Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2017 / «Кризис веры»
«Кризис веры» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 4 июня 2017 года.

«Кризис веры»

Во второй части аудиозаписи Бхарати Свами начинает чтение и комментарии к Шри Чайтанья Чаритамрите. Позже аудио чтения Шри Чайтанья Чаритамриты будут выкладываться в отдельную ветку архива.

https://www.youtube.com/watch?v=BmQbSLdjALk

Кризис веры

# 00:00

Зарождение сомнений

Б. Ч. Бхарати Свами: А что они говорят, что Бог – это?..

Слушатель: Макаронный монстр.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это Бог?

Слушатель: Да, надо изучить этот вопрос. Там у них мужик, у него дуршлаг на голове, здесь макароны.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да. Ну что, еще посидим, да? Или как?

Слушатель: Ну уже почти все.

Б. Ч. Бхарати Свами: Враджендру ждем? Так, ну а что у нас сегодня по плану?

Слушатель: «Чайтанья-чаритамрита», первая часть.

Б. Ч. Бхарати Свами: Первая часть?

Слушатель: Ну вы говорили нам.

Слушатель: И хотели комментарий дать к событию.

Б. Ч. Бхарати Свами: Так, теперь нужно выяснить, что за событие, потому что я забыл, что-то там было…

Слушатель: Временный отход Госвами Махараджа из ISKCON.

Б. Ч. Бхарати Свами: Какого Госвами Махараджа?

Слушатель: Бхакти Вигьяна.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, мы не хотели это.

Слушатель: А он отошел?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вы это хотели обсудить?

Слушатель: Но вы в лекции говорили.

Б. Ч. Бхарати Свами: Он ушел просто, снял с себя все полномочия и покинул святую обитель. Просто мне Санандан написал, что Нава была против размещения в интернете каких-то моих злобных комментариев на счет ISKCONа.

Слушатель: Ну то что в нирване

Б. Ч. Бхарати Свами: Я просто не помню, что я там говорил. Она писала, что считает, там есть искренние преданные и оскорблять целую организацию неправильно, потому что можно обидеть этих искренних преданных. Значит, что я могу сказать по этому поводу, что это не то, что человек искренний и он попадает в не ту атмосферу, не то общество, нет. Если он искренний, то Господь ведет его в общество уже искренних искателей. А если у него есть какой-то своекорыстный интерес или его привлекает какая-то внешняя сторона, например, танцы там, пляски, самовыпячивание, где-то в глубине, может быть, он сам этого не осознает, то он, естественно, находит общество таких же. Поэтому говорить о том, что там искренние или не искренние, не совсем правильно. Это все равно что девушка, гимназистка-курсистка, думает: «Пойду-ка я в публичный дом, поскольку я честная и порядочная, то я повышу общий уровень порядочности в публичном доме собой. Своим присутствием я сделаю его более порядочным». Это неправильно. Если ты там оказался, значит ты уже имеешь какие-то наклонности, имеешь какой-то интерес. То же самое с ISKCON, я его называю огромной брачной конторой, где клиенты интересуются индийской культурой. Ну, например, есть брачные агентства. Я когда был недавно в Запорожье, у нас там лекция была в одном клубе, и после этой лекции там были как бы… Вот клуб знакомств, интересующихся латинскими танцами, как они называются? Сальса, еще есть такое…

Слушатель: Румба.

Б. Ч. Бхарати Свами: На «з» оно называется, красиво. Ну вот, туда если приходят, в этот клуб знакомств, то уже они интересуются латинскими танцами. Точно так же, если ты приходишь в какое-то философско-религиозное сообщество, то ты уже имеешь склонность к этому. Поскольку каждой религии, в том числе нашей, свойственно считать себя правой, а других неправыми, это естественно. То есть наша религия, которую мы исповедуем, самая правильная, почему? Потому что мы ее исповедуем. Мы же не можем исповедовать неправильную религию. Значит, все остальные не совсем правильные, и это естественно для религиозного мышления. Это первое – общий ответ на счет того, где искренние, где неискренние. Теперь если касается конкретной ситуации, в частности ISKCONа, то, извините, даже если там есть искренние люди, то говорить им неприятную правду в лицо на счет их положения, на счет вообще их организации, – это тем самым зарождать в умах этих искренних людей сомнения. Если они искренние, то когда у них, как у любого религиозного человека, в какой-то момент возникает кризис веры… Это естественно, как некий коклюш, некое острое заболевание, через которое организм проходит и становится более устойчивым или более здоровым. Точно так же когда наша душа растет к Богу, то на каком-то этапе происходит кризис веры: «Здесь правильно ли я выбрал свой путь или вообще стоит ли мне обращаться ко Всевышнему?» И, пройдя через этот кризис, душа укрепляется. Потом будет еще кризис, но он будет менее острый или будет связан с чем-то другим. Он может быть связан с конкретной личностью, которой он доверял, но не с верой вообще. Этот кризис веры, первый, всегда присутствует, и если мы зарождаем сомнения, так сказать, делаем закладку в душе, которая еще не прошла этот кризис, мы говорим ей, что то, во что ты слепо веришь, на самом деле это учение жуликов или учение, в которое жулики превратили подлинное учение. Когда у него наступает кризис веры, он вспоминает эти слова, тогда он либо отринет то, о чем мы говорили и еще больше укрепится в своей вере, в своей организации, либо он отринет то сообщество и начнет искать что-то другое. Поскольку мы считаем, что наше учение самое правильное, то если он отринет свое сообщество и обратится в нашу веру, это будет с нашей точки зрения победой. Наша задача – чтобы как можно больше людей влилось в наши ряды, верно?

Слушатель: Как религиозная организация – да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, поэтому нас уже семь.

# 08:30

Сахаджия – заразная болезнь

Теперь что касается ISKCONа. Значит, лично меня просить о политкорректности по отношению к ISKCONу или, например, по отношению к Матху Нараяна Махараджа не совсем правильно, потому что ISKCON в 82-м году подослал наемного убийцу к Шриле Шридхаре Махараджу, чтобы его убить. ISKCON своей официальной резолюцией в апреле 82-го года оскорбляет Шридхара Махараджа, называя его Бхакти Ракшас Шридхар Махарадж. Это уже был перебор, и самое, так сказать, паскудное то, что те люди, которые дистанцировались от ISKCON, лидеры ISKCON, дистанцировались и пришли в лоно нашего Матха, – это Бхакти Чару Свами, всякие там Бхавананда и прочие, прочие, тогдашние лидеры ISKCONа. Они, побыв со Шридхаром Махараджем, так сказать, нагуляв вес знаний, вес авторитета, потому что Шридхар Махарадж тогда пользовался авторитетом в ISKCON, в общем, получив от него статус отрешенного монаха, нагуляв себе религиозно-политический авторитет, вернулись в ISKCON уже не рядовыми исконовцами, были приняты уже на руководящие должности. И они подписали ту самую петицию, в которой они оскорбляли Шридхара Махараджа. То есть благодаря ему они повысили свой статус в ISKCONе и стали оскорблять его же. Некоторые из них до сих пор там, поэтому, что касается меня, просить о политкорректности к ним – это дело бесполезное.

Теперь что касается ISKCONа в философском ракурсе. Он ничем не отличается от Матха Нараяна Махараджа. Я надеюсь, что ни у Навы, ни у других преданных нет сомнения на счет пагубности и нерукопожатности кого бы то ни было из Матха Нараяна Махараджа? Только потому что Шридхар Махарадж открыто сказал Нараяне Махараджу: «Я с тобой не хочу больше общаться», потому что Нараяна Махарадж его тоже назвал торговцем рыбой и рисом, может быть, и углем тоже заодно. Шридхар Махарадж сказал: «Да не проблема»… А потом он пришел просить прощения. Шридхар Махарадж сказал: «Ты в печатном издании меня оскорбил, значит печатно должен извиниться». Этого не последовало. С тех пор к Нараяне Махараджу определенное отношение, в этическом смысле мы их не приемлем вообще. Более того, Гурудев сказал, что они заразны, то есть с ними нельзя вообще соприкасаться. Я его еще переспросил:

– А в каком смысле вы имеете в виду? Метафизически с ними как-то не общаться?

– Нет, нет, даже вместе. У них как простудное заболевание, с ними вообще не надо общаться.

И многим известна история, когда Нараяна Махарадж пришел. Когда Гурудев отдыхал в Матхе, он пришел со своей группой поклониться Шридхару Махараджу. А это был такой тихий час, в Матхе после обеда все спят. А я сидел на ступеньках возле веранды Гурудева и смотрю – Нараяна Махарадж идет и там толпа его гопи-бабаджи. Я, значит, выскочил и прогнал их нецензурными словами, насколько я владею английским нецензурным. Судя по их реакции, они всё поняли. И Гурудеву потом пожаловались, в том числе Авадут Махарадж, еще лидеры, сказали, что это неправильно, что Бхарати Махарадж в такой грубой форме выгнал Вайшнавов из Матха. Потому что, во-первых, они соседи по Навадвипу; во-вторых, они же тоже Вайшнавы, они воспевают Святое Имя. И Гурудев сказал: «Бхарати Махарадж сделал то, чего вы боялись, и я полностью его поддерживаю». На этом тема была закрыта по поводу политкорректности по отношению к Нараяне Махараджу.

Теперь возникает вопрос: «А ISKCON – это же не Нараяна Махарадж?» По поводу Нараяны Махараджа нет вопросов, а ISKCON? Нет, ISKCON – это, так сказать, продолжение Нараяны Махараджа. Не случайно наибольшее количество своих последователей Нараян Махарадж берет в ISKCONе. То есть все его преданные, он покинул этот мир в 11-м году да, по-моему, или в 10-м, ну тогда еще, 7 лет назад. У него огромный Матх, больше чем, наверно, наш Матх, потому что нас всего 7 человек, а у него, наверно, тысяч 20. Но все его рекруты пришли из ISKCONа, почему? Почему не люди с улицы, почему вообще они проповедуют… Они как паразиты присасываются к какому-то Матху. Например, в Лондоне я с одним чуть не подрался, выскочил с палкой. Они прямо под окном нашего Матха, когда у нас храм еще был в Восточном Лондоне на Грин Стрит. Это такая шумная улица, и они там стояли и книжки раздавали тем, кто к нам в Матх заходит. Почему они не проповедуют где-то в свободных зонах? Они именно там, где уже люди имеют какую-то почву, подготовку. Они как вампиры забирают. И из нашего Матха к ним никто не перешел, насколько я знаю, ну, может, Малати такая у Гурудева была.Она из Индонезии или Малайзии, такая невысоконькая, помните? У них там конфликт был с Сиддханти Махараджем, она ушла к Нараяне Махараджу. Больше я не слышал вообще, чтобы кто-либо из нашего Матха, из всех наших семей переходил туда.

