Вы здесь:  / Шримад Бхагаватам Книга 2 / Шримад Бхагаватам 2. Глава 8 «Вопросы царя Парикшита»

Шримад Бхагаватам 2. Глава 8 «Вопросы царя Парикшита»

Текст 15. Как создались стороны света, небо, звезды и прочие предметы, что окружают нас? Откуда появились горы, реки, моря, острова и сами виды жизни?

Текст 16. Каковы пределы Вселенной, и что пребудет по ту ее сторону? По каким признакам узнать человека, обладающего внечувственным опытом?

Просветленного.

Как понять человеку, какое занятие ему определено на роду?

Чем заниматься: тоннели строить или на флейте играть?

Текст 17. Что есть век Вселенной? Сколько веков живет она и как часто они сменяют друг друга? Одинаков ли долг и закон веры в каждом веке и каковы они?

Одинакова ли дхарма во всех веках? Дальше будет говориться, что века тоже разные бывают. Бывают маленькие века, есть век человека, есть век бога, есть век Ману, есть век Брихаспати, есть век Дхрувы, есть век Брахмы. Эти века разные. Для какой-нибудь бактерии — один век, для человека — другой век.

В каких обликах Господь являет Себя в веках и каким забавам предается?

Текст 18. Что объединяет долг разных сословий? В чем обязанность правителя? У кого обывателю искать защиты в миру, к кому обращаться в бедственный час? Кому им молиться и на кого уповать?

Текст 19. Из каких стихий сложено вещество? Сколько их числом, откуда они появились и как из отдельных стихий слагаются предметы? Что есть служение и самопожертвование? Как развить в себе силу воли и самообладание, требуемые для достижения высшей свободы?

Эти темы вкратце были затронуты Шукой. Он говорил: чтобы достичь свободу от иллюзии нужно быть твердым, нужно быть целеустремленным. То есть нужно идти, что бы ты ни делал, ты всегда в голове должен держать эту цель — обрести свободу. Не радоваться обретению и не печалиться потерям. Это называется самообладанием. Здесь Парикшит спрашивает: а как развить в себе это? Шука до этого говорил: чтобы обрести свободу, главное — не удивляться ничему. То есть не попадать под влияние своих побед и своих поражений. Потерял ты или приобрел, нужно к этому относиться совершенно одинаково. Тогда ты сможешь обрести свободу. Одним словом, это самообладание, то есть не радоваться приобретениям и не печалиться потерям. И вот вопрос: а как это самообладание обрести, как его в себе развить?

Слушатель: Когда потери, это хуже.

Б. Ч. Бхарати Свами: Когда потери для нас хуже, чем приобретения, тогда век свободы не видать.

Слушатель: Если теряешь и радуешься при этом, то еще есть шансы. Потерял и порадовался.

Б. Ч. Бхарати Свами: Наверное, может быть, с этого начинать. Но Шука говорил, что не радоваться и не печалиться потерям и приобретениям, это необходимо. Без этого свободы не видать.

Слушатель: Это искусственно, наверно, достигается?

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы не знаем, здесь пока вопрос. Шука дальше будет объяснять, каким образом в себе развить это качество.

Текст 20. Что за волшебные силы, коими обладают святые, обуздавшие страсти?

Мы знаем, что святые обладают восемью волшебными силами: ходить через стенку, становиться тяжелым, легким, летать, доставать, что надо в супермаркете без денег. Вот святые обладают такими силами. Читать мысли и последняя тайная сила — не просто читать мысли, а влиять на мысли другого.

Слушатель: Получается, если человек не контролирует свои мысли, то любая мысль, которая приходит ему в голову, это не его мысль…

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, есть такие йоги, которые внушают тебе. А есть такие брахманы или кшатрии, они не внушают тебе тайну, а они с тобой разговаривают и этим внушают, речами внушают.

Слушатель: НЛП. Нейролингвистическое программирование.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, это тоже тайная сила. В ходе разговора тебе приходит какая-то идея, и ты думаешь, что она твоя. Вот святые обладают такой силой: сидит рядом с тобой, раз — и у тебя какая-то идея появилась.

