Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2011 / «Господь Вараха»

«Господь Вараха»

Господь Вараха

# 00:00

Земля – это плоский круг

Б. Ч. Бхарати Свами: Итак, сегодня мы празднуем день явления Варахадева. Все знают эту историю, когда Земля погрузилась в причинный океан. В действительности речь идет об истории Хираньякши. Два брата: Хираньякша и Хираньякашипу. Один из них был Хираньякша, что буквально означает «златоокий демон». И он в какой-то момент времени рассердился, разгневался. Он плавал по Вселенскому океану, пытаясь кого-то найти, с кем бы он мог сразиться. И все полубоги и человеческие существа боялись его.

Прежде всего нам необходимо понять, какова структура вселенной. Как описано в «Шримад Бхагаватам», она подобна яйцу, это яйцеобразная структура с семью… Иногда говорится три, иногда говорится семь, иногда говорится четырнадцать уровней. Срединный уровень – это Земля. Земля не есть шар, как нам говорят ученые. Эти невежественные люди, считают, что Земля подобна шару или мячу. В действительности она плоская, плоская как… Земля подобна плоскому кругу, блину. Она плоская, и существуют определенные уровни мироздания под Землей, которые мы называем подземьем, или иногда эти миры называют адскими. Но по сути адскими они не являются. Адские миры находятся гораздо глубже или ниже. Далее существует океан, и временами океан поднимается, уровень воды, так сказать, и заливает половину вселенной. Земля находится в середине, и когда уровень воды океана поднимается, то эта вода затопляет Землю. Когда вы видите изображение в книгах ISKCON, в которых на картинах изображен гигантский Вепрь, который держит мяч, так сказать, шар на своих клыках… Это так называется? Клык. Это неправильное изображение, несоответствующее, неточное, поскольку Земля шаром не является. Она плоская. И иногда Земля погружается в воды причинного океана. Этот демон летал по поднебесному миру… Под небом и выше уровня Земли существует так называемое поднебо, где живут, обитают питри, полубоги, не настоящие полубоги, а некие существа, подобные последователям Куберы, многие существа творения.

# 04:48

Хираньякша бросает всем вызов

Этот демон летал и сражался со всеми и был очень силен. Все остальные создания боялись его и потому пришли к Господу Вишну, который спал на водах этого океана. Океан, о котором идет речь, находится практически на дне Вселенной. И все создания, полубоги и все остальные, спустились туда, возглавляемые Брахмой, взмолились Вишну, который дремал, спал наполовину: «Этот демон представляет для нас угрозу». А в это время, пока они разговаривали с Господом, Хираньякша, не находя никого выше уровня океана, спустился под воду, чтобы захватить власть в подводном царстве. Власть над жидкими и апатическими элементами. Царя этого мира зовут Варуной. И демон бросил вызов Варуне, на что Варуна отвечал: «Я старик. С какой стати тебе со мной сражаться? Лучше ступай к Вишну». И Хираньякша ответил: «Я не могу найти Вишну. Он где-то прячется». Варуна ответил: «Нет, нет. Ступай. Я дам тебе оружие. С этим оружием ты сможешь сразиться с кем угодно». Этот демон вновь поднялся на поверхность океана и увидел…

Все эти события происходили одновременно: Хираньякша разговаривал с Варуной, а в это время полубоги возносили молитвы Господу Анантадеву. Анантадев – это змей. В действительности Хираньякша, Хираньякашипу и сын Хираньякашипу тоже были змеями. В этих книгах они изображены неправильно. У них тела наполовину человеческие, а наполовину змеиные, змееподобные. А их дочери время от времени влюбляются в Господа Ананту. Поскольку Он также наполовину человек, наполовину змей. И они в высшей степени очарованы Им. В то время, когда Брахма разговаривал с Господом Анантадевом, Анантадев успокаивал Его, говоря: «Не тревожься. В скором времени ты сумеешь продолжить служение, а полубоги смогут вновь вернуть себе бразды правления этой вселенной». Поскольку Хираньякша всё привел в состояние хаоса, он практически убил Индру, он убил всю армию ангелов. У Индры два вида ангелов: одни ангелы суть солдаты, а другие ангелы подобны музыкантам, они играют на музыкальных инструментах. Этот Хираньякша убил их всех и практически убил Индру. И Господь сказал им: «Не тревожьтесь. Вы восстановите утраченное положение».

