Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2006 / «Отказаться от свободы в пользу Красоты»

«Отказаться от свободы в пользу Красоты»


  • «Отказаться от свободы в пользу Красоты» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 23 октября 2006 года, Санкт-Петербург, Лахта

    • Нарада даёт наставления Вьясадеве (00:00)
    • Качества, позволяющие видеть Истину (05:09)
    • Разговоры о суетном раскачивают лодку нашего ума (09:25)
    • Повиновение сердцем (10:32)
    • Временное не привлекает осознавшего вечное (16:00)
    • Поиск Абсолютной Красоты – великая заслуга (18:01)
    • Не обязательно читать «Отче наш», чтобы поесть (19:14)
    • Корыстная деятельность бессмысленна (23:45)
    • Автобиография Нарады (26:06)
    • Милосердные мудрецы (29:36)
    • Яд в правильных дозах может быть лекарством (31:37)
    • Служение Всевышнему (36:11)
    • Удовлетворение и покой не являются счастьем (38:01)
    • Что такое искренность? (40:50)
    • Лекарство от вожделения (41:35)
    • Отражение похоти (45:36)
    • Две методики появления подлинного влечения (50:16)

http://www.youtube.com/watch?v=DGuHwfL-pls

Нарада даёт наставления Вьясадеве

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы продолжаем читать «Бхагаватам», первая песня, пятая глава. Мы продолжаем читать, как Нарада пытается разобраться в психических проблемах Шри Вьясадевы. Вьясадева был очень недоволен собою. Тут Нарада пытается разобраться. Текст девятый, Нарада говорит:

Ты объяснил, в чем дхарма – долг человека, но не объяснил, как этот долг связан с Абсолютной Истиной – Прекрасной Реальностью.

Казалось бы, такая непонятная фраза, да? Вьясадева объяснял в Ведах и других разделах ведического учения, в частности, в таком разделе, как ньяя. Ньяя означет логика. Он с помощью логики объяснял, в чем долг человека. Но когда мы говорим о долге, мы должны говрить о долге по отношению к чему-то. Потому что сама по себе деятельность как должестование бессмысленна, потому что нет объекта, к которому мы направляем свой долг. Нарада и говорит, что ты сказал, что надо делать, но не сказал, что это надо делать в связи с Абсолютной Истиной. Понимаете? Только для того, чтобы достичь внутренней гармонии. Например, подметать полы, но делать это ради родины своей, а можно подметать полы ради Всевышнего. В одном случае не будет внутреннего удовлетворения, а в другом будет внутренняя гармония. Нарада и говорит, что ты неудовлетворен, потому что ты сказал, что делать, но не сказал, что делать это нужно только ради Абсолютной Красоты, а не ради чего-то еще.

В частности, в Ведах говорится, что нужно подчиняться мирской власти, т.е. нужно подчиняться внешней администрации. Мирская власть на санскрите обозначается словом «манвантара», их еще называют ману, прородители человечества и т.д., но, по сути, это мирская власть — манвантара. Ману – это человек, аватара – нисшествие свыше. Вьясадева написал, что нужно подчиняться мирской власти, но не сказал, почему. Позднее Нарада будет объяснять ему. Потому что мирская власть от Бога. Подчинение мирской власти – это воспитание в себе духа подчинения, в принципе, служения. Поэтому мирская власть от Бога. Потому что подчинение вызывает в тебе послушание перед чем-то высшим. А Вьясадева говорит, что нужно просто подчиняться мирской власти.

Слова, не возносящие Абсолютную Непорочную Красоту, Шри Кришну, напоминают воронье карканье. На них слетаются другие вороны, но лебеди не находят в них ничего привлекательного, ибо по природе тянутся к чистоте. Только слова, описывающие величие и красоту бесконечного, способны избавить сердце от тревог и страха. Даже написанное несовершенным языком, такое произведение радует слух тех, кто честен по отношению к себе и прислушивается к голосу сердца.

Если какие-то вопросы есть, то лучше сразу задавать, пока не забыли.

Ты указывал путь к счастью, но под счастьем понимал свободу. Однако познав себя и став свободным, нельзя обрести счастье, как нельзя обрести счастье, действуя из корыстных соображений. Только служа Кришне – Прекрасной Реальности – Средоточию Счастья, можно утолить жажду сердца.

