«Рита и Сатья – справедливость и милость» 1981.08.31.C
Темы лекции:
Расставание: «уйти только для того, чтобы вернуться».
Моча-гханта (блюдо из цветов баклажана), вкус которой навсегда остался в памяти Шри Ранга Пури.
Размышления вслух Шрилы Шридхары Махараджа: анализ термина «сатья» в молитве Брахмы перед рождением Кришны в Десятой Песне Шримад-Бхагаватам, с привлечением мнений ачарий, комментаторов Бхагаватам.
Рита и Сатья — справедливость и милость
Шридхар Махарадж: Если ты чувствуешь это в себе, твое искреннее сердце будет стоять гарантом. На этом сегодня мы остановимся, мы встретимся вновь. Сегодня мы остановимся и вновь встретимся.
Преданный: Мы будем встречаться каждый день, Махарадж.
Шридхар Махарадж: Каждое утро и каждый вечер, внутренне. Вы уходите только для того, чтобы вернуться. Хотя я испускаю последний вздох, но не переживайте, ваш дед позаботится о вас, таким было заверение Свами Махараджа его ученикам, когда он думал, что в скором времени покинет этот мир. Настолько серьезным было его заверение.
Говинда Махарадж: Дед всегда более милостив.
Шридхар Махарадж: Иногда более милостив.
Рагхунатх Госвами увидел Махапрабху вновь, нашел его вновь в Рупе и Санатане. Махапрабху покинул этот мир, и Дас Госвами, крайне разочарованный, покинул Пури и отправился во Вриндаван. Он думал: «Я получу даршан Вриндавана и покончу с собой». Настолько великую боль ему причинила разлука с Махапрабху. Но он увидел большую энергию, стремление жить, когда он увидел Махапрабху в Рупе и Санатане, в их советах, в их указаниях. «Махапрабху присутствует в этом!» — таким было его открытие. Он не мог умереть, но он не только жил, он жил и написал великое множество произведений, которые оставил нам. Он был избран в качестве прайоджана-татва ачарйи, учителя цели. Он выразил, дал, указал нам высочайшую цель, summum bonum жизни Радха-дасйам, служение Радхарани.
Связь с Махапрабху, Шачимата. Один санйаси был гостем из верхней части страны, он был гостем матери Шачи и нашел, что блюдо из банановых цветков обладало таким необыкновенным вкусом. Когда он находился в Махараштре, он встретил там Махапрабху. Махапрабху, путешествуя по южным границам Индии, пришел в то место, Махараштру. Там Он встретил этого Ранга Пури, который сказал: «Твой старший брат Шанкара Ранйа испустил последний вздох в этом месте». Махапрабху получил сведения об этом от Шри Ранга Пури, и Пури сказал: «Однажды в доме моего Гурудева в обществе Мадхавендры Пури мы были гостями, и Шачи Мата приготовила блюдо из цветков банана. Блюдо было такое необыкновенно вкусное, что мы не в силах забыть этот вкус». (цитирует бенгали) Бхактивинод Тхакур пишет своим божественным образом.
Когда Мадхавендра Пури со своими учениками гостил в доме Джаганнатхи Мишры и приняли прасадам на территории его дома, когда они принимали этот прасадам, некий необычайный поток Божественной Любви пробуждался в его сердце. Он не в силах был сдержаться. Божественная Према пленила его сердце, и они начали обращаться к санйаса-ученикам, которые присутствовали там. Все, что вы принимаете здесь, было приготовлено нашей матерью, Шачи Деви. Поскольку это блюдо было приготовлено ею и в этом блюде проявилось, было выражено ее сердце, то Хари привлекся и попробовал эти блюда. Я чувствую, что это нечто большее, нежели нектар. Такой сладостный вкус я никогда не переживал в своей жизни. Великие йоги, каково их достижение? Наслаждая наши физические чувства, мы можем достичь того явления, к которому идут йоги ценой великих аскез и самоконтроля своего существа, направляющие свои умы в высшие субстанции. Достижение йоги может быть легко получено нами, если мы всего лишь наслаждаемся вкусом этого трансцендентного прасада, этой субстанции. То, что йоги не получают ценой великих аскез, мы получаем, наслаждаясь, поэтому продолжайте петь имена Хари и принимать прасадам.
