Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2010 / «Душа»
«Душа» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 19 сентября 2010 года

«Душа»

http://www.youtube.com/watch?v=bTCsva4Rypo

Душа

Гайатри и гопи-бхава мантры

Слушатель: В «Самскара Дипике» описывается 10 самскар для принятия саньясы.

Б. Ч. Бхарати Свами: Наверное, да.

Слушатель: Когда должна читаться мантра гопи-бхава, до или после чтения других гаятри-мантр?

Б. Ч. Бхарати Свами: Эту мантру вам должен дать саньяса-гуру. Тот, кто вам даст саньясу, он эту мантру вам произнесет. Если вы не слышите эту мантру от него, то это будет простым жужжанием, эта мантра не имеет силы. Соответственно, когда он вам эту мантру произнесет, вы будете знать, когда ее читать, до или после.

Слушатель: Я не могу среди людей.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну и не надо.

Слушатель: Это, говорит, сложнее, чем саньяса.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это сложнее, чем саньяса.

Слушатель: Не переживайте, это ненадолго.

Б. Ч. Бхарати Свами: Правильно.

Слушатель: После?

Слушатель: После.

Б. Ч. Бхарати Свами: Там уже сам диалог завязался. Ну что? Все на сегодня? Прасад?

Слушатель: Ну давайте следующие.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну а что, мы быстро все закончим.

Слушатель: Ну что значит «быстро»? Мы тогда новые начнем.

Б. Ч. Бхарати Свами: А что мы будем начинать? Больше нечего читать.

Слушатель: Две главы, мне кажется…

Б. Ч. Бхарати Свами: Две главы.

Слушатель: «Чайтанью Чаритамриту».

Слушатель: Библию.

Б. Ч. Бхарати Свами: Библию, Коран.

Слушатель: Тору.

Комментарий на Тору. Сильные мира сего

Б. Ч. Бхарати Свами: Тору. Тору надо. Я в синагоге был недавно. Комментарий на Тору тоненькую нашел там какой-то раввин. Там очень интересные мудрые вещи, прямо как «Бхагаватам».

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Я открыл, там говорится, что не приближайтесь к сильным мира сего и к власть имущим, потому что это уменьшает в вас веру в Бога. То есть если вы общаетесь с теми, кто имеет земную власть, то вы начинаете на них больше надеяться, уповать, а вера в Бога у вас уменьшается, соответственно. Но там это он красиво говорит, поэтичный дяденька.

Что такое дух?

Слушатель: Что такое дух, откуда он берется?

Б. Ч. Бхарати Свами: Что такое дух? Дух это, если сравнивать с современными реалиями… Тело – это железо, это hardwear, а дух – это программа, которая закачивается в это железо. Так вот, железо можно пощупать, послушать, попробовать на язык, понюхать. А программу нельзя ни почувствовать, ни понюхать, никак. Да? То есть программа неподвластна чувственному опыту, но по наличию компьютерного железа мы можем точно сказать, что в этом железе присутствует программа. Иначе, если бы не было идеи программы, если бы не было программы, зачем создавать компьютер?! Вот просто так его же не стали создавать? Можно просто так создать какую-нибудь статую, а создать компьютер: там чипы всякие в определенном порядке, звуковые карты, это же бессмысленно, значит это создавалось под что-то.

Другими словами, если мы видим с вами компьютер, тем паче действующий, это значит, в нем присутствует программа. Программу мы не видим, но мы видим признаки программы. Точно так же дух. По наличию тела мы можем сказать, что в нем есть дух, иначе с чего бы это элементы земли вдруг стали сбиваться не просто в какую-то форму, но и как-то функционально, что есть сердце, есть печень… То есть для чего все это? Зачем эти все чипы, микросхемы, мозг? Все это служит какой-то причине. И эта причина – дух. То есть дух для того, чтобы реализовать себя в зримом мире, он как бы подбирает, собирает себе компоненты, и эти компоненты, слепившись, образуют телесную оболочку. Вот это дух. Его нельзя увидеть, но признаки его можно увидеть по наличию тела, только потому что есть функционирующее тело, значит есть где-то дух. Так же как если мы видим работающий компьютер, мы понимаем, что есть программа, но саму программу мы, конечно, никогда не увидим, потому что…

Что такое программа? Программа – это промысел, заключенный в определенную последовательность. То есть это как бы цепочка видоизменений состояний компьютерного железа, определенная цепочка видоизменений. Точно так же душа. Душа, или дух, – это программа, которая звучит: «Я существую». Но когда этой фразы «я есмь» для для духа недостаточно, ему еще важно знать или важно ощущать, где я существую, когда я существую, в каких обстоятельствах я существую, тогда он начинает обрастать, этот дух, признаками. Получается телесная оболочка, через которую этот дух может осознать, где он существует, когда он существует и среди кого он существует. Конечно, все эти где, когда и среди кого – это ложное, потому что это все иллюзорно и временно. Но тем не менее на какое-то время, на какой-то миг эта программа, этот дух, душа, осознает себя существующим в каком-то пространстве, в каком-то времени. Например, мы себя сейчас ощущаем существующими на определенной территории, в определенном доме, среди определенных людей, связанными узами каких-то отношений с ближними: с врагами, с друзьями. Нам недостаточно «я просто существую», нам нужно знать «где я существую».

Вот для этого нам прилагается тело, которое помимо того, что позволяет нам ощутить свое существование где-то, еще и является источником болезней, источником обид. Когда, например, телу говорят: «Ты дурак, ты идиот», я обижаюсь. Или говорят: «Ты урод», а обижаюсь я. «Ты кривой дебил», – это мое тело назвали, а мне от этого грустно. То есть тело помимо того, что еще является источником самоосознания, то есть самореализацией себя в зримой реальности, оно еще приносит умственные страдания и физические страдания. Притом радости от самореализации в физическом мире вот столечко, а страданий от того, что мы в этом физическом мире, – вот столько.

Дух и душа – синонимы

Слушатель: Чем отличается дух от души?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ничем не отличается. Дух и душа – это одно и то же.

Слушатель: Дух и душа – это в христианстве, как у нас душа и тонкое тело.

Б. Ч. Бхарати Свами: Может быть. Не знаю. Дух и душа – это одно и то же, просто синонимы.

Слушатель: Но знания нужны, и это тонкое тело они могли убить.

Слушатель: А откуда берется дух?

Б. Ч. Бхарати Свами: Откуда берется дух? Хороший вопрос. Дух вечен, при этом он берется из Мирового Духа. В греческой философии это называлось «Мировая Душа», а у нас это называется Параматма, Мировой Дух, Мировая Душа. Мы являемся частью Мировой Души. Каждая душа индивидуальная является крупицей Мировой Души. То есть мы исходим из Великого Духа.

 

Богатство души. Тщета вещей.

Слушатель: Как душа обогащается?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю. Душе ничего не принадлежит. Душа может кочевать из одного железа в другое железо – из одного тела в другое тело. Душа приходит голая в эту реальность физическую и так же голая уходит. Душе никогда ничего не принадлежит. Правда, в отрезок между рождением и смертью душе кажется, что ее как-то зовут, у нее какое-то имя есть, ей что-то принадлежит: движимое и недвижимое имущество, ей принадлежат какие-то знания, принадлежит слава, власть. Но это все иллюзия. То есть мы голыми приходим сюда без всего и точно так же голыми уходим. Единственное наше богатство, если я правильно понимаю ваш вопрос, в преданности Параматме – Великой Душе – Кришне. Если мы преданны, то это богатство у нас никто не отберет.

Дело в том, что чем грубее вещь, которой мы обладаем, тем более она подвержена разрушению. Например, мы обладаем каким-то недвижимым имуществом, а оно будет разрушаться, оно разрушается на глазах. Его надо защищать от других конкурентов, от других желающих его заполучить. Его нужно оберегать, чтобы оно не разрушилось: чтобы его огонь не спалил, вода не залила. Есть более тонкие формы имущества, например, слава, но и ее надо оберегать. Она более долговечна, слава может остаться за вами, даже когда вы покинете тело. Имущество вам не будет принадлежать, когда вы покинете тело, а слава останется – вас еще какое-то время будут помнить. Но все равно она также недолговечна, и о вас в третьем поколении забудут. И для того, чтобы эту славу стяжать, нужно тяжко трудиться, нужно быть хорошим человеком. Чтобы завоевать славу, нужно быть хорошим человеком, еще и чем-то жертвовать, возможно, на амбразуру бросаться.

Но все равно слава, как и власть, как и богатство, – все это улетучивается, все это эфемерно. Но вот такая вещь, как любовь или как преданность, не улетучивается. То есть даже когда мы покидаем это тело… Поскольку если мы преданны Вечному Богу, то и преданность Ему вечна, и преданность Богу пребудет с нами всегда, во всех воплощениях. Если у нас есть преданность Кришне, то, независимо от того, в каком теле мы родимся, мы все равно будем Ему преданны. То есть это у нас никто не отберет, это есть наше истинное богатство. В «Бхагаватам» есть такой стих, там говорится, что у человека можно отобрать все, что ему принадлежит, но нельзя отобрать Того, Кому он принадлежит. То есть у нас можно отобрать любую вещь, но нельзя отобрать нашего Хозяина, потому что Хозяин независимо от нас существует и Хозяин – Всемогущий.

