Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2015 / «Слуга на все времена»

«Слуга на все времена»

# 24:55

Знание, приходящее с определенного состояния

Б.Ч. Бхарати Свами: Нужно в самом начале уяснить одну очень важную вещь, что знания о запредельной реальности, о прекрасной реальности, никогда не приходят академическим путем. То есть знание это невозможно выучить, как таблицу умножения. Не то что изучением книг или слушанием лекций, но даже добрыми поступками, аскезами, воздержаниями, жертвоприношениями, набожностью это знание не приходит. Это знание приходит, когда ты находишься в определенном состоянии. То есть это знание, получаемое от состояния, а не от другого лица, или через эфир, через слова, или через образы. Иными словами, как только вы приходите в определенное состояние, это знание само откроется. Кришна в Гите говорит: “Это знание уже в сердце есть”, — но его нельзя вытащить оттуда, не придя в определенное состояние.

Слушатель: Как прийти в это состояние? Искусственным путем, получается, не получается.

Б.Ч. Бхарати Свами: Вы подумайте, благодаря чему мы меняем состояние? Мы приходим в одно состояние, покидаем первое, приходим в другое.

Слушатель: Настроение?

Б.Ч. Бхарати Свами: Почему?

Слушатель: Сначала настроение.

Б.Ч. Бхарати Свами: Благодаря чему мы входим в определенное состояние?

Слушатель: Информация?

Б.Ч. Бхарати Свами: Ближе. Что такое информация? Информация — это воздействие некого агента влияния. То есть мы в состояние приходим благодаря агентам влияния. Мы говорили уже, что есть агенты разведки, агентурная сеть, они собирают информацию, а есть так же агенты влияния. Они никакую информацию шпионскую не собирают. Они просто на каких-нибудь дипломатических раутах встретятся, что-то ему скажут, тот еще что-то передаст. Они влияют. То есть агенты влияния, они не информацию собирают, а, наоборот, влияют на противника. Где-то какая-то статья появится и возбудит общественное мнение, и оно придет в определенное состояние. То есть это агенты влияния. И вся наша жизнь находится среди агентов влияния. Все, что мы с вами наблюдаем, все, что мы с вами слышим, видим, ощущаем на вкус, на запах, кожей, — все это агенты влияния. Одни сильнее действуют, другие слабее действуют. Одни вводят нас в одни состояния, другие нас вводят в другие состояния.

Например, такой агент влияния, как пища, нам такой пример очень близок. Одна пища нас возбуждает, другая пища, наоборот, угнетает. Если мы много съедим, мы подавлены, если мы съедим в норме, то мы наоборот силы получаем. То есть это агент влияния. Если мы съедим пищу вечером, будет одно влияние, утром эту же самую пищу — другое влияние. То есть пища является таким хорошим агентом влияния. Но есть не только пища, есть запахи, они тоже являются агентами влияния. Есть звуки. Звуки, наполненные смыслом, причем тем смыслом, который мы в него закладываем… То, что исходит из уст одного, не обязательно в том же виде приходит в уши другого. Но сейчас не об этом речь. Звуки — это тоже агенты влияния. Звуки, наполненные смыслом, — это уже называется речь, это еще более мощный агент влияния. Запахи — очень мощный агент влияния, они недооцениваются, а запах действует сразу в мозг, сразу в ум. Там нет фильтров никаких. Если мы звуки фильтруем как-то, то запахи сразу идут. В итоге это тоже сильный агент влияния. Образы — агенты влияния.

Поддаваясь агентам влияния в разных обстоятельствах в разное время мы вводим себя в разные состояния.

