«Настоящая коррекция кармы»
# 25:36
Влияние знания на человека
Б. Ч. Бхарати Свами: Для чего он должен развиваться?
Слушатель: Он считает, что…
Б. Ч. Бхарати Свами: Чтобы стяжать знания.
Слушатель: Стяжать знания, познание мира…
Б. Ч. Бхарати Свами: А знания делают нас жесткими, жестокими, надменными.
Слушатель: Он так и стал жесткий и жестокий. Он знает, как правильно надо, всех строит.
Б. Ч. Бхарати Свами: Знание – это обладание. Знание делают нас уверенными, уверенность делает нас самоуверенными, самоуверенность делает нас самоутвердившимися, самоутверждение делает нас твердыми, твердость делает нас жесткими, а жесткость делает нас жестокими.
Слушатель: Это очень хорошо, записать надо. Это очень важно.
Б. Ч. Бхарати Свами: Знание делает нас жестокими.
Слушатель: Так стоит ли знание стяжать?
Б. Ч. Бхарати Свами: В чем мать родила, незнание, детьми.
Слушатель: У моей дочери друг был мусульманин, причем который знает ответы на все вопросы и вообще знает все. Вот он изучает Коран и пять раз в день молится и он такой очень-очень. Мы были в Крыму вместе с ним, а он такой, как написано, что надо быть приветливым. Он очень приветливый. Он по-русски, правда, не понимает, но все время он улыбается, он очень приветливый. Но настолько некомфортно рядом с ним находиться. Мы даже с моим супругом сбежали. Я думала: «Почему некомфортно?» Видимо, когда человек уверен, и он знает, как правильно надо все. Снаружи он улыбается, а внутри он, наверно, очень жесткий, поэтому хотелось сбежать.
Б. Ч. Бхарати Свами: Знание делает сильными. Что такое сила? Сила – это принадлежность. Т.е. мы вместе со знаниями обзаводимся всевозможными принадлежностями. На санскрите это называется «шакти».
# 27:48
Быть принадлежностью или обладателем?
В некоторых организациях говорят: «Он такой шактичный». Шактичный, значит, у него много принадлежностей. Принадлежность – это всякие качества, способности, умения, силы. Много всяких принадлежностей. Мы по своей природе и есть принадлежности. Наше подлинное состояние — не иметь принадлежности – не иметь силы, знания, а быть принадлежностью. Если мир рассматривать как книгу, как предложение, то мы с вами прилагательное. А мы хотим сделаться сказуемыми и существительными, т.е имя собственное. Мы с вами принадлежности, прилагательные – мы к чему-то прилагаемся. В этом наша подлинная природа души – быть прилагательными к чему-то. Не иметь силу, но быть чьей-то силой. Быть в пользовании Персоне Номер Один, но не быть Персоной Номер Один, не заменять Его собой. Мы опять возвращаемся к «Не создай себе кумира». Если ты создаешь себе кумира, ты хочешь стать именем собственным. Ты берешь их к себе в подчинение, в пользование себе.
Слушатель: Как так, кумиров создаешь?
Б. Ч. Бхарати Свами: Ты этим кумиром пользуешься. Ты делаешь из него свою принадлежность. Кумир, бог, божок. Ты им пользуешься. Как только он перестает представлять для вас пользу, то вы им уже не восхищаетесь, а ищете другого. Мы с вами прилагательные, а хотим быть существительными.
Слушатель: Это тонкий такой переход. Видно, щелчок, раз и незаметно перескнул. Я не совсем это улавливаю.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да и не надо.
Слушатель: Махарадж, вы говорите «шактичная» личность. Так сейчас принято. Шактичный или шактичная.
Б. Ч. Бхарати Свами: У него много принадлежностей. Он сильный, он утвердившийся. Он шактичный, он твердый, его с места не сдвинуть. Что значит «не сдвинуть с места»? Он горы. Горы – это тот, кого с места не сдвинуть.
# 31:05
В чем смысл чтения книг?
Слушатель: В чем тогда смысл чтения книг?
