Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2010 / «Тело и дух»

«Тело и дух»

http://www.youtube.com/watch?v=EMLiDEsC1II

Тело и дух

Лекция Б. Ч. Бхарати Свами от 13 июня 2010 года

# 00:00

Положение души в теле

Слушатель: Махарадж, здесь вопрос: «В момент смерти, что именно выходит из тела? Оно продолжает видеть, слышать, воспринимать, помнить?»

Б. Ч. Бхарати Свами: Вы выходите, мы с вами выходим из тела так же, как мы выходим из автомобиля, который не прошёл техосмотр, и он остаётся и гниёт. Так же и мы с вами. Как автомобиль сгнивает и становится землей, это железо ржавеет, окисляется и становится единым с землей, так же и мы, когда выходим из тела, мы больше не толкаем жизненные ветры внутри себя, тело начинает разлагаться, а мы перемещаемся в другую оболочку. Сначала мы находимся какое-то время в мыслительной чувственной оболочке, а потом она обрастает плотью. Какое-то время, пока эта оболочка обрастает, мы находимся в утробе матери, то есть привыкаем к этому порабощенному состоянию. Потом мы выходим снова в мир света, тени и тьмы. В утробе матери мы находимся во тьме, мы привыкаем к этому порабощенному состоянию, а потом мы выходим в мир тени, в котором мы сейчас с вами находимся, и снова начинаем привыкать к нему, снова начинаем учиться, как здесь обустроиться. И в тот момент, когда нам уже кажется, что мы наконец-то обустроились и можем до конца своих дней зажить счастливо и спокойно, наступает снова конец: мы снова покидаем оболочку; снова нужно получить новую биологическую машину, которая состоит из пяти веществ и которая приводится в движение, как на старых автомобилях, воздухом. Как это?

Слушатель: Пневматически.

Б. Ч. Бхарати Свами: Пневматически. С помощью всяких пневматических насосов наше тело приводится в движение. Этот жизненный воздух, или как христиане говорят: «Дух из него вышел», дух – это воздух. Их там десять, этих пневматических толкателей. Когда они исправно работают, то машина хорошо ездит, когда какой-то пневманасос, один из десяти, отказывает, то что-то там: тормоза не сработали, руль не туда.

Слушатель: Заклинил.

Б. Ч. Бхарати Свами: Что-то да, там. В общем, эта машина работает на пневмонасосах, их десять, их ещё называют десять пран. Пять этих пневмонасосов (пран) направлены вверх, а пять – вниз, и они должны уравновешивать друг друга. Когда происходит дисбаланс, тело заболевает. А когда воздух пробивается, когда происходит прокол, например, от железочки девятиграммовой или какой-нибудь палки с острым концом, пш-ш-ш – воздух выходит, дух выходит, и всё, машина уже не работает.

Слушатель: Человек сдулся.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: А бывает ли такое, что?..

Б. Ч. Бхарати Свами: Бывает на электроприводах. (смех) Это у насекомых и деревьев, у них нет праны, у низших существ нет воздушных (потоков). Они приводятся огнём, или электро. С древнегреческого это огонь – электро. Она была электро, богиня Электра. Электричество – это огонь.

Слушатель: У нас тоже в теле электричество.

Б. Ч. Бхарати Свами: Есть. Но мы в основном млекопитающие, они на пневмоподвеске.

Слушатель: Мышцы за счёт электрических импульсов.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Но всё равно прана всё приводит.

Слушатель: Мы машины.

Б. Ч. Бхарати Свами: Машины, да. Мы выходим, как водитель из пневмомашины вышел, – она сломалась и сгнила.

Слушатель: А сколько времени проходит между выходом и посадкой в новую машину?

Б. Ч. Бхарати Свами: Там другое исчисление. Там нельзя, в этом мире…

Слушатель: В промежуточном.

Б. Ч. Бхарати Свами: В тонком загробном мире нет солнечного круга, нет этого хождения Солнца, по которому мы с вами определяем время. Там по-другому всё. То есть там есть время, но оно воспринимается по-другому; и мы уж тем более с нашим земным, этим солнечным опытом, тоже по-другому будем воспринимать. И там, скажем, если человеку положено в преисподней страдать миллион лет, жариться на сковородке, то он воспринимает это как миллион лет страданий, а если засечь здесь хронометром, то это, может быть, две секунды.

Слушатель: То есть полёт из одного тела в другое тело…

Б. Ч. Бхарати Свами: Может быть очень быстрым по нашему исчислению.

Слушатель: По нашему исчислению.

Б. Ч. Бхарати Свами: А по тому исчислению… Ведь понимаете? Время-то, оно субъективно. Мы смотрим на спящего человека, мы говорим: «Он спит пятнадцать минут уже», но там, где он спит, пронеслись эпохи, и он их все ощутил. Или, наоборот, там время…

Слушатель: Только лёг, сразу уснул.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, там всё по-другому. Тот мир подчиняется лунному исчислению. А в лунном исчислении, это мир грёз, там все по-другому. Там не объективный ход Солнца определяет твои впечатления, а насыщенность впечатлений. Поэтому в полную Луну люди с ума сходят. Да? Луна очень влияет на умственное состояние человека. А когда душа вообще выходит из тела, из человеческой плоти, и остаётся только в оболочке ума, то Луна овладевает полностью, полная власть. Если сейчас мы под влиянием света Солнца, то есть мы солнечные ощущения испытываем и иногда лунные, а там только лунные. Поэтому здесь может пройти секунда. Но душа, в «Бхагаватам» описано, выходит, как бы притягивается к Луне. Сначала она идёт на суд к Судьбе, к Яме, к повелителю судеб Ямараджу, она испытывает страдания. Он ей присуждает… Это называется судилище, у христиан это называется великое судилище, он присуждает (судьба от слова «суд») ей судьбу, и она испытывает страдания определенного вида и определенную долготу времени. Это может продлиться секунду. А дальше она обязательно притягивается к Луне. Луна питает растения. С Луны душа попадает в зерно, это зерно съедает особа мужского пола (в этом зерне душа заключена), а потом входит в лоно особы женского пола и дальше уже получает плоть. То есть как минимум один лунный цикл проходит после смерти. То есть 14 дней минимум после смерти душа попадает в новое лоно.

Слушатель: А почему душа уходит, по какой причине: то ли всё как бы изжито, или по причине того, что готово условие для нового рождения?

Б. Ч. Бхарати Свами: Когда Яма судит душу, то в приговор входят страдания, и последний кусочек приговора – это уже определённое количество страданий и радостей на Земле, потому что в преисподней нельзя радоваться. Там ты основную часть страданий своих отбываешь, опять в нашем исчислении времени, это может секунду быть, но настолько они сильные, как зубная боль, эти страдания. (смеется) Например, когда тебя медленно едят твои родственники – червячки. Они тебя живьём съедают, а ты кого-то из них съедаешь. У тебя несварение, а тебя еще едят. Или там тебя баграми затаскивают на вершину и сбрасывают вниз, и ты падаешь, но не умираешь, страшная боль, но ты не умираешь. И тебя пока затаскивают баграми наверх, у тебя раны залечиваются; и снова тебя сбрасывают. И ты постоянно испытываешь, когда летишь, страх, а потом дикую боль, пока тебя тащат.

Слушатель: Перспективы не радужные.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это один из адов.

Слушатель: Они не привыкают к этому?

Б. Ч. Бхарати Свами: Дело в том, что боль сменяет… Когда тебя уже затащили на вершину скалы, боль утихла, потому что вроде всё зажило. Как у… Кому там печень в греческой мифологии?..

Слушатель: Прометей.

Б. Ч. Бхарати Свами: Прометею печень всё время выедают. Целый день он мучается, ему орел выедает печень живьем, наутро у него печень отрастает снова, жирная, как у налима.

Слушатель: Как у гуся.

Б. Ч. Бхарати Свами: Как у гуся.

Слушатель: Это ж без тела душа пребывает?..

Б. Ч. Бхарати Свами: А боль-то, она боль. Какая разница?

Слушатель: А боль, получается, не физическое тело?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, боль это вот здесь, в мозгу.

Слушатель: А если там отключить, то боли?..

Б. Ч. Бхарати Свами: А ты не можешь отключить. Там нет анестезии.

Слушатель:Так, всё-таки по какой причине мы уходим из тела, и?..

Б. Ч. Бхарати Свами: И потом мы рождаемся, и там остаток этого приговора Ямараджа: какие-то удовольствия, а какие-то страдания. И когда мы их оттрубили, то приговор приведен в исполнение. Но пока мы отбывали эти наказания, мы другие там заработали, мы совершили ещё поступки, за которые нужно отвечать, но в этом теле это уже невозможно, нужно новое тело. Например, тебе бы по приговору Ямараджа следовало получить 25 ударов линейкой по рукам за то, что ты делаешь ошибки, а тебе 80 лет. (смех) Поэтому тебе надо родиться учеником, пойти в школу, и там тебя будут бить по рукам.

Слушатель:Так меня же уже били до 80-летнего возраста?

Б. Ч. Бхарати Свами: По рукам же не били за ошибки линейкой.

Слушатель: Махарадж, а как остановить?

Б. Ч. Бхарати Свами: Остановить? Перестать действовать вообще.

Слушатель: А прошлое как?

Б. Ч. Бхарати Свами: Они изживутся. Они по инерции…

Слушатель: Нужно перестать действовать не одну жизнь?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Если перестать действовать, имеется в виду не творить ничего, а творить ради Всевышнего, то Кришна говорит, что «кто действует ради Меня, тот не несёт ответственности за свои поступки, потому что он же ради Меня действует».

Слушатель: А прошлое?

Б. Ч. Бхарати Свами: А прошлое. Они изживаются. Кришна делает так, что ты быстрее их начинаешь изживать.

Слушатель: Событий больше становится?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, то есть ты быстрее, быстрее, быстрее начинаешь изживать. Приходят какие-то… Как Гурудев говорил, что если вам по карме положено быть зарезанным, то вы порежете пальчик. То есть это всё будет изживаться быстро.

Слушатель: А если отдавать долги, изживётся?

Б. Ч. Бхарати Свами: Или: вас должны застрелить, а у вас будет сон, как будто вас застрелили. Всё.

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, да, да. Что вы говорите про долги?

Слушатель: Отдавая долги живым существам…

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы ничего не должны никому.

Слушатель: Если ты так чувствуешь.

Б. Ч. Бхарати Свами: Кришна говорит: «Враджа мам шаранам кати». «Ты, – говорит, – иди ко Мне, и ты ничего не должен. Я тебя избавлю от всех долгов». Сарва дхарман паритйаджйа. Дхарма означает долг. Сарва-дхарман паритйаджйа – «Ты уже все долги отдал. Если ко Мне пойдешь, ты уже никому ничего не должен».

Слушатель: Ну они же рядом живут?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, ну они тебя считают должником, но это не значит, что ты должен. Мало ли кто меня считает должником, мало ли какие повестки приходят об уплате. Это же не я. Мало ли оккупационные войска тебе присылают повестки об уплате долгов. Как в «Место встречи изменить нельзя», Промокашка говорит: «А я как рыбка: шшшить и уйду, и никому ничего не должен».

# 15:35

Предмет веры

Слушатель: Здесь продолжение: «Остаются ли связи предыдущих жизней? Можно ли это доказать научно, с помощью гипноза или ЛСД-сеансов и так далее? Или это предмет веры?»

Б. Ч. Бхарати Свами: Это предмет веры. Научно доказать нельзя. Надо также заметить, что научно нельзя доказать существование сновидений. Научно также нельзя доказать существование ума, или существование сознания тоже нельзя доказать научно. Научно можно доказать только то, что имеет физическую протяженность, имеет массу – вот два критерия: то, что имеет физическую протяженность и имеет массу, то есть воздействует на органы наших чувств, то можно доказать научно. Если что-то не воздействует на органы чувств, то доказать существование этого нельзя. Например, на органы чувств не воздействует счастье.

Слушатель: Махарадж, а дрожь в теле, слёзы?

Б. Ч. Бхарати Свами: Можно доказать существование слёз: луком капнул, и у тебя слезы потекли. Потряс его, как в кино «Деловые люди», «Вождь краснокожих», это можно доказать, но был ли он счастлив в это время? То есть опять: всё, что имеет протяженность и массу, мы можем доказать существование этого. А счастье не имеет ни протяженности, ни массы. Вы можете сказать, что есть косвенный признак счастья – это дрожь и слёзы, но это просто дрожь и слёзы. Слезы можно вызвать луком, а дрожь можно вызвать простудой. То есть с научной точки зрения, какое там! – следующая или прошлая жизнь. С научной точки зрения даже нельзя доказать существование меня, этого «я».

Слушатель: И где оно находится.

Б. Ч. Бхарати Свами: С научной точки зрения нельзя доказать существование счастья, любви, но каждый пользуется этим словом, говорит: «Есть любовь, есть сон».

– Я сегодня видел сон.

– А докажи мне это научно.

– Я тебе не могу доказать научно, не хочешь не слушай.

Точно так же и «Бхагаватам» нельзя доказать научно. А что такое научно? Чувственным опытом. Нельзя доказать научно существование вдохновения, но попробуй скажи об этом поэту. Ты ему скажешь: «Научно вдохновения не существует», посмотрим, что он тебе ответит, если это поэт. Любой человек творчества скажет, что вдохновение есть. А ему ученые будут говорить: «Нет, этого нет. Это феромоны и пестициды». (смех) Что там в голове? Феромоны и канцерогены.

Слушатель: Нет.

Б. Ч. Бхарати Свами: Эндорфины.

Слушатель: Эндорфины.

Слушатель: Да, скорее всего.

Б. Ч. Бхарати Свами: А поэт говорит: «Нет, это вдохновение». Если мы так начнем разбирать, то окажется, что научно доказать можно существование экскрементов, стекла и бетона. Научно можно доказать. А они, собственно, и живут в этом мире. А всё остальное: любовь, поэзия, сон, грёзы, счастье, вдохновение, надежда, оказывается, нельзя доказать научно, но это составляет основу жизни. Жизнь нельзя доказать научно. Вот тело можно доказать научно, оно имеет массу и протяженность. А жизнь, которая заставляет это тело ощущать, доказать нельзя, потому что чувства не могут ощутить жизнь, у жизни нет протяженности. Саму жизнь… этот ученый даже не сможет доказать научно, что он живёт. Он скажет: «А я тебя физически толкнул», а меня толкнуть может камень физически. Оказывается, что в основном мы окружаем себя вещами, которые нельзя доказать научно, включая саму жизнь.

Слушатель: Вся наука основывается на гипотезах и теориях.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. А научно можно доказать экскременты всевозможные, над которыми проводят эксперименты, стекло, бетон, железо. Вот это научно существует.

Слушатель: Само понятие «счастье», оно само по себе или это совокупность, радость там?..

Б. Ч. Бхарати Свами: Это не научное понятие. Счастье – это когда ты сдал экзамен по ЕГЭ.

(смех)

Слушатель: …на радость, можно так сказать. Не счастье же.

Б. Ч. Бхарати Свами: А радости, кстати, тоже нет. Это выплеск… «энцерофена»?

Слушатель: Эндорфина.

Слушатель: Концентрата.

Б. Ч. Бхарати Свами: Выплеск чего-то в голове – это разве счастье с научной точки зрения?

Слушатель: То есть доза: кубик, воткнул себе и счастлив.

Б. Ч. Бхарати Свами: Кубик можно доказать, существование: вот кубик, пробирка со шприцом, шприц, а там вещество. Вот, пожалуйста. А счастье как ты докажешь?

Слушатель: Этот кубик пока на руках ничего не значит, пока не уколешь его.

Б. Ч. Бхарати Свами: А что же они тогда? Если они все хотят счастья, зачем им счастье такими сложными способами достигать: ходить на работу, поднимать флаги, тосты? Просто уколешь себе эти кубики и счастлив. Нет, они говорят: «Должно быть иное качество счастья, то есть счастье от гордости за страну или счастье от того, что отпрыск сдал ЕГЭ. Это другое счастье». А ты его спрашиваешь:

– На химическом уровне, какая природа этого счастья?

– Ну как? Выплеск «энцерогена», эндорфина.

Так тот же самый выплеск себе и сделай. То есть зачем?.. Как они говорят… Этот всё поёт: «Я, – говорит, – шагаю с работы усталый, я люблю тебя жизнь». Зачем, чтобы?.. (смех) То есть он счастлив от того, что он весь день работал. Как там у них? «Шахты зажглись»? Да?

Слушатель: Варил балки автогеном.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да. Ни кочегары мы, ни плотники. Он лазает на высоты, спускается в шахты…

Слушатель: «Стоят мосты, стоят вокзалы…»

Б. Ч. Бхарати Свами: Стоят мосты. Крепче за шофёрку держись, баран.

Слушатель: Баран.

(смех)

Б. Ч. Бхарати Свами: Крепче за баранку держись, шофёр. Счастье. То есть у каждого есть своё счастье: один от баранки, другой от мостов. Но «энфероцин» одинаковый у всех.

Слушатель: «Афлубин», в общем.

Б. Ч. Бхарати Свами: «Прозак». Да?

Слушатель: У меня жизнь, в общем, иногда занимался спортом, витамины колол себе. И я у тётки своей спрашиваю, она медик: «А белки как? Что колоть, какие белки?» – «Слушай, а ты есть не пробовал?» То же самое. В логику то не вписывалось, что надо же было естественно. Баранка как баранка.

Б. Ч. Бхарати Свами: Что значит естественно?

Слушатель: Я прямым путём пошёл: думал, вколоть и всё.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Он счастлив оттого, что он устал на работе и шагает с работы усталый. Говорит: «Я люблю тебя жизнь, – после работы, – и хочу, чтобы лучше ты стала».

