Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2010 / «Порыв Души»

«Порыв Души»


«Порыв Души» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 24 октября 2010 года

http://www.youtube.com/watch?v=iZ7oGQjwgbE

Порыв души

Пакет данных и информация. Восприятие картинок

Б. Ч. Бхарати Свами: Санандан, да? Про бегущие пакеты? Имеется в виду, пакеты как упаковки информации, да?

Значит, вопрос: пакеты бегут, пакетов принято, пакетов передано, а почему они движутся? Ведь они, вроде, стоят, но мы можем видеть картинку и слышать звук?

Значит, что такое пакет информации? Прежде всего – это некое воздействие, воздействие одного сознания на другое сознание. Вы же, на самом деле, видите не картинку, а происходит деформация вашего сознания таким образом, что у вас в голове представляется некая картинка. Например, если ударят по голове газеткой, то будут искры. Вам же искры эти никто не передал, просто вы их видите, то есть вам не информацию передали, а изменили сознание таким образом, что перед вашими глазами или в вашем, так сказать, восприятии, скажем, появляется некая картинка. Вот. Просто, когда бьют по голове чем-то, то информация эта, то есть изменение сознания, незапрограммирована, а когда… То есть чем информация отличается от просто хаотичного изменения сознания? Тем, что при передаче информации сознание меняется запрограммированным на другом конце образом. То есть, когда кто-то говорит: «Произошло наводнение», в его сознании произошло наводнение, и он точно такое же состояние сознания передает вам путем звука, путем визуальных образов, путем разных ощущений. Да, он просто передает вам состояние своего сознания. Таким образом происходит не передача информации, а передача одной частицы сознания… Одна частица сознания передает свое состояние другой частице сознания, это называется «поведать», что-то рассказать. То есть когда мы информацию делим на пакеты, то есть на некие блоки, то это получается, мы общее состояние сознания делим на подсостояния и просто их – эти подсостояния – передаем, и тот, кто воспринимает, он испытывает то же самое, что испытываем мы. И никто никуда не движется, просто происходит передача состояния. Например, когда мы что-то говорим, то каждое слово, а слово можно назвать пакетом информации.

# 03:41

Что такое смысл?

Да, каждое слово имеет, можно сказать, смысловую нагрузку, но и имеет еще и…Что такое смысл? Смысл – это состояние сознания. У каждого слова есть своя нагрузка, да? И когда мы эти слова выстраиваем в ряд, то мы как бы играем сознанием того, кто слушает. Мы передаем эти слова последовательно, и состояние сознания слушателя тоже вместе с этими словами играет – оно то выше, то ниже, то выше, принимает такой ракурс, такой оттенок. И это и есть как бы такая плавная передача состояний или передача информации. Естественно, никто никуда не движется, просто живые существа передают свое состояние другим. Это в социологии, вообще в обществе, это называется «добиться успеха». Что такое добиться успеха? Это когда ты свое состояние сознания способен передать как можно большему количеству людей. Он называется «успешный человек», то есть когда тебя слушают много или когда от твоего настроения или от твоего состояния сознания зависит судьба или состояние сознания других существ: ты ударил кулаком по столу, и 50 миллионов поехали в Сибирь. То есть ты свое состояние сознания передал другим, и они зависят от тебя, то есть это называется «имеет власть». Или ты написал какую-то книгу, и 50 миллионов ее читают. То есть, они могли бы заниматься какими-то своими делами, но они прильнули к вашей книге, или к вашему кинофильму, или к вашему музыкальному произведению. Это называется «влиять на других», то есть быть властителем умов, властителем дум или «добиться успеха». В общем, в этом и заключается успех в материальном мире – влиять на состояние сознания других, вот и все.