Мы уяснили, что агенты влияния важны нам для того, чтобы прийти в определенное состояние. А для чего нам приходить в определенное состояние? Чтобы вот эту запредельную Истину, чтобы нам открылся путь, открылся свет в мир, который находится за пределами чувственного опыта. Эта Истина, Ее еще называют Кришна, Она тоже есть агент влияния, причем мощнейший агент влияния. Но мы мощнее Его, мы от Него закрываемся, и Он на нас никак не влияет. Он начинает влиять опосредованно, то есть Он устанавливает некие законы, из-за которых мы попадаем в большее рабство или в меньшее рабство. Вот таким образом Он влияет. Или, например, Он говорит своей природе. У Него есть природа обманчивая. Вернее, Кришна по природе обманщик. Это называется майя-шакти, то есть это обман, это Его природа. Природа Кришны — майя. Он по природе своей обманщик. Он на нас так начинает влиять. То есть, конечно, избежать Его влияния невозможно. Но если мы хотим попасть под Его влияние непосредственно, то есть под Его влияние как Истины, а не как владыки майи, то нам нужно войти в соответствующее состояние. Это еще называется “воспринимать трансцендентное знание”. Правильно, конечно, находиться под влиянием Истины. Это приходит к нам благодаря агентам влияния. Прежде всего, это вайшнав-гуру и вайшнавы. Они для нас должны стать самыми главными агентами влияния. По началу мы будем равноценно относится к агентам влияния майи и агентам влияния — вайшнавам. Они для нас будут одинаковы. Что нам на стороне скажут, это правда, и то правда, все правда. Постепенно мы будем понимать, что единственные агенты, под влиянием которых я хочу находится, — это гуру и вайшнавы. Больше мне вообще никакие агенты не нужны. Что бы мне этот мир ни говорил: что Земля круглая, что… кто там?

Слушатель: Украинцы.

Б.Ч. Бхарати Свами: Украинцы, семьдесят лет великой победы. Пусть, что хотят, говорят. Главное, что для меня теперь агенты влияния — это Гуру и вайшнавы. Это шастры, Гуру и вайшнавы — три агента влияния, которые для нас должны быть единственными. Поэтому вайшнавы не дают знаний в привычном смысле, вот эту науку. Конечно, есть такие сообщества, где нужно сдавать экзамен на духовные знания. То есть ты уловил и пересказал, значит, ты прошел, значит, ты начальный преданный. Тебе даже там дают диплом, сертификат.

Слушатель: Значок.

Б.Ч. Бхарати Свами: Нет, не значок.

Слушатель: Удостоверение?

Б.Ч. Бхарати Свами: Значок дают?

Слушатель: Вчера значки раздавали.

Б.Ч. Бхарати Свами: Нет, нет. Выдают удостоверение, что ты прошел курс…

Слушатель: “Бхакти Шастры”.

Б.Ч. Бхарати Свами: Да. “Бхакти Шастры два” там и так далее.

Слушатели: [смех]

Слушатель: Черный пояс.

Б.Ч. Бхарати Свами: Но это все, как бы сказать, дипломатично, несерьезно.

Слушатель: Контекст определенный.

Б.Ч. Бхарати Свами: Да. Знание это открывается, когда ты находишься в определенном состоянии. То есть нужно понимать, что когда ты под влиянием Гуру, вайшнавов и шастр находишься в правильном состоянии, тебе открываются мысли, кожей чувствуешь вещи, которые потом смотришь: так, а эту молитву мог произнести вайшнав, только находясь вот в таком состоянии. И по этим “реперным точкам”, то есть по этим маячкам ты понимаешь, что идешь в верном направлении. По своим настроениям ты можешь ориентироваться.

И Иисус в своих святых молитвах… Потом смотришь: так, ее уже там пять тысяч лет назад произнесли. Может быть, другими словами, но ее произнесли. Ты понимаешь, что если это вайшнав произнес, то примерно ты в том настроении. Другое знание тебе вообще недоступно. Ты со своей свечкой можешь лишь небольшой участок высветить. Другое вообще для тебя темнота, но когда ты больше и больше подминаешь себя под влияние вайшнавов, открывается еще какой-то сектор. Ты продвигаешься, и там другая молитва. Ты ее еще не знаешь, но с твоих уст или с твоего ума слетит эта молитва, и ты поймешь, что она такая же была и там — миллион лет назад произнесенная или произнесенная двадцать лет назад, не важно.

