Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1982 / «Величие имени Господа»
Наша гуру парампара, ученическая преемственность, следует идеалу, не телу; это преемственность наставляющих духовных учителей, а не формальных инициирующих учителей. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, чинтамани

«Величие имени Господа»

Файлы оригинала не установлены.

Величие имени Господа

Святое Имя Господа

Шридхар Махарадж: Сарасвати Тхакур почти всегда говорил о Махапрабху настолько, что я написал о нем: крипая харикиртана мурти дхарам, так, словно он был олицетворением Хари-киртана. В его личности Хари-киртан был олицетворен, он всегда прославлял Хари, а иногда он говорил, словно испытывая скорбь, сожаление. Он говорил: «Мы не говорим каждый день о величии, благородстве нама-бхаджана. Святое Имя Господа — это величайший, наиболее благородный аспект Господа». Особенно в том случае, когда речь идет о спасение падших душ, то была единственная цель его жизни. Тем не менее иногда он демонстрировал подобное настроение, он говорил: «Я не говорю о благородстве Имени», таким образом. Санатана Госвами написал: «Пусть экстаз, источником которого является Святое Имя, будет победоносным, триумфальным». Ананда есть экстаз, намананда — проистекающий из измерения служения Святому Имени, пусть этот экстаз одержит победу над всеми тенденциями, которые можно найти в этом мире. Пусть он воздействует на все и вся, все реалии, явления, способные остановить все наши святые тенденции, не только обычные тенденции, но и все иные тенденции, почитаемые святыми, священными, будут остановлены, прекращены, настолько это Имя могущественно. Когда речь идет о каждой фазе жизни, экстаз, источником которого является Святое Имя остановит выполнение нами дхармы, долга. Дхьян, наша медитация, попытки медитировать. Эти усилия также будут прекращены, и пуджа, арчан, служение Божеству, подобный темперамент, — эта тенденция станет настолько интенсивной, что все усилия и попытки будут прекращены. Мы их забудем, мы забудем обо всех иных явлениях. Выполнение нами нашего долга, священной кармы, благочестивой кармы, а также усилия, связанные с областью чистого сознания, и пуджа, наше благоговейное поклонение Господу, — всему этому будет положен конец. Настолько могущественно Святое Имя, если мы сумеем соприкоснуться, обрести святое соприкосновение с этим Святым Именем так или иначе. Если мы будем благословлены самой отдаленной связью с этим Святым Именем, тогда освобождение от всех нежелательных вещей сразу же будет достигнуто, и человек будет способен почувствовать, что это Имя сохраняет, поддерживает саму жизнь. Жизнетворное Имя также является драгоценным венцом жизни, не только источником жизни, но и ее украшением, драгоценным венцом, звук Вайкунтха-нам, Имени.

# 06:57

Рупа Госвами о Святом Имени

Рупа Госвами говорит о величии Имени, возвышенной святой природе Имени: «Она такова. Мы не можем найти в обычных шрути прославление Святого Имени, но вершина заключений Вед — шрути. Веда означает истина откровения, высочайшее и тончайшее откровение мы находим. Мы видим в этом измерении Веды прославляют звуковой аспект Бога, и эти Писания почитаются высочайшими среди богооткровенных Писаний, высочайшее качество богооткровенной истины. Священные Писания пытаются показать нам священный образ Господа своим светом. Какова высочайшая богооткровенная истина, Писания высочайшего уровня? Высочайшая богооткровенная истина пытается показать нам, дать нам связь с низшей частью Его Святого образа, Его личности, там мы должны начать. Начало нашего поклонения будет связано с Его святыми стопами. Если мы попытаемся сфокусировать внимание на другой части личности Господа, это будет неуместным. Должное начало в низшем положении, и затем постепенно мы будем пытаться идти ввысь, то будет здоровый прогресс, линия прогресса. Обычное имя, связанное со сферой рабства не может приблизиться к тебе. Подлинная реализация, подлинное служение Тебе возможны только для тех, кто является владыками всех иллюзорных тенденций, возвышенные освобожденные души, только они могут приблизиться к Тебе, и они пребывают вокруг Тебя и кланяются Тебе. Я молюсь о том, чтобы обрести прибежище Твоих святых стоп», — так сказал Рупа Госвами.

# 11:25

«Падма Пурана» о Святом Имени

В «Падма Пуране» мы находим: «Имя Господа Кришны подобно чинтамани». Чинтамани — это определенный драгоценный камень, обладатель которого исполняет любые желания при помощи этой волшебной субстанции, все его желания. Нама чинтамани Кришна, определенный драгоценный камень, обладатель которого, о чем бы он ни помыслил, чего бы он ни пожелал, тотчас его желание исполняется, — это чинтамани. Кришна-нам подобен чинтамани, все виды благословений мы можем обрести благодаря этому Имени. Оно может выполнить все запросы, требования нашего сердца, нашего существа, Имя Кришны таково. И чайтанья раса виграха, мы будем пытаться рассматривать Его как олицетворенный экстаз чистой духовной природы, чайтанья раса. Раса, экстаз чистой духовной природы. «Духовной» означает умонастроение служить, ни малейшего следа эксплуатации или отречения, пренебрежения, равнодушия. Это Имя привлекает наше внимание и симпатию естественным образом, нашу покорность этому явлению может породить столь чарующие результаты. Тонкое и святое начало могут направить наше сокровенное внимание, интерес к этому Имени, к этой расе, чайтанья расе. Это Имя обладает природой чистого сознания, и речь идет о служении, о волне симпатии к Имени, этот поток — раса виграха, олицетворенное, и нитья, вечное, никогда не прекращающееся, мукта, свободное, лишенное обязательств перед любыми иными существами, и шуддха, чистое, абсолютное по своей природе. Мукта, пурна и чистота, шуддха означает чистое. Мы должны понять, что есть чистота, какова ее природа, нашей целью всегда будет служение этой чистоте.

В «Бхагавад-гите» написано павитра. Использование энергии в этом измерении бытия никогда не может быть чистым, оно по определению нечисто, низменно. Мы не можем использовать в этом мире энергию, не причиняя беспокойства окружающему миру, другим живым существам, поэтому подлинная чистота невозможна в этом мире эксплуатации, однако эксплуатация неизбежным образом связана с жизнью в этом бренном мире. Затем отречение сравнительно чисто по сравнению с эксплуатацией, отстраненность, самоизоляция от мира эксплуатации и возвращение во внутреннее самосостояние. В конечном счете речь идет о нуле, тем не менее, сравнительно говоря, это состояние медитации, знание, гьяна, считаются более чистыми явлениями. Действие не может быть чистым, сознание может быть чистым, утверждают некоторые, но мы не согласны с этим. Поэтому гьяна сравнительно чиста, относительно говоря, но «Шримад Бхагаватам» утверждает, что даже прославленное знание, найшкарма сиддхи, также говорится найшкарма, отсутствие самоутверждения. Карма означает самоутверждение, такова природа кармы, отсутствие самоутверждения найшкарма, но «Бхагаватам» говорит: нет, это не есть подлинный критерий, натуральный критерий чистоты, найшкарма. Сравнительно некоторые признают это явление чистым, но подлинная чистота никогда не возможна без связи со служением Кришне. Тот, кто лишен связи с Ачьютой, Кришной, такая стадия забастовки не может рассматриваться в качестве стандарта чистоты.

# 20:11

Что есть «чистота»?

Что есть шуддха, чистый? Чистота зависит от того, насколько некое явление вносит вклад в удовлетворение Кришны, самопредание Центру, Абсолютному Благу, в этой степени некое явление будет считаться чистым. Нитья-шуддха, служение звуковому аспекту Бога, всегда чисто. Отсутствие амбиций в этом мире самовозвышения, не поиск совершенного покоя на стадии отрешенности, но самопредание, самопожертвование того, кто призывает Имя Господа. Тот, кто очарован звуковым аспектом Господа, тот считается стоящим выше измерения эксплуатации и отречения. Он глубоко погружен в служение настолько, что он не хочет ничего, кроме связи со звуковым аспектом. Этот звуковой аспект удовлетворяет его в высочайшей степени настолько этот человек нишкинчан. Он не хочет ничего, только Имени Кришны достаточно для него, он столь легко удовлетворен. У него нет никаких требований, и почему это так? Поскольку звук неразрывно связан с Ним Самим, Субъектом, Абсолют в полной мере представлен этим звуком.

