Вы здесь:  / Шримад Бхагаватам Книга 2 / Шримад Бхагаватам 2. Глава 6 «Телесный образ Вселенского Существа»

Шримад Бхагаватам 2. Глава 6 «Телесный образ Вселенского Существа»

Шримад-Бхагаватам_2_Сергей_Русскин

(Тексты 1-9 не включены в аудиоверсию)

Текст 1. Брахма сказал:

— Уста Вселенского Существа – это голос и огонь. Кожа Его и шесть прочих покровов – это священные песнопения, язык Его – яства, коими потчуют небожителей, предков и важных людей.

Текст 2. Две ноздри Его порождают ветра и воздушные потоки в теле. Из Его обоняния происходят утренняя и вечерняя зори Ашвини, а также целебные травы; Его дыхание – источник запахов.

Текст 3. Глаза Вселенского Существа – источник света и образов, Его глазные яблоки суть Солнце и светила. Слух Его есть пространство и звуки, уши – стороны света, в коих расположены все святилища и святые предания.

Текст 4. Поверхность Его тела есть поле деятельности и место благоприятных возможностей. Кожа Его – касание ветра. Она порождает осязание и служит местом для жертвоприношений.

Текст 5. Волоски на Его теле – растения, к коим относятся древа для возжигания жертвенного огня. Волосы на главе Его и лице – облака и тучи, ногти – камни, железные руды и притяжение.

Текст 6. Руки Вселенского Существа суть боги, предводители и защитники людей.

Текст 7. Там, где ступает нога Вселенского Существа, расположены низшие, средние и высшие ярусы Вселенной, а также все, в чем нуждаются живые твари. Стопы Его оберегают от бед и избавляют от страха.

Текст 8. От детородного члена Его происходят воды, семя, дождь, родоначальники и половые достоинства живых существ. Детородный член Его есть источник любовных удовольствий, в коих забываются муки деторождения.

Текст 9. Задний проход Вселенского Существа – обитель посмертного судьи — Ямы. Его кишечная протока, кою олицетворяет бог Митра, есть место злобы, несчастий, смерти и мук адовых.

Б. Ч. Бхарати Свами: В этой главе описана Вселенная в виде исполинского существа и все, что мы наблюдаем, — это части его тела.

Текст 10. Спина Вселенского Существа – область разочарований, невежества и безнравственности. Жилы Его суть большие и малые реки, кости – горные хребты.

Текст 11. Моря – покой Вселенского Существа; в животе Его, после гибели мира, находят прибежище души всех тварей. В сердце Его покоятся умы всех живущих.

Текст 12. Сознание Вселенского Существа – это долг, закон и обеты подвижников, к коим я причисляю братьев твоих: Шиву и четверых юных старцев Кумаров. Сознание Вселенского Существа есть обитель истины и знания о вечном.

Тексты 13-16. Вселенское Существо вмещает в Себя всех и вся – меня, тебя и Шиву, мудрецов, рожденных до тебя, богов, демонов, небесных аспидов, людей, ангелов, райских дев, бесов, оборотней, духов, гадов ползучих и летающих, предков, пророков, чародеев и кудесников, а также птиц, зверей, змей, растения и все небесные тела – светила и звезды, кометы, молнии и громы – все сущее во все времена. Однако Сам Всевышний не есть Вселенная, и облик Его иной, и обитает Он за пределами Вселенной в иной действительности.

Если сравнивать, как мы часто делаем, мир с книгой, с литературным произведением, то прозаически, естественно, потому что поэтическое произведение — это мир несотворенный, это мир Вайкунтхи и Голоки. А то, как то произведение, оригинал пересказан, получилось в прозе и получилось надуманно, но в прозе. Так вот в этой книге, в этом литературном произведении каждая сущность или каждое существо… Вот здесь перечисляются все предметы, все твари, пророки, мудрецы, бесы, ангелы, громы, молния, светила. Все они, если мы сравниваем с книгой, фразы какие-то.

