Вы здесь:  / Шримад Бхагаватам Книга 3 / Шримад Бхагаватам 3. Глава 4 «Встреча Видуры и Майтрейи»

Шримад Бхагаватам 3. Глава 4 «Встреча Видуры и Майтрейи»

Аудиокнига Шримад Бхагаватам 3. Читает Сергей Русскин

Б. Ч. Бхарати Свами: Читаем четвертую главу книги Шримад Бхагаватам, она называется “Встреча Видуры и Майтрейи”. Предыдущая глава была про похождения Кришны и про то, как погибло все семейство Кришны. Это подробно описано в «Махабхарате» и также в конце 10 книги «Бхагаватам». Сейчас мы прочтем несколько стихов из третьей главы и приступим к четвертой.

Текст 24. Случилось так, что отпрыски Кришны из семейств Яду и Бходжи проказами своими прогневали могущественных волхвов Нараду, Вишвамитру и Канву, за что навлекли на себя гневное проклятие.

Текст 25. Неисповедим промысел Господень. По прошествии месяцев царственные потомки Вришни, Бходжи и Андхаки отправились на великолепных своих колесницах в священное место Прабхасу, где стали лагерем у самого моря.

Текст 26. Там, в благодатных водах священной реки, совершили они омовение, почтили богатыми дарами предков, богов и мудрецов и, согласно царскому уставу, наделили священнослужителей великим множеством коров.

Текст 27. В дар служителям духа достались также слоны, лошади, изящной работы золотая утварь, чеканные золотые деньги, ткани, одежды, шкуры зверей, большие наделы земли и прекрасные наложницы.

Текст 28. Дабы возросла сила жертвоприношения, царевичи отдали благоверным брахманам богатств во много раз больше, чем того предписывает устав, ибо сказано: процветание государства прямо зависит от благополучия духовного сословия и коров.

На этом заканчивается третья глава. Начинаем четвертую “Встреча Видуры и Майтрейи”.

Текст 1. По завершению таинства Ядавы из родов Вришни, Бходжи, Шини и Андхаки отведали вина, запретного после злополучного дня государем Уграсеною. От хмельной браги у витязей помутился рассудок, и принялись они браниться, стараясь уязвить брат брата в самое сердце.

Тут сказано, что государь Уграсена запретил употребление спиртных напитков. Это было еще до того, когда семейство Кришны находилось в Матхуре, которой правил Уграсена. Уграсена — это отец Деваки и отец Камсы. Известно, что Камса низложил своего отца и сам занял престол. После того, как Кришна убил Камсу, убил своего дядю, он сам не стал занимать престол, будучи сыном Деваки, а вернул трон своему деду, поскольку дед был жив и было бы несправедливо лишать его трона. Иначе Кришна ничем бы не отличался от Камсы: убил Камсу и Сам занял трон. Поэтому восстановил справедливость и восстановил Уграсену в его царском положении.

И там случилась такая история. Самба, один из сыновей Кришны, обернулся девицей и засунул себе под сари железную чушку, и представился беременной девицей. И когда к ним пришли святые Нарада, Канва и Вишвамитра, они решили подшутить над ними. Спросили у них: «Кто родится у этой девушки?» А просветленные мудрецы, поскольку они видят глазами, как рентген, увидели, что там не ребенок, а железная чушка. Как в аэропорту, сразу зазвенело. И они сказали, что родится такое чудовище, которое уничтожит весь ваш род. И когда царь Уграсена узнал про эту историю, то он запретил всем своим потомкам употреблять алкоголь. Также велел распилить на мелкую пыль эту чушку и выбросить в океан в местечке под названием Прабхаса.

И как раз там сейчас будут описаны события, когда сыновья и внуки Кришны поехали на пикник и в нарушение запрета напились хмельной браги. В этом месте, где они выбросили опилки этой железной чушки, рос камыш. Почва, видимо, была очень металлизирована, повышенное содержание металла, видимо, было, и стебли этого тростника так же приобрели повышенное содержание металла. Они были жесткие, как железные прутья, как железная арматура. Они сначала напились, потом стали друг друга оскорблять, а потом вырвали эти заточки из моря и стали бить друг друга, и почти все погибли.

