Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1982 / 1982.04.23.B82.04.24.A «Самбандха, абхидхея и прайоджана»
Наш истинный дом - это избыток свободы и комфорта. Это место, где происходит естественное взаимодействие веры, любви и нежности. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, Самбандха, абхидхея и прайоджана, Кавирадж Госвами

«Самбандха, абхидхея и прайоджана» 1982.04.23.B82.04.24.A

Темы лекции:
Мадан-Мохан, Говинда, Гопинатх: самбандха, абхидхея и прайоджана.
Беседа с преданным-индийцем по имени Шукадев, в которой затрагиваются многие реалии – духовные, исторические и политические.
Философия и мисссия Шри Шанкарачарьи.

Самбандха, абхидхея и прайоджана

Шридхар Махарадж: Это Кришна. Мадан-Мохан и в мантрам, полученном от Гурудева, мы находим, вначале Кришна, затем Мадан-Мохан, идентично. Затем мы приходим к Говинде, к Рупе Госвами. Радха Мадан-Мохан, которому поклоняется Санатана Госвами, он есть ачарья самбандха-гьяна. С кем мы связаны, выразить это, затем второе — абхидхея, каким образом поклоняться Ему. Эти указания были даны Рупой Госвами, и он установил Говиндаджи, такого рода поклонение Радха-Говинде в обществе слуг, сакхи, манджари и т. д., они служат Радха-Говинде. Таким образом он был установлен Рупой Госвами, не в одиночестве, но ему поклоняются. Нас более интересует эта сторона. Наши высшие Вайшнавы, Гуру и паршады, они поклоняются Радха-Говинде, и мы можем учиться под их руководством. С этим представлением это явление более подходит для нас. Эта избранная группа поклоняется Радха-Говинде, и мы будем следовать их примеру, их наставлениям и соответственно будем пытаться войти в их группу. Затем третье явление — Радха-Гопинатх.

Самбандха, абхидхея и прайоджана, прайоджана-татва, раса-лила, Гопинатх. Когда Он являет свою раса-лилу, это личная группа мадхурья-расы, когда Он Гопинатх. Он Владыка гопи, всех гопи Он приглашает сладостной песней своей флейты, и Он начинает раса-лилу. Когда все принимаются, любой, кто стремится поклоняться Кришне в духе гопи, может найти свое место там. Это очень общее собрание гопи, когда Кришна играет с ними, это раса-лила в целом. Но это для масс, там присутствует Радхарани, Чандравали и представительницы других различных групп, самое публичное действо. Но наша потребность в особой группе — группе Радхарани, поэтому мы даем им всем высокую оценку, но наша особая склонность, симпатия обращены к группе Радхарани. Им поклоняются наши Высшие, и это явление нравится нам в наибольшей степени. Потому Шри Говиндадев в середине, Рупа Госвами. Особенно мой Гурудев, поскольку он приводит меня туда и хочет, чтобы я увидел Рупу Госвами, рупануга-вичар, мы следуем этому. Следуя этому, я установил здесь Радха-Говиндаджи, Говинда Сундар. Это моя позиция, когда речь идет об установлении Божеств здесь, я представил Ее позицию вам.

Я чувствую слабость, поэтому я прошу вас покинуть меня сейчас. В день Гададхара Пандита мы говорили о нем. Пусть они благословят нас, пусть они будут удовлетворены той малой лептой речи и слушания. «Я не живу ни в Вайкунтхе, ни в сердце йога, но там, где Мои Преданные говорят обо Мне, обсуждают Меня, поют обо Мне, там Я присутствую Сам. Я не могу не присутствовать там, о Нарада и вы Мои Преданные, знайте наверняка, что Мое влечение обращено к обсуждениям, беседам Моих Преданных. Я не могу не присутствовать там, где они говорят обо Мне», поэтому пусть Он благословит, явит свою милость и одарит благословениями те скромные попытки, когда мы стараемся говорить о Господе. Мы призываем милость Гададхара Пандита в день его явления, и в этом духе мы заканчиваем наше собрание.

И Рабиндранат упоминает его имя, он оскверняет имя и славу Индии, он тесно общается с дамами, преподавая им хатха-йогу. Ваше имя?

