Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2010 / «Навадвипа – таинство посвящения»
«Йога» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 20 января 2008 года

«Навадвипа – таинство посвящения»


«Навадвипа – таинство посвящения» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 26 февраля 2010 года

Навадвипа – таинство посвящения

# 00:00

С каким настроением нужно читать «Бхагавад-гиту»?

Слушатель: С каким настроением мы должны читать «Бхагавад-гиту»? Мы много раз слышали, с каким настроением нужно читать Махамантру, но с каким настроением читать «Гиту», мы не знаем.

Б. Ч. Бхарати Свами: Кришна в «Бхагавад-гите» Своими последними словами говорит, что ты должен отказаться от всякого долга и даже от самого понятия «долг», и просто поверить Мне, что если ты пойдешь за Мной, тебя не ожидает ничего страшного. Я тебе обещаю, что ты не пожалеешь о том, какое решение принял. Соответственно, эти слова являются самыми важными. По сути дела Он говорит: «Всё, что Я тебе сказал до этого, было не так существенно. Самое существенное – ты должен отбросить всякое понятие о долге: что ты должен делать, чего ты не должен делать. Всё, чему тебя учили твои учителя и даже всё, чему Я тебя учил до этих слов, включая Священные Писания, ты должен откинуть ради того, чтобы пойти за Мной». Вот с таким настроением.

# 01:24

Должны ли мы выполнять долг?

Слушатель: Мы должны все предыдущие этапы выполнять: долг и так далее, чтобы потом было что скидывать.

Б. Ч. Бхарати Свами: Совершенно верно. Если мы не готовы последовать Его последнему совету, если мы не до конца верим ещё, если ещё всё-таки сомневаемся, потому что «почему мы должны верить какому-то индийскому Мужчине, который пять тысяч лет назад что-то говорил Своему приятелю?» Если всё-таки мы не до конца в это верим, то мы должны следовать своему долгу, а долг наш складывается из понятия своего самоопределения, своего самомнения. Если душа на данном этапе своего существования считает себя женщиной, считает себя русской национальности, молодой, старой, богатой, бедной, худой, слабой, сильной – какие бы ярлыки душа себе ни приклеила, она должна следовать долгу, относящемуся к этому ярлыку. То есть если душа считает, что она женщина, значит, она должна следовать своему долгу: до замужества или после замужества, или своему материнскому долгу. Если у нас есть хоть капля сомнений в последних словах Кришны, мы должны следовать своему долгу. А какой наш долг, согласно нашему определению, Кришна в облике Вьясы, или в облике мудреца Нары-Нараяны, или Нарады Муни излагает: «Если ты себя считаешь таковым, значит, должен следовать этим правилам; если таковым, значит, вот этим правилам».

# 03:08

Отношения Кришны и Арджуны

Б. Ч. Бхарати Свами: Вопрос: Кришна с Арджуной разговаривает как с другом? А кто мы такие для Кришны? Это верно, у Кришны с Арджуной были весьма близкие отношения, порой даже переходящие за грань морали, потому что Кришна выполнял не совсем даже приличные указания Арджуны: Он похищал, Он занимался воровством, занимался насилием, выполняя просьбу Арджуны. Точно так же как и Арджуна делал не совсем приличные вещи для Кришны. Но поскольку то, что мы знаем из диалога между Кришной и Арджуной, нам дано (то, что мы должны знать из диалога между Кришной и Арджуной), мы и знаем. Наверняка, между ними происходили и другие беседы, ведь они выросли вместе. Между ними были и другие разговоры, и то, что нам не следует знать, мы не знаем, и не поймем, и не узнаем, даже если мы найдем документальные записи их бесед. Поскольку то, что нам по милости Шри Вьясадевы дано, поскольку нам дано это, значит, это обращено к нам – маленькие искры сознания великого пламени, которое называется Брахман.

