Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2017 / «Душа существует в сознании Высшего Наблюдателя»
«Душа существует в сознании Высшего Наблюдателя» | лекция с Б.Ч. Бхарати Свами (Александр Драгилев) вечер 21 августа 2017 года, Нойденау, Германия

«Душа существует в сознании Высшего Наблюдателя»

https://www.youtube.com/watch?v=JgGmjQX97hI

Душа существует в сознании Высшего Наблюдателя

Слушатель: Махарадж, Вриндаван Дас Тхакур просил дать ему возможность освободить весь мир, но ему не дали такой возможности, а Иисус Христос якобы освободил всех людей на том условии, что они пойдут к нему.

Б. Ч. Бхарати Свами: Хороший маркетинговый ход.

Слушатель: И Шридхар Махарадж говорит, что Вриндавану Дасу Тхакуру не дали такой возможности, потому что это был бы какой-то заём у Бога. Я не понимаю, каким образом заём у Бога?

Б. Ч. Бхарати Свами: А как там по-английски надо посмотреть просто. Может быть, имеется в виду, что спасение подразумевает, что душа возносится к Богу и, получается, что какой-то преданный или святой спасает, но дальше у него никакой ответственности, он спасает всех, то есть отправляет к Богу. Имеется в виду, что Кришну не спрашивают про тех, кто будет к Нему возвращаться. Надо послушать, что Шридхар Махарадж говорит в оригинале.

Слушатель: Может, это Васудева Датта…

Слушатель: Да, Васудев Датта. Я ошиблась.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вообще, это Васудева Датта, но там в истории он спросил у Махапрабху, может ли он поручиться за всех живых существ, чтобы они в этом воплощении Шри Чайтаньи все отправились в царство Божье. Но Шри Чайтанья ему ответил, что в этом нет необходимости, потому что Он сам низошел, пусть они к Нему обращаются, потому что спасение – это индивидуальный труд каждого существа. Без сознательной воли каждой души спасение неполноценно, получается, это делается без ее участия. Так же как душа по своей собственной воле здесь остается, так же требуется ее желание, причем на санскрите это называется лаульям, горячее желание, хотение, которое превышает любое другое хотение. Не некое желание среди прочих, а именно желание, которое превалирует над всеми остальными, вот тогда это спасением будет. Дело в том, что для спасения есть необходимые и достаточные условия. Необходимые условия – это чтобы душа захотела, а достаточные условия – чтобы Господь тоже захотел. Две стороны медали. Если за какую-то душу поручаются и без ее воли возносят в духовный мир, то, получается, что она лишена воли, и потом она превращается в неодушевленный предмет. А душа по определению одушевленный предмет, она всегда сохраняет волю. Но Господь не навечно отказал, Он сказал: «Я здесь присутствую, пусть они ко Мне обращаются. Я хочу, чтобы они изъявляли желание, проявляли волю выйти из круговорота перерождений, круговорота самсары». Еще вчера был вопрос, по-моему.

Слушатель: Я спрашивала: если уйти к Господу обратно, Шридхар Махарадж говорит «домой вернуться», есть ли в этом желании какая-то корыстная составляющая?

Б. Ч. Бхарати Свами: В этом есть эгоистичность, но это хороший эгоизм. Шридхара Махараджа как раз спрашивают:

– Нет ли корыстной составляющей в том, что мы хотим отправиться во Вриндаван и быть участниками любовных игр?

– Вы же хотите отправиться для служения, а не для собственного наслаждения, поэтому в этом нет никакой корысти, – ответил Шридхар Махарадж.

Это желание, но не корыстное желание, тут важна мотивация. Но поначалу наша мотивация всегда нечиста, в ней всегда присутствует жажда что-то заполучить или расчет. «Я делаю это и это и взамен получу то-то и то-то». Расчет присутствует, поэтому наше желание не сразу осуществляется, мы должны пройти через огненное горнило преданного служения, в котором сжигаются все примеси, кроме золота. Как если мы находим некую золотоносную руду, мы ее помещаем в огонь, и всё, что не золото, просто при той температуре сгорает, остается чистый слиток. Так же и мы, поначалу в желании соединения со Всевышним у нас есть стремление избавиться от страданий, получение удовольствий, какого-то наслаждения. Кришнаиты это называют «духовное наслаждение». Как это называется? У них книжка есть, «Истинное наслаждение», что-то такое [«Источник вечного наслаждения»]. У нас есть стремление к этому наслаждению, но когда мы посвящаем себя самопожертвенному служению, пройдя какое-то расстояние, некий путь, мы оглядываемся назад и с ужасом понимаем, как корыстны мы были. Что поначалу мы действительно испытывали корыстные желания, но в горниле служения они сгорают. В нашем желании соития со Всевышним остается только служение, потому что, как говорят наши учителя, служение само себе награда. Сам факт того, что ты можешь послужить, является наградой, а не средством для достижения какой-то награды. Но поначалу нам так не кажется, нам странно, что за служение не то что нет награды, а оно само по себе является наградой, возможность послужить. Как политики заявляют, что хотят послужить своей нации, своей стране, но всё равно они получают за это зарплату. «Как же мы можем, мы же служим, нам нужно еще семью как-то кормить и себя», поэтому они получают зарплату. Но есть такие бескорыстные политики, которым зарплата не нужна, они говорят: «У нас, собственно, всё есть». Такие встречаются?

Слушатель: Михаил Саакашвили.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, я без всякого сарказма говорю – такие есть, это редкие экземпляры.

Слушатель: Да, с замашками такими.

Б. Ч. Бхарати Свами: И они очень уязвимы, потому что те, кто хотят заработать, у них очень сильная мотивация, и они вокруг себя сколачивают таких же мотивированных. Получается очень сильная команда, и этих самых искренних и бескорыстных они быстро выдавливают.

Слушатель: Потому что, наверно, очень эфемерная цель у этих искренних.

Б. Ч. Бхарати Свами: И миру это непонятно, мир его отвергает.

Слушатель: Тогда он как вроде стремился им помочь, а они его отвергли.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, мир его отвергает. Был еще один такой политик в 30-е годы, он тоже самое, ничего не брал, не помню его имени, в какой-то европейской стране. Также и преданные поначалу замотивированы что-то получить. Прежде всего это избавиться от страданий, потому что Господь говорит, что тот, кто служит Мне, тот избавляется от долга, то есть от кармы, от последствий того, что он натворил. То есть если душа обращает свой лик к Господу Богу, она уже никому ничего не должна, этому миру текущему за то, что она сделала. Как работает закон кармы? Если мы получаем какое-то удовольствие, это означает, что мы кого-то эксплуатируем. Если мы кого-то съели, кем-то воспользовались. Невозможно так просто получить удовольствие, это обязательно мы ущемим чьи-то интересы или даже лишим кого-то жизни. То есть мы это берем взамен, мы наслаждаем свои чувства за счет кого-то, и за это мы должны будем наслаждать их чувства в будущем, должны будем долг свой отдать. И этот закон так переплетен, потому что когда мы наслаждаемся или берем взаймы, мы берем не у одного кого-то, а у нескольких. Мы многим уже должны, и когда мы наслаждаемся, мы еще делимся и нам еще кто-то должен. Например, мы кого-то убили, начали есть, но мы к столу еще пригласили друзей и родственников. Мы кого-то использовали, но при этом кому-то послужили, и вот начинаются все эти сложности. Те, кому мы послужили, должны будут отдать нам свой долг, и те, кто нам послужил, должны будут наш долг забрать, так это всё закручивается.

Кришна говорит: «Если ты обращаешься к служению Мне, то Я избавляю тебя от долга перед теми, кого ты использовал». Это хорошая мотивация, но на самом деле она очень позорная, как Шридхар Махарадж говорит, нежелательная. Со временем мы это понимаем и ужасаемся от стыда. Преданный потом уже говорит: «Господи, не нужно меня избавлять от этой кармы, от страданий. Более того, сделай так, чтобы я о Тебе не забывал, пришли мне всяких лишений, напастей и несчастий, только чтобы я о Тебе не забывал», а не то что избавь меня. Ох, мы оторвались от темы, а о чем было? А, есть ли корысть? Да, поначалу есть корысть, но в этом нет ничего удивительного, следует понимать, что это естественно.

Есть еще желание посетовать на домочадцев, рассказать, кто плохой встретился на нашем жизненном пути? Плохие люди – это те, кто по непонятной причине преследуют некие свои цели, а не наши. Встречаются такие негодяи, чьи цели не совпадают с нашими, и поэтому они для нас плохие, потому что у нас есть определенная задача, мы хотим определенного успеха в этой жизни, а кто-то почему-то тоже хочет успеха для себя. Поэтому они становятся большими или маленькими препятствиями на пути достижения этой цели, и мы их определяем как плохих людей. И чем амбициознее у нас цель, тем всё больше плохих людей попадается. А цели в этой жизни определяют как четыре, но вообще-то это одна цель – всё больше и больше расширять сферу своего влияния на других. А так это чувственные удовольствия, богатство, власть и уважение. Это такие, как сейчас модно, криптовалюты, они такие эфемерные.

Слушатель: Биткоин.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, такие виртуальные валюты, их четыре: чувственные удовольствия – это еда, запахи всевозможные, касания, тактильные удовольствия, вкусовые, слуховые, зрительные. Это то, что называется чувственными удовольствиями, они довольно грубые. Есть способ более тонкий – это богатство, но если проанализировать, то богатство как раз и состоит из чувственных удовольствий, плюс удовольствия в уме, когда ты думаешь: «О, я такой богатый». Но потом ты понимаешь: «А что, это же просто мысль, надо это богатство реализовать опять в чувственные удовольствия». Это купить что-то толстое, мягкое, пахучее, красивое, благолепное, я уж не знаю, но это что-то, что можно купить. В общем, это богатство, мысль, что я богат, конвертировать опять в те же самые чувственные удовольствия. Но эти богатства, прежде чем ты их переконвертируешь, их надо трудом заработать. То есть их надо у кого-то забрать, заработать – значит у кого-то забрать честным или нечестным путем. Всё, конечно, относительно, честность и нечестность, но разными путями забрать. Потом ты понимаешь, что то, что ты забираешь, эти самые богатства кто-то вбрасывает. Общество, допустим, чеканит монету и вбрасывает их в общество, а дальше они уже начинают между собой воевать за это богатство, и ты понимаешь: «Зачем мне воевать за богатство, которое кто-то печатает, внедряет в среду людей, когда я могу сам таким стать». И ты переходишь на более высокий уровень – это уже власть. Власть – это тот, кто печатает эти ценности или мультиплицирует их, а другие за них уже дерутся. Ты эти ценности сам мультиплицируешь, генерируешь для того, чтобы все равно эту самую власть конвертировать в то, что вкусно на вкус, приятно на запах, опять возвращаемся к тем же самым чувственным удовольствиям. А потом ты понимаешь: «Для того, чтобы генерировать эти самые деньги, то есть обладать властью, тебе нужно совершать какой-то труд, нужно бороться за эту власть, потому что на ее вершине кто-то все равно карабкается, чтобы тебя свергнуть. А тебе хочется иметь такую власть, за которую не надо бороться вначале, ни бороться, чтобы ее у тебя не отобрали, а это уже уважение, это праведность, набожность или признание в обществе. Ты делаешь нечто такое, пишешь книгу или становишься священником, праведником каким-то, отшельником, и к тебе приходят, тебя почитают те, кто на вершине власти.

Слушатель: У духовного учителя есть же задача побольше последователей собирать.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну духовные учителя разные.

Слушатель: То есть такой цели вообще не существует.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну вообще подлинный духовный учитель связан с миром служения, миром Вайкунтхи, и никакие цели в этом мире его не привлекают.

Слушатель: Может быть такое, что ему… (неразборчиво) сказал, он должен найти трех человек.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну я просто не знаю, но я предполагаю, что, может быть, какую-то такую задачу ставят. Он служит хозяину, а не подчиненным, он отчитывается перед высшим миром, а не перед этим миром, у него нет здесь задач, если это подлинный духовный учитель.

Слушатель: Сарасвати Тхакур старался распространить широкому кругу.

Б. Ч. Бхарати Свами: Я не думаю, что у него была численная задача, но да.

Слушатель: Но он старался.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, он распространял идею величия Шри Чайтаньи.

Слушатель: У него была такая противоречивая задача: с одной стороны, он хотел пошире распространять, а с другой, у него была задача…

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, у него была численная задача, чтобы как можно больше людей в мире узнали о красоте преданного служения Шри Кришне в той форме, в которой ее объяснял Шри Чайтанья, вот у него была такая задача.

Слушатель: А что стояло за этим? Зачем это было?

Б. Ч. Бхарати Свами: В конце концов он сказал: «Вы не поняли ничего из того, что я говорил».

Слушатель: Почему?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это служение, бхакти в незамутненном виде это вещь очень редкая, штучный товар ручной работы, это не товар массового производства, и Сарасвати Тхакур, конечно, это понимал.

Слушатель: То есть если мы видим большое количество, оно не имеет какой-то индивидуальности…

Б. Ч. Бхарати Свами: Шридхар Махарадж говорит: «С увеличением количества уменьшается качество, и наоборот». То есть если ваша задача – как можно больше распространить, вы должны понимать, что для того, чтобы больше людей приняло, нужно планку понизить, уменьшить качество.

Слушатель: У Сарасвати Тхакура такая планка высокая была.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, какое-то узкое количество людей, преданных, понимали и принимали в чистом виде, а массы приняли это как еще одну религию, еще один Матх.

Слушатель: То есть задача была вырастить штучный товар, но попутно еще сделать еще и…

Б. Ч. Бхарати Свами: Я не знаю, наверно.

Слушатель: Из большего можно сделать меньшее всегда, набрать из большого количества…

Слушатель: У Махапрабху попутно еще распространить…

Б. Ч. Бхарати Свами: Попутно… У Махапрабху, Кришны, который принял облик Махапрабху, была задача почувствовать, что чувствуют преданные и попутно уничтожить зло и восстановить дхарму. Истребить силы зла и утвердить в мире силы добра. А задача Сарасвати Тхакура и Бхактивинода Тхакура была дать миру идеи Махапрабху, но те, кто… Идея Махапрабху многопластовая: те, кто привлекутся всей глубиной этой идеи, тем дать самое глубокое. Тем, кому будет достаточно петь мантру как великую песнь освобождения, значит, они просто идут по улице и поют ее. Когда-нибудь эти души, когда придет их черед, они дойдут к бездне этой, к более глубокому пониманию.

Слушатель: Махарадж, на счет того, что душа бездействует.

Б. Ч. Бхарати Свами: Надо опять к «Гите» обратиться, там Кришна говорит, что душа, джива, бездействует, она лишь наблюдает, но ей кажется, что она совершает эти действия. И вот когда ей кажется, что она совершает действия, она несет ответственность за то, что ей кажется. Можно такой пример привести – человек играет за компьютером в игру, а там, в этой созданной реальности, он действительно действует. Он бегает по этажам, стреляет в монстров, собирает посылки с едой, увеличивает свое здоровье, там он действительно действует, несет ответственность за поступки. Если он стреляет в демона и ранит его, то демон разворачивается и начинает его убивать. Чем больше он демонов убивает, тем более сложные появляются и начинают его атаковать. То есть в той придуманной реальности, которую кто-то написал, какой-то программист, он действительно действует. Но здесь, по эту сторону монитора, он просто сидит, у него только мышка работает. Но если еще глубже пойти, то у него даже руки не работают, он просто сидит и наблюдает. Что же он делает? Каковы же его подлинные действия, если его руки не действуют? Но что-то же действует, приводит в движение эту самую игру. Это его желание, ему хочется, чтобы бегали монстры, чтобы он достиг там какой-то цели. Желания – это и есть действия души, и за это желание она несет ответственность: наслаждается или страдает. Если принять, что это настоящая жизнь там, а в компьютере вымышленная, в той вымышленной жизни мы действуем, бегаем, стреляем, а в этой просто сидим, ничего не делаем. Так же и душа, ее подлинная обитель – это океан сознания, и в этом мире она бездействует, ничего не совершает. Но как только она начинает испытывать желание, она оказывается в некой реальности, за монитором, где есть определенные правила, и она начинает по этим правилам действовать. Вы говорите, для особо одаренных. Кришна успокаивает вас, Он говорит в «Бхагавад-гите»: «Даже мудрые не могут понять…», да, что там дальше?

Слушатель: Что есть действие, а что…

Б. Ч. Бхарати Свами: Что есть действие, а что бездействие, что есть действие в бездействии, а что есть бездействие в действии. Что подлинный мудрец действуя на самом деле бездействует, он совершает поступки, он очень активный: ходит, говорит, там Кришна перечисляет разные виды деятельности, но на самом деле он ничего не делает.

Слушатель: Потому что плодов не ждет, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Он не связан с плодами, не то что не ждет, он даже не связан с ними. Он не просто наблюдает не совершая поступков, а наблюдает за наблюдателем. Вернее, он наблюдает за действующим, потому что наблюдает за наблюдателем Параматман. Мудрец наблюдает за тем, кто действует, наблюдает за эго, за неким образом, который считает себя действующим.

Слушатель: Он есть захотел.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, вот он захотел есть, и его тело, того, кто захотел есть, пошло и стало есть.

Слушатель: Стратегическая игра, получается.

Б. Ч. Бхарати Свами: Сильно, да. Можно все эти нюансы разбирать, но Кришна говорит: «Даже мудрец не путает, что есть действие и что бездействие, что есть действие в бездействии и бездействие в действии». Это довольно сложный для понимания вопрос, но я постарался упростить. Я еще иногда привожу пример: когда мы едем в автомобиле, мы едем или сидим? В зависимости от того, куда направлено наше внимание, читай – где присутствует наше сознание. Если мы смотрим за борт автомобиля, за стекло, то видим, что что-то движется, что-то меняется, деревья мелькают, дома, люди. И в этом случае мы отвечаем на этот вопрос: «Я еду», потому что всё мелькает. А если я оторвал взгляд извне и смотрю на свои руки или на руль, на монитор, то в этот момент я отвечу на вопрос: «Я сижу».

Слушатель: Как же в этот момент я сижу? Я в этот момент еду.

Б. Ч. Бхарати Свами: Если ты посмотрел в окно, то ты едешь.

Слушатель: А до этого я не ехал?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, потому что ты сидишь, в этом и суть.

Слушатель: Земля обращается вокруг солнца.

Б. Ч. Бхарати Свами: А, тем более, если ты еще в телескоп смотришь, то там манечка совсем уже… Понимаете, понятие джива, в этом суть стиха, когда Кришна говорит, что душу нельзя разрубить, иссушить. Это говорится не только о том, что ее нельзя уничтожить, еще говорится о том, что она не может быть распылена, она либо действует, либо бездействует. Либо она считает себя делателем, либо нет. Индивидуальность не может быть рассечена и одновременно ехать и не ехать. Она может ехать, а потом не ехать.

Слушатель: Я к чему еще веду, допустим, человек сидит и играет в компьютерную игру, всё его внимание там. И в этот момент, получается, он не сидит играет, он не существует как сидящий, поэтому если бы он не сидел, не играл в игру, то его бы не существовало.

Б. Ч. Бхарати Свами: В этот момент он не сидит, он действительно бегает там, в этой игре, но есть такая вещь, что…

Слушатель: (неразборчиво) Понимаете о чем я?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я понимаю. Значит, он не существует, но дело в том, что для Высшего Наблюдателя он сидит. То есть для себя он бегает там, но есть наблюдатель, Параматман. Тут вот еще какая важная вещь, что душа не самобытна, у нее нет самостоятельного бытия. То есть она в этом мире существует сама по себе, не зависит ни от чего. Тело, конечно, зависит, но душа не зависит от количества кислорода, еды и т. д. Для этого бренного мира она самобытна, то есть способна существовать сама по себе. Но как таковая она не самобытна, она существует лишь благодаря тому, что она существует в сознании Высшего Наблюдателя, понимаете? Господь Бог самобытен, в санскрите это слово сваямбхува, то есть сам по себе. А душа не сама по себе, она существует постольку, поскольку связана ниточкой с Господом Богом. Если Он исключает нас из своего Сознания, Сознания Кришны, то мы уже не будем существовать ни там, в мониторе, ни здесь, по эту его сторону. Так в каком виде она существует в Его сознании, как Он нас мыслит, этот Высший Наблюдатель, нас с вами? Как смотрящего на монитор, как наблюдателя, а не как делателя, а мы уже представляем себя как делателя. Другими словами, Он, проходя по коридору с окошками, смотрящими в зал, где лежат эти, как в кино «Матрица», помните? Все такие лежат. Или я ошибаюсь, в каком-то другом фильме? Там огромное такое бесконечное здание, и этих миллионы. В этом фильме, да? Вот чем они занимаются? Они просто лежат для наблюдателя. Там Нео был, для него они все лежат, то есть для Господа Параматмы мы все души, которые условно лежат. Но для каждого из нас мы бегаем, уворачиваемся от пуль мистера Смита, что там еще, Тринити там была еще. Вот там мы бегаем, но для Параматмана мы просто души, которые находятся вне действия. И вот когда мы осознаём… Киану Ривз кто-там был? Нео. Морфей был. Вот когда Киану Ривз осознаёт, что это просто иллюзия, что на самом деле он ничего не делает, вот тогда наше понимание себя становится конгруэнтно, совпадает с видением того, кто нас замыслил, и мы уже ничего не делаем. То, что казалось нам действием, мы уже рассматриваем как просто сон, во сне мы же действуем, правильно? Потом просыпаемся и понимаем, что мы просто лежим со слюнями изо рта, что на самом деле всё, что мы делали, это слюни пускали. А там мы активные супермены, летаем.

Слушатель: А когда мы это понимаем, просыпаемся, как другие души воспринимают нас?

Б. Ч. Бхарати Свами: Как сумасшедших.

Слушатель: В этот момент мы уже бесконтрольны здесь для остальных…

Б. Ч. Бхарати Свами: Как правило, мы оставляем тело, но Кришна говорит, что такая душа, это освобожденная душа, ей уже все равно. Она может ходить, говорить, производить какие-то действия, на работу ходить, но это будет просто ее тень, образ. Сама по себе она уже обрела освобождение и уже сама решает, когда сбросить этот сон, этот облик сновиденческий. Она может какое-то время ходить и нести свет Истины, просветление, в нашем случае это бхакти, другим.

Слушатель: То есть она осознано видит свою тень в этом мире?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, да, это облик какой-то, и она говорит, продолжает… Арджуна спрашивает:

– По каким признакам определить такую душу?

– Ты не определишь, потому что он говорит как и все, так же ходит, но внутри он всегда со Мной, он думает только обо Мне, но внешне ты этого не увидишь, – отвечает Кришна.

Поэтому проявления такой освобожденной души могут быть совершенно разные. Она может быть совершенно адекватная, может говорить разумные вещи, а может со слюнями изо рта кататься, как в Пури на песке валяются, может быть безумной и юродивой. А может просто сгореть, оставить тело, просто сесть и не проснуться. Вариантов очень много.

Слушатель: Это такая планка, которую душа создает просыпаясь. Это происходит единожды, то есть границу эту пересекает единожды и там уже остается?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: Нет такого, что она попала, потом возвращается, потом опять…

Б. Ч. Бхарати Свами: В «Бхагаватам» описано, что это происходит постепенно, это не то что ты – раз! – и проснулся, это постепенно и сравнивается там с восходом солнца. Сначала появляются… Сначала мы во тьме находимся, потом появляются силуэты, но они все одного цвета. Потом появляется цвет уже в этих образах. По мере того, как солнце восходит, мы начинаем видеть уже не просто силуэты, очертания, а в цвете, уже видим не просто границы этих предметов, а их фактуру, внутреннее строение. А потом мы видим и солнце, которое осветило всё это, само солнце, это уже есть видение Господа, Параматмы, или того, кто стоит за ней. И вот до того как мы увидим Солнце, еще возможны нырки туда-сюда, когда мы видим очертания или уже предметы в цвете, возможны еще погружения в сон, но это будет всё менее и менее глубоко. Но когда солнце взошло, наш взор полностью пленен этим солнцем. В книге «Проповеди Харанителя Преданности» есть глава «Солнце по имени Кришна», и вот когда это Солнце по имени Кришна взошло, уже обратного хода нет.

Слушатель: Почему учитель в этой виртуальной реальности не подойдет сзади по плечу не хлопнет…

Б. Ч. Бхарати Свами: Наверно, они выбирают какие-то самые эффективные способы, чтобы не испугать. Сзади, да? Я сегодня видел канал в «Телеграме», он называется «Смешные гифки», там лежит какой-то пес или кот, и кто снимает, руку на него сзади кладет, пес оборачивается и у него такие глаза, он чуть ли не в окно от страха выпрыгивает. А это какой-то бойцовый пес, бультерьер, у него глаза на выкате от страха. Не знаю, что хозяин там наделал.

Слушатель: Ну испугается, ну и что?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну и выпрыгнет. А зачем он там? Может, у него психика поедет. Зачем там сумасшедшие?

[рядом с домом стройка, слышен какой-то гудок]

Всё, они уже закончили, дом построили. Вы видели? Они построили, утром дома еще не было, а сейчас уже, посмотрите. Не видели? Посмотрите. Уже построили дом, завтра они его закончат, просто сейчас уже вечер. Нормально, да? Мой любимый пример: если смотреть, как строят дом, мы увидим, как его строят люди. Они балки грузят, кирпичи, видно, что дом строят люди. Если мы будем делать фото раз-два в день, то увидим, что дом растет сам по себе. Но если мы это будем делать в Германии, то здесь дом берется ниоткуда. Если ты фотографируешь раз в день, то в Германии дом не растет, а берется вообще ниоткуда. Вчера сфотографировал – ничего нет, сегодня сфотографировал – стоит дом. Естественно, там ни людей, ничего, раз и всё, а в других странах он сам по себе. Если каждый день, он сам по себе будет расти, а в Германии просто взял и…

Слушатель: Вы приводили в лекциях такой пример, что если душу сравнивать с лучом света, то этот луч помещается во мрак обратно, это делает Кришна, и потом со временем этот мрак уходит, и, получается, для этой частички это и есть солнце, от которого тень уходит.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, можно и так сравнить.

Слушатель: Учитель видит, как Бхагаван увидел дживу сидящей за монитором? Учитель видит дживу сидящей за монитором или он может видеть как-то по-другому?

Б. Ч. Бхарати Свами: Есть разные учителя, те, которые видят и так и сяк. Дело в том, что Параматма видит не только этого лежащего в матрице, но еще видит и то, что тот видит.

Слушатель: Он видит его глазами.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, в том числе, Он видит и нашу иллюзию, потому что говорится, что Господь видит все наши помыслы, все желания и все действия. Вся наша жизнь состоит из желаний и действий, Господь видит нас лежащими в этой матрице и видит то, что мы видим.

Слушатель: То есть Он видит, что лежащий в матрице играет в игру Махамайи, и наша задача переключиться вовне, перестать вращаться… Наша задача переключиться просто на другую игру, Йогамайу.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, где мы играем в поддавки, а не в шашки. В шашки можно играть, кушая других, а можно в поддавки, но шашки те же самые и доска та же. Я как-то сравнивал, когда крутится колесо от велосипеда у нас есть три возможных варианта восприятия: это когда спицы крутятся вперед, когда они стоят… Там можно развить такую скорость на этом велосипеде, что будет казаться, что колеса не крутятся, ну знаете такой эффект, да? А потом вдруг происходит так, что велосипед вперед едет, а колеса, такое ощущение, что назад крутятся. Вот когда мы находимся в майе, мы воспринимаем все как средство эксплуатации, нам нужно больше и больше забрать, сделать как можно больше в сфере своего влияния, Кришна называет это мам ахам. То есть в материальном мире у каждого из нас задача реализовать идею «я и моё». И Шукадева говорит Парикшиту: «Прежде всего тебе надо избавиться от понятия «я и мое»». Но мы хотим стать большим, хотим овладеть большим, это как раз у нас иллюзия крутится вперед, и логично, велосипед движется вперед, значит, спица тоже идет вперед. Мы даже не задаемся вопросом, почему они так медленно крутятся. Когда мы обретаем освобождение, избавляемся от желаний, от я и мое, колеса застывают. И это та самая идея освобождения, возврат в мир сознания, Брахман. Но по милости Вайшнавов мы можем еще дальше скорректировать скорость, что спицы поедут в обратную сторону, и это уже мир апракрита – это мир служения, самоотдачи, самопожертвования. И это такая же иллюзия, потому что Господа не знают…

Иллюзия – это не видеть Всевышнего таким, как Он есть и обитатели мира Вриндавана тоже не воспринимают Господа таким, как Он есть. Они воспринимают Его мальчиком, на котором можно кататься верхом, они решают вдруг, что Его можно связать веревкой, хотя величайшие мудрецы, величайшие логики… «Логика» с греческого это также означает «путы, веревки», то есть никакой логикой Его нельзя постичь. А тут они решают, что не только логикой или разумом, а Его можно вообще связать физически. Взять веревку, намотать, связать Ему руки и еще привязать к какому-то барабану, и у них это получается. И это иллюзия, Господа нельзя связать, но у них это получается, они находятся под влиянием Йогамайи, Его личностной, внутренней иллюзии, которая дает им полное ощущение, что они Его связали, верхом на Нем катаются, ногами Его пинают, чтобы Он колесницей управлял, и это есть такая же иллюзия. Качественно это другая иллюзия, но тоже есть. Ирония заключается в том, что Он по-настоящему им поддается, потому что, видимо, Он устал быть самым сильным и говорит: «Делайте со Мной что хотите». И от любви они не делают с Ним ничего плохого, разве что привяжут к какому-то барабану и заставят возить их на колеснице и верхом, но в целом все…

Слушатель: …получается вырвать с корнями пару деревьев…

Б. Ч. Бхарати Свами: Может, да, там так всё связано, непонятно. Это такая же иллюзия, но дело в том, что Он говорит: «Я становлюсь рабом тех, кто находится в иллюзии, что Я им равен и даже ниже их, но при условии, что они испытывают ко Мне любовь». Потому что мы тоже можем сейчас вдруг счесть, что Бога можно понукать, запрячь Его в свою телегу и, пожалуйста, или верхом заскочить, схватить за бороду и стрясти с Него подарки под Новый Год. Тут один нюанс – из любви. Он говрит: «Если из любви, то Я сдаюсь, Я даже не сопротивляюсь. А если от Меня чего-то хотят не из любви, там есть чиновники, они уже разбираются, на это есть Ямарадж, бог судьбы».

Слушатель: А откуда эту любовь взять, если ее нет?

Б. Ч. Бхарати Свами: Неоткуда, ее всю забрали до нас предыдущие поколения, всё уже, кончилась, она же не может быть бесконечной.

Слушатель: Вариантов нет.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вариантов нет.

Слушатель: Вы сказали, что если душа понимает, что она находится в этом спящем состоянии, так сказать, лежащем, ничего не делает? Зависит ли это напрямую от очищения души, эго. Но чем больше этих слоев эго уходит, масса каких-то отождествлений себя с какими-то материальными, не знаю, фигурами, полями. Может быть, это напрямую зависит, то есть не зависит, как понять душе, где она сейчас примерно находится?

Б. Ч. Бхарати Свами: Она всегда находится в этом бесконечном свете, в Брахмане.

Слушатель: Но вот именно в действии или в бездействии?

Б. Ч. Бхарати Свами: А, бездействие это здесь. Хорошо, как понять где находится спящий человек, видящий сон?

Слушатель: Во сне.

Б. Ч. Бхарати Свами: В кровати, но там то он летает на метле.

Слушатель: Тот же самый пример едет ли человек на машине или…

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, поэтому как понять, где? Да нигде, он как находится в Брахмане, этом бесконечном свете. В какой-то фазе своего пребывания он оказывается в игре света и тени, в этой игре ему кажется, что он где-то перемещается, что он путешествует по свету, собирает земли, скупает или отбирает. Можно скупать по десять соток, а можно взять полтора миллиона гектаров или что там, раз и граница. Ему кажется, что он совершает… Щуку ловит, два часа за ней гоняется. Недавно президент одной великой страны…

Слушатель: А, щуку! Я услышал «щупать».

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, щупать он тоже горазд. Вот президент одной большой страны два часа плавал с гарпуном за щукой.

Слушатель: С водолазом.

Б. Ч. Бхарати Свами: Там ни одного, там же одни водолазы в штатском кругом. Или за амфорой ныряет. Одна северная страна, где растет много морошки. Потом он любит летать с аистами, нырять за камфорами, амфорами, любитель. И ему кажется, что он совершает значимые действия, а на самом деле спит, ему все это снится. Главное – не поддаваться сновидению, им что-то снится, и они пытаются нас убедить, что то, что им снится – реальность. Он говорит: «Нет, нет, у меня своя». Они говорят, что надо инвестировать, пока есть шанс, или надо больше завоевать последователей, криптовалюты, уважения, начинают действовать на нервы. Они нам навязывают эти ценности, и мы свои навязываем. Мы вынуждены принимать ценности, без этого мы не можем. Находясь в зримом мире, мы вынуждены обмениваться ценностями. Нам с детства говорят, какие нормы поведения существуют, что важно в этой жизни, нам внушают. Или своим примером, или вербально нам говорят, что ценно, а что нет, к чему надо стремиться, а от чего бежать. У нас нет альтернативы принимать ценности или не принимать, но у нас есть альтернатива какие именно принимать ценности. И человек, ступивший на духовный путь, сознательно выбирает, что я буду принимать ценности у этой группы, клана, конфессии, религии, их ценности я буду принимать сознательно. Кришна говорит, что душа не может вообще перестать действовать. Что такое действовать? Это стремиться к ценностям, душа не способна отказаться от стремления к ценностям, но способна изменить вектор, выбрать, к каким же ценностям стремиться. Преданные сознательно выбирают стремление к ценностям, которые дают нам Вайшнавы, и стяжают эти ценности. Они неосязаемы, в них нельзя инвестировать, их нельзя понюхать, потрогать, положить в сундук, измерить количеством лайков, эти ценности, бхакти. Эти ценности вообще не количественные, такие как верность, преданность, любовь, самопожертвование, красота, они не поддаются квантированию.

Слушатель: Они создают определенную атмосферу.

Б. Ч. Бхарати Свами: Как ребенок, попадая в общество, перенимает модели, или шаблоны, паттерны – такое сейчас модное слово, поведения. Можно учить ребенка, как себя вести, то есть обучать его неким шаблонам поведения, заготовкам реакции на определенный раздражитель. Например, если кто-то на тебя крикнул, то в одной семье ему говорят: «Шаблон поведения – это сразу дать ему в репу». В другой семье говорят, что надо пойти и пожаловаться, сказать, что «вот, на меня крикнули, меня обидели». Я не говорю, какие лучше, какие хуже, просто это разные шаблоны поведения. Можно обучать этим шаблонам ребенка, вербально ему говорить: так надо поступать, так не надо, но самый действенный способ обучения этим шаблонам – это собственный пример. Ребенок учится примеру. Как, например, в животном мире мамаши не имеют возможности объяснять своим детенышам, как надо поступать. Они просто берут их с собой на охоту и разрывают эту антилопу, и постепенно детеныш понимает, каков шаблон поведения. Так же и в человеческом обществе: если хотите научить ребенка какому-то шаблону поведения, нужному вам, покажите, как надо поступать. Что это значит? Это коррелировать понятие садху-санга, чтобы ребенок влился в этот конкретный социум, у него должна быть садху-санга, должно быть общение с носителями шаблона поведения. Точно так же мы в духовном смысле дети, приходим в мир преданности, и лучший способ принять, заимствовать или перенять шаблоны поведения Вайшнавов – это садху-санга, быть с ними. И тогда в их обществе мы понимаем, какие шаблоны поведения существуют в духовном мире, потому что Вайшнавы несут нам духовные ценности. Какие есть допущения, какие ограничения, всё это мы воспринимаем в садху-санге. В вайшнавской среде теоретическое исповедование бхакти не приветствуется, там по книгам, именно общение очень важно.

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну практика бхакти именно в общении с садху, садху-санга. Не просто прочесть правила поведения, и как по инструкции…

Слушатель: И сдать экзамен.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну экзамен или жить по инструкции, которую ты прочел.

Слушатель: Не приветствуется или невозможно?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не приветствуется и это невозможно. Только благодаря садху-санге, общению со святыми, садху, мы можем перенять их шаблоны поведения и дальше уже шаблоны умонастроения только в садху-санге. Никакие теоретические познания здесь не помогут, только бхагават-санга, как говорится и в «Чайтанйа-чаритамрите», и в «Шримад Бхагаватам», общение с бхагаватой. Есть два вида бхагават – это книга «Бхагаватам» и Бхагавата-Вайшнав. Бхагавата-Вайшнав важнее, чем книга.

Слушатель: Как к этому принципу относится служение обычным преданным нашего уровня, которых Шрила Гурудев в Матхе как бы организовал?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это принятие служения от них и отдание служения им.

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну это надо смотреть индивидуально. Вы про Шри Лекху?

Слушатель: Нет, в принципе…

Б. Ч. Бхарати Свами: Все разные.

Слушатель: Я говорю, что в нашем Матхе главное – это именно поклонение преданным.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, садху-санга.

Слушатель: Отличительные особенности в этом, что не Кришне…

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, в нашем Матхе как идея – это поклонение не Кришне, а Шримати Радхарани. Но эта идея в нашей реальности трансформируется как поклонение преданным. Но есть разные уровни преданных, и с ними существуют разные формы поклонения. Если это возвышенный Вайшнав уровня Гурудева, значит мы служим, отдаем служение, а он его принимает. Если это более или менее нашего уровня преданный, то мы отдаем служение, он принимает его, и он отдает нам служение, и мы тоже принимаем его. Если это преданные ниже нашего уровня, то они нам служат, а мы им выказываем милость. Теперь домашнее задание для каждого из преданных – это разделить всех преданных, кого он знает, на эти три категории, естественно…

Слушатель: По-моему, выше нашего быть не может.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, по-моему, они все ниже нашего – самое простое решение. Что там выяснять, кто выше, кто средний, просто все там… Это фанатизм, сахаджия, когда мы всех преданных считаем выше нас, преданных в нашем мире. Понятно, что в духовном мире, мире Вайкунтхи, все выше нас, но мы-то не на Вайкунтхе живем. Нужно понимать, что основная масса – это преданные примерно нашего уровня, поэтому должно происходить взаимодействие, взаимное служение. Потому что считать кого-то ниже… Наверняка, есть такие, но лучше не рисковать, даже если преданный только-только пришел, лучше… Но чисто теоретически обязательно есть преданные ниже нашего уровня, а как им оказывать служение? Это давать им возможность послужить. Это я сейчас говорю теоретически, в основном это взаимное служение. Ну что, на этой не простой ноте можем закончить сегодняшнюю встречу, если нет вопросов ко мне как к семейному психологу…

Слушатель: Объект отсутствует.

Б. Ч. Бхарати Свами: А вы только при объекте? Ладно, получается это был не вопрос к психологу, а от меня как бы претензия… Это был диалог к нему через… Я понял свою утилитарность, хорошо. Это как двое приходят к семейному психологу, и один говорит: «Можно я ему сейчас дам по морде?» Там дома – нет, надо, чтобы одобрил авторитетный.

Слушатель: Тут вопрос из зала.

Б. Ч. Бхарати Свами: А есть зал?

Слушатель: Каника спрашивает: «Вот опять это странное деление. Никак не пойму, к чему Махарадж говорит про тех, кто ниже и кто выше. Как понять, как правильно относиться? В конце концов, не делить же всех своим умом?»

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну только что я…

Слушатель: Ответил же уже.

Слушатель: Запись слишком долго.

Б. Ч. Бхарати Свами: Электроны долго летят.

Слушатель: Да здесь интернет немецкий.

Б. Ч. Бхарати Свами: Хороший интернет. У меня правда здесь быстрее, чем в Правде.

Слушатель: Да?

Б. Ч. Бхарати Свами: У меня прям быстро-быстро.

Слушатель: 50 мегабит.

Б. Ч. Бхарати Свами: А что, в Мёкмюле хуже был?

Слушатель: Да. Там 16 всего.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну просто был плохой…

Слушатель: Не, они просто туда не могли кабель протянуть.

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы сегодня были в Мёкмюле, в замке, там всё переломано, ну вообще ничего нет.

Слушатель: Да, на всех этажах?

Б. Ч. Бхарати Свами: На первом и втором, третий еще не трогали, наверно, и не будут. Все стены переломаны, все кухни, уборные, ванны, лифт там будет.

Слушатель: Там гостиница будет.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, он частный дом делает.

Слушатель: Не гостиницу?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, с лифтом, да. Все окна, сказал, только деревянные будут. А эту ужасную плитку, которую я первым делом хотел выковырять на первом и втором этаже, сделать дубовый пол, он ее оставляет. Вещи, которые не надо менять, он просто переломал. Всё сломал, всё, что мы сделали, все переломано. Несущие стены ломает, а на первом этаже, где у нас…

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Они уже ломаются.

Слушатель: Дом же может рухнуть.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну он там какие-то балки, укрепления. Вот у нас несколько комнат столовых было, между ними все стены, и будет один зал. Потом он сделал в алтарной, если смотреть на алтарь, справа он сделал дверь чтобы сразу выходить в санузел, который у меня там был. Он там всё сейчас снёс…

Слушатель: Алтарная будет спальня.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, а алтарная у него будет наша спальней, и санузел огромный. Представляете, какой, вот это настоящий герцог, я понимаю.

Слушатель: Надо только туда дверь большую, чтобы он проходил.

Слушатель: И лифт размером как в больнице, чтобы его ввезли и всё…

Б. Ч. Бхарати Свами: В общем, хозяин – барин. Разломал все, да.

Слушатель: Так в нашей памяти останется.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да ладно, будет новый.

Слушатель: Там было атмосферно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Кондиционеры там везде.

Слушатель: Так он и греет еще, кондиционер.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну у меня в Мёкмюле, я спал все время, такое состояние, будто каким-то куполом накрывало… Вообще не хотелось вылезать из кровати, особенно не летом, весной прямо вообще.

Слушатель: Там третий этаж жуткий.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну это все ерунда. Когда Гурудев купил сдание Кайкайи, другой Матх, ближе к аэропорту, там какие-то цыгане, какие-то черти жили, духи, заколдован он был, и Гурудев говорит: «Это всё ерунда». Он въехал в 4 утра с толпой преданных, начали они там орать киртан. Эти, которые не хотели выезжать, цыгане, все разбежались, похватав манатки, и больше не появились. А их ни судом, ничем нельзя было, потому что в Индии закон – если ты три года прожил в каком-то здании… Оно такое было, бесхозное, они там вселились, какие-то бомжи. Если ты там три года прожил, тебя уже выгнать нельзя. И хозяин продал недорого это здание, потому что он отчаялся уже этих выгонять. И он сказал Гурудеву:

– Ну ты, конечно, купишь, но там есть обременение.

– Да без проблем.

Подписал, купил, заплатил, прямо что-то там действительно недорого было. И потом через какое-то время они утром просто всей толпой приехали, как зарядили киртан, те сами разбежались и уже никогда не появлялись. Ну и всякие духи и приведения тоже, естественно, разлетелись, потому что чего там.

Слушатель: То Гурудев.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да.

Слушатель: Когда фестиваль заканчивается, чувствую, что надо уезжать отсюда. Пока движение есть, всё нормально.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну ладно, следующее будет посерьезней испытание.

Слушатель: Да, ставки растут.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну что, все тогда на сегодня?

Слушатель: Махарадж, вот у нас новый человек приехал. У него вопросы есть.

Слушатель: Нет.

Слушатель: А, уже нет?

(смех)

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

+6

Другие материалы раздела

2017-04-08

«Матхи и самадхи»

2017-04-09

«Мантры на санскрите»

2017-04-16

«Гороскоп для протона Ирины»

2017-05-21

«Недалеко от Говардхана»

2017-05-27

«Над облаками нет плохой погоды»

2017-05-28

«Сохранив индивидуальность, приобрести свободу»

2017-06-04

«Кризис веры»

2017-06-11

«Вера предполагает служение»

2017-06-25

«День йоги»

2017-07-09

«Турьям — четвёртое»

2017-07-14

«Внешний облик преданного»

2017-07-14

«Мой преданный никогда не сгинет»

2017-07-16

«160 километров южнее Дели»

2017-07-23

«Я душа»

2017-07-30

«Зачем мы поём мантры на санскрите?»

2017-08-04

«Общение с майавади»

2017-08-06

«Чёрное Всё»

2017-08-13

«Личность VS организация»

2017-08-13

«Атмасфера»

2017-08-20

«Любовь невозможна между неравными»

2017-08-21

«Беспредельное, меняющее пределы определений»

2017-08-21

«Душа существует в сознании Высшего Наблюдателя»

2017-08-22

«Социальная адаптация»

2017-08-23

«Йога и Вайшнавизм»

2017-08-24

«Радхарани — Царица Служения»

2017-08-25

«Лила выше, чем среда сознания»

2017-09-10

«Питание в контексте йоги»

2017-09-17

«Батл: Плоская Земля VS Шарообразная»

2017-10-03

«Ночлег у истоков Ямуны»

2017-10-20

«Беседа в индийском поезде»

2017-11-05

«Полёты над Землёй»

2017-11-19

«Карма & Йога»

2017-11-19

«Яблоко неверия»