Преданный: Шукадев.

Шридхар Махарадж: Шукадев, я забыл, мне 88 лет сейчас, память слабеет постепенно. А как вы привлеклись движением ISKCON?

Преданный: Я привлекся этим движением в 75-м году, когда прочитал статью Шрилы Прабхупады в журнале «Назад к Богу».

Шридхар Махарадж: Где?

Преданный: В Калькутте.

Шридхар Махарадж: А вы живете в Калькутте?

Преданный: Нет, я жил в [какое-то другое место он называет], но я приезжал в Калькутту, в ашрам Колери.

Шридхар Махарадж: Где?

Преданный: В Бихаре.

Шридхар Махарадж: Я знаю это место, имею представление. Я знал многих джентльменов в прошлом из этой местности. Яшубандха.

Преданный: Миллионер Сан Рай и Крипа Шанкар, эти двое.

Шридхар Махарадж: Рашабандху, возможно, сын. Да, это семья торговцев и сын хари Шанкара Джашабандху. Арджун Нагар.

Преданный: Он очень стар сейчас, но он крепок.

Шридхар Махарадж: Да, я встречался с ним и с его Гуру также. Его Гуру был в Бенаресе, последователь ария-самаджа, но мы, слуги Вайшнавов, бросили ему вызов. Он привез туда своего Гуру. «Как вы можете обосновать Кришна-лилу? Кришна распутник, Он аморален, Бог не может быть таким» и т. д., все эти моменты обсуждались. Его Гуру приехал, я задал ему вопрос, он был студентом Веданты. Я спросил у него:

— Какого рода Веданту вы изучаете?

— Шанкару.

— А от кого?

В Бенаресе в то время был один Дамодар Госвами, хороший ученый, знаток Веданты, он также опубликовал эту книгу. Я тоже пытался опубликовать Веданту в то время. Затем Дамодар Госвами сказал:

— Он Гаудия-Вайшнав, вы знаете?

Потом он признался: «Мой Гуру — Дамодар Госвами из храма Радха-Рамана кхеры во Вриндаване, он Гаудия-Вайшнав, Гопал-Бхатта паривар. Затем я сказал:

— Вы знаете, что Баладев Видьябхушан написал бхашью Гаудия-сампрадаи?

— Да, я слышал о ней.

— Абсолютное благо есть абсолютный Самодержец, все принадлежит Ему. Мы преступники, мы думаем: «Это принадлежит мне, это принадлежит ему, тому джентльмену и т. д. и т. п.». Но это неправильно, это ошибка, все принадлежит Ему, и это философия Гегеля: «Реальность должна быть сама по себе и сама для себя». Сама по себе означает, что Он причина сам себе, сваямбху, иначе Он не был бы реальностью. Если бы какая-то другая сторона породила Его, Он не был бы реальностью. И Он для себя, Он существует, чтобы преследовать свои собственные цели, а не для того, чтобы преследовать цели другой стороны. В таком случае то, ради чего бы Он жил, занимало бы более высокое положение, но это не так. Поэтому у реальности две стороны: Он сам по себе и сам для себя. Он причинен самому себе, и Он живет, чтобы преследовать свои собственные цели.

И он признал это. Он абсолютное Благо, Самодержец, абсолютный Монарх, но абсолютное Благо, и тогда мир будет в безопасности, потому что самодержавие находится в руках абсолютного Блага, и это высочайшее благо для все сущего, таким образом. Этот Нагарвала был очень удовлетворен и члены этой семьи. Был один Бхагавати Агарвал, Рамакришна, я ходил туда в молодости, в тех местах собирал пожертвования.

Преданный: Сейчас они лишились части своей собственности, но они по-прежнему очень богаты.

Шридхар Махарадж: Шукадев, я, возможно, слышал ваше имя, Шукадев. Вы встречали Мадхава Махараджа? У него есть Матх во Вриндаване и в Калькутте, он был проповедником, но я проповедовал только во времена моего Гуру Махараджа. А сейчас я праздно сижу здесь, в этом Матхе, никуда не выхожу, не проповедую. Я скорее праздный человек. Мой Гуру Махарадж хотел послать меня проповедовать на Запад, но я отказался. Я не мог понять произношение западных людей и не хотел тесно общаться с ними. Я происходил из известной брахманской семьи пандитов. Кто?