# 5:09

Качества, позволяющие видеть Истину

О, Вьясадева, тебе посчастливилось обладать такими качествами, как честность, верность Истине и способность видеть суть происходящего. Поэтому, созерцая чудесные игры прекрасного Абсолюта, ты можешь достоверно описать их и тем самым помочь другим освободиться от рабства иллюзии.

Здесь Нарада дает своему ученику Вьясадеве намек, да и в назидание нам, какими качествами нужно обладать, чтобы прикоснуться к Абсолютной Истине. Он их перечисляет. Это верность Истине, способность видеть суть происходящего и честность. Под способностью видеть суть происходящего здесь понимается, что все мире делится на движущееся и неподвижное. То, что движется, — это такая рябь, то, что мы с вами наблюдаем движущееся, не обязательно визуально, а в уме. Весь этот поток, вся эта пена — это такая рябь в нашем уме, это волны. Они нахлынут и отхлынут, нахлынут и отхлынут. Это не является неподвижным. Т.е. это такое эфемерное, иллюзорное. Но за всем этим стоит то, что неподвижно, или здесь Нарада называет это сутью. Когда мы видим морские волны, эту рябь на воде, то если мы обращаем внимание на волны, то мы не обращаем внимание на сам океан, или, как говорят, за деревьями не увидел леса. Сам океан неподвижен, несмотря на то, что происходит на его поверхности.

Нарада Муни говорит, что поскольку у тебя есть способность увидеть то, что неподвижно, вечно, то у тебя есть довольно большой шанс соприкоснуться с тем, что стоит за гранью вечного. Если мы смотрим на эту рябь, мы не сможем увидеть прообразы этой ряби. Если мы смотрим на пену морскую, на эти волны, мы неспособны увидеть то, что вызывает эти волны. Ведь волны вызываются внутренними движениями. Внутренние потоки воды выплескиваются и появляются на поверхности в виде волн. Если мы смотрим на суету этого мира, обращаем внимание на бренное, тогда эти самые потоки мы неспособны увидеть. Но если мы поймем, что существует этот «океан», или сознание (в данном случае речь идет о неподвижном, или о сути как о сознании), что все есть океан сознания, тогда мы поймем, что если есть этот океан сознания, значит есть какие-то силы, которые выводят его из состояния покоя. Эти силы и есть движения той самой Красоты, или лилы. Нарада Муни здесь и говорит, что поскольку ты способен увидеть здесь неподвижное, т.е. вечное, то и лилы тебе тоже могут открыться.

# 9:25

Разговоры о суетном раскачивают лодку нашего ума

Все описанное тобой в писаниях – образы, имена, события – не связано с Абсолютной Истиной, с Абсолютной Красотой, поэтому просто возбуждает ум подобно тому, как ветер раскачивает лодку.

Т.е. Вьясадева описывал явления природы, какие стихии стоят за всем этим, как все создавалось, кому нужно поклоняться, чтобы добыть этот плод или другой плод. Но Нарада Муни здесь говорит, что ты просто создавал рябь на поверхности ума людей. Он говорит, что «…просто возбуждает ум подобно тому, как ветер раскачивает лодку». Все эти разговоры о суетном: власти, деньгах и т.д. просто раскачивают лодку нашего ума, просто возбуждают его.

# 10:32

Повиновение сердцем

Дальше он продолжает критиковать своего ученика:

В людях от природы заложена склонность к чувственным наслаждениям, а ты поощрял в них эту склонность, придав ей оттенок религиозности. Это очень неблагоразумно. Руководствуясь твоими наставлениями, они будут потакать своим низменным порокам и думать, что следуют религиозным заповедям. Но очень скоро забудут обо всех запретах.

Т.е. Вьясадева, как здесь говорит Нарада, придал нашей склонности к эксплуатации оттенок религиозности. Если, например, кто-то хочет спариться, для этого придумана какая-то церемония. Т.е. такой оттенок религиозности придается. Ему с умным видом говорят, что браки на небесах совершаются. В зависимости от религии или идет к памятнику неизвестного солдата, или идет в храм Божий, или устраивает ведическую церемонию за 200 долларов с огненным жертвоприношением. В общем, весь этот оттенок религиозности только для того, чтобы придать нашим низменным порокам какую-то пристойность. Отнюдь это не значит, что все правила и приличия нужно отбросить. Нужно понимать смысл этого, что это все условности и что браки совершаются не на небесах.

Вьясадева всю деятельность, к которой склонны живые существа со своими пороками, направляет в определенное русло, чтобы были какие-то сдерживающие начала. Сдерживающее начало означает, что ты принимаешь какую-то власть над собой. Если ты в своих пороках или в каких-то наклонностях придерживаешься каких-то правил, то ты автоматически признаешь авторитет тех, кто эти правила дал. Ты как бы жертвуешь, или признаешь власть над тобою. Со временем, если ты научишься признавать власть, т.е. будешь идти в этом русле, тогда высшая власть будет открывать новые и новые горизонты, пока живое существо не поймет, что самая высшая власть – это Абсолютная Красота и Любовь. Но начинают это восхождение, т.е. служение, или повиновение, чему-то высшему с обуздания своих примитивных наклонностей.

Но Нарада здесь в конце добавляет: «Но скоро они забудут о всех запретах». Т.е. если подчинение высшему — это искусственная вещь, т.е. если мы подчиняемся, потому что так принято или потому что старшой велел, то очень скоро они забудут об этих запретах, и все вернется на круги своя. Если подчинение или повиновение высшему не выйдет на новую орбиту, т.е. повиновение сердцем, а не потому что старшой велел или старейшина рода, или наши деды и отцы. Любая искусственная религия, любое искусственное подчинение заканчивается тем, что приходит полная разнузданость, как мы и наблюдаем. Под видом религии совершаются убийства, насилие, разврат, торговля и в общем распад нравов, хотя все это есть такая религиозная форма в любой религии, как бы достойно она ни называлась.

# 16:00

Временное не привлекает осознавшего вечное

Дальше он говорит:

Только тот способен обратить взор к бесконечному и постичь высшую реальность, кто отказался от погони за призрачным счастьем. Но, не осознав собственной природы, невозможно отказаться от погони за иллюзией. Поэтому ты должен объяснить людям, как обрести свободу от иллюзии и как распорядиться этой свободой.

Иногда задают вопрос: «Необходимо ли пройти этот этап самоосознания?» Т.е. осознания себя частицей Брахмана, частицей океана сознания. Нарада Муни здесь отвечает на этот вопрос. Если ты не осознáешь вечное, этот Брахман, если хотите, то ты не сможешь отказаться от погони за призрачным счастьем, от погони за этой рябью. То, о чем мы чуть-чуть раньше говорили. Если ты не осознал себя как неизменную суть, или неизменную составляющую окружающего мира, ты будешь гоняться за призрачными образами окружающего мира. Нарада Муни говорит, что сначала нужно обрести свободу от иллюзии, чтобы потом отказаться от этой свободы в пользу Абсолютной Красоты. Как распорядиться этой свободой?

#18:01

Поиск Абсолютной Красоты – великая заслуга

Даже если человек пренебрег мирским долгом ради поиска и служения Абсолютной Красоте, но не достиг желаемого, ему не о чем сожалеть. Это лучше, чем тратить жизнь, исполняя долг перед другими, ради достижения мирских благ, почета, власти и другого.

Тут Нарада Муни говорит, что сам по себе поиск Абсолютной истины – великая заслуга, даже если ты не нашел Абсолютную Истину, не соприкоснулся с Абсолютной Реальностью, тебе не о чем сожалеть. Потому что это лучше, чем исполнять долг перед другими ради достижения этой пены, этих образов сточного мира.

Разумные должны искать то, что нельзя найти в призрачном мире ни в высших, ни в низших его сферах.

# 19:14

Не обязательно читать «Отче наш», чтобы поесть

Что касается чувственных удовольствий, они приходят сами собой непрошенно, как непрошенно приходят и страдания.

Т.е. для того, чтобы наслаждаться, здесь Нарада муни говорит, к чему мы все склонны, для этого не нужно придавать для поиска наслаждения оттенок религиозности. Если вы хотите поесть, не обязательно устраивать вечерю. Если хотите набить свой желудок, не обязательно читать «Отче наш» или еще какие-нибудь мантры, связанные с аппетитом. Потому что это приходит само собой. Так же, как мы не молимся, чтобы поголодать, так же и Нарада Муни говорит, незачем молиться, чтобы поесть. Молитва, или благодарение, Всевышнему имеет совсем другой смысл, совсем другую цель: не для того, чтобы поесть, а для того, чтобы еще раз соприкоснуться с Ним. Т.е. другими словами он Вьясадеве говорит, что люди хотят есть, спать, защищаться от врагов и продолжать свой род. Чтобы все это делать, не обязательно быть религиозным. Можно поспать, можно поесть, можно залезть под одеяло или убить кого-то. Для этого не обязательно кричать: «Аллах Акбар», если хочешь кого-то убить или защищать Святую Русь от украинцев. Не обязательно защищать Киевскую Русь от украинцев. Нарада здесь и говорит, что разумные должны искать то, чего здесь нет – лучший разум.

Дорогой Вьяса, даже если слуга Абсолютной Красоты – Шри Кришны — потерял веру и силы, он остается связан со своим Господом незримой нитью и уже никогда не будет чувствовать себя уютно в мире корысти, поскольку, однажды ощутив сладость служения Абсолютной Красоте, невозможно забыть этого. Всевышний Господь – все сущее, тем не менее Он в стороне от всего этого. Мироздание сотворено Господом, покоится на Нем и погружается в Него после уничтожения. Я лишь напомнил тебе о том, что ты прекрасно знаешь.

О, Вьясадева! Как воплощение Господа ты обладаешь совершенным видением. Ты видишь единую причину и сверхсубъект мироздания, объединяющего все сущее. Ты, нерожденный, явился на Землю ради блага людей и лучшее, что ты можешь сделать, рассказать им об играх сверхсубъективной Абсолютной Реальности, находящейся по ту сторону объективного мира.

Здесь он вводит понятия «объективный» и «субъективный» мир. Объективный мир – это мир наших чувственных переживаний. Субъективный мир – это мир наших душевных переживаний. Мы до этого говорили, в чем смысл инициации. Это когда мы обещаем обращать больше внимания душевным переживаниям, чем чувственым переживаниям.

# 23:45

Корыстная деятельность бессмысленна

Мудрые справедливо заключили, что знания, которые человек обретает, совершая добрые поступки, усмиряя плоть, борясь с соблазнами, изучая священные книги и воспевая молитвы, — ненужная вещь, если не пробуждает желания искать Абсолютную Красоту, о Которой невозможно говорить не языком поэзии.

Это очень известная шлока в «Бхагаватам», ее очень часто цитируют преданные. Смысл этого стиха в том, что деятельность…. Здесь перечисляется эта деятельность, в общем, вкратце здесь перечисляется все, чем занимается человек, включая и так называемую духовную практику. Это добрые поступки, усмирение плоти, борьба с соблазнами, уход от мира, изучение заветов, заветов Ильича, других заветов, молитвы, гимны и т.д. Все это не нужно, если в результате ты не хочешь искать Абсолютную Красоту. Если ты воспеваешь молитвы, чтобы обрести власть, силы и иные блага в этом мире, то лучше этого не делать. Или ты борешься с соблазнами мира, чтобы обрести власть, славу, стяжать славу подвижника, то лучше этого не делать. Или изучаешь священные писания, чтобы знанием очаровать других, то лучше этого не делать. Вся деятельность имеет смысл, только когда в результате этой деятельности мы хотим искать Истину, Абсолютную Реальность.

Другие материалы раздела

2006-08-27

«Идея и форма»

2006-09-08

«Как появилась Шримад Бхагаватам»

2006-09-09

«В попытках смастерить бога»

2006-09-11

«Разделение общества на сословия»

2006-09-15

«Недостающее звено теории эволюции»

2006-09-22

«Введение в Шримад Бхагаватам»

2006-09-26

«На выставку в секту»

2006-09-27

«Гуру – это не человек»

2006-09-28

«Разум»

2006-09-30

«Торопись! Солнце твоей жизни садится»

2006-10-01

«Любовь выше доброты»

2006-10-02

«Вера»

2006-10-04

«Веды – отец, пураны — сестра»

2006-10-06

«Воплощения Пуруши (Вишну)»

2006-10-11

«Чем живут свободные?»

2006-10-15

«Отбросить Истину на пути к Красоте»

2006-10-16

«Гостиница злобных пупсиков»

2006-10-17

«Совесть»

2006-10-19

«Выход из ада»

2006-10-20

«На пути к Красоте»

2006-10-23

«Отказаться от свободы в пользу Красоты»

2006-10-24

«Главная идея Вайшнавизма»

2006-10-27

«Беседа Нарады и Вьясадевы»

2006-12-23

«Умственное воспитание»

2006-12-25

«Расы, лилы, арчана и духовный звук»

2006-12-28

«Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён»