«Секта под названием человечество»
Слушатель: Ну я просто не могу представить это пока.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну если, например, то я отвечу: ну, например, да. Безусловная любовь — это я привожу пример: как вы с ней едете в машине с открытым верхом, она говорит: «Останови здесь». Она видит какого-то инструктора по фитнесу. Она говорит: «Я подойду в отель, дай мне денег на гостиницу. Мы там с ним недельку поживем, а ты здесь на коврике. И когда после этого мы голодны, ты давай-ка нам пиццу таскай, но сюда не заходи, а чтобы вот здесь было. Ты всегда будь недалеко, чтобы мы тебя позвали». При этом тебе не будут давать, чтобы ты купил пиццу. Ты сам еще где-то должен раздобыть деньги или саму пиццу украсть, чтобы той, кого ты любишь, чтобы она еще наслаждалась инструктором по фитнесу, и это бесконечно. Иногда она выйдет и скажет: «Ты че здесь?! Иди отсюда!» Потом: «Куда пошел? Принеси сигарет. Не мне, а ему, потому что он попросил сигарет». А ты ему принеси. И так всегда. То есть все, ты остался на этом коврике. Вот она — безусловная любовь.
Вы по прежнему любите Алладини?
Теперь это все перенесем на отношения с Кришной. Потому что Он красивый, Он тебя… Но дело в том, что ты Его никогда не увидишь.
Слушатель: И он ничего не попросит?
Б. Ч. Бхарати Свами: Через кого-то может попросить. Нет, надо будет ждать бесконечно долго, потому что, может быть, и попросит. Поэтому мы не преданные Кришны. Мы преданные Ее. Она может попросить. Потому что Господь Бог так издевается над ней своим куражом, что иногда ей нужно отдышаться, нужна какая-то отдушина, какая-то помощь. И вот в этом и заключается преданность. Преданность ей, а не ему.
Поэтому Махапрабху говорит: «Я — не санньяси и не домохозяин, ни мужчина ни женщина, ни тот, ни другой, ни третий. А я хочу быть вечным слугой слуги слуги слуги.» Не слуга Божий, а слуга слуги слуги слуги. Дасану дасану даса.
Слушатель: То есть если развернуть цепочку в обратную сторону, то получается, нам Кришна через Алладини говорит о своих желаниях.
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, Алладини через Кришну говорит нам о своих желаниях. Она для нас важнее чем Кришна. Мы ей преданны, а не Ему. Когда вдруг ей понадобится кому-то другому быть преданной, то тогда и Он для нас станет тот другой Кришна. Кришна вторичен, а Шримати Радхарани первична.
Слушатель: А как может быть Бог на втором плане?
Б. Ч. Бхарати Свами: Потому что Он от нее зависит.
Слушатель: Это тоже игра?
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну Он просто без нее не может. Представьте себе: вам кто-то предан, как я вот описал на коврике, вы что его бросите что ли? Поэтому Кришна говорит: «Я раб своих рабов».
Слушатель: Махарадж, но Радхарани же еще и внутренне Его духовная потенция.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ох, это для меня такие запредельные темы, потенции, энергии, я даже не знаю смысла этих слов, тем более духовных. Она является образцом преданности. Она есть идеал самопожертвования прежде всего.
Может какие-то вопросы: что надо есть, что не есть?
Слушатель: Если я правильно понимаю, чтобы достичь Кришны я должен отслужить допустим Алладини, как бы Ее представительнице, правильно я понимаю?
Б. Ч. Бхарати Свами: Почему Алладини-то?
Слушатель: К примеру так.
Б. Ч. Бхарати Свами: Чтобы достичь Шримати Радхарани надо служить Кришне. Чтобы иметь возможность ей послужить, это есть предел наших стремлений. Послужить ей — Шримати Радхарани.
Слушатель: А те отношения с Кришной, ты не можешь иметь дружеские, отцовские? Тоже через нее?
Б. Ч. Бхарати Свами: Это такие тонкие возвышенные темы, но да, все через нее.
Слушатель: Для меня такой вопрос: в уме допустим, я возьму это дело и посвящаешь это Кришне. Ты можешь Ему напрямую вот так предлагать. Или еду например предлагать.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да.
Слушатель: Это не является оскорблением?
Б. Ч. Бхарати Свами: Для нас младенцев нет, нормально. Для нас на нашем этапе под словом Кришна мы должны понимать всю совокупность духовного мира. В целом мы должны понимать: Кришна — это Он и Она — Шримати Радхарани и Кришна, когда мы произносим «Кришна». По мере приближения уже мы будем различать. Энергия служения и объект служения. Но пока мы не различаем. Поэтому когда вы говорите: «предлагать Кришне»… Да, предлагайте Кришне, но имейте ввиду, что это Радха-Говинда, Радха-Кришна.