Преданный: Говинда Сундар.

Шридхар Махарадж: Так вот, я не поехал на Запад, но на заключительном этапе моей жизни я вижу, что Гуру Махарадж посылает ко мне столь многих западных людей. Моя энергия на исходе, но потребности есть.

Преданный: Это наша благая удача,что мы встретили вас.

Шридхар Махарадж: Когда я вначале приехал сюда, я стоял в свое время во главе Курукшетры, и Матх в Нью-Дели был основан благодаря мне [называет имя какого-то человека, который стоял во главе муниципалитета в Нью-Дели]. Я пригласил его в Матх на Курукшетре, он был первым мэром Нью-Дели на Хануман-роуд. Вначале это был арендованный дом, так мы начали. Затем я поехал проповедовать в Мадрас проповедовать. Мадрасский Матх был начат, и я стоял во главе этого Матха. Затем, конечно, бомбейский Матх был начат, и так я тоже жил в Бомбее какое-то время, год или два. Когда проходил первый этап движения гражданского неповиновения, я изучал юриспруденцию в колледже. Субхас Бос сдал экзамены, но не получил ученую степень и присоединился к движению.

Преданный: Его последователи говорят, что он по-прежнему жив.

Шридхар Махарадж: Кто?

Преданный: Субас Бос.

Шридхар Махарадж: Я не думаю, что он жив.Человек его типа не мог сохранить инкогнито. Я так думаю. Затем в 26-м году я присоединился к Гаудия Матху. С 26-го года я член Гаудия Матха, и я проповедовал. Джйотин Дас постился 62 дня, умер. Движение неповиновения Ганди было в полном расцвете. В то время мы выступали против этого движения, мы отстаивали Гаудия Матх. То, что вы делаете, — это утонченный эгоизм. Политическая свобода ничто. В мире есть многие политические свободы и страны, но счастливы ли их жители? Каков стандарт подлинной свободы? Расо вайсах. Истинное счастье — это личность, это не какой-то объект, который мы положим в железный ящик и будем наслаждаться. Истинное счастье — раса, анандам — это личность, нужно понять: мы личности, и мы несчастны. Мы хотим быть счастливыми, и мы можем быть счастливы только в связи с личностью, статус которой превосходит наш статус. Поэтому существует область Сверхсубъекта, и подлинное счастье живет там, в мире Сверхсубъекта, а не в мире низших объектов, где мы находимся. Мы должны направить нашу жизнь в таком направлении. Расо вайсах акхила расамрита муртих. Такого рода раса, анандам.

Раса отсутствует в объективном мире, но в мире Сверхсубъекта есть, и мы должны приблизиться к Нему в духе рабства, служения, жертвенности, не в качестве господ. Земля, измерение эксплуатации, мы живем здесь. Затем существует измерение эксплуатации, о котором говорили Будда и Шанкара, затем существует земля жертвенности, которую открыли Рамануджа и другие, три измерения бытия. Есть мир эксплуатации, и в нем также существует градация, эксплуатация различной природы, карма. Карма означает эксплуатация. И гьяна подразумевает отречение, полная отстраненность от мира объектов, отречение и возвращение в состояние, которое похоже на состояние глубокого сна без сновидений, самадхи, войти и никогда не вернуться оттуда. Если мы пробуждаемся, то мы пробуждаемся в смертном мире, в бренном мире, и наступает реакция. Земля измерения отречения, духовный ноль, словно сон. Затем подлинная жизнь начинается, земля Преданности, и в качестве частицы земли жертвенности, Преданности — Кришна Дас, Нараяна Дас, подчиненное положение.

