Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2017 / «Подсознание»
«Подсознание» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 27 марта 2017 года, Мёкмюль, Германия

«Подсознание»


  • «Подсознание» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 27 марта 2017 года, Мёкмюль, Германия

    • То, что не могут объяснить учёные (00:00)
    • Кто контролирует моё подсознание? (04:42)
    • Реакция между жировыми клетками ─ это я? (13:30)
    • Сат-чит-ананда ─ это Господь Бог (21:00)
    • Гнездо страхов (23:48)
    • Рецепт от страха (31:13)
    • Три способа воздействия на ум (33:10)
    • Тело ─ это земля, вода, огонь и воздух (39:53)
    • Отождествление себя с умом (42:20)
    • Виртуальная собственность (47:33)
    • «Служение» за деньги (52:03)
    • Сахаджия, рассказы «прозревшего» (56:52)
    • Взлёты и падения в обществе преданных (60:07)
    • Готовность отказаться от своего мнения (70:56)
    • Приятие благоприятного (77:50)
    • Преданный ─ врач для себя (90:45)
    • Ответственное служение (92:26)
    • Удачи и неудачи ─ милость Всевышнего (94:01)

Подсознание

То, что не могут объяснить учёные

Слушатель: Махарадж, ну я вернусь к этому вопросу.

Б. Ч. Бхарати Свами: Давайте.

Слушатель: Я Вам его вчера задавал. Потому что мы одно целое с супругой. Проблема-то моя, я с ней живу, ─ это вегетативная дистония. Я Вам вчера высказывал своё субъективное мнение. Но мне очень важно Ваше мнение. И как Вы правильно вчера начали расставлять всё, хотел бы, чтобы мы совместно с женой это услышали. Вернуться к этому разговору о подсознании, которого не существует, по Вашим словам, и о сознании.

Б. Ч. Бхарати Свами: А в чём вопрос заключается Ваш? Просто я не совсем понимаю, что такое «вегетативная дистония».

Слушатель: Вегетативная дистония ─ это… Вчера как-то было сказано другими словами, что Вы это понимали. Как по-другому «вегетативная дистония»? Махарадж другими словами понимал, что такое «вегетативная дистония».

Б. Ч. Бхарати Свами: «Шульфетка»?

Слушатель: Нет.

Слушатель: Панические атаки?

Слушатель: Её не существует ─ это всё от ума.

Слушатель: Можно сказать, что это нервное расстройство. Беспокойство ума, скажем так. По словам моей матери, а я обязан ей верить, этой проблемой болеет каждый второй-третий человек в мире. Потому что в эту Кали-югу существуют эти проблемы вегетативной дистонии.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вы можете просто описать, что это такое?

Слушатель: Вегетативная дистония ─ это чувство, близкое к паническому в какие-то моменты, это не агрессия, на других людей это не выражается, нет. Лично на моём примере и примере Ранги, которая у нас неоднократно лечилась в клиниках.

Б. Ч. Бхарати Свами: Кто?

Слушатель: Ранга, у неё были панические атаки.

Б. Ч. Бхарати Свами: Панические. А что такое паника?

Слушатель: В какой-то момент может быть учащённое сердцебиение. Человек не знает, от чего ему так плохо. Может появиться какой-то страх. Может быть клаустрофобия, это сопутствующее, чтобы начать волноваться. Потом могут быть разногласия в семье, то, что является на сегодняшний день тоже нормальным. Через день или два это всё начинает накапливаться. Этому стрессу куда-то надо выходить и если ему некуда выходить, он выходит через такие ощущения. Может быть учащённое сердцебиение, страх умереть, что тоже естественно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Судя по Вашему описанию, вегетативная дистония ─ это естественное состояние?

Слушатель: Оно неприятное.

Б. Ч. Бхарати Свами: Но естественное?

Слушатель: Да, но неприятное.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну тогда какая это проблема, если это естественное состояние?

Слушатель: Но в нём жить невозможно. Живут. Проживают.

Б. Ч. Бхарати Свами: Но это же естественно для человека, Вы только что сказали.

Слушатель: Естественно, потому что безвыходность естественна. Я Вам скажу так: если в моём понимании искать сравнение, то я обращусь к курению. Курение можно бросить, потому что я осознаю: я сейчас курю или я сейчас не курю. А вегетативная дистония ─ это то, что не могу бросить, которая в моём понимании находится в подсознании. Как Вы говорите, то, что учёные не могут объяснить, они это назвали подсознанием.

# 04:42

Кто контролирует моё подсознание?

Слушатель: Я считаю, что в моём подсознании происходят такие вещи, настолько сильные волнения, которые я не могу бросить, как сигарету, или не курить сейчас. А оно происходит независимо, хочу я этого или не хочу. И я чувствую, независимо от того, очень плохо и страдаю.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вы так и не описали состояние, что это такое?

Слушатель: Подавленность конкретная, ужасное сердцебиение.

Б. Ч. Бхарати Свами: Проблемы в сердце?

Слушатель: У каждого по-разному. Но у меня лично на сердце. Потом Вас везут в больницу, подключают к различным аппаратам, и Вам говорят, что «сердце как у быка». Бывало несколько раз у меня в жизни, особенно страшно, когда это происходит за рулем. Едешь на машине, проезжаешь знак «город перечеркнут», выезжаешь за этот знак, и тебе настолько плохо, страх между городами где-то находиться.

Б. Ч. Бхарати Свами: Страх чего?

Слушатель: Умру. Не доберусь до помощи, до больницы не доберусь. Разверну машину, вернусь обратно в город, мне становится чуть лучше. Но всё равно мне нужно обращаться к врачу. Бывало несколько раз такое, что происходит взрыв в районе пупка, и вверх и вниз всё очень горячее, как будто какой-то большой сосуд взорвался. Я потом узнавал это у врачей, они мне объясняли так: «В тот момент, когда было такое ощущение, у Вас был очень большой выброс адреналина. Нормально, когда у человека немного выкидывается адреналина. Но поскольку у Вас такое нервное расстройство, у Вас очень много адреналина на тот момент выкинулось, и Вы получили такое ощущение жара». Но ты всё равно переживаешь. Умереть от этого очень сложно, как мне мать объясняет и все объясняют. Но загнать себя, если не заниматься всякими практиками, как Вы говорите, себя за волосы не вытаскивать, то это может со временем погубить или покалечить. Потому что ощущения непередаваемые. Это очень сложно понять человеку, который это не прочувствовал на своём теле. Потому что это телесные такие ощущение, сумасшедшие, но ты при этом всём не агрессивен, абсолютно уравновешенный, спокойный. подсознание

Это не психическое заболевание, хотя оно от ума. Или, моими словами, от подсознания, потому что я этим не могу руководить. Я могу пить пиво или я могу не пить пиво. Я могу курить или могу не курить, а этим я никак не могу управлять. Это происходит от подсознания. Вы мне объяснили, что подсознание ─ это то, чего не существует. Потом я анализировал сам с собой анализировал и приводил Вам такой жизненный пример, как я себя чувствовал до операции и после, когда у меня был аппендицит. У меня тоже было паническое время, и в это время у меня был аппендицит. После наркоза я больше был счастлив не от того, что мне вылечили аппендицит, а от того, что меня обнулили. То сознание, когда я проснулся, я себя лучше чувствовал без этого расстройства, чем от того, что мне вырезали этот аппендицит. Когда я анализирую, мне кажется, что достичь такого состояния, когда ты на «ты» со своим подсознанием ─ это и есть достичь какого-то просветления. Потому что в сознании мы можем делать всё что угодно ─ петь, танцевать и делать всё, что хотим. Но это всё в сознании, а вот что в подсознании, вот единственное. Вот как с этим?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я до сих пор не понимаю, что Вы хотите спросить. Вы мне приводите примеры, но я так и не понимаю, в чём симптомы вегетативной дистонии? Если это просто сердцебиение, значит, это болезнь сердца.

Слушатель: Но это не совсем болезнь сердца, потому что сердце проверяют и говорят, что оно абсолютно здорово.

Б. Ч. Бхарати Свами: Так, значит, это дело не в сердце.

Слушатель: Это когда ты живёшь спокойно, тебя ничего не беспокоит и раз, на тебя нахлынула волна панического страха.

Б. Ч. Бхарати Свами: Страха чего?

Слушатель: Не знаю, тебе просто страшно, и у тебя от этого начинаются какие-то другие.

Б. Ч. Бхарати Свами: Страх же он не может быть «просто страх», страх чего-то.

Слушатель: Страх в уме. Страх, что ты умрешь и тебе никто не поможет.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вегетативная дистония ─ это нахлынувший страх смерти?

Слушатель: Можно так сказать. Но не только, но и можно так сказать.

Б. Ч. Бхарати Свами: А ещё что?

Слушатель: Страх того, что я больше не увижу супругу и ещё кого-то и помру в конце концов, но это уже конечный результат того, что может со мной произойти. Но ещё до того, всё это время ощущения также неприятны. Этот процесс неприятен, ощущение этого сердцебиения, учащенного дыхания, не хватает воздуха ─ это уже неприятно. Ещё задолго до смерти это неприятно.

Б. Ч. Бхарати Свами: И вопрос в том, как лечить?

Слушатель: Но изначально я хотел задать всё-таки вопрос про подсознание. Вы мне уже ответили, но я бы хотел, чтобы ещё раз мы это проговорили. Чтобы это оселось мне по сильнее и чтобы это услышали близкие люди.

Б. Ч. Бхарати Свами: Но Вы всё равно уверены, что подсознание существует?

Слушатель: Для этого я сейчас здесь, для этого я задаю вопрос. Потому что Вы мой учитель и я хочу от Вас это услышать.

Б. Ч. Бхарати Свами: На мой взгляд, подсознания не существует. Это слово, выдуманное врачами и так называемыми врачами-учёными, чтобы обозначить вещь, которую они сами не понимают. Более того, современная наука не признаёт такую вещь, как сознание. Сознание не считается научным термином. Научным термином считается «нейрохимическое взаимодействие в коре головного мозга». Это химическое взаимодействие порождает такой эффект, как «я».

# 13:30

Реакция между жировыми клетками это я?

Какие-то жировые отложения между собой химически взаимодействуют и в результате этой химической реакции у моих жировых клеток возникает ощущение, что это я. Так современная наука объясняет феномен сознания. Если сознания не существует с точки зрения науки, а подсознания тем более в квадрате не существует. Но кто-то приходит на приём к учёным-врачам. Чтобы с них, с тех жировых клеток, у которых своя химическая реакция, учёные выдумывают всевозможные термины. Потому что, если Вы придёте к врачу, и врач скажет: «Знаете что? С точки зрения науки Вас не существует. Это просто большая химическая пробирка, поэтому иди и разбирайся сам». Чтобы такого не было, они начинают выдумывать слова. В частности, подсознание, сознание или, как я вчера говорил, про тёмную материю. Они не могут объяснить, каким образом вселенная всё время расширяется, но она не разрывается. Например, если мы возьмём два магнитика, то на расстоянии одного сантиметра они притягиваются. Между ними существует магнетическая тяга. А если мы отдалим их уже на расстояние двадцать сантиметров, то они уже друг к другу не притягиваются. Вселенная всё время расширяется, как они говорят, она уже пятнадцать миллиардов лет расширяется и когда-нибудь должен был наступить момент, что между атомами нет взаимодействия, они уже так далеко, что они просто разлетятся кто куда. Но этого не происходит. Поэтому они выдумали термин «тёмная материя». Они говорят: «Мы не знаем, что это такое, но благодаря ей всё удерживается». Это я привёл пример из современной науки.

Что касается психологии, психоаналитики, психиатрии, там вообще тёмный лес. Там вообще люди не понимают, с чем они имеют дело. Более того, они могут как-то влиять на состояние сознания, но при этом они не знают, что такое сознание. Это как ребёнок, если у него есть банка с водой, он туда красной краски налил, посмотрел, потом зелёной краски налил. Он экспериментирует с цветом этой воды, но он не знает, что такое вода. Он может сказать: «Вот, она сейчас красная. Вот, она зелёная», а что такое вода, он не понимает. Точно так же с сознанием, они не понимают, что такое сознание и высказывают для любого разумного человека совершенно идиотские теории, типа: «Ты ─ это просто химическая реакция. Миллиарды нейронов как-то электрически между собой взаимодействуют, и в результате откуда-то берёшься ты». Я даже не какой-то нейрон, а я реакция между нейронами! Как ребёнок не понимает, что такое вода, но он может сказать: «Она красная, она зелёная». Так же они дали таблетку ─ тебя трясти начало, они подписали: «Вот от этой таблетки его трясёт». Дали другую таблетку ─ бац! ─ ты упал. Они подписали: «От этой ты упадёшь». Дали таблетку, ещё смотрят. Так у них получилась коробочка, где разные вещества, которые влияют на то, чего нет. Сознания ведь нет с точки зрения науки. И такие вещи, как подсознание, они просто вбрасывают своим пациентам, сами не понимая, что это такое. И тем более пациенты не понимают, что это такое. Они просто вбрасывают, говорят: «Подсознание», и пациент не понимает, что это такое, но он думает: «Какой заумный термин. Я, конечно, такой дурак, не понимаю, что это такое. Но тот, кто мне дал этот термин, он-то понимает!» подсознание

А на самом деле никакого подсознания нет. Есть чистое сознание, которое видоизменяется от соприкосновения с такой вещью, как желание. Сознание ─ это в чистом виде сознавание своего существования. Когда нечто сознаёт, что это нечто существует, это называется сознание. И на этом можно поставить точку. Когда нечто, сознающее, что оно есть, начинает отождествлять себя или вешать себе ярлык: «Я такой-то, я сякой-то», это уже называется видоизменённое сознание. Помимо того, что я существую, появляется ещё сознавание того, кто я. Можно сказать, сначала идёт «кто я?», а потом желание. А можно сказать: «Я существую, и мне чего-то хочется» Я придерживаюсь этой точки зрения. Сначала есть я, и моё я начинает транслировать: «Мне чего-то хочется». Если брать термины Священных Писаний Вайшнавов: «Мне хочется Счастья. Мне чего-то недостаёт». В вайшнавской терминологии это называется сат, чит и желания ─ ананда. Есть Господь Бог ─ сат-чит-ананда.

# 21:00

Сат-чит-ананда ─ это Господь Бог

Сат-чит-ананда ─ это существо, сознающее себя счастливым. Сат-чит-ананда ─ это Господь Бог. А существо, сознающее себя желающим Счастья, ─ это уже индивидуальная душа, или частичка сознания. Когда сознающее себя существо желает Счастья, то это желание вылетает в условное пространство и возвращается и, отражаясь, даёт мне ощущение: «Кто я такой?», и появляется самоотождествление. Некоторые мудрецы говорят, что, наоборот, появляется самоотождествление, что я кто-то такой и я уже хочу формы какого-то счастья: денег, славы, богатства. Я придерживаюсь точки зрения, что сначала идёт стремление к Счастью или волеизъявление. Волеизъявление преломляется и становится желанием. Потому что это разные вещи ─ волеизъявление и желание. Когда я просто хочу Счастья ─ это волеизъявление, а когда я хочу счастья в форме богатств, имущества, власти и славы, удовольствий ─ это уже не волеизъявление, а желания. Здесь уже формируется моё «я», моё второе «я», вторичное «я», как «я кто-то». Не просто я существую, а я существую как «мужчина, женщина, русский, человек, собака, старый, молодой» ─ эти ярлыки они как бы меня облепливают. Есть рассказ у Герберта Уэльса и кино «Человек-невидимка». Герой рассказа без одежды невидим, он не регистрируется чувствами.