Есть еще одна песня Васудевы Гхоша, она говорит: «Что мы можем сказать о величии Махапрабху Шри Чайтанйа Дева? Он просто просил нас петь и танцевать со всем нашим сердцем, и мы превратимся из железа в золото. Какой новый, чудесный метод Он представил!» Всего лишь танцуя, мы достигнем цели, никаких аскез, ничего подобного не нужно ради достижения блага, — песня и молитва. Таким образом мы достигнем Голоки. Такая новая, сладостная форма садханы была представлена этим великим Гаурангой в этом мире. Все железо будет обращено в золото. Мы в полной мере осознаем этот факт, Кришна-прасад, величие прасада Кришны. Это не только моя версия, но эта идея широко принята, и я привлекаю ваше внимание к этому обстоятельству. Так говорит Васудев Гхош. Махадев, сам Шива хочет почувствовать вкус этого прасада. Он однажды танцевал, почувствовав вкус этого прасада на Кайласе, он танцевал. С подобной удачей мы столкнулись и в полной мере сознаем этот факт. Шриранга Пури сказал это Махапрабху. Вкус этого блюда, которое мы пробовали в доме Махапрабху, мы не в силах забыть. Навадвип обладает особым очарованием, Здесь можно танцевать и веселиться, и просто благодаря веселью он может помочь тебе достичь высочайшей цели твоей жизни. И я выбрал особенно это место — апарадха-бхаджан пат, где Махапрабху был в высшей степени великодушен к падшим и избавил их ото всех оскорблений, это то самое место — Шри Чайтанйа Сарасват Матх. На этом я остановлюсь.
Преданный: Первое сообщение, которое поступило из Лондона Прабхупаде о том, что англичанам сложно выдержать более чем часовую лекцию, посвященную философии, но мы готовы слушать часами.
Шридхар Махарадж: Ни одна теология, ни одна религия не дала подобное представление о 24-часовом служении Богу, кроме Гаудия-Вайшнавов. Их ашта-калия сева — это явление, которое дано человечеству, продемонстрировано — служение Богу 24 часа в сутки возможно, и это явление отсутствует в любой иной теологии или религии. Это сказал немецкий ученый, великий лингвист, полиглот.
Преданный: Есть одна шлока, которую вы упомянули вчера, которую упоминал Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, объясняя сатьям.
Шридхар Махарадж: Брахма прославляет Кришну, возможно, в этом описании, незадолго до явления Кришны Брахма прославляет, возносит гимны, это 10-я песнь «Шримад Бхагаватам». А что вы хотите узнать?
Преданный: Вчера вы говорили о том, что есть люди, которые являются поклонниками сатьям, они имперсоналисты или персоналисты?
Шридхар Махарадж: Разные позиции они занимают. Они не слишком специфичны в своих представлениях, люди в Гае. Один такой человек пригласил Гуру Махараджа в свой дом, и он говорил там о том, что есть истинная концепция сатьям, фундамент. Нам должна быть известна подлинная концепция сатьям, что есть сатьям. Реальность, истина. Есть личность истины, есть Самодержец истины, есть Абсолютное Благо, и эту истину нужно понять, понять природу истины. Реальность, васту, существование васту двух типов: вастава — реальное и авастава — нереальное, майическое, ограниченное. Подобный аспект истины. Это также истина, майа также нитйа. Вастава, обусловленные и не обусловленные, то есть Абсолют. Абсолют, согласно Гегелю, двух типов: обусловленный и необусловленный, ограниченный и неограниченный. Их объединение есть Абсолют. Одного лишь безграничного недостаточно, также должно существовать ограниченное, относительное.
Преданный: Рита и сатья.
Шридхар Махарадж: Рита и сатья. Два типа истины. Существуют различные концепции истины, существует элементарная истина. Рита в данном санскритском выражении тоже сатьям, но специфическая форма сатьям. Иными словами, истина, которую можно извлечь из элементарной истины, это также истина. Два глаза Господа. Мы соприкасаемся с Ним посредством двух этих процессов: ограниченное и безграничное, два аспекта. Через эти два аспекта мы устанавливаем связь с Ним, посредством ограниченного и безграничного, то есть фундаментальная истина и элементарная истина. Фундаментальная истина есть, и то, что она порождает разнообразие. Разнообразие порождено Им, это также истина. Все, что создано истиной, все, что состоит из истины, виласа, это также истина. Дифференцированные характеристики, которые возвышаются над фундаментом, это также истина.
Преданный: Это санскритское слово нетра означает «наблюдающий»?
Шридхар Махарадж: Да, наблюдающий, процесс, посредством которого мы наблюдаем инструмент и наблюдаем природу некой реалии, определенный инструмент, орудие, с помощью которого мы можем соприкасаться с внешним миром.
Преданный: В комментариях Вишванатха Чакраварти ритам сатьям описана как прийавакйам.
Шридхар Махарадж: Рита сатья.
Преданный: Рита сатья, он говорит прийа, такой синоним был дан.
Шридхар Махарадж: У меня книга внизу. Смысл риты также сатья, рита означает сатья. Когда два начала, существуют разные виды, два типа истины, сатья и рита. Чакраварти Тхакур говорит, что есть прийа, сладостные, истинные и сладостные, анандам, сатьям, расам и чит. Нетра означает концепцию, посредством которой мы постигаем рита анандам. Также я хотел бы сказать, рита — то, что присутствует в сатйе, структура, которую мы находим на фундаменте истины, сат, чит, ананда, вилас. Структура здания, которое зиждется на фундаменте, субстанция знания и анандам, аналогичная концепция, вилас, неимперсональное основание.
Наше видение и оценка будут возможны благодаря Веде, истине откровения, сатья нетрам и рита нетрам. Тот, кто видит, тот, у кого есть два глаза, с одной стороны — через Веды, шастрам и непосредственное восприятие, садху, садху шастра. Тот, кто может быть увиден двумя глазами, или тот, кто имеет эти два глаза, тот видит посредством этих двух орудий, двумя способами. Сатья сат садху, мы можем видеть Его посредством садху и благодаря шастре, Веде. И то и другое —тсадху и Писания, два способа увидеть Его. Мы можем приблизиться к Нему благодаря садху и Писаниям, посредством садху шастры. Такой может быть другая интерпретация. Вишванатх Чакраварти говорит, что у Него есть два глаза — милость и справедливость, и то и другое. Как справедливость, Он рассматривает нас не только в духе справедливости, но также у Него есть другой глаз — глаз милости. Это также может быть хорошая интерпретация, тот, кто способен привлечь к себе милость фундаментальной Истины. Глаз справедливости и глаз любви. Согласно обстоятельствам эти два: с одной стороны воздается справедливость, не в духе мщения, но милость. Таким также может быть смысл здесь.
Подлинная концепция живет в сердцах садху, и то, что стало порождением этой концепции, — шастра. Также посредством шастры мы можем увидеть Его, благодаря практикам садху, садху ачаран и шастра упадеш, тот, кто может быть увиден посредством этих двух явлений. И также справедливость и милость. Он видит все глазом справедливости и глазом милости, любви. Тот, кто пребывает в сатйе, тот, кто является основанием реальности, и также тот, кто принял сатьям своим фундаментом, основанием. Тот, кто стоит на истине, тот, кто поддерживает истину в одном смысле, и в то же самое время тот, кто стоит или играет на истине. Тот, кто стоит, Его основанием является сатья, Он принимает сатьям в качестве своей асаны. То есть то измерение, в котором Он стоит, истина не может существовать без Него, и Он также стоит на истине: причина и следствие истины. Он есть причина истины и также следствие истины, с обеих сторон. Сатьям есть сосуд, а субстанция в сосуде — это Он. Он сидит на истине.
Преданный: Шрила Вишванатх Чакраварти в качестве синонима использует антарйами. Параматма рупена.
Шридхар Махарадж: Близкое начало. И что есть сатья здесь? Параматма помещена куда? Какова концепция истины здесь? Скрыта в сатйе, в истине.
Преданный: Я должен принести книгу, чтобы точно сказать вам. У меня есть только издание Вишванатха Чакраварти.
Шридхар Махарадж: Я, конечно, обращался ко всем источникам: и к Шридхару Свами, и к Дживе Госвами, а в «Бхагавад-гите» это явление пребывает в горной пещере. Чакраварти Тхакур говорит: «Параматма пребывает в пещере сердца дживы». В образе Параматмы, в хрдайа гуха, пещере сердца, в качестве Параматмы пребывает. Тайно пребывает в истине, таким будет объяснение, тайно был помещен в истину. Он помещен, Он держит свое слово, свой обет. Он выше истины. Он есть истина в трех фазах времени, в трех эпохах: прошлом, настоящем и будущем или в трех гунах: сатва, раджа, тама. Он есть истина, трилок, то есть в этом бренном мире, духовном мире и в татастха-локе — повсюду Он есть истина, деш, кала и патра. Патра, нитйа-паршады, нитйа-бхада, мумукшу — повсюду Он доступен и есть истина для всех. Говорится, что Он даже причина сатьям, истина берет свое начало в Нем. Он наделен истиной, истина есть площадка Его игры, почва. Он есть сама суть, квинтэссенция истины, сама жизнь истины, истина истины, самая суть, и у Него есть два глаза двух типов. Таков смысл, лежащий на поверхности. Это два Его глаза — рита и сайам. Я думаю, один глаз — это справедливость, другой — милость, такой смысл. Беспристрастная оценка, объективная оценка и возможная, справедливость теоретическая и практическая. Два типа, двумя способами Он мыслит.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.