Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1985 / «Старайтесь обрести сознание Кришны»
Кришна бхаджан независим от любых внешних форм жизни. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж

«Старайтесь обрести сознание Кришны»

Старайтесь обрести Сознание Кришны

# 00:00

Кришна всегда рядом с преданными

Шридхар Махарадж: Они говорили друг с другом в темноте, не видели друг друга, один из них в конце концов сказал: «Не чувствуете ли вы присутствие четвертого человека здесь?» И его собеседники подтвердили: «Да, четвертый присутствует, тот, о ком мы говорим, Сам Господь». Трое преданных предположили, что четвертый, о ком они говорят, также присутствует здесь, они почувствовали это. Такая линия знания, необходимо пытаться понять ее. Тот, о ком они говорили, присутствовал там, но Его присутствие можно было почувствовать. Подобно ученому, который в своей лаборатории способен найти нечто, что обычные люди не способны понять, но он уверен в том, что его лаборатория, его машины таковы, у него нет сомнений в объективности этого, нечто в этом роде. И такого уровня понимания мы можем достичь.

# 01:54

От знания к преданности

Преданный способен найти что-то в преданности, он отказывается от всякого очарования этого мира и отправляется на поиски Высшего Начала, но обычные люди высмеивают его, говоря, что эти люди, преданные, страдают от мании. «Этот человек был хорош, но теперь он страдает от некой мании», такой будет их реакция. Особенно утвердить реальность и достоинство преданности. Люди, которые очень горды своим знанием, они величайшие враги, но когда человек этой категории приходит к преданности, он достигает стабильности.

# 03:12

По ту сторону мира сознания

Шукадев, который занимал очень достойное положение среди брахма-гьяни… Он стопроцентно жил в мире сознания, не ведая о мире эксплуатации, ни следа эксплуатации, но единство с Субъективным Началом, всегда субъективным. Он никогда не опускался с этого уровня и не рассматривал объективный мир как объект эксплуатации, он всегда пребывал на том уровне, в том измерении. Его первоначальная реализация – это некая недифференцированная субстанция, Брахман, но когда он начал говорить о личности, о дифференциации, качествах, тогда гьяни прислушались к его речам. Чатухсан не идолопоклонники, они ничего не выдумывают, они обрели фундаментальное представление о измерении сознания, и они начинают видеть дифференциацию, деятельность, параферналии, тогда это нечто.

Шукадев говорит в этом собрании высших авторитетов различных категорий духовной реализации: «Я Шукадев. Вы все знаете, что я утвержден в измерении сознания и никоим образом не связан с измерением материальных качеств, но я был привлечен неким космосом. Я был утвержден в недифференцированном восприятии чистого сознания, но мой ум привлекся иным космосом. На другой, более высокой стороне, по другую сторону этой обычной концепции сознания пребывает этот космос, и он не порожден какими-либо материальными реалиями. Там также есть земля, воздух, свет, также есть небеса, личности живут там, в этом мире сознания. В нем присутствует дифференциация, качества. Всё, что мы находим здесь, всё имеет свое причинное положение в том измерении. Оно в высшей степени чарующе, привлекательно, прекрасно, и это измерение пленило мое сердце. Поэтому не думайте, что то, что я рассказываю о Кришна-лиле, это часть нашего бренного мира. Это нечто трансцендентное, супраментальное. Есть подобный мир, похожий, но совершенно иной, экстатичный, полный очарования, чит-вилас».

# 08:03

Безумец не в состоянии сдержаться

Одна поэма, написанная на санскрите, созданная поэтом, который был современником Калидаса. Там есть некий стих, гласящий: «То, что я написал здесь, может не быть оценено по достоинству нынешним поколением, моими современниками, но всё же я написал эту книгу. Время не имеет конца, а Земля также неизмерима, поэтому в любую эпоху в любом уголке Земли любой человек сумеет по достоинству оценить это моё произведение. Махапрабху дал здесь высочайшее. В любое время, любую эпоху и в любой стране любой человек может по достоинству оценить то, что дал Махапрабху.

Преданный: И Кавирадж Госвами сказал нечто подобное: «Я не могу давать это, но я не могу не давать. Я не должен говорить все эти вещи, но я не могу не говорить их».

Шридхар Махарадж: Сам Махапрабху сказал: «Эти речи не следует произносить, но безумец не в состоянии сдержаться. Но если произносить эти речи, то кто поверит во всё это? Никто не поверит, ни у кого не будет веры в подобное. Они скажут: «О, всё это фантазии». Тем не менее обладатель выдающегося разума, пусть все его будут называть безумцем, будет продолжать идти в этом направлении. Кто?

Сагара Махарадж: Тунгавидья Даси.

# 10:57

Тунгавидья и Прабодхананда Сарасвати

Шридхар Махарадж: Тунгавидья – это одна из восьми подруг Радхарани, и она сведуща музыке, танце и так далее. И ты ее служанка. Даси означает служанка, подруга. Тунгавидья такова.

Сагара Махарадж: Удивительно.

Шридхар Махарадж: Одна из восьми близких подруг Радхарани. Тунгавидья – чудесное имя. Возможно, Прабодхананда Сарасвати есть Тунгавидья в Гaура-лиле.

Сагара Махарадж: Неужели?

Шридхар Махарадж: Он известен своими поэмами, которые полны чувства и очень искренни, они посвящены Радхарани. Тунгавидья Даси в высшей степени удачлива. Анурага говорит, что она с великим рвением служит в разных ведомствах. Я попросил ее позаботиться о коровах также.

Сагара Махарадж: Я видел, когда Вайшнавы принимают прасадам, после она приходит с тряпкой и вытирает пол. Я видел это вчера.

# 13:13

Царь Пратапарудра и служение «низшего уровня»

Шридхар Махарадж: Был один царь, Пратапарудра, в Ориссе, Джаганнатх. Многие от его имени просили Махапрабху увидеться с ним: «Пожалуйста, один раз встреться с царем, он очень хочет обрести Твой даршан», но Махапрабху не соглашался. Однако когда Он узнал, что, когда Джаганнатх ехал на своей колеснице, царь собственноручно расчищал дорогу перед Ним, и это привлекло Махапрабху. Он восседает на троне, но по отношению к Джаганнатху он подметальщик. Сердце Махапрабху растаяло, и в тот же самый день их встреча была устроена, и Махапрабху обнял Махараджа Пратапарудру. То, что считается служением низкого уровня, это служение получило высокую оценку Махапрабху, тринад апи суничена. Он или она считают себя настолько низкими, тот, кто действительно считает себя очень низким, тот очень возвышен, благороден. Только благородный человек способен чувствовать и рассматривать себя как падшего. Когда человек соприкасается с Безграничным истинным образом, он не может не видеть, что сам он мал, ограничен. Это критерий того, какой прогресс совершил этот человек в своих представлениях о Безграничном. Критерий таков, насколько он чувствует себя падшим и низким, этот стандарт – единица измерения, насколько он совершил прогресс в направлении Безграничного. Концепция самбандха-гьяна, кто он в этой вселенной, какая степень истинной концепции присуща ему. Тот, кто способен рассматривать себя как очень низкого, самого маленького, тот может быть понят знатоками. «Он обрел реальную связь с Господом, он чувствует себя таким низким», – скажут они.

Сагара Махарадж: Махарадж Пратапарудра сказал: тава катхамритам тапта-дживанам.

Преданный: Не Пратапарудра, Махапрабху сказал.

Шридхар Махарадж: Махапрабху сказал: «Кто ты? Ты вливаешь нектар в Мои уши», и Махапрабху бессознательно обнял царя. Когда Он обнимал царя, Он цитировал этот стих: «Кто ты, одаривающий этим нектаром Мой слух?»

# 16:57

Взаимодействие с духами

Тунгавидья Д. Д.: За материальными формами присутствуют многочисленные духи. Мы можем видеть их. Можем ли мы так же общаться с ними, взаимодействовать? Я вижу многих личностей повсюду, и я рисую их.

Шридхар Махарадж: Это зависит от их отношения: если они восприимчивы, то они могут помочь со своей стороны.

Преданные: Она рисует их изображения.

Тунгавидья Д. Д.: Духи жизни, такие, как солнце, ветер, природные стихии.

Шридхар Махарадж: Вопрос в том, каково отношение этих духов. За солнцем стоит личность, ветер – это личность. Существуют различные фазы бытия. Когда человек достигает сиддхи, он может установить связь с этими фазами существования. Но без связи с Богом опыт такого рода будет лишь напрасной тратой времени.

# 19:52

Нас интересует только Сознание Кришны

Что бы мы ни делали, это должно служить интересам, удовлетворению Кришны и Его преданных. Всё, что служит удовлетворению Кришны, в противном случае мы не должны быть очарованы, позволять себе пасть жертвами подобного видения. Йога-сиддхи дают возможность познания различных стадий существования. Есть бесчисленное множество категорий живых существ, но нас интересует только Сознание Кришны. Мы отвергаем все иные концепции, которые можно найти в этом материальном и тонко-материальном мирах. Бхух, Бхувах, Свах, Махар, Джана, Тапа, Сатья – различные измерения материального мира, но они нас не интересуют. Нас интересует Сознание Кришны. Жизнь за жизнью можно посвятить различным аспектам этого мира, но этому нет конца, поиск, скажем, пространство или время, что угодно, эти факторы материального существования бесконечны. Мы не должны быть сбиты с толку, впасть в заблуждение, пытаясь знать многочисленные аспекты материального бытия, они бесконечны. Мы должны полностью отказаться от подобных тенденций и сконцентрироваться исключительно на служении Кришне и Его преданным. В противном случае наша духовная жизнь пострадает, и мы родимся в этих измерениях, там, где Кришну не найти. Его невозможно найти в различных измерениях жизни. Только благодаря садху крайне редко эта связь может быть установлена. Судурлабхах, Бхух, Бхувах, Свах и т. д. Брахмалока, Вираджа, Сиддхалока – многочисленные измерения жизни, тонкого опыта, но мы не хотим их, мы не отправимся туда. Отвергая их, даже концепцию Нараяны, мы должны попытаться обрести Сознание Кришны. Существуют многочисленные полубоги, у них есть свои миры, но они нас не интересуют, все эти ультразанятия (имеется в виду чуждые преданности). Гьяна-кармади-анавритам. Гьяна и карма должны быть отвергнуты.

# 23:47

О Дроначарье и глазе птицы

Когда Дроначарья обучал Пандавов стрельбе из лука, однажды он устроил им экзамен. Дроначарья повесил на верхушку дерева чучело птицы и попросил учеников пронзить стрелой глаз этой птицы. Один за другим Юдхиштхир, Дурйодхана проходили это испытание.

– Что ты видишь?

– Я вижу всё.

– Уходи.

Юдхиштхира сказал:

– Я вижу птицу, дерево и вас всех.

– Уходи.

Он спросил у другого:

– Что ты видишь? Нужно пронзить только глаз птицы.

– Да, я вижу дерево, птицу.

– Нет, уходи.

И тогда Арджуну попросили пронзить глаз. Дроначарйа спросил:

– Что ты видишь?

– Я вижу птицу.

– Дерево не видишь, ничего не видишь?

– Нет, ничего не вижу, кроме птицы.

– Ты видишь всю птицу?

– Нет.

– А что ты видишь?

– Я вижу только глаз птицы.

– И ничего больше?

– Нет, не вижу ничего другого, только глаз птицы.

– Да, стреляй, ты прошел испытание.

Наше внимание в отношении Кришны будет таким: отвергая всё и вся, мы не видим ничего, кроме Кришны. И вся моя энергия должна быть обращена в этом направлении, обращена на Кришну и Каршну, Кришну и Его посредников, Его преданных. Я вижу только их, и я не способен видеть что бы то ни было другое. Но если мы видим множество разных реалий и явлений, то мы не сумеем попасть в цель.