По завершению жертвенного таинства Ядавы из родов Вришни, Бходжи, Шини и Андхаки отведали вина, запретного после злополучного дня государем Уграсеною. От хмельной браги у витязей помутился рассудок, и принялись они браниться, стараясь уязвить брат брата в самое сердце.

Текст 2. Как выгорает тростниковая роща в огне, зажженном от трения стволов, так истребило самое себя семейство Ядавов во пламени безудержного гнева.

Текст 3. Но Кришны не было среди бранящихся. Прежде чем случилось то роковое несчастье, Кришна направился на берег Сарасвати, дабы поклониться священной реке и окропить Себя благодатной влагою. Там, в уединенной роще, Он ждал, пока свершится гибель Его семейства.

Текст 4. Мне, смиренному слуге, Он тоже дозволил не быть свидетелем великого истребления – накануне злополучного торжества Кришна велел мне ехать в северные пределы в святилище Бадарику.

Бадарикашрам.

Текст 5. Однако помня проклятие мудрецов и зная, какая участь уготована царственному племени, я не послушался моего Господина, решив: пусть не набожность моя, но смерть разлучит нас с Кришною.

То есть Кришна отослал Уддхаву подальше от рокового места, чтобы Уддхава поклонился святым местам. Но Уддхава решил, что бог с этой набожностью. Если уж суждено мне разлучится с Кришной, то пусть не набожность меня разлучит с Ним, а Его исход из этого мира. Лучше я с Ним останусь до самой смерти, а набожность мне не нужна. Так решил Уддхава.

Точно так же, если помните, Шридхара Махарадж. Это был ноябрь 36-го года, когда Шрила Сарасвати Тхакур попросил Шридхара Махараджа уехать в Англию проповедовать. Шридхара Махарадж сказал, что «это было как раз за два месяца до его ухода. И я Сарасвати Тхакуру ответил, что я не понимаю английской интонации и, вообще, я не публичный человек и не умею давать лекции при людях. Лучше я останусь здесь, поближе». Тогда Сарасвати Тхакур отправил в Германию Бон Махараджа, а в Англию Госвами Махараджа. А Шрила Шридхар Махарадж остался при учителе.

Вот он говорит, что я тоже решил, что лучше я останусь при своем учителе, пусть не набожность, но уход моего учителя разлучать нас. Уддхава по тем же самым мотивам ослушался Кришну, не поехал в Бадарикашрам.

Текст 6. И увидел я своего Повелителя преисполненным печали, отвратившим дух Свой от зримого мира. Тот, чьей благосклонности ищет Богиня удачи, Сам искал утешения от горя.

То есть Уддхава не уехал, а стал подглядывать за Кришной.

Текст 7. Неотразимый темноликий Господь мой был облачен в желтые одежды. Очи Его сияли, как два восходящих Солнца. И явил Он моему взору Свой четырехрукий облик.

Текст 8. С отрешенным взглядом Кришна сидел под сенью молодого баньяна, положив правую стопу Свою на левое бедро. Вдали от дворцовой роскоши, в чаще лесной Он находил Себе умиротворение.

Текст 9. Волею судеб в тот час проходил по тому лесу старец Майтрейя, сердечный друг мудрого островитянина Вьясы.

Текст 10. И был Майтрейя свидетелем моей беседы с Кришною. Незадолго до того, как Господь наш покинул пределы Земли, Он пригласил меня сесть подле Него и, ласково улыбнувшись, молвил:

#00:11:37#

Текст 11. – Мне известно, Уддхава, о чем желал ты в стародавние времена, много жизней тому назад, когда в числе прочих богов Васу…

Васу — это фамилия царственного рода вселенского. Мы уже говорили, что в течение дня Брахмы одно за другим во Вселенной сменяется 71 правительство. И вместе с ними сменяются их советники, 7 мудрецов — сапта-риши, сменяется команда жрецов, сменяется бог Солнца. Эти правительства, как правило, братья, управляют восемью самыми важными стихиями, поэтому они называются вселенским правительством, или мировым правительством, мировая закулиса. И Кришна здесь говорит, что когда-то во Вселенной правила большая восьмерка, во Вселенной было правительство; и у них была фамилия Васу; и ты был среди Васу одним из министров. Он говорит Уддхаве, что ты был один из восьми министров Васу.

– Мне известно, Уддхава, о чем желал ты в стародавние времена, много жизней тому назад, когда в числе прочих богов Васу ты трудился над созданием Вселенной. Желал ты почти невозможного – личной встречи с Владыкою Вселенной и доверительной беседы с Ним.

