Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2017 / «Навадвип Дхам Парикрама 2017» Часть 1
«Навадвип Дхам Парикрама 2017» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 8 марта 2017 года, Навадвипа, Индия

«Навадвип Дхам Парикрама 2017» Часть 1

Навадвип-Дхам-парикрама 2017

Часть 1

Б. Ч. Бхарати Свами: …Разрешилась от бремени. Этот дом, конечно, уже не тот, его воссоздали. Когда Он родился, это произошло под деревом ним, и она назвала Его Нимай. Была деревня, основной город – это Навадвипа. Пригород Навадвипы, левый берег Ганги, назывался Майапур. Пур – это город, а майа – это город майи. В писании было сказано, что Господь низойдет посреди майи и рассеет ее. И все гадали, каким образом. Вот Махапрабху здесь родился. Со временем это место опустело, были заросли, глухой лес. И Бхактивинод Тхакур решил найти место, где родился Махапрабху. Но такого места, как Майапур, уже не было, потому что в писаниях, «Чайтанья Бхагавате», «Чайтанья-чаритамрите», говорится про Майапур, а его не было, а был Мияпур. Он стал анализировать, и у мусульман, здесь жили мусульмане, вообще-то Бенгалия – мусульманский район. У них «а» трансформируется в «и», Авраам у них Ибрагим, у них все «а» меняются на «и». Он понял, что Майапур – это нынешний Мияпур, и понял, что здесь явился Махапрабху, но где именно то место, он не знал. И тогда он взял своего духовного учителя, которому уже было 125 лет, который не ходил, он был парализован. Бхактивинод Тхакур посадил его в корзину и стал бродить по зарослям. Вдруг в одном месте здесь учитель выскочил из корзины и стал плясать. Тогда Бхактивинод Тхакур понял, что это и есть место, где произошло явление Махапрабху. И он решил установить здесь храм. Вот это конусообразное здание старое, оно 1896 года. Он собрал деньги, он был не бедным человеком, и построил это здание. Он уговорил одного из брахманов на том берегу. В «Слове Хранителя Преданности» вы наверняка читали эту историю, где брахман сказал: «Я готов жить там, но это пустырь». Жена брахмана отказалась приезжать сюда, он сказал: «Если ты будешь снабжать меня едой и марихуаной, то я буду здесь жить». И Бхактивинод Тхакур сначала сам привозил ассортимент, а потом договорился, потому что он не все время здесь жил, он в Пури уезжал. Он договорился, чтобы этому брахману привозили то, что он хотел. Через какое-то время здесь стали поселяться люди, место уже перестало быть пустырем.

Из «Чайтанья-чаритамриты» после того, как Сарвабхаума Бхаттачарья отвез Махапрабху к себе домой, потом пришли преданные. Махапрабху вышел из бессознательного состояния, и наутро Махапрабху пошел рано-рано в храм, взял прасад Джаганнатха и вернулся. Сарвабхаума Бхаттачарья только проснулся. Для правоверного индуса прежде чем поесть, нужно совершить определенные обряды, помолиться, совершить омовение, целый ряд церемоний, закончить утреннюю медитацию или молитву и только потом можно принимать еду. То есть в оскверненном состоянии нельзя ее принимать. И тут Сарвабхаума еще даже не проснулся, еле-еле глаза продрал. Махапрабху к нему в комнату врывается и говорит: «Прасад от Джаганнатха». И Сарвабхаума впервые в жизни наплевал на все правила правоверного ария, индуса, и стал есть этот парсад. А Махапрабху непонятно откуда ему достает и достает без конца.

