Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1981 / 1981.09.20.A «Долги предкам и природе»
Любовь – это осуществление жизни. Мы должны быть способны понять, что, когда любовь пробуждается в сердце, функция мозга становится бесполезной. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, Ашваттхама, Хари

«Долги предкам и природе» 1981.09.20.A

Темы лекции:
Дискуссия в связи с переводом трактата Шри Гопалы Бхатты Госвами: отказ от поклонения питри, предкам, и девам, небожителям.
Ананья-бхак-бхакти и нарушение закона.
Воспоминания Шрилы Шридхары Махараджа: как было установлено место Шри Рамананда-самвады, беседы Махапрабху и Рамананды Рая.
О смысле «Харе» в Харе Кришна маха-мантре.

Долги предкам и природе

Шридхар Махарадж: Возможно, он находится в этом госпитале, его резиденции, окулист, у Девананда Матха есть там центр. Да, похоже, это то самое место. Тривикрам Махарадж стоит во главе этого Матха. А как продвинулся ваш перевод?

Преданный: Мы ждем Говинду Махараджа. Он приедет, и тогда мы сможем использовать эти книги в комнате, а иначе… Во всяком случае перевод завершен, все завершено. У меня есть к вам вопросы, которые я хотел задать, когда он приедет, это связано с редактированием, когда мы печатаем, возникают вопросы.

Шридхар Махарадж: А есть какие-то вопросы сейчас?

Преданный: Я переводил «Саткрия-сара-дипика», и Гопала Бхатта отвергает поклонение питам и девам. Мы по прежнему видим в наши дни, что во Вриндаване совершают шраддху, погребальную церемонию (имеется в виду по умершим родственникам).

Шридхар Махарадж: В целом грихастха-вайшнавы формально, в качестве выполнения обязательств перед обществом совершают эти обряды, но это не удел, это акантика-вайшнавы, но ананйашаран, те, кто обрели безраздельное пристанище в святых стопах Господа, они не делают ничего другого, кроме как все вкладывают в служение Господу. Но те семейные люди, которые чувствуют обязательства перед своими сыновьями, женами, питри (предками). Они не могут оставить, если бы они оставили, это было бы лицемерием с их стороны. Сарва дхарма паритйаджа — оставь все виды религии [и предайся Мне]. Но тот, кто чувствует влечение к сыну, жене, обществу — это лицемерие. Отказ человека такого статуса от этих обязательств был бы для него лицемерием, и такой человек может совершать подношения питри и девам. В целом грихастхи делают это. Прахлад Махарадж совершал шраддху по своему отцу, посюду это упоминается — в «Бхагаватам», в Пуранах, в качестве социального долга. Но если я чувствую обязательства перед детьми и женой, но не чувствуют обязательств перед питри и девами, то это аномалия. Но насколько человек способен избежать подобных вещей. Тот, кто отказался от всего, оставил все и посвятил себя безраздельно служению Кришне и Каршне (Преданному), такой человек не должен совершать эти обряды. Тот, кто отказался ото всех видов долга, тот человек…

Когда человек рождается в этом мире, заведомо на его плечах лежит бремя шести видов долга. Мы в долгу перед воздухом, водой, дождем, многими природными стихиями. С самого детства, с рождения мы обязаны окружающей среде, природе, мы в долгу перед ней, это во-первых. Во-вторых, мы с самого рождения обязаны риши, поскольку мы пользуемся знанием, которое было дано обществу в прошлом, его дали риши, ученые-исследователи древности. Электричество и прочее, современные ученые открыли многие явления, и мы пользуемся этими открытиями. Знание письма, алфавита и прочие разновидности знания были даны обществу, источником этого знания являются ученые древности, риши. Кроме того, мы в долгу перед животным царством, растительным царством, перед коровами, которые дают молоко, уда означает живые существа, включая животных. И в особенности мы в долгу перед родственниками, перед родными и близкими. Мы также не можем не принимать их помощь, не пользоваться их помощью, это санскритское слово означает родственники, родные и близкие. И в целом мы обязаны всему человеческому обществу, потому что мы получаем от этого общества что-то: мы пользуемся одеждой, пользуемся различными предметами. И также мы получаем многое от питри, от предков. Отцы оставили нам некое наследство, собственность, благодаря им на свет появились наши тела. В детстве, когда мы были маленькими, они растили нас, поили, кормили, таким образом мы обязаны матери и отцу. Это обязательства общего характера, но человек, который предан Кришне, не обязан никому. Тот, кто отказался от выполнения всех фаз долга и обрел пристанище в лотосных стопах Господа, тот не обязан ничем и никому. Только тот, кто в полной мере вручил себя стопам верховного Господа, не обязан кому бы то ни было.

