Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2014 / «Преданность неподвластна времени»
Адхокшаджа

«Преданность неподвластна времени»


  • «Преданность неподвластна времени» скайп-каст с Харьковом | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 5 апреля 2014 года, МО, Правда

    • Новости из Индии (0:00)
    • Поставить на кон все и выиграть (1:41)
    • О благоприятном рождении и настоящей свободе (10:21)
    • Поклонение Шиве как преданному (22:24)
    • Куда приводят соблазны (28:45)
    • О вкусе бхакти и роли гуру (39:26)
    • Преданность неподвластна времени (44:41)
    • Обезьяна – тоже человек (53:22)
    • Преданные души в телах животных(58:43)
    • Очистить храм своего сердца (1:03:18)
    • Беседы Говинды Махараджа (1:09:15)
    • Духовный коклюш (1:16:53)
    • Служить Кришне – это красиво (1:25:13)
    • Ударим по кали-юге хорошим настроением! (1:31:18)

Ответы на вопросы преданных харьковской ятры ШЧСМ.
Длительность и содержание аудио и видео могут немного отличаться.

http://www.youtube.com/watch?v=_tPbUQZLWRk

Преданность неподвластна времени

Скайп-каст с Харьковом

Новости из Индии

Б. Ч. Бхарати Свами: Харе Кришна. Чем могу Вам помочь?

Слушатель: Харе Кришна, Махарадж.

Б. Ч. Бхарати Свами: Харе Кришна.

Слушатель: Как поживаете?

Б. Ч. Бхарати Свами: Как всегда, плохо, но я этого не замечаю, но знаю, что все плохо.

Слушатель: Махарадж, есть ли какие-то новости из Индии по поводу Ачарьи Махараджа, по поводу паспорта. Перспектива приезда, может быть?

Б. Ч. Бхарати Свами: Дело в том, что я в этот раз не попал по независящим от меня причинам. Так что на счет этого не могу ничего сказать. Но я слышал, что все в порядке там, дело прекратилось, остались какие-то формальности. Когда все будет улажено, Ачарья Махарадж получит паспорт и первым делом приедет в Харьков. Но если серьезно, он в Харьков точно приедет, когда не знаю, но на Украину он собирается. Я точно знаю, что на повестке у него Украина стоит, если не на первом месте, то и не на втором.

Слушатель: А на каком?

Б. Ч. Бхарати Свами: Где-то посередине.

Слушатель: Можно вопросы задавать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, давайте.

# 1:41

Поставить на кон все и выиграть

Слушатель: Есть 9 видов преданного служения. Там говорится, что есть служение Господу в качестве слуги, лотосным стопам и в качестве друга. Как мы на нашем уровне должны понимать эти виды служения?

Б. Ч. Бхарати Свами: Во-первых, там, где они перечислены, Санатана Госвами их подробно описывает, эти 9 видов служения. Для нас важным является принцип служения. Т.е. есть общее понятие служения – отдать всего себя – атма-ниведанам. Если атма-ниведанам присутствует, полностью посвятить себя, тогда остальные 8 видов служения – как надстройка над фундаментом атма-ниведанам. Если душа полностью предана Всевышнему, то какие формы эта преданность примет, не так уж и важно. Это может быть поклонение лотосным стопам, может быть поклонение изваянию, в виде друга, разные виды слушанья, оглашения Его героических поступков – это уже не так важно. Атма-ниведанам – это отдавание всего себя. Это значит — посвятить ему свое время. Мы обладаем временем, больше мы ничем не обладаем. Если мы свое время Ему отдаем – это и есть самопредание. Другими словами, всем, чем человеку кажется, что он обладает, — это почет, деньги, слава, здоровье, он все равно это растрачивает. Мы так или иначе это растрачиваем. Бхакти-йога заключается в том, что мы все равно все это растрачиваем ради какой-то цели. Если мы эту цель меняем на Кришну, то получается, что все, что мы растрачиваем, мы тратим ради Него. Это означает атма-ниведана.