# 26:32

Тотальное самозабвение в служении

Мы будем пытаться, насколько это в наших силах, прилагать максимум усилий для того, чтобы удовлетворять Кришну и Его преданных, отвергая всё и вся, даже забывая временами собственные тела. Тотальное самозабвение, не только самозабвение – это негативная сторона, но памятование о Кришне. Мы смотрим только на Кришну и Его родных – это позитивная сторона, и самозабвение – это негативная сторона. Забвение всего и вся, и только Сознание Кришны, забвение даже самого себя в служении. Это явление мы должны обрести. Отвергая все впечатления прошлой жизни, все виды практики, они должны быть также отвергнуты. Только Сознание Кришны, и оно представлено Махапрабху Шри Чайтаньядевом. Оно также представлено многими, даже анархисты уважают Кришну, «Бхагавад-гиту». Они черпают вдохновение в «Бхагавад-гите», жизнь – ничто, смерть – ничто. «Гита» дает пищу и анархизму также, но это не Сознание Кришны.

# 28:32

Видеть Кришну глазами преданных

Все почитают «Бхагавад-гиту», дают ей высокую оценку, но мы хотим видеть Кришну таким, каким просил нас видеть Махапрабху, этого Кришну мы хотим видеть. Когда Кришна появляется на арене состязаний при дворе Камсы, он хотел убить Кришну и Балараму, его подручные должны были это сделать. Когда Кришна появился там, то люди с разной ментальностью давали разную оценку Кришне, по-разному воспринимали Его. Одни думали: «Он великий борец», другие видели в Нем нечто ужасающее. Йоги видели так: «Мы пытаемся медитировать на Него, Он объект нашей медитации, нечто чудесное, объект нашего поиска». Родители говорили: «Это наш родной сын». Борцы видели в Нем бога смерти, который приближается к ним. Таким образом представители разных групп по-разному видели Его. Мы хотим видеть Кришну таким, каким Его хотел видеть Махапрабху, Кришну Вриндавана, каким видят Его друзья-пастухи, Нанда, Яшода и гопи, как они видят Его. Наша цель такова – их видение, видеть Его их глазами. Любовь, сладость, этот Кришна – олицетворение любви и сладости, этот Кришна есть объект нашего поиска.

# 30:44

История о Шьямананде Прабху

Сегодня день ухода Шьямананды Прабху. Вначале он был инициирован в сакхья-расу, служение друзей, но каким-то образом его удача была иной. Однажды, когда он шел из Нандаграма в другое место, некий лес, рано утром и сосредоточено призывал Имя Кришны, внезапно он увидел некую прекрасную девушку, которая искало что-то. Она ходила там, что-то искала на дороге. До этой встречи он нашел одно украшение, инкрустированное драгоценными камнями. Он шел, призывая Имя, с этой драгоценностью и увидел, что эта красавица что-то ищет там. Он обратился к ней и спросил:

– Что ты ищешь здесь?

– Ночью, после свидания с Кришной, наша Госпожа Радхарани потеряла украшение, и я ищу его.

– Это оно? Это украшение принадлежит твоей Госпоже?

– Да, это оно.

Анупур, браслет, который носят на щиколотке. Он вернул этот браслет девушке, и она исчезла. Но перед этим она приложила тот браслет к его лбу. Затем некое пробуждение произошло в сердце Шьямананды Прабху – от дружеского служения к служению мадхурья, супружескому служению, неожиданно проснулось в нем. Он обратился к Дживе Госвами и получил от него дикшу.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1985-05-01

«Старайтесь обрести сознание Кришны»

1985-06-09

«Динамичное проявление Господа»

1985-07-03

«Воля Господа»

1985-10-04

«Бог творит чудеса»

1985-11-07

«Шридхар Махарадж прославляет Говинду Махараджа»