«После того как человек осознает, что он Брамха, четан, сознание, и не связан с материальными объектами, только после этого он становится достоин прийти ко Мне». По прошествии веков и веков, когда человек в конечном счете осознает, что Васудева есть все и вся, Он личность. Мы рассматриваем Его в начале как недифференцированную, не утверждающую, не агрессивную массу сознания, но в действительности это не так. Он личность — Васудева, Парабрахман, Пурушоттам. Вы изучали «Бхагавад-гиту»? Он фундамент Брахмана, личность Бога есть фундамент Брахмана. «Существуют два начала: неизменное и подверженное изменению, два типа творения, кхара и акхара. Я выше и того и другого, как неизменного, так и подверженного изменениям, аспектов мироздания, поэтому Меня зовут Пурушоттама. Я выше этих двух фаз, кхара и акхара, Я Пурушоттама, личность». Таким образом Бог — личность, мы достигаем Его, и Он не есть просто некая субстанция, недифференцированная масса сознания, Он утверждает себя, и Он есть анандам, расо вайсах.

Преданный: Даже Джагад Гуру Шанкарачарья был вынужден признать.

Шридхар Махарадж: Я не встречался с ними [имеются в виду последователи Шанкарачарьи]. Я слышал об одном из них, он изучал Вайшнавскую литературу также, но его склонность также к майаваде. Мадхусудан Сарасвати, бенгальский ученый, на основании его аргументов, его книга называется «Адвайта-сиддхи». До этого Мадхвачарья, Джаятиртха и другие успешно опровергли аргументацию школы майавады, но этот Мадхусудан Сарасвати впоследствии хотел утвердить разновидность майавады. Но у нас есть наше общее знание, полученное из «Гиты», из «Бхагаватам», от нашего Гурудева. Мы встречали многих пандитов, ученых, но я не думаю, что кто-то мог бы опровергнуть нашу позицию, нашу аргументацию.

Преданный: Я сам был майавади 10 лет.

Шридхар Махарадж: Это хорошо, что вы имеете представление о майаваде. Подобно Дживе Госвами, он в начале отправился в Бенарес и изучил всю литературу майавады, а затем во Вриндаване он опроверг.

Преданный: Я хотел бы это сделать.

Шридхар Махарадж: Также мы видим, Кумарил Бхатта отправился к буддистскому ачарье, познал весь буддизм, и затем он опроверг его. Это было в то время, когда Шанкарачарья явился в этот мир, Кумарил Бхатта покинул этот мир. Затем явился Шанкарачарья и стал представлять буддистские идеи, но под видом ведической литературы. То, что говорил Шанкарачарья, похоже на буддизм. Будисты говорят, что с растворением ментальной системы ничего не остается, не существует вечного бытия дживы. Здесь Шанкара и буддисты согласны, джива не обладает вечным существованием. Мы находим в «Бхагавад-гите» [цитирует санскрит]. Каков смысл всех этих санскритских терминов? Она вечная, нитья, но Шанкара занял позицию буддизма, заявив, что с растворением ментальной системы ничего не остается, но буддисты молчат относительно того, остается ли что-то помимо этого. Шанкара говорит, что Брахман, некий источник, сознательная субстанция остается, но мы не можем знать его. Это нечто не может быть полезно для нас каким-либо образом. Если истина не может утверждать себя, если она не способна нисходить в майическую область? Я встречал многих майавади-пандитов, они не могли ответить на этот вопрос. Они говорят, что есть пламя, есть топливо, люди путают пламя с топливом. Точнее, есть оправа и есть драгоценный камень, люди путают их. Я спрашивал: «Как понять, что есть что?»

Преданный: Почему многие майавади проповедуют столь широко?

Шридхар Махарадж: Ну не только майавади, в этом мире есть все типы мыслителей. Этот мир не есть место для здравомыслящих людей. Майа означает ма джа, то, что не есть, «ма» означает «нет», а «джа» означает «что». Этот мир — это аспект заблуждения Целого, то есть майа. Другая интерпретация такова, все обладает безграничными возможностями и безграничными связями, но мы измеряем эту реальность согласно нашей эгоистической природе. Мы рассматриваем все сквозь призму наших интересов, мы интерпретируем мир таким образом и создаем записи на основании моих эгоистических интересов, мое впечатление об окружающем мире. Впечатления тигра и муравья — разные впечатления, потому что мы рассматриваем мир через призму разных интересов. То же самое касается людей, они рассматривают мир через разные призмы. В одном человеке кто-то видит друга, кто-то в том же человеке видит врага. Согласно нашим интересам мы таким образом интерпретируем реальность, и если наше место меняется, положение в мироздании, то наша интерпретация окружающего мира соответственно меняется, поскольку меняются интересы. Таким образом майа означает оценка. Не под центральным углом зрения мы рассматриваем реалии, но мы ставим себя в центр и проецируем наш эгоистичный интерес на окружающий мир, интерпретируем реальность и делаем записи в соответствии. Вы понимаете? Это майавада.