В противном случае, когда мы бодрствуем в нашей социальной позиции, то есть мы действуем в качестве членов общества, мы обязаны очень многим, но тот, кто погрузился глубоко, видит, что все эти реалии и личности лишь поверхностные посредники Кришны, тогда как Кришна есть все и вся. Все эти реалии суть Его слуги, такой человек способен посвятить всю свою энергию Владыке, и он не заботится о каких бы то ни было деватах или о ком бы то ни было. Они рассматриваются лишь как посредники Кришны, поэтому он не чувствует себя в долгу перед ними, он обязан лишь Кришне. Когда человек достиг уровня измерения глубокого понимания, это один момент. Если Преданный не делает он не совершает грех, если не выполняет социальные функции, ананйа-бхакта.

Две категории здесь, две категории долга: определенные обязанности мы должны выполнять, другие обязанности мы выполнять не обязаны, заурядные категории долга. В целом мы, это человеческое общество, должны это делать, но ананйа-бхакта Кришны, если он не выполняет этот долг, его не следует винить, он невиновен. То, что человек не должен делать, если это делает Кришна-бхакта, то он не наказуем, два аспекта. То, что мы должны делать, бхакта не делает этого, если это ананйа-бхакта, если это эксклюзивная Преданность, то если он не делает то, что должны делать обычные люди, его не следует винить, он невиновен. А другая сторона: какие-то действия не следует делать, но если ананйа-бхакта делает это внешне, он не может быть наказан. Ананйа-бхакта оставил все, но если каким-либо образом какое-то дурное деяние он совершает, он не подлежит наказанию, поскольку его юрисдикция поменялась, и наказание, которое последует или не последуует, — все это в руках Абсолюта. Но общество, царь, закон страны не должны вмешиваться в это дело в его случае, это трудно (понять). Он эксклюзивным образом нашел убежище в Моих стопах, и Я взял ответственность за него, если он совершает преступление, то в целом этим занимаюсь Я лично, и никто не должен вмешиваться, это Мой долг — заботиться о нем. Если Я принял, все принадлежит Мне, никому ничего не принадлежит. Если он совершает какой-либо дурной поступок в глазах общества, общество считает, что нечто принадлежит A, B, C, но они заблуждаются, с ним все в порядке. Здесь возможны две стадии: на стадии садаки, и на стадии сиддхи. Когда человек есть сиддха, он поступает совершенно, кто-то может видеть, что он ошибается, но он не ошибается, не совершает преступления. А садхака может совершить ошибку, но эта ошибка может быть прощена Мной, вы же не должны вмешиваться в этот вопрос. Вы понимаете? Нет, не вполне понимаете?

Преданный: А как это относится к яма агре?

Шридхар Махарадж: Здесь смысл двойственный. Нияма агра — чрезмерная привязанность к следованию закону, и другая сторона — яма аграха — тот, кто не следует никакому закону, кто не желает следовать ему. И то и другое дурно, оба аспекта дурны, но золотая середина. Мы должны следовать срединному пути, легкому пути, не впадать в крайности. Человек не должен воровать, но если кажется, что ананйа-бхакта ворует, например, он крадет цветок, чтобы предложить его божеству, но он ворует цветок. Тогда как его случай должен рассматриваться? Воровство есть преступление. Общество, закон должны осудить его: «Почему ты украл этот цветок?» И он может сказать: «Я не украл, все принадлежит Кришне, и, чтобы служить Кришне, я взял этот цветок». Это его видение. Если это искренне, тогда его не следует наказывать. Тот, кто ворует для Меня, для Моих целей, если он ворует что-то для Меня, то это не есть воровство, поскольку его видение столь глубоко — он видит, что все принадлежит Мне, он поступает правильно.

То, что запрещено законом, обществом и даже смрити-шастрами, но если человек действительно искренне, эксклюзивным образом предан Мне, тогда никто не должен вмешиваться в его, казалось бы, преступление. Вы понимаете? С абсолютной точки зрения если этот вопрос рассматривается, относительная точка зрения не должна вмешиваться. Ниргуна. Он, его движения, его действия, находятся в измерении ниргуна. С точки зрения ниргуна-измерения, сагуна — постепенное развитие от тама к раджа и сатве, затем ниргуна. Если сагуна посягает на права ниргуна, на права Моих Преданных слуг, тогда категории сагуна ошибочны, он пребывает в абсолютном измерении, и чтобы он ни делал, рассматривая Меня в качестве Владыки всего сущего, он прав, а они заблуждаются. Это принадлежит А, это принадлежит В, это принадлежит С. Это все — контракт между вами, но в Абсолютном смысле этот контракт беспочвенен, вы понимаете? Все принадлежит Мне, и тот, кто совершает работу в Моем сознании, поступает исключительно правильно. Это где-то трудно понять, переварить членам общества.