Действительно, если после нас остаются только наши фразы и фразы о нас, то кто мы? Фразы. Мы просто с вами фразы. Здесь говорится, что, собственно, все есть фразы, словеса. Скажем, мы читаем историческую книгу, читаем про какого-нибудь великого полководца или какого-нибудь деятеля скромного или выдающегося. Что мы о нем знаем? Мы знаем только его фразы и читаем фразы о нем. Так кто он на самом деле? Фраза. Вот этот мир есть книга, а мы — фразы. И если все фразы собрать, то получится некая единая сущность — книга. Если в кучу собрать все фразы, то получится общее — книга. Вот эта книга есть Бог. То есть совокупность всех фраз — книга. Если мы все есть фразы, то совокупность всех нас есть Бог. Об этом здесь говорится, что Вселенная со всеми… Перечисляется: демоны, леса, поля, реки — это его жилы. То есть совокупность всех фраз есть Бог, книга. Но при этом дальше здесь говорится: «Однако сам Всевышний не есть Вселенная», то есть сам Всевышний не есть это произведение.

…облик Его иной, и обитает Он за пределами этой Вселенной в иной действительности

Это что значит, что смысл этой книги не виден. Смысл книги — не фраза.

Слушатель: Даже не пытайтесь его представить.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. То есть мы с вами можем разбить Вселенную на фразы. Даже их соединить, и мы увидим некое великое произведение в памяти, в уме. Но смысл… Можно сказать, что это — Бог, но без смысла это ничто. А вот сам смысл — Его на страницах не увидишь. Он за пределами. В этом смысл этого стиха, что все вместе есть Вселенная, Бог. Но сам Он не есть Вселенная. То есть смысл вне книги. Книга — его форма.

Слушатель: А где ж Он тогда?

Б. Ч. Бхарати Свами: За пределами, в иной действительности. Он инициализирует эту книгу, но сам-то Он всегда вне ее. Возвращаемся к этому какому-то историческому деятелю заслуженному или незаслуженному. Он — фраза. Все, что мы знаем о нем, это фразы о нем или его фразы. Но сам-то он знает, что он — кто-то другой, он — не какая-то фраза. Он там сам жил, что-то думал. Вот это одновременно все мы — и фразы, если мы часть вселенского замысла Бога, но при этом мы еще себя мним кем-то другим — не только фразы.

Слушатель: Как же тогда Толстой, например, он же много всяких произведений написал?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну вот такая фраза. Что нам от него осталось? Только его фразы в книжках и о нем воспоминание какое-нибудь.

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, но дело в том, что Бог — это не просто фраза, а это совокупность всех фраз.

Слушатель: Если какой-то фразы не будет, то не будет Бога что ли?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот в том-то и дело. Вопрос: если какой-то фразы не будет, то не будет Бога? Его облик нарушится, вот эта книга нарушится. Но смысл-то останется. В нашем видении это уже будет другое что-то. Но для себя сам-то Он не исчезнет.

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, постоянно эти все аватары, мы сегодня читали — юга-аватары, манвантары. Это все проистечение из Него. Он брызжет этими фразами. Они, конечно же, поэтические фразы, но мы их слышим вне рифмы. Потому что мы не слышим музыки. Нам это кажется прозой все.

Слушатель: Материться может?

Б. Ч. Бхарати Свами: Все может. Мы это воспринимаем как материться, а он просто разговаривает. Это слова-соединения. Всякое слово гармонично вписано в контекст, в нужную ситуацию. Например, корабль идет ко дну. Вы что будете …

Слушатель: «Харе Кришна» будем петь…

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну это понятно… Если вы будете интеллигентно выражаться, то картина будет неправдоподобна. Каждая фраза должна быть на своем месте.

Текст 17. Как Солнце, источая лучи, присутствует всюду во Вселенной, так Всевышний, облачаясь в тело Вселенной, присутствует внутри и снаружи ее и этим поддерживает ее существование.

#00:09:39#

Понятно, да? Вселенная существует благодаря Солнцу. Солнце нагревает все и Вселенная существует. Вселенная, как мы уже говорили, — это населенное пространство. Без света Солнца и без тепла Солнца населенное пространство не может существовать. То есть Солнце даже в темноте, если полностью выключим свет, вообще наступила ночь, все равно Солнце присутствует, хотя бы потому, что нам тепло. Если где-то есть хоть маленький очаг тепла, значит, Солнце есть, хотя мы его глазами не видим.

Слушатель: А Солнце одно во Вселенной?

Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно.

Слушатель: А как же оно добивает до конца Вселенной?

Б. Ч. Бхарати Свами: А Вселенная не такая уж и большая. Это же населенное пространство. Более того, там, где заканчивается свет Солнца, заканчивается Вселенная. Там, где заканчивается власть государя, там заканчивается государство. Там есть какие-то земли, видимо, какие-нибудь татары живут, но там нет уже государства. Так же и там, где заканчивается свет Солнца, там заканчивается Вселенная. И в пятой книге мы читали, что там уже начинается… Вроде бы там что-то есть, но поскольку там нет теней, там они тени отбрасывают, то там ничего нет, жизни там нет. В пятой книге мы читали, что есть такая область, куда вроде бы свет доходит, но там ничего нет просто. Как будто большое золотое блюдо, там невозможно ничего, там невозможно приспособиться для жизни.

То есть тут говорится, что Солнце присутствует всюду, хотя его не всегда видно, но оно присутствует всюду: и внутри, и снаружи. То есть если мы видим какой-то теплый предмет, это значит, в нем присутствует Солнце. Это значит, этот предмет когда-то зарядился солнечной энергией, а сейчас он эту энергию отдает. Если мы видим дерево, это значит, что это дерево питалось энергией Солнца и теперь ее может дарить. Оно может отдать эту энергию света и тепла.

Так же и Господь. Он присутствует всюду. Если мы будем смотреть на эти фразы по отдельности, то мы Его не увидим, а если мы возьмем в совокупности, то мы сразу увидим, что это Господь. То есть если мы будем отдельно читать фразы, то мы не увидим книги, это будет словарь просто. А если все эти слова расставить в правильном порядке, получится книга, то есть тогда мы увидим Господа. И если Он дозволит, то мы увидим смысл этой книги. Но наши учителя говорят, что смысл этой книги “Харе Кришна” — Она и Он, то есть книга о Нем и о Ней. Такой смысл. Но кто-то видит другой смысл.

#00:13:10#

Текст 18. Господь Бог властен над бессмертием и бесстрашием. Он выше смерти и делания. Он — Причина причин и следствий, потому величина Его неизмерима.

«Он — Причина причин и следствий», поэтому Его нельзя увидеть, нельзя измерять. Что нельзя измерять? Нельзя измерять самое маленькое, потому что нет эталона. Вот самым маленьким можно мерить все остальное. И нельзя измерять самое большое. Вот Господь — причина причин и следствий. То есть мы причину и следствие можем измерять, а вот причину причин — уже не можем. Потому что нет такой величины.

Скажем, если мы берем какое-то число: целое число или дробь какую-то, то мы можем измерять ее единицами. Допустим, берем десять, то это десять единиц. А если мы берем единицу? Неделима, ее уже нельзя измерять. Поэтому в «Гите» говорится, что душу нельзя измерять. То есть ее нельзя раздробить, другими словами. Измерять — это значит раздробить. Душу нельзя измерять, потому что она — самая маленькая частичка, и Бога нельзя измерять, потому что Он самый большой. А все в промежутке можно измерять, то есть раздробить. Вот здесь говорится, что Он — причина причин, то есть Он самый большой. «Он — причина причин и следствий, поэтому величина Его неизмерима».

Текст 19. Да будет тебе известно, о святитель, что сотворенный мир составляет четвертую часть Божьего бытия. Тварей Своих, обретающихся в сотворенном мире, Всевышний наделяет всем необходимым для существования, изъяв разве то, что им подлинно нужно – бессмертие, бесстрашие и неомраченную радость.

#00:15:20#

Ну тут все ясно, да? Вот тут даются нам некоторые географические представления о сотворенном мире, что он есть четвертая часть. Вопрос: а почему же тогда говорится, что он безграничен? Сотворенный и несотворенный миры безграничны. Да, здесь не даются расстояния, но говорится об относительных величинах — четвертая часть. То есть мы берем какое-то пространство, делим на четыре части, и четыре луча расходятся в бесконечность. То вот четвертая часть она, конечно, бесконечна, но она — одна четвертая по сравнению со всем. И тех, кто населен в этой области сотворенной, Господь тоже не обделяет, как своих детей, тоже им дает в наследство все необходимое для существования. И, чтобы существовать здесь, есть все, за исключением маленьких вещей, которые действительно нам нужны. Это бессмертие, это бесстрашие и неомраченная радость. А так все есть — власть, удовольствия, радости какие-то, “Новый год”. Что значит “Новый год”? Вот мы летим где-то в бесконечном космическом пространстве, какие года? Просто летим и все. Но нужно придумать праздник. Человеку, как здесь говорится, нужна неомраченная радость, поэтому придумывает радость. Но, естественно, она омрачается. Где-то, когда просыпаешься первого января, отрываешь лик от салата оливье, оглядываешься вокруг и не узнаешь никого. Вот такая радость.

