Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2009 / «Отличие Духовного от материального»
Б. Ч. Бхарати Свами: Для Кришны не существует понятий: духовное, не духовное. Это все Его. У Него есть внешняя иллюзия и внутренняя иллюзия, махамайя и Йогамайя. Внешняя иллюзия — это иллюзия, которой Он накрывает тех, кто находится вне Его страны. А внутренняя иллюзия — это иллюзия, которой Он накрывает тех, кто находится рядом с Ним. Но для него нет различий: духовное или не духовное. Шримати Радхарани

«Отличие Духовного от материального»


«Отличие Духовного от материального» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 28 июля 2009 года

  • Отличие духовного от материального (00:00)
  • Знание – вещь нейтральная (01:05)
  • Любовь – основа всего (02:39)
  • Мы не можем жить в одиночестве (06:23)
  • В чем нуждается ближний (12:41)
  • Этот мир противен нашей природе (14:59)

Отличие духовного от материального

#00:00

Отличие духовного от материального

Б. Ч. Бхарати Свами: …сообщились, как сосуды, с другим сосудом, где уровень выше, то вам это передается. Это не значит, что у него меньше станет. Когда речь идет о таких вещах, как вера, преданность. Когда вы сообщаетесь с этим сосудом, у вас-то увеличивается, у него не уменьшается. В этом отличие духовного понятия, духовной субстанции, духовного вещества от материального. Материальное вещество, если я вам его отдаю, у меня его меньше становится. Это определение материального. А духовное, если я вам отдаю, у меня этого больше становится. Я вам отдал, если бы это было материальное, у меня его меньше стало. Вот у меня есть батон колбасы; если я вам половину отдал, у меня осталась половина колбасы, а если колбаса духовная, я вам отдал половину колбасы, а у меня ее стало больше.

#01:05

Знание – вещь нейтральная

Слушатель: А как почувствовать или понять, что существует духовное?

Б. Ч. Бхарати Свами: А вот есть такая вещь нейтральная, как знание. Знание не увеличивается. Я вам отдаю знание, у меня его не больше, не меньше, его у меня столько же. Та самая нейтральная полоса – гьяна. Знание я вам отдаю, а оно у меня так и остается. А любовь, если я вам отдаю, у меня больше становится.

Слушатель: Вот вы сказали: «Отдавать любовь», а кому отдавать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Это я к примеру. Я не говорю, что любовь – это духовная вещь. Ты вот отдаешь любовь и… стареешь. Отдавай, не отдавай… И, вообще, нет ничего духовного. Я вам просто пример привел.

Слушатель: Как определить, что она есть?

Б. Ч. Бхарати Свами: Просто дискуссии ради, да. Предположим, она есть, то ее точно нужно отдавать не тому, кто ее заслужил. Потому что если любить того, кто заслужил, то это какая-то благодарность, торговля какая-то. Определенно, это очень возвышенная вещь. Мы сейчас не должны говорить о любви. Это такие запредельные вещи.

#02:39

Любовь – основа всего

Когда вы будете определять любовь, вы будете давать ей основы, да, вы ее будете разбивать на более простые составляющие, подводить под нее фундамент.

Слушатель: Она уже есть.

Б. Ч. Бхарати Свами: Она уже… она, да. Она уже есть фундамент, основа всего, вот ее нельзя разобрать. На ней всё строится.

Слушатель: А у нас есть такая?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. У нас нет ее.

Слушатель: А может быть?