Б. Ч. Бхарати Свами: Чтобы понять, что ты слаб. Чтение каких книг? Книги, которые тебя делают сильным и знающим, смысл в том, чтобы стать сильным и знающим. Дело не в книгах, а то, что ты видишь в этих книгах.
Слушатель: Если знание делает человека жестоким в итоге, забрав это все, что делает тебя жестоким, то зачем это знание?
Б. Ч. Бхарати Свами: Оно не за чем.
Слушатель: Не быть в подчинении – вот для чего знание.
Слушатель: Нет, ну. Если человек не хочет не быть в подчинении, он не будет в подчинении. Просто не подчиняться и все.
Слушатель: Нужно что-то выучить, чтобы избежать подчинения кому-то, вместо того, чтобы просто перестать быть в подчинении.
Слушатель: Опять же для чего перестать быть в подчинении?
Слушатель: Чтобы почувствовать себя свободным. Перестать быть жестоким.
# 32:57
А как же любовь к ближнему?
Слушатель: Часто слышатся обвинения, что когда люди служат Богу, когда они представляют Его какой-то определенной личностью отдельной, то они перестают при этом любить людей. Все внимание туда и…
Б. Ч. Бхарати Свами: Это хорошо.
Слушатель: А как же типа любовь к ближнему? В каждом же есть частица божественного? Обвинения часто: «Мало внимания к людям, мало любишь людей» и как бы так не очень полезен для этого мира человек.
Б. Ч. Бхарати Свами: Зачем быть полезным для этого мира?
Слушатель: Ну как. Мир тоже часть божественного. В этом плане часто бывают такие проблемы. Как вот это? Чтобы была любовь к ближнему, но и любовь к Богу.
Б. Ч. Бхарати Свами: Все имеет свое назначение. Поскольку все имеет первопричину. Начнем с того, что у каждого явления, у каждого предмета есть своя причина. Следовательно, есть некая первопричина. Если есть первопричина, значит, у каждого предмета, явления есть какое-то назначение, какой-то смысл. Соответственно, если вы наделяете какое-то явление иным смыслом, не тем, ради чего он сделан, вы, наоборот, идете против природы.
Возвращаясь к вашему вопросу: нужно любить мир, потому что это часть божественного. Сам факт, что это часть божественного, не означает, что эту часть вы должны любить. Если вы любите его или ее, это не значит, что вы любите его продукты жизнедеятельности, которые он каждый день смывает в бачке. Это же тоже его, значит, это надо тоже любить? У каждого предмет, каждого явления есть свое назначение. Так вот, мир имеет свое назначение. Это назначение не для того, чтобы его любить. В этот раз мы родились людьми. Окружающие существуют не для того, чтобы их любить, а для того, чтобы посмотреть на них, сплюнуть и уйти от них. Так же и экскременты человека. Они имеют свой смысл, свое назначение, у них есть своя природа. Но точно смысл экскрементов не в том, чтобы их любить, а наоборот, чтобы сплюнуть и в это место больше не заходить. Точно так же окружающие люди, мир, со своими хитросплетениями, отношениями. Он создан не для того, чтобы его любить, хотя он создан Богом. Ну ладно Богом, той самой Первопричиной, если вы в Бога не верите.
У каждого предмета есть свое назначение: у щелкунчика – колоть орехи, у компьютера – что-то там делать в компьютере, у крыши свое назначение – защищать от снега и дождя, у пола другое назначение, у стен третье назначение. У каждого, явления, у каждого предмета, у каждого понятия свое назначение. Такое понятие, как окружающие, существует не для того, чтобы их любить, а для того, чтобы отвернуться от них, для того, чтобы их не любить. Господь этих окружающих в нашем сознании создал для того, чтобы показать нам, что не надо любить.
Слушатель: При этом нужно оказывать почтение каждому?
Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно.
Слушатель: Т.е. это не любовь?
Б. Ч. Бхарати Свами: Это разные вещи. Оказать почтение, обойти. Есть препятствие. Оно не для того, чтобы об него расшибиться, а для того, чтобы его обойти. Закон не для того, чтобы его соблюдать, а для того, чтобы его обойти, правильно? «Кирпич» висит, знак. Для чего? Для того, чтобы на него проехать. Почему? Потому что если висит «кирпич», значит, на этой дороге точно не будет пробок. На дороге будет очень мало машин, значит, надо туда ехать. Если висит «кирпич», значит, туда надо ехать. Вот для чего созданы дорожные знаки. Я так думаю.
Слушатель: Нам же не оставляют альтернативы, нам дают только окружающих.
Б. Ч. Бхарати Свами: У каждого предмета есть свое назначение. Этот мир окружающий для того, чтобы мы увидели, что не надо любить.
Слушатель: Ни это, ни то.
Б. Ч. Бхарати Свами: Мы видим родственников, детей, родителей. Мы это видим для того, чтобы знать, что не надо любить.
Слушатель: Но альтернативы нет.
Б. Ч. Бхарати Свами: Это другое. Сначала надо избавиться от ложных богов, т.е. от кумиров, от субъектов этого окружающего мира, перестать их любить. Христос сказал очень понятно: «Кесарю кесарево, Богу Богово». Кесаря любить не надо, но выполнять его требования надо, но не любить. Кто такой кесарь? Это семья, родственники, вожаки стаи, «правители» это называют, точнее, стадо. Главный баран, поменьше баран. То, что не надо любить. Родина. Ее не надо любить. Управдома не надо любить. Почему говорят: «Любите свою родину»? А не говорят: «Любите начальника ЖЭКа». Он же нам создает блага. Например, глава государства, мы его должны любить. Он в себе воплощает понятие «родина». Родина же не песок. Это некое вымышленное понятие – родина. Нам не надо любить. Как правило, про любовь нам говорят те, кто стоят во главе этой родины. Говоря: «Любить родину», они, естественно, имеют в виду некую родину. Почему? Потому что эта самая родина создает нам блага, она дает нам чувство уверенности, она дает нам образование, мы должны думать, крышу над головой, солнце над головой. Это же родина нам все дает. А управдом чем хуже? Он нам воду дает, то же самое солнце. Вот управдома нам не надо любить. Потому что имя что ль плохое? Да? А начальника родины надо. Это и есть «кесарю кесарево». Относитесь к ним как к вынужденным пассажирам. Их точно любить не надо, а любить надо Кого-то другого. «Богу Богово, а кесарю кесарево.» Что под ближним вы понимаете? Тот, кто едет с вами в маршрутке? Ближний – это кто?
Слушатель: Кто в настоящий момент к нам ближе.
Б. Ч. Бхарати Свами: В настоящий момент я еду в маршрутке с какой-то дамой. И я должен ее возлюбить. Все хорошо. «Возлюбите ближнего». А кто этот ближний?
Слушатель: А потом этот ближний привязывает меня к батарее.
Б. Ч. Бхарати Свами: Смотря что мы под ближним понимаем. Если мы понимаем родителей, детей, родственников, то, видимо, это неправильный выбор. Хотя я согласен, что у кого-то другое мнение и, может быть, он прав.
Слушатель: А как тогда понять, кто этот ближний?
Б. Ч. Бхарати Свами: Тут я не знаю. Кто ближе всего к нам, наверное, тот и ближний. Кто находится в самой серединке нашего сердца?
Слушатель: Параматма.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ближе Него ведь никого нет. Все остальные немножечко дальше. Они уже смещены от центра. Тот, Кто даже «центрее» нас самих, внутри нас находится, ближе Него никого нет.
Слушатель: Так внутри нас мы чувствуем только себя. Про Параматму мы в книжке прочитали.
Слушатель: Так называемая «душа», наверно, ближе всего.
Б. Ч. Бхарати Свами: Наверно, его и надо возлюбить.
Слушатель: Если это мир Божий, почему Он его не наполнил любовью?
Б. Ч. Бхарати Свами: Есть разные. Мы же говорили, что каждая вещь, каждое явление имеет свое назначение. Мы же в окна не лезем? Почему в окнах нет ступеньки? Почему мы в окна не лезем? Потому что есть дверь. Окна для «ковбойцев». Они в окна вылетают и влетают. Есть двери, есть окна. Свет мы включаем вечером, а не в полдень. У всего есть свое назначение.
Слушатель: Место обитания корыстных живых существ.
Слушатель: Получается, любовь не все пространство пронизывает. Где-то она отсутствует. Так, выходит?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Она-то пронизывает все пространство. Что в вашем понятии пространство?
Слушатель: Весь окружающий мир.
Б. Ч. Бхарати Свами: Т.е. вы имеете в виду физический?
Слушатель: Я могу только физически, я других не воспринимаю.
Б. Ч. Бхарати Свами: Это вам надо к святым отцам. Они чувствуют любовь: «От нее любовь идет. Вы чувствуете, как здесь луч любви пошел?» -«Ну да». Святые отцы знают, как. Просветленные. Конечно, все любовью… Почувствуйте их волны. Очень любят говорить про это.
# 44:41
А кому отдавать?
Слушатель: Если мы перестанем потреблять, перестанем быть корыстными существами, а научимся отдавать, мы как-то по-другому будем чувствовать все?
Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю. Наверно, что-то. Отдать что? Ближнему отдать последнюю рубаху?
Слушатель: Говорят, что мы мир корыстных живых существ. Если мы вдруг сможем развернуть эту свою энергию в другом направлении…
Б. Ч. Бхарати Свами: В каком?
Слушатель: Станем отдавать все бескорыстно.
Б. Ч. Бхарати Свами: Кому? Ближнему?
Слушатель: Трудно сказать. Ну как-то не потребителями быть.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну понятно. Ближнему отдать последнюю…
Слушатель: Вот в том-то и дело, даже не знаешь, кому отдать. Очень сложно.
Б. Ч. Бхарати Свами: …последнее нижнее белье соседке в автобусе.
Слушатель: Очень трудно, правда. Даже не знаешь, куда отдать. Потому что надо энергию отдать. А куда? Кому?
Слушатель: А зачем?
Слушатель: Чтобы быть не потребителем, а отдающим.
Б. Ч. Бхарати Свами: Я тебе все отдаю, прими меня.
Слушатель: В том-то и дело, что да. Скоро захочешь отдать, а некуда.
Б. Ч. Бхарати Свами: Отдать надо ближнему. Вопрос: что для вас ближний? Если ближний для вас – это тот, кто «центрее» вас самих, тогда это уже называется бхакти. Ты отдаешь, но не так называемому ближнему. Понимаете, отдать ближнему – это проституция. Есть три пласта бытия: проституция, недотрога и целомудренная жена.
Проституция – это когда отдать ближнему. Все отдам. Она стоит на дороге и любому ближнему все отдаст. Это проституция, перед любым кумиром отдаст. Недотрога — это «никому не отдам». Это путь отречения: «Я с котомкой уйду в монастырь, буду медитировать. Не буду ничего делать: ни добро, ни зло». Это называется недотрога. А есть целомудрие – это отдам только одному – суженому своему. Отдать кому-то одному, суженому, — это бхакти. Недотрога – это отречение – гьяна. Проституция – это карми, они всем готовы: «Мы ради ближнего церкви строим, голодных кормим тушенкой».
# 47:20
Икона, исполняющая желания за деньги
Слушатель: У нас тут икону в прошлом году привезли, и реклама была по радио: «Приходите в храм. Вход стоит столько-то денег. Попросить повышение пенсии у этой иконы можно и материальных ценностей».
Слушатель: А что за икона?
Слушатель: Я не знаю. У нас там в храме была.
Слушатель: Сколько стоит?
Слушатели: [смех]
Слушатель: Новый храм и, видимо, денег не хватает на окончание строительных работ. Привезли откуда-то эту икону. Я впервые слышу, чтобы людей приглашали идти к иконе, просить материальных ценностей.
Б. Ч. Бхарати Свами: Когда царствовала Елизавета Петровна… Ее отец, Петр I, провел церковную реформу, и многие святые отцы, батюшки остались не у дел. Они толпились возле Спасских ворот на Красной площади и заезжему купцу предлагали свои услуги: освятить автомобиль. Там поденщики есть в Москве, если едешь по Ярославскому шоссе, там выстраиваются поденщики. Если притормозил, то жители южных стран твою машину, как улей, облепляют и говорят: «Давай, мы тебе яму выкопаем, что-нибудь еще сделаем» и прямо цепляются за бампер. Так же эти батюшки облепляли заезжего купца, и погребение, обручение, освящение.
Слушатель: Кто более качественно сделает.
Слушатель: Кто ниже цену даст.
Б. Ч. Бхарати Свами: За столько-то, за столько. Тогда хоть рынок был, а сейчас же монополия. Одна икона, а если бы их было две, три, четыре, тогда у одной иконы можно было просить за две гривны, а другой – за полторы. Какая святая? Кто там на иконе?
Слушатель: А я не знаю.
Б. Ч. Бхарати Свами: Святая Матрона, Николай Чудотворец. Это и есть создать себе ложных кумиров. При этом они первые говорят, что вы религия многобожия, вы поклоняетесь кумирам. «Вы кумирам поклоняетесь. Идите к нам, за три гривны мы вам…» Или: «Мы вам освятим ваш Лексус, и вы в аварию не попадете».
# 50: 26
Выбор выборов
Слушатель: Каким образом нам любить ближнего, Того, Который «центрее»?
Б. Ч. Бхарати Свами: Тут ответ простой: надо пойти в услужение тому, кого ты считаешь, что он любит Его. Это очень трудный выбор. Это выбор выборов. Этот выбор даже сложнее, чем выбор мужа. Даже так, наверное. Потому что тут критериев четких нет. Если мужа или жену можно по прямоте ног, по размеру кошелька, по размеру мышцы на животе – если мышца нормальная, значит, он и мне может такую же сделать, по принадлежности, которые свисают, то своего пати – на санскрите гуру, так же как и муж, обладатель. Я имею в виду пати в метафизическом смысле. Гуру занимает положение обладателя, а ты – положение обладаемого. По какому критерию его избрать: живет ли он во дворце или в хижине, молод он или стар, начитан он или не начитан. По какому? Ни по какому. Наверно, по какому признаку собака выбирает своего хозяина. Она хозяина выбирает не по прямоте ног, не по размеру кошелька. Она просто прибивается к нему, и если он не оттолкнет, ошейник оденет, может быть, он и есть. Нет критериев, потому что нельзя его оцифровать, т.е. нельзя более или менее выбрать пати. Либо да, либо нет. Хороший он в обращении со мной или не хороший, хвалит он меня, не хвалит. Так бы очень легко было, как в «Торе» — книге еврейской, на все случаи жизни есть ответ, прочел: «Вот так надо поступать, вот так надо поступать».
# 53:05
Чем сухое молоко отличается от жидкого?
Слушатель: Хотел еще полчаса назад спросить. Забыл. Все равно лезет в голову. Молоко – самый ценный продукт на Земле, насколько я знаю. Во всяком случае, я такое читал.
Б. Ч. Бхарати Свами: Самый белый, а вот самый ценный – не знаю.
Слушатель: Чем отличается сухое молоко от молока коровьего?
Б. Ч. Бхарати Свами: Какое молоко?
Слушатель: Сухое молоко.
Б. Ч. Бхарати Свами: Сухое сыпется, коровье льется.
Слушатель: Мы из него делаем молоко жидкое. Чем эти продукты отличаются?
Б. Ч. Бхарати Свами: Этот вопрос очень важный. Я просто не готов ответить. Но я подумаю. Вопрос, действительно, существенный. Он, как никакой другой, поможет нам в разрешении главной проблемы жизни. Поэтому над этим вопросом надо подумать хорошенько, прежде чем ответить. Сейчас я не готов ответить, чем сухое отличается от коровьего. Потому что если мокрое – это не сухое, то это не ответ. Правильно?
Слушатель: Угу.
Слушатель: Оно не живое уже, сухое. В сухом уже нет энергии.
Транскрипция: Вишнуприя Д. Д.