Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2006 / «Совесть»

«Совесть»

Бхарати Свами: Одинаково, просто в разное время.

Слушатель: От человека зависит?

Бхарати Свами: Время не пришло.

Слушатель: Что такое понятие «искренность»?

Бхарати Свами: Я уж позабыл.

Слушатель: Очень часто слышно: «Надо быть искренним.» Это не то, что надо только правду говорить.

Бхарати Свами: Это надо правду себе говорить, потому что другим мы все равно правду не скажем.

Слушатель: Лично я думаю, что искренность, когда слово и дело совпадают: о чем человек говорит, он так и делает. Это искренность или еще какое-то понятие?

Бхарати Свами: Это правдивость. А искренность – это по отношению к себе. Искренность направлена внутрь себя.

Слушатель: Можно пример искренности?

Бхарати Свами: Когда ты слышишь голос сердца, а это как бы очевидно всегда, то ты не стараешься его загнать в дальний угол. Искренность — очень сложная вещь.

Слушатель: Помните тот случай из Махабхараты, когда Кришна попросил Махараджа Юдхиштхиру солгать: сказать Дроне, что его сын умер (неразборчиво)…

Бхарати Свами: У нас есть совесть. А у этой совести есть еще совесть. Совесть нашей совести и есть Кришна. Он стоит над Параматмой, или над совестью.

Слушатель: Как-то в лекции Шридхара Махараджа я слышал, что путь служения так же лежит через Вайкунтху. Это уровень сознания?

Бхарати Свами: Вайкунтха – это истина. План бытия, где правит истина. Голока Вриндавана – это план бытия, где правит Красота. На каком-то этапе душа отказывается от истины, ее истина не интересует. Ее интересует только Любовь и Красота. Но чтобы отказаться от истины, нужно попасть на этот план истины. Как ты от нее откажешься? Он и говорит, что мы проходим Вайкунтху и все эти планы бытия, или планы сознания. Сначала нужно отказаться от лжи – майи – мира лжи, потом отказаться от мира истины, потому что Красота над истиной и над ложью. Ну или остаться в мире истины. Там тоже ничего.

Слушатель: В ИСКОНе была такая рекомендация, в хождении повторять джапу — это неэффективно. В каком контексте это понимать?

Бхарати Свами: Главное – искренне повторять. Не важно, ноги сжимаются у тебя рефлекторно или они расслаблены. Ты же языком повторяешь. Главное, на что твое внимание сосредоточено, а не какие движения ноги совершают. Шридхар Махарадж повторял, ходя по балкону.

Слушатель: Может быть, для неофита более актуально сидеть, чтобы сконцентрироваться? Это же рекомендация…

Бхарати Свами: Не знаю, просто не читал.

Слушатель: А лежа не рекомендуется?

Бхарати Свами: Ну лежа. Это Вы уже хватили совсем. Это уже точно невозможно. Имя Кришны нельзя лежа произнести.

Слушатель: Допустим, человек болеет, прилег.

Бхарати Свами: Должен встать.

Слушатель: А если человек прикован к постели? У него паралич.

Бхарати Свами: Тогда ему не удастся произнести Имя Всевышнего. Молиться невозможно в постели.

Слушатель: Почему? Как умирающий должен вспомнить Имя?

Бхарати Свами: Он должен встать перед смертью. На колени должен встать, тогда можно уже умереть спокойно. А если нет, тогда в ад отправишься.

Слушатель: А если в поезде едешь? В поезде неэффективно?

Бхарати Свами: Нет. В поезде нельзя повторять. Надо сойти, прочитать. На следующем поедете.

Слушатель: После еды читать джапу с набитым животом, тоже нужно подождать? Так же как и лежа?

Бхарати Свами: Я понял, они издеваются.

Слушатель: Смысл физических поклонов.

Бхарати Свами: Я уже сто раз вчера объяснял: пока мы находимся на физическом плане сознания, мы должны физически служить.

Слушатель: Если взять пример с ИСКОНом, там нам говорили, что если Вы видите санньяси, нужно все равно кланяться, не важно, Ваш это Гуру или нет.

Бхарати Свами: Я не могу комментировать то, что в ИСКОНе говорят.

Слушатель: Смысл этих наставлений в чем? Если ты увидел санньяси и не поклонился, то надо поститься целый день.

Бхарати Свами: Или что?

Слушатель: Ну говорили, что надо поститься.

Бхарати Свами: Закон как действует? Он же всегда меч с двумя лезвиями. Если ты выполняешь его, получаешь один результат, если не выполняешь, то тебя карают за это.