Слушатель: Получается, все свои действия, всю свою жизнь, все, что мы делаем, на служение Господу переводить.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да. Кришна в «Гите» это называет «разумный подход к деятельности». Поскольку мы все равно отдаем в своей жизни, все, что у нас есть, мы все равно теряем, и в конце концов теряем саму жизнь, то лучше терять это ради Него. Раз все равно потерять неизбежно, лучше потерять ради какой-то хорошей цели, важной цели. Допустим, Вы написали хорошую песню, какой-то шлягер. Вы можете ее продать какому-то певцу и получить деньги, при этом остаться неизвестным, потому что Вы уже никогда не докажете, что это Вы написали. А можете самостоятельно ее начать исполнять, при этом Вам нужно будет потратить много усилий, средств, и что Вы из этого получите, непонятно. При удачном стечении обстоятельств Вы даже после смерти будете известны. Вас будут вспоминать, и за Вашим гробом пойдет больше людей. Вот у человека выбор: либо сиюминутно заработать деньги, либо меньше денег, но зато прославиться в веках. О нем будут вспоминать, но его уже не будет. Что человек выбирает? Кто-то деньги, кто-то, наоборот, говорит: «Я хочу, чтобы обо мне помнили грядущие поколения».

Один человек выбирает известность после смерти, а другой – деньги при жизни. Таких случаев очень много, я привел совсем хрестоматийный случай. Так же и преданный. Он своими усилиями добивается каких-то благ в этой жизни или даже памятования после смерти. Или за то же самое, что он сотворил, в данном случае человек песню сотворил, он может сразу деньги получить либо память о нем на последующие поколения. Он своими действиями производит какой-то продукт – производит какую-то карму. Эту карму он может обменять на суетные блага этого мира: почет, удобства или даже память грядущих поколений, а может за эти действия получить дружбу с Кришной, которого он никогда не видел и верит в Него умозрительно. Но вероятность того, что Кришна есть, сохраняется. Вот это — атма-ниведана.

Преданный выбирает в пользу эфемерной дружбы с неким Кришной, а не суетные блага и память потомков. Если он свои действия посвящает вот этой идее Кришны, идее Всеобщего Всепритягающего Центра, который почему-то дружествен с нами, то он поднимает ставку, он делает такой риск – отказывается от мелочи, а сразу в этом казино ставит ставку: «Я хочу выиграть все, что есть в казино». Все, что есть: не какие-то там мелкие фишки, а все здание с его хозяином. Такая амбициозная цель у преданного. Если у нас есть вера в слова Кришны в «Гите», то Кришна говорит, что такому, кто поставил на кон все, что у него есть, с задачей выиграть все, что есть, у того, кто держит банк, если он ставит такую задачу, то Кришна говорит: «Я ему помогу».

# 10:21

О благоприятном рождении и настоящей свободе

Слушатель: А если Кришна не захотел бы проиграть?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну тогда потерял все. Правда, Арджуна говорит: «А если я не смогу сорвать банк? Что же, я буду разорван как облако ветром?» Кришна говорит: «Нет. Ты родишься в семье йога».

Слушатель: Преданным?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. На берегу шикарной хижины, где-нибудь на севере Индии, со всеми удобствами. Кришна это называет «благоприятныи рождением».

Слушатель: С коровой?

Б. Ч. Бхарати Свами: Может, еще и с коровой. Кришна говорит: «Это очень благоприятное рождение».

Слушатель: Махарадж, вот мы родились в семье простых советских людей, значит ли это, что наши успехи в преданном служении были весьма скромными в прошлой жизни?

Б. Ч. Бхарати Свами: Если и было преданное служение в прошлой жизни, то успехи, как Вы сказали, были весьма скромные. Все-таки, скорее всего, мы с нуля начали. Для душевного спокойствия, для душевного здоровья, лучше считать, что мы начали с нуля, что по милости Шри Гуру мы услышали о науке преданного служения и поступили в этот класс. Не то что, миллионы жизней мы практиковали бхакти-йогу под сенью лотосных стоп Шри Рупы и Санатаны, и что-то там не удалось, и спустя 500 лет мы родились в семьях советских служащих, рабочих и крестьян.

Слушатель: Атеистов.

Б. Ч. Бхарати Свами: Лучше не обольщаться. Никаким преданным служением мы не занимались, лишь по милости Шри Гуру, по милости Кришны, который ниспослал к нам своего гонца, принес нам благую весть о святом имени, мы соприкоснулись с учением Махапрабху.

