Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2015 / Слово Хранителя Преданности / «Слово Хранителя Преданности» Глава 5 «Быть честным к себе»

«Слово Хранителя Преданности» Глава 5 «Быть честным к себе»

# 32:32

Бхактивинод Тхакур воспитывался в духе христианства

Слушатель: Махарадж, а, на сколько мне известно, Бхактивинод сначала к христианству пришел.

Б.Ч. Бхарати Свами: Он не пришел в христианство. Он воспитывался в христианстве. Вообще вся индийская знать, все представители образованного класса Индии отправляли своих детей в христианские школы. Это считалось хорошим тоном и это считалось прогрессивным. Так же, как 18–19 веках в России все представители высшего класса обучались у французов, англичан, итальянцев. Например, Пушкин не говорил по-русски в детстве. То есть он говорил по-русски, но потом он забыл русский язык, когда он у бабушки воспитывался в Царском Селе, он по-французски воспитывался. Для него это стал родной язык.

Когда мы читаем «Войну и Мир». Там постоянно в среде знати Толстой вставляет прямо целые параграфы по-французски. То есть они только по-французски разговаривали. Так же Бхактивинод Тхакур в 19-м веке воспитывался в духе английского христианства. Для него, конечно же, христианство было не сознательным выбором. Потому что он как ребенок воспитывался. А потом в юности он познакомился с бенгальскими националистами, так сказать, борцами за культурную независимость. Тогда еще никто не воевал за политическую независимость, но культурную независимость отстаивали.

Это были индийские традиционалисты, которые призывали людей изучать ведическое наследие, а не варварские книги и варварскую культуру англичан. У англичан, конечно, был железный аргумент. Они говорили: «Вот смотрите, у нас христианская культура, и она нас сделала сильными, и поэтому мы вас завоевали». Такой у них аргумент был, что если бы наша культура была ниже вашей, то мы бы не смогли вас завоевать. Это очень подкупало. И вот индийские борцы за культурную независимость говорили, что это не имеет никакого отношения к силе. Да, вы сильнее, но это не значит, что вы культурнее. Мы не слабее, а мы смиреннее.

И когда Бхактивинод Тхакур окончил колледж и поступил на госслужбу, он познакомился с культурными борцами за ведическую традицию и присоединился к обществу «Брахмо». Тогда же он стал писать свои первые книги, стал пробовать стихи. Но позже он познакомился с вайшнавами, последователями Шри Чайтаньи, и он отказался и от культурного наследия Индии.

Слушатель: Вы знаете имена этих вайшнавов?

# 36:50

Кто такие бабаджи?

Б.Ч. Бхарати Свами: Нет. У него был учитель, Бамши Бекаш Свами. Он у него получил инициацию. В основном вайшнавы были бабаджи. Бабаджи — это были внекастовые асоциальные персонажи. Мы не знаем их имен. Слово «вайшнав» ассоциировалось с чем-то внекастовым, живущим вне общества, некий юродивый. Человек, становясь вайшнавом, оставлял общество, уходил от мира, надевал бабаджи-вешу по примеру Вриндавана Даса Тхакура и шести Госвами. То есть вайшнав даже был не саньяси. Потому что саньяси подразумевает какую-то социальную деятельность. Саньяси — это тот, кто еще проповедует. А бабаджи просто занимались своей индивидуальной практикой. Медитировали на лотосные стопы Всевышнего и слонялись по местам богомолья. Поэтому мы не знаем их имен.

# 38:18

Что такое бабаджи-веша?

Слушатель: Махарадж, что такое бабаджа-веша?

Б.Ч. Бхарати Свами: Веша — это вещь, одежда. Это русское слово вещь. Веша от слова вещь.

Слушатель: Набедренная повязка?

Б.Ч. Бхарати Свами: У бабаджи — да, просто набедренная повязка. У него нет ничего, он ни шнур не носит, никаких признаков касты или варны. У него нет ни признаков ашрама, ни признаков варны. Он просто выпал из этого общества. Бхактивинод Тхакур тоже в самом конце своего земного пути выбросил шнур.

Слушатель: А у бабаджи есть какие-то правила, он жениться может, не может?

Б.Ч. Бхарати Свами: Он вообще вне общества, ничего он не может. Нет, он не может жениться.

Слушатель: То есть полное отречение.