Это как мы в пещере продвигаемся и, достигнув определенного расстояния в этой пещере, мы видим одинаковые наскальные рисунки. Сто лет назад или миллион лет назад, продвинувшись на определенную глубину в этой пещере, преданный видит то же самое. Это не то, что ты еще у входа в пещеру прочел что-то, сдал экзамен, и это знание у тебя есть. Оно приходит, только когда ты находишься в определенном состоянии. Условно, если вы жахнули стакан водки одинакового количества, то вы с другом увидите одних и тех же зеленых человечков.

Слушатели: [смех]

Слушатель: Не факт. Махарадж, у всех же восприятие разное.

Б.Ч. Бхарати Свами: Значит, разное было до этого.

Слушатель: Смотря чем закусывать.

Б.Ч. Бхарати Свами: Если сделать все одинаково, то они будут одинаковые.

Слушатели: [смех]

Слушатель: Махарадж, на один предмет же все смотрят индивидуально. Поэтому воздействие тоже на всех индивидуальное.

Б.Ч. Бхарати Свами: Значит, до этого на тебя другие агенты влияния влияли. Если сделать одинаковыми агентов влияния, то будешь одинаково их видеть. Одно и то же будете видеть — под грибами, под стаканом водки, под самокруткой. Все будет одинаковое, если агенты влияния одинаковые. Но никакое академическое знание до того, как ты выкурил самокрутку, как бы тебе ни объясняли что там, ты все равно не поймешь.

# 38:31

У нас есть свобода воли выбирать агентов влияния

У нас есть свобода воли выбирать агентов влияния. Приходить в сообщество вайшнавов, приходить в храм, на службы. Если этой возможности нет, то общаться с вайшнавами через их книги, которые они оставили. То есть их сделать нашими агентами влияния, и тогда мы увидим мир их глазами, смоченными бальзамом любви.

А так агентов влияния очень много: запахи, звуки, люди какие-то, они чего-то нам говорят. Нам надо их отринуть, то есть пусть они говорят, но…

Слушатель: Отключить?

Б.Ч. Бхарати Свами: Да. Есть механический способ, и он авторитетный и действенный. Это реально — уйти в затвор. Стать молчальником, муни, мудрецом риши, или там уйти в затвор; и физически отсечь от себя всякое влияние, всех агентов влияния; и углубиться в сердце или углубиться в шастры. То есть общаться с вайшнавами, разделенными с нами миллионами лет или тысячами. Это авторитетный способ, но просто в нашей линии он не практикуется. Но это не значит, что он неправильный. Просто в нашей линии не практикуется. Коль скоро ты пришел в мастер класс наших учителей, нашей линии, то это не практикуется: уход в затвор, в скит, а практикуется юкта, то есть разумный подход к отрешению. Это же самое Кришна Арджуне говорит: “Ты можешь в этом мире казаться”. То есть не пропадай физически, стреляй. Какой у тебя там долг? Из лука стрелять или о детях заботиться? Но внутренне порви с этим миром связь, тем более это неизбежно. Кришна ему показал: “Если у тебя есть какие-то сомнения, давай я тебе будущее покажу”. И Арджуна увидел, как все эти головы летят через зубы. Помните? Страшная вселенская форма, которая всех присутствующих в жерновах времени перемалывает. Он говорит: “Все равно тебя нет, но коль скоро этот, видимый, образ есть, пусть он свой долг исполняет”. Это таков путь вайшнавов в нашей линии. Не пропадать в физическом мире, пусть тело исполняет свой долг, трудится. Кришна говорит: “Лучше трудиться и совершать ошибки, чем ничего не делать”.

Слушатель: Махарадж, но они же когда сидят вот в этом скиту, это же тоже какая-то внутренняя работа?