# 9:40

Явление Варахадева

И тогда Брахма смог увидеть, как из Его ноздри вылетела некая частица. И эта частица стала расти. Из ноздри Господа Вишну. Она росла и превратилась в гигантского, огромного лесного кабана, или вепря. И то был Сам Господь. Господь принял образ свиньи. Если вы расскажите это мусульманину, мусульмане скажут: «Ты хочешь сказать, что Аллах высочайший стал свиньей?» Поэтому лучше не рассказывайте им эту историю. Но мы, Вайшнавы, верим в то, что Господь может принимать любой образ, любую форму. Подобно тому, как иудеи и христиане верят тому, что Господь принял образ неопалимой купины, горящего куста. Если это так, то почему Господь не может быть вепрем или любым другим созданием? Этот вепрь стал огромным, вошел в воду и поднял Землю, эту плоскую поверхность, поднял Своими клыками над поверхностью, над уровнем воды. Когда это произошло, Земля ушла под воду, поскольку Хираньякша нарушил порядок. Порядок на санскрите называется дхарма. Дхарма – это порядок. Поскольку он нарушил или вмешался в деятельность всех любящих опекунов этой вселенной, то Земля не смогла остаться в своем нормальном положении и ушла под воду. И все обитатели этого мира стали прятаться. Кто-то спрятался в бамбуковых зарослях, кто-то в цветах, во многих-многих местах, где Хираньякша не сумел бы их найти. Землю не поддерживали полубоги. И поскольку они ее не поддерживали, Земля опустилась. Господь явился и поднял ее.

# 12:25

Битва Господа с демоном

Хираньякша видел, как кто-то противостоит его деяниям, и он встал перед Вепрем и спросил: «Зачем ты это делаешь?» – «Я контролирую вселенную. Я новый контролирующий вселенную. Никто не может, не смеет бросать мне вызов. Если Земля опустилась, то это произошло благодаря моему желанию». Господь ответил: «Ты слишком много говоришь. Твои речи чрезмерны. Воины не говорят. Воины не болтают, воины сражаются». И Хираньякша схватился за свою булаву и заявил Вепрю: «Готовься к битве!» И Господь отложил в сторону Землю, и Земля плавала какое-то время, в то время как Вишну в образе Вепря сражался с Хираньякшей. В «Бхагаватам» присутствует замечательное детальное описание их битвы, кто ударил первым, кто нанес ответный удар. Хираньякша сражался с Господом настолько отчаянно, что Господь не смог удержать в руках булаву. Она выпала и упала в воду. Он схватил ее вновь, и Хираньякше был нанесен такой мощный удар, что глаза вылезли из глазниц. Я не могу описать должным образом на английском. Да. Вылезли глаза из глазниц, у Хираньякши имеется в виду, и он упал словно подкошенный, словно гигантская гора, и тогда разные обитатели Земли, полубоги… Земля приняла образ коровы и взмолилась Господу-Вепрю. А позже, впоследствии, его брат, брат этого демона, Хираньякашипу, захотел отомстить. Он также был убит Господом-Полульвом-Получеловеком, но то была другая история.