# 06:19

Порыв души

Слушатель: Махарадж, можно как-то противостоять этим пакетам, которые человек начинает посылать? То есть он, получается, как бы программирует…

Б. Ч. Бхарати Свами: Он, конечно, не специально это делает, вот он такой, а вы к нему обращаете свое сознание, обращаете внимание. Конечно, можно. Например, вам говорят, что вышел самый лучший фильм на свете, и вы уже работаете два с половиной лишних часа переработки, чтобы пойти в кино и посмотреть на этот фильм. Можете сказать: «Да ну его, этот фильм» и поедете по своим делам. Конечно, можно, можно противостоять влиянию состояний сознания других существ. Вообще, находиться не под влиянием состояний других существ невозможно. Душа стремится к связям, она стремится связать себя узами отношений, это в природе души. Душа – предельно малая частица сознания, и она хочет быть связана с другими частицами сознания. Как свободная элементарная частица она обязательно хочет быть на орбите. Там, электрон, он обязательно стремится попасть на орбиту какого-то ядра. Вот какого ядра, то есть в чью орбиту попасть, – это уже наш внутренний выбор. Мы сами выбираем: можем попасть на орбиту какого-нибудь власть имущего, сильного мира сего, какого-то влиятельного религиозного деятеля или влиятельного общественного деятеля, какого-то влиятельного деятеля искусства. Можем попасть под влияние какого-то духовного пророка, которого уже и в помине нет, но после него осталась какая-то духовная литература. И мы читаем ее, хотя его физически уже нет – он давно ушел в иные миры этот пророк, или этот правовестник, гуру, учитель, но мы себя сознательно под его влияние подставляем.

# 8:59

Освобождение души

Вообще уйти из-под влияния всякого душа не способна, она оказывается тогда в невесомости, она оказывается (в кавычках) «свободна», то есть одинока, и душа с этим одиночеством не способна справиться. То есть в невесомости находиться постоянно нельзя, вы обязательно попадете в поле гравитации какой-то звезды или какой-то планеты, да? Все время плыть в невесомости невозможно, то есть даже кометы, которые, казалось бы, должны лететь от одного конца вселенной до другого беспрепятственно, они все равно попадают в какое-то гравитационное поле, и они начинают вращаться. Вокруг Солнца много всяких комет, астероидов. У них огромный период вращения, не как у Земли вокруг Солнца 365 дней, а у них может быть тысячи лет или миллион лет, и все равно они вокруг какого-то небесного тела обязательно начнут вращаться. Точно так же и душа.

# 10:13

Нейтрино и гравитация

Вот эти приверженцы совершенной свободы – майавади и буддисты – говорят, что мы должны стать совершенно свободными, и такое, они говорят, возможно, то есть не быть под влиянием никакого гравитационного тела, то есть не под влиянием никакого пророка, никакого учения, никакого деятеля искусств, то есть быть совершенно свободными. Но для того, чтобы быть совершенно свободными, как мельчайшая частица – нейтрино, нужно перестать обладать массой. То есть у тебя не должно быть массы, тогда ты не будешь находиться под влиянием кого бы то ни было. Вот нейтрины, они пролетают сквозь Землю, и не задерживаясь, но для этого ты должен перестать существовать. Значит, нейтрины все равно из десяти миллионов шесть… Нейтрины все равно попадают, их можно регистрировать. Ну, так сказать, это отвлечение, но тем не менее. Чтобы душа оказалась не под влиянием чего бы то ни было, была свободной, она должна перестать существовать, то есть раствориться в брахмане, стать, что называется, космической пылью или темной материей, которая ни к чему не стремится. Но покуда душа все-таки сохраняет свою идентичность, свои личностные качества, покуда вы осознаете себя: «Я есть, я есмь» – вы все равно будете под чьим-то влиянием. И тогда становится вопрос: под чьим же влиянием? Под влиянием такого гуру, сякого гуру, под влиянием какого-то кумира, общественного деятеля и так далее: писателей, философа, музыканта? Все равно будете… Вам будет что-то нравиться, к чему-то будете тяготеть.

# 12:30

Воля сознания. Волны состояний сознания

Слушатель: Что движет этими пакетами информации?

Б. Ч. Бхарати Свами: Движет воля, вы просто хотите передать свое сознание, свое состояние сознания. Это состояние сознания сложное, то есть это не просто грустно или весело, там много есть подоттенков. Когда вы читаете толстенную книгу, какой-нибудь роман на тысячу страниц, то вы не буквы читаете, а вы воспринимаете… То есть вы меняете свое сознание: как бы по волнам ваше сознание поднимается, опускается, в сторону уходит, закручивается; большие волны, маленькие волны. Ваше сознание, как пластичная масса, плывет туда-сюда. Вы просто бежите глазами по строчкам, а ваше сознание меняется в такт изменению сознания автора. И это изменение может передаваться буквенным способом, звуковым способом; вы эту книгу можете слушать, вы эту книгу можете смотреть на экране в киноизложении, вы можете буквы читать, вы можете, как слепые, на ощупь читать этот самый роман или на запах, если кому-нибудь удастся изложить. Ну а почему невозможно? Ведь все дело в том, чтобы задать такт изменения сознания, который закладывает автор, и этот такт должен передаться вам, и вы будете чувствовать то же самое, что и автор. Но это не грубое чувство: грустно – весело, кисло и солено, а там много-много всяких подоттенков.

Что движет этим? Как эти пакеты передаются? Как эти состояния, эти дискретные состояния сознания передаются? Просто с помощью воли. А автор уже сам выбирает, каким образом взволновать, потревожить ваше сознание. Он может взять, натянуть овечью жилу на кусок деревяшки и такой звук извлечь, что у вас слезы потекут, да? То есть способы не так важны, важно, способен ли он свое состояние передать вам или нет. Здесь мы опять подходим к вопросу: а что именно он хочет передать, какие ощущения он хочет передать? Ощущение от того, что он увидел, как столкнулось два автомобиля, или ощущение от того, что кто-то без штанов провалился в прорубь, или ощущение, от того, что что-то там снизошло на него, извините за пошлость, что-то божественное, что-то встревожило его душу, и он натягивает эту овечью, эту баранью жилу и начинает извлекать такие звуки, от которых у вас… Вам навеиваются такие же ощущения или такие же чувства, такие же мысли, как и у него от соприкосновения с чем-то неземным. И от нас зависит с вами, к кому пойти, от кого воспринять его ощущения – от гения или от какого-нибудь пошляка, хотя и тот и другой извлекают какие-то звуки. Один поет, там: «Журка моя…», да?

(смех)

Слушатель: «Мурка».

Б. Ч. Бхарати Свами: «Мурка моя», там, «Два матроса – три притопа», а другой – «Лунную сонату», да? Мы сами это выбираем.

# 16:57

Молитва Бхактивинода Тхакура. Информация и пакеты состояния

Вайшнавы выбирают ощущения, или этот пакет состояний сознания, которые передают нам учителя, вайшнавы, гуру. Мы сегодня пели молитву Бхактивинода Тхакура, мы пытались его информацию, его пакеты состояний ощутить или соприкоснуться с ними. Хотя разные молитвы есть. Мы ищем ту информацию, которую дают нам Вайшнавы, но информацию не в пошлом смысле, а информацию как пакеты состояний. Мы хотим воспринять те самые пакеты состояний. Вайшнав молится своему гуру: «Позволь мне всегда быть подле тебя, позволь мне так же, как и ты, не испытывать корыстных влечений, не испытывать корысти, я хочу быть так же, как и ты, свободен от корысти». То есть вайшнав хочет от своего гуру воспринимать те же самые ощущения, те же самые пакеты информации.

# 18:24

Интернет и сайты. Волны информации

Слушатель: В случае с интернетом, это воля Бога или воля Бени Гейтса?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это воля того, на чей сайт вы заходите. Интернет – совершенный, образцовый пример, то есть интернет – это поле вибраций, пакетов состояний. Кто-то на своем блоге выкладывает про авиакатастрофы, кто-то свои стихи, кто-то свою музыку выкладывает, кто-то свои фотографии, свои мысли, свои ощущения. И это все каждая частица сознания, каждая душа в этом интернете как бы отторгает, исторгает из себя вибрацию, что она хочет другим живым существам, другим субъектам сознания донести; кидает эти волны, и этих волн миллиарды. Или сколько сейчас пользователей интернета? И это как в океане, там непонятно, откуда волны берутся, большие, малые волны, они то поднимаются, то затухают, то штиль, то штормит, и этих волн бесконечное количество. Точно так же пользователи интернета или вообще души. До изобретения интернета люди тоже исторгали из себя волны ощущений, эту информацию, эти пакеты ощущений. В интернете это происходит просто быстрее – такой океан волн информации. И вы подключаетесь к тому блогеру или к сему блогеру, вы можете зайти на радио «Правда», а можете зайти на какой-нибудь другой блог. То есть тут не Бог и не Билл Гейтс, а тут вы подключаетесь к каждому конкретному источнику ощущений – к другой живой душе, и воспринимаете информацию от нее.

# 20:49

Что определяет, будет ли сознание захвачено тем или иным потоком картинок?

«Что определяет, будет ли сознание захвачено тем или иным потоком картинок?» – Чандрашекхар спрашивает.

Мы с вами определяем изначально – мы себя ставим в такое состояние сознания, в котором мы одно можем воспринимать, другое не можем воспринимать. То есть если мы ведем с вами порочную жизнь, то мы просто не будем воспринимать поток сознания от праведников. Мы просто не сможем. Мы будем как бы не в унисон с ними, а будем мимо них, и то, что они нам доносят, для нас будет, обычным языком выражаясь, не интересно, а если информативным языком, то мы просто не будем попадать в фазу восприятия, нам просто это будет чуждо. А что определяет? Определяет наше с вами состояние сознания… И то есть мы, когда погружаем себя в определенную волну восприятия, то мы и воспринимаем определенные волны, определенные вибрации. Если вы человек порочный, то вас будет влечь к порочному обществу.

# 22:26

Свобода воли и зависимость

Если вы человек с чистыми наклонностями, вас будут привлекать чистые люди. Определяет свободная воля, но, единожды воспользовавшись свободной волей, мы уже попадаем в определенную колею, из которой, в принципе, выбраться можно, но не по собственной воле. Для этого нужно приложить очень много усилий, чтобы выбраться из колеи, нужно проехать определенное количество в этой колее. Как, когда наркоман в первый раз употребляет наркотик, то на этот поступок влияет только его свобода воли, никто его не заставляет, у него нет привязанности, у него нет влечения к наркотикам или спиртному, еще нет влечения, первый раз – это чистая свободная воля. Второй раз свободной воли уже меньше – у него есть некое влечение к этому. Он вспоминает, как ему первую секунду было хорошо или первые 15 минут было хорошо, и вот это его заставляет снова принять. Третий, четвертый раз он уже ничего не воспринимает – он уже физически от этого зависит. От этого можно избавиться, но для этого надо приложить очень много усилий и, прежде всего, нужна помощь того, кто не подвержен этому пороку, не подвержен этой страсти, кто не зависит от наркотиков, то есть нужна обязательно помощь извне.

# 24:13

Первородный грех – стремление стяжать

Точно так же изначальное наше… или первородный грех, первое грехопадение: стремление стяжать, хапать, гордыня, первая гордыня. Она полностью сопряжена, полностью происходит от нашей свободной воли, а потом порок, он уже влияет на наше сознание, и сознание привязывается к пороку, и мы накапливаем, накапливаем эти порочные влечения. Это как снежный ком, как снег нарастает, и мы уже не способны избавиться.

# 24:56

Образ поведения. Свобода в своих поступках

Только тот, кто чист душой, тот, кто не имеет порочных желаний, кто не имеет гордыни, способен нас избавить, помочь нам избавиться от похоти, от стяжательства, а потом нам снова предоставляется свободная воля и так далее. То есть сейчас на каждый наш поступок, помимо маленькой толики свободной воли, еще влияют и прошлые прегрешения, прошлый модус поведения, или, как на латыни, «modus vivendi» – образ поведения. Мы его не можем в одночасье изменить, мы не можем измениться быстро. Modus vivendi – образ жизни, или образ поведения, способ существования. То есть в каждом нашем поступке присутствует и свободная воля, и запрограммированный порок, который мы унаследовали из прошлого или в этой жизни – из детства, из юности или вообще из прошлых жизней.

# 26:25

Жизнь вечная и временная жизнь

Слушатель: Значит, если вера учит тому, что надо отказаться от этой жизни для жизни вечной, то это ложная вера. Нельзя отказаться от этой жизни для вечной жизни. Вечная жизнь уже есть в жизни этой. Вот такое утверждение против…

Б. Ч. Бхарати Свами: Значит, мы как раз с этим не согласны. Нужно отказаться от этой жизни ради жизни вечной. Что мы понимаем под этой жизнью? Если мы под жизнью понимаем физиологические процессы: обмен веществ, кровотоки, химические реакции, то, конечно, от этого не нужно отказываться. Если под жизнью мы понимаем химическую составляющую, то отказываться не нужно. Если под жизнью мы понимаем процесс стяжательства, накопления, если для кого-то жизнь – это накопление, то от этой жизни нужно отказаться. Нужно отказаться от жизни накопительства ради жизни самопожертвования, но внешне это не будет никак отличаться. Внешне эта перемена может пройти незаметно: человек так же будет ходить на работу; человек так же будет есть; отправлять естественные нужды; заботиться о семье; отправлять общественные функции – ходить на выборы, платить налоги, – но внутри его жизнь станет совсем другой. То есть он внутри откажется от этой жизни, но будет ее исполнять ради служения Единосущему Васудеве, Богу. Внешне это никак… Как загар никак не влияет на цвет одежды, так же, когда душа меняет свой вектор существования со стяжательства на самопожертвование, на внешности человека это никак не отражается, даже порою на его поступках это никак не отражается: он так же зарабатывает деньги, но тратит их уже не на стяжательство, не для того, чтобы эксплуатировать природу.

# 29:04

Эксплуатация природы с помощью денег

Потому что, когда мы что-то с вами покупаем, то есть каждая купленная вещь или каждое полученное удовольствие – это эксплуатация природы. Купили ли вы новую вещь, это значит, что где-то там, в Китае, кто-то собрал урожай хлопка, переработал это, сделал новую вещь, прислал сюда, пока машина ехала, сжигались эти все бензины, то есть это новая эксплуатация.

# 29:37

Потребности преданного

То есть человек уже берет от природы ровно столько, когда он становится преданным, сколько ему нужно для служения Кришне и не сверх этого. Почему? Потому что отныне ему не нужно выпячивать себя, ему не нужно показать свою значимость окружающим, поэтому ему не нужны ненужные вещи, он отказывается от потребления. Он берет только то, что ему нужно: если холодно, он покупает теплую вещь для того, чтобы иметь возможность служить Кришне; если жарко, он включает кондиционер – использует ресурсы Земли, ресурсы природы опять для того, чтобы служить Кришне, но не сверх этого, то есть он берет только необходимое. Как Кришна в «Гите» говорит, что подлинный отреченный – это тот, кто не спит много и не спит мало, не ест много и не ест мало, то есть он потребляет ровно столько, сколько нужно для… Сколько – есть хорошее русское слово «целесообразно». Вот сколько нужно для достижения цели, он столько потребляет, и отказывается от того, что имеет ровно в той степени, сколько нужно для того, чтобы достичь цели. Если вещь какая-то лишняя – она ему не нужна, он отказывается; если она ему пригодится для служения, он от нее не отказывается.

# 31:10

В чем мой долг?

Слушатель: Махарадж, дандават! Можете помочь растолковать лично для меня, каков мой долг и что мне положено делать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, во-первых, я даже не знаю, кто вы.

Слушатель: Может, тот, кто, значит, Корова, нет?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, значит, Корова… Это мне Саша-мозг написал.

Слушатель: …в Украине?

Б. Ч. Бхарати Свами: Новый или Старый Оскол – это где?

Слушатель: Новый Оскол – Белгородская область.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это еще Россия.

Слушатель: Вроде, да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это Россия еще. Но это далеко от МКАДа.

(смех, разговоры)

Слушатель: Каков ваш долг?

Б. Ч. Бхарати Свами: Анджали, да? Если это Анджали, которую я знаю Анджали, то ваш долг – это дождаться Бал Кришну и помогать ему в служении. Не пить, садясь за руль, не употреблять одурманивающих веществ – это ваш долг.

# 32:42

Понятия яма и нияма

То есть есть понятия яма и нияма, – это что надо делать и от чего надо отказываться. Ваш долг – это воспевать Святое Имя. Нияма – это не употреблять одурманивающих веществ, по крайней мере, за рулем, значит, воздерживаться от излишеств всевозможных, не причинять страданий ближним по возможности – вот это нияма. Яма – это служение учителю. Если ваш учитель – Шрила Говинда Махарадж, значит служить делу проповеди – распространение идей вайшнавизма. Собственно, мы для этого и собираемся. Вообще, смысл Матха – это совместное усилие воли в служении Гуру – это Матх. Матх – это не кирпичи, да? Матх – это совместная воля к служению, к общему делу – вот это Матх. И если для нашего учителя основным делом была проповедь идей вайшнавизма, то и для его учеников тоже это основная идея.

# 34:23

Разнообразная проповедь

Проповедовать можно по-разному: помогать проповедникам; работать где-то, давать деньги на издание книг или проповеднические программы; или нигде не работать, а заниматься переводами или изданиями каких-то книг; или проповедовать через интернет. Возможностей для проповеди неограниченное количество. Можете завести ребенка и ему проповедовать.

# 34:59

Непричинение боли ближним и близким людям

Слушатель: У меня вопрос по поводу непричинения боли окружающим. В это причинение боли входит какая-то психологическая боль?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да.

Слушатель: А если я, например, тем, что мне нравится общаться с вайшнавами, у меня есть тяга к этому, а я близким причиняю боль тем самым?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, а кто для вас близкие? То есть, общаясь с вайшнавами, вы им причиняете боль?

Слушатель: Не, вайшнавам, нет.

Б. Ч. Бхарати Свами: А у вас есть еще близкие?

(смех)

Слушатель: Те, которые рядом живут, не вайшнавы.

Б. Ч. Бхарати Свами: А, в смысле, ближние.

Слушатель: Ближние, да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Старайтесь не причинять им боль. Старайтесь! Ближние, вообще, обладают такими качествами, что им боль причиняет все: ваше присутствие и ваше отсутствие, ваше молчание и ваша словоохотливость. Ближние чрезвычайно капризны, поэтому им боль причиняет все, но старайтесь не причинять. То есть если ближнему причиняет боль то, что вы стали преданной, то ну ничего с этим поделать нельзя. Старайтесь не причинять боль, старайтесь успокоить их как-то: скажите, что это хобби, что это… ну как-то не знаю, успокоить, у каждого своя ситуация в жизни. Сходите к ним на день рождения, посидите.

Слушатель: А если они не верят в утешения? Ну они просто видят, что я им не правду говорю. Хотя я их пытаюсь утешить. Они говорят: «Мы тебе не верим, ты не ради нас это делаешь, ты ради Кришны это все делаешь».