Преданный: Но ведь они вводят людей в заблуждение?

Шридхар Махарадж: Конечно, и опять же все приводится в гармонию. Господь говорит: «Я дал указания Шанкаре, моему любимому ученику, ступай, проповедуй майаваду». Почему? Потому что как в больнице: люди тяжелобольные отделяются от других больных для того, чтобы спасти тех, кто болен не настолько тяжело. С этим представлением людей, которым присущи демонические наклонности, необходимо отделить от общей массы людей, чтобы эта общая масса невинных людей могла спастись. Иначе они заразятся, поэтому «ступай и проповедуй», — Нараяна попросил Махадева, — «ступай и уведи их в сторону».

По милости Гауранги. Гауранга пришел и принес учение бхагаваты, и источником этих заключений является Вьясадева. После того, как его укорил его Гуру, Нарада: «То, что ты сделал до сих пор, это все нонсенс, — дхарма, артха, кама, мокша. Ты прописал диету больным. Но здоровые люди, как они будут жить и чем они будут питаться? Ты не дал никаких указаний на этот счет. Теперь новая идея: здоровые люди будут культивировать расу, они будут жить за пределами освобождения, отречения, — это нормальная жизнь. Как они будут жить? Дай им такого рода наставления, в противном случае все твои Веда, Веданта, «Гита», «Махабхарата», все это будет ложно понято». Так Нарада обратился к Вьясе, и затем Ведавьяс написал «Бхагаватам», и Махапрабху пришел с этим окончательным заключением. Не беспокойся об этих начальных Писаниях, не предавай им значения, но высочайшее явление, которое было дано Вьясадевой в его последнем трактате, обратись к этому знанию, прими Имя Господа, отправься непосредственно к Кришне и культивируй Кришна-анушиланам. Культивируй сознание Кришны служа.

Раздаются столь многие голоса, которые заявляют, что Гаудия Матх проповедует рабскую психологию. Мы столь велики, со хам, а Гаудия Матх говорит: «Нет-нет, мы рабы Кришны». Гаудия Матх якобы распространяет депрессивное настроение, таким образом. Но мы заявляем, что речь идет о реальности. Вы страдаете от множества ложных представлений. Возможно, вы не знаете Сиддханти Махараджа. Он жил в Калькутте, в Пури, он был очень смелым и прямолинейным оратором. Он атаковал Субаса Боса, Банкима Чаттерджи, всех этих людей. Они были очень обеспокоены и хотели остановить наше собрание в том месте, где он атаковал этих людей. Нас хотели заставить отказаться от проповеди. Мы не согласились. Пришел некий человек, и я заявил: «Эта страна не есть удел Банкима Чаттерджи и Субаса Боса, это также Родина Будды, Шанкары, Васиштхи, Ведавьясы, Шри Чайтаньядева, Рамануджи. Они также сыны этой земли, Индии. Неужели только политическая свобода? Что такое политическая свобода? Это ничто. Есть страны, где присутствует политическая свобода, но люди там страдают. Какова наша истинная цель, это следует понять. Столь многие Вайшнавы, ученые, Макс Мюллер и другие надеялись на то, что Индия даст миру подлинную свободу. Вы должны возвысить свое сознание до этого стандарта». И эти люди ушли с жалобами на проповедь Гаудия Матха. Чайтанья Прасад я назвал этого мальчика, возможно, Чайтанья Дас или Чайтанья Прасад. В то время Раху, какой-то буддистский ачарья приехал в Бихар, в Патну. Раху его звали, он был буддистским монахом.

Преданный: Лидером махаяна-буддизма.