Вот этим, если я правильно ваш вопрос понял, душа и обогащается, преданностью Хозяину.

Когда преданность становится нашим естеством?

Слушатель: Параматма, паранормально, дух. Когда душа приобретает привычки служить Богу? Никогда. Она и Бог.

Б. Ч. Бхарати Свами: Когда душа приобретает привычки служить Богу? Привычка приходит с практикой. Когда это становится частью нашей природы – преданность Всевышнему, то мы уже не можем без того, чтобы не служить Ему.

На этом мы заканчиваем. Следующее общение у нас будет в субботу в восемь вечера, будем читать «Слово Хранителя Преданности». А продолжим читать «Бхагаватам» в следующее воскресенье, главу девятую десятой «Песни».

Тирмакс, за ненормативную лексику мы вас выключаем.

Сектанты – люди, стремящиеся к определенной цели

Регулярно появляются люди, которые называют нас сектантами. Просто вы слишком поздно появляетесь. Мы с самого начала говорим: «Мы сектанты!» Мы сразу так и знакомимся: «Здравствуйте, мы сектанты». Поэтому все время нас называть сектантами… Дело в том, что сектанты в нашем понимании не есть что-то отрицательное, не есть что-то плохое. Сектанты – это люди, которые выбрали среди множества целей жизни какую-то одну и к ней стремятся. Это сектанты. То есть человек без принципов, он не сектант, ему все интересно, он увлекается всем. А сектант – это тот, кто увлекается чем-то одним. Например, хочет облагодетельствовать человечество, или собирает марки, или еще что-нибудь в этом роде. То есть он сектант. Или верит в какого-то Бога.

С этой точки зрения мы сектанты. Нас не интересует ничего, кроме поиска гармонии, красоты, кроме поиска Прекрасной Реальности – Шри Кришны. В этом смысле мы сектанты. А, так сказать, прийти в общество людей и обзывать их матерными словами, и оскорблять, ума большого не нужно. Вы попробуйте переубедить, попробуйте объяснить нам, что то, ради чего мы живем, бессмысленно и бесполезно. Потому что когда сектанта начинаешь оскорблять, начинаешь поносить его идеалы, он, наоборот, укрепляется в своем сектантстве. А вы попробуйте мягко, увещевательно разубедить нас в наших заблуждениях, тогда это будет полезно. А так: взять, обидеть нас сектантов… взять и обидеть.

Слушатель: Сектанта каждый обидеть может.

Б. Ч. Бхарати Свами: Сектанты да, они люди уязвимые.

Слушатель: Ранимые.

Б. Ч. Бхарати Свами: Джайа Шрила Говинда Махарадж, ки джайа. Джайа Шри Гуру-Варга, ки джайа. Спасибо большое. Будем рады вас видеть еще.

Транскрипция: Иван Иванов

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

+2

Другие материалы раздела

2010-03-28

«Зависть»

2010-04-03

«Пирити» — статья Бхактивинода Такура. Часть 2

2010-04-04

«Становление на духовный путь»

2010-04-11

«Многогранное учение вайшнавов»

2010-04-18

«Знание»

2010-04-25

«Духовный мир и наши отношения с ним»

2010-05-02

«Любовь»

2010-05-09

«Деятельность и ее причины» (поступки и мотивация)

2010-05-16

«Истина и Красота»

2010-05-23

«Служение красоте»

2010-05-30

«Внимание»

2010-06-06

«Духовная практика»

2010-06-13

«Тело и дух»

2010-07-18

«Веды»

2010-07-25

«Что есть реальность?»

2010-08-22

«Гаятри-мантра»

2010-09-01

«Внешняя и внутренняя природа Вайшнава»

2010-09-02

«Жертвоприношение»

2010-09-02

«Джанмаштами»

2010-09-03

«Три плана бытия»

2010-09-19

«Душа»

2010-09-26

«Отношения учителя и ученика»

2010-10-02

«Время и пространство»

2010-10-09

«Гуманизм — яд для души»

2010-10-17

«Судьба»

2010-10-24

«Порыв Души»

2010-11-01

«Бесконечное, безусловное, непостижимое существо»

2010-11-28

«Махамантра»

2010-12-05

«Разлука»

2010-12-23

День явления Шрилы Бхакти Сундар Говинды Махараджа