«Внутренняя и внешняя природа Души»
# 25:36
Голос сердца
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Мы часто думаем, что голос сердца – это то, что нам нравится. Они говорят: «Мы слушаем свое сердце и поэтому так поступаем». Это, может быть, и так. Но мы вчера говорили, что голос сердца, или совести очень похож на голос чувств. И, как правило, в состоянии заблуждения мы под голосом сердца, под голосом совести принимаем голос своих чувств. Например, сегодня хочу съесть булочку, завтра хочу съесть пряник. Хочется, хотя мне говорят, что это вредно для зубов, или вредно, потому что ожиреешь, или нельзя есть на ночь. А мне хочется, потому что иначе не могу, это голос моего сердца. В данном случае это голос чувств как раз, голос похоти. Поэтому между этими двумя обрывами – совесть и чувства находится спасительный островок, называется разум. С помощью разума мы можем не позволить, чтобы чувства нами завладели, чтобы под чувствами мы понимали голос совести и наоборот.
Когда человека раньше учили на самолете летать, то во всех этих переворотах, пертурбациях в кабине самолета, он мог потерять ориентир. Он мог реально думать, что сейчас он летит головой вверх, а на самом деле летит головой вниз. Я просто читал, как учили водить самолеты раньше. Поэтому начинающему летчику закрывали верхушку кабины, чтобы он не чувствами ориентировался, где верх, где низ. Иначе, если он перепутает и будет взлетать, ему будет казаться, что он набирает высоту, а на самом деле летит к земле и разобьется. Ему оставляли видимость только панели приборов, чтобы он только по ней ориентировался. Если ему чувства подсказывают, что он летит головой вверх, а на самом деле он летит головой вниз, то он смотрел только на… Как он называется? Гироскоп? На альтиметр.
Даже если мне кажется, что я лечу головой вверх, я головой вниз. Чтобы не разбиться, мне нужно подчинить себе чувства и перевернуться. Тогда мне будет казаться, что я головой вниз поворачиваюсь, а на самом деле – головой вверх. Когда он научится ориентироваться только по приборам и не будет полагаться на свои чувства, тогда ему можно открыть эти чувства. Он будет слушать свои чувства, и это уже будет голос совести. Так же и мы. Мы прибегаем к помощи учителя или помощи разума. Иногда нам кажется, что нужно поступать так-то и так-то, и нам кажется, что это голос совести, а на самом деле мы просто идем на поводу своих чувств.
# 29:17
Высшая инстанция в материальном мире — разум
Б. Ч. Бхарати Свами: Разум – высшая инстанция в материальном мире. Покуда мы живем в материальном мире, мы должны пользоваться разумом, интеллектом, при этом понимая, что есть реальность за гранью разума. Но отношением с той реальностью у нас может быть только отношение доверия или веры. Там уже разум не работает, потому что там разуму не на чем основываться. Там нет законов. А в материальном мире разум – это самое главное. Разум не подведет. Если мы должны выбирать между чувствами и разумом, то нужно выбирать разум. Если выбирать между разумом и совестью, то мы должны выбирать совесть. Но проблема в том, что совесть очень похожа на чувства. Покуда мы с вами в мире наваждений, то чувства очень похожи на совесть. Нам кажется, что мы поступаем по совести, а на самом деле мы идем на поводу у чувств.
Слушатель: А как Вы сами отличаете совесть и чувства?
Б. Ч. Бхарати Свами: Я не научился еще. Я теоретически могу только говорить. Я стараюсь поступать, основываясь на разуме. Потому что чувства от совести отличить мне не удается, поэтому у меня спасительный канат – это разум. Или, скажем, указания учителя. Он говорит: «Вот это твое задание. Это твое». Я знаю, для меня это – ориентир.
Слушатель: Часто чувство совести в обыденной жизни сводится к тому, как к этому относится внешний мир.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Я и говорю, что мы путаем постоянно совесть и чувства.
Слушатель: Т.е. мы боимся, что мир скажет, когда поступаем по совести.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Например, нам говорят, что нужно защищать свою страну, и даже придают этому некий религиозный оттенок. Хотя даже в христианстве Бог всегда говорил, что «нет у вас здесь родины, нет у вас страны». Мы думаем, что мы поступаем по совести, защищая свою страну, но на самом деле это лишь чувства, потому что нам чувства всегда говорят: «Надо защищать свое». Под своим мы понимаем семью, страну, стереотипы, веру в убеждения – это наше, это свое. Мы думаем, что поступаем по совести, а на самом деле защищаем свой багаж. Причем осудят те, от кого мы зависим.
Представьте себе: вы стали презираемы всеми в этом городе. Вам даже податься некуда, все вас презирают. Поэтому нужно поступать так, как они вам скажут, чтобы они вас не презирали. Тогда вы сможете и в магазин ходить, и на увеселительные мероприятия, и никто на вас пальцем не будет показывать, что вот она вероотступница. Мне кажется, что я таким образом поступаю по совести, например, ходить в храм и креститься или кланяться головой перед алтарем. Если я это буду делать, то мои единоверцы не будут на меня пальцем показывать, и я поступаю по совести. На самом деле мы часто это делаем для того, чтобы на нас пальцем не показывали, чтобы стяжать какое-то уважение. Очень тонкая грань, поэтому лучше подчиняться разуму, а не «совести» так называемой, не «голосу сердца» так называемому. Потому что из тысяч и тысяч этих каналов на этом цветном мониторе только один — голос совести. Пока мы будем перещелкивать, нам вдруг показался один приятный канал, и мы думаем: «Вот она – совесть!» Это очень редко бывает. Поэтому лучше основываться на разуме.
Слушатель: Можете привести пример, когда человек поступает по совести?
Б. Ч. Бхарати Свами: Могу, конечно, но извините, если это будет на основе Священных Писаний. Например, Авраам-детоубийца. Ему Совесть – Бог сказал, ночью разбудил и говорит: «Убей своего сына». Он взял меч и пошел своему восьмилетнему сыну голову рубить. Вот он по совести поступил.
Слушатель: Он ничего не почувствовал. Он побоялся, что Бог… [неразборчиво]
Б. Ч. Бхарати Свами: Вы же попросили привести пример. Вот вам пример.
Слушатель: [неразборчиво]
Б. Ч. Бхарати Свами: Полагайте. Вы же у меня пример спросили. Я считаю, что он поступил по совести.
Слушатель: Почему он не почувствовал…. [неразборчиво] Он просто боялся, что Бог… [неразборчиво] Мог же он?
Б. Ч. Бхарати Свами: Мог, конечно. Если бы он почувствовал, он бы сказал: «Это мой наследник. Надо ему жизнь сохранить». Он бы его в теплое одеяло закутал. А здесь он своего единственного сына, единственного наследника.
Слушатель: Просто этого не могло, когда… [неразборчиво]
Б. Ч. Бхарати Свами: Могло, но он как-то на это не рассчитывал. Ему сказали.
Слушатель: [неразборчиво]
Б. Ч. Бхарати Свами: Если бы по совести никто не поступал, значит, ее бы и не было.
Слушатель: Это понятие размытое.
Б. Ч. Бхарати Свами: Размытое, да. Но это не значит, что его нет. Например, понятие доброта тоже размытое. Но значит ли это, что доброты нет?
Слушатель: [неразборчиво]
Б. Ч. Бхарати Свами: Другое. Я говорю о том, что не всякое размытое понятие не существует. Как раз наоборот. В моем понимании чем более размытое понятие… Размытое, значит, тем больше у него способности затекать во всякие ниши, углы. Размытое занимает больше пространства, его нельзя разрезать, сломать. Чем более понятие размытое, абстрактное, тем оно более реальное. А понятия жесткие, которые можно измерить, понюхать, потрогать, оно иллюзорное. Например, понятие «здание». Правда, оно реальное? Оно не абстрактное. Но пройдет, может быть, пару десятков сотен лет, и здесь будут одни руины. В этом прекрасном здании будут одни руины, а Любовь останется. Совесть останется, хотя, как вы говорите, это понятие размытое. С ними ничего. Это как твердая вещь и газообразная. Газообразная всегда… Что?
Слушатель: Один и тот же человек не может поступать по совести.
Б. Ч. Бхарати Свами: Исходя из этого, человеку практически невозможно поступать по совести. Но это не значит, что это невозможно вообще. Понимаете, это как если кругом фальшивые деньги, это не значит, что среди вороха этих фальшивых бумажек нет хотя бы одной настоящей купюры. Потому что если бы ее не было, то все деньги были бы настоящими. Если нет настоящей купюры, то фальшивки настоящие. Поэтому если среди вороха этих иллюзорных предметов, как мы говорим: чувственных понятий, нет понятия совести, тогда эти самые чувственные понятия и есть та самая совесть. Если нет оригинала, значит, фальшивка и есть оригинал.
Слушатель: Если есть заповеди, это не значит, что есть подсказка как совесть должна выражать?
Б. Ч. Бхарати Свами: Заповеди – это скорее как нам надо поступать.
Слушатель: Бог дал для чего? Если человек не может различить, где совесть, а где чувства, это как бы подсказка, что по совести нужно именно так поступать.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да. Если мы не знаем, как поступать, то Господь дает нам колею, в которой мы можем продвигаться. Для этого даются заповеди.
Слушатель: Вы говорите, что совесть – это чаще всего набор социальных рефлексов.
Б. Ч. Бхарати Свами: Я так не говорил. Я как раз имею в виду прямо противоположное: совесть – это антинабор социальных рефлексов, точнее, набор антисоциальных рефлексов. Потому что общество — как персонификация внешнего мира, как персонификация дьявола. Общество, наоборот, тянет тебя от совести.
Слушатель: Общество является для человека личностью точно так же, как и высшая реальность для конкретного человека — тоже внешняя реальность…
Б. Ч. Бхарати Свами: Не внешняя, а потусторонняя. Если общество – это внешняя сила, то божественная реальность, скорее, потусторонняя, но не внешняя. Потому что внешняя уже занята.
Слушатель: Чем эта потусторонняя сила, которая не является его внутренней сутью, лучше, чем внешняя, которая навязывает ему?
Б. Ч. Бхарати Свами: Мы все-таки предполагаем, что совесть не является чуждой силой, а я является внутренней и благодатной. Она на его стороне. Более того, без совести невозможно существовать. Скажем так: если сравнивать с солнечным зайчиком, то солнечный луч является основой солнечного зайчика. Вся темнота вокруг солнечного зайчика – это вся темнота, которую мы называем обществом или внешним миром. Солнечный луч – это та самая совесть. Если солнечного луча нет, то и зайчик солнечный умрет. Когда мы говорим, потусторонняя сила, совесть и мы с вами – вещи, действительно, разные. Зайчик солнечный – пучок света, который мы видим, и луч, который мы не видим. Но без этого невидимого луча солнечный зайчик не может существовать. Этот луч Солнца связывает солнечного зайчика с самим Солнцем.
# 40:44
Совесть — это та ниточка, которая связывает нас с Богом
Б. Ч. Бхарати Свами: Совесть – это та ниточка, которая связывает нас с Богом. Она, может быть, и потусторонняя сила, но не чуждая, настолько не чуждая, что мы без нее существовать не можем. А вот без окружающей тьмы – можем. Из этого мы можем сделать вывод, что если мы идем наперекор обществу, то мы поступаем по совести. Но это не всегда так, потому что если все будут поступать против общества, тогда они будут поступать как общество.
Слушатель: Если мы в разуме и опыте этого не находим, то, скорее всего, это совесть.
Б. Ч. Бхарати Свами: Я не могу ничего сказать. Видимо, это такая вещь очень редкая. Если она слышится, то надо за нее хвататься. Как откровение, оно же на дороге не валяется. Его нельзя включить и выключить, как телевизор.
Слушатель: Оно всегда непривычно.
Б. Ч. Бхарати Свами: Оно всегда, как говорится, что Бог для тебя приготовил то, что ты сам не ожидаешь. Не поймешь, как оно проявится, как это совесть услышать. Если возвращаться к началу нашей беседы, то путь погружения в себя – это постоянно находиться в связи со своей совестью. Но мы опять пользуемся такими абстрактными, отвлеченными понятиями.
# 42:19
Что такое раскаяние
Б. Ч. Бхарати Свами: Что такое раскаяние? Это когда тебе стыдно за бесцельно прожитые годы? Что является движущей силой этого раскаяния? Если ты думаешь, что надо было мне пойти направо, а я пошел налево и потерял деньги. А если бы я пошел направо, я бы их нашел. Это чувство очень похожее на расскаяние, но она так же похожа, как фальшивая монета на настоящую. Если движущей силой раскаяния является то, что я причинил кому-то боль, а мог бы не причинить, не потому что если бы я не причинил кому-то боль, я стал бы более уважаемый или богатый, более узнаваемый, а просто: я причинил кому-то боль, и мне от этого невыносимо тяжко. Это раскаяние, если мы говорим о раскаянии в среде ближних.
Если говорить о раскаянии по отношению ко Всевышнему, то опять я мог Его услышать, и я ведь слышал Его тогда, но я не поступил, как Он мне велел, и мне от этого невыносимо тяжко. И я молю о том, что если я вновь услышу Его голос, я поступлю так, как Он мне велит. Это подлинное раскаяние. А если раскаяние: мне надо было ставить на эту лошадь, а я поставил на ту и в результате все проиграл, тогда это не раскаяние. Смотря что является основанием раскаяния. Что является раскаянием? Если я мог к Тебе обратиться, Всевышний, но не сделал этого, хотя ясно слышал Твой голос, и снова погрузился в суету жизни, тогда это раскаяние.
Не бросить учиться и получить высшее образование. Ну да. Она предлагала всю себя. Майя-деви имеется в виду. Мог же воспользоваться, но упустил случай, и Майя-деви пошла к другому, а я столько лет потратил в секте. Вот тоже такое раскаяние. Ты раскаиваешься, но не можешь ничего изменить, потому что все — оно проехало. Это отчаяние. У тебя нет способов изменить что-либо. После этого наступает молитва, что если я еще раз столкнусь с этим, я обязательно предамся.
В «Шримад Бхагаватам» есть молитва живого существа до рождения. Живое существо испытывает тяжкие муки и вспоминает… И как они говорят, христиане? Страшный суд. После каждой жизни у нас так называеый страшный суд. Живое существо говорит: «Как только я увижу свет белый, я обязательно Тебе предамся. Я буду жить только ради Тебя. Ты всегда со мной присутствуешь». До рождения это дитя молится своему заступнику – Всевышнему. Но когда оно снова видит белый свет, то эти блестки, лампочки, как, знаете, на салюте мы все радуемся, а там просто зажигаются лампочки, а нам весело. Просто свет загорается, но когда этих лампочек много, нам почему-то весело становится. Представьте, вы 9 месяцев сидите в темнице, вокруг вас плавают испражнения, всякие там гадости, заливают спиртным, табаком закуривают, вы думаете: «Когда же я наконец выйду на свет, то точно буду жить по совести. То, о чем я сейчас молюсь, я никогда не забуду». Душа молится Богу, но когда снова этот салют вспыхивает: «Аааа…», и все забывает. Но в тот миг это настоящее отчаяние и настоящая молитва, потому что ничто не отвлекает. Чувства свернуты, и ничто не отвлекает. Ты наедине с самим собой и своей совестью. Вот попробуйте запереться и 9 месяцев в темноте посидеть. Подключите к себе трубку и другую – катетер, и 9 месяцев в полной темноте – вот это будет молитва и отчаяние. Но потом, когда вы выйдете – снова супермаркет, тележки, набитые продуктами. Но это опять же абстрактно, потому что это в святой книжке написано.
Слушатель: Посадили его туда, он, получается, нарушил какие-то законы? Если он выйдет оттуда, он будет жить по совести, не нарушая эти законы. Т.е. совесть – это, получается, то, что диктуют законы общества.
Б. Ч. Бхарати Свами: То, что в миру, вы имеете в виду? Если человека посадили в миру? Опять-таки иногда это совпадает, иногда не совпадает.
# 47:51
Не убий
Б. Ч. Бхарати Свами: Иногда закон говорит: «Не убий». В обществе нельзя же убивать, при этом милиционеры убивают. Там наезжают на кого-то в пьяном виде, и за это им медаль дают наоборот. Оказывается, не просто не убий, а в определенных случаях можно, в определенных случаях нельзя.
Слушатель: Только милиционерам?
Б. Ч. Бхарати Свами: Если вы — не милиционер и наехали, то вас в тюрьму. Если вы — милиционер и наехали на пешехода, то вам медаль дают. Конечно, там много, всяких … В целом — нельзя убивать, но если, например, государю грозит опасность: к нему в спальню забежал человек и угрожает ему топором. Вы ворвались и застрелили этого человека без суда и следствия, то, оказывается, можно убивать. Законы общества не всегда совпадают с велением совести. Они бывают вместе, а бывают отдельно. Когда они вместе, то можно расслабиться и плыть по течению, но обязательно это течение повернет вправо или влево, и здесь уже нужно делать выбор.
Слушатель: Проблема в том, что суть понять невозможно.
Б. Ч. Бхарати Свами: Трудно. Когда вы это обнаружите, то наступает раскаяние и молитва, и вы обещаете Богу, что в следующий раз я поступлю по совести. А в следующий раз вы снова в следующий раз. Потом еще раз, пока, наконец, этот миг не наступит. Потом снова будет сбой. Через миллионы, миллионы, миллионы рождений вы снова поступите по совести. Потом этот отрезок между поступлениями по совести будет постепенно сокращаться. Миллиарды, миллиарды жизней, пока, наконец, между поступками по совести не останется никакого зазора и вы будете целиком жить по совести. Это и есть цель бхакти – жить по совести, по любви. В этом мире это невозможно, видимо, вас перенесут в какой-то иной мир, который называется запредельный, трансцендентный. Там все живут по совести. Так надо всегда поступать, просто не всегда получается.
Слушатель: Получается, что законы совести путают с религиозными законами, а законы общества — замаскированные религиозные законы. Получается, как бы мы ни поступали… [неразборчиво]
Б. Ч. Бхарати Свами: Это лучше. Лучше следовать религиозным правилам, чем своим прихотям, потому что гораздо больше вероятность, уступая своим прихотям, идти против своей совести, чем следуя законам религиозным. Т.е. в религиозных законах совести больше, чем в прихотях своих.
Слушатель: В разных религиях законы могут противоречить друг другу.
Б. Ч. Бхарати Свами: И что? Выберите свою религию и поступайте по законам той религии. Мне кажется, что во всех религиях есть одна фундаментальная истина или закон: не причинять страдания другим. Как этот закон воплощается или как он формулируется, это уже другой вопрос. «Не делай другим того, что не хочешь, чтобы тебе сделали» — это во всех религия присутствует.
Слушатель: Может так быть, что одному говорит одно, а другому другое?
Б. Ч. Бхарати Свами: Так чаще всего и бывает.
Слушатель: Совесть индивидуальна, и для каждого человека свои поступки?
Б. Ч. Бхарати Свами: Совесть – да, но источник совести один и тот же. Солнце для всех. У каждого солнечного зайчика источник один и тот же. Поэтому и рекомендуется поступать по законам – религиозным или законам общества, потому что они более или менее объективные.
Вот этот хрестоматийный пример, когда Арджуне нужно было сделать выбор: поступать по совести или как требует общество. Битва на Курукшетре – это, собственно, битва между совестью и законами общества. Потому что с одной стороны он хотел показать свою жалость, и кажется, что это совесть: «Я не хочу убивать своих одноплеменников. При этом закон общества требует от меня уничтожить их, потому что они – враги, они поступают несправедливо. Я — царь, а это – незаконные узурпаторы. Я должен их разбить». Казалось бы, здесь совесть на стороне Арджуны. Один голос ему говорил: «Надо их пожалеть, потому что нехорошо убивать», а другой голос ему говорил: «Нет. Надо их убить, потому что они неправильно поступают по закону общества». Как в диалоге с Кришной, выясняется, что этот голос который требовал их пожалеть, оказывается был голосом плоти – дьявольским голосом, а голос, который требовал уничтожить врага, причем не просто врага, а своих собственных родственников, был голосом совести. В этом случае, видите, как обернулось?
Во множестве других случаев, когда командир требует от тебя убить врага, а ты видишь в нем человека и считаешь, что не можешь лишить его жизни, в этом случае это голос совести. А голос командира: «Убей врага, потому что он топчет твою родину!» — это голос дьявола. Я так полагаю, что в большинстве случаев голос Сатаны это: «Убей врага!» А в случае Арджуны голос Сатаны был: «Пожалей врага». Потому что в диалоге с Кришной выясняется, что это желание пожалеть родственников – врага своего — продиктовано не жалостью к ним, а тем, что «если я их убью и захвачу все царство, то мне не перед кем будет похваляться своими завоеваниями». Кришна в диалоге вытянул Арджуну на чистую воду.
Слушатель: Даже если главным мерилом совести является непричинение вреда… Как раз здесь находится противоречие…