Слушатель: Да, какие-то последствия. Реакции какие-то. Не объясняли подробно.

Бхарати Свами: Реакция. При Николае Первом какая была реакция? Немытая Россия. Темные времена реакции. Санньяси никому не должны кланяться, кроме Гуру.

Слушатель: А другие люди, обычные? Даже говорили, что если идет шиваит-санньси, все равно нужно поклониться. По крайней мере, в Индии так раньше делали.

Слушатель: Как правильно воспринимать, когда мы слышим, что Рагхунатх Дас Госвами поклонялся в количестве 2000 раз и даже неофитам, и даже в старости? То есть его как бы удерживали от этого, он кланялся даже неофитам.

Бхарати Свами: Так и понимать, смиренный был. Джанардана Махарадж мне рассказывал, что однажды кто-то ему поклонился и он в ответ ему поклонился. Гурудев его позвал и сказал, что санньяси Шри Чайтанья Сарасват Матха не кланяются грихастхам. Так Шридхар Махарадж распорядился. Но как поступали святые, это их личный бхаджан. Святые нам не для подражания, а для почитания. Когда мы читаем, что такой-то святой делал то-то, Рагунатх Дас Госвами пил только кефир и больше ничего не ел, это не значит, что мы должны только кефир пить. Значит мы должны восторгаться его отречением, что он из самой богатой индийской семьи того времени, при этом он такой был отреченный, что ел гнилой рис, когда жил в Пури. Когда он пришел во Вриндаван, он питался прокисшим молоком только. Это не значит, что мы так же должны собирать там гнилой рис. Это будет демонстрация своей фертильности, еще раз, стяжательство уважения. Нам не удалось заставить уважать себя мир корысти, теперь попробуем, чтобы преданные нас уважали. А для этого нужно наложить на себя какие-то воздержания, чтобы они зауважали нас. Когда мы читаем «Жития святых», мы не должны подражать. Мы должны понимать, насколько они нас превосходят в смирении, в терпении. Святые не для того, чтобы им подражать, а чтобы следовать их указаниям.

Слушатель: Человек должен стремиться подымать свой собственный уровень отречения? Или это автоматически происходит?

Бхарати Свами: Вы это уже спрашивали. Есть еще вопросы?

Слушатель: Не всегда есть как бы воодушевление выполнять какую-то севу, служение. А из чувства долга можно это делать?

Бхарати Свами: Лучше делать из чувства долга. Лучше сделать что-то из чувства долга, чем не сделать это. Лучше сожалеть о том, что сделал, чем о том, что не сделал. Поэтому надо исполнять долг, но не слепо, а прислушиваться, может быть, голос сердца говорит о каком-то другом долге.

Слушатель: Когда дают Гаятри-мантру, дают определенные наставления. Если нет возможности выполнить их, то лучше не читать или все таки?

Бхарати Свами: Лучше читать неумело, не соблюдая какие-то внешние условия, чем поджидать, когда же все условия идеально совпадут.

Транскрипция: Вишнуприя Д.Д.

Другие материалы раздела

2006-08-23

«Наступление Века Кали»

2006-08-23

«Связанные самым свободным»

2006-08-26

«Имперсонализм»

2006-08-27

«Идея и форма»

2006-09-08

«Как появилась Шримад Бхагаватам»

2006-09-09

«В попытках смастерить бога»

2006-09-11

«Разделение общества на сословия»

2006-09-15

«Недостающее звено теории эволюции»

2006-09-22

«Введение в Шримад Бхагаватам»

2006-09-26

«На выставку в секту»

2006-09-27

«Гуру – это не человек»

2006-09-28

«Разум»

2006-09-30

«Торопись! Солнце твоей жизни садится»

2006-10-01

«Любовь выше доброты»

2006-10-02

«Вера»

2006-10-04

«Веды – отец, пураны — сестра»

2006-10-06

«Воплощения Пуруши (Вишну)»

2006-10-11

«Чем живут свободные?»

2006-10-15

«Отбросить Истину на пути к Красоте»

2006-10-16

«Гостиница злобных пупсиков»

2006-10-17

«Совесть»

2006-10-19

«Выход из ада»

2006-10-20

«На пути к Красоте»

2006-10-23

«Отказаться от свободы в пользу Красоты»

2006-10-24

«Главная идея Вайшнавизма»

2006-10-27

«Беседа Нарады и Вьясадевы»

2006-12-23

«Умственное воспитание»

2006-12-25

«Расы, лилы, арчана и духовный звук»

2006-12-28

«Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён»