«Внутренняя и внешняя природа Души»
# 1:20:46
Перед Богом надо унижаться
Б. Ч. Бхарати Свами: Перед Богом надо унижаться. Перед совестью надо унижаться, причем настолько унижаться, чтобы совесть об тебя ноги вытирала. На возвышенном языке это называется поклониться лотосным стопам, а по-нашему — чтобы об тебя ноги вытирали, чтоб Бог о тебя ноги вытирал. Языком поэзии это: принять прибежище у лотосных стоп.
Слушатель: Там подразумевалось, что должно быть унижение?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Унижение, полное унижение, рабское унижение.
Слушатель: Смирение.
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет Я просто перевожу в наш человеческий язык: чтобы Он об нас ноги вытирал.
Слушатель: Просто унижение подразумевает чувство превосходства.
Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно. Чувство превосходства Его перед собой. С одной только оговоркой: бесконечного превосходства. Т.е. ты — полное ничтожество, а Он – полное величие. Не просто Он чуть-чуть на голову выше тебя, а абсолютное унижение перед Ним.
Слушатель: Мы – Его дети как можем этого хотеть? Или создал так, чтобы не унижались Его любимые дети. Вроде, как-то не совсем…
Б. Ч. Бхарати Свами: Если вы претендуете на звание любимых детей, то — пожалуйста. Среди любимых есть какой-то более любимый. Да?
Слушатель: Он любит всех одинаково.
Слушатель: А так, получается, мы все нелюбимы, потому что для Него унижение – нормальное чувство.
Б. Ч. Бхарати Свами: Вот такой путь вайшнавизма. Мы выбираем путь полного унижения перед Ним, унижения перед Совестью, быть рабом Любви, рабом Божьим.
Слушатель: Просто так удобнее к смирению прийти через унижение?
Б. Ч. Бхарати Свами: А, может быть, через смирение проще к унижению прийти?
Слушатель: Может быть, и так. Но так звучит лучше.
Б. Ч. Бхарати Свами: Вы видели, как он стоит с букетом перед ее балконом на втором этаже? Это он себя унижает, правильно?
Слушатель: Почему? Он выражает свои чувства прекрасными цветами.
Б. Ч. Бхарати Свами: Но он же себя унижает. Он мог бы пойти поспать, отдохнуть, а он ночью стоит, поет серенаду ей. Это же унизительно. «Я все для тебя сделаю, дорогая!» Он же так говорит?
Слушатель: Если она его отвергает, а он продолжает пресмыкаться.
Б. Ч. Бхарати Свами: Вот. Именно это и есть настоящее бхакти: Он тебя отвергает, а ты все-равно стоишь.
Слушатель: Бог нас отвергает?
Б. Ч. Бхарати Свами: Может, конечно.
# 1:24:08
Раб Божий или партнер
Слушатель: Является ли это религиозное требование унижения отражением социальных условий? Я позавчера говорил с одним пастором американским. Считается, что это отражение социальных условий, ощутить себя рабом Божьим. Мы говорили с пастором, и оказывается, что в английском языке нет понятия раб Божий.
Б. Ч. Бхарати Свами: А у них кто? Partner?
Слушатель: Это просто навязанное восприятие покорности.
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, ну — пожалуйста, можно быть партнером. Сначала миноритарным партнером — акционером, потом в равных долях — 50/50, потом можно контрольный пакет. Потом сказать: «Знаешь, у тебя была лубяная изба, иди отсюда». Нет, не сейчас, не сразу. Сначала партнер.
Слушатель: Так и есть.
Б. Ч. Бхарати Свами: А что мы, собственно, здесь и делаем: стараемся быть партнерами, соучредителями. Мы же учредили этот мир. А потом, как называется, когда все 100% долей?
Слушатель: Хозяин.
Б. Ч. Бхарати Свами: Владелец. Стопроцентный учредитель.
Слушатель: А потом собрали всех акционеров и признали недействительными.
Б. Ч. Бхарати Свами: Нас-то больше акционеров, чем Он один. Он иногда приходит и говорит: «Если мой слуга убьет всех, я это назову хорошо, то это будет хорошо». Мы говорим: «Нет. Вот большинством голосов мы решили, что это не так». Однажды Кришна шел по лесу со своим другом Арджуной. Навстречу вышел такой рыжий, здоровый человек и говорит: «Я страдаю, я голодный. Мне хочется поесть». А они говорят: «Хорошо, поешь. Только не очень много надо есть». Тогда они подожгли лес. Этот человек встал на опушке леса, и все звери, которые выбегали, он их убивал и ел. И это было хорошо. Он уничтожили весь лес со всеми лесными жителями. Тогда, 5000 лет назад были огромные территории. И Ему хорошо было. Мы сейчас, с точки зрения нас – экологов, говорим, что это плохо. Большинством акционеров мы считаем, что это плохо. Лучше бы Он сохранил лес с букашками, а так все погибли.
Или, например, Он взял и учинил войну в 41-м году. Столько народу погибло. Мы говорим: «Как плохо», а Он взял и учинил. Ему хорошо. Посмотрел, как там на железных кониках люди бегают и стреляют друг друга тысячами. Прикольно ведь, да? Мы говорим: «Как плохо, столько народу погибло». А ему приятно, допустим.
Слушатель: Он сказал: «Ваши акции недействительны» на общем собрании.
# 1:28:01
Я счастлив от того, что Ты счастлив
Б. Ч. Бхарати Свами: Так и есть. Какое право голоса есть у тех, с кем я играю в компьютерную игру? Эти выскакивают, стреляют по мне. Я тоже по ним стреляю. Вдруг там сбой дала программа. Они собираются: «Мы решили, что ты не имеешь права нас здесь стрелять». Я просто перезагружаю, и они со всеми голосами и акционерными протоколами перезагружаются и снова начинают бегать и стрелять друг в друга. Все очень просто. Когда норма превалирует над Его волей, Он просто эти нормы морали убирает, а кто не согласен, перезагружает. Это и есть унижение – признать то, что Ему хорошо, хорошо для всех. Если Он всех уничтожит для удовольствия, и мы признаем, что это хорошо, то это и есть смирение и унижение. Это высшая цель бхакти. «Я счастлив от того, что Ты счастлив, — душа Ему говорит. – Мое счастье целиком зависит от Тебя. Мне хорошо, а Тебе не хорошо, тогда и мне не хорошо».
Транскрипция: Вишнуприя Д. Д.