# 39:33

Сарасвати Тхакур был бабаджи до 1922 г.

Б.Ч. Бхарати Свами: Сарасвати Тхакур тоже был бабаджи сначала. С 1917-го по 1922 год он был бабаджи. Он питался только с земли, как коровы. Такой у него обет был. Только то, что ему бросили, подали поесть. Он никогда не просил. То есть он показал высший стандарт, как должен жить бабаджи. Бабаджи даже не просит. Саньяси ходит с камандалу (сосуд для воды). В подол он собирает бикшу — пожертвования. Такой символический смысл. Вот саньяси ходят с горшком, еще какие-то там предметы и вот подол. А бабаджи даже ничего не просит. Он живет в уединении. Если люди узнали, что где-то поселился бабаджи, они ему принесут и дадут поесть, попить.

Сарасвати Тхакур вел такую жизнь пять лет после ухода его гуру Гауракишора Бабаджи. В 1917 году он принял. Он преподавал в университете, и когда его духовный учитель покинул мир, он бросил всякую социальную деятельность и стал бабаджи. Он ел с пола, руками пищи не касался. Повторял святое имя 300 тысяч раз или сколько-то тысяч раз в день.

# 41:43

Проповедь Махапрабху сильнее, чем индивидуальный бхаджан

В 1922 году Сарасвати Тхакур почувствовал позыв проповедовать. Он сказал, что в индивидуальном бхаджане нет никакого смысла, что проповедь Махапрабху сильнее, чем индивидуальный бхаджан, потому что ты таким образом служишь воле Махапрабху.

То есть если ты предан Шри Чайтанье, то служить путем медитации невозможно. На Махапрабху нельзя медитировать. Можно только прославлять его. Как Нитьянанда Прабху и все спутники и последователи Шри Нитьянанды, они никогда не медитировали на лотосные стопы Махапрабху где-то в уединении. Индивидуальный бхаджан можно совершать по отношению к Бхагавану Шри Кришне, а к Махапрабху невозможно, только нужно говорить о нем. Потому что это было желание Махапрабху.

В 1922 году к нему нисходит это откровение и он принимает саньясу. Принимает от портрета своего учителя. Фактически он сверху нисходит до низшей ступени. Потому что саньяса — это такая общественная ступень, общественная жизнь предполагается. То есть с высот отрешенности ты нисходишь.

# 43:41

Матх — это не географическое понятие

И он основал матх, назвал его Гаудия-матх. Вообще, традиционно матх — это некий монастырь, физическое место, где ученик живет под непосредственным надзором своего наставника. То есть послушник и настоятель монастыря. Это еще можно назвать монастырь. Но Сарасвати Тхакур — революционер. Он создал матх, который не ограничивается какими-то стенами. Он говорил, что матх — это сообщество, а не какое-то пятно на карте. Матх — это не географическое понятие, а это в умах. Братия одного матха может быть разбросана друг от друга на сотни или тысячи километров и находиться в одном матхе, что для традиционного последователя Веды совершенно безумная идея. Как ты можешь служить учителю где-то за тысячу километров? В «Бхагаватам» ясно сказано, что послушник должен жить под надзором настоятеля. Утром и вечером он должен выходить к людям в город и просить подаяния, еду, но ничего не брать себе и все отдавать своему учителю, и то, что учитель позволит тебе утром поесть и вечером поесть, ты берешь как его милость. Естественно, никаких личных средств, никаких денег и так далее. Все, что в стенах матха, принадлежит хозяину, настоятелю монастыря. У монаха ничего не может быть собственного, даже одежда. Все принадлежит настоятелю.

А тут Сарасвати Тхакур основывает матх (то есть монастырь), у которого нет стен и отправляет своих учеников за тридевять земель проповедовать, иметь с собой деньги, какие-то счета, вести бухгалтерию где-то. Вот так он разбивал стереотипы.

Слушатель: Он еще преподавал в университете, когда ушел?

Б.Ч. Бхарати Свами: Он был таким выдающимся… Его считали гением, вундеркиндом. Он в девятнадцать лет уже был преподавателем в университете .

Слушатель: Еще не закончили некоторые университет, а он уже преподавал.

Б.Ч. Бхарати Свами: Преподавал, потом ушел. Он родился в 1878 году. Учился, потом был профессором университета.

Слушатель: Как это профессором?

Б.Ч. Бхарати Свами: Профессор имеется ввиду преподаватель. Это у нас профессор — это ученое звание. А на западе профессор — это просто преподаватель.

Слушатель: Профессия.

Б.Ч. Бхарати Свами: Просто раньше все учебные заведения были религиозными учебными заведениями. Profess по-английски означает исповедовать. То есть тот, кто исповедовал тебя.

Слушатель: Professy — это другое слово?

Б.Ч. Бхарати Свами: Professy — это пророчество.

Слушатель: Да, пророчество.

Б.Ч. Бхарати Свами: А профессор… Поскольку раньше не было светских учебных заведений, то тот, кто был профессором в университете, а университет был всегда религиозным, то он исповедовал тебя. То есть ты ему исповедовался. Ты ему разъяснял, рассказывал что-то, а он тебе давал наставления. Профессор.

Над профессором стоял министр. В университете это был декан или ректор, он был министр. Потом слово министр стало означать в светском обществе того, кто заведует какой-то отраслью. А так, министр — это был тот, кто заведовал учебным заведением, и у него под началом были профессора. Те кто исповедовали, а потом уже профессора стали в светских учебных заведениях. Это уже означало преподаватель какого-то конкретного предмета. Сарасвати Тхакур был профессором уже в светском смысле. Он преподавал астрологию и естествознание. Он был гениальным астрологом.

Слушатель: А кто первым покинул этот мир, его учитель или Бхактивинод Тхакур?

Б.Ч. Бхарати Свами: Бхактивинод Тхакур умер в 1914 году, а Гауракишор умер в 1917.

Слушатель: Я просто думаю, как бы Бхактивинод Тхакур отреагировал на смерть Сарасвати Тхакура?

Б.Ч. Бхарати Свами: Давайте, думайте как бы.

Слушатели: [смех]

# 50:05

Пророчества Бхактивинода Тхакура

Слушатель: Насколько известно у Бхактивинода Тхакура были какие-то пророчества…

Б.Ч. Бхарати Свами: Кто был в Годруме? Там вот через речку видно Маяпур. Вот он, сидя в Годруме, говорил: «Я вижу, что на той стороне реки будет город, где все люди разных народов и наций будут прославлять имя Махапрабху». Тогда Маяпур — это джунгли были, пустошь такая, заросшая чаща.

И сейчас от места, где этот Годрум, где Бхактивинод Тхакур провел последние годы своего земного бытия, как раз открывается вид на действительно город. Прямо до горизонта эти дома пятиэтажные, четырехэтажные. Такой современный город. Если посмотреть на бенгальские города, то это просто прям какой-то рай. Космический город.

# 51:37

Ведический планетарий

Там же сейчас уже почти построили храм-планетарий. Видели, да? Он каких-то нереальных размеров.

Слушатель: Тот, что в плане был в 2010 году?

Б.Ч. Бхарати Свами: Да. Вот купол там уже заканчивают. Краны стоят. Вы где-нибудь видели в Индии подъемные краны?

Слушатели: [смех]

Б.Ч. Бхарати Свами: Там эти бамбуковые леса. Не леса, в смысле растительность, а леса строительные из бамбука. И по ним бегают индусы с ведрами раствора. Женщина, значит, лезет по этим лесам с ведром цемента, а муж там, значит, укладывает. А здесь краны подъемные нереальной высоты.

Слушатель: Она в сари с сережками вся такая, раз на голову кирпичи и пошла, улыбается.

Слушатель: Это же было одно из наставлений Свами Махараджа построить этот ведический планетарий.

Б.Ч. Бхарати Свами: Да, это было его наставление.

Слушатель: Храм будет внутри, как музей?

Б.Ч. Бхарати Свами: Там будет 3D-панно, как устроена вселенная. Там будут планеты, духовное небо, лотос, Радха-Говинда. В общем, там будет, как в ИСКОНовской книге «Шримад Бхагаватам», первый том: вселенная внутри Вишну и так далее.

Слушатель: Но это же не то, что…

Б.Ч. Бхарати Свами: Не важно, люди будут приезжать и смотреть, как вселенная устроена. Конечно, это все аллегория. В ИСКОНе до сих пор думают, что планеты вселенной это планеты, которые нам рисуют в телескоп ученые — это шарики, звезды, кольца Сатурна, Юпитера.