# 15:47

Господь нисходит, чтобы восстановить дхарму

Есть ли какие-нибудь вопросы у старших преданных? В целом мы говорим, Вишну означает Сохраняющий Вседержитель на санскрите. Он приходит в этот мир всякий раз, когда мировой порядок нарушается. В «Бхагавад-гите» Господь Кришна Говорит: «Всякий раз, когда воцаряется адхарма, когда дхарма нарушена, Я нисхожу. Я прихожу для того, чтобы спасти тех, ко имеет веру, и уничтожить демонов». А миропорядок означает… Что такое порядок? В четвертой главе «Гиты» Кришна говорит: «Я Создатель мирового вселенского порядка», или уклада, что подразумевает жертвенность или взаимное удовлетворение живых существ. Все живые существа, предполагается, должны предлагать дары или приносить жертвы полубогам, а полубоги, предполагается, должны обеспечивать человеческих существ водой, дождями и пищей и всеми иными жизненными благами. Поэтому таким образом подобный порядок именуется Порядком с большой буквы или дхармой. Одни живые существа предлагают свои блага, предлагают дары, а другие же существа исполняют их нужды. И когда этот порядок нарушается, то человеческие существа становятся крайне атеистичны, перестают верить в полубогов и более не предлагают плоды своих трудов полубогам. Тогда порядок нарушен. И для того, чтобы возродить его, восстановить его, Господь-Вседержитель, или Господь, хранящий мироздание, нисходит и восстанавливает порядок. Он убивает этих злокозненных личностей, чтобы они не препятствовали человеческим существам поклоняться более высоким живым существам. Или, если отсутствует определенный, специфический источник беспокойства… Или демон Вена, описанный в Бхагаватам, скажем, расстроил всё поклонение полубогам. Он запретил поклоняться полубогам, и тогда брахманы были вынуждены убить его, и из его костей и плоти возник Господь Притху, явился. Так или иначе, когда отсутствует конкретная личность, не позволяющая человечеству сохранять мировой порядок, тогда Господь приходит в качестве проповедника.

Слушатель: Как Махапрабху? Как мессия?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Как мессия. Как Сарасвати Тхакур. И Он убивает не конкретного демона, но демонические тенденции в умах человеческих, в людских умах. Он убивает демона в каждом из нас. Не одного демона отдельно взятого, но, когда отсутствует какой-то единый, один единственный источник беспокойства, то Господь… Когда присутствует подобный источник, один источник беспокойства демонизма, тогда Господь нисходит в качестве аватара и убивает этого демона. И делая это, Он предстает в разных образах. В целом существуют различные юга-аватары, подобные формы. Эти аватары нисходят в каждую эпоху, в каждую маха-эпоху, в каждую маха-югу и возрождают мировой порядок. А Господь Вараха, явление Которого мы празднуем сегодня, один из них.

# 21:38

Атеизм и совершение кармы

Есть ли какие-то вопросы?

Слушатель: Что происходит с атеистами, когда они умирают ?

Б. Ч. Бхарати Свами: С атеистами? Это зависит от их деятельности.

Слушатель: Ведь некоторые атеисты не верят в Бога, но творят хорошие дела.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Вера в Бога не имеет ничего общего с вашей судьбой, или вашей кармой. Если вы удовлетворяете чувства других живых существ, тогда, можно сказать, вы совершаете хорошую карму. Или раздаете какие-то материальные блага, то вам уготована лучшая материальная жизнь, даже если вы не верите в Бога. Творить добро другим означает удовлетворять их чувства. И чем больше человеческих существ вы удовлетворили своими поступками, тем лучше ваша карма и тем более радужные перспективы вас ожидают в новом рождении. После смерти этого тела, ныне существующего, душа переносится в суд Ямараджа, который есть судья судьбы. На санскрите его зовут Яма – владыка судьбы, который ведет записи и выносит приговор, какой будет ваша участь: будете ли вы возвышены до высшего уровня и вам будет дарована долгая жизнь, в которой будет отсутствовать нужда и бедность и прочее.

Слушатель: То есть твои поступки определяют твою судьбу ?

Б. Ч. Бхарати Свами: Совершенно верно. Он смотрит на записи…

Слушатель: А Брахма?