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, так и скажите: «Я это делаю ради Кришны».

Слушатель: И они от этого очень сильно мучаются.

Б. Ч. Бхарати Свами: То есть вы все равно им делаете, вы все равно приносите деньги или что там, но они мучаются от того, что вы это делаете не с любовью. Природа ближних, они как та бабка из сказки «О золотой рыбке», – ее все не устраивало. Он ее сделал, старик, и…

Слушатель: …столбовой дворянкой.

Б. Ч. Бхарати Свами: …столбовой дворянкой, и все равно она недовольна. Они всегда недовольны. То есть все равно есть какой-то предел, когда вы должны сказать, что, если вас не устраивает, что я вам материально помогаю, материальная сторона моей помощи вам, ну тогда до свидания.

# 37:54

Есть ли свобода в духовном мире?

Слушатель: В духовном мире есть свобода или обитатели того мира полностью зависят от хотения Кришны?

Б. Ч. Бхарати Свами: Полностью зависят от хотения Кришны, там свободы нет никакой. Там есть на свободу чувств, там чувственная разнузданность, но чувства принадлежат Кришне. Как, когда вы смотрите интересное кино, то ваши глаза свободны, ваш ум свободен, но кино настолько интересное, что вы добровольно прикованы к тому, что происходит на экране. С одной стороны, вы свободны, но, с другой стороны, чувства ваши целиком поглощены чем-то привлекательным. Так же и в мире Кришны: чувства совершенно свободны; там душа обладает свободой, но эта свобода ограничена Кришной. То есть Кришна настолько привлекателен, что душе свобода не нужна, у души нет свободы, потому что душа от нее отказывается добровольно.

# 39:08

Как должен поступить преданный, если видит, как на чужом дворе режут корову?

Слушатель: Махарадж, как должен поступить преданный, если видит, как на чужом дворе режут корову?

Б. Ч. Бхарати Свами: Сказать этому человеку, что он совершает убийство, и за убийство он будет отвечать перед высшим судом, что, помимо человеческого суда, есть еще высший суд, Божий суд. И за убийство невинного животного, особенно коровы, он будет страдать страшно.

# 39:50

Долг вайшнава

Долг вайшнава просто предупредить убийцу, то есть вайшнав же милосердный, а милосердие прежде всего заключается в том, чтобы предупредить грешника перед тем, что он еще не совершил, перед началом его злодеяния. То есть милосердие – это не когда кто-то совершил грех и ему простили это, а милосердие – это до того, как он совершил, ты его предупреждаешь, что лучше этого не делать, – в этом высшее милосердие. Вайшнав так проявляет милосердие: сказать, что есть высший суд и на этом суде ты будешь нести ответственность.

# 40:45

Возмездие за прошлые поступки

Слушатель: Можно ли сказать в таком случае, что эта корова отвечает за убийство некогда совершенное?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Эта корова… Некая душа воплотилась в теле коровы, и теперь она за свои прошлые злодеяния, возможно, в прошлом она убивала коров или ела коров, сейчас она несет возмездие.

Слушатель: А если убить соседа, пока он не убил корову?

Б. Ч. Бхарати Свами: Если чего убийца?

Слушатель: …убить соседа, пока он не убил корову, это будет грех?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, вообще, убить человека – это больший грех, чем убить корову. Вот, а как? Значит, вайшнав должен смилостивиться над будущим убийцей и ему рассказать, что его ожидает. И вайшнаву должно стать горько, он должен уйти от этого места. И уж точно, он должен на ухо этой корове шепнуть: «Харе Кришна». Она должна услышать имя Кришны перед смертью, это очень благоприятно. Насилие неизбежно. Хотя бы эта душа перед смертью услышит имя Кришны, и в следующей жизни она может получить высшее рождение, а может и вознестись в духовный мир. Помолиться за эту корову.

Транскрипция: Иван Иванов

Корректор: Вишнуприя Д. Д.