Слушатель: Я слышала, что Гурудев сказал, что мы вообще Кришне прасад не предлагаем, мы предлагаем Гурудеву. А он предлагает Радхарани.
Б. Ч. Бхарати Свами: Гурудев есть слуга Радхарани. В нашем Матхе мы предлагаем прасад Гуру. Но можно и Кришне — ничего страшного.
Слушатель: Я хотела спросить, что раньше вас привлекало в сознании Кришны, вот в самом начале и что сейчас?
Б. Ч. Бхарати Свами: Сейчас меня ничего не привлекает абсолютно. А вот раньше был такой драйв, это было еще в советские времена. Я лютой ненавистью ненавижу коммунизм, социализм. И любое движение, способное было подорвать советский союз… А поскольку кришнаиты боролись косвенно с советским союзом, мне это понравилось.
Слушатель: Но вы же находитесь сейчас в этом всем, почему?
Б. Ч. Бхарати Свами: Просто, наверное, Гурудеву приятней, что я в этом, чем нет. Просто, если я пропаду пропадом, Гурудев скажет: «Ну что же ты…»
Слушатель: То есть вам важно…
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну он посмотрит на меня и скажет: «Что ж ты». Вот чтобы он не посмотрел на меня так укоризненно, стараюсь так придерживаться. Ну и еще чтобы стать старшим преданным, магараджей. Помните мультфильм “Золотая антилопа” — там такой магараджа бегает: толстый такой вот. Как быть с ним в одной компании приятно. У него золота столько, помните было?
Слушатель: Там золотом потом превратилось…
Б. Ч. Бхарати Свами: Он с золотом так и остался жить. Это все мультики. Поэтому вот мне нравится быть в одной команде с такими магараджами, чтобы прямо вот золото. В этом мире ценно только золото и недвижимость.
Слушатель: Недвижимость?
Б. Ч. Бхарати Свами: Недвижимость — это вечное.
# 1:26:53
Что скрыто в золоте?
Слушатель: А золото же оно только в нашей Вселенной ценный метал?
Б. Ч. Бхарати Свами: Можете с собой забрать в другую Вселенную.
Слушатель: Золото сам по себе метал можете про него рассказать? Не просто же так оно.
Б. Ч. Бхарати Свами: Золото похоже цветом на испражнения желтушного больного. Когда желтушный больной испражняется — вот он прямо золотом. А мы надеваем на себя золотишко…
Слушатель: А оно имеет вообще какую-то ценность, сам металл?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, это же все иллюзия. Люди его считают ценным, потому что оно не видоизменяется. Оно не окисляется. Ты его положил в землю, а оно через миллион лет останется таким. Это как эталон ценности. Железку зарыл, она сгнила. Золото положил, а оно ни с чем не вступает в реакцию. И люди это ценят. Некий эталон вечности. Люди же ищут вечность.
Слушатель: То есть оно не обладает какой-то мистической ценностью. Каким-то духовным смыслом не наделено.
Б. Ч. Бхарати Свами: Золото — это дом всех грехов. В золоте живут все грехи мира. Когда император Парикшит увидел воплощенное зло, которое уничтожало быка Дхармы и корову Земли, то он это зло поймал и решил его уничтожить. И зло сказало, что «ты не можешь уничтожать того, кто просит милости». Лежачего не бьют. И царь сказал: «Хорошо, я тебя не уничтожу, но ты убирайся из моего царства, покуда я правлю, не будешь в моем царстве». А зло ему говорит: «Как же я уйду из твоего царства, если ты всей Землей владеешь? Мне просто негде. Я же такой же гражданин, как все остальные. Да, плохой, но я гражданин. Ты должен мне предоставить место, где я буду жить.» И царь ему сказал: «Выбирай тогда». Оно говорит: «Я буду жить в золоте». Поэтому в золоте сосредоточены все пороки. Это разврат, жадность, зависть, преступления. Там где золото, там везде азартные игры, разврат. Это обитель порока. Потому что там Кали. Кали — это зло. Оно живет. Оно поселилось, ему Парикшит разрешил там жить. Поэтому лучше золота не иметь, не касаться. Некоторые взяли моду золотые часы носить. Это против, это не духовно. Кольца золотые. Все это… Напоказ выставляют.
Корректор: Вишнуприя Д. Д.