«Слуга на все времена»
# 81:38
Провокационный совет
Слушатель: Махарадж, сколько красоты вот в этом, когда душа подходит к поиску придания и учителя, это так прекрасно…
Б.Ч. Бхарати Свами: Это утверждение?
Слушатель: Нет, Махарадж, просто замечаешь, что в этом мире практически все этого ищут по сути. А вот следующий шаг какой?
Б.Ч. Бхарати Свами: Какой? После чего? После того, как замечаешь красоту мира?
Слушатель: Нет, после того, как замечаешь, что необходимость, насущность вот этого поводыря, осознание для чего жизнь. Что с ней делать?
Б.Ч. Бхарати Свами: Принятие Говинды Махараджа как своего духовного учителя — следующий шаг. Стараться как-то ему служить.
Слушатель: А какова сейчас форма этого принятия Говинды Махараджа?
Б.Ч. Бхарати Свами: К сожалению Говинда Махарадж ушел в десятом году поэтому… Лучше спиться и родиться, когда он снова будет в этом мире.
Слушатель: А гарантию кто-то выдает?
Слушатели: [смех]
Б.Ч. Бхарати Свами: Но он же придет. Просто надо просить.
Слушатель: Махарадж, но дело же… как это: “Смерти нет, ибо же нет небытия”. Дело же не закончит это тело?
Б.Ч. Бхарати Свами: Тогда я не знаю. Это да, Махапрабху говорит: “Если бы преданность к Кришне можно было обрести, уничтожив свое тело, то я бы по тысячу раз в минуту умирал”.
Слушатель: То есть, Махарадж, ваш совет по поводу спиться, он как бы такой провокационный больше.
Слушатель: Возможно, не обязательно выпивать в прямом смыле.
Б.Ч. Бхарати Свами: “Не спиться б, няня”. Пить не хочется.
Слушатель: Мне как-то Шруташрава Прабху сказал: “Ану Кришна, пойдите пива тяпните.” А пива не пьешь. Махардж, это, получается, не выполнил наставление вайшнавов?
Б.Ч. Бхарати Свами: Не знаю, может быть, в тот момент это нужно было сделать, чтобы по душам поговорить.
Слушатель: А по душам можно только после пива?
Б.Ч. Бхарати Свами: Может быть, пиво было тем самым агентом, который позволил бы. В тот момент. Кто знает? Вайшнавы могут сказать… такие, как Вайшнав Махарадж и Шруташрава Прабху.
Слушатель: В преданности получается главное — готовность?
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, готовность быть на коротком старте.
Слушатель: Махарадж, а вот в «Гите» есть такое выражение, что Я изнутри буду показывать душе, как ко Мне прийти.
Б.Ч. Бхарати Свами: Да — это оно. Душа, приходя в определенное состояние, будет видеть то, что ей Кришна показывает.
Слушатель: Будет приходить в снах или образами? Иллюзию и настоящие можно перепутать, для этого должен быть учитель.
Б.Ч. Бхарати Свами: Он, как хочет, может приходить. Он вор. Он проникает в нашу душу через те места, в которых мы не ждем. Хари — вор, Господь Хари. Мы его будем ждать в снах, а он явится в рисунке ребенка. Мы его не узнаем. Потому что мы будем ждать на одном перекрестке, а он может заехать как угодно. Или в звуке. Поэтому вайшнавы говорят: “Не надо в снах его ждать. Пойте святое Имя в настроении слуги”.
Слушатель: Махарадж, в Запорожье появился аэропорт. Он был и сейчас начал действовать. То есть сейчас есть перелет из Киева в Запорожье. В общем, такое не обустроенное предприятие, курит там народ, багаж выдают под открытым небом, под дождем, с грузовика так скидывают, и потом через лужи колдобины, народ растягивает по каким-то машинам. И вот в этом месте садишься в самолет, который опоздал на два часа, причем никто ничего не говорил, он просто где-то задержался в воздухе. Садишься, а сзади раздается: “Джай Джагадиша Хари…”
Б.Ч. Бхарати Свами: Да ладно, преданные летели?
Слушатель: Да, трое человек из Алматы, а у них получается пересадка следующая через неделю, стыковочная.
Б.Ч. Бхарати Свами: То есть, они летели в Алмату. Можно на машине доехать быстрей.
Слушатель: Махарадж, а можно поинтересоваться, как вы понимаете “wait and see” в вашей практике?
# 87:33
Не торопить события, или йога ожидания
Б.Ч. Бхарати Свами: “Wait and see” — это не торопить события, по нашей зрелости духовной все придет, и мы увидим. Это как раз знания, которые открываются благодаря терпению и ожиданию. Ожидание — это, в общем, такая практика вайшнавов, йога ожиданий. Это тяжкий труд — ждать. У вайшнавов четыре регулирующих принципа: смирение и терпение, уважение и отсутствие тщеславия. Терпение — это как раз синоним того самого ожидания. Если мы терпеливы, то мы увидим.