Но в ISKCON это была массовая миграция. Почему? Потому что в святых писаниях сказано, что зрелый плод твоей духовной практики, воспевания Святого Имени, – это то, что Кришна начинает танцевать у тебя на языке, ты чувствуешь экстаз, ты в безумном блаженстве катаешься по полу. Святое Имя приходит к тебе и заполняет собой все сердце и охватывает тебя волнами экстаза и т. д., такие поэтические эпитеты. Но этого не происходит. Человек практикует, повторяет на четках Святое Имя год, 2, 10, 20, никаких волн экстаза не приходит. И тут появляется некий посланник Нараяна Махараджа или он сам и говорит: «Это потому что вы поете не в том месте и не в тот час и не под руководством чистого преданного. Вот вы идите ко мне, хотя я не говорю, что я чистый преданный, но это и так всё понятно, и волны экстаза вас захлестнут». И люди идут. То есть о чем я хочу сказать, что сам факт того, что происходит массовая миграция в сторону сахаджии. Сахаджия – это копия, подделка. Как подделка iPhone, она выглядит точь-в-точь как iPhone, но на нем совсем другая операционная система… Или ладно, не iPhone, а Vertu, есть такие телефоны дорогие, подделки сделаны, вообще не отличишь. На Савеловской даже к спецам приезжаешь, показываешь, они вообще не могут отличить. Но в настоящем Vertu есть кнопочка красненькая сбоку, нажимаешь, она называется «Консьерж». Нажимаешь, и, где бы ты ни был, в любой точке Земли ты связываешься в Лондоне со своим консьержем, который тебе говорит:

– Алло.

– Купите мне, пожалуйста, билет бизнес-класса из Рио-де-Жанейро в Кейптаун на сегодня, на вечер.

И тебе приходит смска, что билет куплен, вам только надо приехать в аэропорт Рио-де-Жанейро, такси с таким-то номером вас уже ждет. В подделке, сколько ты на эту красную кнопочку ни нажимаешь… На нее, кстати, можно назначать любую функцию – закрыть экран, включить камеру, что хочешь, и никакой консьерж там не включится. Точно так же если нет связи с Божественным, какую бы практику ты ни осуществлял, Святое Имя к тебе просто не придет. И сахаджия – это просто подделка чего-то подлинного, сахаджия означает «легкое дело», подделка, сути нет никакой, а форма та же самая. И сам факт того, что люди клюют на эту подделку, означает, что их мировоззрение готово к принятию подделки. Не могу я купить настоящие Rolex за 30.000$, ну куплю я за 3.000 рублей, выглядит примерно так же. Там в сельском клубе среди пацанов прокатит, они скажут: «О, крутые котлы у тебя». Но в английском клубе – нет, тебя просто не пустят, сразу просекут. И если ты готов принять подделку, это значит, твое сознание готово к подделкам.

То есть если ISKCON готов принять сахаджию, которая воплощена в здешнем мире ныне в образе Матха Нараяна Махараджа, значит они уже готовы к этой подделке, поэтому между ними нет никакой разницы. Если мы не чествуем и, так сказать, не испытываем политкорректность к Матху Нараяна Махараджа, то мы не можем испытывать ее и к ISKCONу, потому что это то же самое. Они даже физически общаются, они приходят друг к другу на праздники. Наши преданные никогда не пойдут на праздник Джанмаштами или какой-то там к Нараяну Махараджу, но ISKCON ходит. Просто нужно понять, что разницы нет никакой, разница только в названии, а суть та же самая. Потому что с момента ухода Свами Махараджа произошла диффузия, которую уже не разорвать, то есть идеологическое слияние ISKCONа и Нараяна Махараджа. Почему идеологическое слияние? Потому что один из главных нынешних лидеров ISKCONа, Ранганатх или Раганатх.

Слушатель: Радханатх.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну какой-то там Свами. После истории с Киртананандой – это был number one после 87-го года в ISKCON, у которого был Нью-Вриндаван, там у него золотые унитазы и всё такое. Вот этот Ранганатх Свами у него был правой рукой, и когда там началось уголовное дело, Киртанананду Свами посадили за торговлю наркотиками, оружием, склонению к абортам, какая-то жуткая история. Ему дали 25 лет, там какие-то убийства, в общем, кошмар какой-то. Он сбежал, уехал в Индию и 10 лет прожил на Радха-кунде, и он был учеником… То есть он не в ISKCON другой сбежал, а именно на Радха-кунду к какому-то бабаджи. Этот бабаджи – это тот же самый бабаджи, у которого учился Нараяна Махарадж. Нараяна Махарадж, как известно, персонаж из Вриндавана, и у этого Ранганатха один и тот же шикшагуру. И потом, после того как вся история улеглась, прошло 10 с чем-то лет, Ранганатх вернулся в ISKCON и стал одним из лидеров. То есть его идеологический гуру – это сахаджия, у которого учился Нараяна Махарадж. Поэтому неудивительно, что они слились, произошла диффузия идеологическая и даже организационная, потому что они ходят друг к другу. Поэтому, если мы не чествуем Нараяна Махараджа, мы просто не можем быть политкорректными по отношению к ISKCON, вот о чем я хочу сказать.

И уж прежде чем мы начнем читать, если бы апологеты ISKCON в нашем Матхе послушали бы ту пленку, где Шридхар Махарадж плачет навзрыд, когда ему зачитали резолюцию по отношению к нему… Он говорит: «Как же так? Свами Махарадж считал меня своим старшим братом, а его дети (то есть ученики) так ко мне относятся». Они его обвинили, что он хочет захватить ISKCON. Ему уже было тогда 90 лет, он говорит: «А для чего мне его захватывать?» Стали его обвинять во всякой глупости. И там на пленке он плачет. Вот если бы апологеты искренних исконовцев послушали бы эту запись, у них бы никаких сентиментов по поводу того, как относиться к ISKCON, не осталось. И поскольку та резолюция 82-го года, хотя уже сменилось несколько поколений исконовских лидеров и самих исконовцев, не отменена, то есть никто из исконовских лидеров не вышел и не сказал: «Так, мы хотим пересмотреть резолюцию 82-го года в той части, которая касается Шридхара Махараджа. Мы приносим свои извинения, мы каемся за ISKCON…», тогда лично я для себя принял бы их искренность. А если эта резолюция не отменена, то есть она в силе остается, это значит, что есть такое юридическое наследие. Как когда Советский Союз распался, то Россия из всех 15 республик взяла на себя юридическое наследие Советского Союза, то есть все обязательства. Советский Союз был должен парижскому клубу деньги, которые он брал в долг, выплачивала это Россия. То есть не разделили на 15 частей пропорционально населению, а Россия сказала: «Мы все выплатим, мы все долги берем на себя, все обязательства некогда существовавшей империи, мы правопреемники». Так вот, нынешний ISKCON – это правопреемник того ISKCON, хотя он не развалился. Это еще больше требований накладывает на него, они должны, если они искренни, извиниться перед Шридхаром Махараджем, пусть посмертно, но извиниться перед ним, и тогда конфликт будет исчерпан. Так, есть какие-нибудь вопросы? А суть такова, что если мы не чествуем Нараяну Махараджа, то у нас развязаны языки по отношению к ISKCONу, потому что я не вижу никакой разницы между ними, кроме названия и юридического адреса. Значит, всё, на этом закончили.

# 27:16

История одного безумия

Теперь приступаем к «Шри Чайтанья-чаритамрите». Ади-лила, первая глава, она называется «Духовные учители». Это вводная глава, здесь нет никакого описания. Автор – Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами, он ученик Нитьянанды Прабху. Он приступает к этой книге, ему за 90 лет, он парализован, нужно привести небольшой исторический контекст слушателям. Он парализован, и из движущихся частей тела у него только правая рука. Его ближайший ученик, который за ним выносит утку, который его садит на вьясасану, укладывает на диванчик, тоже старенький, я забыл, как его звали, брат Нароттамы… У Кришнадаса Кавираджа только правая рука, ему ученик затачивает перо, и вот он только сидит и пишет, и пишет книгу о любви. То есть парализованный 90-летний старик пишет книгу о безумной любви. Мое название книги будет, как «Бхагаватам» – «Неизреченная Песнь…» Я забыл, какая-то песнь, но она неизреченная, а это будет называться «История одного безумия», потому что Шриман Махапрабху, Чайтаньядев, сошел с ума. И всё, что с ним происходит с 16-ти до 48-ми лет, – это прогрессирующее безумие, поэтому она так и называется.

И вот Кришнадас Кавирадж пишет эту книгу, она стихотворная, это первая книга на бенгали вообще, то есть литературный бенгальский язык начинается с этой книги. Это все равно что «Евгений Онегин», который есть стандарт русского языка, с него русский язык пошел, потому что Пушкин изобрел русский язык таким, как мы его понимаем. Пушкин и Гоголь. Хотя хохлы сейчас хотят у нас Пушкина отобрать, но мы не отдадим, потому что он большую часть своей литературной карьеры провел и лучшие свои произведения написал в Киеве. И хохлы пытаются его у нас отобрать, у нас, у русских, отобрать нашего Пушкина. И они дошли до такой наглости, что даже Гоголя считают украинским писателем. Хотя это, естественно, русский писатель, начиная с фамилии, Николай Васильевич Гоголь. И Кришнадас Кавирадж, бенгальский язык – это сленг от санскрита, там слова очень похожи, сленговый санскрит. Французский язык – это сленг от латыни, неотесанные, неграмотные крестьяне на берегу Сены, ну и вокруг, говорили на некоем наречии, над которым латиняне смеялись. Но это наречие стало великим французским языком, а латынь умерла. Точно так же бенгали живет, а на санскрите уже никто практически не говорит. И после этот устный крестьянский бенгальский язык Кришнадас Кавирадж изложил в своей книге, и бенгальский стал литературным языком. Так что даже с точки зрения лингвистики, языкознания, это очень значимая книга.

# 32:18

Явление Шри Кришны Чайтаньи

Итак, первый стих, первая глава, она называется «Духовные учители»: «Я выражаю почтение духовным учителям и смиренным рабам Божьим, Воплощениям Бога и Его Ипостасям, Его силам и Ему Самолично – Шри Кришне Чайтанье». Здесь Кришнадас говорит, что Кришна Чайтанья – этот самый безумный юнец, это не просто какой-то святой, некий реформатор. Он, кстати, жил в то же самое время, что и Мартин Лютер. На эту эпоху приходится Великая Реформация и в Европе и в индуизме, Вайшнавизме. Его учение стало называться Гаудия-Вайшнавизм. В Индии вообще-то нет индуизма, это Макс Мюллер все эти учения в этой части мира одним скопом назвал индуизмом. На самом деле это Вайшнавизм, то есть преклонение перед Всевышним, Вишну. Вишну означает Всевышний или Вседержитель. Но здесь этот 90-летний старик утверждает, что Господь Бог, который «иже еси на небеси, да светится имя твое…», – это тот самый юноша, тот самый Нимай Пандит, Который родился в доме Шачи Деви и Джаганнатхи Мишры. Этот самый юнец, который издевался над своими соплеменниками, устраивал проказы и т. д., – это не просто воплощение Бога, а это Бог в изначальном виде. То есть тот самый Вишну, который возлежит на небесном аспиде, из которого исходят воплощения, Он Сам есть инкарнация, ипостась этого самого юноши, который бегал на берегу Ганги в Навадвипе. Вот он здесь говорит: «Выражаю почтение Ему самолично, Шри Кришне Чайтанье». «Я выражаю почтение Шри Кришне Чайтанье и Шри Нитьянанде, взошедшим словно Солнце и Луна над землею Гауды (это название Бенгалии) и развеявшим тьму в людских серцах, одарив их надмирной благодатью. «Святой Дух, о коем толкуют предания, суть свет, исходящий из образа Шри Чайтаньи. Мировая Душа, пронизающая бытие, суть полная Ипостась Шри Чайтаньи. (Параматма – это просто ипостась Шри Чайтаньи. Таково мнение этого 90-летнего старика.) Он Всевышний Собственнолично, исполненный шести достояний».

Бога на санскрите называют Бхагаван, обладающий шестью достояниями: самый могущественный, вездесущий, всезнающий, всепривлекающий, самый свободный, и шестое я не помню. И Бог есть лишь воплощение… Вообще Бог, как мы Его себе понимаем, это просто воплощение этого самого Нимая Пандита. Как в фильме «Новейший завет», там Бог, который что-то сотворил, а на самом деле Бог – это алкаш, сидящий за компьютером, помните? Смотрели «Новейший завет»? Там Бенуа Пульворд играет. Вот Бог… Как эти квартиры называются, малосемейки?

Слушатель: Малогабаритки?

Б. Ч. Бхарати Свами: Значит, Бог – это мужик в халате, в трусах в цветочек, который у себя в кабинете в малогабаритке, пока жена с дочкой где-то там в другой комнате, он сидит строчит законы бытия, помните? Там какие законы: что в супермаркете, в какую бы очередь вы ни встали, она будут самая медленная, бутерброд всегда падает маслом вниз и т. д. Самый ужасный закон он берет и придумывает, и сразу это начинает в мире исполняться, и его дочь, дочь Божья, пытается уйти в мир, потому что папа просто всех достал. Он ей говорит: «Ты смотри, не уходи, потому что брат твой старший-то ушел, и вот – они его гвоздями приколотили к забору». Ну они, конечно, это сделали красиво, как будто на кресте, а на самом деле к забору приколотили. Вот Бог такой: этот мужик в трусах в цветочек, в неглаженном халате ночном, за компьютером «Пентиум 1», там даже монитор такой. Вы, наверно, молодые, еще не помните такие мониторы.

Слушатель: Помним и дискетки тоже.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да ладно, это вы в книжках прочли. Может, вы еще знаете, что кассеты можно карандашом перекручивать?

Слушатель: И наклеечки отклеивать.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну ладно, тут одни старики собрались. Так вот, Бог – это Нимай Пандит, который бегает по песку, язвит по отношению к своим сверстницам, издевается над торговцем бананами. Что Он там еще вытворял? Его однажды хотели похитить, чтобы снять с Него все украшения, потому что Ему на День Рождения подарили очень много золотых вещей. И эти двое бандитов, где там в Навадвипе можно заблудиться так, что вернуться туда же, непонятно. Они, значит, Его похитили, бегали, чтобы найти укромное место по всей Навадвипе, в результате нашли это место прямо у ворот Его дома, где они Его и похитили, и поняли, что здесь что-то нечисто, и оставили Его таким образом. А все уже Его искали, разбежались по всей Навадвипе, стали искать Нимая Пандита, а оказалось, что Он сидит и мирно играет, маленький мальчик Нимай, возле ворот своего дома.

Итак: «Он Всевышний Собственнолично, исполненный шести достояний. Господь Чайтанья – Безусловная Истина, непревзойденная, единая и неповторимая». «Неповторимая» означает, что у Него нет копии. У всех образов Бога есть в той или иной степени отличающиеся копии. Например, Кришна распространил себя в 16.000 образов, чтобы жениться на 16.000 девах. Но между ними был небольшой… там количество волосков на голове – у одного был миллион, а у другого миллион один; какое-то небольшое отличие, так не заметишь. Это все Его образы, все они повторимы, а у Чайтаньи нет дублера. Даже у Кришны есть дублер, двойник. Кстати, Кришнадас будет позже об этом говорить. Поэтому он здесь говорит, что Чайтанья неповторимый, Он единственный и неповторимый, непревзойденный, над Ним уже нет того, из которого Чайтанья изошел как образ. Он предел, дальше уже пустота, уже Святой Дух витает. Ну, может быть, я преувеличиваю, может быть, Святой Дух все-таки снизу летает. Он Безусловная Истина. «Безусловная» означает, что над Ним нет законов, никаких условий нет. Мы все с вами живем, как в театре говорят, «предложенные условия». У всех живых существ есть предложенные условия, в том числе и у Бога. Бог, который назидает, который творит мир, блюдет закон, карает грешников, благодетельствует праведникам, Он тоже живет в предложенных условиях. Господь Бог не может даровать спасение грешнику и отправить в ад праведника, потому что Бог, как мы привыкли Его мыслить, действует в рамках некоего закона. А Чайтанья безусловен, Ему никто не предложил условия существования, поэтому Кришнадас Кавирадж Госвами говорит здесь, что Господь Чайтанья – этот самый Нимай – Безусловная Истина, вне условий. Непревзойденная – выше Него нет никого, единая и неповторимая – у Него нет дублеров.

«Да покорит ваше сердце возлюбленный Сын Шачи! Сияя отлитым золотом, Он милостиво низошел на Землю в нынешний век Кали, дабы даровать живым тварям никогда прежде недаденное богатство – упоение супружеской любовью ко Всевышнему». Действительно, ни одно воплощение Бога не говорит о любви ко Всевышнему. Конечно, в других религиях, в мусульманстве, христианстве и прочих недорелигиях, говорится о любви к Богу, но говорится в том плане, как о любви к колбасе. «Я люблю колбасу, я люблю Бога», в том же самом смысле, но о физической любви к Богу говорят только Гаудия-Вайшнавы, прямо физической любви. Итак, Господь Чайтанья – единственный из всех сошествий Бога, который говорит о супружеской любви. Итак: «В Своей любви Радха и Кришна предстают единым целым, где Он – Наслаждающийся, а Она – предмет наслаждения. Стремясь друг к другу, Они, Радха и Кришна, в соитии есть Шри Чайтанья. Я падаю ниц к Его стопам, ибо Он Всевышний Владыка, охваченный чувствами Его Рабыни. Дабы испытать чувства, присущие Шри Радхе, отведать Её упоение любовью и прикоснуться к счастью соития, доступному лишь Ей, Всевышний явился в здешний мир из лона Шри Шачи, словно Луна из вод океана. Я молю о вечном убежище у стоп Нитьянанды, Кто есть Сам Баларама, обернувшийся вселенским ложем Всевышнего – Змеем Шешею, из Коего происходят полные и частичные Божьи ипостаси – в Причинном, Вселенском и Молочном океанах». Я еще тут править буду, это, так сказать, предварительная зарисовка, но в целом понятно, да? Читается нормально или слишком сложно? Там просто сложные предложения. Может быть, их делить на попроще – «мама мыла раму»?

# 45:04

Санкаршана – Баларама – Нитьянанда

«Я припадаю к стопам Шри Нитьянанды Рамы, Кто есть Санкаршана среди четырех ипостасей Всевышнего.» Господь Бог, который есть Вседержитель, то есть на Нем зиждется всё мироздание, вычленяет из себя четыре первичных ипостаси, которые выполняют некие функции этого вседержительства. Как глава государства вычленяет из себя политически главу внешнего военного ведомства, главу министерства внутренних дел, фискальные министерства. То есть он как бы создает свои представительства для того, чтобы поддерживать порядок в стране. Господь Бог как бы создает четыре министерства, на которых зиждется миропорядок, главное из которых – министерство справедливости. У Господа Бога есть много помощников, например, Солнце, которое освещает всё вокруг и портит нам жизнь. Есть вода, которая питает всё вокруг. Есть Яма, бог судьбы, который за каждый проступок или благодеяние воздает нам соответственно. Вот с их помощью Он поддерживает этот мир, чтобы он находился в состоянии правды и справедливости. Их четыре основных, и первый среди них – это Санкаршана.

Здесь говорится, что Господь Бог вместе со своим эго, то есть Кришна и Баларама, сойдя в это зримое мироздание предстают как Вишну, и Его ложе – это свернутый белоснежный змей пузом вверх. И на этом пузе Вишну, в сознании которого всё происходит. Мы на самом деле плоды Его сна, персонажи Его сновидений, все бытие, в том числе мы, персонажи Его сновидений. А лежит Он, чтоб не твердо было, и Он мог нормально спать, сидя на стуле, Он возлежит на мягком ложе – белоснежном змее. Как присутствующие у нас тут. Есть какие-то вопросы дополнительные? Санкаршана переводится с санскрита как «ужасно красивый», Он отталкивающе привлекательный. Ну по-русски это «ужасно красивый», Санкаршана. То есть это змей, от которого нужно бежать, но Он настолько прекрасен, что Он как удав: ты просто, как вислоухий кролик с красными глазами, тянешься в Его разверзнутый зев. Вот это слово «Санкаршана» просто кошмарно красивый, точнее, кошмарно притягательный, не красивый, потому что красивый – это Кришна. Баларама кошмарно притягательный.

Когда Он нисходит в обличье брата-пастушка Кришны, «кошмарно притягательный», это Он творит жуткие вещи вообще-то. Он всегда противоречит Кришне, если мы читаем «Бхагаватам» или «Махабхарату», то Баларама всегда в контрах с Кришной. В детстве Они играют в противоположных лагерях, Баларама поддерживает Дурйодхану, который против Кришны, и всякие другие вещи. Например, когда Кришна убил по ложному доносу человека за то, что тот якобы украл бриллиант. Помните, там был такой бриллиант, который пропускал через себя утренний солнечный свет, падая на медь, он превращал медь в золото. И пока Солнце находилось в мухурту, это временной отрезок, медь могла становится золотом, а уже в зените это магическое действие пропадало, и так каждое утро. И Кришна лишил этого бриллианта, потому что казна пустая была. Представляете, казна, нужно содержать 16.000 жен, которые мнят себя царицами. То есть Он их еще вчера освободил из тюрьмы, они были наложницами в турецком пансионате где-то, ну в районе Турции он их освободил, «Наташ». Освободил 16.000 «Наташ», и они вместо благодарности попросились замуж. Нет чтоб сказать «спасибо» и пойти жить дальше, они сказали: «Нет, освободил из темницы, теперь женись». Их надо содержать, у каждой от Него родилось по 10 детей, потом внуки пошли. Что вытворяли старшие, там вообще кошмар, и всех надо содержать. Поэтому Он решил попросить этот бриллиант у того человека, но Баларама воспринял это как грабеж. И Они с Кришной поссорились. Баларама, помните, ушел, не выдержал и женился где-то там. (смех) Итак, это самый Баларама становится в игре миросозидания большим змеем, на котором Вишну, сновидящий себе мир, лежит. А в лилах Чайтаньи Он становится Нитьянандой. Если Махапрабху в 16 лет сошел с ума, то Нитьянанда сразу же, Он таким и уродился. Его еще называют авадхут, то есть без тормозов, буквально авадхут означает «не имеющий системы торможения». (смех)

Слушатель: «Тот, кто вне правил и предписаний.»

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, хорошо, давайте политкорректно «вне правил и предписаний», буквально – реально «без тормозов». (смех) То есть там у авадхуты Нитьянанды нет такой кнопочки, на которую можно нажать и Он остановится, даже отсутствует механизм. Если Махапрабху приобрел этот механизм, и то худо-бедно работал этот механизм торможения, но появился где-то к 16-ти годам. Первый раз, когда завели медицинскую карту Махапрабху, это когда Он вернулся из отпуска по южной Индии. У Него были признаки безумия, и Ему приготовили ванну охлаждающую из кунжутного масла. Кунжутное масло охлаждает. Как это панчакарма? Вот там льют тебе на голову это кунжутное масло. Давят этих несчастных кунжутинок. Они плачут, обнимаются, говорят: «Я тебя никогда не забуду». (смех) Их давят, делают из них масло и льют тебе на голову пять дней. Как мандаринки под Новый Год, они же обнимаются, плачут в вазочке. Вот Махапрабху сделали ванну целую, не то что на голову, чтобы болезнь в корне уничтожить, надо ванну. Когда пришел Адвайта, я могу ошибиться, или Адвайта или Шринивас, который владел искусством врачевания. Он пощупал пульс, посмотрел в зрачки, потрогал здесь и там, и сказал: «Это уже не лечится». Потом отвел маму в сторону и говорит: «Если бы у меня была такая болезнь, но, к сожалению, Господь не дал мне этого благословения. Я бы всё отдал, просто чтобы у меня хоть немножко было подобия такой болезни». Здесь все надежды на излечение угасли у родителей.

Итак, «Я припадаю к стопам Шри Нитьянанды Рамы, Кто есть Санкаршана среди четырех ипостасей Всевышнего. Он в полной мере обладает всеми совершенствами и владычествует в Вайкунтхе – бытии за гранью зримого мироздания». То есть если Господь Вседержитель Вишну есть номинальный Владыка духовного мира, то реально всем управляет змей Шешанага, Он не спит. То есть Баларама принимает облик этого змея, и Он не спит. Если Вишну возлежит и пребывает в полудреме, то Баларама, этот Шешанага, Ему Его любовницы льют мед в Его тысячи зевов. Это медовуха, точнее, хмельной напиток, они льют Ему, у Него тысячи любовниц, они каждая льют Ему в отдельное горло этот мед, и у Него у всех тысяч голов глаза вот так, на полвосьмого. И своими клобуками воздетыми Он охраняет… Это кобра тысячеглавая, Она охраняет покой своего Господина Вишну. Дочери змеиных царей Его спаивают вообще беспрерывно. Может быть, кто-то сомневается в истинности, правдоподобии сказанного? Может быть, все-таки вы думаете, что Бог сидит с бородой на облаке и сын Его единорожденный по воде ходил?

Итак: «Я простираюсь у стоп Шри Нитьянанды Рамы. Вседержитель Вишну суть Его частичная ипостась, возлежащая на водах Причинного океана. Он высший Обладатель всех сил. Он Ворожей, создающий зримый мир и очаровывающий всех Своим обманом». То есть обман происходит не из Вишну, а из Шеши, из Нитьянанды, вообще Нитьянанда есть всё и вся. Майа действует из Нитьянанды. Кто такой Нитьянанда или кто такой Баларама? Это альтер эго, как у нас есть я, а есть мой ум. И мой ум мне враг, он всегда мне перечит. Я понимаю, что есть на ночь нехорошо, но ум говорит: «Да ладно тебе», и ведет тебя к холодильнику. То есть постоянно происходит борьба между тобой и умом. И точно так же Господь Бог, Кришна, Его альтер эго, Его ум есть Нитьянанда или Баларама. Баларама – это ум Кришны, поэтому Они всегда в контрах немножко. Как мы со своим умом думаем: «Вот проклятый ум, не я виноват, а мой ум». Есть какие-нибудь вопросы, может быть? По поводу ISKCONа?

Ну вот 10-й стих, и на этом закончим: «Я в почтении склоняюсь к стопам Шри Нитьянанды Рамы, Чьей ипостасью является Вседержитель Вишну (Вишну из Баларамы исходит), из пупа Коего произрастает содержащий в себе всю вселенную лотос, на венце которого восседает творец Брахма». То есть тот самый Нитьянанда, который чинил подлости и вредности Намачарье Харидасу Тхакуру, из этого самого Нитьянанды происходит Вишну, у которого из пупа вырастает лотос. В стебле этого лотоса вся наша вселенная. На вершине сидит четырехглавый творец Брахма, из которого пришел Иисус Христос, потому что Брахма – тот самый Авраам. И вся эта конструкция немыслимая есть проистечение из Нитьянанды, который издевался над Харидасом Тхакуром, а потом убил главного буддиста ногой в живот. Ну Он много чего еще натворил, который, кстати, шастал по кабакам. Преданные не видели, как Он пьет, потому что они внутрь-то не заходили. Преданные не могут заходить в питейные заведения, но то, что они видели, как Он выходил уже пьяный. Он, конечно, не пил. Нитьянанда не пил, но из трактира выходил пьяный, в обнимку с пьяными друзьями, но сам Он не пил, потому что нет зафиксированных свидетельств. Ну что, всё тогда? На чем мы остановились, что Нитьянанда Рам часто был пьян, но никогда не пил. Шутки шутками, но у тех людей низшего сословия, пьяниц и блудниц, просто не было бы шанса соприкоснуться с благодатью Шри Чайтаньи, если бы не Нитьянанда Прабху. Шри Чайтанья нес благую весть уже тем, кто был готов к ней, так сказать, к профпригодным, а блаженный, юродивый Нитьянанда не делал различий. Ему было абсолютно все равно, кто перед Ним, какого сословия, какого состояния люди, целомудренна ли эта женщина или с заниженной социальной ответственностью. Ему было абсолютно все равно, Он проповедовал всем.

# 1:02:41

Милость Нитьянанды Прабху

Мы знаем историю с Джагаем и Мадхаем. Это два четких пацана, которые держали всю Навадвипу, которых даже брахманы боялись, а брахманы – это авторитеты. Два четких парня в «адидасах» на кортах, они пугали всех, стригли все грядки. (смех) И когда они обидели Нитьянанду, Нитьянанда им говорит: «Братки…» Они: «Мы тебе не братки», (смех) и один из них ударил Нитьянанду черепком кувшина по голове, разбил Ему голову в кровь. Махапрабху это почувствовал и помчался, чтобы их изничтожить, порвать на турецкий флаг. И Нитьянанда Прабху, истекая кровью, Ему череп пробил этот Джагай или Мадхай, Он упал к ногам Махапрабху и взмолился: «Нет, нет, в этом воплощении Ты не будешь никого убивать, никому не будешь причинять боли, Ты будешь исцелять души, не физически наказывая их, а благим словом, любовью, и (как Шрила Гурудев говорил, heart to heart by love and affection) любовью и состраданием». И Махапрабху говорит: «Я только ради Тебя пощажу их», и отпустил этот огненный круг, чакру, убрал его. И эти двое бандитов прозрели, они упали к стопам Нитьянанды, приняли у Него посвящение и весь остаток жизни провели, устраивая ночлег и вообще всячески устраивая паломников и святых, вообще людей, шедших на места богомолья, кормили их, делали им шалы, жилые постройки, строили места, где паломники совершают омовение. Ганга там скользкая, глинистый берег, и приходят омыться старые люди, которые могут упасть, соскользнуть по этой глине, вот они ступени такие строили. До сих пор есть, в четвертый день паломничества мы проходим недалеко от Мадхай-гхата, это спуск к месту омовения. Они ступеньки такие делали, и это место до сих пор осталось.

Как Калькутта, это изначально название Кали-гхат, англичане назвали Kolkatta. Это место, где люди приходили и кланялись Кали, совершали омовение. Это все выросло в огромную помойку, в огромную Калькутту, то, что сейчас мы называем. Ну что, все тогда на сегодня? Есть, может быть, какие-то возражения, угрозы? Или кто-то, может, хочет возмутиться? Может, кто-то негативно настроен?

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

2017-03-01

«Беседа под сенью Сиддха-бакула»

2017-03-03

«Сила от учителя»

2017-03-04

«Начало Кали Юги»

2017-03-08

«Первый раз в Индии»

2017-03-08

«Картина Мира»

2017-03-08

«Навадвип Дхам Парикрама 2017» Часть 1

2017-03-09

«Навадвип Дхам Парикрама 2017» Часть 2

2017-03-09

«Знание от состояния»

2017-03-10

«Навадвип Дхам Парикрама 2017» Часть 3

2017-03-11

«Навадвип Дхам Парикрама 2017» Часть 4

2017-03-12

«Аштанга Виньяса Йога»

2017-03-27

«Подсознание»

2017-03-28

«Дасья Раса»

2017-04-02

«Ритм сердца»

2017-04-08

«Матхи и самадхи»

2017-04-09

«Мантры на санскрите»

2017-04-16

«Гороскоп для протона Ирины»

2017-05-21

«Недалеко от Говардхана»

2017-05-27

«Над облаками нет плохой погоды»

2017-05-28

«Сохранив индивидуальность, приобрести свободу»

2017-06-04

«Кризис веры»

2017-06-11

«Вера предполагает служение»

2017-06-25

«День йоги»

2017-07-09

«Турьям — четвёртое»

2017-07-14

«Внешний облик преданного»

2017-07-14

«Мой преданный никогда не сгинет»

2017-07-16

«160 километров южнее Дели»

2017-07-23

«Я душа»

2017-07-30

«Зачем мы поём мантры на санскрите?»

2017-08-04

«Общение с майавади»

2017-08-06

«Чёрное Всё»

2017-08-13

«Личность VS организация»

2017-08-13

«Атмасфера»

2017-08-20

«Любовь невозможна между неравными»

2017-08-21

«Беспредельное, меняющее пределы определений»

2017-08-21

«Душа существует в сознании Высшего Наблюдателя»

2017-08-22

«Социальная адаптация»

2017-08-23

«Йога и Вайшнавизм»

2017-08-24

«Радхарани — Царица Служения»

2017-08-25

«Лила выше, чем среда сознания»