Преданный: Они также пытаются найти изъяны в Кришне.

Шридхар Махарадж: Да, Кришна ворует, Кришна приходит к женам других мужчин — это преступление. Он должен быть наказан. Мария, мать Христа, была женой Иосифа, но говорится, что она родила ребенка от вдохновения Божьего, не от мужа. Практически переварить все эти истины. Конечно, подобных Преданных редко можно встретить. В целом Преданные не должны осмеливаться делать вышеописанное, потому что это создаст хаос в обществе. Господь Кришна говорит: «Заботясь о благе обычных людей, человек не должен делать этого в целом, поскольку тогда в обществе воцарится хаос и оно погибнет». Для того, чтобы спасти общество обычных людей, мы иногда воздерживаемся от того, чтобы делать все эти вещи. Заботясь о благе обычных людей, мы должны быть послушными обычным законам.

Преданный: Сегодня утром мы говорили, вы сказали или утром, или на днях, что Преданный может даже воровать и убивать ради Кришны.

Шридхар Махарадж: Делать все что угодно, потому что центр, вибрация, исходящая из Абсолюта. Если это так, они должны быть наказаны. Юдхиштхир не принял указания Кришны. Кришна велел ему солгать Дроначарйе, сказать что Ашваттхама мертв, он колебался. Когда Дроначарйа сказал: «Я не верю тебе, но если Юдхиштхира скажет, что Ашваттхама мертв, потому что я знаю, что Ашваттхама бессмертен. Но если Юдхиштхир скажет, что Ашваттхама мертв, я поверю вам». Тогда Кришна попросил Юдхиштхиру: «Скажи это», Юдхиштхира колебался, и когда на него стали давить, он сказал: «Да, Ашваттхама мертв». Но Ашваттхама был слон, у них был слон по имени Ашваттхама. Ашваттхама означает «тот, кто ржет как лошадь», такое техническое слово, лошадиное ржание. Когда Ашваттхама родился, он стал издавать звук, подобный лошадиному ржанию, и одного слона так звали, Ашваттхама. Этот слон трубил похоже на лошадиное ржание, поэтому его так назвали. Ашваттхама мертв, но Ашваттхама — слон, и Кришна устроил так, что было сказано: «Ашваттхама мертв», но слон. И в это время, когда было сказано, что слон Ашваттхама мертв, в этот момент громко забили барабаны, поэтому Дроначарйа услышал только «Ашваттхама мертв», но не услышал слово слон. И он вышел из себя, его рассудок помутился, и в это время Дриштадйумна подошел к Дроначарйе и отрубил ему голову. Дриштадйумна был рожден, чтобы убить Дроначарйу, в жертвоприношении царя Друпады.

Дроначарйа и Друпада были, возможно, одноклассниками, но каким-то образом у них возникли какие-то антагонистические чувства, взаимная вражда. Когда Дроначарйа обучал кауравов и пандавов, когда предлагалась Гуру-дакшина, в ее качестве Дроначарйа попросил атаковать Друпаду, и Друпада тогда устроил жертвоприношение. Дроначарйа хотел отомстить ему, и из этой ягйи на свет появился Дриштадйумна, и его удел состоял в том, чтобы убить Дроначарйу. И Дриштадйумна обезглавил Дроначарйу. Арджуна был очень недоволен, когда Дриштадйумна хотел убить Дроначарйу. Арджуна сказал ему: «Отдай ачарйу мне», но Дриштадйумна не послушал его и отрубил тому голову. Арджуна был очень разгневан и начал поносить Дриштадйумну. Дриштадйумна тоже был вне себя. Учеником Арджуны был Сатваги, происходивший из яду-вамши Кришны. Он бросился на Дриштадйумну, и тогда Кришна сказал: «Что вы делаете? По-прежнему вражеская сторона достаточно сильна, а вы ссоритесь между собой». И Он бросил взгляд на Бхиму. Бхима стал между ними и разделил их собой, Дриштадйумну и Арджуну, насильно, не дал им сразиться. Тогда Сахадев выступил с серьезной лекцией. Он сказал: «Что вы делаете? Враг перед вами, а вы затеваете ссору между собой. Вы столь безумны!», и все тогда успокоились.

Когда речь идет об эксклюзивном Преданном, этот Преданный будет нарушать социальные законы, совершать преступления. Он берет что-то у общества, и в то же время он должен быть готов к наказанию без всяких жалоб. С нашей точки зрения, это наслаждение, но наказание также. Он должен быть готов с улыбкой принимать любое наказание. Даже смерть он должен принимать с улыбкой, потому что он чувствует, видит, что источником смерти является Кришна. Если дать нам сладкий шарик, мы чувствуем, что это послал нам Кришна, если же дать нам что-то горькое, мы будем кривиться. Но это лицемерие. Все приходит от Него, и все, что приходит от Него, сладостно, чем бы оно ни было, какой бы ни была формальная оценка этого явления, формальная оценка с точки зрения мира заблуждений, майического мира.

Рамачандра, когда поступило предложение о том, что Он должен быть коронован утром следующего дня, не радовался, и когда Он получил известие о том, что Его отец был обязан Его мачехе и пообещал ей, что ее сын станет царем, то Он, повинуясь воле отца, отправился в лес. Он сохранял невозмутимость точно так же, когда Ему предложили занять трон. Он лишь выполнял свой долг, волю отца: «Я должен повиноваться воле отца. Если он хочет, Я могу либо сесть на трон, либо отправиться в лес, быть изгнанным». Темперамент тот же самый. Я лишь исполняю свой долг, и долг может быть в мирском смысле очень радостным или очень скорбным с точки зрения мира, но это не имеет никакого значения, это Мой долг повиноваться Моему отцу, и Я делаю это. Мой интерес состоит лишь в том, чтобы понимать, в чем мой долг и выполнять это. А как это выглядит в глазах обычных людей этого мира ложных представлений, радостно это или печально, не имеет значения. Какова ценность танца или слез безумного человека. Эти люди безумны, им присущи ложные представления, иногда они танцуют, иногда они плачут, но все это лишено ценности. Хотя он находится в релятивности чего-то другого, но мы должны понимать, что он находится в релятивности чего-то великого и эти реалии значат очень мало для него, обычные мирские мнения. Мирская раса лишена для него ценности. Он человек расы иного типа, трансцендентной расы.

Преданный: У меня есть один вопрос. Некоторые Преданные говорят, если ты призываешьКришна-нам в момент смерти, то ты отправляешься в Голоку Вриндавана, а если ты произносишь Рам-нам, то ты не можешь. Я хочу понять.

Шридхар Махарадж: Внутренняя концепция ответственна, когда он произносит «Рам», если он имеет в виду Дашаратхи Рама, то его влечение устремляется в эту сторону, в Айодхйу, если Парашурам, то в другое место. Если же он призывает Радха Рамана, он отправляется в Голоку. Внутренний смысл, то значение, которое вкладывает Преданный, этот смысл будет вести его. Когда меня звали Рамендра Чандра, Сарасвати Тхакур назвал меня Рамендра Сундар. Я спросил: «Каков смысл «Рамендра»?», и он ответил: «Радха Рамана Рам». Рама не означает Дашаратхи Рама. Я спросил его, что же я должен думать о значении Рамы здесь? Тогда он сказал: «Радха Раман», и затем вновь мое имя было им изменено. Он назвал меня Рамананда Дас.

Когда меня избрали в качестве главы той группы, которая отправилась на берег Годавари, чтобы отыскать и установить точное место встречи Рамананды Рая и Махапарбху, Бон Махарадж, я, Хайагрив Брахмачари и другие были членами нашей группы, нас было пятеро. Первая группа отправилась на берег Годавари, чтобы найти это место и установить Пада-питх, отпечатки стоп Махапрабху в том месте. И тогда мое имя было изменено от Рамендра Сундара к Рамананда Дасу, и я испытывал большое влечение к беседе Рамананды Рая и Махапарбху. Все учение представлено в этой беседе, от нижайшей стадии, варнашрамы, вплоть до вершины. Радха-дасйам мы находим в этой беседе и даже Махапрабху, Его полноразвитую, целостную концепцию, расарадж махабхав. Этот аспект Махапрабху никогда больше не был открыт никому, только при беседе Рамананды Рая и Махапарбху. На берегу Годавари Он показал Рамананде, кто Он, объединение двух высочайших половин, расарадж махабхав. Мы не видим нигде такого рода откровения, самооткровения Махапарбху. Иногда эта река называется Гаутами Ганга, некоторые люди говорят, что река Кришна, после Годавари, это большая река. Кто-то говорит, что она Гаутами Ганга, а кто-то — что Годавари Гаутами Ганга.

Преданный: А как вы нашли это место, установили местонахождение?