Слушатель: Грузит софт.

Б. Ч. Бхарати Свами: Как это? Облачный, да? Сейчас называют это облачное обновление.

Что есть скрытое тело человека?

Тонкое тело, сукшма еще называют. Это чувства, рассудок и ум.

Сохраняется ли оно после гибели вещественного тела? О чем гласит древний свод знаний Веда, о чем повествуют Летописи и Предания?

Итихасы и пураны.

#00:52:30#

Текст 21. Расскажи, о мудрец, о происхождении видов жизни. Чем поддерживается жизнь и почему живое принуждено умирать?

В пуранах говорится, что сначала смерти не было. Брахма, когда творил, смерть не задумал. А потом он увидел, что живых существ становится все больше и больше, уже их семь миллиардов, а они все ищут жизни. Их все больше и больше, а они не умирают. И тогда он создал красивую женщину, но со страшными зубами. То есть она красивая, но как только рот откроет — сразу инфаркт. То есть говорить начинает. Она вроде ничего, как только начнет говорить — сразу подавай на развод. И вот он создал прекрасную женщину, но со страшными зубами, и она стала пожирать, ну это фигурально, а может и действительно пожирает. Так живые существа стали умирать, но рождаться снова.

Слушатель: То есть, получается, если смерти не было, то и старения тоже не было? Болезней…

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, он их создавал, но в генетическую матрицу не заложил старение и умирание. А потом смерть создал. Она, когда узнала, какая задача на нее возложена, заплакала. Но Брахма все ей слезы собрал. Он не дал им упасть. Я не помню, почему.

К чему человеку обряды и таинства?

Действительно, зачем нам эти таинства. Зачем знать, какой вилкой есть омаров, если завтра на нас упадет Меланхолия. Фильм “Меланхолия” про последний день жизни на Земле.

Слушатель: Он там все таки свершился? А то я не досмотрел до конца.

Слушатель: Да, врезалась она прямо в них.

Б. Ч. Бхарати Свами: Фильм посмотрите, советую. Он чем замечателен… Сама идея не особенно, простенькая, но он сделан так, что когда ты заканчиваешь фильм смотреть, у тебя ощущение, что фильм продолжается. Ларс фон Триер, в чем его гениальность — он снимает про тебя. И когда фильм заканчивается, ты живешь этими самыми событиями, которые здесь были. Ты уже смотришь на мир глазами героев. В этом гениальность художника. Там нет вот этого голливудского апокалипсиса, ужаса, где…

Слушатель: Кровь, мясо.

Б. Ч. Бхарати Свами: Как в фильме, помните, “Апокалипсис 2012”? Там, где на корабле, еще русский олигарх падает вниз. Там все вот эти ужасы, трюкачества цирковые. Ну цирк, в общем. А здесь всего четыре персонажа, и ты живешь потом этим фильмом. Фильм продолжает жить в тебе.

Слушатель: А сколько это продолжается?

Б. Ч. Бхарати Свами: Зависит от впечатлений.

Слушатель: Обладает силой, чтобы проникать в чужие сознания.

Б. Ч. Бхарати Свами: Именно в этом гений художника таким образом проявляется.

К чему человеку обряды и таинства?

Это я к чему вспомнил, там есть один эпизод, когда они уже знают, что Меланхолия, эта планета, не отдаляется, а наоборот приближается. Все понятно, и они завтракать садятся. Нет, они обсуждают, как бы они хотели встретить этот последний миг. И одна говорит: «Нужно хорошее вино, включить девятую симфонию Бетховена». Как там она сказала: «Чтобы было прилично». И ее сестра говорит: «Ты действительно так определяешь, что важно?» И тут она прозревает, что, действительно, все эти так называемые обряды, таинства, приличия ни к чему не нужны.

И вот Парикшит задает тот же самый вопрос. Для него это актуально, потому что он уже проклят, и через столько-то дней на него эта Меланхолия… На самом деле Меланхолия на всех на нас надвигается, просто в данном случае этот фильм про то, как все сразу. Но надо помнить, что есть у каждого из нас индивидуальная Меланхолия. И она, как каждая планета, раз в какое-то время на нас, то есть каждый раз мы умираем. Сколько бы раз мы ни рождались, мы каждый раз умираем. То есть она возвращается, эта сама планета.

Почему святые предания объявляют среди целей человеческой жизни набожность, благосостояние и плотские удовольствия?

Свобода — понятно. Здесь Паришкит как раз его спрашивает про свободу. А вот если конечная цель — это свобода, то для чего себя связывать? Веды рекомендуют человеку быть набожным, соблюдать обряды своего племени, своего духовного оклада, обряды своей касты.

Слушатель: Наверное, для тех, кто не знает, что свобода — самая главная цель.

Б. Ч. Бхарати Свами: Веды говорят, что четыре цели человеческой жизни, или четыре задачи: дхарма, артха, кама и мокша — набожность, благосостояние и плотские удовольствия. Зачем соблюдать обряды, то есть зачем эту дхарму соблюдать, зачем накапливать, если всему придет конец и зачем плотские удовольствия.

Слушатель: Видимо, как неизбежность.

Б. Ч. Бхарати Свами: На самом деле они регулируют это. Вьяса говорит, что человеку даже если скажешь, что не нужно это, он все равно тебя не послушает. Если хочешь обуздать протест, нужно его возглавить. То есть у человека все равно будет протест, если ему сказать: «Надо от всего освободиться». Все равно он захочет набожность. А набожность приводит к доброму имени, тебя начинают считать хорошим человеком. Если ты просто богатый, если ты всеми путями хапаешь, хапаешь, хапаешь, то у тебя будет много денег, но в приличное общество тебя не будут пускать, о тебе будут плохо думать. И в конце концов ты потеряешь деньги, потому что деньги зависят от настроения того, у кого ты их хранишь.

Например, если ты очень плохой человек, и у тебя много миллионов в народном банке, то если народ плохо о тебе думает, он просто вычеркнет твою запись. Поэтому нужно делать так, чтобы о тебе хорошо думали, а для этого надо быть человеком дхармы, то есть помогать ближнему, соблюдать обряды, тогда тебя будут считать хорошим.

Слушатель: А если ты деньги у себя хранишь?

Б. Ч. Бхарати Свами: Какие деньги? В чем? Возьмут другие бумажки напечатают и скажут: а эти уже недействительны. Храни себе дальше.

Слушатель: А если золото хранишь?

Б. Ч. Бхарати Свами: А золота можно из ртути сделать знаете сколько? Его могут обесценить. Когда алюминий только открыли, то в Лувре короли ели только из алюминия. То есть знать ела из алюминия. Вот и все, вот твое золото и…

То есть Веды говорят, что нужно быть человеком дхармы, то есть набожным, накапливать богатства и предаваться плотским утехам, потому что отвратить человека от этих вещей нельзя, а можно это регулировать. Не просто набожный, а вот так. Не просто плотские удовольствия, а плотские удовольствия в рамках семьи. Благосостояние не вообще, а благосостояние и при этом помогать ближним, раздавать милостыню, рыть колодцы, строить больницы. Рыть ямы другим и называть это колодцами.

Текст 22. Как частица бестелесного Духа оказывается заключена в скорлупу из плоти?

Если мы чистый дух, как мы в скорлупе оказываемся? С какой это стати? Мы же дух. Он же мимо должен пролетать. Как дух оказался во плоти?

Слушатель: Вот все время задаю себе этот вопрос.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот и он тоже задает вопрос. Мы берем, например, какую-нибудь элементарную частицу. Возьмем нейтрино. Она ни с чем не смешивается, то есть ее практически нельзя зафиксировать. Или сейчас ищут частицу Бога, первочастицу, то есть частицу первого излучения после большого взрыва. Она теоретически существует, но ее нельзя зарегистрировать, потому что зарегистрировать можно только, когда она от чего-то отскочит. То есть когда она с чем-то вступит в контакт, тогда можно сказать: это существует. А если она мимо всего пролетает, тогда ее невозможно зафиксировать. Вот душа тоже, она же нематериальна. Вот каким образом она застряла в материи? Вот вопрос, действительно.

Как твари Божии способны отрицать Его существование и действовать против Его законов?

Тоже вопрос. Если мы все твари Божьи, откуда вообще берется атеизм? Ну то есть как может человек отрицать существование отца?

Слушатель: Кстати, даже по этой формуле получается, по принципу уравнения это может быть, потому что если есть одно, то по теории вероятности должно существовать что-то, а для этого место есть, поэтому вопросов в принципе не должно возникать.

Б. Ч. Бхарати Свами: По поводу элементарной частицы?

Слушатель: И по поводу элементарной частицы.

Б. Ч. Бхарати Свами: Поэтому она существует теоретически. В квантовой физике она существует, она математически существует, а физически ее нельзя зарегистрировать. Если нейтрино там на столько-то много триллионов таких-то частиц одна только, может. И то на глубине нескольких километров ставят электронный экран такой и там ее регистрируют. Нейтрино. А вот эта частица Бога — бозон — она не регистрируется, но теоретически она есть.

Точно так же вот существование Бога — если есть я, значит есть у меня причина. Если есть я, у меня обязательно есть отец, даже если я его не видел. Отрицать существование отца глупо. Это если есть я, а если есть всё, а всё обязательно есть. Потому что даже если я — всё, то все равно у меня есть отец. Так вот, Бог — это отец всего. Значит, если есть все, у него есть причина.

Слушатель: И это все имеет возможность быть самоосознающим.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну это уже дальше. Какой он, мы не знаем, то есть я не знаю, какой мой отец, но я знаю, что он у меня есть.

Слушатель: Если я самоосознающий, значит, и Он самоосознающий.

Б. Ч. Бхарати Свами: Дальше мы уже можем делать выводы о его облике, о его нраве, о его характере. Но вот вопрос у Парикшита о грядущих поколениях, вопрос риторический. Как твари Божьи способны отрицать Его существование? Как возможно вообще атеизму появится? Это же какая-то болезнь.

Слушатель: Ну это с тогдашней точки зрения.

Б. Ч. Бхарати Свами: Атеизм возник только во время французской революции. В 1789 году.

Слушатель: Неужели до этого прямо вообще не было?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не было. Не было вообще.

Слушатель: Все верили в Отца?

Б. Ч. Бхарати Свами: И в мать.

Слушатель: Это даже сложно себе представить, что такое могло быть, а это так недавно.

Как твари Божие способны отрицать Его существование и действовать против Его законов? Как Он дозволяет им восставать против Него? Куда отправляются души обретшие свободу и в каком облике?

Ну если мокша есть высшая цель пребывания в тюрьме, если свобода есть цель сидения в тюрьме, то когда они достигают цель, когда они выходят наконец, двери тюрьмы за ними захлопнулись, куда они идут?

Куда отправляются души обретшие свободу и в каком облике?

То есть с чем они идут?

Текст 23. Почему Всевышний избирает для забав Своих бренный мир — место наших страданий?

Тоже вот вопрос Парикшита. Что Ему недостает там, у Себя играть? Почему Ему надо играть там, где мы мучаемся?

Почему Всевышний избирает для забав Своих бренный мир — место наших страданий? Кто устраивает Ему Его похождения в сотворенном мире и в Его обители? Что делает Он после гибели Вселенной, куда обращает Свой взор?

В Себя, если речь о Вишну.

Текст 24. Прошу, о мудрец, ответь мне на мои вопросы. И расскажи, что еще мне следует знать, о чем я не спросил тебя? Я признаю тебя своим поводырем и любой ответ твой приму как достоверную истину.

Таким образом здесь Парикшит объявляет собранию, что Шука для него стал гуру, духовным учителем. То есть кому ты говоришь, что я любой ответ приму как достоверную истину, ты тем самим говоришь, что я хочу инициацию. Иными словами, даже если ты получил четки и имя, но хотя бы для себя не сказал, что любое его слово я приму как достоверную истину, ты еще инициацию не получил.

Текст 25. Силою духа и отрешенностью ты стяжал мудрость саморожденного творца, кто, очевидно, черпал свое знание из несотворенных сфер. Все прочие после него лишь пересказывали то, что слышали от предшественников.