Б. Ч. Бхарати Свами: Брахма выше судьбы. Любой, кто выше человеческих существ, не создает карму. А любой, кто ниже человеческих существ, также не создает карму. Эти живые существа лишь наслаждаются своей кармой или страдают от нее. Больше того, даже женщины, я имею в виду существа женского пола, не принадлежат к категории человеческих существ. Поэтому они также не создают карму. Это не означает, что женщины ниже или хуже, просто они отличны, они другие, они не создают карму. Только человеческие существа, мужчины, создают хорошую или плохую карму. А полубоги наслаждаются плодами своих добрых дел, они не создают, не творят. Однажды, как только их карма исчерпана, когда они насладились всеми плодами, они снова опускаются на тот уровень, который зовется Землей, и этот круг самсары начинается вновь. Временами в силу их дурной деятельности они становятся животными. Временами их посылают в один из двадцати восьми адов, и там они страдают долгое время. А затем вновь приходят сюда в качестве людей. Различные наказания за ваши дурные поступки…

Дурные поступки означают, что вы не удовлетворяете чувства других людей. Скажем, если вы убиваете животное и едите его плоть, то это означает, что вы причиняете страдание, это означает, что вы не удовлетворяете чувство этого живого существа, вы уничтожаете его надежды. Это живое существо надеялось на то, что оно будет мирно и счастливо жить, долго, в кругу семьи, так сказать, но вы вытаскиваете его из круга родных и близких и убиваете его. Или если же вы приносите какую-то пищу его родственникам, как, скажем, муравей. Муравей тащит на своих плечах огромный-огромный тяжелый груз пищи своей царице. Да, правильно? Царице? И вы неведомо для себя просто наступаете на него и убиваете его. Это означает, что вы убили его надежды на лучшую жизнь, и он не удовлетворен вами, и он накажет вас. Вы убили его надежды, и вы будете вынуждены страдать. Таким образом, существуют разные наказания за эту деятельность. Временами вы вынуждены рождаться в качестве женщины, временами в качестве животного, в другое время вы вынуждены страдать в адских сферах. Поэтому, как только вы завершили, исчерпали карму, вы вновь становитесь человеческим существом. И также существуют разные человеческие существа, разные уровни. Четыреста тысяч категорий человеческих существ. Категорий сознания. Одни из них очень низки. Мы не видим их все.

# 28:48

Сотворение семи морей

Как я говорил выше, Земля подобна плоскому кругу, блину. Земля была плоской, а после того как царь Притху ехал на колеснице в обществе Солнца, он был несчастен из-за того, что временами Земля залита светом, иногда она находится во тьме, поскольку в центре Земли, в центре круга, присутствует узкая гора и Солнце, или Сурья, который едет на своей колеснице, объезжает эту гору выше Земли, и тень этой горы порождает тьму, темноту. И царь Притху не был доволен этим. Он взял свою колесницу, которая была столь же лучезарна, как колесница Солнца, и объехал вокруг узкой горы с противоположной стороны Солнца, которое в то время всегда светило. Но управлять колесницей было настолько тяжело, что он создал семь морей, которые подобны кольцам. Колесница была настолько тяжелой, что он создал… Я не знаю, как выразиться правильно по-английски, царапину, или углубление, или шрам в Земле, в поверхности. Если вы берете палочку, знаете, когда вы идете по лесу, то временами… Он создал семь, нечто вроде кочек, не кочек, но следов, лужиц, выбоин в земле, оставленных человеческими ногами, как в примере с лесом. И эти углубления в земле были заполнены водой. Таким образом на поверхности Земли возникли семь морей. Эти моря представляют собой семь окружностей, заполненных водой, подобно широкой… Но это все земля, человеческие существа, которые являются… и сама земля представляет собой… Поскольку она представляет некий круг, есть другие круги, плоскости. Другие человеческие существа живут на других кругах. Лучше будет сказать, разные кольца. Мы находимся в центре, мы окружены. А в центре находится та сама гора. Эта гора, где восседает Господь Шива на верхушке этой горы.