Слушатель: Махарадж, говорится, если мы встаем на путь исправления, Дурга Деви видит, что мы начинаем исправляться, начинаем двигаться в сторону Центра, она начинает нам помогать.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Дурга Деви не начинает помогать, наоборот, на последнем этапе, когда видит, что все соблазны, все прелести, которые она нам подсовывает, не увлекают и не очаровывают нас, она открывает ворота. Пелена обмана рассеивается. До этого момента, Кришна в «Гите» в 13-й главе говорит, что Его ворожащая сила — Дурга Деви, Майя, Амбика, она поворачивается все новыми и новыми гранями. Она подсовывает нам все новые и новые прелести в виде почета, знания, последователей. Собственно, Махапрабху в «Шикшаштаке» говорит: «О, Господь! Мне не нужны женщины, слава, последователи, богатство, здоровье или молодость». Он перечисляет все возможные варианты. которые Дурга Деви нам подставляет, но этих вариантов у нее очень много. Последователи у Вас могут быть, если Вы – ученый, ученики в Вашей области науки, или если Вы – писатель, а если Вы, например, обладаете саном Гуру, у Вас какие-то последователи. Это такая самая хитрая уловка Майя Деви. Она нас убеждает, что «ты – духовный авторитет». Мы начинаем в это верить и т.д. Так говорит Махапрабху.

Когда преданный не поддается этим соблазнам, тогда Дурга Деви начинает помогать. Но сначала она перепробует все. Если у нее есть еще хоть какое-то сомнение, что есть еще вариант, который может нас увлечь, она обязательно его подсунет. Она должна убедиться. Собственно, «должна» – это ее дхарма. Она имеет этот пост. Эту должность она получила от своего хозяина – от Шри Кришны. И если у нее есть хоть какие-то сомнения, что мы не до конца прошли все уроки, она обязательно нам устроит новые и новые испытания. И последнее испытание, как я уже сказал, духовный авторитет. И венцом всех испытаний является мокша – освобождение, когда она тебе говорит: «Ну ладно. Да, ты не поддался этим испытаниям, и ты свободен. Да, оковы пали». «Оковы [рабские] падут, Темницы рухнут – и свобода Вас встретит радостно у входа, И братья меч Вам отдадут.»

Если мы поддадимся этому, то мы падаем на самое дно. Это все равно, что добрался почти до самого верха, а с верха падать очень больно. Если вы с серединки упали, вы можете на предыдущую ветку, а если вы с самого верха, то вы летите, ломая кости и ветки. Как только живое существо думает, что оно свободно, то оно низвергается опять вниз до состояния тли.

Слушатель: Говинда Кришнадас, который написал бхаджан «Бхаджахуре мана шри нанда-нандана», поклонялся Дурге Деви и просил освобождения, но он еще не был преданным Кришны. Она сказала, что она не может дать истиное освобождение, а только Кришна может дать. Это означает, что он очень искренне поклонялся?

Б. Ч. Бхарати Свами: Дурга может давать освобождение, но это не то освобождение. Это иллюзия освобождения. Что значит освобождение, дарованное нам Дургой? Это значит — свобода действий, свобода делать, что хочешь. Она говорит: «Свобода – делай, что хочешь и тебе за это ничего не будет». Кришна дает освобождение от Дурги – свобода от обмана. Это разного рода свобода. Ты освобождаешься от обмана и становишься приверженцем истины, тогда как Дурга Деви говорит: «Ты совершенно свободен, делай, что хочешь, и никаких последствий». Это как свобода миллиардера и свобода отрешенного схимника в пещере, йога. У них разные свободы – йог ни к чему не привязан, а свобода миллиардера: он может заплатить здесь, ему принесут то. Он может кого хочешь купить, но это не полная свобода, поскольку в этом мире не все продается. Он не может себе за деньги, например, купить что-то у богов. Деньги – это средство порабощать тех, для кого эти бумажки являются ценностью. Для людей деньги – это ценность. Если я предлагаю человеку деньги, он мне даст то, что он умеет или то, что он имеет. А Богу что эти деньги? Что Он с ними будет делать? Он их даже не сможет взять: пальцы мимо пройдут, потому что боги эфемерные. Или, например, медведь. Провалился ты в берлогу. Идешь ты по лесу мегасупермиллиардер, провалился с чемоданом денег и говоришь: «Возьми, я тебе еще дам». А он не понимает. У него ценность – хорошая филейная часть твоя.