# 23:48

Гнездо страхов

Так же и сознание, в чистом виде оно не имеет ни запаха, ни формы, ни цвета, ни вкуса ─ ничего. Но когда человек-невидимка обливал себя краской или одевал на себя одежду, он приобретал силуэт. Так же сознание, оно невидимо в чистом виде, но когда оно облепляет себя «одеждой», «краской» в виде ярлыков: «Я большой, маленький, мужчина, женщина, богатый, бедный, старый, молодой, человек, животное», эта форма, которую мы наблюдаем. Эта форма и есть тот самый человек-невидимка, облепленный ярлыками. Мы уже видим некую форму, мы слышим, видим, ощущаем на запах, на вкус и т. д. Это сознание приобретает осязаемую для чувств форму. Это сознание, на которое уже налепилось что-то, это называется ум. А на ум уже лепится физическое тело.

Ум ─ это первичное видоизменённое сознание. Ум глазам не виден, но он огрубевает, и получается вот это. Ум облекает себя в одежду из материи. Всё, что мы имеем, это всё из материи: земля, огонь, вода, воздух, пространство ─ это всё разные состояния Матери материи. И ум, облепляясь, приобретает эту физическую форму. Ум ─ это и есть то, что эти учёные называют подсознанием. Ум ─ это гнездо всех страхов, всех эмоций: ненависти, гнева, возбуждения, уныния, радости, все-все состояния ума. Это уже не состояния сознания, а состояния ума. Ум есть состояние сознания. Сначала сознание становится умом, потом ум приобретает всевозможные состояния, и эти состояния отражаются на физической форме. Скажем, ум испытывает страх потерять. Страх смерти ─ это тот же самый страх потерять имущество. Что такое страх смерти? Это когда ты считаешь что-то своим, ты считаешь некое окружение принадлежащим тебе: домашний скот, жену, дом, привычную обстановку, работу, знакомых, друзей. Весь набор ты считаешь своей привычной атмосферой. Потеря этой атмосферы в целом есть смерть. Например, когда ты теряешь монету, то ты не теряешь всё, это не есть смерть. Но когда ты теряешь монету, жену, дом, молодость, силы, здоровье ─ это уже смерть.

В уме гнездятся все эти эмоции. Дальше уже доблестные учёные этим эмоциям дают названия: паника, вегетативная дистония, шизофрения, психопатия. Психопатия с элементами религиозного бреда. Это мне близко. Вернее, шизоидная психопатия с элементами религиозного бреда ─ это моё родное. В моём личном деле оно было. И они весь этот комок эмоций, страхов, радостей, печалей называют разными именами. Присваивают им названия непонятные ни им, ни нам. Как шутят в психиатрии: «У нас в психиатрии кто первый халат надел, тот и доктор». Вот пришли в восемь, кто первый халат надел, тот и говорит: «Пожалуйста, следующий!», а на следующий день он может оказаться вторым, ну не успел на работу, опоздал. Приходит, а ему говорят: «Проходите. На что жалуетесь?» Они сами не понимают природу этой воды, этого ума и дают этим состояниям непонятные дурацкие названия. Вы обращали внимание на рецепты врачей? Они пишут специально так, чтобы никто из разумных человеческих существ не понял. Так пишут, якобы на латыни. На самом деле там полная галиматья.

Слушатель: Значит, состояние ума?

Б. Ч. Бхарати Свами: Состояние ума, а ум ─ это гнездо страхов. Есть страх потерять ботинки, страх потерять машину, страх потерять имущество, страх потерять жизнь или страх потерять известность. Какого-то человека, например, не волнует материальное богатство, но он очень беспокоится, что его забудут. Или о нём скажут дурно. Кому-то это всё равно.

Слушатель: Робби Уильямс.

Б. Ч. Бхарати Свами: Робби Уильямс, певец, а что с ним?

Слушатель: Он был известный, на пике славы. Потом лет пять он не выступал, про него забыли, и он в депрессию ушёл. подсознание

Б. Ч. Бхарати Свами: А я знаю Фил Коллинз, из Genesis. Он потерял голос, он был совершенно замечательный музыкант, но так случилось, что он потерял голос. Он умер. Он потерял голос, началась депрессия, и он сошёл в могилу из-за этого. Для кого-то важна слава, доброе имя, для кого-то деньги, для кого-то внешний вид: он боится, что он старится. Лишние морщины, и он паникует.

# 31:13

Рецепт от страха

Слушатель: Значит, людей много, и каждый обладает своим состоянием ума?

Б. Ч. Бхарати Свами: Каждый обладает страхом потерять что-то. Но не нужно вешать на эти страхи какие-то болезненные ярлыки. Это просто страх что-то потерять. В Ведах даётся рецепт, как избавиться от этого страха. Самое лучшее ─ это молитва, повторение Святых Имён или просто молитва о служении Господу. Потому что одно из имён Господа Бога ─ это Мадхусудана ─ Тот, Кто убивает демона Мадху. Демон Мадху ─ это демон сомнений и страха. Или Мукунда ─ освободитель, спаситель. Это то, что исповедуют и проповедуют Вайшнавы, но есть и другие способы. Потому что Вайшнавы воздействуют на душу, на то самое сознание. Очищение сознания. Религия Вайшнавов ещё называется Сознание Кришны. Но есть методы, которые воздействуют на ум. Правда, Кришна говорит, что эти методы не вечные. Они не дают окончательного решения вопроса страха, но тем не менее они эффективны на каком-то этапе. Как, например, человек испытывающий острую боль, Вы ему не можете проповедовать о каких-то высоких истинах, потому что у него живот прихватило. Ему нужно дать таблетку, которая его на какое-то время избавит от боли. Тогда он уже сможет послушать о методах избавления в принципе от боли, а не от какой-то локальной боли.

# 33:10

Три способа воздействия на ум

Кришна в «Бхагавад-гите» упоминает три способа воздействия на конкретно ум. Первый способ ─ это аштанга-йога, или йога дыхания. Я бы это назвал психодыхательная практика, когда Вы ровно дышите. Кришна описывает это: «Ум приходит в спокойствие, когда ты ровно дышишь и смотришь в одну точку». Каким-то образом ум связан с дыханием. Когда мы нервничаем, или испытываем панический страх, или когда гневаемся, дыхание учащается.

Слушатель: Даже захлёбываешься ненавистью.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Оказывается, есть и обратная связь, если воздействовать на дыхание, если дыхание растягивать, сесть спокойно и дышать ровно, желательно не блуждать глазами, а сосредоточиться на межбровье или на кончике носа, то ум тоже успокаивается. И Кришна этот метод описывает. Он говорит, что «нужно сесть не на очень высокое сидение, не на очень низкое, постелить траву куша, кончиками на восток». Там довольно пространный метод. Но Арджуна говорит, что «этот метод настолько сложный, что проще ветер задержать дыханием», чем этот метод исповедовать. Но он эффективный довольно. Кришна говорит, когда ты контролируешь ум, то ты можешь и контролировать своё тело. Хатха-йога, ха означает «убить», тха ─ дыхание. Хатха ─ убийство дыханием собственного тела. То есть в процессе йоги ты осознаёшь, что тело ─ это всего-навсего порождение твоей мысли, и ты мысль свою скручиваешь таким образом, что тело просто распадается. Даже в исконовской «Бхагавад-гите» есть картинка, когда йог вылетает из макушки и летит к каким-то дальним звёздам. Помните? Такой весь обросший, кожа и кости, в ночь куда-то вылетает. Кришна описывает, что во время похода Солнца на север или в момент восходящей или нисходящей Луны, то ты, покидая своё тело, в этот мир больше не возвращаешься, а растворяешь своё «я» со Всеобщим Сознанием.