Видимо, один из министров подумал: «Хорошо бы мне повстречаться лично с Владыкой бытия». То есть я министр, я тут работаю, работаю, а кто за всем этим стоит… То есть у нас есть премьер-министр, это, как правило, бог Солнца, но он понимал, что за премьер-министром есть самый главный Благоприобретатель. И он, наверное, думал в сердцах: «Хорошо бы мне посмотреть на Того Благоприобретателя». При этом еще есть прокурор, это Ману, законоблюститель, который наблюдает за тем, чтобы не нарушался порядок. А порядок — это когда обитатели плоскости Земли приносят эфирные дары, то есть приносят нефизические дары, приносят почтение богам, а боги питаются почтением, как персонажи компьютерной игры питаются всякими бонусами — это же не физическое, это что-то в уме. Они там съедят какой-нибудь обед в компьютерном экране и толстеют или у них там раны заживают. Точно так же боги благоденствуют, когда земные юзеры подносят им эти виртуальные эфирные дары. Каким образом? Когда они сжигают зерно, предлагают плоды, жертвуют храмовым божествам ткани, запахи благовонные, огонь, воду. Это все делается с почтением и эта виртуальная пища потребляется теми восемью министрами. И взамен эти министры дают людям вполне осязаемые дары. Они получают метафизические дары, а дают нам физические дары в виде дождя, урожая, непалящего Солнца, в виде благоденствия, в виде жемчужин в морях, алмазов и золота. Этим всем управляют эти восемь министров. И Ману — часто он брат этих восьми, но он не министр, он, как прокурор, лишь следит. Но бывает что Ману, если нет достойного среди смертных, то Господь сам становится Ману и Сам следит за законом и порядком.

И вот здесь Кришна говорит, что когда-то ты был одним из министров Васу и хотел встречи со Мной, с главой корпорации. Хотел встречи и доверительной беседы.

Текст 12. Нынешняя жизнь твоя будет последней в здешнем мире смерти, страха и томления. Друг Мой, все эти годы мы были неразлучны с тобою и будем неразлучны в Моей лучезарной непорочной обители, куда я возвращаюсь ныне, свершив замыслы Свои на Земле.

Здесь интересно, что Кришна говорит во множественном числе: “замыслы”. У Кришны множественные замыслы, Он одним махом восстанавливает справедливость, карает негодяев, спасает благоверных, при этом еще получает удовольствие, доставляет удовольствие своим преданным и сбивает спесь с тех своих преданных, которые вдруг подумали, что Голока Вриндавана — это что-то раз и навсегда само собою разумеющееся, что раз мы здесь, то можно обзавестись любой гордыней и Кришна никуда нас не выгонит. Чтобы его преданные почувствовали, насколько неустойчивая связь с Кришной, что можно в любую секунду ее потерять. Стоит лишь возгордиться, и Кришна просто исчезнет. Чтобы преданные поняли, насколько отношения с ним ценны.

То есть у Кришны очень много замыслов. Помните, когда Кришна водил хороводы со своими подружками, то в какой-то момент они подумали, что Он им принадлежит, никуда Он уже не денется. И как только у них такая мысль в голове возникла, Кришна взял и исчез, сбежал в лесную чащобу. И тогда они осознали, что Он им не принадлежит, а они Ему принадлежат; что Он ими вертит, как хочет, а им остается только ждать бесконечно долго, надеяться на Его милость; что силой Его невозможно вернуть.

То есть у Кришны очень много замыслов по отношению к праведникам, неправедникам, к своим преданным и к миру в целом. Один из Его замыслов — это просто поиграть на виду у неискушенной публики, которые не преданные и не злодеи, а вот просто. И Он хочет показать всю красоту своего спектакля. У Него очень много замыслов. И Он, играя эту роль от прихода до исхода, исполняет все свои замыслы одновременно. То есть много зайцев убивает одним выстрелом.

Здесь Кришна говорит, что “все мои замыслы Я уже исполнил и сегодня Я возвращаюсь; и Я также тебе обещаю, что ты будешь вместе со Мной в том мире и мы с тобой не расстанемся”.