Так Парикшит признает в Шукадеве гуру из парампары. Вот он говорит, что я не просто тебя считаю гуру, а считаю гуру, принадлежащим в парампаре от Брахмы, в цепи учителей от Брахмы. Вот он говорит:

Силою духа и отрешенностью ты стяжал мудрость творца, Брахмы, который, очевидно, черпал свое знание не из этого мира. А все прочие после него пересказывали то, что слышали.

Все остальные после Брахмы, вообще после первого гуру. Брахму еще называют ади-гуру — первый гуру. Все прочие пересказывали то, что он поведал Нараде, Нарада поведал Кумарам. Нет, Кумары сами у Господа тоже услышали. Кумары, Лакшми, Шива и Брахма услышали от Бога. Брахма передал Нараде, Нарада передал разным Прачетам, богам всевозможным.

Слушатель: Это четыре сампрадаи?

Б. Ч. Бхарати Свами: Четыре сампрадаи, да. Кумары, помните, когда они в Царство Бога вторглись и Бог с ними поговорил, вот от них идет.

Слушатель: А Шива как?

Б. Ч. Бхарати Свами: Шива не помню, но в «Бхагватам» есть. Шива и Лашкми тоже. Лакшми Господь говорит, в 11-й книге. Он с ней разговаривает. 11-я книга есть ее «Бхагавад Гита». Она Его расспрашивает, те же самые вопросы. То же самое, что Арджуна спрашивал Кришну, вот Лакшми спрашивает.

Текст 26. Узнав о скорой кончине своей, я отказался от еды и воды, дабы посвятить себя трудам духа. И покуда уста твои источают мед благодатного Слова, силы мои не иссякнут.

Здесь Парикшит говорит, что он сел на такую диету. Он ничего не будет есть, кроме меда «Шримад Бхагаватам». И силами он не оскудеет. Если слушать Бхагаватам, то и голодно не будет.

Текст 27. Сута продолжал: «Весьма доволен остался блаженный странник речами царственного отшельника.

Текст 28. Прежде чем продолжить свой сказ, Шука объявил царю, что повесть сия есть самое древнее предание и вдохновлено оно было творцу Самим Господом Богом в преддверии творения Вселенной. И всякое прочее знание есть ветвь провозглашенной ныне Песни о Красоте.

Любые другие произведения — так или иначе вариации «Шримад Бхагаватам». И сейчас он будет говорить «Шримад Бхагаватам». На самом деле он уже говорил до этого, а это он продолжает. Дальше на несколько песен у нас растянется беседа Видуры и Майтреи. Майтрея получил знание от Нарады, по-моему.

Здесь Шука говорит, что повесть «Шримад Бхагаватам» есть самое древнее писание, потому что сам Господь Бог поведал его, соответственно, древнее быть не может. Все остальные предания, все остальные виды произведений — лишь перепевки «Шримад Бхагаватам». Вот здесь он говорит, что прочее знание есть ветвь провозглашенной ныне Песни о Красоте.

Текст 29. Будучи потомком великих Пандавов, Парикшит умел задать насущные для каждого вопросы именно тому, кто умел дать на них совершенные ответы».

Слушатель: Майтрея и у буддистов есть тоже.

Б. Ч. Бхарати Свами: Будда Майтрея — это другой. Майтрея — это производное от слова «митра». Митра означает друг. А “майтрея” — это друга, дружеский. То есть Будда Майтрея — это титул. Потому что он всегда отрывался от своей медитации, если кто-то его просил рассказать «Бхагаватам». Его называют дружелюбный. Друг всем Майтрея. Он известный был. Например, царь Митридат — царь Междуречья, который воевал с греками уже в поздние века. Это от слова митра тоже. Митридат — это санскритское название. Митридат означает данный Митрой или по-русски Богдан — данный Богом. Вполне исторический персонаж. Если кто-то думает, что это все сказки…

В западной культуре история существует с древней Греции, все остальное — это мифические какие-то. Вот в Индии, например, летописи индийские — это считается фольклорным произведением индийского народа, к реальности не имеющего никакого отношения. А вот то, что писал Гомер, то что писал Тацит, Иосиф Флавий – это, пожалуйста, это исторические произведения. Кстати говоря, про Трою. Тоже считали, что это миф, пока Шлиман не поехал и не откопал реальную Трою. А до этого считали, что это просто сказки.

Слушатель: А там же получается, что в самой «Бхавагатам» написано, что ее источник — это мир, который привиделся Брахме, который открылся после того, как он совершал аскезу, открылся мир. И получается, что весь наш мир — это «Бхагаватам», который несовершенным образом перебивается…

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, да. Мы в прошлый раз говорили, что мир — это книга. И тот мир несотворенный — тоже книга, но она написана поэтическим языком. Говорится, что там каждое слово — это часть песни, элемент поэтического произведения. А наш мир — это тоже произведение, но здесь больше прозы. Брахма, как мог, написал, но все равно проза. Он перешел на прозу, иными словами. Во времена Шекспира не было сигарет “Друг”, и вообще все мы перешли на прозу. Помните? То есть Брахма перешел на прозу, и то, что мы с вами видим, это «Берегись автомобиля».

Слушатель: Есть тезис, что Кришна не отражает, а только притягивает, есть ли во Вселенной масштабный космический аналог, например, явление черных дыр?

Б. Ч. Бхарати Свами: Мне кажется, я столько раз об этом говорил.

Слушатель: Вы же говорили, что Кришна как черная дыра. Все в Него входит и ничего из него не выходит.

Слушатель: Христиане часто используют понятие «божественная благодать». Что это значит?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну надо у христиан спрашивать, у того, кто использует это понятие. Потому что я сейчас могу рассказать, что такое божественная благодать, но любой христианин скажет, что вы передергиваете. И я вынужден буду с ним согласиться.

Слушатель: Ну давайте скажем, что мы понимаем под божественной благодатью.

Б. Ч. Бхарати Свами: Божественная благодать — это то, что дано Богом. Вот все, что вам дано Богом — это благо. Благодать — это данное нам благо. Кто-то, я не знаю, христиане или нет, но кто-то благодать воспринимает как некое состояние после одурманивания какого-нибудь. Благодать — это откровение, то что низошло на тебя от Бога.

Слушатель: Они просто это слово используют неправильно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Как вот нынешние используют “фактор”, “момент”. Надо этот момент обсудить. Чего обсуждать? Это же момент.

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

2011-11-20

Шримад Бхагаватам 2. Глава 1 «Начальное представление о Всевышнем» Тексты 1–21

2011-11-27

Шримад Бхагаватам 2. Глава 1 «Начальное представление о Всевышнем» Тексты 22–39

2011-12-04

Шримад Бхагаватам 2. Глава 2 «Облик Всевышнего в сердце» Тексты 1–7

2011-12-11

Шримад Бхагаватам 2. Глава 2 «Облик Всевышнего в сердце» Тексты 8–37

2011-12-25

Шримад Бхагаватам 2. Глава 3 «Любовь: возвращение к истоку»

2011-12-26

Шримад Бхагаватам 2. Глава 4 «Творение»

2012-01-01

Шримад Бхагаватам 2. Глава 5 «Причина всех причин»

2012-01-08

Шримад Бхагаватам 2. Глава 6 «Телесный образ Вселенского Существа»

2012-01-15

Шримад Бхагаватам 2. Глава 7 «Облики Предвечной Истины»

2012-01-29

Шримад Бхагаватам 2. Глава 8 «Вопросы царя Парикшита»

2012-02-05

Шримад Бхагаватам 2. Глава 9 «Ответы Шуки» Тексты 1–22

2012-02-12

Шримад Бхагаватам 2. Глава 9 «Ответы Шуки» Тексты 21–30

2012-02-19

Шримад Бхагаватам 2. Глава 9 «Ответы Шуки» Тексты 33–46

2012-02-26

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 1–9

2012-03-25

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 10–15

2012-04-15

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 15–31

2012-04-22

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 30–40

2012-04-29

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 40–51