Шридхар Махарадж: Да. Раху был последователем Буддхадева, и его имя было любимо буддистскими монахами, а его имя санньяси было Санкитая Раху. Мы слышали о нем от этого Чайтанья Даса.

Мы не способны жить, не поглощая столь многие жизни. Те, у кого есть руки, поедают тех, у кого нет рук, а те, у кого есть ноги, выживают, поедая растения, траву, существ, у которых нет ног. Большие выживают, пожирая тех, у кого меньше силы. Джива дживасья дживанам. Каждое живое существо выживает за счет поглощения множества других джив. Мы находимся в гуще подобной безнадежной ситуации, и каждое действие влечет равное по силе противодействие. «Ману-самхита» говорит: «Тебе известен смысл манса? Манса, мана означает «я сам», а са означает «он». Я — он. Это означает, что я съем его, а он съест меня в ответ, как реакция». Поэтому эта субстанция, мясо, называется манса. В «Бхагаватам» присутствует параллельное утверждение: «В этой жизни мы убиваем животных, но в следующей жизни эти животные будут убивать и поедать нас». Таков закон. Мы находимся в подобном безнадежном положении. Это неизбежно, мы не в силах жить, питать наше тело, не причиняя ужасные беспокойства окружающему миру. Как же можно выбраться из этого?

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1982.03.11.B82.03.13.A

«Что раб чувств поймёт в философии?»

1982.03.13.B82.03.16.A

«От невежества к знанию»

1982.03.22.B82.03.25.A

«Мы достигнем 24-часового служения!»

1982.03.25.B82.03.29.A

«Странник»

1982.03.29.D82.03.30.A

«Лесть немыслима по отношению к Абсолюту»

1982.03.29.B

«Принять бремя трудностей»

1982.03.29.C

«Как джива приходит в материальный мир?»

1982.03.30.B82.03.31.A

«Чисты, как сама чистота»

1982.03.31.B

«Обратись к центру»

1982.04.04.A

«Махамандала»

1982.04.06.C82.04.14.C

«Владыка Майи и Раб Абсолюта»

1982.04.07.A82.04.14.A

«Сварупа Дамодара — второе «Я» Махапрабху»

1982.04.14.B

«Ганеша — лидер пролетариата»

1982.04.14.D82.04.16.A

«Добродетель — награда самой себе»

1982.04.16.B

«Рагануга и Рупануга»

1982.04.16.C

«Смерти не существует»

1982.04.16.D82.04.18.A

«Может ли джива стать Шивой?»

1982.04.18.B

«Монастырь и семейный очаг»

1982.04.18.C

«Встретив преданных, мы встретили Кришну»

1982.04.23.A

«Радхадеш»

1982.04.23.B82.04.24.A

«Самбандха, абхидхея и прайоджана»

1982.04.24.B82.04.25.A

«Махапрабху рекомендует гьяна-шунья-бхакти»

1982.04.25.B82.04.27.A

«Тандава — безумный танец Святого Имени»

1982.04.27.B

«Частица в Океане Радости»

1982.04.27.C

«Смирение в подлинном смысле»

1982.04.28.A

«Кришна — Центр Нежности и Любви»

1982.04.28.B

«Према обладает собственным законом»

1982.04.29.A

«Обрести вкус высочайшей расы»

1982.04.29.B82.04.30.A

«Уход Кришнадаса Бабаджи Махараджа»

1982.04.30.B82.05.01.A

«Заблуждение зависит от Истины»

1982.05.01.B

«Ему нравится есть воруя»

1982.05.01.C82.05.02.A

«От материи к духу»

1982.05.03.D.82.08.20.B

«На полпути до Голоки»

1982.05.03.B

«Сердце Ханумана»

1982.05.03.C.D

«Рамачандра и Сита Деви»

1982.05.04.A

«Сознание Кришны — богатство сердца»

1982.05.04.B82.05.05.A

«Лила — поток, которому невозможно противиться»

1982.05.05.B

«Садхана — постепенный процесс»

1982.05.06.A

«Игры Абсолюта»

1982.05.06.B

«Связан с Хари, лишён Хари»