Текст 13. Я вознесу тебя в ту прекрасную Действительность, что открыл Я некогда первому существу, рожденному на лотосе, произрастающем из моего пупа. Вдохновенный красотою Моего бытия, перворожденный сотворил зримый мир, как слепок, с увиденного образа.

Текст 14. От слов Кришны, любезный Видура, дрожь пробежала по моему телу. Слезы подкатили к горлу, и стоял я пред милостивым своим Господином не в силах пошевельнуться или вымолвить слово.

Уддхава разговаривает с Видурой. То есть перед самой битвой на Курукшетре Видура махнул рукой на все эти политические дрязги, которые происходили в их семействе и “уехал в Индию”, отправился по святым местам. Отправился, как в христианстве говорят, на богомолье. И вот однажды в одном из богомольных мест он встретил Уддхаву и очень удивился: как так, ты личный секретарь Кришны, ты Его личный шофер, возница. Что ты здесь делаешь один, обросший, немытый, небритый, в грязных одеждах? Что ты здесь делаешь вообще? Сам он тоже так выглядел, в общем, два бродяги встретились где-то в Гоа. Кстати, Прабхаса — это западное побережье Индии, это где-то там в Гоа. И Уддхава начинает рассказывать, что произошло. И здесь Видура узнает, что когда он ушел от семьи, то произошла битва, полегло много людей, победу одержало семейство Пандавов, союзниками им был Кришна со своим семейством. И вот он рассказывает, что “я то один, потому что Кришна тоже погиб и все Его семейство тоже погибло”. И Уддхава говорит, что перед тем, как Его семейство погибло, Кришна меня отослал в Бадарику на север, но я не ушел, а стал наблюдать за своим Господином, а потом я увидел своего Господина опечаленного и вернулся к Нему. Подошел к Нему, и тут Кришна ему говорит: «Дорогой мой друг, Я тебе обещаю, что Я тебя во Вриндаван заберу».

Представьте себе, что просыпаемся мы рано утром, и Кришна стоит перед нами и говорит: «Такой-то Прабху или Дас, Я тебе обещаю, что эта жизнь твоя последняя». Кришна сам говорит: «Ишан Прабху, Я тебе обещаю, что эта жизнь твоя последняя и после того, как ты умрешь, Я тебя заберу на Вайкунтху». И вот Уддхава говорит: «Я сам весь задрожал, дрожь по моему телу бежала, слезы подкатили к горлу, и стоял я перед милостивым моим Господином не в силах пошелохнуться или вымолвить слово».

Слушатель: Махарадж, есть Уддхава Гита…

Б. Ч. Бхарати Свами: Уддхава Гита в 11-й книге Бхагаватам. Уддхава Гита — это Уддхава спрашивает Кришну однажды: «А что Ты такое поведал Арджуне?» Уддхава был возницей Кришны все время, он был Его личным секретарем и мальчиком на посылках. Но во время битвы Кришна сам стал возницей Пандавов. Кришна сказал Уддхаве: «Ты мне не нужен во время битвы. Я сам буду водит колесницу, но не твою, а Арджуны Пандава». И по договору Уддхава, как и Кришна, не мог участвовать в сражении. Поэтому Уддхава был отослан, он не присутствовал и не слышал Гиту. И однажды, как бывает, что шофер своего господина оборачивается в лимузине и задает какой-нибудь вопрос. Часто в американских фильмах так. Вот я недавно смотрел фильм про адвоката, который на лимузине ездил, у него был шофер чернокожий. Вот они подружились. Так же Уддхава Кришну спрашивает: «О чем Ты с Арджуной разговаривал, почему битва сразу не началась?» И Кришна Уддхаве повторил Гиту, но уже применительно к данному контексту, к Уддхаве.

Замечательно, что Бхактивинод Тхакур в комментарии говорит, что Кришна Уддхаве сказал то же самое, что и Арджуне под конец. Говорит: «Не бойся, Я всегда рядом с тобой, Я тебя никогда не оставлю». Те же самые слова Он произнес Арджуне. Но Арджуна, услышав их, взялся за оружие, а Уддхава, услышав эти слова, отрекся от мира.

Слушатель: А какой из путей лучше? То есть Уддхава отрекся, а Арджуна окунулся в страсти мира. В чем здесь урок или смысл? То есть может быть применимо к каждому живому существу отдельно? То есть какой ближе к нам? Может быть, Уддхава был какой-то более особенный. Какой путь более применим нам?

Б. Ч. Бхарати Свами: Поскольку мы последователи Махапрабху, то для нас “действуй и ничего не бойся, Я всегда рядом с тобой” означает, что мы должны проповедовать славу Кришны.

Почему Кришна делает акцент на проповеди Его славы? Почему Махапрабху говорит о проповеди, о санкиртане? Потому что Кришна очень безнравственный тип. Если на секунду забыть, что Кришна Бог, то тип очень безнравственный, очень политически мотивированный тип. И люди, не зная, что Кришна Бог… Он даже выше, чем Бог, это Кришна. Как в свое время секретарь Наполеона Коленкур сказал: «Вы император, вы можете поступать, как вам заблагорассудится». Наполеон ответил: «Я выше, чем император, я Наполеон!» Вот Кришна выше, чем Бог, Он Кришна.

В чем, собственно, заключается проповедь: это оправдание Кришны в глазах мира. Потому что если люди не будут знать, что Кришна — это над Богом, это что-то надбожественное, что это апракрита, что Кришна даже не адхокшаджа, Кришна не божественен, а Он настолько выше Бога, что даже напоминает человека. Апракрита, то есть Он как пракрита, как человек, как земное существо, но со знаком минус. Он очень похож на человека. И проповедь заключается в том, чтобы объяснять людям, что Он тип довольно достойный. Проповедь заключается в том, чтобы отбелить Кришну в сознании мирских людей.

И Кришна говорит, что для Меня нет никого дороже, кто говорит обо Мне в миру. Применительно к нам, когда Кришна говорит: “Действуй, Я всегда с тобой, ничего не бойся”, то мы должны ничего не бояться, оставить все и проповедовать.

Другие материалы раздела

2012-05-13

Шримад Бхагаватам 3. Глава 1 «Вопросы Видуры»

2012-06-03

Шримад Бхагаватам 3. Глава 2 «Повесть Уддхавы»

2012-06-16

Шримад Бхагаватам 3. Глава 3 «Похождения Кришны» Текст 1-20

2012-07-15

Шримад Бхагаватам 3. Глава 4 «Встреча Видуры и Майтрейи»

2012-08-12

Шримад Бхагаватам 3. Глава 5 «Беседа Видуры и Майтреи» Стихи 1-22

2012-08-26

Шримад Бхагаватам 3. Глава 5 «Беседа Видуры и Майтреи» Стихи 23-29

2012-09-16

Шримад Бхагаватам 3. Глава 5 «Беседа Видуры и Майтреи» Стихи 30 и далее

2012-09-23

Шримад Бхагаватам 3. Глава 6. «Члены Вселенского Тела»

2012-09-30

Шримад Бхагаватам 3. Глава 7. «Вопросы Учителю»

2012-10-07

Шримад Бхагаватам 3. Глава 8 «Всевышний является творцу»

2012-10-14

Шримад Бхагаватам 3. Глава 9 «Благословенный дар творчества» Стихи 1-15

2012-11-11

Шримад Бхагаватам 3. Глава 9 «Благословенный дар творчества» Стихи 16 и далее

2012-11-25

Шримад Бхагаватам 3. Глава 10 «Цепь творения»

2012-12-23

Шримад Бхагаватам 3. Глава 11 «Пространство и время»

2012-12-24

Шримад Бхагаватам 3. Глава 12 «Перворожденный и его творение»

2012-12-30

Шримад Бхагаватам 3. Глава 13-14 «Явление Господа Вепря», «Зачатие демонова племени»

2013-01-06

Шримад Бхагаватам 3. Глава 15 «Проклятье у божьих врат»

2013-01-13

Шримад Бхагаватам 3. Глава 16–17 «Исход из Божьего царства», «Рождение демонов»

2013-01-20

Шримад Бхагаватам 3. Глава 18–19 «Битва Вепря с Хираньякшей», «Смерть демона»

2013-01-27

Шримад Бхагаватам 3. Глава 20 «Потомство Брахмы»

2013-02-03

Шримад Бхагаватам 3. Глава 21–22–23 «Встреча отшельника с государем», «Женитьба Кардамы», «Преображение Девахути»

2013-02-10

Шримад Бхагаватам 3. Глава 24 «Кардама отрекается от мира»

2013-02-24

Шримад Бхагаватам 3. Глава 25 «О деятельной любви»