Но у богов можно стяжать какие-то другие блага, конечно, не за деньги: набожностью, благочестием или какими-то аскезами. Например, Вы воздерживаетесь в приобретении солнечного света, тогда Господь Сурья – Солнце начинает беспокоиться, спускается и говорит: «Чем я могу тебе помочь? Только возьми мой солнечный свет, пользуйся моим светом». Вы ему можете продиктовать какое-то условие, что-то купить у него или у Индры, у Брахмы. Как Дхрува, он перестал дышать. Он сначала есть перестал, потом пить перестал, потом вообще дышать перестал. Миропорядок стал нарушаться. Тогда сам творец пришел и упросил Дхруву закончить свое воздержание и пользоваться благами мира.

# 22:24

Поклонение Шиве как преданному

Слушатель: Махарадж, вопрос такой у меня попутный возник. Я слышал, что некоторые преданные просят что-то у Господа Шивы, каких-то материальных благ. Как в нашем состоянии, как Вы считаете это?

Б. Ч. Бхарати Свами: Преданные не просят у Господа Шивы материальных благ никогда.

Слушатель: Вот Гурудев просил для гуру. Я знаю такую историю. Это, конечно, Гурудев.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это не «конечно, Гурудев», а Гурудев не просил материальных благ. Он просил для гуру.

Слушатель: Лекарство?

Б. Ч. Бхарати Свами: Лекарство. Да. Способ излечения.

Слушатель: Но преданности можно просить у Господа Шивы?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Мы поклоняемся Господу Шиве. Мы поклоняемся ему не как стражу этого мира, а как слуге того мира. Мы Господу Шиве поклоняемся не как владыке мира, не как Махадеву. Когда мы поклоняемся ему как владыке мира, мы просим у Него мирских благ. Свами Махарадж говорил: «Если мы придем к хозяину шоколадной фабрики и попросим шоколада, то мы тем самым закроем путь к дружбе с этим человеком. А если мы придем к нему как друзья, не будем просить шоколада, а предложим ему личное общение, личную дружбу, то это будет общение с той же самой личностью, но на другом уровне, вернее, с другой гранью этой личности. Есть житейский пример: каждый человек имеет социальное лицо и свое личное лицо. Мы можем иметь с ним общение как с социальным элементом, а можем как с личностью. Так же и Господь Шива. Его должность – охранять тот мир. Дурга Деви – Его энергия, Его жена. Она уже способы охраны изобретает. А Он над ней главенствует.

Но у Шивы есть и другая сторона – не должностная. Это Его должность, но есть и Он сам по себе. Мы поклоняемся Шиве не как охранителю этого мира, а как преданному того мира. Мы с Ним хотим вступить в дружбу в том качестве: в качестве слуги Вриндавана, а не в качестве хозяина этого мира. А так, конечно, преданные молятся Шиве, и Вы знаете, у нас во всех храмах нашего Матха стоит изваяние Шивы. Преданные, например, в Навадвипе перед главным арати идут к Господу Шиве, там, где у входа возлежит бык Нанди, и кланяются, потом обходят Говардхан – Гирираджа, потом идут к учителям и к Радхе с Кришной. Преданные просят у Шивы допуска к Радхе-Кришне. Потому что истинное лицо Шивы – это одна из Манджари. Я не помню ее имени.

Слушатель: Ананга.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ананга Манджари – это подлинная личность, по должности она надевает на себя форму Шивы с челом, посыпанным пеплом, со змеями вокруг шеи, с ниспадающей Гангой на голову. Униформа такая.

Слушатель: Интересно там все у них.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да-да. Одна из Манджари, например, надела на себя униформу Шрилы Говинды Махараджа. Мы ее так воспринимали. У них там постоянно идет ротация. Я думаю, что они даже каждый раз бросают кости, кто в этот раз пойдет. Вот эти кубики — кости бросают, кто в этот раз пойдет. Говорят: «Ладно, я в этот раз, а ты потом. И сделаем вид, что мы – учитель и ученик».

Слушатель: Хороший сериал «Махабхарата». Там вот эти кости, сразу понимаешь, как там все происходит.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Перед приходом они одеваются в какую-то человеческую одежду. Легенду им говорят: «Так. Легенда такая: родился ты в Бурдване, округ такой-то в Западной Бенгалии. Вот тебе легенда и не перепутай! Язык тебе дан, чтобы скрывать твои мысли». Язык разведчику дан, чтобы скрывать мысли.

Слушатель: Махарадж, они когда сами здесь играют, они помнят?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю.

# 28:45

Куда приводят соблазны

Слушатель: Махарадж, а вот в христианстве и в иных религиях есть такое понятие, как вероотступничество. Как на это можно посмотреть с точки зрения учения Махапрабху? Скажите, пожалуйста, как-то поясните.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну как. Человек верил, верил и разуверился. Вероотступничество – принятие прибежища у чего-либо, кроме Кришны. Ты Кришне говоришь: «Я в тебя верю. Я верю, что ты мое единственное убежище». А потом она прошла, шелестя полами юбки, и ты уже думаешь: «Нет. Вот и она тоже мое убежище». Или он. Или там в лотерею выиграл: «Вот это теперь мое убежище». Это и есть вероотступничество. На самом деле это вероотступничество подлинное. Оно происходит по 1000 раз в день у нас. Как только мы на что-то понадеялись, это сразу вероотступничество. Как только приняли прибежище у чего-то другого, это вероотступничество. Мы настолько ужились с этим, что мы от Кришны постоянно отступаем, что это уже нас не смущает.

Слушатель: Получается, что в итоге надо нам полностью во всем разочароваться, чтобы Майя Деви не смогла нас ни в чем искусить, тогда она сдастся и отступит.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Но она все изящнее и все коварнее будет давать нам соблазны. Соблазны будут все коварнее и коварнее.

Слушатель: Этот процесс нельзя никак ускорить?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это можно ускорить: не поддаваться на легкие соблазны, и тогда трудные соблазны будут в большем и в большем объеме на тебя сыпаться. А если ты поддался на какой-то соблазн, сошел с дистанции, тогда от тебя отстали. Как Индра превратился в свинью. Превратился в свинью, от него и отстали. Он счастлив со своими свинюшными детишками, со своей женой свинюшкой. Никаких больше соблазнов. Чего уж больше-то? Если бы он отказался от этого, тогда был бы какой-то серьезный соблазн. На примере Индры, кстати, очень хорошо видно, какие соблазны нас подстерегают. Вообще, он – громовержец, Зевс, царь богов. Его постоянно искушают. Как только он отказывается от веры в учителя, он не удерживается от соблазнов. Он как-то непочтительно отнесся к учителю, и тут же вселенские демоны и титаны побороли его.

Вообще, все эти соблазны, как микробы, уже живут в нашем организме. Неправильно думать, что мы заболеваем, простужаемся от каких-то внешних микробов. Микроб прилетел к нам в нос, и мы заболели. Все эти микробы уже в нас живут. Как только мы становимся чуть-чуть слабее, они просто начинают плодиться. Все эти бактериии уже живут, внешне не обязательно их заглатывать. Чуть-чуть мы ослабили иммунитет, и они начинают плодиться. Это и есть простуда, болезнь. Мы становимся слабыми. Вот эти соблазны уже в нас живут. Как только мы ослабеваем, т.е. теряем иммунитет… В преданном служении иммунитет – если мы имеем твердую веру в слово учителя, в слово вайшнава и в писания. Как только мы немножечко теряем веру – теряем иммунитет, то тут же соблазны. Они не откуда-то из космоса прилетают, а они в нас живут. Они начинают нами овладевать. Что такое соблазны? Это мысли некоторые, которые нас начинают убеждать. Как только у нас ослабела вера в учителя, то тут как тут мысли, которые нас до этого не беспокоили. Они начинают нас беспокоить. А, может быть, можно здесь соблазн найти: «Ну что ж, жизнь-то длинная, можно еще здесь устроиться, а потом уже на самом смертном одре упасть с кровати в позе дандавата и предаться Кришне. А пока мы понаслаждаемся, ничего страшного».

Слушатель: Мы же не знаем, когда мы умрем.

Б. Ч. Бхарати Свами: У нас есть вера, что мы знаем. Так что эти соблазны не из космического пространства. Они в нас живут. Это те же самые мысли, когда ум говорит: «А давай попробуем это, может быть, мы здесь найдем тихую гавань.» Мы решительно отвергаем эти варианты, мы их даже не рассматриваем, тем не мене они как-то там проносятся. Потому что вера в гуру не позволяет нам обращать на все эти искусы внимание. Как только вера в гуру ослабевает, мы начинаем обращать внимание, а это – первый крючок. Как только обратил внимание, ум туда погрузился, а за этим следуют доводы, почему нужно этот соблазн принять.

Слушатель: Получается, если Господь Индра не устоял перед соблазнами, тогда какой же у нас шанс? Он же великий преданный Господа, конечно, не как Господь Шива. Но стать Господом Индрой и занять такой пост, это надо очень много совершить аскез, пройти такой длинный путь.

Б. Ч. Бхарати Свами: И Господь Вамана его родной брат младший. Сам Кришна его родной брат. Да. Это говорит о том, что нам не гарантировано, что мы всегда будем сохранять веру в духовного учителя. Кем бы мы ни были: Индрой или Брахмой, мы можем потерять веру в учителя и тем самым ослабить свой иммунитет. Дело в том, что Индра – это должность. Тут должность не дает нам гарантий, не страхует нас от потери бхакти, от потери веры в учителя.

Многие преданные в человеческом облике могут быть примером стойкости и дать фору Индре, Брахме и другим богам. Мы знаем историю Билвамангала Тхакура, который сначала поддался, потом расскаялся, и ничто уже не могло поколебать его веры. Хотя это был не какой-то бог, сошедший на Землю, а это земной преданный.

Слушатель: Он в сатья-югу жил?

Б. Ч. Бхарати Свами: Билвамангал Тхакур. Нет. Это не современник, но спустя два поколения жил после Махапрабху. Это историческая фигура, не какая-то былинная, как Индра, Вамана. Это современник, можно сказать, ровесник Петра Великого. И таких примеров много.

# 39:26

О вкусе бхакти и роли гуру

Слушатель: Если пропадает вкус, то начинают одолевать эти все соблазны. Как воспитать этот вкус, как культивировать его?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вкус нельзя воспитать. Его можно очистить лечебным голоданием. Можно вкус в себе спровоцировать, но воспитать его невозможно. Понимаете, нельзя воспитать вкус обжорством. Чтобы ощутить потребность в хлебе, т.е. вкус, нужно, наоборот, какое-то время не есть суррогаты, не есть заменители. Нужно воздерживаться от суетных соблазнов этого мира, и тогда вкус бхакти в нас проявится. Он не воспитается, он проявится. Если Вы хотите испытать вкус какого-то блюда, нужно другое ничего не есть. Если Вы будете забивать желудок другими яствами, то Вы вкус к этому блюду не почувствуете. Так же и к бхакти, если не поддаваться соблазнам этого мира. Махапрабху говорил, что преданный не должен хорошо одеваться и изысканно, вкусно питаться.

Слушатель: Про машины ничего не говорил.

Б. Ч. Бхарати Свами: И про вертолеты с яхтой. Он не говорил, что у преданного не должна быть шикарная яхта и суперджет, не должен быть шикарный самолет у преданного.

Слушатель: Махарадж, а как же тогда Пундарика Видьянидхи? Он же был богатым человеком. Почему-то Шридхар Махарадж приводит как пример гуру вот эту личность. Было множество отшельников, а он приводит эту личность.

Б. Ч. Бхарати Свами: Гуру – это не тот, кому подражают, а кому следуют. Что Шридхар Махарадж говорил, что нужно ездить на золоченом паланкине в толпе прекрасных девушек топлес?

Слушатель: Это Видьянидхи так делал? Топлес прямо?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну совсем… Не это же качество гуру он ставил нам в пример, а другие вещи. Что Пундарика Видьянидхи, просто услышав имя Кришны, он поклонялся Дамодаре, не то что от богатства отказался, он даже отказался от благоразумия. Он сошел с ума. Его могли просто не то что лишить богатств, лишить свободы – отобрать все и пустить по миру, сказать, что «он безумен, и не общайтесь с ним». Его пример – это быть непривязанным ко всему этому, а не то, что он всем этим владеет. Шридхар Махарадж говорил, что «гуру – это тот, кому следуют, а не тот, кому подражают».