С материальной точки зрения мы видим имя, образ, цвет — это все различные аспекты, обладающие отдельным существованием, отдельные реалии. Но природа Божественных реалий иная: каждая часть представлена везде. Здесь глаз может видеть, рука может касаться или хватать, но в случае Вайкунтхи, Божественности, глаз может видеть и касаться, стопы способны видеть, касаться, обонять, подобно тому, как это происходит в нашем уме. Ум может слышать, осязать, обонять и т. д., центральное положение. Но глаз не может, речь идет о центральном явлении, способном действовать как угодно. Часть и целое не могут быть разделены в целом, но, когда Он хочет, Он способен действовать и так тоже. Когда речь идет об определенной группе Преданных, Он способен предстать перед ними во всей своей полноте: красоте Его облика, аромата и т. д. Могущество и другие явления являются Его слугами, слугами Его воли. На основании этого все виды знания, энергии почтительно, благоговейно ожидают его указаний. Хотя Он имеет образ, тем не менее, Он безграничен, нитья шуддха. Имя, звук не отличен от изначального существования, изначальной концепции. Цвет, наши глаза могут соприкоснуться с определенным аспектом Его личности, наши уши могут соприкоснуться, чувство осязания, все эти чувства стремятся к различным аспектам Его личности. И тем не менее это нечто непостижимое, звуковой аспект наиболее благодатный, милость, особо предназначенная для падших душ, которые призывают это Имя, такова специфическая природа Имени, которое наделено такой природой по Его воле.

В «Бхакти-расамрита-синдху» и других Писаниях говорится: «Мы ограниченные существа, и мы собираемся говорить о Безграничном», только диг-даршан возможен, нам только лишь указывают направление в той стороне. Иногда можно увидеть, когда человек воспевает Имя, он настолько очарован этим Именем, что одних уст недостаточно. Они не могут удовлетворить меня при воспевании имени. Мне необходимы тысячи уст, тысячи языков, подобное мистическое явление пробуждается в сердце, когда человек достигает подобного положения, в котором он воспевает имя Господа. Что я буду делать, почему только одни уста, почему только два глаза? Нужно тысячу уст и глаз. Преданный обращается к творцу, Брахме. «Творец не знает, как творить, — говорит Преданный, он поносит Брахму, — он не может творить должным образом. Тому, у кого есть возможность смотреть на лицо Кришны, творец дал ему всего два глаза? Он не знает, как творить. Только два глаза даны тому, кто имеет возможность созерцать красоту лика Кришны, несправедливо, нестерпимо подобное творение.

# 29:54

Имя нисходит в сердце

Когда Имя нисходит в сердце, то волна из сердца достигает языка, вдохновение приходит свыше из измерения Параматмы в измерение дживатмы. Из сердца эта волна вдохновения нисходит, язык начинает танцевать, совершать безумный танец, когда человек призывает Имя Кришны, и сердце чувствует: «Одного языка в высочайшей степени недостаточно, поток, исходящий из сердца столь мощен, стремителен, интенсивен, что одного языка недостаточно, тысячи языков необходимы, когда этот поток устремляется к устам». Когда этот звук входит в уши, человек чувствует, что два уха не могут принять, тысячи ушей необходимы, чтобы воспринять этот звук, — такого рода жажда, горячее стремление возникает в сердце. Иногда, когда человек пребывает в растерянности, он теряет сознание из-за того, что этих чувств недостаточно, интенсивность этого потока временами настолько велика, кажется, что все существо парализовано, движение невозможно вовсе. Подобная степень энергии присутствует и прекращает функционировать, подобная интенсивность. Все функции всех чувств, все движение блокируется. «Я не способен понять, какая величина экстаза заключена в Святом Имени Господа, нектар какой природы присутствует в Святом Имени, я не в силах оценить это, не в силах понять», — таково утверждение Преданных.

