике отрешенного подвижника и призовет людей к добродетелям, умолчав однако о богопочитании.

Будда. Ну что же при Будде уже самолеты были? Подводные лодки? Ну в общем буддизм распространится, когда будет экология повреждена. «По примеру кудесника Майи» — это тот Майя, который дворец построил для богов.

Текст 38. На закате мрачного века, когда о Боге перестанут вспоминать даже в домах священников, когда власть приберут к рукам жулики и воры…

Партия жуликов и воров.

Слушатель: Так что, Калки что ли уже ждем?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну еще в домах священников помнят о Боге.

На закате мрачного века, когда о Боге перестанут вспоминать даже в домах священников, когда власть приберут к рукам жулики и воры из черни, когда не останется человека, кто знает, что есть алтарь Бога и жертва, тогда Господь сойдет на Землю в облике карающего Палача…

Калки означает палач.

…и истребит всех правителей земных, их вельмож и почитателей.

Слушатель: А кто же останется?

Б. Ч. Бхарати Свами: Оппозиция.

Текст 39. В создании мира участвуют три сущности: я — творец [Брахма], творческий подвиг [тапа] и девять праотцов, от коих происходят виды жизни.

#00:41:43#

Это Брахма возвращается к вопросу. Там Нарада много вопросов задал. Среди последних вопросов был: откуда виды жизни, почему такое разнообразие видов жизни. Брахма закончил отвечать на вопрос о том, в каких еще обликах Господь нисходит. Кроме облика Вселенной, какие еще облики у Него есть в зримом мире. Вот Брахма перечисляет. Начиная от Вепря, кончая Карающим Палачом. Караевичем Палачом.

Слушатели: (смех).

Б. Ч. Бхарати Свами:

В создании мира участвуют три сущности: я — творец [Брахма], творческий подвиг [тапа] и девять праотцов, от коих происходят виды жизни. В поддержании мира тоже участвуют три сущности: закон [дхарма], боги — властители стихий и правители живых тварей. В уничтожении мира участвуют также три сущности: отказ от долга [адхарма], разрушающий [Шива] и живые существа, поправшие долг чести и веры.

Вообще, чтобы что-то разрушить, нужно отказаться от своих обязанностей, должен быть тот, кто разрушает (Шива) и живые существа, которые больше не соблюдают долг — нечестные.

Слушатель: А первое это что было?

Б. Ч. Бхарати Свами: Для создания нужен творец, подвиг и девять праотцов. Для разрушения нужен отказ от долга, Шива и те, кто отказываются.

Но все эти сущности — и в начале, и в середине, и в конце бытия – суть силы и проявления Единого Существа, непроявленного и обладающего бесконечной властью.

Текст 40. Величие Его неописуемо, пути неисповедимы. Мудрец, умеющий сосчитать до единой все крупицы бытия, и тот не способен постичь малой доли славы Господней, кто Коротышкою шагнул чрез всю Вселенную и очутился там, где вещество не имеет трех своих признаков.

Текст 41. Ни я, ни ты, ни мудрецы, рожденные прежде тебя, не ведают Природы Высшего Существа.

Природа здесь с большой буквы, потому что Природа высшего существа — это Шримати Радхарани. Она Его Природа. Поэтому, естественно, Ее не ведает никто. Ее не может познать никто, кроме самого Ее обладателя.

Первопричина сущего, Он остается вне разумения даже для первичной Своей Ипостаси — исполинского Змея Шеши, на коем Он вечно покоится и кто беспрестанно поет Его добродетели тысячью Своих уст.

Текст 42. Лишь безраздельною преданностью возможно пленить Всемогущего и постичь Его суть. Познавший конечную Истину навсегда избавляется от самообмана.

Ну понятно, кто Истину познал, тот больше не обманывается.

Но кто связал себя путами бренного мира, обольщенный плотью и благолепием тел, осужденных однажды быть пищею псам и гиенам, тот не способен за суетой мира разглядеть Истину – за временным узреть Вечное.

Кто привлекается к внешним образам, внешними телами, которые есть просто пища для псов и гиен, тот никогда не привлечется к Кришне.

Тексты 43-45. Любезный, нет существа, в чьей власти исчерпать Всевышнего, ибо нет предела Его величию. Господь Бог бесконечно разнообразен и нам являет лишь некоторые из Своих граней. Шива, Прахлада, Ману, жена Его Шатарупа, сыны его и дочери: Прияврата, Уттанапада, Акути, Девахути и Прасути; Прачинабархи, Рибху, Анга, Дхрува, Икшваку, Аила, Mучукунда, Джанака, Гадхи, Рагху, Амбариша, Сагара, Гайя, Нахуша, Mандхата, Аларка, Шатадханве, Ану, Рантидева, Бхишма, Бали, Амурттарайа, Дилипа, Саубхари, Утанка, Шиби, Девала, Пиппалада, Сарасвата, Уддхава, Парашара, Бхуришена, Вибхишана, Хануман, Шука, Арджуна, Арштишена, Видура, Шрутадева и многие иные существа – все узрели лишь малую крупицу Его подлинного Существа.

Тут перечисляются те, кому Господь явился. Моисей здесь не указан. Ну, в общем, даже Хануману Господь явился не полностью. И даже он узрел лишь малую крупицу Его подлинного Существа.

Текст 46. Всякий, кто искренен в поиске Первопричины, будь то женщина, человек черни или дикарь, непременно освободится от пут самообмана, ибо узревший явь пробудился от наваждения. Кто служит Истине верой и правдой, над тем не властно суетное. Зверь лесной и птица небесная — и те постигают Суть бытия, если сделались слугами рабов Истины.

То есть даже птицы и звери, если служат преданным, тоже познают Истину.

Текст 47. Истина вечна, безмятежна и являет Собою всеприрастающее Счастье. Истина – Счастье собственнолично без печали и тревог. Высшая Истина как Первопричина – единственная Сущность, не состоящая из более простых начал. Она Первостихия бытия.

Истина неделима. Ее нельзя на составляющие разделить. Вот здесь говорится, что «Высшая Истина как Первопричина – единственная Сущность, не состоящая из более простых начал». Даже душа — говорится, что она неделимая, но в сферах выше Вайкунтхи душа расщепляется тоже. Душа гибнет там. Душа как дух жизни. Жизнь несовместима со Счастьем, поэтому душа там гибнет. Все ненужное в душе выгорает, остается чистое золото. Если мы хотим чистое золото получить, то надо в такой огонь его поместить, что все остальные примеси выгорают в этом огне, испаряются. Так же душа.

Душа — это сознание. У сознания есть тяга к «ананде» — блаженству, есть сознавание – «чит» и есть существование – «сат». Сат, чит, ананда. Сат, чит и поиск ананды. И вот в чистилище перед Голокой, перед Враджей душу подвергают такой процедуре, что «чит» — самосознавание себя и «сат» — существование просто в пар превращаются и остается чистая тяга к блаженству, то есть тяга к Кришне, тяга к «ананде». А саморефлексия – «чит» исчезает. Хотя говорится, что душа сама неделима. В «Гите» Кришна говорит, что душу нельзя огнем сжечь, разрубить на части, высушить ветром и подвергнуть иным процедурам. Потому что каждый инструмент расчленения души более грубый, чем сама душа. Например: нельзя топором разрубить микроб. Потому что острие топора для микроба — это плюшка.

В общем, душа такая тонкая, такая маленькая, что никакой инструмент не может ее расчленить. Более того, даже такое острое оружие, как остроумие или ум, не может душу разбить на части, даже в уме, не говоря уже о физических или химических приспособлениях. Тем не менее у Кришны есть такие приборы, но мы вам о них не расскажем. Как в той песне “Манго-Манго” поется: «У нас есть такие приборы, но мы вам о них не расскажем». Так вот, у Кришны есть такой прибор, который расчленяет душу на составляющие, и остается из того, что раньше называлось «душа» или «сознание», только тяга к «ананде», тяга к блаженству, а блаженство есть Кришна. То есть тяга к Кришне остается, а все остальное — нет.

Слушатель: Но все равно она остается индивидуальной.

Б. Ч. Бхарати Свами: Индивидуальной тягой, да. И эта душа становится одной из спутниц Кришны. Все эти спутницы Кришны — это образы тяги к Нему. Разные виды стремления к Нему. Они персонифицированы, у них есть имена, у них есть положение, у них есть черты характера, свойства всевозможные. Но они все есть виды тяги ко Всевышнему, к «ананде».

Истина вечна, безмятежна и являет Собою всеприрастающее Счастье. Истина – Счастье собственнолично без печали и тревог. Высшая Истина как Первопричина – единственная Сущность, не состоящая из более простых начал. Она Первостихия бытия. Она выше сознания, выше причин и следствий, выше добра и зла. Первопричина непорочна и не связана следствиями Своих дел, ибо дела Ее суть забавы.

То есть лилы не порождают следствий. Он просто играет и не оставляет… Как камень, падает в воду, и обязательно какие-то следствия — волны идут. А Кришна плюх в воду — и никаких волн. Почему? Потому что он так виртуозно входит в воду, даже не создает волн. Он такой тоненький, прямо как иголочка.

Первопричина непорочна и не связана следствиями Своих дел, ибо дела Ее суть забавы. Истина есть Счастье во плоти без скорби, страха и печали.

Слушатель: А скорбь и печаль — это не одно и то же?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это же поэтично. Вот самый большой грех — это перейти на прозу.

Текст 48. Кто прикоснулся к Истине, тому не нужно усмирять страсти…

Б. Ч. Бхарати Свами: Это вредно.

Слушатель: Или их просто не будет, страстей?

Б. Ч. Бхарати Свами: Наоборот, они будут возрастать все время.

Кто прикоснулся к Истине, тому не нужно усмирять страсти, предаваться богомыслию, мудрствовать или бежать от суеты мира. Ему нет надобности изнурять себя трудами духа, как не нужно небесному громовержцу рыть в земле колодцы, чтобы добыть себе влаги.

Чтобы Индре попить воды, ему не нужно колодцы рыть. У него этой влаги, как гуталина у Матроскина. Так же тот, кто соприкоснулся к Истине, а Истиной стихом ранее Брахма называет Счастье во плоти без скорби, страха и печали и дела Ее — забавы. Мы называем это Кришна, то есть дела Его – забавы, и Он есть Счастье во плоти без скорби, страха и печали… И кто соприкоснулся с такой Истиной, ему не нужно усмирять страсти, ему не нужно бежать от суеты мира, мудрствовать, изнурять себя трудами духа, потому что он уже к Счастью соприкоснулся, потому что эта душа уже достигла того, чего достигают с помощью трудов духа.

Текст 49. Первопричина – Тот, Кто обладает всеми силами и достояниями. В Нем сосредоточено все могущество. От Него живые существа возымеют плоды своих трудов корыстных и бескорыстных. Но кому люба не Истина, но дары Ее, тот оказывается пленен Ее обольстительной силою, ложными образами и заключен в саван плоти, полагая такое существование единственно возможным для духа.

Кому нужен не дающий, а дары, тот оказывается обольщен майей. В это самое мгновение он окутывает себя в саван плоти и думает, что только во плоти можно существовать, что можно жить только в теле.

Слушатель: Наверное, дары только в теле можно получить.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Однако, обнаружив Истину, душа стряхивает с себя облачения лжи (майи) и вырывается на свободу, точно воздух из разбитого кувшина.

На самом деле воздух как был что в кувшине, что за пределами. Просто кувшин разбивается, и душа осознает себя вечно причастной к Кришне.

Итак, обнаружив Истину, душа стряхивает с себя облачения лжи и вырывается на свободу, точно воздух из разбитого кувшина.

Текст 50. Итак, Нарада, я поведал тебе о Причине сущего, Ее образах и проявлениях в мире чувственного опыта. Причина зримого и незримого, сотворенного и несотворенного едина. И Она есть Неотразимый Господь Бог.

Неотразимый означает Кришна. То есть Кришна есть причина зримого и незримого мира, сотворенного и несотворенного.

Текст 51. Звуки сей Песни об ипостасях Божьих взялись от самой сокровенной Его Силы. Песнь сию я услышал от самого Господа, Коего обликам несть числа и новизне Коего нет предела.

«Нава Кришна» означает всегда новый Кришна. И вот то, что сейчас Брахма пропел, это он услышал от Кришны самого.

Я описал тебе, сын мой, лишь зримую сторону Его образов. Тебе же надлежит живописать их в движении. Итак, я велю тебе, Нарада, поведать свету о дивных забавах Несравненного, о красоте Его дел.

Брахма здесь дает инструкцию Нараде. Нарада потом Вьясадеве «Бхагаватам» расскажет. Вот Брахма рассказал Нараде об образах Бога. Теперь эти образы надо привести в движение, описать их игры. Нарада опишет эти игры подробно.

Тебе же надлежит живописать их в движении. Итак, я велю тебе, Нарада, поведать свету о дивных забавах Несравненного, о красоте Его дел.

Текст 52. Пусть повесть твоя не оставит сомнений у всякого искателя Истины в том, что коснуться Ее можно лишь будучи безоглядно преданным Ей.

Вот это задача для того, кто пишет эту диссертацию, — для Нарады. Ты должен этот труд таким образом составить, чтобы у читающего не было сомнений, что только с помощью бхакти можно познать Истину. Не с помощью каких-то там медитаций, кручений чакр, добрых дел, отказа от мирских благ. Истину не познать с помощью этих всех вещей, а только предавшись безоглядно этой Истине. Вот Нараде гуру дает такое задание: ты должен написать книжку так, чтобы все поняли, что только с помощью преданности можно познать Истину и никакими иными способами. Вот такая задача у Нарады.

Пусть повесть твоя не оставит сомнений у всякого искателя Истины в том, что коснуться Ее можно лишь будучи безоглядно преданным Ей.

Текст 53. Живописать игры Прекрасной Истины и внимать повести о Ней способны лишь те, кто веруют в Нее и ставит служение Ей превыше всего на свете.

То есть говорить о Кришне и слушать о Кришне можно, лишь веря в Него. И если считать, что только служение Господу есть главное занятие жизни, а все остальное – побочное, только тогда можно услышать, о чем говорят священные писания. В противном случае мы просто будем слышать собственные измышления.

Лишь влюбленный в Прекрасную Истину подлинно свободен от лжи и самообмана.

Чтобы избавиться от майи, нужно быть влюбленным в Прекрасную Истину. Даже если ты работаешь ради Нее, трудишься ради Нее, но нет влюбленности, то есть нет «ручи», нет влечения к Ней, то все равно будет та или иная форма самообмана присутствовать. Самовозвеличивание. На этом закончена седьмая глава.

Слушатель: Игры Кришны повторяются каждый день Брахмы, поэтому о них уже известно?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, игры Кришны повторяются каждый день Брахмы. Это спектакль, который играется каждый день на сцене. Вот в этом театре, в котором все мы актеры, есть Главное Действующее Лицо — Кришна. И в этом театре спектакли идут с самого утра до позднего вечера. Утром Он играет роль Вепря, потом еще кого-то. Где-то к полудню Он играет Кришну. Вернее, Он приходит сам. Кришна же не аватар, а Он Сам приходит, где-то после полудня, как проснется. Потом снова играет.

Слушатель: И, получается, за этот день, пока они играют, у них очень часто повторяются спектакли.

Б. Ч. Бхарати Свами: Начиная с утренников до самых клубничных сцен.

Слушатель: Там же тысяча четвертных юг, а в каждую четвертную югу одни и те же спектакли.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, в общем, в каждый день спектакли происходят, но с небольшими отклонениями. Как идет какой-нибудь спектакль на сцене несколько лет, ну очень популярный, все равно каждое представление немножко отличается от других.

Слушатель: То актер заболел.

Б. Ч. Бхарати Свами: С большим вдохновением, но в общем все то же самое происходит. Мир — театр, а люди в нем — актеры.

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

2011-11-20

Шримад Бхагаватам 2. Глава 1 «Начальное представление о Всевышнем» Тексты 1–21

2011-11-27

Шримад Бхагаватам 2. Глава 1 «Начальное представление о Всевышнем» Тексты 22–39

2011-12-04

Шримад Бхагаватам 2. Глава 2 «Облик Всевышнего в сердце» Тексты 1–7

2011-12-11

Шримад Бхагаватам 2. Глава 2 «Облик Всевышнего в сердце» Тексты 8–37

2011-12-25

Шримад Бхагаватам 2. Глава 3 «Любовь: возвращение к истоку»

2011-12-26

Шримад Бхагаватам 2. Глава 4 «Творение»

2012-01-01

Шримад Бхагаватам 2. Глава 5 «Причина всех причин»

2012-01-08

Шримад Бхагаватам 2. Глава 6 «Телесный образ Вселенского Существа»

2012-01-15

Шримад Бхагаватам 2. Глава 7 «Облики Предвечной Истины»

2012-01-29

Шримад Бхагаватам 2. Глава 8 «Вопросы царя Парикшита»

2012-02-05

Шримад Бхагаватам 2. Глава 9 «Ответы Шуки» Тексты 1–22

2012-02-12

Шримад Бхагаватам 2. Глава 9 «Ответы Шуки» Тексты 21–30

2012-02-19

Шримад Бхагаватам 2. Глава 9 «Ответы Шуки» Тексты 33–46

2012-02-26

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 1–9

2012-03-25

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 10–15

2012-04-15

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 15–31

2012-04-22

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 30–40

2012-04-29

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 40–51