Слушатель: Шрилу Гурудева? Вот Тривикрам Махарадж прилетал в Москву на днях и он на лекции так сказал на английском: “My Supreme Personality of Godhead is Srila Bhakti Sundar Govinda Dev-Goswami Maharaj”.
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, это факт…
Слушатель: Просто когда вы говорите увидим, то что это для вас, увидим что?
Б.Ч. Бхарати Свами: Я не задумывался над этим.
Слушатель: Тот же Тривикрам Махарадж на лекции такую идею выразил, что принципы “тринад апи суничена” — это четыре личности, что смирение — это личность, терпение, и мы ищем их благосклонности.
Б.Ч. Бхарати Свами: Все есть личность, как Шридхар Махарадж говорил.
# 89:37
Виды и качества личности
Слушатель: Махарадж, а когда говорят что Гурудев — это воплощенная милость.
Б.Ч. Бхарати Свами: Ага.
Слушатель: А потом мы говорим, Гурудев — Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж. А вот почему не говорят наоборот? То есть милость — это Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж.
Б.Ч. Бхарати Свами: Наверное, мы еще не дошли до такого понимания.
Слушатель: Личности.
Б.Ч. Бхарати Свами: Ну да. Вот вы это увидели, вам открылось.
Слушатель: Нет, Махарадж, я же это спрашиваю.
Б.Ч. Бхарати Свами: Кто-то не задумывается, а вот вы задумались. То есть вам что-то открылось, что не в эту сторону: милость — Шрила Гурудев, а Гурудев есть милость.
Слушатель: А феномен личности — что это?
Б.Ч. Бхарати Свами: А, личности?
Слушатель: Ну да. И какая связь у нас с личностью? Махардж, помните, может быть, вы говорили что индра — это пост, но есть также личность, которая занимает этот пост. И вот, допустим, происходит какое-то событие, и приближенные или те, кто соприкасаются с этой личностью на этом посту, вот у них связь с личностью или с постом? То есть упоминается Брахма, а они оказывается разные.
Б.Ч. Бхарати Свами: Ну Брахма — тоже пост.
Слушатель: Или мы допустим молимся “ади-гуру Брахма” в Брахма-Мадхва-Сампрадае. Это привязка к личности? Как это различить?
Б.Ч. Бхарати Свами: К личности, да.
Слушатель: А каково его имя? То есть, если там ману, допустим, перечисляются, Вайвасват ману, как определяющие факторы личности.
Б.Ч. Бхарати Свами: Его зовут еще Ка, Брахму называют Ка. У него несколько имен. У нас же тоже нет имени. У нас личность — она же не имеет имени. Она в зависимости от самопозиционирования, самоутверждения имеет то или иное имя. Можно человека назвать по имени-отчеству, можно назвать его уменьшительно, по-разному. В зависимости от отношений, отношения к нему и его отношения с нами, мы именуем человека по-разному. Так же и Брахма — это личность. А, в целом, имени никакого и нет, у нас же нет имени. Мы просто джива безымянная.
Слушатель: Махарадж, а связь? Вот, допустим, гуру-братья или там… Это же связь личностная или просто как аллегория? Личности, которые приняли прибежище у Гурудева, и это как мы уважаем одежду саньяси и почитаем цвет ее. А личность? Какая наша связь непосредственно с личностью. Что такое личность? Мы же не можем отрицать, что это есть?
Б.Ч. Бхарати Свами: Личность — да. У вайшнава две личности: одна личность в том мире, запредельном, а другая личность в этом мире. Вот у нас нет никакой личности пока. То есть мы просто души, но в том мире у нас нет формы, у нас есть форма в этом мире, поэтому у нас есть здесь удостоверение личности. То есть мы приобрели какую-то личность, удостоверились, но это иллюзорная личность, она временная и она разрушается. Эта личность — это комплекс наших занятий, наших семейных уз, супружеских уз, наших родственных уз. Набор всех этих уз образует личность. Можно определить личность по ее узам. Но все эти узы временные, они иллюзорны. И если бы вот эти узы разрывать, то мы просто не будем знать, кто мы, как в этой камере чувственной депривации. Если долго в ней лежать, то ты просто забываешь, кто ты такой. Сначала ты помнишь, что меня так-то зовут, потому что в голове есть узы с тем миром за пределами этой камеры, а потом, когда узы рушатся, то ты теряешь свои имена, свои определения. Ты просто знаешь, что вот это “Я”, а кто я такой, я не знаю. Я просто знаю, что “Я” есть.