Просто этой ночью ему приснился сон, что тот санньяси, которого он приютил, это сам Шри Вишну, сошедший в Кали-югу для юга-дхармы дать религию нового века, он в нем его увидел. А нет, это было после того, как Махапрабху ему 18 версий стиха атмарама прочел. Да, у Сарвабхаумы зародились сомнения, что это не человек, потому что человеческий интеллект не способен так легко и изящно манипулировать смыслами. И ночью Махапрабху явился к нему во сне в виде Рамачандры, Кришны и … И вот Махапрабху его будит, и он видит перед собой того, кого видел во сне, как Парикшит. Последний в утробе матери увидел спасителя, который спас его от смертельной огненной стрелы. Его прозвали Парикшит, потому что с самого рождения он все время куда-то смотрел. Парикшит означает «ищущий нечто запредельное». И только когда он стал разговаривать с Шукой, он увидел Кришну. Что тот, кого он в детстве видел в утробе, это тот же самый пришел к нему в образе «Шримад Бхагаватам». Точно так же Сарвабхаума во сне увидел Господа и тут увидел Его же наяву и стал есть этот парсад, наплевав на правила. Так что, парсад Господа может явиться. Непонятно, принесет какой-то человек с подносом, материализуется непонятно откуда, скажет, что он принц, и исчезнет. Если мы смиренно принимаем все, что нам достается, и хорошее и плохое как милость свыше, то Господь, видя наше смирение, придет и даст нам свой парсадам в любом виде: еды, Святого Имени, образа, запаха. В любом виде Он придет, если мы смиренно принимаем все, как Его милость, Он придет лично, примет свою собственную рупу, придет в этом образе.

Я думаю, можно посидеть у Бхактивинода Тхакура, тут, у самадхи. Или здесь, я не помню, тут на проходе, он небольшой. Все это принадлежало Гаудия Матху, а после его ухода отошло к Чайтанья Гаудия Матху. У Сарасвати Тхакура был его близкий даже не ученик, а компаньон, партнер, близкий слуга Кунджа Бабу, он потом стал Тиртхой Махараджем. К нему перешло это все имение. Но Шридхар Махарадж в какой-то момент законфликтовал с ним, потому что он считал, что самадхи Сарасвати Тхакура надо поставить там, в глубине. Здесь есть пруд. Он сказал: «Возле пруда, чтобы наш учитель не был достопримечательностью, местом привлечения паломников и туристов. Мы не должны выставлять наши святыни на обложках книг. На развороте уже можно Радху, Кришну, учителей, а на обложке у нас не должно быть личных изображений преданных или Господа». А преданных выше, чем нейтральная раса, то есть это может быть лотос, павлины, слоны, солнце, река, это пожалуйста. А лица преданных мы не выставляем на обложку, и точно также не ставим у ворот. Но Кунджа Бабу не послушался, он поставил рядом прямо, и Шридхар Махарадж дистанцировался. Это, наверно, была не единственная причина, но тем не менее. Тут всегда много людей.

Дом Шриваса Пандита. В «Чайтанья-чаритамрите» есть упоминание, что Махапрабху устраивал блаженные киртаны, на которых присутствовали только избранные, другие не допускались, там происходили всякие… [неразборчиво]. Сейчас, конечно, он не сохранился, его обложили туалетным кафелем. Здесь Божества, дом точно сохранился, вот Божества Шриваса Пандита, здесь эти киртаны были. Тут есть одна история, когда один йоги решил посмотреть, что же происходит на этих тайных киртанах. Он спрятался в корзину для белья, залез туда и решил посмотреть. Махапрабху начал киртан и чувствует какой-то чуждый элемент, нет прихода. Он сказал: «Надо обыскать весь дом».

Всё, всё, это теща, а с йогом была совсем другая история. Он пришел и попросил: «Можно я буду присутствовать?», и Махапрабху ему сказал «Нет». Он:

– Но как? Я питаюсь только молоком.

– Молоко – это не признак бхакти.

– Ну хорошо, а когда же я смогу принимать участие в киртане? Когда получу это благословение?

– Через миллион жизней.

И йог стал плясать. Его спросили:

– А чего ты пляшешь, это же миллион жизней?

– По крайней мере, я точно знаю, это долго, но я знаю точную цифру.

Махапрабху его обнял и говорит: «Ладно, ты готов». То есть он принял со смирением, а с корзиной связана другая история. Когда теща Шриваса Пандита спряталась в корзину, чтобы проверить, что там происходит, чем взрослые мужчины занимаются, Махапрабху ее обнаружил и избил. Вернее не избил, ее пинками выгнали, сам зять ее выгнал. И Махапрабху сказал: «Что же ты так старую женщину? Нехорошо». А он ей еще пенделя наподдал, говорит: «Пусть она катится и не обламывает нам приход», так ее выгнали. [за кадром слышен громкий мужской хохот] Это все было как раз на 8-е марта.

Дайте по десятке или монетку киньте. Мы только что были в месте захоронения Бхактивинода Тхакура. Обычно мы там сидим у его стоп, но сегодня много людей было. Это пушпа-самадхи Бхактивинода Тхакура, поскольку он не был санньяси, его тело сожгли. Домохозяевам не делают самадхи, но цветок захоронили, и Сарасвати Тхакур сделал самадхи. Сам Сарасвати Тхакур… Вот здесь, значит, дом Шриваса Пандита, и мы пройдем метров 50-100, не выходя на дорогу. Здесь, у дороги, внутри будет самадхи Шрилы Сарасвати Тхакура Прабхупады.

Слушатель: А где настоящее его самадхи?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это настоящее, у Бхактивинода Тхакура нет настоящего, у него только пушпа, цветочное самадхи, пушпа означает цветок на санскрите.

Слушатель: А в Пури тогда что у Сарасвати Тхакура?

Б. Ч. Бхарати Свами: Тоже пушпа.

Слушатель: А здесь настоящее?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, он здесь покинул. В этой известной молитве Шридхара Махараджа говорится, что Махапрабху взошел как солнце в Надии, Навадвипе и зашел в Пури, а мой духовный учитель взошел в Пури и зашел как солнце в Навадвипе. Так, ну вроде толпа рассеялась, да, так что можно поклониться и уйти туда к самадхи Шрилы Сарасвати Тхакура. А потом будет храм Джаганнатха, это у нас следующий пункт. Там Божества Джаганнатхи местные, навадвипские.Потом еще что-то будет, я уже не помню. Ну основная программа сделана, кто хочет, может возвращаться.

Навадвипа буквально переводится как «девять островов». Если смотреть карту, то притоки Ганги так делят землю, что получается цветок лотоса. Если сверху посмотреть, такой 3D цветок лотоса. Есть центральная Мадхьядвипа, и восемь лепестков отходит. И за четыре дня мы проходим все девять областей Навадвипы. Я всех не помню, есть Матдхьядвипа, и сейчас должна быть Семантадвипа. Эта история связана с Парвати. Господь Шива рассказывал ей о величии Навадвипы… А нет, это на третий день мы идем. Здесь… Надо смотреть в «Махатмью». Там такие места, уже не будет ни храмов, ничего, прост место… Вообще вся эта парикрама четырехдневная проходит по местам, где ходили Шри Нитьянанда Прабху и Его ученик Джива Госвами. Последний был тогда еще очень молод, когда он отправился во Вриндаван, он пришел в Навадвипу. Махапрабху к тому времени уже покинул этот мир, и Нитьянанда Прабху ходил с ним много дней по местам и рассказывал истории, связанные с Махапрабху либо из древних писаний. Навадвипа является сконцентрированной проекцией всей вселенной. Здесь есть и холм Говардхан, высшие планеты, Индралока, в общем, это такой срез всего мироздания, и материального, и духовного. Он показывал место, где укрылся Маркандея Риши, когда наступил великий потоп. До этого он попросил Господа, чтобы он пережил всемирный потоп, посмотреть, что же происходит в безвременье, когда исчезает все и даже время исчезает. И Господь не уничтожил его физическую форму. И вот он безвременное количество бытия плавал в водах всемирного потопа. Не было ни звезд, ни солнца, ни отсчета времени, он не знал, когда это закончится, когда это всё началось.