Есть метод бескорыстной деятельности, его Кришна рекомендует. Он говорит, что «Если ты будешь исполнять свой долг и те результаты твоих действий, которые будут оказываться у тебя в руках, ты не будешь считать своими, ты не будешь к ним привязываться. Так же, как ты должен понять, до того, как ты купил эту рубашку, она была не твоя, и когда ты выкинешь эту рубашку, она тоже будет не твоя. И когда она на твоём теле, она тоже не твоя. Ни в какой фазе существования вещи этого мира не являются твоими. А вещи этого мира ─ это есть результаты твоих мыслей и действий. Кришна говорит: «Ты себя считаешь воином, ты себя считаешь делателем или деятелем в этом мире, но не считай, что результат, который приходит в итоге твоей деятельности, это твой. Просто исполняй свой долг, но не считай, что оно твоё. Оно не было твоим раньше и не будет твоим позже. Так и не считай это твоим сейчас». Это называется карма-йога. Карте ─ это глагол, означающий действие, ма ─ отрицание. Кришна ещё говорит: «Даже великие мудрецы не могут понять, что есть действие, что бездействие и плохое действие». Карма, викарма и акарма. Карма означает «ты действуешь, но ты при этом не действуешь. Ты поступаешь, но не считаешь результат своим. Это наиболее эффективный способ в твоих обстоятельствах». Он говорит это Арджуне. Есть и другой способ ─ это удалиться от мира и просто анализировать предметы этого мира. Просто сесть и анализировать. Берёшь какой-то предмет и начинаешь его раскладывать на стихии, вот, например, этот стол и говоришь: «Он состоит из земли, воды, огня, который там теплится невидимым образом, пространства, которое занимает», и ты его просто расчленяешь или анализируешь. Рас-суждаешь. Ты отделяешь землю от воды, от воздуха, от огня, от пространства, и путём такого длительного размышления ты уходишь в себя, ты начинаешь размышлять, желательно в уединённом месте, чтобы тебе не мешали, ты осознаёшь, что и стола никакого нет. А просто есть земля, вода, огонь и воздух. Они соединились в твоём уме. Реально, даже с точки зрения молекул и атомов, никакого стола нет. Атомы стола ничем не отличаются от атомов твоего носа или электронов.

# 39:53

Тело ─ это земля, вода, огонь и воздух

Твоё тело ─ это точно так же: не тело, а просто земля, огонь, вода и воздух. Теоретическое размышление со временем переходит в видение этого. Как, когда человек без медицинского образования, он теоретически понимает, что там есть где-то печень, рёбра, но он этого не видит. А человек-хирург каждый день копается в кишках, он знает, где там чего, что под чем лежит, где что протекает, проходит. Он на тебя смотрит, и он тебя уже не видит, не видит твою внешнюю оболочку, а он уже как бы видит насквозь. Точно так же йог, удалившись от мира (этот путь называется гьяна или дхьяна-йога, что в общем одно и то же, но там есть небольшие отличия, нюансы несущественные), он уже смотрит на мир не как на дверь, дом, собака пробежала. А он смотрит на это как сочленение, причём в его уме, временное сочленение пяти стихий. Или восьми стихий, или одиннадцати стихий, или семнадцати стихий. Там по-разному, в зависимости, кто как считает. Кришна говорит: «Такой мудрец одинаково смотрит на собаку, корову, собакоеда, слона, учёного брахмана, он всё видит как перетекание единого вещества в разные свои агрегатные состояния. В химии есть такая вещь, как агрегатное состояние. Есть вода, и у воды есть три агрегатных состояния: лёд, жидкость и пар. Это всё одна и та же вода, но агрегатные состояния разные.

# 42:20

Отождествление себя с умом

Так же и этот мир ─ это одна и та же «вода», вода в кавычках, некая жижа, и она имеет разные агрегатные состояния. Одни учёные-мудрецы древности говорят: «Пять агрегатных состояний», другие говорят: «Шесть, есть ещё ум», третьи: «Восемь, есть разум и ложное понимание себя». Некоторые говорят: «Есть одиннадцать, шестнадцать, семнадцать» и т. д. до двадцати пяти. Вот это всё до двадцати четырёх ─ это единая материя, и у неё есть двадцать четыре агрегатных состояния, как и у воды есть три агрегатных состояния. Потом идёт двадцать пятое ─ это «я», но это не агрегатное состояние, это нечто совсем другое, и двадцать шестое ─ это Господь Бог, это Супер-Я. Мудрец, который удалился от мира понимает, что всё есть агрегатные состояния этой жижи. В том числе и моё тело. И наступает момент прозрения. И все три йоги ─ хатха-йога, карма-йога и гьяна-йога ─ они все ведут к одному: это убийство, или освобождение от материи. Убийство своего тела посредством правильного дыхания или балансирования жизненных воздушных токов. Карма-йога ─ это действие, не привязываясь к материи. Гьяна-йога ─ это разложение мира на агрегатные состояния. Вы можете выбрать любой путь.

Слушатель: Йога ─ это сила.

Б. Ч. Бхарати Свами: Йога означает «союз», освобождение от иллюзии и союз с Истиной. Йога ─ возвращение в лоно Истины. И есть разные пути.

Слушатель: Знаете, значит, я для себя неправильно трактовал. Мне казалось, что йог или человек.

Б. Ч. Бхарати Свами: Йог ─ это общее понятие. Это не тот, кто сидит в позе лотоса или в какой-то.

Слушатель: По крайней мере, понимающий.

Б. Ч. Бхарати Свами: Я в «Шримад Бхагаватам» йог переводил как «соискатель Истины» или «ищущий союза с Истиной».

Слушатель: Да, я уже тоже пришёл к мнению, что подсознания нет.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это ум. Просто надо чётко понять. Ум есть некое агрегатное состояние в материи, которое ты считаешь собой. Вот я рукой вожу, и в какой-то момент я понял, что это моя рука. Точно так же ум ─ в нём страхи, радости, печали, весь букет эмоций, и в какой-то момент я понимаю, что это я. Но это просто мои эмоции. Возьмём ситуацию ─ я гневаюсь. Но я понимаю, что я и гнев ─ это не одно и то же. У меня есть гнев, я не считаю себя гневом. Но происходит превращение количества в качества. Когда я гневаюсь и печалюсь ─ это тоже не я, потому что есть печаль и есть гнев. А когда я беру в совокупности все эмоции, потому что когда я гневаюсь, я же не только гневаюсь, я при этом ещё и нюхаю что-то, и вспоминаю что-то, и печалюсь. И где-то есть элемент печали, и где-то элемент радости, где-то элемент зависти, где-то элемент благодушия, где-то элемент удовлетворения. Если я это в кучу складываю, происходит переход количества в качество, и это всё в одном котле я говорю: «Это я». Гнев не я, радость не я, печаль не я, уныние не я, зависть не я, а всё вместе я говорю: «Это я»

Слушатель: При практике можно так говорить, что подсознания нет, а есть «просветлённый ум» и ум?

Б. Ч. Бхарати Свами: Есть разные степени просветлённости ума. Кришна говорит: «Есть три состояния ума».

Слушатель: Потому что у убийцы тоже есть ум, и у просветлённого есть ум. Расскажите, пожалуйста.

# 47:33

Виртуальная собственность

Б. Ч. Бхарати Свами: Кришна говорит: «Три состояния ума», или три гуны, или модуса. Это помрачение ─ тамас, возбуждение и умиротворение. Они смешиваются и получается ум. Всевозможные практики, йоги позволяют ум очистить от мрака и войти в состояние умиротворения или просветления. Но это состояние сопряжено с тем, что ты не считаешь ничего в этом мире своим. Когда ты хоть что-то считаешь в этом мире своим, ты не будешь никогда умиротворён. Наличие в уме чего-то, что ты считаешь своей собственностью не даёт уму ясно видеть. Не даёт уму состояния просветления. Тут нужно выбирать: либо ты что-то считаешь своим, либо ты просветлённый. Совместить это нельзя. А просветление ─ это есть состояние умиротворения, или Кришна ещё называет «состояние благополучия». Кришна говорит: «Никогда невозможно достичь благополучия или умиротворения тому, кто считает что-то своей собственностью в этом мире. Потому что он всегда будет в состоянии беспокойства потерять это». Только избавившись от чувства собственности (чувство здесь ключевое), ощущения собственности, можно прийти в состояние умиротворения и избавиться от страхов. Иными словами, чтобы Вас не мучила вегетативная дистония, Вы должны больше и больше стирать из своего ума «собственных» вещей. Вот Вы выезжаете из города, и Вас охватывает страх. Почему? Потому что Вы Ригу считаете своим городом. Как только Вы перестанете не то что Ригу, а любое место на этой Земле считать своей родиной или своим очагом, чем-то родным, уютным, у Вас уйдёт вот эта часть вегетативной дистонии. Вы будете ехать, и поскольку Вы не будете считать, что Вы уехали из «своего» города и оказываетесь не в «своём».

Слушатель: Спасает не город, спасает ощущение того, что…

Б. Ч. Бхарати Свами: Что-то моё, родное.

Слушатель: Допустим, есть один город и другой город, и между ними десять километров. Проблем нет в конце одного и в начале следующего, уже нет проблем. Проблемы посередине, когда ощущаю одиночество.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, что-то я подутратил? Какую-то свою собственность я утратил. Там я найду новую собственность. Не считайте ни тот город, ни этот своим, и в промежутках между городами Вас не будет охватывать паника. Но вопрос теперь: «Как это сделать?» Мы знаем, что когда болит живот, съесть таблетку. А если живот болит так, что ты не можешь до таблетки дотянуться? Значит, надо практиковать до того, как начнётся это состояние.

Слушатель: Врач мне прописывал таблетки, обогащающие количество серотонина в голове. Потому что он необходим. подсознание

Б. Ч. Бхарати Свами: Я не уверен, что эта вещь существует.

Слушатель: Серотонин?

Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно. Бетакаротин, серотонин, Е 521. Как это ещё называется? Таблерон, нет, таблерон ─ это шоколад.

(смех)

Слушатель: Не смешно, девочки.

Б. Ч. Бхарати Свами: Не смешно, а сам смеётся!

Слушатель: Ну, а что?

Б. Ч. Бхарати Свами: На этой весёлой ноте можно заканчивать.

Слушатель: Ну да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну и слава Богу.

# 52:03

«Служение» за деньги

Слушатель: Хорошо. Не дай Бог вам каждому. У нас есть подруга, она тоже так же болеет.

Слушатель: Она уже всё.

Б. Ч. Бхарати Свами: В больницу попала?

Слушатель: Уже отвалялась.

Слушатель: Это только начало.

Слушатель: Нет. Я думаю, что она не должна вернуться к этому состоянию.

Слушатель: Я тоже так думал на протяжении 20-ти лет, но последние 4 года, как я связался с этой весёлой компанией, в которой я сейчас нахожусь. Здесь я себя чувствую гораздо лучше. Есть некая стабильность. Те, предыдущие дружки…

Б. Ч. Бхарати Свами: Заработок от духовного учителя.

Слушатель: Заработок, стабильный притом ещё.

Б. Ч. Бхарати Свами: Духовное состояние ─ это когда ученик зарабатывает на духовном учителе.

Слушатель: Там была такая нестабильность, по лезвию ножа: сегодня на воле, а завтра мог где-то очутиться.

Б. Ч. Бхарати Свами: А здесь можно учителя эксплуатировать, зарабатывать на нём.

Слушатель: Почему же? Мы друг друга дополняем.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да?

Слушатель: Да. Вы для меня авторитет. Я ничего же сказать не могу. Так что.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: Я готов служить.

Б. Ч. Бхарати Свами: За 60 евро в час?

Слушатель: Ну почему же? Что же Вы совсем уже меня списываете.

Слушатель: За 50 рублей.

Слушатель: Вы же знаете, что я не такой.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, может быть, я преувеличил?

Слушатель: Чуть-чуть. Вы же знаете, что я не такой. Вы же знаете, что на меня можно положиться так же, как и на других Ваших учеников. У Вас тут плохих людей рядом нет, Вас окружают только хорошие люди, которые Вас любят и уважают и желают Вам только добра. подсознание

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну ладно, это уже лирика.

Слушатель: Лирика, но тем не менее. Чтобы все это услышали, мы это сказали.

Б. Ч. Бхарати Свами: Всё тогда на этом?

Слушатель: Может, другие вопросы?

Слушатель: Махарадж, как можно бороться с гордыней или вообще возможно ли это?

Б. Ч. Бхарати Свами: Молиться. Молитва.

Слушатель: Молилась ли ты на ночь? Вот и всё.

Б. Ч. Бхарати Свами: Молитвенное состояние ─ это значит каждое действие должно быть буква в молитве. Узнаете их по делам их, а не словами. Молитва должна быть жизнью, и тогда гордыня уходит.

Слушатель: Как у меня жена хорошая, я её люблю, обожаю, она замечательная, но ей нравится со мной поспорить. Я ей говорю: «Ну будь покладистее». Такая ситуация, я говорю: «Вот, решил, что в этом месте будет полка», она мне тут же на взрыв: «Там полки не надо!» Я ей говорю: «Ну выжди. Я сам передумаю, что она там не нужна». А когда я ей говорю: «Там полка не нужна», она мне, наоборот, говорит: «Она там будет. Я сказала, она там будет!»

Б. Ч. Бхарати Свами: Это хорошо, что Вы меня дополняете!

Слушатель: В смысле?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я просто не мог ясно выразить мысль, а Вы смогли сформулировать. Я просто хотел это сказать, но не знал, как правильно сформулировать, а Вы вот правильно сказали про полку.

Слушатель: Ну, видишь? Вот, значит, правильно. Выжди, я передумаю сам эту полку туда ставить. Я решил, значит, должно быть так.

Слушатель: Хорошо.

Слушатель: А то ты начинаешь? Она же гордая: «Нет, полка там должна стоять!» Вот, пожалуйста, ремонт ─ это сумасшедшее дело! Человек абсолютно не инженер, ну хорошо, какие-то есть способности дизайнерские. Я же понимаю с этим перекрытием всё, это конструкции все. Но ходить и рассуждать и мне что-то шептать, и главное, ещё настаивать! Это для меня как атомная бомба. Я говорю: «Ну, подожди. Дай этому всему рассосаться самому. Я сейчас придумаю, как эту конструкцию сделать». А навязывать мне, как это всё будет, там-там-там. Сантиметр туда-сюда.

# 56:52

Сахаджия, рассказы «прозревшего»

Слушатель: Махарадж, а где граница между сахаджией и несахаджией? У нас есть опасность уйти в сахаджию, да? А где она начинается?

Б. Ч. Бхарати Свами: Сахаджия, где граница. Когда Ваша духовная жизнь или то, что Вы называете духовной жизнью, делается ради жеста, ради одобрения других, то это сахаджия. Это напоказ. Сахаджия ─ это напоказ.

Слушатель: Махарадж, ну вот есть целое течение сахаджиев, когда там сидит старичок и начинает там что-то рассказывать, что там происходит между Радхой и Кришной. Во-первых, это неинтересно слушать, может, кому-то и интересно. Я считаю, что я не готова такое слушать, меня туда не звали, и это ведь тоже сахаджия, да? То, что этот старичок делает, пусть он прозревает, но он не должен ведь это рассказывать другим?

Б. Ч. Бхарати Свами: Сам факт, того, что он рассказывает, уже говорит о том, что он не прозревает.

Слушатель: Тогда понятно. Он в уме это всё. А чем это опасно для других? Слушать это всё?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это фальшивка. Вы будете накапливать фальшивые монеты и будете думать, что Вы богатеете духовно. подсознание

Слушатель: Поняла. Спасибо.

Б. Ч. Бхарати Свами: Опасность в том, что Вы ни на йоту не приближаетесь к Господу, но в уме Вам кажется, что Вы уже рядом с Ним, играете с Ним в одни игры.

Слушатель: Ну что? Кушать уже.

Слушатель: Кану, идите кушайте.

Слушатель: Есть уще вопрос от Рама Бхакты.

Б. Ч. Бхарати Свами: У нас ещё завтра целый день. Вам же на работу завтра?

Слушатель: Я вечером смогу приехать.

Б. Ч. Бхарати Свами: Отлично, давайте.

# 60:07

Взлёты и падения в обществе преданных

Слушатель: Махарадж, а мне тут сказали, что в книге Бхактивинода Тхакура написано, что кама-гаятри увеличивает вожделение.

Б. Ч. Бхарати Свами: Кама-гаятри? А что такое кама-гаятри?

Слушатель: Ну вот женщинам дают мантру, женскую мантру, и там есть кама-гаятри мантра.

Б. Ч. Бхарати Свами: В Гаятри такого нет. Такого нет «кама». Это биджа мантра. Вот эта «Кама девайа видмахе»?

Слушатель: Да-да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это не гаятри-мантра. Женщинам гаятри-мантра вообще не даётся.

Слушатель: Умеренность в духовной жизни или умеренность духовного роста ─ это искусство быть собой? Допустим, когда начинаешь концентрироваться на круге преданных и замечаешь такие феномены, что новые преданные приходят, и можно наблюдать, что некоторые преданные начинают активно изменять свою жизнь и начинают проявлять инициативу, а через время они тухнут и уходят, пропадают. Другие очень медленно начинают и со временем не догоняют общую группу и тоже захлёбываются. Критерий того, чтобы плавно идти за учителем и общей группой? В чём основная практика найти себя, чтобы ты и не спешил и не плёлся в хвосте? Я понимаю, что это искренность. Ты должен прежде всего не обманывать себя и должен делать то, что ты можешь делать в данный момент. Но всё равно, если посмотреть наверх, то есть куча примеров, где люди практикуют бхакти-йогу долгое время и всё равно не выдерживают, падают. Махараджи, даже в нашей линии, были неприятные истории. Ты смотришь на других и человек, который выработавший какие-то качества, узнавший Истину или прикоснувшийся к некоторым вещам, он всё же не выдерживает того давления и падает.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, ну.

Слушатель: Или это всё индивидуально происходит?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это индивидуально, но это естественно происходит. Взлёты и падения, они вырабатывают смирение. Когда нас охватывает безверие, просто нужно это переждать. Продолжать практиковать смирение и терпение. Не считать, что удачи или победы ─ результат твоей доблести. Не ты причина своих удач. Когда тебе в жизни подвезло или подфортило или жизнь пошла в гору, не считать, что это ты такой молодец, а всегда считать, что это по милости Господа Кришны, это незаслуженно он тебе что-то даёт. А если пошла полоса неудач, то считать, что это заслужено и Господь даже меньше даёт, чем это положено. И если такое будет, мы не будем обольщаться, и в час испытаний мы не покинем общество вайшнавов, мы не скатимся в безверие.

Поначалу всегда мы принимаем сознание Кришны как какое-то новое увлечение. Нам кажется, что это духовный подъём, а на самом деле это увлечение. Как какое-то новое хобби, сначала оно возбуждает, восхищает. Если сознание Кришны было хобби, то когда оно станет привычным делом, человек начинает видеть недостатки, человек отходит от сознания Кришны. И понадобится ещё какое-то время, чтобы… Он может полностью забыть это, может в одной жизни или в нескольких жизнях, когда он снова вспомнит, что было что-то такое. Тогда он вернётся уже на новом витке своей духовной эволюции, он уже будет это ценить больше. Потом снова произойдёт срыв, потом снова возвращение. Постепенно этот промежуток срыва между возвращениями будет всё меньше, меньше и меньше, пока сознание Кришны не станет стабильным. А поначалу это конечно, взлёты и падения. Когда мы находимся в фазе веры, приятия духовности, если мы принимаем, что «все мои успехи ─ это не благодаря мне, а все мои неудачи ─ это из-за меня», то, когда происходит рецидив, мы более стабильно что ли это рецидив проходим, как если мы делаем прививку. Я не призываю идти делать прививку, я к примеру говорю, что если мы принимаем регулярно какое-то лекарство, то когда мы простужаемся, то эта простуда пройдёт легче. Она случится, заразимся каким-нибудь гриппом, вирусом, но вместо осложнений ты пару дней полежишь в кровати и встанешь как ни в чём не бывало. Если мы ведём здоровый образ жизни, то, когда мы простужаемся, эта простуда легче проходит. Точно так же, когда мы не вошли ещё в фазу безверия, не считать свои успехи своими заслугами, а свои неудачи не считать кознями других, что причина моих неудач кто-то другой. Если мы это осознаём, то, когда наступит безверие, мы легко этот этап пройдём.

Я не встречал таких людей, которые миновали этап разочарования и отказа. Многие до сих пор находятся в нём и ещё не вернулись и, скорее всего, в этой жизни уже не вернутся. Может, вернутся ─ всё в руках Всевышнего. А кто-то формально ещё находится среди преданных, но внутри у него никакой веры нет. И его удерживает материальная заинтересованность. Он делает вид, что ему интересно. Боится потерять место ─ это ужасно, конечно, но такие есть случаи. Когда он от преданных какое-то материальное благо получает, и он вынужден имитировать, делать показушную заинтересованность, показушную преданность, чтобы не утратить эти блага материальные. Более честные, они говорят: «Ну всё, у меня вера прошла, мне неинтересно. Я пошёл в отрыв. У меня свой полёт, на своей орбите». Это честнее. Ну что, всё тогда? Потому что Вы всё равно ничего не понимаете.

Слушатель: Да.

# 70:56

Готовность отказаться от своего мнения

Б. Ч. Бхарати Свами: Действительно, я без шуток говорю, Вы ничего не понимаете. Вы совершенно невосприимчивый человек. Вы из того, что говорится, практически ничего не понимаете. А то, что Вы понимаете, Вы так интерпретируете, что от этого камня на камне не остаётся. Всё от того, что Вы считаете, что Вы знаете больше других, в глубине. Вы можете внешне говорить: «Это не так», но в глубине у Вас есть ответ на все вопросы. Когда у нас есть ответы на все вопросы, то мы задаём формально кому-то вопрос, но мы его не слышим, потому что мы уже знаем ответ.

Слушатель: Если бы у меня не было ответов своих и не было бы своего анализа, то у меня бы не родились новые вопросы, с которыми я прихожу и которые я задаю. Ваше мнение я принимаю. Пусть оно таким останется.

Б. Ч. Бхарати Свами: Я понял. Подтверждение того, что человек ничего не понимает.

Слушатель: Ничего не понимает. Ну, тупой.

Слушатель: Фаза взлёта, когда вначале происходит этот пик, эйфория и потом эта фаза проверки или фаза безверия, какого-то опустошения, как преданные говорят, это какой-то уровень или это?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это естественный процесс. Это происходит от того, что ты в сознании Кришны начинаешь себя чувствовать ветераном, «бывалым», знатоком. Ты много знаешь. Это как сидит какая-то компания, и приходит новичок, его пригласили на пикник или на вечеринку. Поначалу, потому что место неизвестное, он стеснён. Все остальные знают, где туалет, где умывальник, все остальные друг друга знают, все раскованы. Потом он начинает знакомиться. Он того узнал, этого узнал. Он перешёл на ты, уже вместе выпили, вспомнили общих знакомых. Если они уже второй раз встречаются, есть уже общая история. И он считает, что это общество ─ его общество. Он здесь ветеран. Уходит это уважение, преклонение перед атмосферой Кришны и всего, что мы называем Кришной, ─ это общество Вайшнавов. Мы забываем, что Господь, Он не с нами здесь на одной земле. Он находится совсем по другую сторону этого мира. И то, что мы открыли книжку и прочитали, что Кришна играл на флейте или воровал масло у мамы Яшоды или что-нибудь такое, совершенно нас не приближает к Нему. Но мы читаем это каждый день, мы уже знаем, чем Кришна занимается, мы уже в этой компании свои. Это отбрасывает нас очень далеко. Иллюзия того, что «это что-то моё, я здесь бывалый», низвергает нас. Мы всегда должны помнить, что это недостижимо.

Слушатель: Держать дистанцию?

Б. Ч. Бхарати Свами: Всегда. Шридхар Махарадж говорит: «Если нам доведётся попасть в духовный мир гипотетически, то первое желание, которое будет, ─ это встать на голову», потому что ходить ногами по тем, перед которыми ты преклоняешься… Каждая песчинка там ─ здесь бы, в этом мире, могла быть Гуру над Гуру. Джагадгуру. Каждая песчинка здесь была бы учителем тысячи Христосов и Будд. Понимаете? Каждая песчинка во Вриндаване ─ это вселенский Гуру здесь. И ты туда попадаешь, а тебе надо же идти! Для служения. Первое желание ─ это встать на голову и передвигаться головой. Ты не можешь ногами касаться их, каждая молекула ─ это твой учитель. Но когда мы принимаем сознание Кришны, для нас это действительно что-то недостижимое и божественное. А потом то, что Вишнуприя спрашивает про сахаджию, это становится чем-то обыденным для нас. «Да, я знаю, где алтарь, я знаю, где палочки. Я знаю того, сего. Я даже знаю недостатки этих, тех. А вот этот то сказал, а у этого нет смирения. А эта вот с гордыней. Мне всё это известно». И чем больше ты оказываешься в этой атмосфере, тем больше соблазнов считать, что оно моё, родное: «Я здесь свой». А что значит «здесь свой»? Типа ты свой в духовном мире что ли? И вот это помнить всегда. Помнить, что Господь и Его мир, они не то, что далеко ─ они недостижимо далеко. Надо забыть, что это достижимо. А преданные, которые нас окружают, старшие преданные или просто преданные, они в той или в иной степени являются связующими звеньями с Тем, Кого нельзя достичь, с Господом Богом. Они в той или в иной степени как-то отражают Его. Конечно, у всех есть недостатки. Но не нужно на них внимания обращать, их как-то обходить. Это не значит, что нужно их принимать, эти недостатки: «Ох, какой ты!»

# 77:50

Приятие благоприятного

Я часто привожу пример с супермаркетом. Вы же скупаете не всё, а берёте только то, что Вам нужно. Вы идёте в мужской отдел, берёте там бритву, пену для бритья, потом помидоры или то, что Вам надо. А в женском отделе вообще непонятно, зачем это всё выставлено? Полмагазина вещей, которые вообще непонятно для чего. Ну, а они-то понимают для чего. Вы берёте то, что Вам нужно, потом выходите из этого магазина и говорите: «Такой дурацкий магазин! Там столько всего ненужного». Просто оно не нужно Вам. Точно так же у преданных. У каждого преданного есть свой багаж, свой груз амбиций, гордыни, каких-то страхов, комплексов. Не думайте, что все преданные ходят, не касаясь земли. Все мы в той или иной степени имеем недостатки, пороки.

Слушатель: Каждый преданный в группе, ты можешь найти, как пазл, часть чего-то и дополниться с этим.

Б. Ч. Бхарати Свами: У этого такое качество, с этим можно в этом аспекте беседовать, с этим ─ в этом аспекте. Как Вы выходите из магазина и говорите: «Плохой магазин. Там половина ненужного». Не говорите этого. Возьмите то, что Вам надо и не хулите то, что Вам не надо. Так же и с преданными: возьмите хорошие качества. Если Вам кажется, что какие-то преданные совсем не обладают хорошими качествами или их плохие качества настолько затмевают хорошие, что Вы никак не можете добраться до них, не хулите их. Просто поставьте в игнор. Не оскорбляйте. Можно честно сказать: «Я тебя уважаю как преданного. В силу своих недостатков, может быть, и твоих недостатков, я не нахожу общих точек соприкосновения. Это не значит, что я испытываю к тебе неприязнь, просто я пока не вижу пользы от общения. Я считаю, что я не получу пользу от общения и ты не получишь пользу. В результате нашего общения у меня появится больше гнева или гордыни или у тебя. Поэтому искренне, при всём моём уважении, но у нас нет точек соприкосновения. Мы можем встречаться, петь, пройти на Харинаму, но какие-то другие, более тесные формы общения, пока не приемлемы». Это честно. Это не является оскорблением вайшнава. А когда ты говоришь: «Вот, он сделал то, он сказал это. Он такой, у него нет смирения. Он это». подсознание

Слушатель: Можно вообще ничего не комментировать.

Б. Ч. Бхарати Свами: Я вообще про Вас ничего не говорю и даже не спрашиваю в данный момент. Я продолжаю говорить. То Вы заостряете внимание на его недостатках и Вы принижаете и его, и себя тоже. Нужно понять, что все преданные связаны с Господом. Нет такого преданного, который совсем не связан. Так же происходит и в общении с нашими учителями. Когда мы слушали лекции Говинды Махараджа. Мы приезжали раз в год или два раза в год. В атмосфере праздника мы видели его во всём величии на вьясасане, на троне, но когда праздник проходил и Говинда Махарадж становился простым человеком, распорядок дня у него был простой, вернее, как у всех людей. Мне однажды преданная, которая была в близком его круге, она помогала помощнице Гурудева. Она как-то подходит ко мне и говорит: «Махарадж, я не понимаю, Гурудев каждый день уезжает со своим водителем, и они катаются по Калькутте. Чем они там занимаются? Я не понимаю». Ей эта близость с духовным учителем пошла во вред. И она потом ушла к Нараяну Махараджу.

Слушатель: Потому что она посчитала его учителя своим?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Для неё общение с Говиндой Махараджем стало каким-то обычным делом. Она видела, как он в туалет ходит, как он плюёт. У Говинды Махараджа была мокрота, и он плевал просто. Любой культурный человек из Латвии, он бы сказал: «Ну что это такое? Духовный учитель плюёт!» У него была прозрачная чашечка, и он в неё плевал и рядом с собой ставил эти слюни. Ну как может духовный человек так себя вести?

Слушатель: А Нараян Махарадж сидел и рассказывал только о чём-то возвышенном?

Б. Ч. Бхарати Свами: Правильно, только о чём-то возвышенном. Про Радху и Кришну. Эта близкая дистанция увеличивает соблазн, риск считать преданных, учителей, вообще атмосферу сознания Кришны, чем-то своим. Как вот ты попадаешь в камеру. Ты новичок, тебя только посадили. Ты только заходишь, а там все такие вот сидят.

Слушатель: На кортах.

Б. Ч. Бхарати Свами: На кортах. И тебя сразу в угол ставят: «Ты кто такой? За что сидишь? Сколько, чего?» И ты такой смиренный. Ты понимаешь: «Люди там не один год отсидели». А потом проходит год, другой, новенький приходит, и ты сам уже такой. Такого в сознании Кришны не должно быть. Мы всегда должны понимать, что это что-то запредельное. И то, что мы ещё в кругу преданных, ─ это вообще чудо. Это ощущение чуда не должно пропадать. Я знаю, что оно пропадёт у всех, потом оно вернётся. Этот период разуверенности, пропажи веры, он будет у каждого. Я лишь призываю, чтобы его не было. подсознание

Слушатель: А когда Вы начинали свой духовный путь, у Вас было такое?

Б. Ч. Бхарати Свами: А что считать духовным путём? Если то, когда я познакомился с ISKCON, то я вообще не считаю, что…

Слушатель: Нет, когда вы пришли к Говинде Махарджу.

Б. Ч. Бхарати Свами: Потому что в 84-м, я уже не помню, более активно я в 85-м, я пришёл, в кавычках, к сознанию Кришны. А с Говиндой Махараджем я познакомился в 2000-м. До 2000-го года это можно выкинуть. Это просто какая-то игра была в казаков-разбойников, в какие-то куличики. Даже не считаю это сознанием Кришны то, что связано с ISKCONом. С Говиндой Махараджем, конечно, было, но как-то, по милости Гурудева, эти периоды проходили без острой фазы, когда «всё». Так, чтобы бросить, никогда не хотелось. Был один случай, когда Говинда Махарадж бросил трубку. Я ему звонил из Москвы на счёт здания в Лондоне. Он бросил трубку, и был первый момент, что всё. Но потом отошло в тот же день. А так, была какая-то усталость. Усталость от рутины.