Шридхар Махарадж: Да, то место было установлено, приблизительно. Мы навели справки. Когда Махапрабху встретил Рамананду, Рамананда был правителем той провинции, назначеным Пратапарудрой правителем той провинции. Он управлял ею, Андхра-Прадеш находилась под его началом. И когда он пришел совершить омовение, тысячи брахманов следовали за ним. Мы думали, что, должно быть, произошел крупный фестиваль, и это место должно быть каким-то святым местом, святым гхатом. И мы нашли, есть такая Гхошпада-кшетра, святое место на берегу. Правительство там запретило строить, возводить какие-либо здания в этом месте. Рядом с этим местом мы пытались найти тот участок, отыскать и купить землю, и один джентльмен предложил землю в дар на берегу реки, Радж Махендра. Мы стали наводить справки, чья это земля, и выяснили, что есть небольшой участок. Он принадлежит одному господину, его зовут Рамачандра, он живет в Радж Махендре. Мы обратились к нему, и он по собственному желанию подарил нам эту землю, и там был установлен маленький храм. Произошла инсталляция отпечатков стоп. Прабхупад принял это, там стало совершаться поклонение, и затем Шри мурти было установлено в Матхе. В первом маленьком храме были отпечатки стоп, и затем постепенно несколько храмов были построены для Божеств. А поблизости было два акра земли. Я стоял во главе мадрасского Матха в ту пору, и у меня были деньги на счету храма в Мадрасе. И когда я узнал, что неподалеку землю купил другой джентльмен, я приехал туда и сумел купить половину того участка, и наша территория расширилась. Сейчас эта территория находится, возможно, во владении Рамананда Гаудия Матха. Также одно маленькое здание с верандой было построено мной, первое здание. Я собрал деньги в городе по соседству, на которые построил это здание. А до этого мы жили в хижине.

Преданный: Махарадж, в махамантре «Харе» — это Радхарани?

Шридхар Махарадж: Это зависит от вашего адхикара. Когда человек полностью утвержден, когда он видит Радху и Кришну за всем, Сваям Рупа, когда он видит, что Они стоят за всем, за всей невидимой концепцией тех реалий, тогда лишь такого рода смысл будет доступен и ничто другое. Для начинающих «Харе» может означать Нрисимха Дев, Рама, Дашаратхи Рама, и Кришна также есть разных типов. Есть Кришна Вайкунтхи, который является вайбхавой. Существует сначала Нарайана, затем Васудев, Санкаршана, Прадйумна и Анируддха, 4 вйухи, и у каждого есть опять собственное проявление, и есть также в их числе Кришна Вайкунтхи. Затем Дварака Кришна, Мадхура, много.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1981.08.20.B

«Вера в поиске высшего измерения»

1981.08.20.C

«Быть милостивым к самым падшим»

1981.08.20.A

«Изначальная реальность»

1981.08.21.A_21.B_22.A

«Вопрошай о вечном»

1981.08.22.A

«Проводники запредельных реалий»

1981.08.22.X

«Градация теистической мысли»

1981.08.26.A_81.08.27.A

«Достичь берега служения»

1981.08.27.O

«Проповедь и деньги»

1981.08.27.B

«Признание и не признание ачарйей»

1981.08.27.A

«Абсолютное и относительное положение»

1981.08.27.X

«Три уровня преданных»

1981.08.28.B

«Высокие речи, повторяемые маленькими устами»

1981.08.28.C

«Признание со стороны высших Хранителей»

1981.08.28.X

«Самопожертвование и самовозвеличивание»

1981.08.28.X

«Духовный поток не зависит от материальных реалий»

1981.08.29.X

«Ключ от дверей Царства Божьего»

1981.08.30.C81.08.31.A

«Выискивание недостатков у других»

1981.08.30.X

«Сокровище Гуру»

1981.08.31.C

«Рита и Сатья – справедливость и милость»

1981.08.31.X

«Путь самопредания»

1981.09.20.A

«Долги предкам и природе»

1981.09.21.B_81.09.22.A

«Рукмини в лиле Махапрабху»

1981.10.04.B_81.10.05.A

«Три вклада Шри Рамануджачарьи»

1981.11.10.B

«Аватар Кали Юги»

1981.11.12.X

«Прибежище для Души»

1981.11.13.C_81.11.14.A

«Долг и достижение высшей цели»

1981.11.15.B

«Химса и ахимса, насилие и ненасилие»

1981.11.28.C

«Вручивший себя Господу не способен совершить оскорбление»

1981.11.29.X

«Вайшнавизм и варнашрама»

1981.12.01.A

«Божественное знание»