Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2011 / «Ратха Ятра — внутренний смысл Праздника Колесниц»

«Ратха Ятра — внутренний смысл Праздника Колесниц»

Ратха-ятра – внутренний смысл Праздника Колесниц

Разлука с Господом

Слушатель: Возвышенный преданный видит Кришну повсюду, но в то же время он испытывает великую разлуку с Кришной. Как это возможно? Одновременно он видит Кришну везде и повсюду, но в то же самое время чувствует разлуку с Ним.

Б. Ч. Бхарати Свами: Кришна предстает в различных формах и образах. Существуют различные концепции Кришны. Эти различные формы и образы Кришны воспринимаются по-разному, разными чувствами. Возвышенный преданный видит Кришну посредством своего разума, или рассудка, не при помощи чувств. Они способны понять, что все сущее есть Кришна. Но Кришну, как личность, которую мы воспринимаем чувствами, они не могут видеть эту личность с помощью чувств. Наше сердце стоит выше разума, или рассудка. Наше сердце в большей степени связано с чувствами. Скажем, как разумный горожанин видит повсюду присутствие премьер-министра. Когда почтальон стучится к нему в дверь, горожанин понимает, что перед ним городской глава или даже премьер-министр в образе почтальона, поскольку этот почтальон выполняет функции, возложенные на него правительством. Подобное касается банковской системы или самолетов, аэропортов, любая функция в обществе, в государстве такого рода. За всем этим стоит глава. Поэтому разумный горожанин способен видеть присутствие премьер-министра или главы этого государства повсюду, хотя он его не видит собственными глазами. Аналогично этому возвышенные преданные способны видеть, что все бытие, устройство Вселенной, закон кармы, все в мироздании функционирует по воле свыше, однако они не видят Кришну своими глазами — посредством чувств, поэтому они испытывают боль разлуки.

Существуют разные формы Кришны и в «Бхагаватам» Вселенная изображается как тело Кришны. Мы можем прочитать в «Бхагаватам», что Вселенная имеет форму гигантского дельфина или гигантского цветка лотоса. Опять же мы видим, что Вселенная изображается как огромное яйцо, как корова, как человек, ноги которого – шудры, голова – брахманы, живот – вайшьи, сердце – Кришна. Т.о. это тело космического человека описывается очень детально. Это все вышеупомянутое суть формы Кришны, но тем не менее это не Кришна. Кришна есть все сущее, но все сущее тем не менее не есть Кришна. Вот почему преданные испытывают разлуку с Ним. Они не могут взаимодействовать с Ним. Вы можете видеть присутствие Кришны повсюду, но вы не взаимодействуете с Ним, Вы не обмениваетесь эмоциями любви с Ним. Это причина страданий и разлуки.

# 5:40

Ратха-ятра

Слушатель: Махапрабху выбрал своим местом Джаганнатха Пури, и в этом месте Он испытывал интенсивное чувство разлуки. О чем речь идет в этой истории?

Б. Ч. Бхарати Свами: Джаганнатха Пури представляет Двараку. Дварака – это место, куда Господь Кришна убежал от гопи, чтобы жениться на своих законных женах. Гопи испытывали разлуку с ним. Джаганнатха Пури – это место, где Кришна живет в обществе своего брата и сестры. Когда Кришна встретил гопи Вриндавана на Курукшетре во время солнечного затмения, Он столкнулся лицом к лицу с Радхарани. Радха по-прежнему чувствовала разлуку. И в тот момент Она произнесла знаменитые слова, заключенные в знаменитом стихе: «Я – та же самая, Ты – другой. Хотя я встретила тебя лицом к лицу, я все же чувствую разлуку, потому что Ты — не тот Кришна, не тот шаловливый подросток. Ты – супруг тысяч жен. На твоих плечах лежит бремя семейных обязанностей.» Хотя Она могла видеть Его, Она чувствовала интенсивную разлуку. Пури (Дварака) – это место, где Кришна живет семейной жизнью. У Него 17 тысяч жен. Он занимается политическими вопросами. Он борется с врагами династий Панду и Вришни. В Его сердце нет места для гопи Вриндавана. Это другой Кришна. Гопи Вриндавана по-прежнему чувствуют то же самое к Нему, что и в прошлом. Махапрабху жил недалеко от храма Джаганнатха, который является Дваракой. Он жил на расстоянии от Двараки и являл эмоции Радхи. Махапрабху – Кришна, облаченный в эмоции Радхи. Хотя Махапрабху мог видеть Его – Господа Джаганнатха, но то был иной Кришна.

Когда Кришна оставил их ради Двараки, они испытывали определенные чувства. Те же самые чувства Махапрабху переживал и демонстрировал в Пури. Махапрабху демонстрировал свои эмоции ликования в Пури лишь в дни Ратха-ятры. Поскольку эти определенные дни суть те дни, когда Кришна покидает Двараку – покидает храм Джаганнатха под предлогом болезни и отправляется на свидание с гопи в храме Гундича. В эти дни во время Ратха-ятры Махапрабху демонстрирует эмоции гопи, Он очень счастлив, поскольку Кришна покидает Двараку и отправляется на встречу со своими деревенскими подругами. Вот почему Махапрабху танцует в экстазе.

То была уловка со стороны Кришны: Он притворился больным, с тем, чтобы у Его жен не возникли подозрения: «Как так? Наш муж уезжает от нас один!» Кришна сказал: «Я поеду в обществе брата и сестры», чтобы жены Его не заподозрили. А затем Он сказал: «Я покину Вас лишь на один день». Уехав, Он прислал «телеграмму», что внезапно заболел и задержится еще на неделю. Вот что происходит каждый год там, где Господа Джаганнатха перевозят в храм Гундича, и Он проводит там одну неделю. На протяжении этой недели Ему поклоняются деревенские девушки из дикого, туземного племени. Только им позволяют ступать в храм. Браминам на протяжении этой недели вход воспрещен. Эти деревенские девушки поклоняются на протяжении одной недели. Никто не знает, как они поклоняются. Речь идет о гопи Вриндавана. Затем, по прошествии одной недели Кришна возвращается в обществе сестры и брата к женам.

Махапрабху никогда не присутствовал на церемонии возвращения Джаганнатха. Т.к. это возвращение – источник мучительной боли, поскольку Кришна покидает гопи. Но когда Господь Джаганнатх садится на колесницу и отправляется к Гундичу, Махапрабху экстатичен. Следуя Махапрабху, мы также празднуем Ратха-ятру, но не возвращение Кришны в храм Джаганнатха. Никто не празднует это. Индийцы празднуют, а гаудия-вайшнавы – нет.

# 15:45

Гаудия-вайшнавы поклоняются Махапрабху Надии

Также гаудия-вайшнавы не празднуют то событие, когда Махапрабху принимает санньясу. Это событие означает, что Махапрабху покидает общество своих близких преданных, нечто подобное тому, как Кришна покидает Вриндаван. Аналогичным образом Махапрабху покидает Навадвип, и гаудия-вайшнавы не празднуют это событие. Видите, во всех наших храмах Махапрабху изображен грихастхой (семейным человеком) до принятия санньясы с длинными волосами. Он – Нимай. Он – не Чайтанья Махапрабху. Мы поклоняемся Нимаю, подобно обитателям Навадвипа.

Было противоречие, и возникла дискуссия, когда определенные преданные начали проводить фестиваль Ратха-ятры в Навадвипе. Чтобы привлечь публику, они начали тащить колесницу по Навадвипу, подобно Ратха-ятре Господа Джаганнатха. Шрила Шридхар Махарадж сказал: «Если бы они знали, что обитатели Навадвипа чувствуют, когда Махапрабху покидает их. Фестиваль колесниц означает, что они увозят Кришну из Вриндавана. Если бы они знали это, они не стали бы это делать, поскольку Кришну увозят от гопи — Его самых интимных преданных во Вриндаване.» Хотя в Двараке, Мадхуре и на Курукшетре преданные пребывают, но его интимные преданные – во Вриндаване и Навадвипе. Мы происходим из клана этих преданных. Существует много кланов преданных. Представители этих кланов счастливы, когда Кришна покидает Вриндаван и приходит к ним. И они правы в этом. Но мы принадлежим к иному клану. Т.к. наши лидеры находятся во Вриндаване и Навадвипе, поэтому Шридхар Махарадж говорит: «Если бы они действительно были последователями Рупы Госвами, они на стали бы уводить Кришну оттуда.» Навадвип – это Вриндаван. Кришна однажды встретил преданных Вриндавана на Курукшетре, что совсем близко от Вриндавана. Курукшетра и Вриндаван находятся рядом.

Махапрабху вернулся в Навадвип лишь один раз. И не в Навадвип как таковой, но он оставался на Коладвипе, в том месте, где находится наш Матх. Он не пришел в точности в Навадвип. Эти лилы соответствуют друг другу. Когда мы вступаем на территорию нашего Матха в Навадвипе, мы видим объемное изображение, барельеф. Мы видим над воротами у входа в храм два ряда изображений. Верхнее изображение показывает Кришну, держащего Говардхан, и преданных рядом с Ним. Внизу санкиртана Махапрабху. Это одна и та же лила по сути, но разного характера, разной природы. Кришна и Махапрабху находятся в центре. Кришна в центре на вершине и преданные, а Махапрабху также внизу в центре и вся его группа санкиртаны вместе с Ним. Шрила Шридхар Махарадж по сути сделал эту картину. Он давал указания, кто и каким образом должны быть представлены. Говардхана-лила — лила Вриндавана тождественны лилам Навадвипа. Такова идея. Они похожи. Может быть, не полностью идентичны, но очень похожи, если не идентичны.

# 22:50

Уникальность Шри Чайтанья Сарасват Матха

Слушатель: Получается, мы отличаемся от ИСКОНа?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, отличаемся. Разве это не ясно? Я думаю, это очевидно. Шрила Шридхар Махарадж видел смысл повсюду. Он не делал ничего бессмысленного. Каждое движение в Матхе наделено глубоким смыслом. Символическим образом этот смысл представлен или отражен. Речь не идет о том, чтобы сколотить колесницу и тащить ее веревками, привлекать публику и кормить ее прасадом. Когда Кришна покинул Вриндаван, то песчинки на земле Вриндавана стали черными. Поскольку во Вриндаване все есть четана или четаша – сознательная субстанция сознания. Песчинки почернели, настолько интенсивное чувство. Песок превратился в пепел. А гопи бросались под колеса колесницы, на которой Кришна уезжал из Вриндавана, чтобы она их раздавила. Настолько они не хотели, чтобы Он покидал Вриндаван. После того, как Он все-таки уехал у них возникло серьезное психическое расстройство. Кришна, чтобы успокоить их, послал Даруку. Дарука выглядел как близнец Кришны, был очень на него похож.

Шрила Шридхар Махарадж говорит, что это очень жестоко. Только бессердечные люди способны проводить фестиваль колесниц во Вриндаване. Есть у них сердце или нет, по крайней мере, они безмозглые. Потому что они не понимают, какой смысл у Пури. Шрила Шридхар Махарадж объяснял им все эти вещи, но не резко, крайне осторожно в выражениях, мягко. Они стали его обвинять. Кто это начал делать? Человек по имени Нараян Махарадж. Он стал устраивать эти фестивали колесниц и стал винить Шрилу Шридхара Махараджа.

Он имел видение каждого образа, картины, события. Вот почему мы говорим: Гуру с большой буквы. Его видение отличается от нашего видения. Он воспринимает вещи иначе. Вот почему мы принимаем его руководство. Шрила Шридха Махарадж был связан отношениями с другими ачарьями, но он расходился во мнениях, во взглядах. Когда Сарасвати Тхакур ушел, то иные ачарьи поставили усыпальницу Сарасвати Тхакура у ворот Чайтанья Матха. Шридхар Махарадж сказал дружелюбно, что это неправильно. Поскольку мы не демонстируем наших гуру у входа, мы ставим усыпальницу на заднем дворе. Наши гуру – не манекены в витрине магазина. Шрила Гуру Махарадж сказал, что лучше поставить усыпальницу на заднем дворе. Если Вы посетите Чайтанья Матх в Маяпуре, Вы увидите. Шрила Гуру Махарадж сказал, что лучше усыпальницу (самадхи) разместить на заднем дворе. Ачарья этого Матха не согласился, он сказал, что «лучше будет так, потому что будет приходить больше народу, денег мы будем собирать больше». Для нас нет разницы, где будет стоять усыпальница: на виду у всех или где-то сокрыта. Но ачарьи видят иначе: что есть что и кто есть кто.

Однажды я находился в обществе Гурудева в Пури в период Ратха-ятры. Скорее всего это было в 2005 году. Наш Матх разделен дорогой. С одной стороны гостиница или жилые помещения, затем дорога и Матх. На входе в Матх у дороги можно увидеть статуи преданных, играющих на мридангах. Гурудев сказал: «Это неправильно. Потому что мы никогда не демонстрируем любых преданных, которые выше шанта расы¹.» На обложках наших книг мы не помещаем изображения наших Гуру или образы преданных более высокого уровня, нежели шанта раса. Цветок лотоса, река, птица и т.п. – это все категория шанта расы.

Слушатель: Это Вайкунтха?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, Вайкунтха – это уже дасьям. Слоны, коровы, все, что угодно, но не преданные. Преданные не могут служить орнаментом, если речь идет об обложках книг и т.п. Ачарья-вайшнав способен все видеть своим особым видением. Тот, у кого этого видения нет, должен консультироваться, спрашивать у преданных более высокого калибра. Если он не станет спрашивать, этот человек с более ограниченным пониманием, он неизбежно будет делать ошибки — не просто ошибки, а оскорбления. Они помещают своих гуру и Махапрабху на обложки своих книг, потом кладут эту книгу обложкой на стол.

Речь идет о внутреннем видении. Для нас это могут быть незначительные детали, поскольку мы не имеем этих чувств. Но наши ачарьи, Гуру, для них это крайне важно. Они чувтствуют своим сердцем. Поэтому Махапрабху не контактировал с внешним миром непосредственно. Его секретарь — Шри Сварупа Дамодар имел обыкновение читать стихи и поэмы преданных. Только затем представлял некоторые из них Махапрабху, поскольку в Пури чувства Махапрабху могли быть уязвлены. В тот период они были особенно тонки. Сварупа Дамодар, будучи защитником чувств Махапрабху, показывал Ему только те шлоки², те поэмы, которые не могли задеть чувства Махапрабху. Он был очень жестким фильтром: лишь немногие избранные образцы могли пройти сквозь этот фильтр. Махапрабху истинно страдал в тот период. Хрупкие и тонкие, уязвимые чувства. В Гамбхире³ эта боль была настолько нестерпимой, что Он раздирал лицо о стену, Он не спал, Он находился в бессознательном состоянии. Как бы это могли назвать врачи? Эпилепсия. Если Вы почитатете мирские книжки о Махапрабху, там пишут: «судя по всем признакам, Махапрабху был эпилептиком». Но он духовно страдал — разлука.

Махапрабху передал свое видение Сварупе Дамодару с тем, чтобы отбрасывалось все, что могло бы усилить страдания Махапрабху. Только те стихи, которые могли принести Махапрабху некое облегчение, допускались. Вот почему для Шрилы Шридхара Махараджа это было крайне важно. Он говорит: «В нашем Матхе ни Кришна, ни Махапрабху, ни гуру не изображаются на обложках книг». Шридхар Махарадж страдал от этого, это ему причиняло боль.

Точно так же Шрила Сарасвати Тхакур. С ним произошел сердечный приступ, от последствий которого он так и не оправился. Это было, скорее всего, в Пури или в Навадвипе. Он услышал, как кто-то поет: «Радха Кришна Нитай Гора…» В этой песне кто-то сравнивает Радху Кришну с Нитаем и Гаурангой. Нитай и Гауранга суть Баларама и Кришна. Кто-то сравнивает их с Радхой и Кришной. Для нашего грубого восприятия нет разницы: Радха, Кришна, Гоура, Нитай – святые имена. Но Сарасвати Тхакур, когда услышал это, потерял чувства. Это причинило ему боль. Он болел на протяжении двух месяцев, а затем покинул этот мир. Конечно, преданные покидают этот мир тогда, когда они этого хотят, когда они видят, что их миссия завершена и нет ничего, что можно было бы прибавить к этой миссии и есть кто-то, кто способен эту миссию продолжить. Когда миссия завершена, и настал час для этого преданного покинуть этот мир. Это то, что говорит Шридхар Махарадж. Этот эпизод растоптал его чувства.

# 38:37

Шри Дварака

Слушатель: Вчера я читала о Кришне и гопи, как Он покинул Двараку. Я не могла поверить, что он покинул Двараку ради гопи. Нет, не ради гопи. Они плакали…

Б. Ч. Бхарати Свами: Вы имеете в виду Вриндаван? Дварака – это город, который Он основал. По сути у него была крепость, или замок можно сказать, рядом с Хастинапуром, где правил Юдхиштхира Махарадж. Некие цари соседних царств, а именно Джарасандха, атаковали крепость Кришны множество раз. Кришна дал обещание матери Джарасандхи не убивать ее сына. Джарасандха был настолько надоедлив и беспокоил Кришну, что Кришна решил: «Я не могу убить этого парня.» Дварака находится рядом с Бомбеем. Он решил: «Я построю собственный город рядом с Бомбеем, где он меня не достанет». Там Он разместил свой гарем, состоящий из 16 000 жен.

Как этот гарем возник? Некто вез свой личный гарем, состоящий из 16 000 женщин. Кришна напал на этого человека, убил его и, как человек благородный, женился на этих женщинах. Будучи опять же человеком порядочным, Он построил дворец для каждой из этих девушек. Понимаете, для него это было очень тяжело, обеспечивать 16 000 жен и не в одном месте, а каждую жену разместить в отдельном доме.

Слушатель: Когда Он ходил к каждой из них, она думала, что она одна из 16 000 тысяч? Каждая из них считала, что она одна из множества или что Он принадлежит только ей?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет-нет. Он использовал черную магию. Он, как правило, посещал всех своих жен одновременно в одну и ту же ночь. Конечно, каждая из них чувствовала: «О! Кришна пришел сегодня ночью ко мне! Я – особенная!» Так чувствовали они все. Такой был персонаж. Но в последствии, когда Его убили, все Его жены вернулись к каким-то бандитам — дакойтам.

Слушатель: Он был убит?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Его убили. Это было политическое убийство. Наемный убийца.

Слушатель: Так Он окончил свою жизнь?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Пал от руки наемного убийцы.

Слушатель: А сколько лет ему было?

Б. Ч. Бхарати Свами: 125 лет, но выглядел Он очень неплохо. В то время экологические условия были более благоприятные, поэтому люди жили дольше и выглядели лучше. Можно было сохранять внешность, долго не стареть.

Слушатель: А что стало с этими девушками? Их захватили дакойты? Кто такие дакойты?

Б. Ч. Бхарати Свами: Дакойты – это бандиты.

Слушатель: Бедняжки.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Мы до сих пор льем слезы. 5 000 лет прошло, но чувства сожаления нас не оставляют.

Слушатель: А почему так произошло?

Б. Ч. Бхарати Свами: Кришна не справился с ситуацией.

 ———-

¹Основные расы:

шанта — нейтральные отношения;

дасья — отношения служения;

сакхья — дружеские отношения;

ватсалья — родительские отношения;

мадхурья — супружеские отношения.

²Шлока – древнеиндийский санскритский эпический стихотворный размер.

³Гамбхира (с санскрита: глубокая, сокровенная, потайная) – комната, где жил Шри Чайтанья Махапрабху, в доме Каши Мишры в городе Пури, недалеко от храма Джаганнатха.

Транскрипция: Вишнуприя Д. Д.