Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2009 / «Внутренняя и внешняя природа Души»

«Внутренняя и внешняя природа Души»

Б. Ч. Бхарати Свами: Я не говорил, что это диктат совести – непричинение вреда другим. В Писаниях всех религий есть это общее правило. Там могут быть вариации в других заповедях, но вот эта: «Не причиняй боль другим» свойственна всем религиям. Я не говорил, что это — голос совести. Я говорил, что это есть во всех религиях, которые, собственно, даны человечеству Богом в разных Его ипостасях. Например, глава государства говорит: «Нельзя проезжать на красный свет», и если вы не нарушаете этого закона, то вы по сути подчиняетесь главе государства, в нашем случае – совести. Но есть такие случаи, когда нужно нарушить красный свет: если ты за рулем скорой помощи и у тебя пациент умирает, ты обязан нарушить красный свет, чтобы его…

Слушатель: У него включены проблесковые маячки.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, да, или, например, у тебя они не включены, а у тебя человек на заднем сидении умирает.

Слушатель: Надо включить.

Б. Ч. Бхарати Свами: У тебя их нет, и ты едешь на частной машине. Или ты увидел преступление, и ты должен нарушить и догнать преступника. Вот я говорю, что законы Писаний «Не причиняй боли и зла другим» единогласны в основном. Выполняя этот закон, мы подчиняемся воли Бога, или воли совести. Но иногда требуется пойти против закона, который Он и дал. А если в эти моменты, когда нужно нарушить закон Божий, мы продолжаем формально соблюдать этот закон, то это называется фарисейство. Буква важнее, чем дух – это есть суть фарисейства, что «как бы там ни было, я должен поступать, как написано, а не по духу».

Это всегда индивидуально, но мы говорим, что надо принять духовного учителя, который будет помогать разобраться. Или, если соблюдать Писания – заповеди своей религии, то уж на 99% это точно будет правильно. Что, правда, делать с этим одним процентом?

Слушатель: Скажите, когда вы поступали по совести, вы чувствовали это состояние? Оно было похоже или нет?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я никогда не поступал. А если и поступал, то не помню.

Слушатель: Т.е. сразу как бы и потом уже…

Б. Ч. Бхарати Свами: Очень жестко. Вот так надо делать, и все.

Слушатель: А вот то, что люди не прислушиваются к голосу совести, а причина?

Б. Ч. Бхарати Свами: Похоть, выгода, желание обратить на себя внимание.

# 59:07

Познай себя, и ты познаешь природу этого мира

Слушатель: В Бхагавад Гите сказано: познай себя, и познаешь мир. Значит ли это, что чем больше мы будем в себя углубляться, тем…

Б. Ч. Бхарати Свами: Не мир познаешь, а познаешь природу этого мира. Это не значит, что ты познал себя и знаешь теперь расписание поездов от Запорожья, т.е. ты весь мир познал, ты знаешь температуру Черного Моря. Нет. Познав себя, ты понимаешь, что ты – наблюдатель по отношению к этому миру, что в этом мире нет ничего стоящего, ради чего следовало бы биться, что этот мир – сплошной прошлогодний снег. Это значит, что ты познал природу этого мира, что здесь нет ничего, за что можно было бы держаться. Это огромная льдина, которая тает. Она дрейфует в сторону экватора и растает когда-нибудь.

Слушатель: Все ли души должны пройти школу Майи?

Б. Ч. Бхарати Свами: Все присутствующие здесь уже в Майе.

Слушатель: Есть такие, которые не захотели сюда?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну как не захотели? Им повезло.

Слушатель: Т.е. не проявили такого желания.

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы от них чем отличаемся? Мы сами хотим быть творцами своего счастья. А они говорят: «Пусть Счастье само нас смоделирует».

Слушатель: Махарадж, а у Всемогущей Личности в принципе вообще могут быть желания?

Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно.

Слушатель: Если Он может все?

Б. Ч. Бхарати Свами: Он такой же, как и мы, собственно. Он желает, Он меняет свое мнение часто.

Слушатель: Если Он свои желания сразу может осуществить, зачем Ему желания?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да. Вот Он их, например, желает осуществить не сразу.

Слушатель: Он непостоянен, получается?

Б. Ч. Бхарати Свами: Абсолютно, да. Что такое постоянство? Постоянство – это либо труп в гробу, либо кто-то, кто подчиняется каким-то законам. А Он не подчиняется законам, поэтому Он непостоянен. С ним отношения очень сложные, я так полагаю, потому что Он дал слово, взял слово, обещал одно, сделал другое.

Слушатель: Что Вы имели в виду, когда сказали, что некоторым душам повезло не воплощаться? Если нас по образу и подобию создали, мы должны и творцами научиться быть? Т.е. для всех душ предназначено и было бы хорошо поучаствовать в Майе? Т.е. приобрести опыт.

Б. Ч. Бхарати Свами: Приобрести опыт для чего?

Слушатель: Для каких-то будущих жизней или целей?

Б. Ч. Бхарати Свами: А что там делать в этих будущих жизнях?

Слушатель: Я не знаю.

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы можем только предполагать.

# 1:02:09

Мы созданы по образу и подобию

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы созданы по образу и подобию, если принять вашу точку зрения, независимо от того, что кто-то это сказал. Допустим, мы обязаны принять эту точку зрения, что мы созданы по образу и подобию и это правда. Допустим, кто-то там чего-то сказал про образоподобие и он не ошибался. Так вот, это наше окончательное предназначение по образу и подобию или сделаться по образу и подобию, чтобы достичь какой-то другой цели? Это ступенька от которой мы оттолкнемся, чтобы стать не по образу и подобию Его или всегда остаться по образу и подобию?

Слушатель: Развитие подразумевает от низшего к высшему?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: В принципе, Он мог создать нас совершенными, тогда этот опыт нам был бы не нужен.

Б. Ч. Бхарати Свами: Т.е. совершенными, как Он сам?

Слушатель: Да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Т.е. демократия. Равным среди равных.

Слушатель: Была задумка Божья, чтобы нас поместить, чтобы мы своими усилиями постепенно поднимались наверх.

Б. Ч. Бхарати Свами: Наверх куда?

Слушатель: К духовному совершенству.

Б. Ч. Бхарати Свами: А что это такое?

Слушатель: Нарабатывание всяких качеств.

Б. Ч. Бхарати Свами: А ну тогда понятно. Переводя на человеческий язык, Он нас создал такими, чтобы мы нарабатывали всяческие качества. У меня даже нет возражений. Все понятно.

Слушатель: Если человек создан по какому-то образу и подобию, что это за образец такой, что с ним такая плохая..?

Б. Ч. Бхарати Свами: [смеется] Неумека. Если мы созданы по образу и подобию, какой у него образ и подобие? Понимаете, из фразы «мы созданы по образу и подобию Бога» не следует, что Бог – творец, что творчество – это Его главное качество, Его главный образ. А, может быть, Он, наоборот, лентяй. Если мы созданы по образу и подобию Бога, а если Он – лентяй? Он лежит на огромной мягкой змее с полузакрытыми глазами и снит – сны видит. Т.е. из этой фразы не следует, что мы созданы творцами.

Слушатель: А что же именно тогда мы должны знать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Скажите мне что вы подразумеваете под Богом, тогда мы можем сказать по какому образу и подобию мы созданы. В нашей богословской традиции главное качество Господа то, что Он играет. Он не связан никакими правилами и обязательствами. Все, чем Он занимается, это свободное времяпрепровождение. Причем очень аморальное времяпрепровождение. Т.е. всякий раз, когда Он не спит, Он занимается аморальным делом. Делает это играючи, потому что Его за это никто не осудит и не накажет. Душа, созданная по Его образу и подобию, тоже, если вы замечали, ищет той самой свободы поступать, как хочет, но при этом не отвечать за свои поступки. Вот по этому образу и подобию мы созданы.

# 1:05:56

Мы созданы быть играющими

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы созданы или призваны быть играющими. Не работающими, а играющими.

Слушатель: Зачем тогда напрягаться и над собой работать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы не созданы спящими и едящими, а мы созданы играющими, а сон и еда могут быть частью этой игры.

Слушатель: Необременительной частью.

Б. Ч. Бхарати Свами: Пожалуйста. Никто вам не мешает.

Слушатель: Тянет же к другому.

Б. Ч. Бхарати Свами: Чтобы другие видели, какой я Бог, как я играю, чтобы другие видели мои симпатичные лица. Не хочется же просто играть, а чтобы и другие вокруг меня в хороводе гуляли.

Слушатель: Не обязательно. Можно было бы выйти и медитировать на площади центральной, но хочется же в уединенном месте над собой поработать.

Б. Ч. Бхарати Свами: Потом написать книгу, чтобы они на площади прочитали, как ты в уединенном месте медитировал. Ну не всем, конечно, близкому своему сказать, как я медитировал, поделиться реализацией.

Душа ищет этого самого вечно молодого, вечно пьяного состояния бесшабашности. Вот по этому образу и подобию мы созданы. Поэтому нам ничего не хочется делать. Вечное детство.

Но почему мы все высказывания должны рассматривать, мало ли кто что высказывает. Например, есть высказывание: не зная броду, не лезь в воду. Почему мы должны сейчас рассматривать все эти высказывания? Или, например, любопытной Варваре на базаре нос оторвали. Вот существует высказывание, как вы объясните с точки зрения вайшнавизма, почему любопытной Варваре на базаре нос оторвали?

Мы с вами в начале обсуждали, что у всякой вещи, у всякого существа есть две природы: внешняя и внутренняя. Внешняя природа – обманчивая природа. Внутренняя природа – подлинная природа. У Бога точно так же. У него есть внешняя природа, она называется Маха Майя у кришнаитов. Но у Него есть внутренняя природа – настоящая, та самая подлинная Его суть. Когда Бог виден, когда Он на виду, т.е. Его внешнее проявление – это обманчивое проявление. Например, мы говорим: «Он – творец». Его творчество – это все обман, иллюзия. Его внутрення природа – просто играть. Так вот, творение мы можем видеть. Как ни странно, обман мы видим. Он создал вот это здание. Не Он, но руками кого-то. Мы его видим. Его игру мы не видим. На то она и внутренняя природа. Возвращаясь к вашему вопросу: истина имеет половину обмана, то Его внешняя половина – это обман. Мы ее видим. А Его игру мы не видим, но тянемся к ней.

Мы хотим играть, быть по образу и подобию Бога. Когда мы хотим главную скрипку играть, т.е. главную флейту, то мы попадаем в иллюзию. Это очень тяжко. Когда мы хотим играть главную роль в этой бесшабашной игре, то это называется работа, потому что мы же пытаемся, чтобы вокруг нас ходил их хоровод, а флейта фальшивит, сбивается, неудачно получается. А если мы сами в Его хороводе будем, Он же мастер своего дела, Он знает как играть. Мы будем и в игре, и при этом ни за что не отвечать. Мы полность Кришне предадимся и не будем ни за что отвечать. Полная бесшабашность, вечное детство и пьяность. Там шмели, которые вокруг Него летают, они постоянно пьяные. Видимо, такой аромат постоянно, что переклинивает. И вот этого тоже хочется, чтобы постоянно пьяной быть, но без hangover (без похмелья), чтобы голова не болела, при этом постоянная пьяность.

Слушатель: Принцип недвойственности, принцип адвайты. Можно ли считать, что сюда помещается истина и как противоположность иллюзии?

# 1:10:54

Иллюзия – это то, что скрывает от нас истину

Б. Ч. Бхарати Свами: Иллюзия – это то, что скрывает от нас истину. Если истина способна прятаться, значит, иллюзия должна где-то существовать.

Слушатель: Т.е. получается Бог является источником иллюзии тоже?

Б. Ч. Бхарати Свами: Он же говорит, что «Майя – моя энергия, которую почти невозможно преодолеть». Ложь – это Его принадлежность, или Майя на санскритском языке. Она появляется на сцене, когда Он не хочет, чтобы Его видели. Когда Он уходит в ванную комнату, мы видим дверь. Это и есть Майя. Но если мы пользуемся разумом, мы можем понять, что если есть дверь, то за ней что-то есть. Не может быть просто дверь. Если есть стена, то за ней что-то есть, она от чего-то отделяет. Даже наблюдая этот обман, мы должны понять, что есть где-то истина, и к ней стремиться.

Слушатель: У Него бывают сложные игры. Ему будет приятно, если мы поймем?

Б. Ч. Бхарати Свами: Дело в том, что Он не устраивает их себе. Говорят, что Он такой очаровательный, такой пленительный, что за Него все делает Другая. За Него кто-то делает. Он говорит: «Вы Мне только скажите, когда и где быть. Сами там все устройте, сами расставьте шахматы, только скажите, когда и во сколько». Даже, видимо, последнее время и это Он не говорит. А там где Он, там и…, чтобы ему даже ходить не нужно было.

Слушатель: Саму игру Он создает или мы тоже принимаем в этом участие?

Б. Ч. Бхарати Свами: Он создает, что Он такой. В отношениях с Ним нельзя не играть. Самим своим присутствием. Вот когда он или она говорит: «Я тебя люблю», потому что это ты, а не потому что у тебя что-то. Вот ты такой. Он ничего не устраивает, а просто Он есть, и всем хорошо. Он не прикладывает усилий.

# 1:13:12

Справедливость – это скучно

Слушатель: Махарадж, а истинно ли утверждение, что иллюзия, этот мир абсолютно справедлив ко всем?

Б. Ч. Бхарати Свами: Абсолютно.

Слушатель: Т.е. что бы ни происходило, это обосновано?

Б. Ч. Бхарати Свами: Все, что происходит, так называемое, плохое или хорошее, это все по заслугам. На то этот и мир, он называется тюрьмой. В тюрьме все разрегламентировано. Если ты слушаешься начальства, то тебя переводят в более удобные условия, если не слушаешься, то наказывают. Здесь все справедливо. Поэтому и вайшнавы хотят уйти из этого мира, потому что они не хотят справедливости. Зачем справедливость, когда это скучно. Справедливость – это же скучно, правда? Это закон. Вот если вы были когда-нибудь в судах, там, где, естественно, все справедливо, там так скучно, да?

Слушатель: Где такие суды найти?

Б. Ч. Бхарати Свами: Скучные?

Слушатель: Нет. Справедливые.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вы понимаете, опять-таки фальшивка и настоящее что-то. В оригинале здесь все справедливо. А если где-то там несправедливо, то это отражение общей справедливости.

Слушатель: Есть свод законов. Он один для всех. Как ты поступаешь, так и тебе.

# 1:14:49

Милосердие и доброта

Слушатель: А милосердие?

Б. Ч. Бхарати Свами: Милосердия здесь нет. Оно не от мира сего. Если оно и проблескивает где-то, то нужно понимать, что оно не от мира сего. Это как амнистия в тюрьме – раз, и оно есть. Амнистия же не подчиняется закону, просто у того, кто амнистирует, хорошее настроение. Утром проснулся: «Хорошо бы амнистировать» и амнистировал.

Слушатель: Творец может быть в разных ипостасях. Одна из ипостасей может быть гипнотизер. Милосердие – это в состояние гипноза Он нас вводит, что дает нам такую поблажку, или же мы, наоборот, в реальности существуем?

Б. Ч. Бхарати Свами: Во-первых, неправильно, что творец может быть в разных ипостасях, потому что творец – одна из ипостасей. Есть оригинал и есть разные ипостаси. Одна ипостась – это творец, судья, разрушитель, гипнотизер, спаситель и т.д. Гипнотизер, когда Он навязывает нам свою картинку.

Слушатель: То милосердие, которое Он проявляет, это состояние реальности или, наоборот, состояние несправедливости.

Б. Ч. Бхарати Свами: Что такое милосердие? Мне кажется, что это чудо. А чудес не бывает. Я лично в чудеса не верю. Если происходит какой-то акт милосердия, то это чудо. Но поскольку чудес нет, приходится мириться со справедливостью.

Слушатель: Или стремиться к миру, где милосердие обычно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Или стремиться, но стремиться можно только если, как говорят: если легко – делай, если трудно – говори, если невозможно – молись. Поскольку все невозможно, приходится только молиться о милосердии.

Слушатель: То, что мы привыкли называть в обществе милосердием, это иллюзия?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это доброта.

Слушатель: А. Это то, что мы понимаем под милосердием, есть доброта.

Б. Ч. Бхарати Свами: Милосердие – не всегда доброта. Доброта – это когда тебе дают то, что ты просишь, а милосердие – когда тебе дают то, в чем ты нуждаешься. В этом мире доброта, если покопаться в этой сути доброты, то это чтобы от тебя потом что-то получить. Всегда так. Корыстно.

Слушатель: Если высказывания своих желаний не исполняются.

Б. Ч. Бхарати Свами: Еще одно высказывание.

Слушатель: Ну да. Я просто хочу подвести к тому, что вы говорили, что нами играют: хочет Он — исполняет желание, не захочет – не исполняет желание.То, что Он иногда исполняет желание, затем идет…

Б. Ч. Бхарати Свами: Если мы говорим о нас здесь — заключенных этого мира, то здесь все подчиняется законам, здесь нет милосердия. Но если оно и приходит, то это чудо. Приходит кто-то не от мира сего, который проявляет милосердие не за что-то, а потому что. Но где такое найти?

Возразить хотели?

Слушатель: Нет. Я хотела спросить: если это тюрьма, то в Священных Писаниях говорится, что полубоги … [неразборчиво]

Б. Ч. Бхарати Свами: Полубоги тоже в тюрьме, просто у них хорошие условия с кондиционером. И они там больше сидят. Порой они хотят спуститься на средний уровень — в мир человеческих животных, потому что там легко впасть в благодушие, там легко притупить бдение. Здесь существует яркое разграничение добра и зла. Здесь постоянно находишься в тонусе. Если в мире низших созданий – животныхсс — сознание пребывает в притупленном состоянии, как бы во сне, то здесь мы то во сне, то наяву.

# 1:19:24

Материальный мир — тюрьма

Слушатель: Уход в себя – это и есть возможность стать свободным в тюрьме.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, почему. Мы полагаем, что это вообще освобождение. Тюрьма же она вовне находится, свобода внутри. Просто во всех без исключения религиях говорится, что если ты будешь соблюдать законы тюрьмы, то тебя освободят. Если ты будешь соблюдать закон Божий, то ты освободишься из этой тюрьмы. Но это неправильно. Если ты будешь соблюдать закон Божий, то ты займешь более удобное положение в этой тюрьме – станешь Творцом – Брахмой, по нашей религии, в лучшем случае. Вайшнавы говорят, что если ты попросишь о милости того, кто командует командиром тюрьмы, тогда ты сможешь освободиться, не соблюдая законы этой тюрьмы, а прося о милости создателя этой тюрьмы. Потому что тот, кто с ключами находится – Майя Деви – иллюзия, она не может тебя освободить. Она такая же подчиненная, как и мы.

Слушатель: Как же в этом случае перед совестью нужно унижаться, перед Кришной или перед теми, кто чуть-чуть выше?

Другие материалы раздела

2009-01-16

«Целомудрие»

2009-02-14

«Бхагавата-пурана. Её философия, этика и теология». Часть 1

2009-02-22

«Бхагавата-Пурана. Её философия, этика и теология» . Часть 3

2009-02-28

«Бхагавата-Пурана. Её философия, этика и теология» . Часть 2

2009-07-24

«Материя и Сознание»

2009-07-24

«Настоящая коррекция кармы»

2009-07-24

«Благодаря тибетским монахам»

2009-07-25

«Откровение»

2009-07-25

«Они не спорят на духовные темы»

2009-07-26

«Единомышленники»

2009-07-26

«Насколько далеко Вы готовы пойти»

2009-07-27

«Голос Совести и голос ума»

2009-07-28

«Отличие Духовного от материального»

2009-07-29

«Внутренняя и внешняя природа Души»

2009-08-08

«Цель жизни важнее самой жизни»

2009-09-20

«Качество и количество»

2009-10-27

«Бхакти Йога»

2009-10-28

«Творение»

2009-10-29

«Чего мы ищем в этом мире?»

2009-10-30

«Милость выше справедливости»

2009-10-31

«Рождённый человеком»

2009-11-01

«Терпение и смирение»

2009-11-03

«Душа и Сознание»