Б.Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: Можно сказать что человек ничего не делает, но там…

Б.Ч. Бхарати Свами: Нет, конечно. Это работа не меньшей сложности. Я просто говорю, что в нашей линии это не практикуется. На те же самые вопросы, когда Акрура спрашивает Кришну, уже когда там все битвы кончились, Кришна говорит Акруре: “Тебе надо уйти”. То есть Арджуне Он сказал: “Останься, стреляй”, а Акруре говорит: “Давай, бросай все, уходи в лес”.

Слушатель: Но это же останется в голове. Это же получится самообман?

Б.Ч. Бхарати Свами: Это отрешение. Это хороший способ. Потому что ты наверняка отсекаешь от себя агентов влияния.

Слушатель: А если будешь переживать что-то там, значит, уже не оставил?

Б.Ч. Бхарати Свами: Держись, прикуй себя к батарее, отсеки все, выключи свет.

Слушатель: Махарадж, просто от главного агента влияния не избавиться.

Б.Ч. Бхарати Свами: Это авторитетный способ. Так отшельники и йоги практиковали, но в нашем климате просто в лес не уйдешь, нужен какой-то скит. А там они в пещеру, или в лес, или в горы. Есть разные практики усмирения плоти и отсечения агентов влияния. Дело в том, что этот путь легче, путь физического отсечения агентов влияния. Если это цель. Если цель — стяжать власть, власть над природой, узреть суть вещей… Ты обрел власть над природой, дальше ты можешь в мир спустится с горы, щелкнуть, и толпа за тобой пойдет. Можешь что угодно.

Слушатель: Махарадж, а одежда у саньяси — это тоже такое отсечение агентов влияния?

Б.Ч. Бхарати Свами: Да. Одежда — это веша, то есть это ветошь, или вещь. Бабаджи веша на санскрите — это вещь (ветошь). То есть ты надеваешь то, что другим не нужно. Там, в луже, подобрал тряпку, выстирал ее, помыл, одел на себя, или на помойке. Вот что есть саньяса, то есть отрешение, а не то, что ты на Лой Базаре купил.

Слушатели: [смех]

Б.Ч. Бхарати Свами: В этих организациях они покупают кади шелковый на Лой Базаре, ну отрешенные, курта с такой вышиваночкой и золотые запонки. Да, на цепочках, не видели никогда? Шри Гуру так носит.

Слушатель: [смех]

Слушатель: Майя же может и в скит прийти.

Б.Ч. Бхарати Свами: Может. Но в миру майя придет скорей. Если вы выбираете отсечение агентов влияния, отсечения майи, находясь в миру, то единственный способ преуспеть в этом — это поместить себя под влияние вайшнавов. Если не поместить себя под влияние вайшнавов, а жить, думая, что ты с ними как-то связан, что там книжки читаешь и прочее, то лучше уйти в скит, лучше в схиму уйти. Потому что там действительно отсекаешь от себя все агенты влияния: и пища, и звуки, и все такое.

Слушатель: Я думаю даже, когда ты избавишься от многого, майя может опять тебя…

Б.Ч. Бхарати Свами: Может да, может.

Слушатель: Опять нужен кто-то, чтобы оказывал правильное влияние?

Б.Ч. Бхарати Свами: В скиту майя может прийти, может не прийти. В миру она придет точно. И единственный способ не поддаться ее влиянию — это быть под влиянием вайшнавов. Других способов нет. Если нет желания быть под влиянием вайшнавов, то лучше в скит, правда, это лучший способ. Потому что там хоть шанс есть, что ты память свою сотрешь. Ведь майя, она через память приходит. Есть в “Бхагаватам” история, когда муни, не помню как его звали: он десять тысяч лет сидел под водой, то есть он полностью отсек от себя влияние всех агентов. Это есть такой аппарат — sensory deprivation.

Слушатель: Флоат камера?

Б.Ч. Бхарати Свами: Да, вот я в Лондоне плавал в ней. Обалденная штука.

