Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1981 / 1981.08.22.A «Проводники запредельных реалий»
О человеке судят по его идеалу. Величие личности не во внешних достоинствах, но во внутренних ценностях. Человек устремлен в будущее, и он велик, если стремится к великой цели. Рано или поздно он достигнет ее. Достичь возвышенной цели – не простая задача. Идеалы не купишь дешево, это величайшая драгоценность, и заплатить нужно невообразимую цену. Необходимо терпение. «Я не променяю свой идеал на что-то дешевое». Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, Шукадев, Рамачандра, варнашрама

«Проводники запредельных реалий» 1981.08.22.A

Проводники запредельных реалий

Шридхар Махарадж: Затем шравана, киртана, бхаджана-крийа, затем анартха-нивритти. Нежелательные элементы постепенно умирают, тато ништха, затем подлинная Преданность начинается, верность, непрерывный поток этой мысли. Ништха означает стадия непрерывности. Когда нежелательные явления уходят из ума, тогда непрерывность и затем ручи, подлинный вкус пробуждается. Затем этот вкус становится более интенсивным, и он зовется асакти. Когда какие-то маленькие помехи возникают на пути этого потока, то это асакти, затем бхава-бхакти, бутон любви, Преданности, према-бхакти возникает после этого.

Преданный: Махарадж, вы сказали асакти, затем бхава. Если возникают какие-то препятствия, он чувствует боль?

Шридхар Махарадж: Да, если в этом непрерывном потоке возникают какие-то препятствия, он чувствует боль. Это стадия асакти, затем бхава, затем према. Бутон распускается, и дальнейшие стадии: снеха, мана, рага, пранайа, анурага, бхав, махабхав. Бхава в сакхйа-расе доступна только Субалу, а махабхава является уделом только Радхарани, так нам говорят, таковы стадии бхакти.

Преданный: Вы говорили, что рупануги обретают вкус этой махабхавы.

Шридхар Махарадж: Да, вкус махабхавы, количество малое, но качество может низойти к ним в их положении.

Преданный: Махарадж, вы сказали садхан, затем апан…

Шридхар Махарадж: Апан-даша, затем прапан-даша, реализация прапан, можно давать это явление другим, васту-сиддхи — это прапан. Сварупа-сиддхи — это апан, а васту-сиддхи — это прапан, окончательное утверждение, окончательное вхождение в группу.

Преданный: Махарадж, возможно ли это, когда мы находимся в нынешнем теле… Однажды я слышал, наш Гуру Махарадж объяснял, мамети. Объясняя мамети здесь, он сказал, что Санатан Госвами утверждал, что это означает: вначале человек переносится в ту вселенную, где происходит Кришна-лила.

Шридхар Махарадж: По желанию Господа он может приходить. Следуя Его руководству, Его указанию, он может быть послан сюда, чтобы приносить другим благо. Он может прийти сюда в качестве аватара, аватары нисходят, таким образом он может прийти сюда, прапан, тот, кто окончательно достиг стадии зрелости. Он также может прийти не в силу своих изъянов, слабостей, но когда его посылает Владыка, чтобы выполнить определенную задачу, как аватара.

Преданный: Наш Гуру Махарадж сказал, что там, в той вселенной, где происходят игры Кришны, человек служит в качестве новичка.

Шридхар Махарадж: Сварупа-сиддхи и васту-сиддхи. Когда человек достигает стадии сварупа-сиддхи, апана, тогда он переходит к прапанне. Когда Кришна нисходит в какую либо брахманду, этого человека перемещают туда, и он получает шанс принимать участие в этой прапанча-лиле, а после участия в прапанча-лиле в обществе гопа, гопи, его положение утверждается окончательно, и это васту-сиддхи. Прапанча-лила, первое участие происходит, когда Кришна приходит в этот мир, это испытательный период, затем служение становится постоянным.

Преданный: Я хотел узнать следующее, возможно ли для человека, который находится в обусловленном состоянии, нитйа-бадха, спрогрессировать до стадии необусловленного, до стадии прапанна, в этой жизни, еще до того, как он оставил это тело?

Шридхар Махарадж: Возможно, но не во всех случаях, в исключительных случаях. За одну жизнь человек может достичь сварупа-сиддхи. Это возможно, но не слишком дешевое достижение.

Преданный: Таким был случай Билвамангалы Тхакура?

Шридхар Махарадж: Да, мы можем рассматривать это так, если мы не рассматриваем его случай как урок, обращенный к нам. Столь многие альвары приходили в этот мир, и в их деятельности можно увидеть многочисленные мирские черты, но все это шоу, призванное привести нас от низшего положения к высшему. Они играют роль бадха-джив, но в действительности они мукта. Не во всех случаях мы будем думать, что от бадха он пришел к состоянию мукта. В случае Джагая и Мадхая люди, которые были, так сказать, образцовыми грешниками, были спасены Махапрабху. Они пришли, чтобы играть роль, продемонстрировать людям, что подобное павана, очищение, возможно. Очищение, вызволение из столь низкого положения возможно по милости. Джагай и Мадхай сначала пребывали в Вайкунтхе Джай и Виджай, затем Хиранйакша и Хиранйакашипу, затем Шишупал и Дантавакра, Равана и еще одна личность, и вновь они были приведены из Брахмалоки, чтобы стать Джагаем и Мадхаем, это тень, этот идеал.

Преданный: Но, Махарадж, в 7-й песне «Бхагаватам» Юдхиштхира Махарадж говорит: «Я не в силах поверить в то, что непоколебимые слуги Кришны падают из Вайкунтхи». Шишупал и Дантавакра, когда он услышал о них.

Шридхар Махарадж: Скрытый смысл здесь таков: обусловленная деградация не есть деградация. Вы понимаете?

Преданный: Нет.

Шридхар Махарадж: Какой-то чиновник совершил проступок, и его на какое-то время отстранили от должности, но отстранение от должности не есть окончательное отстранение от должности. Служба, пост остается за ним. Но было поставлено условие, в этом смысле обусловленное: после трех рождений вы вернетесь в свое положение, поскольку сочувствие Нарайнаны присутствует. Поскольку вы не оказали формальное почтение риши, случился этот спектакль, потом, по завершении спектакля, они были восстановлены в своем положении. В действительности они не беспомощны в период своего падения, поскольку присутствие Нарайаны, сочувствие Нарайнаны остается. Они были вынуждены расплатиться за неуважение к риши, но поскольку сочувствие и симпатия Нарайнаны… Для того, чтобы оказать почтение риши, такого рода игра была продемонстрирована, драма.

Преданный: Должны ли мы думать, что в целом случай бадха-дживы таков?

Шридхар Махарадж: В некоторых случаях так можно думать, и также в целом подобная глубина видения может быть присуща некоторым Преданным, видение которых очень глубоко и простирается далеко. Поскольку сама майа обусловлена, майик-вилас, как бы долго это состояние ни длилось, майик-вилас, но это состояние не является безграничным. Оно лишь часть безграничного, ограниченная лила. Поэтому с точки зрения безграничного времени эти явления (имеются в виду долгие эпохи) не представляют ценности . Все относительно, понимаете? Все точки зрения в большей или меньшей степени относительны, поэтому человеческая жизнь, человек живет, скажем, 100 лет, тогда как за один час может смениться несколько поколений насекомых. Брахма-юга, дивйа-йуга, обычная юга — это все относительные оценки, поэтому когда майа обусловлена, существует на определенных условиях, летосчисление или оценка времени начинается в тот момент, когда возникает майическое эго. Возникают такие категории, как время и пространство, но эти категории суть формы мысли, источником которых является эго. Это эго эго не вечного аспекта. Я ясно выражаюсь, нет?

Преданный: Нет.

Шридхар Махарадж: Анади джива, связь с этим майическим миром зовется анади, это означает «не имеющее начала», но анади объясняется таким образом. Почему это анади? Потому что после того, как живое существо входит в феноменальный мир, тогда возникают факторы времени и пространства, только тогда начинается пространство, начинается время, но время и пространство суть форма мысли, и затем все творение растворяется, оно входит в ум. Есть твердые, есть жидкие, жидкость входит в жар, жар входит… Все элементы входят друг в друга и в конечном счете входят в ум. Объект мысли, поэтому субъективная эволюция, в конечном счете все входит в мысль, в эго, ум входит в разум, а разум в эго. Затем отсутствие мира опыта, когда же творение начинается, грубое вступает в тонкое измерение, грубые реалии в тонкие реалии, в свою собственную тонкую ментальную форму. Участие души, вовлеченность души в материальный мир зовется анади, не имеющая начало, поскольку фактор времени начинается только после того, как душа вступает в феноменальный мир. Когда человек способен видеть, что это ограниченное явление, каким бы обширным оно ни было и о каких бы жертвах майи ни шла речь, но это явление, майа, ограничено.