Слушатель: Что это за рыбы были, которые его глотали?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это были драконы.

Слушатель: То есть еще животные были.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, какие-то непонятные. Он плавал-плавал и нашел убежище. Это мы будем на третий день проходить. Он нашел убежище на одном острове и увидел корову Сурабхи, это Сурабхи-кундж, там, где был дом Бхактивинода Тхакура, он поставил на этом месте свой дом. И, в общем, все ведические истории, которые мы читаем в «Бхагаватам» так или иначе где-то здесь, в этом восьмилепестковом лотосе. Кроме этого девять областей, восемь лепестков и центральная часть, олицетворяют девять видов преданного служения. Господу, как известно, можно совершать служение девятью различными способами – это слушание о Нем, оглашение Его славы, служение Его стопам, поклонение Ему, помнить о Нем и т. д. И, самое главное, атма-ниведанам – это полностью сделать Его существование своим существованием, быть полностью погруженным в Него, называется атма-ниведанам, что буквально означает самозабвение. Вот центральный остров олицетворяет служение в самозабвении. В течение парикрамы мы проходим по всем областям, олицетворяющим разные виды служения. Собственно, мир преданности, Голока Вриндавана, тоже рисуется как цветок лотоса, в центре которого расположены Радха и Говинда, Божественная Чета. И разные Преданные осуществляют различные виды преданного служения и обитают на разных лепестках, это рисуется.

И Нитьянанда Прабху проводит Дживу Госвами по всем этим областям преданного служения и рассказывает истории, связанные с преданными и служением Господу того или иного характера. Но мы проходим не только эти места, мы их и не проходим часто, кроме тех мест, где были Нитьянанда Прабху с Дживой Госвами. Мы ходим по местам, связанным с преданными. Например, завтра мы пойдем в дом Вишнуприи. Здесь Махапрабху и жители Навадвипы устраивали киртаны. По указу мусульманского наместника, Чханда Кази, киртан был прерван и разбили мриданги. Преданные решили устроить бунт, восстание и свергунть этого кази. Махапрабху сказал: «Никакого насилия», и вся Навадвипа, все индусы с киртаном двинулись к его дому. Мы дальше будем его проходить. Вечером Махапрабху устроил киртан, там 1000 человек и Чханд Кази сказал: «Ладно, я разрешаю Вайшнавам киртаны». С тех пор киртаны никто не запрещал. Шридхар Махарадж предложил вон там, за прудом, поставить самадхи, потому что пруд этот олицетворяет Радха-кунду. Наши учителя живут в духовном мире возле Радха-кунды, поэтому в материальном мире тоже возле нее их усыпальница должна быть. Но Кунджа Бабу решил… [неразборчиво]. Кунджа Бабу так был близок Сарасвати Тхакуру, что однажды, когда преданные узнали, что он на пожертвования, которые они собирают, отправил свою дочь учиться в Англию, они послали петицию со Шридхаром Махараджкем Сарасвати Тхакуру, мол, вот мы собираем, а он… И когда последний узнал об этом, он сказал: «Кунджа Бабу так мне близок, что если у меня будет выбор между всеми вами и им, я выберу его и снова начну Гаудия Матх». Шрила Шридхар Махарадж вернулся к преданным и сказал, что мы отдаем Гуру, а куда уже он тратит, это не наше дело.

Слушатель: Они Шридхара Махараджа отправили?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, потому что Шридхар Махарадж единственный, кто мог так вот прийти и предъявить.

Слушатель: Говорят, что внутри самадхи писал на санскрите сам Махарадж.

Б. Ч. Бхарати Свами: Шридхар Махарадж?