Б. Ч. Бхарати Свами: У нас ее не может быть. Она уже существует. Мы можем войти в ее сияние, в ее ауру, приобщиться, стать сообщающимися сосудами. Она уже существует. Как мы ее можем (неразборчиво)? То, что мы понимаем под любовью, – это внимание. Внимание может быть, да. Мы как раз и занимаемся тем, что мы стяжаем внимание других. Пытаемся выглядеть иначе, чем другие, говорить мудро, говорить о любви, о бхакти, чтобы внимание привлечь к себе. Говорить о том, о чем другие не говорят. (неразборчиво) Привлечь внимание. Другому прическу сделать по-другому. Видите, все выглядят по-разному, а почему? А потому, что каждый хочет быть отличным от другого, то есть обратить на себя внимание. Пусть не всех, а именно своей целевой аудитории, своей фокус-группы. В фокус-группе найти себя. С начала он становится похожим на эту фокус-группу, например, надевает солдатскую форму, а потом уже, в рамках этой фокус-группы, он себе задает отличия: Standartenführer, там Obergruppenführer. Какие-то знаки отличия. Сначала просто у тебя дикарь со знаком орла, а потом уже со значками «S», пока не дойдем до Reichsführer – начальника охранного отряда, начальника охранного предприятия. Так же и мы, в какую-то группу попадаем, нас что-то привлекает. Одеваемся мы, говорим как они, стрижем себя как они, ведем себя как они, и тут начинается подспудно наше восхождение, вот в этой самой фокус-группе, знаки отличия. Вроде косуха, но уже со знаком. Сзади там что-то «ангелы»… Что там? Ну там типа «Московские ангелы». И так далее. Сначала просто советник, потом статский советник, потом действительный статский советник.

#06:23

Мы не можем жить в одиночестве

Слушатель: Все это почему происходит? Почему хотят внимания?

Б. Ч. Бхарати Свами: Внимания мы хотим. Да, мы хотим, мы не можем жить в одиночестве. Мы выбираем, мы идем к окружающим, правда, мы почему-то их называем ближними, и мы выстраиваем с ними отношения, но отношения неправильные. Мы с ними играем роль Кришны, а они все наши принадлежности. Мы хотим играть роль существительного, чтобы они все были нашими прилагательными. Что такое существительное? Существительное без прилагательных ничто, мертво. Например, «табурет», но, когда оно обрастает прилагательным, это величественное произведение, табурет или унитаз, начинает сверкать во всей своей красе: белый, журчащий, новый, мягкий. Вот эти вот прилагательные – это и есть те самые признаки, без которых само по себе существительное мертво. Существительное вступает в отношения с прилагательным. И вот мы тоже выбираем себе фокус-группу и начинаем обставлять себя, называется обстановка, да, попадаем в некую обстановку, в которой мы стремимся к центру, занять центральное положение. Занять и иметь отношения с этими самыми прилагательными. А какие они? Например, если я говорю «человек», а какой человек? Добрый, богатый, хорошо выглядящий, аккуратный, честный и так далее. Вот эти все признаки, мы ими себя начинаем обставлять. И ради этого мы тяжко трудимся. Чтобы заслужить доброе дело, мы должны выполнять свои слова, исполнять свои обещания. Чтобы быть добрыми, это значит, мы должны после эксплуатации других немножечко им дать. Кого мы поэксплуатировали, немножечко даем им, а они говорят: «Какой добрый руководитель!» Этот руководитель из вас семь потов согнал, потом дал вам зарплату. «Какой хороший у нас руководитель!» Или собаку не бьешь. Добрый, милосердный, мясо не ешь.

Вот мы себя всю жизнь обставляем, вот мы обрастаем, обрастаем этими прилагательными – качествами, но эти качества ценны, только когда они таковы в чьих-то глазах. Мы не можем быть добрыми, если нет предмета доброты. То есть нет этих людей, животных, кого-то, кто нас считает добрыми. Мы должны дать повод, чтобы нас назвать добрыми. И тем самым мы попадаем в их зависимость. Я хочу прослыть добрым, значит, я должен делать что-то, чтобы меня таковым назвали. Таким образом я становлюсь их рабом, но, если я не буду поступать, как они хотят, меня не назовут добрым, меня не назовут честным. Если я сегодня сказал одно, а завтра не выполнил или сказал другое, они скажут: «Вот жулик, обманщик». А мне это не нравится слово. Мне это прилагательное не нравится, которое возле моего имени существительного. Я должен вступить в отношение с этими, кто меня будет называть добрым, хорошим, молодым, хорошо выглядящим. Я должен с ними вступать в отношения. Можно натянуть себе кожу. Сделать лицо белым вместо черного. Пластмассовый нос. Подгрубить скулы. По два ребра снизу вырезать. Он мне скажет: «Как пятьдесят лет? А выглядит как юноша». Если белый, значит, должен стать черным. (неразборчиво) …корочкой покрытый темной, а если черный, значит, нужно обелить себя. Вот с ними, прилагательными, рабами их становимся, чтобы прослыть всем, поэтому и называется «мнимый мир» – это мир мнений. Мы стараемся построить мнение о себе в глазах других, поэтому и называется «мнимый мир» – мир майи, то есть мнимый.