# 54:00

Разное видение вселенной

А планеты от слова план. На русском есть слово ярус. Планеты — это не шарики, а это такие плоскости или пласты в горе Сумеру. Иногда вселенная рисуется как человекообразное существо. Вселенная — это человек. В ногах там такие элементы, в животе другие. Из стихий складывается это человеческое существо. Иногда вселенная рисуется как корова, иногда вселенная рисуется как выпрыгнувший из воды дельфин, иногда как брахманда — как яйцо, наполовину заполненное причинной водой. Вот она всегда по-разному рисуется. Иногда вселенная рисуется как человек, сидящий в лотосе, и от верха до низа у него вот эти разные пласты. Чакры или уровни вдоль позвоночника. В голове – Брахма, творец, и так далее и так далее до самого низа. Так рисуется вселенная по-разному. Вселенная — это вещь воображаемая, она существует в нашей голове.

Слушатель: А как видят вселенную просветленные и святые?

Б.Ч. Бхарати Свами: По-разному. И разные ведические риши по-разному вселенную описывают: то как корову, то как дельфина. Для того, чтобы по ситуации, в которой они находятся, их слушатели лучше поняли. Сейчас бы какой-нибудь святой что-нибудь связанное с интернетом или с компьютером такую вселенную изобразил.

Слушатель: Матрицу.

Б.Ч. Бхарати Свами: Матрицу какую-нибудь для того, чтобы человек нынешнего века мог яснее понять. Это же просто метафора. Когда уничтожат всех дельфинов, то как вы будете объяснять строение вселенной в виде дельфина? Люди будут спрашивать: «А что это такое?» Как вот драконов нет, и все думают что это какое-то мифическое существо. Скоро будут думать, что дельфины — это мифические существа.

Что вы хотели спросить?

# 57:00

Снаружи мы не показываем то, что может иметь личностную природу

Слушатель: Бросается в глаза, что во всем замке нет ни изображений Джаганнатха, ни Его лил. Это личное предпочтение, Свами?

Б.Ч. Бхарати Свами: Это личное предпочтение мое.

Слушатель: Это не характерно для всего вашего Шри Чайтанья Сарасват Матха?

Б.Ч. Бхарати Свами: Не знаю, надо задаться вопросом, что характерно. Мы изображения держим только в храмовой комнате, а изображения всего, что выше шанта-расы — изображение преданных, изображение Господа, Его формы — мы не выносим наружу. Только символы. А символы у нас есть: над входом в замок там старинный герб, на котором изображено колесо от колесницы Джаганнатха, чакра и слева три цветка лотоса. Такой вот герб Гётсов был, этой фамилии Альбенлебенов и Берлихингенов, у них вот этот герб был: чакра и три лотоса.

Слушатель: И птица по-моему.

Б.Ч. Бхарати Свами: Сверху по-моему там какие-то забрала.

Слушатель: А выглядит как птица.

Б.Ч. Бхарати Свами: Ну, значит, Гаруда. Я вижу как забрала. Вот сам герб — это чакра. Я когда увидел, я же много замков объезжал прежде… А здесь Джаганнатха. Над замком еще колесо было. Прям настоящее колесо колесницы для аистов. А сейчас оно есть?

Слушатель: Вроде, не видно.

Б.Ч. Бхарати Свами: Упало, да? Там прям колесо, как в Джаганнатха Пури. Наверное, от ветра упало. Ну и, вообще, это на холме.

Слушатель: А если человек держит изображение Говинды дома, то это не предосудительно?

Б.Ч. Бхарати Свами: Меня это просто не касается. Что там предосудительно, это уже его дело. Шридхар Махарадж говорил, что снаружи ни на домах, ни на стенах, ни на обложках книг мы не указываем, не показываем изображение Кришны, изображение преданных. Максимум, что мы можем себе позволить, это символы — лотос, облака, речка, знак Ом. То, что не имеет личностной природы. Поэтому мы этому следуем. А вот внутри обложки (прим.: показывает книгу) уже наши святыни: вот Шридхар Махарадж. Поэтому я этой идеи придерживаюсь.

Слушатель: Что-то в этом мусульманское есть.

