Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1982 / 1982.05.01.C82.05.02.A «От материи к духу»
Что есть дом? Это место, где мы можем увидеть себя окруженными нашими доброжелателями. Если мы не заботимся о своём благе, многие другие позаботятся о нас – всё окружение проявит заботу о нас, и этот дом – царство Абсолюта. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, Рукмини, Кали Дас

«От материи к духу» 1982.05.01.C82.05.02.A

Темы лекции:
Обсуждается неприемлемое положение дел в ИСККОН и поиск выхода из сложившейся ситуации (не философская лекция)

От материи к духу

Шридхар Махарадж: Уттария [шарф] висит на дереве, его спросили: «Как ты похитил эту уттарию Джаганнатха?» — «Я пошел воровать джекфрукты с Мадхавой, Мадхаву избили и все эти побои стали причиной ран на Моей спине, Мне нужно лекарство. Я хочу, чтобы Мое тело умастили лечебным бальзамом». Тогда возникло смятение, все отправились к Мадхаве, стали просить прощения, и Мадхав, опасаясь, что станет знаменит, решил не оставаться в этом месте. Он покинул Пури и отправился во Вриндаван инкогнито.

…создавать оппозицию, тем не менее мы не можем думать, что мы способны полностью остановить нашу деятельность как таковую. Нам необходимо встретиться и отыскать пути, как мы можем приступить к выполнению нашего долга, долга по отношению к людям, а также по отношению к Свами Махараджу и Гаудия-ачарьям, нашему Гуру Махараджу, Махапрабху и т. д. Проповедь впервые была начата организованным образом Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром. Его идея состояла в том, чтобы организованным образом проповедовать доктрину Махапрабху в Индии и за ее пределами. Он начал свою работу скромным образом, но так или иначе Свами Махарадж после его ухода осуществил эту работу не только похвальным образом, но его успех был невероятен. В настоящее время ISCKON, возможно, желает действовать соответственно своим представлениям, но после ухода Свами Махараджа некоторые квалифицированные люди были неудовлетворены администрированием в ISCKON. Ко мне поступили жалобы от истинных доброжелателей ISCKON, которые были признаны Свами Махараджем, и когда я разошелся с ними во мнениях (имеется в виду с лидерами ISCKON), они постепенно отвернулись от моей симпатии. Вначале я просил их предпринять меры с тем, чтобы эти квалифицированные разочарованные люди не покинули организацию, но лидеры остались глухи. Так или иначе некоторые энергичные люди пришли ко мне, энтузиасты, и попросили вмешаться в этот вопрос. Я попросил их начать работу по облегчению страданий других, не в качестве конфронтации с ISCKON, но тем не менее конфронтация возникла. Это не есть наше желание, но они думают, что мы не должны вмешиваться в их деятельность, но наша совесть не позволяет нам поступать так.

Поэтому вы все неудовлетворены нынешним поведением и тем, как продолжается миссия вашего прославленного Гурудева, и вы хотите помощи от меня. Столь многие блестящие труженики ISCKON, такие, как вы, в настоящее время вы собрались вместе для того, чтобы начать некую организованную деятельность независимо от ISCKON. Как вы можете идти вперед, продолжая миссию нашего Гурудева, Махапрабху и Свами Махараджа, избегая тех изъянов, которые вы видите в ISCKON, более совершенным образом, не причиняя вреда, подлинным образом и, насколько возможно, без конфликтов с ними. Таким образом вы должны проконсультироваться, посоветоваться и постараться найти общую почву, фундамент для организованной деятельности. Мне говорили, что Прамана Свами и Вираха Пракаша Свами также приглашены. Поступила телеграмма о том, что они скоро прибудут. А пока суть да дело вы должны проконсультироваться друг с другом и попытаться понять. У меня есть здравый смысл и некий опыт, но у вас есть практический опыт деятельности в мировом масштабе, и моя моральная поддержка с вами. Я не хочу быть вовлеченным практическим образом, быть членом комитета этого общества, но, находясь в стороне, оставаться доброжелателем и промоутером. Моя добрая воля с вами. Вы должны проконсультироваться и важные люди, лидеры, Бхактивиджой Махарадж, АкшаянандаМахарадж, Дхира Кришна Махарадж и другие важные люди, ключевые фигуры, придерживающиеся высоких стандартов. Вы должны начать вашу работу скромно, с сердцем в груди и с Богом над головой. Вы уже проконсультировались, вы можете сообщить мне о том, что мы думаем, что можем начать так-то и так. Положение Акшаянанда Махараджа верховное в том смысле, что он санньяси, он старый член движения и имеет полноту связи со Свами Махараджем вплоть до санньясы, он занимает почетное, уважаемое положение. Бхактивиджой и Тиртха Махарадж, конечно, тоже занимают очень хорошее, почитаемое положение…

Джаятиртха Махарадж: Но в настоящее время обесчещенный человек.

Шридхар Махарадж: В настоящее время он практически человек на улице, уличный бродяга, но его капитал — это его простота, его приверженность истине, его Гуру и Махапрабху. Он самый непоколебимый человек в вашей среде. Дхира Кришна Махарадж начал независимое движение, возможно, позитивным образом. Акшаянанда Махарадж был пассивен, его попытки носили пассивный характер, но Дхира Кришна Махарадж занимал активную позицию, и потому Киртанананда Махарадж очень зол на него. Мне рассказывали, он сказал, что он выпинает его из ISCKON. Вы думали на эту тему? Есть какой-то прогресс? Аранья Махарадж — последователь Акшаянанды Махараджа, он не слишком стремится к активной жизни, он предпочитает умиротворенную жизнь, но Парват Махарадж — человек энергичный, и он хочет выполнять какой-то конкретный долг в линии проповеди, у него есть такая энергия, и он наделен некоторыми способностями. Так или иначе Дхира Кришна Махарадж был приглашен сюда в ущерб своей деятельности там (имеется в виду в США). Он собирается приехать сюда для того, чтобы обсудить средства, как мы можем двигаться объединенным образом и добиться лучших результатов на пути. Таким образом время очень дорого. Мы оторвали Дхиру Кришну Махараджа от его активной деятельности, мы не должны терять время понапрасну. Необходим комитет, подразумевающий президента, секретаря, различные посты ачарий, все это следует обдумать и постараться развить нечто. После того как будет до известной степени сформирован комитет, вы должны прийти ко мне, и, если какие-то предложения поступят от меня, то я выскажу их. Таково мое предложение, вы же подумайте, таков мой совет. Что вы скажете, Акшаянанда Махарадж? Вы здесь занимаете важное положение.

Акшаянанда Махарадж: Мы лишь молимся о вашей милости.

Шридхар Махарадж: Ты даешь высокую оценку теологии Махапрабху, стремишься к тому, чтобы эта теология, идеи Махапрабху, проповедовались от двери к двери, то, что было начато Свами Махараджем. Твое искреннее сердце совершило больший прогресс, нежели сердца многих членов ISCKON, прогресс в отношении истины, таково мое суждение. Как другие могут получить свою долю такого рода реализации? Ответственность, которую ты чувствуешь в себе, и подлинная концепция. Меня интересует тот высокий стандарт, который принес мой Гуру Махарадж. Это движение было начато Свами Махараджем широкомасштабным, чудесным образом, но подлинная реализация истины должна быть дана людям в целом, Радха-Говинда-сева.

ISCKON, по моему мнению, поглощен долларами, дипломатией под именем Преданности и жертвенности. Но брахманический способ обращения к истине — это некая более высокая концепция. Эти доллары и дипломатия могут быть использованы ради дела, но более высокое основание должно быть. Брахманическая природа, правдивость, стремление к истине, это истина. В этом мире существует множество теологических аспектов, и мы должны иметь с ними дело. Эту истину невозможно купить лишь с помощью денег или роскоши. Когда речь идет о сравнительном анализе теологии, онтологическом аспекте, это явление следует культивировать, оно должно быть проповедуемо всему миру. Это явление долговечно. Подкупом мы не можем увлечь людей надолго. Но распространяя удовлетворение их внутренней жажды в теологической и онтологической сфере, такого рода высокая литература и ответ на их чаянья на бумаге, в виде патрики, газет, журналов и проповедь. Проповедники должны… Джаятиртха Махарадж подтвердил свою квалифицию в качестве проповедника, его слабость к истине послужила причиной его изгнания. Рамачандра был изгнан, хотя Он был истинным наследником трона, но нечто стало между Ним и троном, и Рамачандра был изгнан, лишен своего трона.

Говинда Махарадж: Что означает «изгнан»?

Шридхар Махарадж: Таким образом мы испытываем сочувствие к его положению, мы должны энергично помочь ему и в то же самое время проповедовать подлинную концепцию истины теологически. Это следует понять. Вы это осознали, и бремя ответственности лежит на вас. Постарайтесь приложить максимум усилий для того, чтобы дать и как дать это подлинное явление другим.

Преданный: Махарадж, вы сказали «брахманические качества». В целом мы привыкли думать, что брахманы не заняты администрированием. Управлением в большей степени заняты кшатрии. В целом возникает следующая проблема, брахманы стали подчинены кшатриям.

Шридхар Махарадж: Основание должно быть брахманическим, но пути кшатриев, вайшьев, так говорит Вишвамитра. Когда ты сражаешься с вайшьей, ты не способен… Отсутствие влечения к мирским удовольствиям — это должно быть фундаментом проповедника. Кшатрий и вайшья могут стать жертвами мирских соблазнов, но этот брахманический фундамент спасет нас от искушений, в гуще которых мы находимся и которые мы можем использовать в служении Кришне. Поэтому подобные качества, приверженность истине и готовность рисковать. Подобно тому, как сторона наслаждения, сторона денег, организации, внешнего лоска и блеска, готовность пожертвовать этим, подобно тому, как Он это сделал, поскольку Он более склонен к брахманической стороне. Он не сумел пожертвовать идеей ради чего бы то ни было — это брахманическая сторона, это большее влечение к стороне сознания, нежели к материальным вещам. Большее очарование красотой сознания, нежели материальными проявлениями, которые могут подаваться как служение Господу. Склонность к духовному сознанию, а не к материальной роскоши, которая, конечно, может быть использована с целью служения.

Кшатрии и вайшьи должны быть покорны брахманической школе, а брахманы должны быть связаны с Вайшнавами. Тот, кто связан со служением личностной истине, Вайшнавы. Брахманы предпочитают дух материи, а Вайшнавы говорят о духе как о личности. Мы можем установить более тесную связь с этим духом, служа им. Личностная концепция истины и служение ей — это Вайшнавы, а брахманы — это большее влечение к духу, нежели к материальной собственности. Кшатрии склонны к организации этих материальных явлений под руководством брахманов, и они направляют общую массу от материи к духу. А вайшьи занимаются финансовыми вопросами и жертвуют деньги на эти цели — это варнашрама. В беседе с Раманандой Раем Махапрабху начал с варнашрамы, и в ее рамках шаг за шагом происходит движение ввысь. Вначале, первый шаг — варнашрама, организованная система, дух выше материи, поиск жизни, пренебрежение материей и высокая оценка духа, души, сознания. Это систематически осуществляется в варнашраме, как в армии, на флоте, в военно-воздушных силах, организованным образом. Поход от невежества к знанию, от материи к духу, массовый поход в рамках варнашрамы. Затем Вайшнавы имеют более конкретное представление о духе, а именно Дух подразумевает Высшую Личность. Мы также являемся малыми частицами Духа — душами, пуруша и Пурушоттама. Затем вопрос Преданности, служения становится актуальным в истинном смысле слова. Таким образом Вайшнавы, а среди них также присутствует градация, так осуществляется прогресс вплоть до высочайшей степени.

В настоящее время мы должны понять, как нам заложить фундамент для проповеди. Нас будет направлять в этом литература, устные наставления и разными другими способами. Мы уже практическим образом связаны с проповеднической жизнью. Я думаю, и вы также должны практически понять это, организм будет более либеральным, подобно федеральной конституции. Проповедники могут иметь свою независимость, это возможно. Вы можете подумать об этом. У вас есть опыт, вы столкнулись с суровым решением комитета и не сумели принять его решение. Неизбежным образом вы находите изъяны в управлении комитета, вы научились чему-то из этого, как мы можем идти вперед в рамках организованной деятельности, как устранить эти изъяны. Или же мы хотим работать независимо, каким будет ваше суждение сейчас. Наше собрание, мы хотим единства, но какого рода единство, каково ваше мнение? Вы можете обратиться ко мне, и я скажу то, что должен сказать. В целом определенное единство необходимо для работы, это ясно, сотрудничество, но сотрудничество какой природы, это вы должны обдумать и осуществить. Прамана Свами и Вираха Пракаша Свами, возможно, скоро приедут, а пока вы можете совершить прогресс в том, что касается создания фундамента, не теряя времени, поскольку время это ценно и предназначено для нашей деятельности.

Преданный: Должны ли мы сейчас посоветоваться между собой?

Шридхар Махарадж: Да, да, ступайте и проведите частное собрание, проконсультируйтесь, примите какую-то резолюцию и сообщите ее мне. «Мы думаем, что сейчас мы должны объединиться так-то и так, именно так мы будем осуществлять нашу деятельность». Акшаянанда Махарадж, Дхира Кришна Махарадж, Бхактивиджой Тиртха Махарадж, Аранья Махарадж, вы можете встретиться, провести собрание, возможно, в его комнате или там, где вам будет удобно. Пожалуйста, выскажите ваше личное мнение и придите к какому-то заключению. Если вы желаете, вы можете здесь также, в той или в этой стороне или здесь, я пойду к себе, как вам будет удобно поговорить.

Он начал с карма-мишра-бхакти и затем дошел до Брахмы. Сначала Праяг, встреча с богатым человеком, затем Индра, от Индры к Брахме, карма-мишра, затем он отправился к Шиве. Девариши Нарада отправляется к Брахме, своему отцу, начинает прославлять его. Брахма не удовлетворен хвалой Нарады. Ему присуща природа Вайшнавов. Вайшнавы не в силах терпеть хвалу в свой адрес. И он говорит: «Эти хвалы могут быть адресованы лишь Верховному. Вайшнавы имеют связь с этим Верховным Существом, и они могут наслаждаться подобным прославлением. Тот, кто обладает этой связью с Верховным Началом, тот чувствует себя низким. Если я приму эти хвалы в свой адрес, то моя вера в то, что я никто и ничто, будет обеспокоена. Поэтому Вайшнавы искренне не любят слышать хвалы в свой адрес: то хорошее, что есть во мне, не принадлежит мне». Брахма не удовлетворен и говорит об этом Нараде.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1982.04.06.C82.04.14.C

«Владыка Майи и Раб Абсолюта»

1982.04.07.A82.04.14.A

«Сварупа Дамодара — второе «Я» Махапрабху»

1982.04.14.B

«Ганеша — лидер пролетариата»

1982.04.14.D82.04.16.A

«Добродетель — награда самой себе»

1982.04.16.B

«Рагануга и Рупануга»

1982.04.16.C

«Смерти не существует»

1982.04.16.D82.04.18.A

«Может ли джива стать Шивой?»

1982.04.18.B

«Монастырь и семейный очаг»

1982.04.18.C

«Встретив преданных, мы встретили Кришну»

1982.04.23.A

«Радхадеш»

1982.04.23.B82.04.24.A

«Самбандха, абхидхея и прайоджана»

1982.04.24.B82.04.25.A

«Махапрабху рекомендует гьяна-шунья-бхакти»

1982.04.25.B82.04.27.A

«Тандава — безумный танец Святого Имени»

1982.04.27.B

«Частица в Океане Радости»

1982.04.27.C

«Смирение в подлинном смысле»

1982.04.28.A

«Кришна — Центр Нежности и Любви»

1982.04.28.B

«Према обладает собственным законом»

1982.04.29.A

«Обрести вкус высочайшей расы»

1982.04.29.B82.04.30.A

«Уход Кришнадаса Бабаджи Махараджа»

1982.04.30.B82.05.01.A

«Заблуждение зависит от Истины»

1982.05.01.B

«Ему нравится есть воруя»

1982.05.01.C82.05.02.A

«От материи к духу»

1982.05.03.D.82.08.20.B

«На полпути до Голоки»

1982.05.03.B

«Сердце Ханумана»

1982.05.03.C.D

«Рамачандра и Сита Деви»

1982.05.04.A

«Сознание Кришны — богатство сердца»

1982.05.04.B82.05.05.A

«Лила — поток, которому невозможно противиться»

1982.05.05.B

«Садхана — постепенный процесс»

1982.05.06.A

«Игры Абсолюта»

1982.05.06.B

«Связан с Хари, лишён Хари»

1982.05.07.A82.05.08.A

«От смерти к бессмертию»

1982.05.09.C82.05.10.A

«Божественные деяния Махапрабху»

1982.05.09.A

«Драгоценный камень Гаурачанд»

1982.05.09.B

«Вриндаван-Лила — взаимодействие сердец»

1982.05.10.B

«Эволюция теизма»

1982.05.10.C82.05.11.A

«Университет Махапрабху» ЧАСТЬ 1

1982.05.11.B

«Университет Махапрабху» ЧАСТЬ 2

1982.05.11.C05.12.A05.12.B

«Ананья-Бхакта»

1982.05.12.B

«Нисходящие указания Абсолюта»

1982.05.12.C82.05.13.A

«Божество в Сердце Преданного»