Слушатель: А какая у нас есть альтернатива?

Б. Ч. Бхарати Свами: Никакой. Продолжать жить и умереть.

Слушатель: Мой муж говорит про меня теперь, что я живой труп. Раньше он говорил, что я просто ноль бес палочки…

Б. Ч. Бхарати Свами: А сначала: «Самая красивая». Извините.

Слушатель: А теперь говорит: «Просто живой труп!»

Б. Ч. Бхарати Свами: А в самом начале говорил, что ты единственная?

Слушатель: Говорил. Но он и сейчас так говорит…

Б. Ч. Бхарати Свами: Единственная, но и другие единственные. Ты единственный живой труп.

Слушатель: Он просто говорит: «Живой труп: у тебя нет никаких желаний, ты на все говоришь: «Нет»».

Б. Ч. Бхарати Свами: А в начале он так не говорил, в самом, лет тридцать назад?

Слушатель: Нет. Говорил, конечно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Другие вещи говорил, да?

Слушатель: Просто ему очень не нравится…

Б. Ч. Бхарати Свами: То есть тогда он просто… сейчас это прилагательное, ну вы же прилагательное к нему?

Слушатель: Да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Сейчас это прилагательное уже его не устраивает. Ему нужны другие прилагательные.

Слушатель: Какая у нас вообще альтернатива?

Б. Ч. Бхарати Свами: Никакой. Я говорю: это все безысходно. Нет ничего нового под солнцем.

#12:41

В чем нуждается ближний

Слушатель: А вот по поводу ближнего. Может быть, потому что в ближнем есть то, что и в нас, поэтому имеется в виду?

Б. Ч. Бхарати Свами: Именно этого и надо. Вот Его-то и надо, да, возлюбить. Возлюбить ближнего – это вот именно душу, а не…

Слушатель: Ну понятно, не физически…

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот как любящая мать, она ребенку, любящему, она ребенку дает не то, что он просит, а то, в чем он нуждается. В этом и заключается любовь. Когда вы говорите: «Возлюби ближнего своего», это не значит, что попросил он у тебя взаймы и ты ему дал. Это не значит, что ты его возлюбил. Ты ему даешь только то, что ты считаешь, что ему надо, в чем он нуждается. А в чем он нуждается? А он нуждается в осознании того, что этот мир преходящий. Это надо осознать, что мы вечны во временном окружении. Вот это осознание требуется этому так называемому ближнему. Как вы ему поможете это осознание понять, потому что, осознав это, этот так называемый ближний перестанет страдать. Он перестанет страдать, утрачивая что-то, теряя что-то. Да, вы избавите его от всех страданий, если вы ему объясните, что он вечный во временном болоте, в котором каждое лишнее движение заставляет вас погружаться все больше. Если для осознания этого нужно ему ударить палкой по спине, значит, надо это делать. Если для осознания этого ему нужно дать какие-то дары, значит, надо это делать, все, что нужно для того, чтобы он осознал. Но на это способен гуру. Я говорю, что нужно, а вот как вы это вот воплотите, я не знаю.