Б.Ч. Бхарати Свами: Да, что-то мусульманское. Я придерживаюсь этой точки зрения. Могут быть там буквенные какие-то там стихи, какие-то тексты, цветок лотоса, чакра, но не лица и изображения наших учителей. Так же мы не наносим изображения учителя на мешочек от четок. Мы на майках своих не делаем принты Радхи-Говинды с надписью: «Я потерял свое сердце во Вриндаване».

Слушатели: [смех]

# 61:03

Почему татуировки — не хорошая вещь?

Слушатель: И никаких татуировок.

Б.Ч. Бхарати Свами: Татуировки вообще нехорошая вещь, в моем понимании. Но это личное дело каждого. А уж тем более татуировку Радхи-Говинды.

Слушатели: [смех]

Б.Ч. Бхарати Свами: «Не забуду Мать Родную!»

Слушатель: Махарадж, а почему татуировки нехорошая вещь?

Б.Ч. Бхарати Свами: Вообще, родинка считается неблагоприятная штука. Татуировка — это ты сознательно себе наносишь родинки. Это первое, ну а во втором, это согласно «Торе», татуировка вещь некошерная.

Слушатели: [смех]

Слушатель: Что это значит?

Б.Ч. Бхарати Свами: Правоверный еврей никогда татуировку не наносит, потому что это связано с кровью. Кровь еврея не должна проливаться. Некошерная вещь. Неправильная вещь.

Слушатель: Махарадж, а родинки?

Б.Ч. Бхарати Свами: Это нехорошая карма. Это не ужасная карма, но это и нехорошая штука.

Слушатель: Печень больная.

Б.Ч. Бхарати Свами: Да нет, это уже пятна от старости. Вот у старикашек у них везде пятна, знаете? Фу, противно. Ну что, карму все улучшаете?

Слушатели: [смех]

Б.Ч. Бхарати Свами: Ну что, на этой веселой ноте мы и закончим сегодняшнее поклонение Шри Кришне, на этом можно перестать Его прославлять сегодня.

Транскрипция: Леонид

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

2015-07-03

«Любовь бывает разная»

2015-07-03

«Служение 24 часа в сутки»

2015-07-04

«Формы жизни и формы служения»

2015-07-04

«Низвергнутые в материальный мир»

2015-07-04

«Эволюция сознания» Киев 2015

2015-07-05

«Махамантра — это звук любовного танца Кришны и Его Возлюбленной»

2015-07-05

«Счастье и вожделение»

2015-07-05

«В поисках выхода из материальных страданий»

2015-07-05

«Посольство Милости»

2015-07-12

«Единственная реальность в материальном мире — это я»

2015-07-20

«О Ратха-Ятре»

2015-07-23

«Слово Хранителя Преданности» Глава 17 «Навстречу Заре» ЧАСТЬ 1

2015-07-25

«Слово Хранителя Преданности» Глава 17 «Навстречу Заре» ЧАСТЬ 2 и 3

2015-08-06

«Лотосы, цветущие ночью»

2015-08-11

«Трансформация души» ENG+RUS

2015-08-12

«Истина, назначенная авторитетом» ENG+RUS

2015-08-12

«Красный автобус»

2015-08-14

«День Ухода Шрилы Б.Р. Шридхра Свами»

2015-08-15

«Всегда помнить и никогда не забывать»

2015-08-15

«Интервью для канала Роса ТВ»

2015-08-16

«Слово Хранителя Преданности» Глава 5 «Быть честным к себе»

2015-09-20

«Последнее воплощение живого существа»

2015-10-30

«Секта под названием человечество»

2015-11-01

«Расписание моей жизни»

2015-11-03

«Бог как физическое и юридическое лицо»

2015-11-13

«Начало и окончание материальной природы»

2015-11-13

«Истина всегда незыблема»

2015-11-14

«Не подчиняться правилам»

2015-11-14

«Отныне я буду искать Красоту»

2015-11-15

«Память и забвение»

2015-11-16

«Место, где появляются новые души»

2015-12-06

«Йога и жизнь в йоге»

2015-12-11

«Где обитает Душа?» (РУС+DE)

2015-12-12

«Фотон и есть душа»

2015-12-12

«В мире форм, которым я служу»

2015-12-14

«Сердце — тонкая мембрана души»

2015-12-27

«День нашего ухода»