В отличии от нас, у вайшнавов есть еще и узы с Кришной. Узы определяют нашу личность. Узы вайшнава с Кришной определяют его личность другую, но поскольку узы с Господом Богом не тленны, они вечны, то и личность эта тоже вечна. Мы сейчас не имеем признаков личности. Они есть, но они воображаемые, эфемерные, у нас нет признаков личности. Потому что мы связаны, личность — это всегда наличие связей. Покуда мы связаны с временными объектами, то и наша личность тоже временная, то есть иллюзорная. Как только нам удастся связаться с чем-то вечным, то личность, сформированная благодаря этой связи с чем-то вечным, она становится тоже вечной. Вот когда мы связываем с подлинной личностью Шри Гуру, подлинной личностью Кришны, то тогда наша личность становится подлинной. Она принимает образ. У нас новое удостоверение личности.
Слушатель: Махарадж, в этом же и суть духовного учителя, который образует, который выявляет эту связь в вечность. Вы сказали про смысл жизни. То есть вот этой вечной жизни смысл, получается, дает духовный наставник.
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, внутренний гуру, вайшнавы. Все задают.
Слушатель: Должно пройти какое-то определенное время?
Б.Ч. Бхарати Свами: Состояние должно быть. Состояние не зависит от времени. Можно сразу, а можно растянуть.
Слушатель: Вообще не зависит от времени.
Б.Ч. Бхарати Свами: Да.
Слушатель: От чего зависит это состояние?
Б.Ч. Бхарати Свами: Состояние — от влияния, мы же обсуждали. От воздействий на нас определенных агентов влияния зависит наше состояние. То есть это должно быть регулярное влияние. Рупа Госвами пишет: “Служение должно быть непрерывным и постоянным”. То есть оно должно быть регулярным. Так же как прием лекарства. Нужно регулярно его принимать, три раза в день допустим, тогда мы излечимся.
Слушатель: Должен быть доктор, кто говорит, как правильно регулярно.
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, под влиянием доктора мы принимаем лекарства регулярно и излечиваемся. Можно, конечно, постараться ускорить — всю банку сразу съесть, но это будет совсем другой эффект. Нужно принимать так, как он сказал.
Слушатель: Получается, все равно время играет, не только состояние.
Б.Ч. Бхарати Свами: Время играет, если постоянно и непрерывно думать, искать убежище у стоп Кришны.
# 99:08
Все говорят Истину почти более или менее
Слушатель: Махарадж, в Индии есть такое выражение: Васудева Кадамука.
Б.Ч. Бхарати Свами: Васудева что?
Слушатель: По-моему Кадамука.
Б.Ч. Бхарати Свами: Не знаю.
Слушатель: Как бы все есть трансцендентная семья Господа. Все живые существа. В индуизме, наверное, бытует такое выражение, что все люди братья, что все мы как-то связаны, что есть семья, в которой центр — Васудева, и рассматривается мироздание и существа вот в таком контексте. Получается, что у всех есть место в этой семье, у каждого живого существа. На разных дистанциях что ли.
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, все мы семья. Все мы создания Господа.
Слушатель: Считается радостным событием, если кто-то узнает, что у него есть эта семья. Как сказал мне один дедушка: “Чем больше просветленных в этом мире, тем же ж нам лучше”. Как то он так пошутил, что даже с точки зрения материализма, чем больше добрых, понятливых людей, это создание какого-то такого позитивного общества, а с другой стороны он говорит, что это и нам помощь. Кто-то освещает в одном обществе, кто-то в другом. Чем больше пробудившихся живых существ, тем прекрасней. Какая-то помощь на пути такая в радости.
Б.Ч. Бхарати Свами: Да. Однажды, к Гурудеву одна девушка пришла. Она получила инициацию в соседнем матхе через дорогу, через забор. Она говорит: “Говинда Махарадж, я получила инициацию, но у меня ощущение что какая-то она не… Вы мне скажите, мой духовный учитель авторитетен?” Гурудев говорит: “Да, они все авторитетные. Почти. Более или менее”.
Слушатель: Это что общего характера?
Б.Ч. Бхарати Свами: Я так вспоминаю, что Гурудев был мастер точных выражений. Она говорит: “Мой учитель «бонефайт»?” А он говорит: “Да они все «бонефайт». Почти. Более или менее”.
Слушатели: [смех]
Б.Ч. Бхарати Свами: Так вот на место ставит. Вот в этом смирение. Каждого поставить на место.
Слушатель: Какое место? Или все-таки у каждого какой-то свой путь?
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, у каждого свой путь. Все правы. Почти. Более или менее. Все говорят истину. Да, все. Почти. Более или менее. Почти все. Более или менее истина. Почти все, значит, даже те, кто почти все, кто остаются, то они более или менее говорят истину.
Транскрипция: Леонид
Корректор: Вишнуприя Д. Д.