#14:59

Этот мир противен нашей природе

Слушатель: По-моему, самое главное – страдание…

Б. Ч. Бхарати Свами: Поэтому мы возвращаемся к тому, чтобы всем не беспокоиться, социальные устройства человеческие (неразборчиво), общественная жизнь. Чем хуже живется народу, тем лучше для них с точки зрения осознания, что они живут, что они вечные. Чем строже диктатор, чем вороватей чиновник, чем больше дефицита и недоедания, тем для души лучше, как правило. Я не говорю, что это рецепт для всех, поэтому, если государство несправедливо, преданный должен только приветствовать. Если оно забирает все последние налоги, не выпускает, зажимает свободу, вы теперь не можете по интернету ходить, где девяносто процентов порносайтов и азартных, тотальный контроль личности – это хорошо: пусть кесарь полностью контролирует твою плоть. Потому что вы избавляетесь от массы лишних хлопот. Потому что в противном случае вам придется самому прикладывать эти усилия, чтобы усмирять свои чувства, свою плоть. А здесь за вас кесарь, жестокий государь, все делает. Он вам не дает богато жить. Он вас в долговую яму. Он обирает вас налогами, еды недостаточно у вас, к батарее привязывает, это хорошо, хорошо. Когда государство несправедливо и жестоко, главное, чтобы оно жестокое было. Это хорошо.

Слушатель: Игра на контрастах.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Вот оно, как вы правильно говорите, на контрастах, оно жестокий цезарь, жестокий кесарь, ну или русский кесарь, а вообще цезарь, кесарь от слова цезарь, вот жестокий цезарь показывает нутро этого мира. Иначе за этим обманом, за милостью мы бы не увидели, насколько мир противен нашей природе. Мы по-прежнему думали, что мы здесь можем утвердиться, читай самоутвердиться, что мы здесь имена существительные, а когда цезарь жесток, он нам показывает, что мы прилагательные. Главное из этого сделать вывод: чьи мы прилагательные? Не цезаря, потому что он-то будет считать, что мы его прилагательные. Мы его данники – прилагательные.

Слушатель: Самое большое страдание – это наслаждение?

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы должны сделать вывод, что мы прилагательные того, от кого цезарь-кесарь забрал свою власть. Кто поручил кесарю власть? Господь Бог, Всевышний – вот его мы прилагательные. Ну кесарь… А кесарь может быть разным. Это может быть деспот в виде мужа, в виде матери, отца, ребенка, главы государства, управдома – это всё мирская власть. Духовный отец должен выглядеть скромно. (смех) При людях должен мало есть. А потом уже, естественно, вечером, когда все разойдутся, уже, так сказать, налечь на холодильник…

Слушатель: Интересно, что вот рядом с вами никогда не хочется есть. Вот сейчас кушала…

Б. Ч. Бхарати Свами: Потому что жарко…

Слушатель: Вы знаете, нет. Вот есть люди, возле которых сразу аппетит пробуждается очень сильно. У меня супруг как только рядом со мной, у меня аппетит… (неразборчиво)

Слушатель: Махарадж, а как вычислить в себе ложную скромность?

Б. Ч. Бхарати Свами: Никак. Невозможно. Я же не знаю как.

Слушатель: А вот Крым забрали себе. Ужас.

Б. Ч. Бхарати Свами: Крым наш забрали. Вот наш кесарь не любит вашего кесаря.

Слушатель: Да мы и сами его…

Б. Ч. Бхарати Свами: Смешные они, правда?

Слушатель: Правда. Ой, смешные.

Б. Ч. Бхарати Свами: Они как родители. Они говорят нам, кого надо любить, кого не надо. Вот ты ее привел или ты его привела, а родители говорят: «Не, не, не, этот тебе не пара».

Слушатель: Да.

Б. Ч. Бхарати Свами: И эти кесари, когда дорвутся до власти, они нам говорят, с кем нам дружить надо. Как родители. Эти педросы вам не пара. (смех)

Слушатель: Эти русские Веды. Я как-то одним ухом слышала, что все из лучей пошло, да, откуда там, из Омска там где-то…

Б. Ч. Бхарати Свами: Из Омска?

Слушатель: Откуда-то вот там… (неразборчиво) А Индия появилась потом.

Б. Ч. Бхарати Свами: Кто? Индия?

Слушатель: Да. Ну я не смотрела почти. (неразборчиво) …в Крыму рассказывали…

Б. Ч. Бхарати Свами: Не ну понятно, что мы древних индусов научили и колесо показали, и мы древним индусам показали, как правильно рисовать на стенах настенную живопись в пещерах, потому что они, идиоты, там писали, понимаешь ли, священные книги…

Слушатель: Тексты.