В пустыне стакан воды — это очень много, но когда облако проливает дождь, этот ливень способен затопить все и вся. Мы крошечные существа, но Его положение, Его игра столь велики. Ананда сукх, мы не можем быть счастливыми, не можем быть удовлетворены тем, тем, тем… Если мы что-то находим, это нечто в следующее мгновение улетучивается, исчезает, но бесконечное счастье, безграничное немыслимо для нас. Тем не менее подобное явление есть, и мы верим, что безграничная раса существует, и мы стремимся к капле этого нектара. И как мы можем присоединиться, вступить в этот океан анандам, расам, экстаза, счастья. Все присутствует там. Мы также многочисленные нищие, мы молим о капле этого океана, и многочисленные посредники могут соединить нас с этим явлением, тогда наши чаянья будут удовлетворены, все наши запросы, наша жажда будет утолена сполна. Мы не можем хранить это явление в себе, мы будем раздавать его другим. Мы сможем приблизиться к подобному океану радости и экстаза с помощью Его посредников, это возможно.

# 36:52

Пураны дополняют Веды

В «Падма Пуране» также говорится о десяти видах оскорблений. Начинающий должен быть осторожен в отношении этих оскорблений, избегать их. Существует 18 Пуран. Пурана означает две характеристики Пуран. Джива Госвами Прабху упоминает их в своей «Бхагавата Сандарбхе». Эти произведения носят дополнительный и вспомогательный характер к Ведам, такова природа Пуран. То, что не выражено в Ведах ясно и недвусмысленно, Пураны содержат это вспомогательное знание. Также знание, которое отсутствует в Ведах, присутствует в Пуранах. Пурана означает «древний». Веды содержат определенные истины, и Пураны подтверждают их. После окончательного растворения, когда вновь начинается творение, знание нисходит от Нараяны к Брахме. Авторами Пуран являются многочисленные видящие риши, способные собрать, сохранить информацию о событиях, которые имели место в прошлом творении, то, что происходило до полного растворения мира в прошлом, события прошлой истории мира. Эти события описаны в Пуранах, но не описаны в Ведах, поэтому Пуранами не следует пренебрегать, но Джива Госвами Прабху поставил Пураны очень высоко. «Бхагаватам» также является Пураной. Пуранами не следует пренебрегать, но это не означает, что Пураны обладают тем же достоинством, тем же рангом что и Веды. Но все же в Пуранах записаны события, которые не упоминаются даже в Ведах. Существует 18 Пуран, и они квалифицируются следующим образом: саттвика, раджасика, тамасика. «Падма Пурана» есть саттвика-пурана, эта Пурана стоит на защите школы Преданности и главным образом имеет дело с Нараяной.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1982.01.01.A

«Уход Прабхупады Сарасвати Тхакура»

1982.01.01.B+

«Отношения Гуру и ученика»

1982.01.02.A

«Атма — центр вселенной»

1982-01-03

«Песнь флейты Кришны»

1982.01.04.C82.01.05.A

«Божества — только для начинающих»

1982-01-04

«Безграничная милость Нитьянанды Прабху»

1982.01.04.B

«Апарадха-бхаджан-пат»

1982-01-05

«История Джагая и Мадхая»

1982-01-05

«Положение Господа Шивы»

1982.01.07.B82.01.08.A

«Десять нама-апарадх»

1982-01-07

«Величие имени Господа»

1982.01.08.C82.01.09.A

«Поскольку Радхарани стремится к Кришне…»

1982-01-08

«Мантра Ом»

1982-01-09

«Происхождение Души»

1982-01-09

«Подлинная связь с Кришной через посредников»

1982.01.09.B

«Влечение — суть всего бытия»

1982.01.11.C82.01.12.A

«Махапрабху принимает отречение»

1982.01.11.A

«Кришна принадлежит Радхарани»

1982-01-12

«Цель жизни – прогресс на духовном пути»

1982.01.12.C82.01.16.A

«Потоки Кришнамриты»

1982.01.13.B

«Махапрабху покидает Навадвип»

1982.01.13.A

«Посетите Экачакру — место Явления Нитьянанды»

1982.01.16.B82.01.17.A

«Измерение Жизни»

1982.01.17.B

«Для Бога возможно всё»

1982.01.17.C82.01.18.A

«Стань полезным в измерении Божественного»

1982-01-17

«Божественная любовь»

1982-01-18

«О вечном положении Кришны и природе Майи»

1982.01.18.B

«Кришна-лила путешествует по вселенным»

1982.01.18.C82.01.19.A

«Естество Души»