# 04:51

Понимание cвоего долгa

Б. Б. Авадхут Свами: Махарадж, можно вопрос? Просто, слушая ваши объяснения, я не до конца понял. Вы сказали: «То, как человек понимает свой долг…» Например, какой-то человек может подумать о том, что он циркач, залезть на цирковой канат и сорваться, он может подумать, что циркач – это его долг, и пойти исполнять, не обладая качествами. Вот такой момент, вопрос такой: если человек действительно верит, например, что он артист, циркач или проповедник… Относительно комментария Бхарати Махараджа, я хотел бы, просто, чтобы он объяснил ситуацию, потому что он говорит: «Как человек чувствует свой долг, так он должен (себя) вести». У меня, поэтому, вопрос: Некоторые люди думают, например, что они художники или актеры, или какие-то люди, и пытаются вести (себя) соответственно тем, во что они верят, но они этим доподлинно не являются. Как вот человеку в духовной жизни? Вдруг он почувствовал, что он полностью предавшаяся душа в какой-то момент. Индия, много людей, восхитился, выбросил свою одежду в Гангу, приехал в Москву, понял, что на самом деле реальность другая. Что делать такому человеку, как ему определить, в чем его подлинный долг, если нет опыта в Писаниях, где-то до конца переживаний нет?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я говорил не о том, что, как человек себя чувствует, так он должен делать, я говорил, что, с чем человек себя отождествляет, долг этого отожествления он должен исполнять: если человек чувствует себя циркачом, то его долг – это пойти в цирковое училище и выучиться на циркача под руководством уже признанного циркача; если человек чувствует себя чистым преданным, приезжает во Вриндаван, чувствует, что он освобожденная душа, то он должен открыть Писания и посмотреть, каков долг того, кто себя считает преданным, и получать наставления согласно этому. То есть если человек себя чувствует водолазом, он должен прежде всего надеть водолазный костюм, потом уже погружаться в воду. Если человек себя чувствует циркачом, он прежде всего должен натренировать мышцы.

# 07:28

Что делать, если ошибся в выборе своего занятия?

Б. Б. Авадхут Свами: А если он ошибается: если он водолаз, а пошёл в циркачи? (смех)

Б. Ч. Бхарати Свами: Если он ошибается, то, первое, здесь включается такой механизм, как слушать своё сердце. Если он действительно понял, что после всех усилий, после всех циркачеств циркачество – это не его занятие, то он должен точно так же, как когда-то он послушал своё сердце и пошёл в циркачи, в этот раз он должен послушать то же самое своё сердце и принять какой-то другой экзамен.

Б. Б. Авадхут Свами: Например, может преданный почувствовать своё сердце и понять, что он не преданный?

Б. Ч. Бхарати Свами: Если он понял, что он не преданный, но у него всё равно есть желание каким-то образом служить Центру, Высшему Началу, значит, он должен обратиться. У каждого есть своя дхарма, эта дхарма прописана. У каждой души есть две дхармы: одна внутренняя – это подлинная дхарма души, и одна внешняя – это дхарма той оболочки, в которую мы попали. Если человек понял, что он преданный, но не внешне преданный, а внутренне, значит, он должен следовать своей внутренней дхарме и отбросить все внешнее. Если он считает, что он преданный, еще не до конца прошедший весь путь садханабхакти, он должен следовать своей внешней дхарме: носить дхоти, наносить тилаку.

# 09:10

Превращение из материалистa в преданного

Б. Б. Авадхут Свами: А если он, например, чувствует, что он преданный-материалист, ему нравится «Харе Кришна», но он хочет жить чувственной жизнью, которая всем свойственна? Что ему делать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Прежде чем ответить на этот вопрос, я расскажу одну историю, которая случилась в начале 20-х годов, когда по бескрайним просторам нашей родины бороздили агитпоезда. Был такой поезд, где лектор показывал два черепа: один такой маленький, скукоженный, невзрачный, другой крупный, с огромным лбом. И он говорил, что вот это череп Карла Маркса до того, как он написал «Капитал», а этот череп Карла Макса после того, как он написал «Капитал». (смех)

Возвращаясь к вашему вопросу, если человек понял, что он преданный-материалист, то это всё равно что он считает, что у него есть два черепа. Может быть только один череп – либо он материалист, либо он преданный. Не может быть череп до того, как он начал повторять мантру, и после. У нас сердце одно: либо это сердце материалиста, либо это сердце преданного. Он может совершенно правильно заключить, что я материалист, который пытаeтся стать преданным. Если, конечно, он сделает другой вывод: «Я преданный, который пытается стать материалистом», то в следующую секунду его желание исполнится. (смех) Если он заключит, что я все-таки материалист, но хочу быть преданным, тогда он снова должен открыть Святое Писание, услышать Святое Предание, которое поможет ему, сохраняя тот же самый череп, превратиться из материалиста в преданного. Это тоже прописано в дхарме. Есть дхарма того, кто хочет избавиться от стяжательства и утвердиться в мире самопожертвования, этот путь называется садхана-бхакти или вайдья-бхакти.

Б. Б. Авадхут Свами: Спасибо.