Б. Ч. Бхарати Свами: Тексты. Да. Они там, понимаешь… А мы приехали, мы показали, что на самом деле нужно на скалах рисовать…

Слушатель: Но то есть такие наивные.

Б. Ч. Бхарати Свами: А что? Шкуры надо носить.

Слушатель: Украина – родина слонов…

Б. Ч. Бхарати Свами: Но «гекающих» слонов…

Слушатель: «Гекающих». (смех)

Б. Ч. Бхарати Свами: Потому что с твердым «г» слоны появились в России.

Слушатель: Не, они появились в Перми…

Б. Ч. Бхарати Свами: «Пани, а не кажете и где здесь остойник? – Зопинка, вот туто, а ты, москалек, уже приихав». А ты, москалек, уже приихав.

Слушатель: Появляются новые несчастья. Это вот это нахождение в материальном мире, который сплошная, вот это вот… и тут торчать – это сплошное несчастье.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Нас же в детстве приучили, что нужно подольше… Потому что уплачено за все, вот надо, раз заплатил, за всю тарелку в столовой, вот надо до конца съесть. Она ему говорит: «Вот ешь, черт подери, я за тебя заплатила, тебе расти… заплатила, тебе расти надо. Ешь всё. Доедай». Вот нас тоже приучили к этому, что надо до последнего дотянуть, потому что «уплочено».

Слушатель: Никакой же гарантии нет, что в следующей жизни вообще ничего уже не будет… там, как бы…

Б. Ч. Бхарати Свами: Нужно, чтобы на надгробном камне было больше цифр, последняя цифра должна быть больше. Потому что если больше, то по нумерологии лучше. (смех) Да. Если у тебя второе число: тысяча девятьсот такое-то – две тысячи такое-то, если второе число больше, то по нумерологии это лучше. В будущем тебе пригодится. Мы недавно за навозом ездили, коровьим. И я взял Керьку свою…

Слушатель: Свинку?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Попугая.

Слушатель: Попугая.

Б. Ч. Бхарати Свами: В машине мы, значит, приехали, и я пошел к корове, показать, какие вообще бывают… Она как увидела, как заорала. Коровы испугались, отпрянули.

Слушатель: Интересно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Она: «Аааааа!» (смех) Ну вы представляете: такие чудища, с рогами, рожи ого. Заорала. А на обратном пути: «Харе Кришна, Харе Кришна, Харе Кришна». (смех) После коровника, помните? «Харе Кришна» (смех) Когда коров увидела. Она же никогда не видела до этого. Ну помните? На обратном пути: «Харе Кришна». Такой шок для нее был.

Слушатель: А карелы не говорят. Ну учила. Ну не говорят.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну думают.

Слушатель: Он пиликает и все. По-своему.

Транскрипция: Андрей Я.

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

2009-01-16

«Целомудрие»

2009-02-14

«Бхагавата-пурана». Её философия, этика и теология. Часть 1

2009-02-22

«Бхагавата-Пурана. Её философия, этика и теология» . Часть 3

2009-02-28

«Бхагавата-Пурана. Её философия, этика и теология» . Часть 2

2009-07-24

«Материя и Сознание»

2009-07-24

«Настоящая коррекция кармы»

2009-07-24

«Благодаря тибетским монахам»

2009-07-25

«Откровение»

2009-07-25

«Они не спорят на духовные темы»

2009-07-26

«Единомышленники»

2009-07-26

«Насколько далеко Вы готовы пойти»

2009-07-27

«Голос Совести и голос ума»

2009-07-28

«Отличие Духовного от материального»

2009-07-29

«Внутренняя и внешняя природа Души»

2009-08-08

«Цель жизни важнее самой жизни»

2009-09-20

«Качество и количество»

2009-10-27

«Бхакти Йога»

2009-10-28

«Творение»

2009-10-29

«Чего мы ищем в этом мире?»

2009-10-30

«Милость выше справедливости»

2009-10-31

«Рождённый человеком»

2009-11-01

«Терпение и смирение»

2009-11-03

«Душа и Сознание»