Текст 20. Собственная обитель Всевышнего составляет три четверти всего Его бытия.

Такое вот у Него. Он себя не обижает. Для всех — одну четверть, а для себя одного — три четверти.

Слушатель: А почему так?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот когда речь идет о Нем, вопрос «почему, для чего, отчего» некорректен. Хочется.

Текст 20. Собственная обитель Всевышнего составляет три четверти всего Его бытия, и расположена она вне пределов сотворенного зримого мира. В обители Его находят прибежище те души, что обрели бессмертие. Но тот, кто ближними своими полагает таких же, как он, смертных, кто алчет плотских удовольствий и сторонится воздержания, тот принужден влачить тревожное существование в призрачном мире, рождаясь и умирая здесь снова и снова.

Кто близкими своими считает смертных и алчет плотских удовольствий, тот будет рождаться снова и снова. Ну потому что он хочет этого. То есть удовольствия не возбраняются. Только в довесок к ним… Удовольствия, привязанность не возбраняются. Вот спрашивают: «А что плохого, если я там привязан?» Ничего плохого, просто в довесок дается омраченная радость, страх и смерть. А так…

Текст 21. Власть Господа неизменно простирается над обоими мирами – сотворенным и несотворенным. Чего бы ни алкало живое существо — быть господином в мнимой действительности или слугою в подлинной, Всевышний помогает ему в достижении той цели. Обладатель всех сил и достояний — Господь Бог в равной степени дозволяет алчущим душам видеть истину или заблуждаться.

То есть Он разрешает: хочешь пребывать в самообмане — пожалуйста. Хочешь узреть истину — тоже.

Текст 22. Стихии и состоящие из них предметы, орудия чувств и ощущения, понятия и явления – все это есть члены огромного Вселенского Тела, душою коего является Господь Бог. Вселенных несчетное множество, и в каждой из них Он – единовластный владыка. Как Солнце светом и теплом присутствует в каждой точке Вселенной, оставаясь отдельно от всего, так Господь Бог пребудет в каждой сущности, оставаясь Сам по Себе и для Себя.

Текст 23. Появившись на цветке лотоса, что произрастает из пупа Вседержителя, я не имел в распоряжении своем ни единой вещи, требуемой для жертвенного действия и действия вообще, потому для осуществления своего замысла творить я воспользовался членами исполинского тела Всевышнего.

#00:21:02#

В этой главе Брахма вкратце излагает «Бхагаватам», который потом будет, как снежный ком, увеличиваться, увеличиваться и превратится в 12 книг.

Здесь Брахма говорит о том, что вообще акт творения он воспринимает… Он же каждое утро творит и акт творения он воспринимает как жертвенное действие. То есть действие не ради себя, а ради той самой музы, которая его вдохновляет. То есть деятель искусства, если он творит под воздействием музы, то он творит не для себя и не для читателей, зрителей, слушателей, а он творит для той самой музы. Она его вдохновляет, и он ей посвящает.

Текст 24. Для жертвенного деяния мне понадобились цветы, листья, трава, жертвенное место и время.

Текст 25. Еще мне понадобились: утварь, зерно, чистое масло, мед, золото, земля, вода, три вида песнопений — Риг, Яджур и Сама и четыре священника.

Текст 26. Боги, коим ныне приносятся жертвы, были поименно сотворены мною в уме из членов исполинского тела. Так, преклоняясь пред богами для достижения всевозможных целей, жертвователь все одно преклоняется пред Всевышним подобно тому, как платящий дань царевым чиновникам все одно платит своему государю.

Тут перепев с Гитой. Кришна говорит, что если ты поклоняешься небожителям, приносишь дары небожителям, то в конечном счете ты все равно мне поклоняешься. Потому что они есть мои наместники. Вот здесь Брахма говорит, что когда он увидел Господа… В предыдущей главе мы читали, что Господь явился к нему. Он источал приятный свет, у Него было четыре руки, гирлянда, волшебный камень Каустубха, браслеты на ногах, ногти, как рубины, глаза, как два светоча. И когда этот образ исчез, он же в темноте полной оказался, и ему нужно было творить. Нельзя же вечно в темноте сидеть, нужно вокруг себя что-то выдумать, придумать, где ты мог бы жить. Хотя бы какое-то жилое пространство. И вот из частей того образа, который он увидел, он сотворил себе помощников. Он сказал, что палец, пусть это будет вот этот вот.