(смех)

Слушатель: «Что само по себе и не ново».

Б. Ч. Бхарати Свами: И не мало.

Слушатель: Не мало?

Б. Ч. Бхарати Свами: А, не ново, да.

Слушатель: Не я один такой.

Б. Ч. Бхарати Свами: Так зачем ходить на работу, когда взял, вколол, и то же самое ощущение?

Слушатель: А деньги где возьмём?

Б. Ч. Бхарати Свами: А зачем?

Слушатель: Чтоб вколоть.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну что это такое, эта фигулька?

Слушатель: Дорого.

Б. Ч. Бхарати Свами: Дорого. Что такое дорого? Это же где-то растёт. Вырастил на подоконнике.

Слушатель: Это химическим способом…

Б. Ч. Бхарати Свами: Зачем? Хорошо, на всю землю построить один завод, и всем давайте эти кубики.

Слушатель: И все будут счастливы.

Б. Ч. Бхарати Свами: И будут счастливы. Нет, они говорят, должно быть иное качество. Мы отвлеклись. Что там?

Слушатель: Спрашивают, где кубики найти?

(смех)

Слушатель: Нет.

Слушатель: Где растёт.

Слушатель: «Вдохновение, счастье, любовь – это реакция материи. Но что такое сама материя? Эмоции доказывает психология. Как доказать материю? Материя – это тоже предмет веры?»

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, психология не доказывает никаких эмоций.

Слушатель: Он говорит: «Я имею в виду существование вещей в себе».

Б. Ч. Бхарати Свами: Существование вещей в себе – это самоочевидное. Например, известная аксиома физики о том, что существование пространства доказать нельзя, но всё происходит в пространстве. Или, например, кто-то может сказать: «А электричество?» Кстати, с точки зрения физики, электричество нельзя доказать, существование электричества не доказано. Другими словами, нет физического определения, что такое электричество. Сейчас мы можем искать в учебниках шестого класса определение…

Слушатель: Я помню, даже учитель…

Б. Ч. Бхарати Свами: Электричество, с точки зрения науки не доказано, но при этом мы все пользуемся электричеством. И попробуйте, скажите бабушке на лавочке, что электричество не существует. «Как это? Вот лампочку я включаю».

Слушатель: Косвенный признак.

Б. Ч. Бхарати Свами: Лампочка есть.

Слушатель: А разряд электрический существует?

Б. Ч. Бхарати Свами: А как это?

Слушатель: Молния.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вспышка есть. Мы видели вспышку электричества.

Слушатель: Но это не разряд?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, электричество. Мы же говорим не про молнию. Молнию мы все видим с вами. А электричество?

Слушатель: Но электричество, оно в проводе, дотронулся и дернуло.

Слушатель: Это сила тока шарахнула, напряжение.

Слушатель: Это всё косвенные признаки.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, признаки. Вот мы приходим к тому, что очень много вещей, их существование не доказано, но по признакам мы можем сказать, что этот предмет существует. Например, пространство. Доказать существование пространства нельзя, потому что у пространства нет физических характеристик: у него нет ни цвета, ни веса, ни протяженности. Почему? Потому что оно бесконечно, поэтому вы его не можете измерить. Наука имеет дело только с вещами, которые можно измерить. Вы скажете: «Можно электричество измерить». Ничего подобного. У вас будет стрелка на приборе бегать, но измерить электричество нельзя. Это будет косвенный признак, что если стрелка переместилась вправо, то там есть электричество. Что это такое, никто никогда не узнает, если будет пользоваться научными методами. Но пользоваться электричеством мы можем. Точно так же и пространство. Пространство не научное понятие, потому что у него нет научного определения, но мы пользуемся этим пространством в повседневной жизни. Точно так же и электричество.

Точно так же и счастье, и любовь, радость, гармония – это не научные понятия, но мы ими пользуемся, мы их ищем, мы ждем их. Другое дело, что цель всякого живого существа – это обрести счастье и гармонию, но современная бесовская цивилизация говорит, что счастье и гармонию можно найти с помощью вещей, которые поддаются измерению. А что поддаётся измерению? Железо, стекло, бетон, то, что дано нам в ощущение. Если этого будет достаточно, вы будете счастливы, если у вас будет много жёлтого металла или много бумаги с водяными знаками, то вы будете счастливы.

# 29:40

Ощущение материи

Теперь про материю. Что такое материя? Материя – это то, что дано нам в ощущения. Это сказал классик марксизма-ленинизма. Здесь нельзя не согласиться. Он, Карл Маркс, естественно, взял это у Гегеля. Гегель немножко по-другому говорил. Есть определение материи, и мы с ним должны согласиться, – это то, что дано нам в ощущения. Он, правда, не договаривает, как Шанкарачарья брал только половину шлок и на этом построил своё учение. Так же и Маркс, он взял только половину высказываний Гегеля, что материя это то, что дано нам в ощущения. Гегель же говорил: «Материя – это то, что дано нам в ощущении, следовательно, если нет ощущения, то нет и материи». Карл Маркс это отсёк, никаких «следовательно». Материя – это то, что дано нам в ощущения, следовательно вне материи нет ничего. Такая у него была логическая…

Слушатель: Он был «идеалист».

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. (смеется) Гегель говорит: «То, что не дано нам в ощущения, существует, но это не материя». А Маркс говорил: «То, что дано нам в ощущения существует, а что не дано нам в ощущения, не существует»; и, соответственно, цель человеческой жизни – это познать как можно больше материи с помощью ощущений, и тогда ты будешь счастлив. Это цель. Все философы, от самых грубых материалистов до самых возвышенных идеалистов, сходятся на том, что цель человеческого существования – это счастье. А в методах они расходятся. То есть большой спектр. Материалисты говорят, что счастье – это когда ты больше ощутил материи, пропустил через себя материи…

Слушатель: Больше переживаний.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, материальных переживаний.

Слушатель: Больше женщин.

Б. Ч. Бхарати Свами: Больше еды, больше впечатлений. Больше мяса, к которому ты прикасаешься разными частями тела: языком, другими частями тела. Ты к этому мясу прикасаешься, это называется «счастье». Разными частями тела к разным частям мяса – это, они говорят, «счастье». (смех) Нет, ну возвышенно можно сказать «больше женщин».

Слушатель: Или еще: «больше любви».

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, артисты говорят «больше любви».

Слушатель: Да.

Б. Ч. Бхарати Свами: А вообще, мяса. Что не имел, то съем, что не доел, то буду иметь. Мясо.

Слушатель: Понадкусываю.

Слушатель: Он здесь продолжает: «Вещи в себе – это то, как они существуют без нашего ума, без нашего восприятия сами по себе, как это самоочевидно». Потом он говорит, что…

Б. Ч. Бхарати Свами: Как самоочевидно? Ну давайте докончим.

Слушатель: Он говорит, что то, как вы объяснили по поводу материи, так считал Кант, а марксисты считают, что материя существует сама по себе. Потом он дальше продолжает…

Б. Ч. Бхарати Свами: Она существует сама по себе и дана нам в ощущения. Материя – это то, что дано нам в ощущение. Ну ладно. Да-да.

Слушатель: В целом, да.

Слушатель: Как-то очень запутано всё.

Слушатель: У нас есть ещё один вопрос.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, а человек задаёт вопрос этот?

Слушатель: У него не вопрос, у него как бы ряд возражений.

Б. Ч. Бхарати Свами: Я согласен, да. То есть материя существует сама по себе и дана нам в ощущение. Это верно. Так материалисты… Мы в прошлый раз говорили об этом. Материалисты говорят, что материя существует независимо от нас, а мы лишь можем её воспринимать. Кроме материи не существует ничего, соответственно, чем больше мы познаем материи, тем больше мы будем счастливы. Здесь я признаю, да, правоту, что материалисты считают, что материя существует сама по себе, и развитие человечества основано на постижении новых и новых граней материи.

# 35:05

Распад материи

Слушатель: А вот, Махарадж, у него, получается, в чём вопрос, он говорит: «Если ощущения – это отражение материи…» Они считают, что ощущения – это отражение материи, от неё же самой как бы. И он спрашивает: «Существует ли сама материя, можно ли доказать её существование?»

Б. Ч. Бхарати Свами: В нашей школе говорится, что материя существует только в ощущениях. Если нет ощущений, то и нет материи. Материалисты говорят, что материя существует сама по себе. Они это называют объективным. То есть материя существует независимо от нас, от наших ощущений, при этом доказать они не могут это. Они это называют «научный подход к жизни». Но а как вы мне докажете, что вне моего ощущения существует комната, например? Доказать это нельзя, научно нельзя доказать, это как бы самоочевидно. Они говорят: «Это надо принять на веру». Значит, материя всегда существует, она сама по себе переходит из одного состояния в другое, и на каком-то этапе своего развития она начинает сама себя осмысливать, появляется сознание. То есть материя сама себя начинает мыслить. Условно, был какой-то газ, и он стал затвердевать, стали происходить химические реакции, и этот вчерашний еще газ стал думать: «Я газ» или «Я человек», давать какие-то определения. Материя сама себя стала осмысливать. Они это называют «высокая организация материи». При этом существует всемирный закон энтропии, то есть материя стремится к распаду, к упрощенному состоянию.

Слушатель: К расширению.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, стремится к элементарности. Это называется распад. Есть ядерный распад: какие-то вещества распадаются в течение нескольких миллионов лет, а какие-то вещества распадаются за доли секунды: какие-нибудь тяжелые сверхэлементы, последние элементы таблицы Менделеева, существуют бесконечно малое количество времени. Или какие-нибудь вещества радиоактивные: какие-то из них распадаются очень быстро, излучение, а какие-то длятся миллионы лет, распад. Это называется энтропия. И нигде в мире не наблюдается процесс обратный энтропии, нигде материя не усложняется, везде она распадается. При этом они утверждают, что когда-то материя самоусложнилась, то есть из примитивных веществ появились органические, а потом они стали еще и думать. Когда-то. Но сейчас они не могут это воспроизвести. То есть «антиэнтропия». Они не могут это доказать, но при этом… Просто изначально они берут максиму – неопровержимый постулат, аксиому: «Сознание происходит из материи. Как мы выстроим эту цепочку, это не так важно, но так оно было». А дальше они под эту гипотезу подводят, подводят всякие факты.

Слушатель: Махарадж, здесь такой ещё момент, такое возражение: «Скажите, вам категорично не нравятся женщины, вы отвергаете?..»

(смех)

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Я лишь довожу до логического завершения мировоззрение материалистов, которые говорят, что счастье в как можно большем чувственном ощущении. Просто они не договаривают, а надо идти последовательно. А над любовью смеяться, это, по-моему, все делали с незапамятных времен. Там про материю больше нет вопросов?

(смех)

Слушатель: Очень Вам понравилось?

Б. Ч. Бхарати Свами: Просто я несправедливо пользуюсь положением: я могу говорить, а человек не может мне возражать.

# 40:12

Всевозрастающее блаженство

Слушатель: Махарадж, можно вопрос? А душа безлично не бывает без тела вечно?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, она стремится самовыразиться, то есть получить рупу, облик. Это чаяние души self-fulfilment, то есть самовыражение. А самовыражение – это есть рупа, или сварупа, – получить собственный облик.

Слушатель: А он может меняться?

Б. Ч. Бхарати Свами: Меняться может, конечно.

Слушатель: А в Брахмане они без облика, да? Висят же?

Б. Ч. Бхарати Свами: Они там не совсем души, они же там…

Слушатель: Полумертвые?

(смех)

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, висят они там в невесомости.

Слушатель: Я просто представляю, как они висят, как…

Б. Ч. Бхарати Свами: Как лучи Солнца. Нет, там не за что зацепиться. Просто разлит свет. Понятно, что есть фотон света, но какой он?!.. Есть они там и есть. Как коконы, спят, блаженствуют. Там блаженство не течёт, оно застыло, такая отключка. Лила – это поток блаженства, там вкусы меняются, образы, волны накатываются, уходят, накатываются, разные. Как разные блюда: все вкусные, каждое вкуснее другого. А Брахман – это лекарство, съел и…

Слушатель: Лила из Брахмана вытекает?

Б. Ч. Бхарати Свами: Лилы не могут из Брахмана вытекать. Просто в этом мире есть сладкие, горькие вкусы, приятное, неприятное; горе сменяется радостью, потом снова страдания, разочарования. То есть здесь горькие и сладостные вкусы – такие волны. А в мире по ту сторону брахмана, там сладостные вкусы сменяют один другой. Там разные оттенки сладкого или милого вкуса, любезного вкуса, разные оттенки. А здесь есть мерзкие и приятные, мерзкие и приятные. А там приятные, но разного свойства.

Слушатель: Причём всё время увеличивающиеся. Да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Волны, волны, волны. Да.

Слушатель:То есть они всё время увеличиваются.

Б. Ч. Бхарати Свами: Всевозрастающее блаженство. Такого быть не может, но так говорят. Ну как? Я понимаю: всевозрастающее в течение дня, даже в течение года, но чтобы всегда и всегда – это непонятно. То есть, видимо, есть какое-то объяснение. Может быть, они забывают, и снова приходит оно. Как возьмешь сигарету, и снова приятно. Да? Выкуришь, казалось бы, до этого уже курил, было приятно, но потом это блаженство забылось, теперь снова сигарету. «Балтику 9».

Слушатель: И всё опять началось сначала.

Б. Ч. Бхарати Свами: Опять приятно, опять блаженство.

Слушатель:А жизнь-то продолжается.

Б. Ч. Бхарати Свами: Блаженство, да. А там постоянно, всеувеличивающееся блаженство, и меняется. Здесь «Балтика» кончилась, всё: страдание, сушняк. А там «Балтика 1» сменяется «Балтикой 2», потом «Балтика 3», там всеувеличивающееся блаженство.

Слушатель: «Балтика 1230».

Слушатель: И градус увеличивается.

Б. Ч. Бхарати Свами: Всё время, да, градус опьянения постоянно увеличивается. В этом-то и лила. А потом раз – немножечко коньячка. (смех) Всякие вкусы, расы. Это называется раса. Расы, потом, как в музыке, есть обертона. Обертон – та же самая нота, но немножечко другое звучание. Точно так же расы, «недорасы», «перерасы».

# 44:55

Самоубийство и эвтаназия

Самоубийство – такой тяжкий грех, что у вайшнава даже нет обряда искупления, то есть даже не прописан. В вайшнавской дхарме даже это не прописано, как надо, какие молитвы читать, вообще, какое погребение. То есть даже не предполагается, что это возможно.

Слушатель: А где-то прописано?

Б. Ч. Бхарати Свами: В индуизме, по-моему…

Слушатель: В христианстве, по-моему, нет.

Слушатель: В христианстве тоже есть.

Слушатель: В христианстве даже хоронят отдельно.

Слушатель: Их не отпевают.

Слушатель: Эвтаназия – это бесовское такое?..

Б. Ч. Бхарати Свами: А что такое эвтаназия?

Слушатель: Умерщвление.

Б. Ч. Бхарати Свами: А он же не себя, он просит, это другое.

Слушатели: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Жизнь – это тоже самоубийство. Раз ты ходишь по земле, значит, уже себя обрёк. Нет, когда просят, кто-то убивает, то он частично этот грех самоубийства перекладывает на друга, на того, кого просит. Так бы всё на него.

Слушатель: То есть если расстрелял десять человек, то десять человек…

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, если они просят. А есть как бы вымаливание убийства. То есть если ты убил, то это во всех религиях прописано, что надо, как надо. Во всех религиях есть для душегуба какие-то покаяния, поэтому ты как бы снимаешь с себя часть греха. Для самоубийства-то нет покаяния, а для того, кто убил, для него есть. Он как бы тебе услугу оказывает, он потом может это искупить какими-нибудь страданиями. Ты при этом снова рождаешься. Потому что если сам себя убил, то ты не рождаешься, ты висишь, дествительно, как летучая мышь в этом тонком слое между небом и землей, называется поднебесье, где всякие черти, духи, пишачи. Они там живут, в поднебесье. Не на небесах, а в поднебесье. Начинается этот слой с высоты, куда может долететь орел. Выше уже начинается поднебесье, там все эти черти всякие и живут.

Слушатель: И бесконечно там болтаться?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: И никогда-никогда?..

Б. Ч. Бхарати Свами: Но не прописано.

Слушатель: Махарадж, а если при смерти больной человек, и где-то же официально введены эти лекарства, которые вводят…

Б. Ч. Бхарати Свами: Если он сам себя убивает, даже если он при смерти больной…

Слушатель: Даже если он знает, что он умирает, и он…

Б. Ч. Бхарати Свами: Он должен изжить карму.

Слушатель: Отмучиться.

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы же и так знаем, что мы умираем. Что же мы себя не убиваем? Просто ему больно. Просто когда он осознаёт, что ему осталось жить мало, это не причина, чтобы убить себя, потому что и нам осталось мало. Парикшит осознал, что ему осталось жить мало, он же не убил себя, а пошёл получать мудрость, узнавать о цели существования, о цели жизни. Когда человек осознаёт, что ему осталось мало жить, все, его в хоспис тащат, он должен читать «Бхагаватам», «Чайтанья-чаритамритам», «Рамаяну», Библию, если ему надо.

Слушатель: А если боль невыносимая такая, что ему каждая секунда, как?..

Слушатель: Терпеть.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, не терпеть, а болеутолять, это же не убийство.

Слушатель: Болеутоляющие для того, чтобы читать, а не для того, чтобы наслаждаться до весны.

Б. Ч. Бхарати Свами: То есть уменьшить боль – это не грех. Вот убить себя – это грех. А может быть, и не грех, потому что вообще не прописано. Говорится, что они вечно, до конца света, до конца мира, они болтаются в этом поднебесье.

Слушатель: Всё-таки не вечно, до конца мира.

Б. Ч. Бхарати Свами: Потом, когда новая вселенная или новый день Брахмы, уж я не знаю, они снова рождаются. Просто когда наступает конец, когда Брахма умирает, то обнуляется карма вообще всего, все форматируется. Потому что в одних источниках говорится, что в конце дня Брахмы форматируется и души утром рождаются без кармы, а в других говорится, что всё равно у них какая-то карма остаётся, и они уже рождаются в каких-то телах, уже их новое рождение в них спит, облик, в котором они должны родиться.

Слушатель: Они там болтаются, это…

Б. Ч. Бхарати Свами: Мучаются в поднебесье среди этих чертей. Точнее, они томятся. Это не то, что их на сковородках, как в аду, потому что поднебесье – это не ад. Ад – это в подземелье, это преисподняя.

Слушатель: То есть остались желания, а нет возможности…

Б. Ч. Бхарати Свами: Они страдают, да. Они хотят есть. Они себя ощущают людьми: они хотят есть, пить, все те же самые телесные потребности испытывают, но не могут это выразить.

# 50:52

Благодатная природа прасада

Слушатель: Раз мы заговорили, извините, о смерти, какую информацию мы забираем туда, в следующую жизнь себе, и где как бы эта информация хранится?

Б. Ч. Бхарати Свами: Привычки, навыки, что называется вторую натуру.

Слушатель: А сукрити? Где оно там у нас?

Б. Ч. Бхарати Свами: Сукрити нам позволяет только одно – в следующей жизни, в каком бы теле ты, крысой или человеком, ни родился, встретить вайшнава, поесть прасад. Например, крысой родился, тебе вайшнав не крысоловку поставил, а кинул тебе прасадам. Вот твоё сукрити. Тем самым ты послужил: ты причастился к жертвоприношению, которое вайшнав устраивает в честь Господа, и причастился. Вкушение прасада – это служение тоже. Но если ты родился человеком, то тебе даётся какое-то другое, не обязательно вкушение прасада, если ты совсем не собака.

Слушатель: Если крыса вкусит прасад, у неё, значит, появляется шанс уже как бы следующее тело более качественное (получить)?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, у неё появляется шанс быстро умереть, потому что прасад обладает благодатной природой. От прасада они умирают очень быстро. (смеется) Конечно, это же служение. В следующей жизни она получит большее служение. Может быть, если эта душа родится не человеком, то будет больше прасада. Или, например, может родиться волом, которого вайшнав будет запрягать, или собакой, которая будет сторожить храм в Лахте от непрошенных.

# 52:50

Никакой мистики

Слушатель: Я, между прочим, когда был в Лахте, там кот бродит у них. А мне Виджай Раман говорит, что этот кот у нас прасад ест, вегетарианец. Я обратил на него внимание. Вы знаете, он другой кот, он абсолютно смирный такой.

Б. Ч. Бхарати Свами: Может, он скопец? Поэтому и мирный. У нас, кстати, там тоже два живут, такие мирные, рыжие, такие раздутые. Вы всё хотите как-то Божественное объяснить, там всё очень просто.

Слушатель: Да, всё очень просто, на самом деле. Вы таким образом не объясняете никакую мистику. Мистики нет, да? Всё на самом деле… Вы не отслеживаете, заболел человек после «Бхагавад-гиты»…

(смех)

Б. Ч. Бхарати Свами: Простите, а кто человек? Где человек-то? (смеется) Безнательно присутствующий, вообще человек, если начитал «Бхагавад-гиту».

Слушатель:Я не должен на эту тему размышлять?

Б. Ч. Бхарати Свами: Все болезни приходят нам по заслугам по карме, также как и все удовольствия.

Слушатель: Какую же я заслугу?.. Я «Бхагавад-гиту»…

Б. Ч. Бхарати Свами: А вот за что… А до «Бхагавад-гиты» вы родились ангелом?

Слушатель: Но не до такой же степени?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вы же не заболели холерой? Всего-навсего подагрой.

Слушатель: Повезло так, да? Полтора месяца провалялся.

Б. Ч. Бхарати Свами: А так бы от холеры… ослепли.

Слушатель: Хорошо. А почему тогда после «Бхагавад-гиты», и почему так долго, и почему так больно?

Слушатель: А что после «Бхагаватам» будет!

Б. Ч. Бхарати Свами: Глотайте валидол.

Слушатель: Что будет, вот я про то сейчас и думаю. Я ехал сюда и думал… Вот я и говорю: «Как мы должны это воспринимать?» Тогда не будем это воспринимать как мистику?

Б. Ч. Бхарати Свами: Мистики никакой нет. Есть карма, судьба. По судьбе нам положено…

Слушатель: Значит, ускоряется все-таки что-то?

Б. Ч. Бхарати Свами: Если преданный, то Кришна ему ускоряет. Так говорят Учителя.

Слушатель: Понятно.

Слушатель: Грубо говоря, мог умереть, а так всего лишь поболел. Да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: Спасибо.

(смех)

Слушатель: Тебе жизнь спасли.

Слушатель: Спасибо, Махарадж.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну всё благополучно?

Слушатель: Пока ехал…

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну а что тогда?

Слушатель: Сейчас не знаю…

Б. Ч. Бхарати Свами: Вам сейчас хорошо? Вот. Мало ли, чем мы болели в детстве: корью или какой скарлатиной. Испытания должны быть.

Слушатель: То есть вот так бы вы отнеслись и к моей смерти, да?

(смех)

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну я бы не взгрустнул.

Слушатель: Ну понятно.

(бурный смех)

Б. Ч. Бхарати Свами: Хорошо. Вам грустно от того, что Солнце встает или садится?

Слушатель: Махарадж, вы бы взгрустнули.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет.

Слушатель: Взгрустнули бы. (уговаривают и смеются)

Слушатель:Вы что думаете, я очень расстроился по поводу этого?

Б. Ч. Бхарати Свами: Если бы вы не приехали, я бы взгрустнул.

Слушатель: Вот!

Б. Ч. Бхарати Свами: А если бы вы умерли: «Ну умер, и ладно».

Слушатель: Умерла и умерла.

(смех)

Б. Ч. Бхарати Свами: Утонула. Как государь наш. «Вы хотя бы исследовали, что с лодкой-то?» – «Утонула».

Слушатель: Про «Курск»?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, так и сказал. «Какие-то материалы вы там исследовали? Что было?» – «Утонула». Вот так. Умер, и ладно.

Слушатель: Махарадж, а обезболивающие, мы говорили. А это не облегчение как бы своей кармы? Может, ему по судьбе нужно дотерпеть?

Слушатель: Я, кстати, думал об этом, я держался до последнего. Спасибо, я дополню. Нет, я хотел этот вопрос тоже добавить. Скажите, допустим, вот смотрите: я держусь как можно больше, и таким образом как бы думаю про себя: «Это я!» Понимаете, да? Хитрец же…

Б. Ч. Бхарати Свами: Чем больше вы страдаете сейчас, тем меньше вы будете потом, это облегчение своей кармы. Но если в это время, в которое вам облегчилась карма, и вам не больно, вы употребляете на служение Кришне, тогда Бог с ней, с этой кармой. Главное, что вы из этого извлекаете, ради чего вы облегчаете свою боль. Как в рекламе: «Ой, сколько много тяжелой еды. Это же…». И там рисуют у неё… Она: «Как же я буду?..» И он там достаёт, раз – и можно есть, что хочешь. То есть ты как бы заранее или) съел эту штучку… Объелся, там у них стол: курица, шампанское, устрицы с лимоном. А потом, чтобы не страдать, «Мезим» съел. Для чего? Чтобы еще больше съесть. Это да, это ты увеличиваешь карму. То есть чем больше ты причинил боли другим, тем больше ты будешь страдать. Но если ты съел этот «Мезим» для того, чтобы пойти мантру почитать, чтобы у тебя мантра хорошо шла, чтобы концентрация, чтобы не пучило во время мантры, тогда ты уменьшаешь.

Слушатель: Хорошо. Последний прагматический вопрос.

Б. Ч. Бхарати Свами: Главное ведь мотивация.

Слушатель: Да, мотивация. Хорошо. Такая мотивация: у меня стреляла эта боль, у меня был вариант. А меня просто так било, так колошматило, и я себе говорил про себя: «Ну что? У меня есть два варианта: либо сейчас обезболивающее и мантру читать, либо прямо на этой боли, вот ударило, – «Харе Кришна…» Как вот так?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вообще, ну конечно… Это, наверное, цинично я говорю?

Слушатель: Цинично. Отвечайте не цинично.

Б. Ч. Бхарати Свами: Когда страдаешь, то глубже думаешь о Кришне. (смех) Когда страдаешь. Это цинично. Поэтому не надо перебарщивать, наверное.

Слушатель: Ну естественно, конечно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вообще, говорится, что пожар, болезнь и долг нельзя откладывать. Болезнь надо лечить, пожар нужно тушить. Если возник пожар, его надо тут же тушить, если заболел, надо тут же лечиться. Если кому-то задолжал, надо тут же отдавать, иначе потом будешь должен. Так говорится. Это, понимаешь, индусы придумали, брамины придумали для того, чтобы в подчинении держать простой люд.

Слушатель: Я помню, что вы как-то сказали, что и они «Шримад Бхагаватам» придумали для того, чтобы шудры не возбухали. «Ребята, вы работайте, работайте, не думайте ни о чем. Пашите, пашите, а потом, в следующей жизни…»

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы вам грехи отпустим, мы же брамины.

Слушатель: Да. Может, они так и придумали это. Да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вполне.

Слушатель: Так, а что же тогда мы?..

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну хорошо. Что будем читать? «Тараса Бульбу»?

(смех)

Слушатель: «Как закалялась сталь».

Б. Ч. Бхарати Свами: Про жида Янкеля?

Слушатель: Фантастику.

Б. Ч. Бхарати Свами: Можно фантастику. «Таис Афинскую».

Слушатель: Вопросов больше нет. Я на лопатках уже. (смеется)

Транскрипция: Расарадж Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

2010-01-22

Беседа Б.Ч. Бхарати Свами с Сергеем Русскиным

2010-02-12

«Где найти счастье?»

2010-02-26

«Навадвипа – таинство посвящения»

2010-03-26

«Пирити» — статья Бхактивинода Такура. Часть 1

2010-03-28

«Зависть»

2010-04-03

«Пирити» — статья Бхактивинода Такура. Часть 2

2010-04-04

«Становление на духовный путь»

2010-04-11

«Многогранное учение вайшнавов»

2010-04-18

«Знание»

2010-04-25

«Духовный мир и наши отношения с ним»

2010-05-02

«Любовь»

2010-05-09

«Деятельность и ее причины» (поступки и мотивация)

2010-05-16

«Истина и Красота»

2010-05-23

«Служение красоте»

2010-05-30

«Внимание»

2010-06-06

«Духовная практика»

2010-06-13

«Тело и дух»

2010-07-18

«Веды»

2010-07-25

«Что есть реальность?»

2010-08-22

«Гаятри-мантра»

2010-09-01

«Внешняя и внутренняя природа Вайшнава»

2010-09-02

«Жертвоприношение»

2010-09-02

«Джанмаштами»

2010-09-03

«Три плана бытия»

2010-09-19

«Душа»

2010-09-26

«Отношения учителя и ученика»

2010-10-02

«Время и пространство»

2010-10-09

«Гуманизм — яд для души»

2010-10-17

«Судьба»

2010-10-24

«Порыв Души»

2010-11-01

«Бесконечное, безусловное, непостижимое существо»

2010-11-28

«Махамантра»

2010-12-05

«Разлука»

2010-12-23

День явления Шрилы Бхакти Сундар Говинды Махараджа