# 11:36

Инициация – подключение к потоку

Б. Ч. Бхарати Свами: Я счастлив, что встретил таких замечательных людей. Честно сказать, я считаю вас лучшими представителями своего народа. Поверьте, я говорю это от чистого сердца. И ваши родственники, ваши родители могут гордиться вами, что вы влились в семью преданных. Когда я вижу ваши искрящиеся преданностью глаза, ваши бьющиеся темпераментом преданности сердца, я преисполняюсь счастья и благодарю судьбу за то, что она свела меня с вами. Есть какие-нибудь вопросы?

Слушатель: Вопросом лекции была как раз «Инициация» – первая инициация, вторая инициация. Садху Прия должен был сказать по плану по первой инициации, кто хочет первой инициации, кто хочет вторую инициацию.

Б. Ч. Бхарати Свами: И что он должен был сказать?

Слушатель: Что-то должен был сказать, я не знаю. Потому что кто-то почти не знает об инициации, что это такое.

Б. Ч. Бхарати Свами: Прежде всего, инициация – это обряд присоединения конкретной частицы сознания, души, к некому потоку, потоку Божественного знания, Богооткровенного знания, которое впервые было получено Брахмой, поэтому наша Парампара, или наша цепь ученической преемственности, называется «Брахма Гаудиа Рупа-сампрадая», где отмечены основные вехи, основные узлы, основные колена, по которым проходит этот поток Божественного знания. Первый это знание получил Брахма. Затем, какое это знание? Знание о запредельной Реальности, Реальности, которая находится за гранью нашего с вами чувственного опыта.

В «Брахма Самхите» Брахма говорит, что он пытался несколько тысяч лет своего исчисления познать причину своего появления; и через многие-многие годы, в результате тапасьи, воздержания, ему открылась некая картина, некие образы, и он эти образы принял за oригинальную картину мира. Поскольку у него до этого никаких опытов не было, то всё, что он увидел, было оригинально. И он изрёк звук «Ом», в котором заключено описание той Реальности. „Харе Кришна“ мантра является развернутым звуком «Ом». Дальше он передал это знание своему сыну Нараде, Нарада передал своему ученику Вьясе, Вьяса передал своему сыну и ученику Шуке. Потом Мадхавачарья получил это знание в ашраме Вьясы. Дальше это знание перешло к Шри Чайтанье Махапрабху. Хотя Он является Самим Господом, тем не менее формально Он получил знание.

Таким образом, инициация есть как бы подключение к этому «току», к этому «электрическому шнуру». В этом смысл инициации, то есть подключение к потоку, который исходит из Голоки Вриндавана, пробивает семь оболочек материального мира, в момент инициации попадает в сердце новопредставленной души, и дальше ее сердце как бы оплодотворяется – в него входит семечко бхакти, семечко преданности. То есть в «Бхагавад-гите» Кришна говорит, что материальный мир представляет собой дерево баньян, оно опрокинуто вниз, то есть оно является отражением настоящего дерева баньян. А то дерево материального мира, о котором говорит Кришна в «Бхагавад-гите», – это дерево, которое можно увидеть в отражении: оно стоит как бы на берегу плоскости ума; в этом уме произрастает это дерево, то есть проявляется этот мир со всевозможными цветовыми сочетаниями, звуковыми, вкусовыми и так далее.

И когда в сердце души попадает семечко – бхакти-латтабидж, то есть семечко дерева бхакти, то мир, который душа до этого строила в своём уме, начинает как бы расти в противоположную сторону. Это растение преданности. То есть если материальное дерево построено на стяжательстве, и плодами материального баньянового дерева являются удовольствия – плоды деяний, плоды мыслей, то плодом дерева бхакти является према, Божественная Любовь. Плодом дерева бхакти является не удовольствие, не мирские преходящие радости, а нечто прямо им противоположное. Махапрабху говорит, что этим плодом, плодом бхакти, плодом преданности является према, или Божественная Любовь. И это растение бхакти растет в том же самом направлении, в котором душа получила это семечко, это Божественное знание, как мы перечисляли, от Брахмы и так далее, в том же самом направлении. И оно пробивает семь оболочек, которые окружают душу: это оболочки ума, чувств, эмоций, рассудка, грубые оболочки.

# 19:01

Безоглядная преданность

Самое сложное – это пробить оболочку разума, потому что на Голоке Вриндавана, откуда исходит изначальная према, Божественная Любовь, там нет рассудка, там безоглядная любовь, безоглядная преданность, она не оборачивается назад, не проецируется вперед: «Что же будет?»

И начинает расти это растение преданности, это деревце преданности, в момент инициации, в момент получения от гуру мантры. Мантра, или ещё по-другому, заклинание, в котором содержится вся сила, или содержится как будто клинописью, или зашифровано, всё, что происходит в том запредельном Мире. И во время инициации душа получает эту зашифрованную, сейчас бы сказали, информацию и начинает внимать этой мантре. Она звучит как: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе». Она внемлет этой зашифрованной информации, и при этом она должна чутко относиться ко всем событиям, которые с ней начинают происходить.

И в каждом событии, в каждом явлении, в каждом ощущении со временем душа начинает находить подтверждение тому, что заключено в этой мантре: что всё, что происходит в окружающем мире, всё, что происходит во внутреннем мире, является всего лишь иллюстрациями, иногда позитивные, иногда от обратного, иллюстрациями того, что происходит в Мире Оригинала, в Оригинальном Мире. Это происходит во время первой инициации. Душа начинает внемлить описанию запредельного Мира, Мира Преданности и Любви, и со временем, если жизнь этой души проходит в среде служения, в общении с садху, в общении с преданными, то она начинает видеть подтверждение, или видеть как иллюстрацию всё, что происходит с ней, видеть как иллюстрацию того, что заключено в этой короткой, зашифрованной мантре.

# 22:06

О второй инициации

Во вторую инициацию тоже душа получает мантру, она звучит по-другому. Вторая инициация не является необходимой, она есть некое дополнение, потому что в мантре «Харе Кришна», в Махамантре, заключены все последующие, все мантры, которые есть в мироздании; но вторая инициация, или вторая мантра, позволяет успокоить свой ум. Во-первых, это делается с помощью мантры, эта мантра успокаивающая. Многие сампрадайи повторяют эту мантру для медитации, они на неё медитируют. Но при этом (это еще называется Брахма Гаятри-мантра или Брахма-инициация) эту вторую инициацию получает только человек, тогда как Махамантру могут воспевать животные: могут воспевать звери, птицы, кто угодно. Вторая мантра, Гаятри-мантра, дается только человеку. Этот человек должен воспитать в себе человеческие качества, это прежде всего: правдивость, чистота, честность, отказ от излишеств и изучение наук, прежде всего духовных наук или духовной науки. Если человек, получивший первую инициацию, готов к тому, что он будет посвящать себя изучению духовной науки, будет правдив, будет чистоплотен и будет обходиться только самым необходимым, тогда ему стоит получать вторую инициацию. Благодаря этим качествам и мантре, которая дается во время второй инициации, он очищает себя, он очищает свое сознание, он очищает свои мысли, он входит в состояние умиротворения. В состоянии умиротворения, когда зеркало ума незапылено, когда оно чисто и прозрачно, в этом состоянии душа может увидеть самое себя.

В состоянии Брахмы душа видит себя чистым духом, она не отождествляет себя с плотью; и если при этом эта душа преданная, то вознося молитву «Харе Кришна», то есть прося Высшую Обитель о том, чтобы служить этой Высшей Обители, душа уже просит не для кого-то, а для себя. То есть в замутненном состоянии, когда человек повторяет мантру «Харе Кришна», когда он отождествляет себя с этим телом, он просит о служении Высший Мир, но поскольку отождествляет себя с телом, то он просит для своего тела, он просит как бы для своего скафандра – он хочет войти в Мир Служения, но имея вот этот скафандр. Что такое скафандр? Это прежде всего наши страхи, наши иллюзии, наши заблуждения. Из всего этого образуется грубая оболочка, которая называется телом. И когда душа находится в состоянии помутнения или в состоянии возбуждения – в тамасе или в раджасе – и поет мантру «Харе Кришна», она очищается, но, прося о служении, она просит для своей оболочки, состоящей из страхов и иллюзий. Но когда душа очищает себя до состояния брахмана, то есть до состояния умиротворения, состояния самосозерцания, то, обращая ту же самую просьбу к Высшему Миру, она просит служения не для своей оболочки, а для самое себя.

Вторая инициация позволяет как раз сделать наш ум более уравновешенным, более умиротворенным, но никакой гарантии не дает: можно получить двадцать пять Брахма-инициаций и все равно находиться в состоянии отупения. Душа должна прилагать некие усилия, некую внутреннюю работу совершать, тогда дается Гаятри-мантра. Собственно, она и дается, мантра… Это Махапрабху ввел понятие инициации в Махамантру, а до этого инициация означала именно в Гаятри-мантру, никаких других инициаций не было.

# 27:39

Mилость способен понять не каждый

Эта мантра давалась трём высшим сословиям: это ремесленники, это чиновники и это люди духовного сословия, жрецы, только они получали эту мантру. Но Сарасвати Тхакур, чтобы подвести тех учеников или вообще общую массу людей, которая готова была принять Святое Имя, поднять их хотя бы до человеческого уровня, он, Сарасвати Тхакур, стал давать Гаятри-инициацию всем своим ученикам, кто просил, независимо от его происхождения. И Бхактиведанта Свами Прабхупада и Шрила Шридхар Махарадж давали второе посвящение не то что шудрам, но даже полулюдям, недочеловекам, к которым относимся мы с вами. Согласно ведическому ранжиру мы даже не относимся к цивилизованным человеческим существам. Тем не менее наши учителя стали давать мантру, имеется в виду Гаятри-мантру, даже недочеловекам. Исходя из нашего рождения, исходя из наших привычек, исходя из нашего образа мыслей, мы не относимся полностью к человеческим существам. Например, тот, кто хоть раз в жизни попробовал мясо коровы, он не относится к человеческим существам.

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, обетов вы не будете давать. Просто гуру вам скажет, что вы должны делать и что вы не должны делать, чтобы… То есть это называется яма и нияма – что нужно делать и что нельзя делать для того, чтобы быть учеником Гурудева. Потому что процесс инициации, или таинство инициации, заключается из двух частей. Как в рекламе Nokia, там две руки друг к другу тянутся. То есть Гурудев предлагает вам стать учеником, он дает вам мантру, он дает вам некие нормы мысли, нормы поведения, следуя которым, вы можете стать его учеником. То есть он вам предлагает, а будете ли вы учеником или нет, это уже зависит от вас. То есть это обоюдное рукопожатие. Если он вам протягивает руку, а вы ему не протянули, это не есть инициация – вы получили индийскую кличку, индийское прозвище, но вы еще не стали учеником Гурудева. Иисус Христос говорил: «Многие будут призваны, но не многие…» что-то там будут.

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, много званных, но не все придут, что-то такое.

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, примерно то же самое. Гурудев всем предлагает. Всякий, кто попросит мантру, он им дает, но это не значит, что они ее принимают.

Слушатель: Получается, правильно ли я понял, что Гурудев будет давать через Ачарью Махараджа наставления, напутствия, но мы… (неразборчиво)

# 31:38

Четыре регулирующих принципа

Б. Ч. Бхарати Свами: Насколько я помню, в нашем Матхе новопредставленный ученик никаких обещаний не дает. Гуру дает пожелания.

Слушатель: Четыре регулирующих принципа…

Б. Ч. Бхарати Свами: Гуру не перечисляет эти ре… Во-первых, у нас нет регулирующих принципов. Если вы имеете в виду регулирующие принципы: не есть мясо, рыбу, яйца… И что еще там, четвертое?

Слушатель: Азартные игры.

Б. Ч. Бхарати Свами: В общем, три принципа: не есть мясо, не есть рыбу, не есть яйца. И что там? Не читать азартные книги. Это в Международном Обществе Сознания Кришны они дают эти обещания. Гурудев просто говорит: «Следуйте человеческим правилам жизни». То есть у нас нет, насколько я знаю, таких норм. Нормы, которые давал Шридхар Махарадж и Гурудев, это: тринад апи суничена тарор апи сахишнуна аманина манaдена. Это быть смиренным, быть терпеливым, уважать всякого и каждого и не искать уважения к себе. Это четыре регулирующих принципа, которые Гурудев даёт. То есть те принципы, о которых мы знаем из книжек Бхактиведанты Свами Прабхупады, эти принципы не артикулируются, потому что тогда нужно будет давать и еще 125.000 всяких принципов, типа: не сморкать в лицо прохожим, не лаять на них, не писать посреди метро. То есть этих принципов можно перечислять сколько хочешь, они естественны для человека. Есть некие врожденные нормы, которые являются естественными для него, такие как не есть мясо, не курить, не употреблять спиртное – это естественно для человека. Но, естественно, в недочеловеческих странах всё происходит наоборот: если кто-то узнает, что ты не ешь мясо, это производит большое удивление.

# 34:15

Что значит принять инициацию?

Слушатель: А что значит «протянуть руку»? (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Это значит, что… Это очень сложно, на самом деле. Нужно хорошенько понимать, что инициация – это не какая-то дань моде: вот у меня появился гуру. Когда вы принимаете посвящение, то первое и единственное, что меняется в вашей жизни, – это теперь цель жизни вашего учителя не должна быть отлична от вашей собственной цели. Соответственно, из этого следует всё: то есть то, ради чего живет он, вы тоже должны ради этого жить. Вы понимаете, что теперь органы ваших чувств принадлежат Гурудеву, он вам дал ими воспользоваться, он вам дал их в аренду, чтобы вы использовали свою физическую силу, свою умственную силу, своё время, плоды своего труда, свои ощущения вы использовали для служения его Учителю, потому что Гурудев не себе берёт преданность, а он служит своему Учителю. То есть получается такая вьетнамская очередь: во Вьетнаме, когда люди стоят в очереди, они хватают за плечо не впереди стоящего, а через одного, получается такая очередь, что ни один не пролезет. Парампара, она примерно так, что наш Гурудев служит своему Учителю – это цель его жизни. Если он этого не может делать больше, ему это тело не нужно, он расстаётся с ним.

А когда мы получаем посвящение у учителя, мы делаем цель своей жизни целью Гурудева, то есть служение его Учителю. Соответственно, если раньше вы могли свои глаза использовать для того, чтобы посмотреть какую-нибудь киноленту, посмотреть на красоты природы, то сейчас, поскольку уже вам эти глаза дали в аренду для служения учителю, то вы не можете их использовать для посторонних целей, они уже вам не принадлежат. Если у вас такое понимание, что все мои чувства, уши, глаза, нос, кожа, руки, ноги, всё, всё, всё, моё время, плоды моего труда уже не мои, а даны мне для служения, вот тогда происходит инициация. До этого это просто вам гуру кинул спасательный круг, но вы ещё плывёте в этом океане иллюзий и страха, кишащем страшными животными, вы ещё плывёте самостоятельно, а круг спасательный вы рядом держите на всякий случай, потому что ну мало ли что, можно всегда поднырнуть под него и подержаться; попросить у Гурудева о благословении; а потом, когда нащупаем что-то твердое под ногами, круг нам на какое-то время уже не нужен будет. До этого это не инициация, это создание себе кумира, это преклонение перед каким-то индийским божеством, потому что оно может облегчить плавание в этом материальном океане эксплуатации. Инициация – это не просто посидеть и получить индийское имя, чтобы потом тебя называли Пилорама прабху или как-нибудь ещё. (смех)

# 38:07

Передача служения по парампаре

Слушатель: А Гаятри-мантра читается на четках?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Вам Ачарья Махарадж всё объяснит.

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, вы должны служить будете гуру. Просто его цель жизни – это служение его учителю. Но получается так, что его учитель тоже не себе берёт, а он отдаёт служение Сарасвати Тхакуру, Сарасвати Тхакур – Тхакуру Бхактивиноду через Бабаджи Махараджа, и так далее, вплоть до Кришны.

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Нужно полностью предаться. В этом «предаться» всё и заключается. Сдаться на милость победителя.

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Ягья будет для получивших вторую инициацию, насколько я помню, огненная ягья.

# 39:10

Что происходит во время ягьи?

Слушатель: Можно узнать, во время огненной ягьи что происходит? Мы видим одно по телевизору, внешне…

Б. Ч. Бхарати Свами: Вы бросаете плоды своей жизни в огонь. Огонь – это язык Господа, Он поглощает. Эти зерна и масло олицетворяют плоды труда, плоды наших прошлых жизней. Масло – это мать, зерна – это семя, это отец. Вы бросаете всё, отдаете всё, отдаёте Вишну.

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Я просто в этих тонкостях не разбираюсь. В обрядовой части я… Тиртха Махарадж может объяснить, Бхакти Прапан Тиртха Махарадж.

# 40:05

Суварна Мурари – пример подлинного посвящения

Сегодня мы были в месте, которое называется Суварна Мурари, там жил один преданный, который состарился. Он поклонялся Божествам Радхе и Кришне, состарился, и Божества ему сказали, что ты должен себе ученика найти, а он отвечает, что я просто не вижу ни одного квалифицированного человека, которому мог бы передать искусство служения Вам. И Божества настаивали, Они сказали, что ты стареешь и ты уже не можешь, ты физически страдаешь, когда служишь. И тогда этот преданный согласился, он сказал, что завтра первого человека, которого я увижу, я его инициирую. И он пошел наутро купаться в Гангу и увидел труп, который плыл по реке, он коснулся этого трупа, и труп ожил. Он ему дал инициацию, он его посвятил в ученики. И когда родители этого юноши узнали, что он ожил, что один святой воскресил его к жизни, они примчались к нему, поблагодарили и хотели забрать его обратно. И ученик сказал: «Нет. Я родился заново. Теперь это мой отец и мать. Вы для меня совершенно чужие. Я полностью принадлежу своему духовному отцу, своему Гуру. В прошлой жизни, может быть, мы имели с вами какие-то отношения, в этой жизни мы совершенно чужие люди, и я вам ничем не обязан, ничего вам не должен». Вот это отречение от всего, что раньше мы накопили. Это образец преданности, образец ученика, который принял своего учителя своим поводырем, принимая, что он слепой, и эта личность меня поведет сквозь темноту к свету. Вот это была инициация. Не когда он получил посвящение, когда он получил имя Суварна Мурари от своего учителя, а когда он родителям сказал, что вы мне больше никто.