Джива вовлечена в игры с Господом, и в качестве реакции в них возникает подобная спящая тенденция, а во сне, когда они спят, они видят, как они помещены в разные положения, позиции в этом мире. А когда сновидение заканчивается, они пробуждаются и видят: я дома, назад домой, обратно к Богу, также говорилось. Но подобное видение редко можно обрести, самое обширное видение. Любая косвенная реалия всегда в полной мере связана с центральным явлением, является слугой центрального явления, не обладает независимой ценностью, лишь помогает центральному явлению. Косвенное всегда предназначено для того, чтобы помогать центру, поэтому негативное также присутствует в позитивном. Негативное мир материи, не в категориях сварупа-шакти. Махабхагавата — тот, кто не способен видеть ничего, кроме Кришны, кроме сварупа-шакти, он всегда пребывает в царстве сварупа-шакти. А сознание майической шакти, как правило, возможно на стадии мадхйама-адхикари.

Мадхйама-адхикари видит майу. Тот, кто занимает высшее положение, не испытывет страданий, но сочувствует страданиям других, парадукха-дукхи. Прямое и косвенное. Кришна и майа. Майа призвана помогать Кришне, когда некто осознает, что майа не имеет независимого, отдельного статуса, но ее предназначение в том, чтобы служить Кришне. Она является куклой в Его руках, когда видение столь обширно, тотально. Когда же мы находимся внутри майи, то мы не находим ее конца. Соответственно углу зрения, соответственно положению разные относительные точки зрения, концепции возникают, так мы можем думать. Человек может быть столь велик, что незначительная аномалия не затрагивает его характер, подобно тому, как огонь способен поглотить все. Нечто в этом роде. Майа не способна их затронуть.

Преданный: Махарадж, я также задавался следующим вопросом: в «Бхакти-расамрита-синдху» в главе, посвященной нейтральной любви к Богу, шанта-расе, в конце главы Рупа Госвами приводит в качестве примера Билвамангала Тхакура. Я не мог этого понять, я думал, что Билвамангал Тхакур является примером человека, находящегося в мадхурйа-расе, поскольку он автор «Кришна-карнамриты». Здесь, в этой книге «Нектар преданности», наш Гуру Махарадж суммирует содержание «Бхакти-расамрита-синдху». Он говорит: «Шукадев Госвами и Билвамангал Тхакур отказались от имперсональной концепции Абсолютной Истины и приняли преданное служение. Они являются примером преданных, находящихся на нейтральной стадии».

Шридхар Махарадж: Атмарам, нейтральная стадия. От нирвишеша они перешли к измерению савишеши. От концепции нирвишеша Брахмы, они пришли не только к концепции Васудевы, но и к концепции Нарайаны и пошли дальше, чтобы обрести концепцию Кришны. Они рассматриваются как пребывающие в шанта-расе. Это затруднительный момент. Шукадев Госвами дал столь многие явления вплоть до раса-лилы, гопи-гиты, Радхарани-вилаб, игры Кришны, ватсалйа-раса, но все же он не рассматривается в целом, как тот, кто утвержден в высочайшем положении в мире расы. С определенной целью эта раса была проповедуема через него, но это не означает, что он вошел в то измерение и утвержден в нем. Ради определенного служения Господу через него это явление было дано миру, подобно пралапита вакйа. Он не знает, хотя все эти высшие мысли проходят через него. Он посланник, тот, кто передает, почтальон. Он передает эти вести, но сам он лишен постоянного положения в этой высшей области. Мы видим в «Чайтанйа Бхагавате», как Махапрабху спрашивает Шриваса:

Какой преданностью наделен мой нара Адвайта?

Его Преданность подобна преданности Шуки и Прахлады, отвечает Шривас.

Махапрабху гневается и говорит:

Шука всего лишь мальчик. Ты относишь моего Адвайту к той же категории? Он высшего типа.

Шукадев, который дал «Бхагаватам», то было необходимо. Поскольку интеллектуалы, так называемые ученые мужи, для того, чтобы обратить их, был использован Шукадев, а Билвамангал зовется Шукой, его природа аналогична, Лилашука его имя. Он также принадлежал к школе майавады, и он дал миру свою пламенную поэму, посвященную Кришна-лиле, дал массам. Но его в большей степени интересует Кришна, нежели гопи, Кришна, затем гопи, поэтому. Он был использован Кришной для того, чтобы дать это явление публике, для того, чтобы стало возможным обращение этих людей. Такой человек, который, недавно был грешником, недавно был майавади, гйани, этот человек был обращен в Кришна-лилу, поэтому Кришна-лила стоит над гйаной и другими явлениями. Подобный грешник был за одну ночь обращен в Преданного. Для того, чтобы преподнести этот урок миру, чтобы помочь людям, ради проповеди эти люди были использованы высшей силой, они дали то, чем не обладали сами. Так нам говорят. Хотя многие реалии были неведомы им, они были переданы через них, подобно тому, как есть утверждение, Вйаса дал столь многое, но ему, возможно, не известен смысл этих реалий.

Преданный: Но он говорит, что Шука знает, а теперь мы говорим, что Шука не знает.

Шридхар Махарадж: Это определенное измерение. Это говорит Шива, но знание Шивы также ограничено. Тот, кто является автором этой шлоки, его реализация также ограничена. Со своей точки зрения он говорит это. Высшее знание может использовать низшее начало в качестве инструмента, преследуя свои цели. Нечто в этом роде.

Преданный: Другая проблема возникает. В «Чайтанйа Чаритамрите» мы читаем: «Шанта-раса, подлинное бхакти не начинается с шанта-расы».

Шридхар Махарадж: Бхакти, подразумевается служение не начинается, шанта переводится как нейтральная. В действительности не нейтральная в буквальном смысле слова, но склонность к виласе, но отсутствие активного служения. Прахлад демонстрируется в качестве примера шанты. Сам Прахлад говорит: «Подлинное служение нельзя увидеть во мне. Эта удачливая личность, совершающая служение, Хануман. Ты, Девариши, ступай к нему, он совершает подлинное служение Господу».

Преданный: А Хануман послал его к Пандавам.

Шридхар Махарадж: Да, послал к Пандавам, сакхйа-раса лучше, чем дасйа. Затем Пандавы отсылают к Ядавам, ватсалйа-раса, и Уддхава — према-ништха в ватсалйа-расе. Преданность, смешанная с материальными достижениями, это Преданность смешанного типа, в чистом сознании это более высокая стадия. Затем независимость от материи, тенденции к эксплуатации и отречению. Такого рода Преданность это Нарада, гйана-шунйа бхакти. Бхакти здесь дается более высокая оценка, тогда как миру эксплуатации, миру отречения дается низшая оценка. Примером этого служит Нарада, затем исключительное внимание к према-бхакти. Это Удхава, который связан с Враджей, высочайшей стадией Преданности. Затем высочайшая стадия — гопи в целом, гопа, гопи Враджа, а среди них Радхарани беспрецедентна, не имеет себе равных. Ее Преданность, Ее служение не имеют аналогов. Таков путь развития Преданности. Шукадев, который дал весь «Бхагаватам», был посредником, поэтому положение Билвамангалы. Великие ачарйи указали так.

Преданный: То есть склонность к нейтралитету?

Шридхар Махарадж: Шукадев после того, как завершил свою лекцию, вновь вошел в класс неразличающих. Он отстаивал позиции бхакти, бхакти выше гйаны. Это было необходимо в том собрании, и это было сделано с помощью Шуки и его лекции. Великая школа отречения потерпела крах, и было построено здание, структура. Это стало возможно благодаря ему. Благодаря опыту Шуки в столь широких масштабах это явление было дано, и благодаря этому сомнения гйани были рассеены и была утверждена истина «Бхагаватам», према-бхакти. Шукадев был использован с этой целью.

Преданный: Махарадж, но в «Кришна-карнамрите» Бинвамангал Тхакур говорит, что он был инициирован в путь Брахмана, реализацию Брахмана. «Но теперь, говорит он, я стал сбит с толку проказливым, озорным мальчиком, который строит каверзы, который играет или связан с гопи». Билвамангал Тхакур говорит о себе, что он стал служанкой.

Шридхар Махарадж: Служанкой? Да не служанкой. Санскрит, дасйа крити, так сказано в санскрите, тот, кто… Это технические особенности санскритсткой грамматики. Тот, кто стал дасйа крита, может означать раб, не обязательно рабыня, но раб в целом. Может означать, что он не стал служанкой гопи, но он был призван в качестве слуги, может означать в качестве сакхи. Он описывал главным образом Кришну, включая гопи, это также можно увидеть в его утверждениях и горячо, пламенно.

Преданный: Кто является первым автором концепции Рупы Госвами? Кто представил в письменной форме первым, где, в каких писаниях гаудия-сиддханта впервые возникла?

Шридхар Махарадж: У Даса Госвами мы находим, у Санатаны, у Дживы Госвами мы находим главным образом. Джива Госвами написал комментарии к произведениям Рупы Госвами. Он был его прямым учеником, и он находился под опекой Рупы Госвами. Джива Госвами и Дас Госвами. Дас Госвами описал сторону расы, а Джива Госвами обратился к аспекту шастры, эти объяснения были даны Дживой Госвами. Экстатический аспект был рассмотрен Дасом Госвами до известной степени, но Кавирадж Госвами также дал и привел цитаты идей Рупы Госвами.

Преданный: Некоторые современные псевдовайшнавы говорят, что госвами-грантха не нужно изучать. Какова причина этого заболевания?

Шридхар Махарадж: Поскольку они не в силах терпеть, что их не причисляют к категории высших Преданных.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1981.03.12.B

«Знание своего правильного положения»

1981.03.12.A

«Преданность и обретение высшего блага»

1981.03.13.X

«Глупцы врываются туда, где ангелы ступить не смеют»

1981.08.10.B

«Где нет жертвы, там нет любви»

1981.08.10.C

«Каждый стремится к расе»

1981.08.10.X

«Градация учителей»

1981.08.12.X

«Царство любви»

1981.08.13.B

«Сиддхи ждут возможности послужить Бхактам»

1981.08.13.A

«Знание должно прийти к стопам преданности»

1981.08.14.C

«Ключ от Враджи в руках у Баладевы»

1981.08.14.B

«Цель высоко над нашими головами»

1981.08.14.A

«Гуру есть хранитель и прибежище ученика»

1981.08.18.C_81.08.19.A

«Шактйавеша — это не детская игрушка»

1981.08.18.B

«Красота Радхарани — это не анатомия»

1981.08.18.X

«Запредельная милость Господа Нитьянанды»

1981.08.19.B

«Фундамент преданного служения»

1981.08.20.B

«Вера в поиске высшего измерения»

1981.08.20.C

«Быть милостивым к самым падшим»

1981.08.20.A

«Изначальная реальность»

1981.08.21.A_21.B_22.A

«Вопрошай о вечном»

1981.08.22.A

«Проводники запредельных реалий»

1981.08.22.X

«Градация теистической мысли»

1981.08.26.A_81.08.27.A

«Достичь берега служения»

1981.08.27.O

«Проповедь и деньги»

1981.08.27.B

«Признание и не признание ачарйей»

1981.08.27.A

«Абсолютное и относительное положение»

1981.08.27.X

«Три уровня преданных»

1981.08.28.B

«Высокие речи, повторяемые маленькими устами»

1981.08.28.C

«Признание со стороны высших Хранителей»

1981.08.28.X

«Самопожертвование и самовозвеличивание»

1981.08.28.X

«Духовный поток не зависит от материальных реалий»

1981.08.29.X

«Ключ от дверей Царства Божьего»

1981.08.30.C81.08.31.A

«Выискивание недостатков у других»

1981.08.30.X

«Сокровище Гуру»

1981.08.31.C

«Рита и Сатья – справедливость и милость»

1981.08.31.X

«Путь самопредания»

1981.09.20.A

«Долги предкам и природе»

1981.09.21.B_81.09.22.A

«Рукмини в лиле Махапрабху»

1981.10.04.B_81.10.05.A

«Три вклада Шри Рамануджачарьи»

1981.11.10.B

«Аватар Кали Юги»