Вселенная, которая нас окружает, для него — выдумка. Есть сочинение, а есть изложение. Вот это изложение было. Он увидел и написал на заданную тему книгу. А изложение — там больше рамок, изложение близко к тексту. А сочинение — «Напишите на такую-то тему» или просто: «Напишите, как вы провели лето». А здесь вам прочитали, и вы должны изложить.

Слушатель: Раз говорится, что все, что здесь есть, там есть прообразы всего этого, значит, он очень близко к тексту должен был излагать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Должен был, но мы же не знаем, как получилось. Мы же не сторожи ему.

Слушатель: То есть может быть что-то такое, чего там нет?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет-нет, все есть. Ну скажем так: там есть золотая гора, а здесь есть отдельно золото, отдельно горы. Нет, чтобы все вместе и только у меня.

Слушатель: Есть такая байка, что там есть все, кроме собак и свиней.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну свиней, ну как? Господь Вараха. Потом Господь Дхарма — Ямарадж в виде пса пришел.

Слушатель: Там свиньи не свинские, собаки не собачие.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, ну там у собак, видимо, нет никаких собачьих качеств, кроме верности, преданности.

#00:26:16#

Слушатель: Здесь вопросик про душу пришел. Он относится к предыдущей теме про мельчайшие частицы. Вопрос такой: «Если душа — наименьшая частица, значит ли это, что Абсолют и все состоит из них?

Б. Ч. Бхарати Свами: Значит это, что все состоит из души. Не из душ, а из души.

Слушатель: Он имел в виду, что каждая частичка — это конкретная одна душенка.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот, например, мы видим паровоз. Если есть образ, то должна быть душа. Образ не может существовать без души. Никакой образ не может быть без души. Вот мы видим образ — паровоз. Где там душа? Тот, кто его изобрел — это душа паровоза. То есть если вы видите камень, то душа в этом камне — это вы, потому что вы его воспринимаете. Вы в этом камне, он есть ваш образ.

Паровоз в том виде, в каком вы видите, — это ваш образ. Но вообще паровоз, вообще камень, у него есть душа — это Параматма. Некая душа. Здесь же говорится, что Господь присутствует везде, то есть Он — душа всего, всякого образа. Но те образы, которые мы с вами воспринимаем, душа этих образов — это мы с вами, каждый индивидуально, потому что каждый по-разному видит камень. Мы — душа того мира, в котором мы находимся. Этот мир меняется в зависимости от времени суток, в зависимости от количества выпитого. Мир постоянно меняется от настроения, от выпитого, от тяжести удара по голове. Мир меняется, но мы все равно в этом мире душа.

Слушатель: Получается, душа — это мини-бог этого своего мира.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, мы есть бог того, что мы наблюдаем, и задача бхакти в том, чтобы этот мир разрушить, то есть этот мир сделать конгруэнтным, то есть одинаковым с тем, что был задуман изначально творцом — Кришной.

Слушатель: А вот личность в нашем мире… Камень — это тоже личность та же самая. Те, с кем я общаюсь, тоже личность, не я же их создал.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, личность создали не вы, но так как вы эту личность воспринимаете, это вы ее создали.

Слушатель: Это вторичное творение, грубо говоря.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Вот вы разговариваете с плохим человеком, этого плохого человека вы создали, потому что он-то себя не создал плохим человеком. Он некая личность. Он как-то себя воспринимает. А вот вы его воспринимаете таким образом: хорошим или плохим.

Слушатель: Слишком много наслаивается. Все, кто его видел, они все по-разному воспринимают.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, у каждого свой мир.

Слушатель: Изначальный же есть?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: А как вступить с ним в контакт?

Б. Ч. Бхарати Свами: А зачем?

Слушатель: Чтобы по душам пообщаться.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот задача: если мы придем в согласие, в гармонию с Параматмою, то есть с той главной атмой, тогда мы мир увидим как бы ее глазами, глазами главной души. То есть мы видим некий мир, но он не совпадает с тем, как это было создано изначально творцом. Если мы становимся бхактой, то есть рабом Божьим, тогда мы мир начинаем воспринимать так, как Он создал. Это называется: гармонично воспринимать мир.

#00:31:19#

Слушатель: Вот если вступить в контакт с Параматмой, найти с ней общий язык, а если найти с Кришной в Двараке вот так вот по градации, то по-разному же будет видеться?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: То есть тот, кто вступил в контакт с Параматмой видит по-другому чем тот, кто вступил с Рамой?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Он уже воспринимает мир как лилу Рамачандры и Ситы. То есть Хануман воспринимает мир не так, как преданные Парашурамы или преданные Чайтаньи. Поэтому Господь милостиво эти области разделяет, чтобы конфликтов не было.

Эта история известная, когда Господь послал Гаруду за лотосом. И Гаруда увидел какую-то обезьяну, растянувшуюся на земле. И вот он говорит ей: «Подвинься». А Хануман говорит: «Я так ослаб, что ты сам меня подвинь, если хочешь». И как ни старался Гаруда — царь птиц, он не мог эту обезьяну с места сдвинуть. Тогда он разозлился на него и хотел причинить ему насилие. Хануман Гаруду схватил, как гуся, вот так вот. И сударшана-чакра еще был в помощниках у Гаруды. А сударшана-чакру он себе, как колечко, нацепил. И пошел к Кришне в двараку, ну к Вишну фактически. И Кришна узнал, что идет Хануман, и чтобы не было конфликта литературных произведений, Он сделался Рамой, чтобы не расстраивать своего преданного. То есть они не соприкасаются. Эти лилы не соприкасаются, поэтому Господь срочно поменял декорацию. Поскольку у Него две главные жены — Рукмини и Сатьябхама… Сатьябхама черезвычайно вздорная, капризная женщина. Он ей говорит: «Надо быстренько в Ситу превратиться». Она говорит: «Не-не, ни за что. Что это я буду?» И тогда Он ее за диван задвинул. А Рукмини превратилась в Ситу.

Вот произошел конфликт, и Кришна принял Ханумана. Хануман отвесил свой поклон Раме и удалился. А цветок принес. Точно так же во Вриндаване: на сцене никогда мы не видим Балараму и Радхарани или пастушков и пастушек. Они не знают о существовании друг друга. То есть, может быть, они там слышали, но это настолько им кажется: «Какие друзья у Кришны? У него только подружки». А друзья думают: «Какие подружки, что это такое? Мы его лучшие друзья».

Слушатель: Вот только сцена, когда они входят в деревню, а подружки в домах, они же встречают.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну они же Кришну видят.

Слушатель: Так он же с толпой идет.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, это так, просто пыль какая-то. То есть да, игры никогда не пересекаются.

Другие материалы раздела

2011-11-20

Шримад Бхагаватам 2. Глава 1 «Начальное представление о Всевышнем» Тексты 1–21

2011-11-27

Шримад Бхагаватам 2. Глава 1 «Начальное представление о Всевышнем» Тексты 22–39

2011-12-04

Шримад Бхагаватам 2. Глава 2 «Облик Всевышнего в сердце» Тексты 1–7

2011-12-11

Шримад Бхагаватам 2. Глава 2 «Облик Всевышнего в сердце» Тексты 8–37

2011-12-25

Шримад Бхагаватам 2. Глава 3 «Любовь: возвращение к истоку»

2011-12-26

Шримад Бхагаватам 2. Глава 4 «Творение»

2012-01-01

Шримад Бхагаватам 2. Глава 5 «Причина всех причин»

2012-01-08

Шримад Бхагаватам 2. Глава 6 «Телесный образ Вселенского Существа»

2012-01-15

Шримад Бхагаватам 2. Глава 7 «Облики Предвечной Истины»

2012-01-29

Шримад Бхагаватам 2. Глава 8 «Вопросы царя Парикшита»

2012-02-05

Шримад Бхагаватам 2. Глава 9 «Ответы Шуки» Тексты 1–22

2012-02-12

Шримад Бхагаватам 2. Глава 9 «Ответы Шуки» Тексты 21–30

2012-02-19

Шримад Бхагаватам 2. Глава 9 «Ответы Шуки» Тексты 33–46

2012-02-26

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 1–9

2012-03-25

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 10–15

2012-04-15

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 15–31

2012-04-22

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 30–40

2012-04-29

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 40–51