Слушатель: Да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну он много писал. Однажды мы были на Говардхане, и Гурудев, нас там было 3-4 человека, послал… Есть такое местечко Варшана, рядом с ним тоже такое заброшенное место, Камакели, там Шримати Радхарани жалуется шмелю, колодец. Просто это захватили сахаджии. И Гурудев говорит: «Нет, это место моего Гуру, и отыщите, там должна быть мраморная дощечка с его стихами». И дал нам книжку 40-какого-то года издания, где на обратной стороне стихи Шридхара Махараджа, такая потрепанная уже. Говорит: «Эти самые стихи должны где-то там быть выбиты». Мы поехали и нашли это место, это лужа и такая маленькая часовенка, баб՝ы сидят. Мы так посмотрели, оттерли, и там эта табличка со стихами. Потому что Нараяна Махарадж этот вот, говорил, что то ли он, то ли учитель его, я уже не помню, эти стихи сочинил. Это стихи про Радху-Говинду. И Гурудев говорит: «Это не он сочинил, не его учитель, а Шридхар Махарадж. Вот книжка его стихов, эти стихи должны быть там». Мы нашли, сфотографировали и привезли Гурудеву. Там такое странное место, не просто тишина, а уши закладывает. Из машины вылезли, и у меня такое: ничего не могу слышать. Только павлины ходят, и такая маленькая тропинка, прямо уши закладывает, как будто на высоте. Ты говоришь, и странно свой голос слышишь, какая-то такая. Может, там высокогорье небольшое, метра на три.

Слушатель: На Говардхане?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, это Варшана – место, где Радхарани жила с родителями.

Слушатель: Там, во дворце?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, такие высокие ступеньки, и недалеко это местечко, Кадамба-кели или Кама-кели, там по-разному называют. А другое место возвышения – это там, где Кришна жил. Там меж ними такое как бы ущелье, соединение двух возвышенностей, и там Кришна и гопи, подружки Шримати Радхарани, красками брызгались. С тех пор пошло это…

Слушатель: Холи.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, они красками брызгаются, в эти спринцовки краску засасывали, потом засады друг другу устраивали. Он идет, они раз, выскакивают. Ну что, всё тогда, на сегодня экскурсия закончена? Тогда пройдем к следующей экспозиции.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

+4

Другие материалы раздела

2017-01-15

«Духовная жизнь»

2017-01-16

«Для тех, кто испытывает страх»

2017-01-20

«Обретение внутренней гармонии»

2017-01-24

«Адхикар»

2017-01-29

«Разум высшего порядка»

2017-02-05

«Наиболее желанный из миров»

2017-02-19

«Бхакти — возвращение в реальность»

2017-02-23

«Варны — устройство общества»

2017-03-01

«Беседа под сенью Сиддха-бакула»

2017-03-03

«Сила от учителя»

2017-03-04

«Начало Кали Юги»

2017-03-08

«Первый раз в Индии»

2017-03-08

«Картина Мира»

2017-03-08

«Навадвип Дхам Парикрама 2017» Часть 1

2017-03-09

«Навадвип Дхам Парикрама 2017» Часть 2

2017-03-09

«Знание от состояния»

2017-03-10

«Навадвип Дхам Парикрама 2017» Часть 3

2017-03-11

«Навадвип Дхам Парикрама 2017» Часть 4

2017-03-12

«Аштанга Виньяса Йога»

2017-03-27

«Подсознание»

2017-03-28

«Дасья Раса»

2017-04-02

«Ритм сердца»

2017-04-08

«Матхи и самадхи»

2017-04-09

«Мантры на санскрите»

2017-04-16

«Гороскоп для протона Ирины»

2017-05-21

«Недалеко от Говардхана»

2017-05-27

«Над облаками нет плохой погоды»

2017-05-28

«Сохранив индивидуальность, приобрести свободу»

2017-06-04

«Кризис веры»

2017-06-11

«Вера предполагает служение»

2017-06-25

«День йоги»