Я, естественно, не предлагаю вам, как лучшим представителям своего народа, вобравшим в себя саму соль земли и воспитавшим в себе самые лучшие чувства, которые только возможно, я, естественно, вам не предлагаю отказаться от своих родителей. Это я просто привёл как пример инициации, посвящения.

# 43:00

Готовы ли вы принять посвящение?

Но прежде чем идти завтра на инициацию, хорошенько подумайте, делаете вы это из чувства принять Говинду Махараджа своим учителем или, поддавшись общей атмосфере, когда все друг друга называют незнакомыми именами, а меня по-прежнему Вася или Захар. Просто подумайте, что для вас важнее. Отношения с учителем? Тогда как если вы принимаете инициацию как дань моде, вы обманываете своего учителя. Что для вас важнее: выглядеть инициированным, то есть получить еще одно прозвище индийское, или действительно отдать всё, что у вас было за плечами, что накопилось за многие тысячи жизней, отдать своему учителю, включая свое будущее? Готовы ли вы пожертвовать своим будущим? Но поскольку все из вас завтра примут посвящение, то, естественно, ответ «да»: «Мы готовы отдать всё ради служения учителю». Поэтому я очень счастлив, что судьба меня свела с такими чистыми душами, лучшими представителями своего народа.

# 44:33

Совершенные души

Слушатель: …Те души, которые предались, можно считать совершенными душами. Имеется в виду «совершенными» душами – это вопрос времени или они как бы уже совершенны?

Б. Ч. Бхарати Свами: Если они предались, то они совершенные души в настоящем времени. Это не какое-то отложенное. Вопрос: предались ли они или нет? Это не отложенные действия, это прямо сейчас. Предаться поможет мысль, о том, что всем нам, хотя вы и самые лучшие представители своего народа, всем нам скоро предстоит умереть и осталось совсем немного – биологические часы тикают. Может быть, эта мысль поможет вам предаться: вдруг там, по другую крышку гроба есть какая-то жизнь, и лучше вкладывать свои силы в этот капитал, в духовный капитал; вдруг мы не умираем; вдруг там что-то есть? Поэтому лучше какой-то задел сделать.

Слушатель: Какая инициация важнее? Первая?

Б. Ч. Бхарати Свами: Первая. Первая инициация важнее.

Слушатель: Главным критерием предания что является?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я уже говорил об этом. Это расстаться с будущими перспективами и сделать свою цель жизни не отличной от цели жизни своего учителя.

Слушатель: (неразборчиво)

# 46:25

Мы не дотягиваем даже до людей

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, если вы посмотрите на себя в зеркало, то вы убедитесь, что вы не дотягиваете до человеческого существа. Я говорю не конкретно про вас, хотя вы, естественно, лучшие представители своего народа, я говорю вообще, если мы все вместе подойдем к зеркалу, то мы увидим, что мы не дотягиваем, даже внешне мы не дотягиваем. Хотя мы не видим копыт, рогов, но тем не менее они есть у нас. В рентгеновском излучении у нас у всех копыта, рога и хвосты.

Слушатель: …не могу поверить. На веру просто.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, вся наша жизнь – это клубок веры всевозможной. Вы же, например, верите, что Моисей вывел свой народ, когда Нил расступился? Вы же в это верите, естественно? Поверьте, что Кришна, когда играет на флейте, то все девушки Вриндавана сходят с ума и бегут к Нему в полночь.

# 47:42

Цель жизни Гурудева

Слушатель: Цель жизни Гурудева – это проповедь?

Б. Ч. Бхарати Свами: Проповедь. Цель жизни Гурудева – это проповедовать послание Махапрабху. На самом деле Гурудев даёт инициацию для того, чтобы нить, которую он получил от своего учителя, не прервалась на нём. Гурудев, получив Божественные знания, которые исходят от Махапрабху, выполняя наказ своего учителя, передаёт это знание другим. Это его цель – чтобы не прервался поток Божественной проповеди, проповеди, которую начал Махапрабху, это его цель.

Слушатель: А наша цель…? (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, чтобы на нас не пресеклась эта линия, не пресеклась проповедь; чтобы, когда забивают последний гвоздь в крышку нашего гроба, люди не утеряли шанс услышать об учении Махапрабху. То есть в той или иной степени, мы должны проповедовать Божественное послание, каждый на своём уровне; или помогать проповедникам или самостоятельно проповедовать – усилиями, проповедью, поддержкой: финансовой, физической поддержкой, какими-то навыками своими. Всё, чем мы можем помочь в проповеди Божественного послания Шри Чайтаньядева, мы должны использовать.

# 49:40

Гаятри-мантра очищает сознание

Слушатель: Вторая инициация, вы сказали, не обязательна. Да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, она не обязательна.

Слушатель: …мне хочется вторую инициацию…

Б. Ч. Бхарати Свами: Когда вам хочется, значит, надо получать её. Поначалу вы даже будете прокручивать эту мантру в голове, а потом она будет так же, как и Махамантра, совершенно механическая: вы будете думать о своих делах, а в уме у вас будут какие-то обрывки звуков. Но поначалу, дней десять, это очень помогает, пока вы ее наизусть не выучите. Когда вы ее еще не выучили, то вы вдумываетесь, вы внемлите этой мантре, а потом, когда выучили, то всё – и она становится в тягость. Поначалу интересно, а потом уже в тягость – опять её надо повторять. Вместо того, чтобы понежиться в теплой перине, надо повторять какую-то мантру, хотя эти вещи можно совмещать, главное, чтобы головой не на север лежать.

Слушатель: Какие-то сложности могут быть, в связи со второй инициацией? Нет?

Б. Ч. Бхарати Свами: Сложности? Вообще, Гаятри-мантра даёт силу. Она очищает сознание, и человек обретает силу. Он способен противостоять соблазнам.

# 51:20

Не сделаться сильным

Эта сила, она опасна, потому что сила делает тебя твердым, твердость перетекает в жесткость. Особенно если это еще присовокуплять к аскетизму, то человек становится очень жестким и сильным. И поскольку задача преданного – это сделаться мягким, без острых углов, чтобы костей не было. У преданного нет костей вообще, то есть не должно быть твёрдых частей в организме, в том числе и ума. Сила делает нас жесткими. И человеку, во-первых, становится дискомфортно среди других, и преданным становится дискомфортно с ним, в этом опасность – не сделаться сильным.

Слушатель: Где надо сделаться сильным?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ни в чём: ни в знаниях, ни в умениях, ни в жесткости нельзя делаться сильным ни в коем случае, потому что сильный не уповает на Высшее. Нужно быть слабым, нужно всегда чувствовать свою слабость. Не воображать себя слабым, а всегда чувствовать слабость, тогда будешь уповать на Всевышнего. Все тогда?

# 52:50

О концентрации ума

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Понимаете, всё, на чём вы будете концентрироваться, всё равно будут ваши ментальные образы. Они не будут иметь никакого отношения к Духовному Миру. Поэтому если вы до чтения мантры и после чтения мантры окружите себя преданным служением и не будете впускать в свой ум никакие другие ощущения и опыты, то даже если вы ни на чём не будете концентрироваться, даже если ваш ум будет бегать туда-сюда, поскольку у вас другого опыта нет в ближайшем прошлом, вы будете думать только о служении. (Если) отсечь образы мира эксплуатации, погрузить себя в служение (конечно, это трудно, мы все живем в социуме: мы вынуждены ездить на работу, общаться с родными, с близкими), по максимуму думать о том, что моя жизнь отныне принадлежит Гуру, тогда, даже если ум будет бегать, он всё равно будет бегать вокруг служения, вокруг Гуру, вокруг преданных, вокруг алтаря. Поэтому домохозяину рекомендовано совершать какое-то служение: предложить палочку или воду изображению гуру или Кришны, чтобы, когда ум бегал, он всё равно бегал вокруг недавнего опыта, который десять минут назад у вас был.

# 54:30

Что обещает Гуру?

Слушатель: Если душа пытается добираться, получить инициацию… …Гуру со своей стороны …не гарантии даёт, но что он обещает?

Б. Ч. Бхарати Свами: Гуру ничего не обещает.

Слушатель: А какой дальнейший путь возможен для этой души, для инициированной?

Б. Ч. Бхарати Свами: Если душа целиком предалась Гуру, то в её сердце постепенно вырастает плод любви, который падает к ногам Радхи и Кришны во Вриндаване.

Транскрипция: Расарадж Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.