Слушатель: Вы ведь выполняли постоянно служение? Вы ведь при Гурудеве занимались уже переводами?

Б. Ч. Бхарати Свами: Занимался. То, что я принял санньясу, мне дало некое облегчение. Санньяси, он сам себе на уме. Гурудев сказал: «Над санньяси нет никого». Санньяси волен сам себе выбирать служение. И я, как лыжник, мог себе и так, и сяк, как на слаломе. Этим займусь и называю это служением, этим займусь, это служение. То, что у меня с самого начала проходило красной нитью, каймой «служение переводов», оно меня удерживало. Я поставил себе задачу каждый день ─ хоть что-то делать. И у меня в уме откладывалось: «Ну, я хоть как-то служу». Бывало такое, что вообще ничего не делаю, просто целый день лежу, потому что совершенная апатия. Но я себя за шиворот вытаскиваю: «Десять стихов ты должен сделать». Я это делаю и у меня облегчение: «Ну хоть что-то я для Кришны в этот день сделал!» Потом подъёмы снова, но чтобы совсем порвать, у меня никогда не было. Может быть, из-за гордыни: «Вот я порву, и на меня будут пальцем указывать, сошёл с дистанции». Это правда, я не лукавлю, это часто удерживает тоже. Любыми способами какую-то ниточку сохранить, потому что очень часто преданные говорят: «Меня вообще это не интересует. Это было какое-то увлечение ─ космос, шары крутить. Кто такой Говинда Махарадж? Ну, какой-то эпизод в жизни. Мне было тогда сложно или любопытно. А есть же ещё Ошо, вселенские силы». Я знал одного преданного, он мне как-то сказал, что «Кришна ─ Владыка Вселенной. Но Вселенная ведь не одна, а Кришна ─ это один из тех, кто в Суперцивилизации за пределами этой Вселенной, кто-то посылает нам Кришну, чтобы он связал». Ну, какая-то пошла чакра.

Слушатель: Чакры закрутились.

# 90:45

Преданный ─ врач для себя

Б. Ч. Бхарати Свами: Чакры закрутились. А вот жена одного преданного, которого вы знаете, они с шарами там собирались. Ведьмы какие-то, иголки. Когда у неё это всё началось, она ему говорит: «Твои преданные, вот ты с ними общаешься. Они мою фигуру иголками протыкают. У меня вот здесь болит, здесь болит». Там бзик серьёзный был. У всех будет. Нужно понимать, что если случился с тобой приступ неверия, разуверенности в сознании Кришны, то ты лежи и понимай: «Это лишь приступ. Оно отпустит. Сейчас накатит и отпустит. Это не навсегда».

Слушатель: Я логически приходил к решению, если у тебя есть какое-то минимальное служение, то ты натренировываешь себя. Когда ты лежишь вот так, то у тебя по инерции, ты можешь схватиться сразу.

Б. Ч. Бхарати Свами: За «таблетку» эту схватиться. Это так. Шридхар Махарадж на тот же самый вопрос давал ответ, он называл как responsible service ─ ответственное служение. Он сказал: «Возьмите себе какое-нибудь ответственное служение». Мантра, шмантра ─ это уже не важно. Ты можешь повторять по инерции и 16 и 160 кругов ─ это вообще уже не важно. Вера ушла, и твои губы по инерции что-то бормочат. Он говорит: «Возьмите ответственное служение». Я не помню в какой из книг эта лекция. Responsible service, он говорил.

Слушатель: Под ответственным служением понимается то, что ты что-то маленькое делаешь, но ты делаешь это самостоятельно?

# 92:26

Ответственное служение

Б. Ч. Бхарати Свами: Ты делаешь это регулярно, и ты осознаёшь, что если ты это не сделаешь, то пострадает кто-то. Он приводит пример с поваром. У всех есть взлёты и падения. Но ты всё равно каждый день чистишь эту картошку. «Есть там Кришна или нет там Кришны, не важно. Я сейчас эту картошку не почищу, и люди, с которыми я делю комнату, делю общее место, мы пуд соли съели, эти люди сегодня останутся голодными». Такое вот. Мне повезло. В моём случае моё ответственное служение было тем, что мне нравится трансформировать мысли на язык, на котором я говорю. Были падения, когда я не мог перевести. Месяц я не мог ни строчки перевести. Но я лежал и каждый день думал: «Я не могу, но когда-нибудь я смогу». Этот месяц я думал: это целый день, это не тридцать дней, а один, но длинный. И потом Господь своей милостью давал мне, оно рождалось. Шридхар Махарадж говорил: «Возьмите ответственное служение», регулярное и с сознанием того, что если ты это не сделаешь, кто-то пострадает.

# 94:01

Удачи и неудачи ─ милость Всевышнего

Я бы от себя добавил, что всякий раз, когда Вас преследуют неудачи, считать, что Вы это заслужили и не винить никого других в этих неудачах. Потому что два вида людей уходят из сознания Кришны. Те, кого постигли неудачи, и они разуверились: «Кришна меня не спас» и те, кого постигли удачи: «О! Это не Кришна мне дал, а это я такой умный. Я своими усилиями заработал или свою славу». И чтобы ты не ушёл, когда тебя неудачи постигли, не считайте других виновниками своих неудач. А если тебя постигла удача, не считать себя причиной этой удачи. Во всём видеть милость Всевышнего. Если у меня неудача, значит, Господь хочет меня чему-то научить, и в этом моя удача. Он обратил на меня внимание. Он мне хочет какой-то урок преподнести. А если я что-то получил, вернее, не что-то, а получил желаемое, то это Господь мне хочет что-то показать. Тоже какой-то урок. И тогда наступает некая стабильность, и в период острой фазы, как Вы говорите, будут силы дотянуться до таблетки и снять этот симптом. Ну всё на этом, Харе Кришна!

Слушатель: Спасибо, Махарадж. подсознание

Транскрипция: Анастасия

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

2017-01-15

«Духовная жизнь»

2017-01-16

«Для тех, кто испытывает страх»

2017-01-20

«Обретение внутренней гармонии»

2017-01-24

«Адхикар»

2017-01-29

«Разум высшего порядка»

2017-02-05

«Наиболее желанный из миров»

2017-02-19

«Бхакти — возвращение в реальность»

2017-02-23

«Варны — устройство общества»

2017-03-01

«Беседа под сенью Сиддха-бакула»

2017-03-03

«Сила от учителя»

2017-03-04

«Начало Кали Юги»

2017-03-08

«Первый раз в Индии»

2017-03-08

«Картина Мира»

2017-03-08

«Навадвип Дхам Парикрама 2017» Часть 1

2017-03-09

«Навадвип Дхам Парикрама 2017» Часть 2

2017-03-09

«Знание от состояния»

2017-03-10

«Навадвип Дхам Парикрама 2017» Часть 3

2017-03-11

«Навадвип Дхам Парикрама 2017» Часть 4

2017-03-12

«Аштанга Виньяса Йога»

2017-03-27

«Подсознание»

2017-03-28

«Дасья Раса»

2017-04-02

«Ритм сердца»

2017-04-08

«Матхи и самадхи»

2017-04-09

«Мантры на санскрите»

2017-04-16

«Гороскоп для протона Ирины»

2017-05-21

«Не далеко от Говардхана»

2017-05-27

«Над облаками нет плохой погоды»

2017-05-28

«Сохранив индивидуальность, приобрести свободу»

2017-06-04

«Кризис веры»

2017-06-11

«Вера предполагает служение»

2017-06-25

«День йоги»

2017-07-09

«Турьям — четвёртое»

2017-07-14

«Внешний облик преданного»

2017-07-14

«Мой преданный никогда не сгинет»

2017-07-16

«160 км южнее Дели»

2017-07-23

«Я душа»

2017-07-30

«Зачем мы поём мантры на санскрите?»

2017-08-04

«Общение с маявади»

2017-08-06

«Чёрное Всё»