Слушатель: Поставим здесь?

Б.Ч. Бхарати Свами: Можно. Вещь совершенно фантастическая, я в превосходной степени не люблю пользовать, но это вещь, конечно… Но часа мало, там надо регулярно.

Слушатель: Сладко это, да, Махарадж? Без чувств получается.

Б.Ч. Бхарати Свами: Абсолютно никаких чувств. Там вода имеет температуру тела, и поскольку воздух тоже этой же температуры, то ты не чувствуешь границы между водой и воздухом. То есть ты находишься в совершенно такой вот среде… Ты даже воды не чувствуешь, потому что она твоей температуры. И, естественно, ничего не слышишь, ну, свое дыхание, но потом привыкаешь —уже ничего не слышишь, не видишь — понятно. Запахов тоже нет, но и вкус только собственной слюны тоже не чувствуешь. Но начинает бешено работать ум. Потому что нет поступлений нового влияния, новых эмоций, новых впечатлений, и ум начинает работать, образы какие-то всплывают.

Слушатель: Воображение, да?

Б.Ч. Бхарати Свами: Воображение. Но надо сказать, что происходит всплеск этого, а потом он начинает угасать. Эти образы они тоже стираются, как шлейф за реактивным самолетом. Он постепенно уходит. Так же и эти образы уходят.

Это вещь ,конечно, механическая, но на этом принципе построена естественная практика в скиту, где ты живешь, ограничив максимально влияние. В Сатья-югу это был путь, в век правды, в век истины, в век Сатьи. Он был дан Нарой-Нараяной-риши, как авторитетный путь спасения от иллюзии, то есть обретения истины. Люди чаще всего уходили в затворничество и там достигали освобождения.

Другие материалы раздела

2015-01-04

«Самый древний и самый молодой Бог»

2015-01-08

«Действие и бездействие. Непривычная космология»

2015-01-10

«Религиозный контракт»

2015-01-18

«Вечность глазами логики и глазами писаний»

2015-01-25

«Космос и Хаос»

2015-02-01

«Агенты влияния»

2015-02-08

«Ко Дню Явления Сарасвати Тхакура»

2015-02-22

«Говорить правду»

2015-03-04

«О пути в Высочайшую Обитель»

2015-03-04

«Воспевайте и ни о чём не думайте»

2015-03-05

«Образ преданного»

2015-03-05

«Духовный Мир — это музыка»

2015-03-05

«Внутри сумасшедшего дома»

2015-03-05

«Гоурапурнима — День Явления Махапрабху»

2015-03-08

«Вот Она, Преданность!»

2015-03-15

«Господь в облике времени»

2015-03-22

«Мне не на кого больше уповать»

2015-03-23

«Кришна и бог»

2015-03-29

«Вселенная как книга символов»

2015-04-11

«Смиреннее травинки»

2015-04-19

«Слуга на все времена»

2015-05-26

«Душа, идущая наперекор всему миру»

2015-05-26

«Идея неразрушима»

2015-05-27

«От поверхности до глубин духовного знания»

2015-05-27

«Эволюция сознания в мире иллюзий»

2015-05-28

«О долге и о Любви»

2015-05-28

«О положительных качествах преданного»

2015-05-29

«Я живу, чтобы служить»

2015-05-29

Частные беседы (Вайшнавский фестиваль в Киеве)

2015-05-30

«Ищите Истину по запаху»

2015-05-30

«Образ Служения»

2015-05-31

«Параллели христианства и вайшнавизма»

2015-05-31

«По милости Нитьянанды»

2015-07-03

«Любовь бывает разная»

2015-07-03

«Служение 24 часа в сутки»

2015-07-04

«Формы жизни и формы служения»

2015-07-04

«Низвергнутые в материальный мир»

2015-07-04

«Эволюция сознания» Киев 2015

2015-07-05

«Махамантра — это звук любовного танца Кришны и Его Возлюбленной»

2015-07-05

«Счастье и вожделение»