Итак, центральный круг делится горами на девять земель. И очень малая часть этого целого зовется Бхарата. Это место, где мы живем. Бхарата – это 1/9 часть круга, и рядом с этим кругом есть семь колец. Когда мы говорим, что существует 40.000 или 140.000 человеческих существ, то надо понимать, что все эти существа обитают в центральной части этого круга.

# 33:46

Бхарата-варша как место совершения кармы

И Шри Шука, Шукадева Госвами, рассказчик «Шримад Бхагаватам», говорит, что карма создается исключительно в Бхарате, в этой малой части. Все остальные части Земли, там человеческие существа живут 100.000 лет, 10.000 лет и так далее. Они очень большого размера, скажем, 28 футов в высоту. Они очень большие. У них есть реки из меда, молока. Но эти земли находятся выше Гималайских гор. Гималайские, или Himalayas, означает «место, где хранится золото». Золото и другие сокровища. Что касается кармы, то карма создается только здесь, на земле Бхараты. Он был одним из сыновей Притху, который поделил Землю на семь колец. Он был правителем этой части света, и после него Земля, которой он правил, стала известна как Бхарата. Я думаю, на сегодня мы на этом закончим, если нет вопросов. Может быть, возражения? Какие-то протесты прозвучат, декламации, угрозы?

Слушательница: Интересное место.

Б. Ч. Бхарати Свами: Может быть, вы хотите сказать: «Нет, я человеческое существо».

Слушательница: Я просто хочу мира.

Б. Ч. Бхарати Свами: Но для того, чтобы принести мир, чтобы утихомирить аудиторию, я могу заметить, что в Кали-югу мужчина также не относится к категории человеческих существ.

Слушательница: О, это святая правда.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. В Кали-югу.

Транскрипция: Егор

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

————-

Кубе́ра (санскр. कुबेर — возможно, «имеющий уродливое тело») или Виттешвара — одноглазый бог богатства и светлокожий владыка (махараджа) севера (один из локапалов), повелитель якшей, киннаров и гухьяков, дхармапала.

Дха́рма, дха́мма (санскр. धर्म dharma IAST, пали धम्म dhamma IAST «учение», «закон» и др.) — одно из важнейших понятий в индийской философии и индийских религиях. Дхарму можно описать как совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка. Понятию дхармы трудно найти эквивалент. Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от санскритского корня дхар или дхри dhṛ IAST — «держать, поддерживать»). В зависимости от контекста, дхарма может означать «нравственные устои», «религиозный долг», «универсальный закон бытия» и т. п.

Адха́рма — санскритский термин, который можно перевести как «неправедность» или «аморальность». Используется в философских учениях дхармических религий, в особенности в индуизме и буддизме. Является антонимом дхармы. Также имеет такие значения, как «неправильный», «плохой», «порок» и т. п. Кришнаговорит в «Бхагавад-гите», что всякий раз, когда дхарма приходит в упадок и воцаряется адхарма, он нисходит в этот мир в виде аватары с целью освободить праведников и уничтожить злодеев.

Бра́хманы или брами́ны (от санскритского слова IAST Brāhmaṇa IAST; дев. ब्राह्मण) — члены высшей варны индуистскогообщества.

МАХА-ЮГА (Санскр.) Совокупность четырех Юг или периодов, 4 320 000 солнечных лет. Ю́га (санскр. युग, yuga IAST, букв. «пара», «ярмо», лат. iugum) — в космологии индуизма — эры. Индуизм называет четыре юги, сменяющие друг друга циклически в указанной последовательности:

Сатья-юга или Крита-юга
Трета-юга
Двапара-юга
Кали-юга
Ка́рма, ка́мма (санскр. कर्म, пали kamma — «деяние, причина-следствие, воздаяние», санскр. कर्मन् karman IAST — «дело, действие, труд», от kar IAST — «делать») — одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения.

Санса́ра или самса́ра (санскр. संसार, saṃsāra IAST «блуждание, странствование») — круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары».