Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2009 / «Творение»

«Творение»


«Творение» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 28 октября 2009 года

https://www.youtube.com/watch?v=nD5eRdNjr7U

Творение

# 00:00

Сотворение вселенной

Слушатель: Сложилось, что Брахма как первый сотворенный, то есть наиболее близкий, так сказать… но тем не менее Брахма начинает свою деятельность с того, что создает тамас: всяких ракшасов, всяких чертей и такое. Почему вот так? Кажется, что логично бы было, если бы он сначала создал нечто…

Б. Ч. Бхарати Свами: А он сначала создает нечто. Ракшасы и бесы потом появляются. Сначала создаются светлые существа. Светлые сущности, а эти бесы потом. Там же говорится, что от его сомнений произошла тень, а в тени появились все эти… А про каких именно бесов говорится? Хронология такая, что в пупе Вседержителя дремлющего вырастает золоченый лотос, на вершине которого появляется будущий творец Брахма. Брахма нашей Вселенной четырехликий. И дальше из Его ума появляются всякие существа или некие образы, которые еще неодушевленные. Они потом душами оживляются. Входят в них многочисленные души. Вот из его ума. То есть он себе что-то представляет, как мы или как компьютерный программист, он создает программу, игру какую-нибудь, всяких там существ, пишет скрипты, чтобы появились существа всевозможные. И вот Брахма создает сначала богов, потом он также создает их образы, потом создает повелителей стихий, потом он создает пращуров, или патриархов, которые уже как бы выполняют… Да, и дает им задание населить пространство, его сон, его воображение. И вот они начинают производить на свет всяких существ, причем каждый день Брахмы повторяется та же самая история. Скажем, в этот день Брахмы прародителем богов и демонов был мудрец Кашьяпа, у которого две жены – Дити и Адити. Боги и демоны. Демоны от Дити, а боги от Адити. И дальше там появляются всякие существа. Это кентавры, люди-птицы, змеи с головой человека – наги, всевозможные ведьмы, небесные девы, всякие диковинные существа, в том числе и люди.

А устройство вселенной таково, что существует Брахма, который живет дольше всех. Он живет вместе с этой вселенной. Правда он после каждого дня ложится спать, и тогда все, о чем Он мечтал в течение дня, тоже в темноту уходит. Но каждый день Брахмы существует четырнадцать блюстителей высшего закона, дхармы, их называют ману, этих блюстителей. У них разные имена. Сейчас такой ману, его зовут Шраддхадева. Он сын Вивасвана. Ману как прокурор, он следит за тем, чтобы законы соблюдались. При этом есть совет старейшин, их называют саптариши – семь мудрецов. Дальше есть боги и их глава правительства, индра. Эта структура меняется 14 раз в день Брахмы. Есть боги, и есть у них антиподы. Боги как силы света, а антиподы – силы тьмы, их двоюродные братья, а я говорю про нынешнее правление, их двоюродные братья – демоны, асуры. Они постоянно с ними сражаются. Так что, эти темные существа не первыми появляются на свет. У Брахмы, насколько известно, первыми на свет появились четверо отроков, которые отказались расти, Кумары. Это были самые первые. Потом изо лба у него вышел Шива, который кричал все время. Поэтому его назвали Рудра. Он все время ревет. Ругался. Потом всякие праджапати, ну и потом силы тьмы.

Но это такое специальное знание, большинству это неинтересно. Просто это помогает по-другому посмотреть на окружающий мир. Потому что, мы привыкли этот мир представлять как черное, бесконечное пространство с клубками, с термоядерной реакцией, которые мы называем звезды. И что населена только одна Земля. Нам так материалисты внушили, что некогда был непонятно откуда взявшийся взрыв, который породил вселенную. Вселенная при этом постоянно расширяется. Правда они до сих пор не могут решить загадку: если вселенная постоянно расширяется, значит, связи между элементарными частицами должны ослабевать. Но при этом они не ослабевают. Как бы по закону Ньютона сила притяжения обратно пропорциональна квадрату расстояния, то есть, другими словами, чем дальше друга от друга тела, тем слабее между ними притягательные связи. Как два магнита, если они близко друг к другу, то они очень сильно тянут друг друга, а если мы их разведем на несколько сантиметров, они уже не будут притягивать, то есть там останется сила притяжения, но она будет настолько незначительна, что не будет влиять на их движение. А здесь, значит, если вселенная расширяется, значит, связи должны уменьшаться, тогда она должна увеличиваться в расширение. Она должна разлететься, и связей не должно остаться. Вот она сколько уже? Четырнадцать миллиардов лет расширяется со скоростью света, и при этом связи сохраняются. (смех) Поэтому они и выдумали, такую, темную материю. Что, типа, она где-то есть, но ее нельзя зафиксировать, поэтому не спрашивайте про нее. Она-то и держит. (смех) В общем, такие сказки они постоянно выдумывают. И мы тоже должны в это верить.

Но с точки зрения ведической науки все эти звезды, которые мы с вами наблюдаем, это не сгустки термоядерной реакции, а это свечение, исходящее от богов, там всяких небожителей, мудрецов, пророков. Мы просто так себе их представляем. Как если бы какого-нибудь микроба спросить: «Что такое человек?», он будет по-своему, он не будет знать, оказывается, с высшим образованием человек. На своем уровне будет так воспринимать. Или, например, комара спросить: «Создай портрет того, кого ты сегодня укусил». Он, просто, скажет: «Вот было такое пятно». Они же не видят цвета, они же воспринимают это все тепловыми пятнами. То есть со своим набором чувств они именно так и представят нас, венцов творения природы. Точно так же мы представляем вот этих всех богов, в виде каких-то термоядерных сгустков. А это просто свечение, которое от них исходит. При этом вселенная многомерная.

Как мы с вами не видим движения гор, потому что они живут, они между собой разговаривают, но их время находится в других масштабах, и нам кажется, что они стоят неподвижно. Или деревья. Но между собой они также разговаривают, но в своем времени. Например, одна гора может другой горе послать какую нибудь смску, но она будет в нашем исчислении идти миллион лет. То есть там другая шкала времени. Поэтому нам кажется, что они неподвижные, они мертвые. Так же как бактериям, которые живут несколько секунд, кажется, что мы тоже неподвижны, что они живут, условно говоря, в какой-то пещере, хотя в это время человек побивает мировой рекорд на спринтерской дистанции. Другой масштаб времени. То есть мы этих существ воспринимаем как неподвижные. Или, например, драгоценные камни – это тоже живые существа, но они живут в нашем исчислении довольно долго, поэтому они нам кажутся россыпью, какими-то камнями.

С другой стороны, те существа, которые живут быстрее, для которых шкала времени быстрее, чем наша, мы их не воспринимаем, потому что они очень летучие. Это всякие духи, приведения или боги. Мы их не воспринимаем, потому что они в другой шкале времени находятся. При этом нас они могут воспринимать. Вот как мы видим горы, но мы не можем с ними общаться, а горы нас не видят, потому что мы для них как бактерии. Наша длина жизни для них как для нас какие-то бактерии, кишечная палочка – родилась и умерла. Вот так же и боги нас воспринимают, а мы их не можем воспринимать. Они как бы в другом пространстве. Они слишком быстро передвигаются, чтобы мы их заметили. И вот эти всякие психотропные вещества позволяют сместить шкалу восприятия, или шкалу времени человека, и он начинает видеть всякие приведения, всяких чертей, духов. Это ему не кажется, он действительно видит, потому что его сознание сдвигается по фазе восприятия, и он начинает их воспринимать. В нашей реальности такой человек становится сумасшедшим. Это и есть вселенная. Она чрезвычайно населена… Вселенная от слова «населённая», она чрезвычайно населена всякими существами, от невидимых нашему глазу ангелов, до минералов, растений, и все они живые. Все есть жизнь. Все есть население.

# 12:57

К кому приходят ямадуты

Слушатель: К нам ямадуты приходят, а к бактериям приходят?

Б. Ч. Бхарати Свами: Потому что ямадуты – это слуги посмертного судьи. Яма – это посмертный судья . Его называют еще бог смерти. Он вовсе не бог смерти. Он судит после смерти, то есть он такой вот. Его еще называют бог дхармы или бог справедливости. Он судит только тех, у кого был выбор поступать так или иначе. У бактерий нет выбора. Они живут своим инстинктом. Они живут без выбора. Ведь у бактерий же нет морали? И вообще у животных нет морали: если хочется есть, то съем независимо от того, родственник это мой, или сородич, или единоверец. Я его съем, потому что есть хочется. Там нет морали. Их нельзя за это осуждать. Поэтому их Ямарадж и не осуждает. А у человека есть выбор: хочется съесть колбасу, но он думает «Вот колбасу из родственника я не съем, а вот колбасу из иноплеменника можно». У него уже какой-то выбор есть. И в зависимости от сословия или в зависимости от рождения Ямарадж, или посмертный судья, применяет те или иные меры к тому, кто имел свободу выбора. Просто только люди имеют свободу выбора. Остальные не имеют.

Слушатель: А в чем необходимость Ямараджа, если сознание устремляется само туда, где ему дальше действовать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Но,это все равно что в обществе объявить: «Совершил преступление, сам возьми свод законов и почитай, что тебя ожидает за это, какая кара тебя должна постичь за это. И иди». Значит, если ты совершил преступление, изволь самостоятельно голову себе отрубить, в тюрьму сесть или взять премию. Если всем дать такую свободу, все будут стоять в очереди за премией.

#15:21

Мы и наша природа

Слушатель: Что заставляет человека противоречить самому себе?

Б. Ч. Бхарати Свами: Самому себе – ничто не заставляет.

Слушатель: Я поясню. Есть такой… (неразборчиво) Я случайно попал на автора, который физик-биолог, позиционирует себя атеистом. И так прямо говорит у себя в аннотации: «Бога нет». Я решил почитать, какие стихи он пишет. У него в каждой строфе есть Бог. Что заставляет человека… он позиционирует себя…

Б. Ч. Бхарати Свами: Конкретного того человека? Я не знаю.

Слушатель: Ну так все так поступают.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Тут надо понимать, что… Опять, у нас есть две природы: наша внутренняя – это есть мы, точнее, мы и наша природа. И есть наша внешняя природа. Они часто приходят в противоречие. Внешняя природа требует от нас самоутверждения, самовыпячивания, стяжательства внимания у других, требует гордыни. Внешняя природа – это природа гордыни. Что такое гордыня? Это, так сказать, состояние затвердения. В этом самоутвержденном, или затвердевшем, состоянии на тебя обязательно натыкаются. На тебя обращают внимание. И есть разные способы самоутверждения или, по-христиански, гордыни. В современном мире это выражается в прическах. Значит, форма волос декларирует другому, кто я такой. Либо ты наголо бритый, либо ты с ирокезом. Кто-то низ бороды отращивает, кто-то только усы, кто-то бачки. Кто-то там себе такие волосы, кто-то, наоборот, наголо. Католики себе здесь вырезают дырочку. Кришнаиты, наоборот, хвостик. То есть это такая форма самоутверждения или форма «обратите на меня внимание». Так же и одежда, так же и знания. Например, он говорит: «Я атеист». Он позиционирует себя: «Я есть атеист». Мы сразу внимание на него обращаем, потому что все верят в Бога, а тут вот: «Ну-ка, посмотрим, что это за атеист». И все его читают. Это всё форма гордыни, самоутверждения, стремление отличиться от других. Это наша внешняя природа. Это может быть, например, богатство, но не просто богатство, чтобы чахнуть над златом в подвале, а цепка двухкилограммовая, дорогая машина, дорогая кепка с якорем или кепка какая-нибудь со звездочкой, с черепом. Ну по-разному. Форма самоутверждения. Это могут быть знания, может быть какая-то эрудиция – человек всё знает. Это всё форма самоутверждения. Это внешняя наша природа.

А есть внутренняя. Внутренняя, наоборот, противоположная. Это смирение, осознание своей ничтожности и слабости. Это наша вторая, ну или первая природа. Вот эти вот две природы между собой постоянно борются. При этом счастлив человек, когда торжествует, когда преобладает его вот эта внутренняя природа. Счастлива душа, когда она сдается на милость прекрасному рыцарю, победителю Кришне. Вот тогда она счастлива, она упивается блаженством. Когда она самоутверждается, она не счастлива, но при этом она пышет торжественностью, пышет величием, заменяет собою Бога. Вот они вступают в противоречие. То есть сам человек не противоречит себе, а противоречат его две природы. Душа не может себе противоречить. Она ищет счастья. Но она либо ищет счастья в стяжательстве, в эксплуатации, либо в смирении.

# 20:00

Тело – это форма сознания

Слушатель: Махарадж, можно вопрос? 8 400 000 форм, это 8 400 000 форм сознания, да? А не просто внешних форм, физических.

Б. Ч. Бхарати Свами: У формы есть внешний вид. Видов сознания. А что такое вид сознания? Не сознание, а вид сознания. Это есть тело. Форма сознания… как говорят, форма жизни. Есть просто жизнь, а есть форма жизни. Форма жизни – это то, что мы видим по улице бегает с двумя или четырьмя ногами. Это форма жизни. А сама по себе жизнь бесформенна. Жизнь не имеет формы сама по себе как идея. Но, чтобы существовать в феноменальном мире, она должна принимать какую-то форму. Чтобы существовать в этом проявленном мире, жизнь должна принимать форму. Потому что форма помогает ей реализовывать себя, осознавать себя. Например, у сознания есть позыв, еще не желание, а позыв – брать. И этот позыв формирует хватательный орган – руку. Или у сознания есть позыв заявить о себе другим. Это позыв формирует орган заявления – язык. У сознания есть позыв ощутить что-то, формируются уже органы чувств и органы самовыражения. Органы самовыражения – это… То есть у нас есть пять органов действий, или пять органов самовыражения, и пять органов ощущения. Органы ощущения – это нос как ноздри. Не картошка, а вот то, чем мы нюхаем. Язык – это то, чем мы ощущаем вкус. Слух, или мембрана, глаза и кожа – это органы ощущения. То есть мы мир на вкус ощущаем, а дальше мы должны заявить о своей ответной реакции. То есть мы должны самовыразиться в этом мире. И тут приходит пять действенных органов, или пять органов самовыражения. Все по разному себя самовыражают. Эти пять органов самовыражения – это руки, ноги, задний проход (некоторые так себя самовыражают: кому-то нагадить. Такая у него форма самовыражения. Заявить о себе) и так далее. Если их все сложить, эти органы самовыражения и органы самоощущения, и добавить некоторые функциональные органы, которые лишь помогают существовать и тем и другим, то получится тело. У одних это собачье тело, у других – воронье, у третьих – человеческое, у кого-то – ангельское, у кого-то – крысы, травы.

# 23:37

Аханкара, или ложное эго

Слушатель: Оно не покидает душу, тело?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, оно… Сознание качественно не меняется. Как мы вчера с вами говорили, что сознание как бы находится в оболочке. То есть сначала мы говорим: «Сознание». Потом от него отделяется позыв или волеизъявление, которое еще не сформировалось в желание. Вот этот позыв – это брать, самовыражаться или самовыпячиваться. Дальше оно формируется уже в конкретное желание. Вот это самовыпячивание, называется аханкара, или ложное эго. А вот на аханкаре, или на ложном эго, уже вырастают конкретные желания. Как самовыпячиваться? И дальше появляются ощущения или чувства, эмоции. На желание наслаиваются уже эмоции и ощущения.

Слушатель: От желания зависит тело?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. И вот эти эмоции формируют нашу форму сознания, или формируют наш фон сознания что ли. И их, опять-таки, не так уж и много. Этих базовых эмоций не так много. Их двадцать с чем-то, в Ведах говорится. Ну, можно их там дробить до шестидесяти. А вообще, их двадцать – это зависть, это лживость, это великодушие, это смех… Их там можно перечислить. И вот они находятся в определенной пропорции между собой. И когда что-то одно увеличивается, подавляя другое, то меняется и форма сознания. Например, человек стал асоциальным элементом, он превращается в животное.

Слушатель: Ну он же не собака?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, не собака. Но у него мышление собачье. Лежит под ларьком. Ну тело, да, еще, но это не долго.

Слушатель: А почему еще? Дождаться смерти?

Б. Ч. Бхарати Свами: Потому что еще какое-то время проходит. Это не сразу же происходит? С некой задержкой, с неким замедлением. Но уже видны черты собаки. То есть надо какое-то время, пока он… Как тело умирает, оно же не сразу превращается в кашу? А оно сначала вздувается, потом червяки в глазные яблоки залезают, синеет, чернеет, вены чернеют, покрываются трупными пятнами, вздувается. Постепенно кости разрушаются.

# 27:04

Трансмиграция души

Слушатель: Вы рассказывали о формах жизни, как о колесе со спицами, которые душа постепенно проходит, каждую из этих форм. Но ведь это же ее направление движения, она прогрессирует, но, доходя до человеческих форм жизни, она уже выбирает, или обратно, или…

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Она может обратно. Только в человеческой форме.

Слушатель: Доходит до момента, когда у нее появляется выбор.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. В человеческой форме жизни душа может либо вообще разорвать круг самсары, круг вот этот из восьми миллионов спиц; либо пойти дальше, к более высокой точке, к Богам; либо опять опуститься.

Слушатель: В любой из человеческих форм жизни?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну не в любой, конечно. В низшей форме ты, конечно, будешь вверх подниматься. Чем больше свободы выбора, тем больше вариантов, куда ты дальше пойдешь. Если ты родился аборигеном, где нибудь в Австралии, то у тебя выбора как такового и нет. Ты, в общем, полуживотное существование влачишь.

Слушатель: Что двигает сознанием, когда оно эволюционирует?

Б. Ч. Бхарати Свами: А настоящий выбор появляется, когда человек попадает в культурную среду, где он может делать выбор между насилием и ненасилием, подчинением законам общества или подчинение законам Божьим. Попадает в среду, где превалирует религиозное мышление. Религиозное мышление или религиозная культура ставит перед нами вопрос, как поступать. Поступать, сообразовываясь со своими инстинктами или подчиняться каким-то заповедям. Я сейчас не говорю конкретно заповеди, там мусульманские, христианские, кришнаитские. Каким-то заповедям, которые ограничивают твои животные позывы, позывы твоей плоти. Здесь уже наступает выбор. Это точка отсчета, куда ты пойдешь: начнешь деградировать… Если ты следуешь четко законам своей религии, то, естественно, религии тоже разные бывают, это пирамида вероучений, то в следующей жизни ты родишься в той религиозной среде, где законы более утонченные. Вначале ты рождаешься там, где нельзя пить кровь христианских младенцев. Потом уже рождаешься, где нельзя есть мясо свиньи. Потом рождаешься там, где нельзя вообще мясо есть. И так далее.

# 30:22

Атеизм

Слушатель: А почему тогда получается часто, что верующие люди, их родители и семьи, они далеки от этих истин?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это совсем недолго, это не часто, это вот последние, может быть, лет сто. Просто нам кажется, что это такой длинный промежуток времени, а на самом деле атеизм появился довольно недавно. Довольно новая религия. Довольно молодая религия.

Слушатель: Почему же так происходит?

Б. Ч. Бхарати Свами: После того, как они стали устраивать анатомический театр, появился атеизм. Они стали резать трупы, и выяснилось, что Бога нет. После этого. Это когда в Европе бушевала чума, то поначалу люди это приняли как кару Божью и стали ходить с хоругвями по Европе, в частности, толпы людей, там по несколько тысяч человек из города в город с плакатами «Покайтесь и присоединяйтесь к нам», потому что чума – это кара Божья. А чума всё нарастала и нарастала. И тогда какой-то врач стал исследовать трупы и выяснил, что причина чумы – это не кара Божья, а какая-то бактерия, и сказал людям, что вы вот не пейте воду зараженную и не дышите друг на друга, вообще разойдитесь. И они послушались его. И действительно чума пошла на спад. Вывод какой? Бога действительно нет. (смех) Помогло. Потом создали пенициллин и стали меньше умирать от гриппа.

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: И все больше и больше убеждались, что Бога нет. Так что, это совсем недавно.

Слушатель: Махарадж, а разве карма-мимамса не философия атеизма? В древнеиндийской философии, разве там нет атеизма, в каком-то виде, который мог бы соответствовать современным понятиям?

Б. Ч. Бхарати Свами: Есть. Только там атеизм… Ведь атеизм – это Бога нет вообще, следовательно, я Бог. А в карма-мимамсе говорится о каких-то сущностях, которые выше тебя. Просто Бог – понятие-то многогранное. Например, во многих религиях Бог как высший судья. И те, кто отвергает Бога как высшего судью, необязательно отвергают Его как творца. А те, кто отвергает Бога как судью и творца, необязательно отвергают Его как наблюдателя. То есть и атеизм разный бывает. Атеист атеисту рознь. Вот карма-мимамса, они говорят, что есть высшее существо, но оно никак не влияет на нашу жизнь, на наше будущее; мы сами творим себе будущее, и ни от кого, кроме как от нас, оно не зависит. Ты поступаешь хорошо, по закону… (как вам сказать?) …замкнутого пространства, тебе приходит хорошая реакция. Чем сильнее ты ударил ближнего, тем сильнее ближний ударит тебя или два ближних ударят в два раза меньше. Чем больше ты сделал добра, тем больше тебе добра вернется. То есть всё зависит от тебя. Это, в общем, форма атеизма, но она отвергает Бога только как судью, как воздаятеля наказания. Но при этом они не отвергают Бога как сотворившего все вокруг. Они говорят, что Он не вмешивается в нашу судьбу, но Он все создал. А самая махровая форма атеизма – они отвергают вообще разумное начало, кроме человека. И то разум человека – это случайное стечение обстоятельств. Такая вот форма атеизма.

Потому что для Вайшнавов все, что не преклонение перед красотой, все есть атеизм. Даже поклонение Шри Вишну в какой-то степени атеизм, потому что они не верят в Кришну. То есть для махрового Вайшнава христианство, вишнуизм, индуизм, мусульманство – все это форма атеизма. Например, Лалита Деви бегает по Вриндавану и всех пытается перетащить в мадхурья-расу, в отношения высшего порядка с Кришной. Она говорит: «Что вы нашли в этом Кришне-царевиче?» То есть для нее все остальные формы – атеизм. Такая Она фанатичная, Лалита Деви. Она подбивает в мадхурья-расу даже тех, кто находится в родительских отношениях с Кришной. Она тоже считает это формой атеизма, потому что там нет полного предания. В родительских отношениях они еще думают о супругах, друг о друге. Не только о своем сыне, но еще о друге, о своем супруге. И только в самых высоких отношениях внимание исключительно на середину. Так что, и формы атеизма тоже бывают разные. А отрицание Высшего Начала – это какое-то животное состояние.

Слушатель: Обратный процесс может пойти?

Б. Ч. Бхарати Свами: Может, да. Там он же может обратно, потом снова вверх, вверх-вниз, вверх-вниз, пока не выкинет в ту область спектра, где уже нужно идти дальше, дальше, дальше по уменьшению или, наоборот, по возрастанию.

Слушатель: И религии ты можешь менять, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Есть случаи. Например, в «Бхагаватам» описана история про Аджамилу, который достиг… или царя Бхараты, они достигли высочайших ступеней духовного просветления и потом пошли вниз. Бхарата родился оленем. Аджамилу чудом спасли только потому, что он воскликнул: «Говинда!» перед смертью. Даже в животной или полуживотной форме жизни, сознание у них ведь тоже делится на градации. Там есть градации. Например, вы можете родиться в полуживотном состоянии, потом немножко очистить свое сознание, а потом родиться человеком или, наоборот, пойти дальше. Вот как царь Бхарата: когда он родился оленем, он жил в оленьей стае, но просто ему повезло: у него память осталась. Он, как и они, ходил вместе со стадом, но он был отстраненный. А потом вовсе их бросил, когда вырос. А мог бы и продолжать с ними ходить в стаде. Так же и мы: мы рождаемся и нас окружает стадо, которое говорит: «Нужно взять от жизни всё».

Слушатель: И не отдавать ничего.

Б. Ч. Бхарати Свами: И не отдавать ничего. И мы можем закрутиться с этим стадом и жить вместе с ними, превратиться в полуживотное. Правда, холеное животное. Есть такие собачки у миллионеров, они такие в одеждах с бантиками, со стразами. Я в Швейцарии был недавно, там я видел сцену: собаки там чрезвычайно вежливые. Как у нас люди, у них там собаки. Там, значит, мужчина говорит своей собаке: «Подожди. Я пойду в магазин, а ты здесь посиди». Без всякого поводка, она садится и ждет. Проходит другая собака, тоже интеллигентная. Нет чтобы подбежать хвостиком повилять, а этот пес только наклонился чуть-чуть, что-то нюхнул и дальше сидит. Ну а чего с ней общаться. Такое получеловеческое сознание. И та тоже на него посмотрела. У нас бы собаки сбежались, хвостами махали, понюхали друг друга, там ножку подняли или что-нибудь, да? А та посмотрела и дальше сидит. Вроде бы форма собачья, а уже что-то там человеческое есть.

Слушатель: Если всё зависит от сознания, если человек… если он жил так, то… ну, не повезло, будешь оленем.

# 40:00

Сукрити

Б. Ч. Бхарати Свами: Тут такая вещь, как сукрити. Он не просто случайно произнес, а он накопил такой духовный багаж служения рабам Божьим, Вайшнавам, когда-то в прошлой жизни, и сейчас у него что-то мелькнуло. То есть теоретически он мог и не произносить Имя Бога, но Ямарадж ему помог в этом.

Слушатель: Так ценится что?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это нам говорится для того, чтобы осознать ценность Имени Бога. Знакомство с Господом, начинается с Его Имени. Оно нас ведет к Нему. Ценится служение. Потому что можно произносить сколько угодно Имен Бога, но это будет, как Шридхар Махарадж говорил, «холостыми выстрелами». Потому что ты не будешь ничего вкладывать в это. Хотя это будет приносить свои благие плоды. В следующей жизни ты сможешь уже сознательно произнести Его Имя, сознательно обратиться к Нему с молитвой, в трудную минуту не «мама» крикнуть, а Его Имя, в смысле, позвать Его. Не просто произнести набор букв, а позвать уже, вложить смысл в это Имя, позвать Его как спасителя.

Слушатель: А как удостовериться, служишь ты или нет?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот это я не знаю. Этот вопрос меня самого мучает всегда. Я не знаю.

Слушатель: А вот Шридхар Махарадж в своих книгах говорил, что как бы не как сукрити влияет, а внутреннее сильное желания влияет на практику человека… (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Понимаете, сукрити накапливается, когда у тебя нет желания даже. То есть одно дело – у тебя сознательное желание служить духовному миру, служить высшему миру, а другое дело – ты просто перед кем-то дверь открыл, а это оказался Вайшнав. Или вырыл колодец с водой, а святой странник попил там воды. То есть ты не ему делал служение, а вообще доброе дело, но если святой странник попил, то ты как бы косвенно ему послужил. Здесь уже начинает накапливаться сукрити. А когда у тебя появляется желание сознательно совершать служение, то это уже не сукрити. Сознательно – это уже зрелая стадия.

# 43:00

Положение Брахмы

Слушатель: Положение Брахмы. Это какая-то личность была? Или наша линия Рупануга-сампрадаи или мадхава-сампрадаи пересекаются. Этот Брахма был опредленной личностью?

Б. Ч. Бхарати Свами: Брахма? Брахма – это творец.

Слушатель: Творец, но в этой линии знание от Шри Вишну передалось Ему. Он не был обусловленной личностью?

Б. Ч. Бхарати Свами: Шри Кришна увидел… Если вы помните, когда Брахма совершал тысячелетнее покаяние, когда он только появился, он находился в полной темноте. И он стал что-то делать мысленно, что-то пытаться понять, ради чего он живет, кто он такой, откуда он взялся. И когда он оставил свои попытки прийти к какому-то заключению, он погрузился в размышление, вернее, он погрузился в созерцание. Называется покаяние, или как у Толстого, неделание. Он погрузился в ничегонеделание. И тогда Ему открылась иная реальность. Или это еще называется покаяние. Он погрузился в покаяние. Ему открылась та реальность, и он там увидел Господа. И у них произошел диалог. То знание, которое он получил от Всевышнего, благословение, он изрек в своей самхите – «Брахма-самхите». Он является родоначальником духовного знания, потому что он первый столкнулся в это творение с не проявленным миром. А Рупануга-сампрадая – это одна из веточек Брахмы, брахма-сампрадаи.

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Душа, которая падает в материальный мир, сразу становится Брахмой. Мы когда-то все были Брахмами.

Слушатель: То есть контакт у нас был такой же? (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Брахма, когда начал творить, он творил по образу и подобию Божьему. Ему что-то привиделось, поскольку у него до этого не было опыта, то привидеться Ему могла только Божественная реальность. Другой просто не существовало. Всё, что он увидел, было Божественным. Дальше то, что он творил, он творил по образу и подобию. Он так же создал мужское и женское начало, так же создавал формы всевозможные. Точнее, восоздавал их взаимоотношения.

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Любое творение есть грех. Творение как делание. Всегда делание сопряжено с насилием. Оно малюсенькое, потому в следующей жизни Брахма рождается каким-то Богом. Потом дальше, дальше до человека, и колесо завертелось. Чтобы опять вернуться в положение Брахмы, нужно сто жизней прожить, не совершив ни одного греха. Поэтому Брахма такой дефицит. И, чтобы удовлетворить всевозрастающие потребности джив рождаться в этом мире, Господь Сам становится иногда Брахмой. То есть в некоторых вселенных Брахма, творец, – это воплощение Вишну. В нашей вселенной Брахма есть отдельная джива. Потому что столько джив не хватает на должности. Брахма – это тот, кто смотрит, надсмотрщик. Джив такое количество, кто хочет самовыпячиваться, что они не влезают в существующие вселенные, и Господу Вишну приходится творить еще и туда заходить как Брахма.

# 47:19

Царский поезд

Слушатель: Вопрос по Панча-таттве. По сути дела, Господь низошел со всеми своими ипостасями.

Б. Ч. Бхарати Свами: Угу.

Слушатель: Это была самая гармоничная что ли связка? То есть все собрались и одновременно здесь проявились.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вы имеете в виду в Панча-таттве?

Слушатель: Да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Ну как же? Там же и Лакшми, где же она была? Она же не в Панча-таттве? Лакшмиприя.

Слушатель: А Шривас Тхакур – чистый Вайшнав.

Б. Ч. Бхарати Свами: Угу. Не спорю. И что?

Слушатель: Я хотел бы спросить, а кто он такой?

Б. Ч. Бхарати Свами: Шривас Тхакур – это воплощение дживы. Воплощение преданной дживы. Шривас Тхакур. Вместе с Махапрабху сошли все Боги, в том числе Брахма. Харидас Тхакур был Брахмой или Брахма был Харидасом Тхакуром. Когда Господь нисходит, то все с Ним приходят. Это как когда глава государства приезжает в какую-то свою провинцию мятежную, то вместе с ним приезжают министры, повара, подруги, друзья, называется «царский поезд» или «царский выезд». Все едут. Министр финансов – казначей, министр юстиции, все едут. Так же и Махапрабху: Он когда низошел, то пришли все. На разном удалении от Него, но были все. Так что даже вопрос: осталось ли место дживам обычным? Поскольку пришли все. Говорят, осталось.

Слушатель: Но это все дживы были как бы на восходящем потоке?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю. Он приехал внезапно.

# 49:52

Бхактивинода Тхакур возродил вайшнавизм

Слушатель: Махарадж, а вот брахма-сампрадая, там есть какие-то свами до Бхактивинода Тхакура? В эти промежутки как идея передавалась?

Б. Ч. Бхарати Свами: Она передавалась неосознанно, из уст в уста. Как архивариус переписывает какую-то книгу, он не понимает что там написано, он просто переписал, передал. Вот так много поколений архивариусов просто передавали.

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, там были. Какое-то время, например, жена Нитьянанды Прабху, его некоторые дети. Их называли госани, или потомственные госвами. А потом идея совсем почти нивелировалась. То есть Вайшнав, до Бхактивинода Тхакура это было ругательным именем. Вайшнавами называли всех, кто надевает одежду отреченного, а на самом деле предается разврату. Бхактивинод Тхакур возродил благодаря проповедованию учения шести Госвами имя Вайшнава. А так это просто архивно передавалось. В основном это через такие книги, как: «Чайтанья-чаритамрита», «Чайтанья Бхагавата», которые были написаны сразу после ухода Махапрабху, «Чайтанья-мангала», многие труды Госвами. Но они не воспринимались серьезно и были почти утрачены. Оставалось там, может, несколько экземпляров. И только Бхактивинод Тхакур был человеком энциклопедического знания, очень образованным, показал, что учение шести Госвами и учение Махапрабху – это не просто культурное наследие человечества, культурное наследие Индии, а это высшая теология, высшее богословие, какое вообще возможно, спрятанное где-то там, в лесах Бенгалии.

В чем заключается верховенство богословия Вайшнавов? Вайшнавы утверждают, что все остальные формы религии, богословия, философских учений – это недоразвитые формы, ущербные формы. Религии современные, прошлые – это всё ущербные формы богословия, потому что Госвами утверждали, что Бог в Своей высшей ипостаси – это Бог, который больше всего счастлив, получает самую большую порцию счастья. То есть Счастье собственной персоной. И дальше они доказывают, что именно в отношениях с соседками в деревне Вриндавана Бог наиболее счастлив, потому что Он упивается всеми вкусами одновременно. Не по очереди, а одновременно всеми вкусами счастья, поскольку Он наиболее счастлив. Как, например, христианский Бог следит за тем, чтобы люди не грешили, или там иудейский Бог смотрит, чтобы люди не грешили. Христианский – тот же самый Бог, но уже смотрит за всеми людьми. И если люди неправильно поступают, Он на них насылает тьму египетскую или там болезни всевозможные. После тучных лет приходят года страданий, лишений. То есть Он все-таки мониторит, Он следит за тем, чтобы люди поступали по закону Божьему, а в обратном случае Он их наказывает. То есть Он позволяет гневаться себе и Он недоволен. И вот этот элемент очернения, недовольства делает этого Бога ущербным.

# 54:28

Бог, который всегда доволен

Тогда как Бог, который всегда доволен, Ему не надо ничего делать, а всё делают за Него и для Его удовольствия. Более того, всё, что они делают, они делают только для Него. Это не то что служанка, которая приходит ко мне раз в день и делает всё для моего удовольствия. Нет, она вообще не покидает. То есть она где-то там еще ничего не делает, а всё, что делает, для моего удовольствия. Это есть высшая форма Бога, то есть Бог в зените. Такая философия шести Госвами, в частности Дживы Госвами. То есть они доказывают, что высшая ипостась Бога – это Тот, Кто радуется больше всего. Потому что не может быть Бог мстительный или Бог справедливый выше Бога всегда радующегося. Поэтому Вайшнавы берут на себя смелость говорить, что только философия, или богословие, Вайшнавов является настоящей. Все остальные недоразвитые, ущербные. Не в плохом смысле, а в смысле неполные. Хотя все остальные религии, может быть, более приятны нашему эго. Потому что там говорится о доброте, о том, что Бог справедлив. А если что, то меня Он может помиловать, не вон того, а меня, потому что я больше заслужил, я лучше. То есть те формы религии, более приятны для эго. Поэтому в них и верят больше всего людей. Тогда как Вайшнавизм говорит об удовольствии Божественном, об удовольствии Господа Бога, а не о нашем с вами. Поэтому в Его удовольствии нам не находится места. То есть первым делом это Господь, вторым делом это я. Тогда как в других религиях душа, или человек, занимает первое место. Бог существует для меня, Он мой судья. Он обо мне заботится и следит за тем, чтобы я поступал правильно и тогда мне будет хорошо. Там первое место отводится душе, а Богу как спасителю, как некому прикладному началу. В вайшнавизме всё наоборот: первым делом арадхана, то есть удовольствие Всевышнего.

# 57:14

Религии всегда существуют

Слушатель: А в Кали-югу другие религии теряют свою силу?

Б. Ч. Бхарати Свами: Если не рассматривать формы религии, обрядовую сторону, то религии всегда существуют. Всегда есть градация верноподданости Высшему Началу, где тебе отдается большее место, Ему меньшее. Потом вы вдруг на равных. Потом Ему большее, тебе меньшее. Всегда есть процентное соотношение вашей связи с Абсолютным Началом, всегда есть процентное соотношение, когда ты – всё, а Он – ничего. Это называется чистой воды атеизмом. И дальше Богу дается немножко большее место, скажем, 10%, а тебе 90%. Бог здесь выполняет роль обеспечивателя твоих нужд. Если тебе чего-то надо, помолись и Он тебе даст. Дальше Ему дается еще больше – 20%, потом 30%, соответственно, твоя роль в ваших отношениях уменьшается, уменьшается, уменьшается. И если мы не берем формы религии, а именно религии с определенным отношением души и Бога, то эти религии существуют всегда. Собственно, они в шести или семи доктринах Вед изложены.

Слушатель: В зависимости от количества последователей?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. То место, которое ты отводишь Богу в религии, формирует ту или иную доктрину. Формы могут быть разные. Например, с этой точки зрения христианство не намного ушло от мусульманства или наоборот. Потому что и там и здесь… Я говорю как бы об общем понятии христианства. Понятно, что любой христианин может встать и сказать: «Нет. Вы не правы, потому что вот я считаю так-то». Это будет неким вариантом. Я говорю в общем. Бог выступает в форме спасителя. Сын Божий выступает в роли спасителя. В мусульманстве, скажем, Бог выступает в роли судьи. В иудаизме, частью которого является мусульманство… Мусульманство – это другая форма иудаизма, более адаптированная, значит… ну как адаптированная. Если в иудаизме никто не может стать евреем, не родившись им, то в мусульманстве любой может стать мусульманином. Всё остальное одинаковое у них. И там, и здесь, и в мусульманстве, и в иудаизме Бог – это справедливый и жесткий судья. В христианстве это все-таки спаситель, там есть элемент милосердия. И так далее. Вот этих вот наборов, пропорций «я и Бог» заданное количество, и они всегда существуют.

Слушатель: Это система?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Формы могут меняться. Кто-то так крестится, но в целом, если для тебя Бог спаситель, тебя можно назвать христианином.

Слушатель: А если учителя, допустим, этой доктрины…

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы говорим про доктрину, причем тут учителя?

Слушатель: В зависимости от кого это будет исходить, если я родился, принял христианство. И тот человек, который мне дает, линия, учитель всегда присутствует?

Б. Ч. Бхарати Свами: Будет или нет, я не знаю, но она всегда будет существовать. Всегда найдется душа, которая во Всевышнем будет видеть спасителя. Будет ли это называться христианством или каким-то иным словом, это уже не так важно. Всегда найдется душа, которая будет считать Бога как ведущего к освобождению… Бога как учителя. Будет ли это называться буддизмом или не буддизмом, это тоже не так важно. То есть в Боге видят Творца, Учителя, Спасителя, Судью. Множество всяких ролей Ему придают. Как это называется, это не важно. Передают это, обрывается связь учителя и ученика или не прерывается, неважно. Идея всегда останется. Но когда во Всевышнем кто-то начинает видеть, помимо объекта поклонения, еще и друга или своего ребенка, это уже вайшнавизм.

Слушатель: Это само приходит или дает учитель это?

Б. Ч. Бхарати Свами: Душа, когда готова принять, когда ее не отпугнет эта идея, что Всевышний может быть твоим другом.

Слушатель: Ну это же надо никому не рассказывать.

Б. Ч. Бхарати Свами: Почему?

Слушатель: Потому что приедут и сразу увезут.

Б. Ч. Бхарати Свами: А может, не приедут. Может, машина сломается по дороге. Они же не боги. Может быть, Бог им не даст.

Слушатель: Увезут, и всё.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, при этом идея сохранится.

Слушатель: Всё сохранится, это же только игры здесь.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну вот, вы и так все знаете. (смех)

Слушатель: А Господь помогает душе в ее религиозных начинаниях?

Б. Ч. Бхарати Свами: Помогает. Да. Он в «Гите» говорит об этом. Если мы принимаем «Гиту» как действительно сказанную Господом Богом, то Он Говорит, что Он откликается на ее…

Слушатель: Всякий раз.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Он идет к душе той же тропою, которой она идет к Нему. Причем Он делает десять шагов, а она успевает только один. Он быстрее. Всегда идет на встречу. Он говорит, что Он помогает обрести веру и потерять веру.

Слушатель: Помогает?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Если душа хочет избавиться от веры, Он помогает ей избавиться, для того чтобы она обрела новую веру. Не просто потеряла веру. Потому что можно, например, разувериться в Боге-спасителе, при этом уповая не Него как на Бога играющего, который меня спасать не будет, зато как Он хорошо играет на трубе. Можно прийти в консерваторию, чтобы дирижер тебя накормил, а потом ты увидел, как он замечательно палочкой своей машет, и ты забыл про свой голод и будешь просто слушать. А может быть, как-то и послужить Ему удастся.

# 64:40

Служить Красоте

Слушатель: А что значит «служить Красоте»?

Б. Ч. Бхарати Свами: Служить Красоте – это быть очень внимательным. Внимание. Служить Красоте – это быть всегда в такте, быть чрезвычайно тактичным. То есть иметь чувство такта, а для этого надо иметь огромное внимание.

Слушатель: К Красоте.

Б. Ч. Бхарати Свами: К Ней. Внимание на середину. Потому что Красота подвижная, Она чрезвычайно подвижная. Нужно иметь великий такт, чтобы не помешать, не вступить в конфронтацию, в дисгармонию. Чувство такта, чтобы не выбиваться из общей мелодии. А для этого надо быть всегда внимательным. Это и есть служить, быть всегда внимательным. Если ты внимателен, тогда все остальное приложится. Как говорят: «Если голова пролезла, то и тело пролезет». Да? То есть если ты умом, если ты мыслями с Ним, с Красотой, то всё остальное приложится и руки будут знать, что делать, и ноги. Начинается это с внимания к Его Имени. Внимая Его и Ее Имени, мы, так сказать, учимся чувству такта, чувству гармонии. Гармония и такт – это синонимы. Возразить хотели?

Слушатель: Ну, по поводу «учимся», наверно, нисходит больше, потому что, по сути, мы ничего не можем сделать.

Б. Ч. Бхарати Свами: Возражение принято.

Слушатель: Наша задача, по сути, открыть глаза. Даже не научиться, а вспомнить, видеть всё, что происходит в реальности.

Б. Ч. Бхарати Свами: Наша задача – чтобы сердце растаяло, смягчилось, жесткость прошла, чтобы не было острых углов царапающих, а дальше учитель, Господь вылепит из него ту форму, которая нужна им. Смирение, терпение – это есть такие орудия для делания сердца пластичным. Смиренного и терпеливого учитель и Господь могут вылепить, придать нужную форму этому сердцу. А форм пять. Там есть вариации, но, в общем, пять форм: слуга, друг, родитель, возлюбленный и мизансцена – такой общий фон.

# 67:34

Терпение и смирение

Слушатель: Терпение и смирение перед чем?

Б. Ч. Бхарати Свами: Перед учителем и Господом. Они же из тебя лепить будут. Все, что они с тобой ни делают, нужно терпеть и смиряться. Все несчастья, все лишения, которые Господь посылает своему чаду, нужно принимать со смирением и терпением. Не огрызаться. Не вставать в защитную позу. Не вытаскивать кистени, кастеты. Пусть лепят. Всё, что с нами происходит, теряем мы, находим, глупеем, умнеем, всё это Господь посылает нам для того, чтобы сделать нас смиренными и терпеливыми. Потому что с этим чувством наше сердце становится мягким, пластичным. И из него уже можно лепить нужную форму.

# 68:37

Страдание – это отсутствие счастья

Слушатель: Только страдание смягчает сердце?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Не только. Страдание – оборот радости. Потому что радость оборачивается грустью. Когда она заканчивается, начинается похмелье, и тут прозреваешь, что радости, собственно, и не было. Это было какое-то наваждение. Окончание радости – это и есть страдание. Помните, я вчера говорил, что нет зла? Так вот, и страдания нет, есть недостаток или отсутствие радости.

Слушатель: А в чем разница?

Б. Ч. Бхарати Свами: Как нет темноты, а есть отсутствие света. Темноты не существует, есть недостаток света, так же и не существует страданий. Есть отсутствие счастья. Поэтому, когда у вас прибавляется немножечко радости, счастья, то потом оно начинает уменьшаться, вам менее счастливо, но вам кажется, что вы страдаете. То есть когда вы ходите пешком, и вдруг вы счастливы, когда покупаете машину. И вот когда машину угоняют, вы думаете, что это несчастье. Нет. Это отсутствие радости. Это никакое не горе. Так же, как нет ничего плохого. Нет старости, есть отсутствие молодости. Просто мы обозначаем это как старость, а это просто отсутствие. Волна откатывается, и мы говорим: «Старость». Нет. Это просто отсутствие молодости. Мы возвращаемся в свое изначальное состояние древних. Потому что душа самая древняя. Она юная, но она самая древняя. Она старше материи. Старше любой формы. Когда вы стареете, это просто формы откатываются. Или страдания, физические страдания: мы во чреве матери испытываем страшные страдания, а когда мы уже наяву испытываем страдания, это не страдания, это просто откат к своему изначальному, доутробному состоянию. То есть это не страдания, а отсутствие радости.

Слушатель: Абсолютные понятия – красота, любовь, счастье.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: А доброта, она тоже абсолютна?

Б. Ч. Бхарати Свами: Доброта не абсолютна. Вера абсолютна. Самопожертвование абсолютно. Преданность абсолютна.

Слушатель: Если что-то не абсолютно, откуда берется и когда закончится?

Б. Ч. Бхарати Свами: Часть этого, например…

Слушатель: А откуда… (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Например: есть вера, а есть доверие. То, что предшествует вере, – доверие. Вера – это абсолютно, а доверие – нет. Может быть доверие на какой-то градус.

Слушатель: А что способствует… (неразборчиво)?

# 71:52

Перековка себя, смирение

Б. Ч. Бхарати Свами: Перековка себя. Смирение. Мы ведь ничего не можем толком сделать, мы можем только принимать или не принимать то, что с нами происходит. Наше отношение к происходящему делает нас пригодными или непригодными для отношений с Высшим. Если мы несчастье или брань принимаем в штыки, ощетиниваемся иголками, то ведь Высшее Начало, Господь, Он же совершенно непредсказуем, Он может повести Себя так, что вызовет в нас неудовольствие, мы обидимся на Него. Поэтому Он не являет нам Себя, покуда мы на какие-то страдания, на какие-то лишения ощетиниваемся.

Слушатель: (неразборчиво) …через призму сердца.

Б. Ч. Бхарати Свами: По-разному, и к размягчению тоже. Пока мы чувствуем свою свободу, то мы в любой момент можем послать Его подальше, а Ему это не надо ведь, в грязь лицом. Поэтому терпением и смирением мы воспитываем в себе… Мы доводим себя до такого состояния, что, что бы Господь ни предпринял по отношению к нам, мы никогда не скажем: «Иди ты». Что бы Он ни сделал, мы всегда будем говорить: «А я без Тебя не могу». Вот тогда Он явится, предстанет. Но это не значит, что мы увидим, как Он тут вот вдруг с флейтой и со скрещенными ногами, как они там его рисуют.

# 73:57

Мироустройство

Слушатель: А часто Вайшнавы обращаются к философии Германии, к истории. С чем это связано?

Б. Ч. Бхарати Свами: Германии?

Слушатель: Гегелю, ну там истории.

Б. Ч. Бхарати Свами: Гегель, Гимлер, да.

Слушатель: Даже Гитлер. Я читал, даже полки СС.

Б. Ч. Бхарати Свами: Дело в том, что германское общество было построено по принципу мироустройства. То есть высшее положение занимает умный, но ленивый. Под ним стоит умный и деятельный. Под ним находится ленивый и бездеятельный. А самый низший – это тот, кто деятельный, но глупый. Такое мироустройство, то есть люди кармические, те, кто активные слишком. Те, кто жаждет материальных богатств, занимают самое низшее положение, их называют карми, самое низшее положение. Они деятельные и глупые, то есть они много работают и работают за мишуру, за фантики. Над ними стоят отреченные, те, кто ничего не делают. Зачем работать? И глупые. То есть это отреченцы, гьяни. Они занимают более высокое положение, чем карми. Дальше находятся Вайшнавы. Они деятельные, но при этом они и умные, то есть знают ради чего, для чего действовать. Если уж произвести какое-то действие, то сразу чтобы миллиард заработать там или царство Божее на небесах. И над всем стоит Кришна. Он ничего не делает, при этом Он весьма умная особь. То есть вот так устроено. Так же и в германском обществе, в том числе в третьем рейхе, низы в обществе – это были очень люди деятельные, но довольно неинтеллектуальные. Над ними стояли ленивые и неинтеллектуальные. То есть, кто не очень любил работать, но при этом он был ленив, поэтому ничего не портил. Над ними стояли люди деятельные и умные. Ну а над всеми стоял…

Слушатель: Ефрейтор.

Б. Ч. Бхарати Свами: Так что… А что касается Германии, я тут ничего не могу сказать, потому что… Вообще, Германия произвела очень много философов на свет. Собственно, мы и других философов не знаем, кроме немецких, в европейской истории. То есть они есть, конечно, но…

Слушатель: Сковорода.

Б. Ч. Бхарати Свами: Скажем, во Франции… Ну кто? Кроме Вольтера и …

Слушатель: Декарт.

Б. Ч. Бхарати Свами: Декарт был не француз. Он все-таки был голландцем. Вольтер, Ларошфуко, и то они были, скорее, философы социальные. Они исследовали все-таки человеческое общество. А вот именно философов-фундаменталистов, которые врывались в основы мироздания, только немцы, в основном, ну и Степан Бандера, естественно. (смех) Тут, кстати, смеха мало, он очень сильный, как сейчас говорят, крутой богослов. Если читали что-нибудь из него, он как богослов, вообще… Шляпу я перед ним снимаю во всяком случае. У него такие… Он молитвы писал, у него очень сильные молитвы.

# 78:06

Что такое аскеза?

Слушатель: В каком случае аскезы оправданы, а в каком нет?

Б. Ч. Бхарати Свами: Аскезы… Вообще, они ни в каком случае не оправданы. Или, вообще, что вы считаете аскезой? Аскеза как воздержание. Аскеза приносит нам какие-то плоды. Если плоды аскезы – это что-то бренное, что-то временное, которое потом заканчивается и этим нам приносит печаль, то аскеза – дело нестоящее. Например, аскеза – объявить голодовку, чтобы повысили зарплату. Зарплату тебе повысили, ты пошел съел ведро икры, и у тебя заболела печень. Нужна была эта аскеза? Вряд ли. А вот как например, Дхрува Махарадж совершал аскезу – питался листьями. И настолько он был аскетичен, он сумел воздерживаться даже от воздуха. Он сначала листья ел, потом и их перестал есть, дышать перестал. И во вселенной стал нарушаться баланс. К нему пришел Господь. Дхрува Махарадж это делал ради власти. Он хотел власть получить. Вот эта аскеза была оправдана, потому что Господь к нему пришел, и он понял, что вся его аскеза и, вообще, то, что он хотел этой аскезой, гроша не стоит. Вот такая аскеза оправдана, если в результате вы можете лицезреть Всевышнего или осознать Его присутствие повсюду, такая аскеза оправдана. Все остальные аскезы, которые приносят бренные плоды, не имеют смысла, потому что плоды эти заканчиваются. В «Гите» Кришна говорит, что глупцы мучают свое тело и душу аскезами, получают блага, а потом эти блага заканчиваются и они страдают. Поэтому я вам сказал, что, если в результате своей аскезы, вы смогли увидеть Всевышнего, тогда – да. А вообще, смирение и терпение – это высшая аскеза. Для этого не надо в лес уходить. С людьми – самое оптимальное – практиковать аскезу, в обществе людей, особенно родственников. (смех) Близких. Они себя близкими считают.

# 80:44

Универсальные солдаты Кришны

Слушатель: Для Вайшнава… (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: СС переводится как охранные отряды, да? Охранные отряды. Для Вайшнава в каком-то смысле это охранные отряды. Если учесть, что Шрилу Шридхара Махараджа называли «Хранитель преданности» или «Охранитель преданности», такая параллель, может, больше… Независимо от всякой символики и там исторических событий, назначение СС – это элитные войска, который могли выполнять любую задачу, которую им поручили, причем задачу на суше, на море и в воздухе. Тогда как, скажем, другие рода войск знали свое дело. Если ты из пушки стреляешь, значит, ты пушкарь; если на самолете летаешь, значит, ты летчик. У каждого рода войск или у каждой расы есть своя задача. Шридхар Махарадж говорил, что есть отдельная раса паракия-раса, они не привязаны ни к какой форме, они могут выполнять любое служение по отношению к Персоне номер один. Они могут выполнять служение и в мадхурья-расе, и в ватсалья-расе, и в нейтральной, в любой. Вот такая аналогия с войсками СС. Они не принадлежали ни к сухопутным войскам, ни к морским, ни воздушным, при этом они могли выполнять любую задачу и делали это успешно. Собственно, война так долго длилась, потому что СС участвовали. Потому что Вермахт отступал почти при любом ударе. Например, в 42-м под Ржевом две дивизии СС не просто вышли из окружения полуторамиллионной армии советской, но эту армию разбили и еще в плен взяли. А их было там двадцать с чем-то тысяч человек. А это была армия полтора миллиона. Они оказались в окружении, вышли и еще и в плен взяли тех, кто остался. Такие универсальные солдаты. Если проводить параллель с миром служения Персоне номер один – служением Кришне, то есть определенные рода отношений – пять рас. Есть раса, или отношения, которые не принадлежат ни к каким формам, они делают всё, что надо.

Слушатель: И умные, и деятельные.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, они умные и деятельные.

# 83:54

Всемирный потоп

Слушатель: (неразборчиво) …получила книгу. Что вам больше всего понравилось?

Б. Ч. Бхарати Свами: Понравилось… Так я не вспомню, но там в конце рассказано про всемирный потоп. (смех) Интересно. Я так удивился. Я никогда этого не читал. Там про всемирный потоп, где Господь явился Сатьяврате и сказал, что через семь дней начнется гроза, дождь зальет всю Землю, ты должен будешь собрать все семена и всех зверей… всех тварей по паре. Я пригоню на волнах тебе ковчег, ты туда погрузи их всех, будете плавать всю ночь Брахмы, пока новая заря творения не взойдет. И когда, значит, воды отойдут, то семена развеются и животные снова…

Слушатель: Что же они кушали?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю. Удивительно, такая параллель. Конечно, это все сказка, что они кушали, непонятно. С ними были еще семь риши, мудрецов. Чтобы волны не опрокинули ковчег, этот Сатьяврата, Ной, привязал змеем, значит, свой корабль к рогу этой рыбы. Рыба, которая там плавала. Такая история.

Слушатель: А потоп был, чтобы очистить Землю?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Он всегда приходит. Когда Брахма ложится спать, то поднимаются волны всемирного океана, и Земля затапливается.

Слушатель: Очищается, получается, от…

Б. Ч. Бхарати Свами: От всех очищается.

Слушатель: Обновляется как бы, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Но это в этот раз было. Я не знаю, может быть… Этих дней же сто, вернее, Брахма сто лет живет, в каждом годе 360 дней, да? Каждый день что-то происходит у Него.

Слушатель: Почему 360? Это же мы считаем.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, мы считаем, потому что там так считают.

Слушатель: А вот какая была необходимость их спасать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Там не сказано.

Слушатель: Так везде: «А такого сюжета еще не было».

Б. Ч. Бхарати Свами: Там не сказано, почему.

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Брахма потом начинает творить.

Слушатель: Заново, да? (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Видимо, да.

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Что успел спасти. Там же быстро надо было, вода прибывала. Ну а вообще, вся восьмая посвящена немножко слону, который попал в беду, – его крокодил схватил за ногу. И они тысячу лет боролись. Потом слон взмолился, и к нему Вишну прилетел на птице и освободил этого слона. Мы так считаем, потому что на самом деле слон помер. Но вот с внутреннего ракурса, с духовного, душа его вознеслась на небеса. Анатомически он умер, конечно. Не выдержал. А потом там длинная-длинная история через все главы, почти до конца, до этого потопа, про то, как враждовали между собой силы тьмы и света, боги и демоны. Там очень много батальных сцен, когда руки и ноги окровавленные валялись, головы летели, все было завалено кусками туловищ. Интересно. Потом про Бали Махараджа, и потом про этот потоп. А Бали как раз был лидером, вождем этих демонов.

# 87:58

Кто такой демон?

Слушатель: Демоны воюют с полубогами. Ну демоны, им хочется чего-нибудь завоевать, а те-то чего воюют?

Б. Ч. Бхарати Свами: Защищаются. Не хотят терять свою власть.

Слушатель: Боги, полагаю, более смиренные.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Они олицетворяют собою силы природы, боги. Мы их называем богами, а это олицетворенные силы природы. Бог водной стихии, бог Солнца, бог огня, бог ветра.

Слушатель: Как же они воюют?

Б. Ч. Бхарати Свами: Воюют. Каждый своим оружием. Демоны, когда смиряют себя, берут себе какого-то наставника или брахмана — учителя, то он довольный их смирением дает им какое-нибудь оружие, которым они могут богов победить. И побеждают, потому что демоны более искусные, они более смелые, более отважные, более благородные. Когда богам совсем угрожает потеря власти или потеря жизни, они обращаются к Вишну. Вишну приходит и восстанавливает порядок. Так происходит всегда.

Слушатель: А Богов можно назвать праведниками?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, праведники… Во вселенной праведники, их называют общим словом брахманы. Но, есть еще риши, есть муни, пророки, есть всевозможные существа праведные. А боги не праведники, они, скорее, выполняют административную роль.

Слушатель: Почему они хотят с ними воевать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Власти хотят.

Слушатель: Занять их положение.

Б. Ч. Бхарати Свами: Угу.

Слушатель: А в чем их благородство?

Б. Ч. Бхарати Свами: Они не прибегают к незаконным методам. Они всегда полагаются на свою силу. Например, они никогда не пленят женщину, а боги делают это. Они никогда не нападут на безоружного, никогда не украдут. А боги сплошь и рядом, Веды полны историй, Пураны полны историй, когда боги… например, они взяли в плен мать демона Прахлады и держали у себя в темнице. Равана был, скорее, ракшасом, да? Потом пленил он… кшатриям не запрещено… он ее пленил, чтобы жениться. Как бы благородное намерение. Он же не просто, а жениться. Но он с серьезными намерениями.

Слушатель: То есть ракшас был царем демонов, получается, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да. Ракшасы – это плотоядные демоны. Вообще, кшатрии могут себе такое позволить. Например, Кришна же тоже похитил… какой-то человек вез себе 16 000 жен, Он взял убил этого человека и взял Себе в жены.

Слушатель: Он же демона убил.

Б. Ч. Бхарати Свами: Демона убил? Ну а что он Ему сделал такого плохого, тот демон? Кшатриям разрешается похищать с целью жениться, а вот мать Прахлады похитили и просто держали в темнице. Причем она беременная была. Или, например, был такой демон, который стал отшельником, он ушел, бросил все свои занятия, ушел, стал медитировать в пещере, и ему Индра отрубил голову. Потому что тот своей медитацией мог стать потенциально сильнее Индры. Индра, чтобы пресечь это, взял ему голову отрубил. Или мы знаем, как Индра воровал у царя Притху коней.

Слушатель: Женщин развращал.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Так что, демоны, те данавы или дайтьи, они себе такого не могли позволить.

Слушатель: Сейчас современное правительство, кто они? Демоны или…

Б. Ч. Бхарати Свами: Какая разница. Современное правительство – это то же самое, что последние новости. Когда они последние? Пока оглянешься, это уже не современное правительство.

Слушатель: А что в сознании демоническом…

Б. Ч. Бхарати Свами: Тот, кто против миропорядка, тот демон. То есть если есть какой-то общественный строй, какой-то порядок, если ты против него, то ты демон. В этом конкретном обществе, во Вселенной тоже есть свой порядок, там есть прокурор, есть совет, есть правительство, есть войско.

Слушатель: Тогда Иисус Христос был демоном относительно того…

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Был порядок.

Слушатель: Тогда его правильно казнили, за то что народ мутил.

Б. Ч. Бхарати Свами: С их точки зрения, да.

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Они поддерживают существующий порядок.

Слушатель: А вот как можно победить силы природы?

Б. Ч. Бхарати Свами: А зачем это?

Слушатель: Побеждают демоны богов.

Б. Ч. Бхарати Свами: Какие-то у них оружия странные.

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Бога воды победил или там Землю снес с орбиты.

Слушатель: А зачем?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну так… игрался. Такой вот, Хираньякша носился по просторам вселенского океана, размахивал своей палицей и искал, с кем бы ему сразиться. Все боги прятались. И он сбил Землю, и она на дно океана пошла. И тогда, значит, он добрался до царя морского – Варуны, а Варуна – это один из главных богов. Он примерно как Вишну, очень важный во Вселенной. И он говорит: «Давай-ка с тобой сразимся». Тот говорит: «Ну я человек старый. Ты молодой, пышешь силой. Может быть, тебе с кем-нибудь еще помоложе?» Он говорит: «Я никого не встретил. Давай с тобою». Он говорит: «Нет. Я слышал, что одна тварь низменная появилась, Кабан. Иди с ним сразись». А этот Кабан, Вепрь, – это как раз был Господь Бог, Он родился свиньей лесной. И Он на Своих клыках поднимал Землю со дна океана, чтобы снова ее на поверхность, на нужную орбиту посадить. И вот между ними бой произошел. И Кабан вырвал палицу у Хираньякши и убил его. Такая история. История всегда интереснее, чем философия. Правда, справедливость – кому оно нужно?

Слушатель: Там есть конечный результат.

Б. Ч. Бхарати Свами: История всегда интересна. «Бхагаватам» – это история.

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Разные. Там нет хронологии. Потому что время-то возвращается всегда на круги своя.

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Вот как спектакль идет каждый день на сцене. И какой-то критик должен описать этот спектакль, какое конкретно представление он будет брать. Он в целом опишет. Хотя каждый день какие-то особенности отличаются.

# 97:09

Что описано в «Шримад Бхагаватам»?

Слушатель: То есть там не все события…

Б. Ч. Бхарати Свами: В «Бхагаватам» описаны все значимые события, связанные со Всевышним. Все значимые события. Мелочь, типа там сошествия спасителя, не описана. Представьте себе, Кабан, который уничтожил повелителя демонов. А всё остальное как антураж прикладывается. То есть важно не то, что кого-то бросали к змеям или в топленое масло, чтобы сварить, а что из этого получилось. Что Человек-Лев вырвался из колонны, и когтями разодрал отца этого ребенка, и кишки намотал Себе на шею. Вот это важно, а то, что до этого ребенка бросали с обрыва, в кипящее масло, это уже не так важно. Или что Кабан долбанул этому Хираньякше с такой силой, что глаза вывалились и болтались. Красивая история. Это для того, чтобы показать в конце сошествие Кришны. Что Тот самый, Который когда-то приходил в виде этого Кабана, или вообще сотворил всё, или Рыбы, в виде праведного царя, в виде Капилы, который мудрость давал. То есть Он проявлял разные Свои качества. Он всегда восстанавливал добро и карал зло, приходя в этот мир. И вдруг Он нисходит не в каком-то образе, а Сам по Себе. Не принимает образ, а самостоятельно приходит, сваям. Сваям-Бхагаван. И оказывается, что это человек, который ничего доброго за свою жизнь не сделал, то есть Он воровал, убивал, устраивал политические игры, в результате которых погибло огромное количество мужского населения на Земле, сжигал леса, преследовал животных, преследовал инакомыслящих. При этом это была не Его аватара, то есть не Его образ. А похищал чужих жен в малолетстве. Понимаете? При это не женился на них.

Слушатель: Убил Своего дядю.

Б. Ч. Бхарати Свами: Дядю убил собственного. И это Он Сам. Всё остальное как прелюдия, подготовка, что вот Тот, Кто творил такие чудеса: там тремя шагами покрыл вселенную, на самом деле это простой человек, который творит такое, что у праведника вызывает отторжение, а у преданного – восхищение и восторг. Потому что для подлинного преданного нет понятия добра и зла. Для него есть верность Ему, верность Персоне номер один. Вот что Он делает, согласуется это с понятиями чести или не согласуется, неважно. Хорошо то, что Он делает.

Слушатель: В «Шримад Бхагаватам» описываются события, происходящие в одну жизнь Брахмы?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Там есть эпизоды и из других Брахм, вообще.

Слушатель: Из других вселенных?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Это эпос. Там много разных сюжетных линий, они перекликаются между собой. В разные эпохи, в разных вселенных, в разные… Скажем, в одном месте упоминается, что у Рамы был красный цвет кожи, а в другом – зеленый. Это просто разные сошествия.

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Может быть, а может быть, в разные временные отрезки. Вообще, до десятой песни описаны, конечно, события этой вселенной с этим конкретным Брахмой. Да, но в десятой песни есть эпизод, когда приходят Брахмы со всех вселенных. Когда Кришна уже жил во дворце у Себя, уже война закончилась, у Него был огромный город, там дворцы, там жены Его жили. К каждой жене Он заходил одновременно ночью. И однажды Брахма решил Его посетить. И привратник сказал: «Хорошо, я сейчас доложу хозяину», возвращается: «Хозяин спрашивает: «А какой именно Брахма?»» И Брахма очень удивился: «Что значит «какой именно»? Я творец вселенной. Кто еще?» И тогда привратник вернулся к Кришне, доложил и потом говорит: «Проходи». Когда Брахма зашел в залу к Кришне, он увидел, что в этой зале тысячи разных Брахм. Вот этот Брахма четырехликий, а были тысячиликие, там десятиликие, и все они кланялись Кришне и со сложенными руками восхваляли Его и просили благословения. Вот такая история. И тогда он впервые узнал, что он не один такой.

Транскрипция: Егор

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

2009-01-16

«Целомудрие»

2009-02-14

«Бхагавата-Пурана. Её философия, этика и теология» . Часть 1

2009-02-22

«Бхагавата-Пурана. Её философия, этика и теология» . Часть 2

2009-02-28

«Бхагавата-Пурана. Её философия, этика и теология» . Часть 3

2009-07-24

«Материя и Сознание»

2009-07-24

«Настоящая коррекция кармы»

2009-07-24

«Благодаря тибетским монахам»

2009-07-25

«Откровение»

2009-07-25

«Они не спорят на духовные темы»

2009-07-26

«Единомышленники»

2009-07-26

«Насколько далеко Вы готовы пойти»

2009-07-27

«Голос Совести и голос ума»

2009-07-28

«Отличие Духовного от материального»

2009-07-29

«Внутренняя и внешняя природа Души»

2009-08-08

«Цель жизни важнее самой жизни»

2009-09-20

«Качество и количество»

2009-10-27

«Бхакти Йога»

2009-10-28

«Творение»

2009-10-29

«Чего мы ищем в этом мире?»

2009-10-30

«Милость выше справедливости»

2009-10-31

«Рождённый человеком»

2009-11-01

«Терпение и смирение»

2009-11-03

«Душа и Сознание»