Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1981 / 1981.03.01.A «Живое и не живое»
Не знание и не сила, но только нежность и любовь могут дать нам осуществление жизни. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, ручи, Рагхунатх

«Живое и не живое» 1981.03.01.A

Живое и не живое

Преданный: Живые существа приходят на эту материальную платформу из Брахмаджйоти?

Шридхар Махарадж: Да, из Брахмаджйоти они приходят, но также мы слышали, что каждое живое существо вечно связано с Кришной одной из пяти рас. Это потенциал, анализируя сварупу… Из Татастхалоки можно спуститься сюда, в материальный мир. Поэтому также присутствует возможность войти в то царство. Внутреннее тождество, достичь своего внутреннего тождества. Вчера мы, возможно, обсуждали это с Тамалом Кришной Прабху, этот вопрос затрагивался. В целом из Брахмалоки. Брахмалока — это недифференцированная совокупность сознания, и присутствует возможность как света, так и тьмы. Возможность выбора тьмы, эта сторона бытия — материальный мир, сторона света. Если анализировать, то можно увидеть сварупу, которая подходит для такого-то и такого-то служения в измерении Голоки, но эта сварупа фиксирована. Чья-то сварупа принадлежит Вайкунтхе, в чьем-то случае — Голоке. На Голоке присутствуют 5 рас. Если мы способны видеть глубинную природу, то можно распознать характеристики природы сварупы, хотя источником является Брахмалока. Это общий случай. Затем крайне редко существуют способности Кришна-трансформации. Изменение расы, от одной группы живых существ Преданый может быть перемещен в другую группу. Сакхйа-раса. Шйамананда Прабху был трансформирован, перемещен в другую, мадхурйа-расу. Крайне редко.

Преданный: Однажды вы сказали мне, Махарадж, что Бхактивинод Тхакур сказал, что Шйамананда Прабху, его истинная раса была мадхурйа.

Шридхар Махарадж: Да, она была не распознана его первым Гуру. Первый Гуру не распознал ее, конечно. Но также Бхактивинод Тхакур написал, возможно, в «Таттва-сутре» или где-то еще, что Кришна может делать все что угодно. Его непостижимая потенция. Знатоки, эксперты способны определить сварупу, она то, что внутри, то, что есть, и также воля Кришны верховная. Он может даже прекратить существование дживы, хотя оно нитйа, вечное. Хотя это не слишком приятно (буквально «вкусно») для нас.

Преданный: Каково различие между сварупа-гхата и васту-гхата?

Шридхар Махарадж: Сварупа-сиддхи — внутренняя реализация, завершение внутренней реализации, окончательная стадия, а васту-сиддхи — как внутренняя, так и внешняя. На платформе сварупа-сиддхи человек не имеет ничего общего с материальной платформой. В сварупа-сиддхи присутствует некое зерно, связь с материальной платформой, а в васту-сиддхи он полностью вовлечен в другой мир, хотя находится, связан с материальной платформой. Но в Васту-сиддхи он полностью отстранен от материальной платформы и вовлечен туда.

Преданный: На ступени сварупа-сиддхи материальные желания вступают в сознание?

Шридхар Махарадж: Их можно увидеть на задней сцене, некую подоплеку. Но в васту-сиддхи нет сознания материального мира. Даже материальное сознание, эта часть также обращается к духовному сознанию. Отсутствие видения материальной стороны бытия в качестве заднего фона, подоплеки, как угодно.

Преданый: Кришна говорит: «Если мы совершаем шраванам киртанам Вишну», этот процесс освобождает?

Шридхар Махарадж: Конечно, освобождает. В таком случае освобождение происходит бессознательно, но он вступает в обитель реального духовного служения. Таково шраванам киртанам в реальности. Освобождение автоматически происходит в этом процессе неведомым образом. Ты совершаешь прогресс в сторону позитивной стороны. Когда ты идешь в сторону позитивного, то неизбежно ты отдаляешься от негативной стороны. Освобождение не означает избавиться от определенных идей или реалий, имеется в виду идеал эксплуатации и идеал отречения. Оно означает, что все становится частью Сознания Кришны. Не отход от каких-то реалий как таковых, но отход от идеи эксплуатации и отречения. Преданность и все остальное — это части Сознания Кришны. Это не сайуджйа-мукти¹, но позитивная концепция освобождения.

Преданный: Т.е отношения с Кришной?

Шридхар Махарадж: Да, и каршной. С Кришной и Его Преданными — и то, и другое. Кришна-самбангдейа, все связано с Кришной.

Преданный: Скажем, духовный учитель пребывает в определенной расе с Кришной. Ученики, которых он принимает, они также обязательным образом принадлежат к той же самой расе или ученики могут быть различных рас?

Шридхар Махарадж: Могут быть различных рас, но в таком случае мы скажем, что учитель пришел в этой расе, но бхед-абхед, единство и различие. То есть для тех, кто в иной расе, учитель будет в другой расе, имеется в виду, хотя учитель остается в своей расе. Ачинтйа бхед-абхед.

Преданный: Если духовный учитель пребывает в мадхурйа-расе, а ученик в сакхйа-расе, то как будут выглядеть их отношения?

Шридхар Махарадж: Если Гуру в мадхурйа-расе, а ученик в сакхйа-расе, то трудностей нет. Вот если ученик в мадхурйа-расе, а Гуру в сакхйа-расе, тогда возникают трудности. Можно рассматривать это двояко, это нечто не совсем простое. Нароттам Тхакур говорит: «Когда Локанатх Свами возьмет меня за руку и отведет к Рупе Госвами?» Мой Гуру оказал мне помощь до сих пор, а дальше следующий этап, я буду принимать помощь от другой личности. Таким образом мы можем рассматривать это. В «Джайва-дхарме» вначале Враджанатха и Виджой беседовал с Радханатхом Бабаджи, и Враджанатх был удовлетворен, а Виджой отправился в Пури, и там он вновь получил эту шикшу в мадхурйа-расе от некого другого Вайшнава. Может быть так.

Преданный: Махарадж, однажды вы мне сказали, вы приводили такой пример, скажем, кто-то в мадхурйа-расе, и принят кем-то, кто пребывает в сакхйа-расе. Тогда лидер той группы, к которой он на самом деле принадлежит, скажем, Лалита Деви приходит к Субалу, лидеру сакхйа-расы, и говорит: «Я забираю этого человека из твоей группы в мою группу».

Шридхар Махарадж: Да, это написано в книге, какая-то книга «Виласа» или как-то так называется. Радхарани предложила Субалу: «Я хочу забрать одного из твоих последователей в свою группу». «Да-да, — ответил Субал, — я очень рад санкционировать, это хорошо и здорово. Он получит лучший шанс в Твоей группе». В случае Шйамананды Прабху так написано.

Преданный: Если живое существо действительно пришло из Брахмаджйоти, это означает, что у него есть открытый счет, и когда оно возвращается туда, в Духовное небо, оно может быть помещено в любую расу в процессе духовного прогресса? Так ли это?

Шридхар Махарадж: О да, в любую расу, но по мере развития это будет распознано должным образом, куда он пойдет, и его окончательная позиция будет утверждена. В процессе развития это будет явлено, куда в конечном счете он будет помещен в служение. Согласно его внутренней пригодности или квалификации он будет помещен в соответствующее место. По мере внутренней эволюции это может быть утверждено.

Преданный: Махарадж, когда эмбрион развивается в утробе, мы понимаем, что это развитие от тонкого к грубому телу, и в процессе развития этого эмбриона мы видим, что он принимает определенную грубую форму. Вначале не столь развито.

Шридхар Махарадж: Тонкое тело предполагает, что, когда человек спит, оно на месте, оно не ходит во сне. Говорится, что в течение 7-ми месяцев или около того тонкое тело пробуждается, так можно сказать. Пробуждение тонкого тела на определенной стадии.

Преданный: В состоянии сна оно может быть, но мы понимаем, что в процессе развития мы получаем следующую форму благодаря нашим мыслям, желаниям и сознанию в момент смерти, этим определяется наша будущая форма рождения.

Шридхар Махарадж: Да, возможны многочисленные желания. Желания и побуждения могут быть многочисленны, и они определяют шанс следующего рождения.

Преданный: Это тонкое тело, оно следит за развитием грубого тела? Или оно непосредственно приходит от Параматмы?

Шридхар Махарадж: Абсурдный вопрос. Параматма — это Параматма. Тонкое тело — это часть тонкого мира. Тонкое тело проявляется с развитием грубого тела. Я не знаю, это ясно или нет. Сначала машина должны быть собрана, затем она сможет работать. Батареи есть, но дефект в машине. Есть двигатель, но машина не работает, поскольку она еще не собрана, не все детали на месте. То есть с машиной все в порядке.

Преданный: А как же машина развивается? До тех пор, пока тело не собрано, не выражено, не проявлено полностью, пока оно развивается… Как оно развивается?

Шридхар Махарадж: Можно продолжить вышеприведенную аналогию с атмой и сукшмалатма дехой. Концепция атмы выше, чем концепция тонкого тела. Атма есть, а в зависимости от тонкого тела и также грубого тела, атма действует в этом мире через грубое и тонкое тела.

Преданный: Махарадж, но в утробе атма спит, а как же тело развивается? Что развивает тело, какая природа?

Шридхар Махарадж: Природа пракрити. Без связи с атмой пракрити не может развиваться. Через мать. Душа — это некая пассивная субстанция. Связь с душой есть, в противном случае, если нет связи с душой, это только тьма. Только атма есть свет. Любое проявление атмы в чем бы то ни было предполагает свет. Утверждение любой реалии предполагает присутствие атмы.

Преданный: Когда речь идет об эмбрионе, это нечто вроде пустого листа…

Шридхар Махарадж: Существуют различные формы жизни, и процессы могут быть разными, но это не имеет значения. В целом какие бы то ни было индивидуальные особенности атма… Без души ничто не может быть утверждено в этом мире, проявиться в бытии. Мы должны понять, что все является идеей, концепцией, представлением, за пределами этого мы не можем ничего знать, это невозможно. Концепция атмы предполагает бытие любого типа, даже тьму. Если атмы нет, нет ничего. Концепция — это самый корень, который мы можем утвердить, концепция любой реалии. Атма самоочевидна. Атму следует принимать изначально, в гуще существования пребывает она. Затем различные виды существования мы можем отследить, в противном случае это невозможно. Сознание мы должны признать: первое, как первичный принцип. Что бы вы ни сказали, это идея. Тьма — это идея, определенная концепция, представление. Идея предполагает существование сознания. Сомневающийся должен существовать, согласно Декарту. «Я сомневаюсь». Но кто сомневается? Тот, кто существует. Первый принцип самоочевиден, мы принимаем его, в противном случае невозможно ничего объяснить. Если меня нет, то как я могу утверждать что бы то ни было? Поэтому на первом месте должна стоять атма, а затем уже можно спекулировать о чем угодно. Атма — источник энергии, атма означает сознание в этом случае. Не дживатма и не Параматма. Затем, когда речь идет о более глубоких уровнях мышления, мы можем думать: «Параматма, Бог, существует вначале», то есть сознание высшего типа, а уж затем остальные виды сознания. Это самоочевидно, и затем другие реалии активируются. Как первый принцип.

Преданный: Махарадж, я хотел бы задать один вопрос у ваших лотосных стоп.

Шридхар Махарадж: Без души никакая функция невозможна.

Преданный: Но сознание проникает во многие формы, начиная от одноклеточных существ, бактерий до человека.

Шридхар Махарадж: Да, в разных местах, конечно, дерево, камень атма присутствует. Сознание, дух повсюду.

Преданный: Даже в мертвом теле? Поскольку это собрание атомов, а в каждом атоме душа?

Шридхар Махарадж: В другой форме. Не эта атма, но другие атмы. Микробы существуют в мертвых телах, а микробы содержат душу. Вопрос в следующем: тонкая материя помогает развитию грубой материи. Понимаете? Когда мы хотим схватить преступника, то мы делаем это с помощью другого бандита, нечто в этом роде. С помощью тонкой материи развивается грубая материя, поскольку тонкая материя становится уполномоченной свыше направлять развитие грубой материи. Но тонкая материя не есть первопринцип. Можно сказать, что компьютер независим, с одной стороны. У него внутри происходят свои процессы, но все равно у компьютера есть тот, кто на нем работает. Компьютер не есть совершенный центр, но есть некий более высокий центр, который направляет его существование и все остальные процессы. Этот процесс многоступенчатый, многочисленные центры, многочисленные стадии. Мы в конечном счете должны иметь дело с высшим началом или высшим центром.

Преданый: Махарадж, субъективная эволюция сознания…

Шридхар Махарадж: Да, субъективные отношения, не объективные, это вайчитра, многообразие. Результат субъективной эволюции. От тонкого — к грубому, таким образом. Цвет происходит из глаза, скорее, нежели цвет содержится в глазе. Вовсе не так, что цвет содержится в реалии. Солнце, глаз и цвет. Эфир, ухо и звук. Различные ветви от одного центрального, общего явления, объективного и субъективного. От тонкого все приходит к грубому.

Преданный: То есть тело активно по-разному?

Шридхар Махарадж: Оно должно развиваться. Нас заботит принцип, не частности, не специфика, не конкретика. Эту конкретику вы предоставьте ученым.

Преданый: Все направляется гипнотизером, как вы говорили. Материя контролируется. Речь идет о делегировании контролируемой силы.

Шридхар Махарадж: Кришна говорит в «Гите»: «Я наделяю материальную природу силой, потенцией». Творит она, но Его санкция всегда на месте, без Его воли травинка не шелохнется, но эта направляющая сила проявляется по-разному. Это не прямая связь. Скажем, преступника собираются повесить. Кто причина? Бог — причина, Он причина всего, но все же Он не прямая причина того, что кого-то вздернут на виселице. Реальная причина в том, что человек совершил убийство, и поэтому его собираются повесить. Его действия — это реальная причина, так сказать, но если бы не было правительства, его бы и не повесили. Он ответственен за свою смерть на виселице, потому что он совершил убийство. Это главная причина, а другая причина — это правительство, которое следит за законностью. Поэтому многочисленные причины существуют, прямые и косвенные, столь много всего в природе. Его собственная карма в этой юрисдикции является реальной доминирующей причиной, но есть также и другие причины. Если рассматривать, что является подоплекой определенного события то, говорит «Гита», это 5 явлений. 5 явлений следует принимать в расчет, когда речь идет о причине, прямые и косвенные причины. То, что мы пренебрегли Верховным авторитетом, привело нас сюда, — это первопричина всех остальных событий.

Преданный: А пренебрежение?

Шридхар Махарадж: Пренебрежение, неповиновение Верховному авторитету. Это первопричина, а затем все это увело меня на определенное расстояние, и я был пленен влиянием среды и различными причинами, возникающими из этого. Я отошел далеко от Центра и многое окружает меня теперь. Их вклад суть многочисленные причины того, что происходит. Эта причина, та причина, но истинную причину следует отследить до самого начала цепочки. Откуда я оказался здесь? Вначале я стал Брахмой, потом моя карма привела меня в форму зверя, скажем, тигра, я окружен тигриным менталитетом, или я становлюсь деревом. Подобные впечатления окружают меня, стал ли я деревом, насекомым или кем угодно. Я пожинаю плоды, реакции. Таким образом это случай сложный, однако нет конца этому разнообразию и нет конца анализу, но нас интересует главное. Затем есть разные законы, есть разные среды, разные причины, я могу быть помещен там и там, но нет никакого блага в том, чтобы анализировать бесконечные детали отдельно взятого атома. Нас интересует принцип, суть.

Как трансформация материальной концепции происходит, как материя рождается из чистого сознания. Таков твой вопрос? Материя не есть независимое явление, независимое от духа, но когда мы в Брахмалоке, пограничной, срединной потенции, присутствуют в этой среде или сфере многочисленные точки лучей Брахмаджйоти, многочисленные электроны или атомы, назовите это как угодно. Частицы сознания означают начала, наделенные свободной волей. Без свободной воли невозможно помыслить сознание. Сознание подразумевает свободу воли. Точка сознания подразумевает очень уязвимое, ограниченное явление. Эта точка света, или точка луча, наделена свободой воли, и эта точка есть личность, которая вольна свободно выбирать ту сторону или эту. Одни выбирают ту сторону, другие эту, исходя из состояния пограничной сферы. Свобода выбора стоит за первым шагом, приводящим на эту сторону бытия. Свобода выбора есть врожденное явление. Это естество, природа живого существа, но в следствии мы видим,что некоторые живые существа пользуются своим шансом и приходят на эту сторону, другие — на ту сторону. Одни принимают покорность, другие хотят доминировать. В целом идея тех, кто питает представление о доминировании, о господстве, входит в измерение эксплуатации, и последствия эксплуатации проецируются на свободу воли живого существа. Отсюда происходит все разнообразие и все развитие материального мира, но точка отсчета такова, как было описано выше. Частица сознания есть. А что есть материальное? Материальное подразумевает нечто возникающее в результате тенденции эксплуатации, таков процесс развития. В результате живое существо становится порабощенным. В этом процессе возникает великое разнообразие, в начале это нечто очень тонкое, но результат таков, грубый и наглядный. Я ясно выражаюсь, что вы думаете?

¹ Сайуджйа-мукти — растворение в Брахмане.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1981.01.11.B

«Природа Шри Рупануга-сампрадайи»

1981.02.22.A

«Расширить рамки священных писаний»

1981.02.22.B

«О качествах Вайшнава-Ачарьи и пагубности интеллектуального анализа»

1981.02.26.A

«Шри Гуру — божественный наставник»

1981.02.26.B

«Та самая мантра»

1981.02.28.D

«Камень не мог породить жизнь»

1981.02.28.C

«Душа – заложник материального мира»

1981.02.28.B

«Природа Гокулы и Голоки»

1981.02.28.A

«Природа Шри Гуру и судьба обусловленной души»

1981.03.01.A

«Живое и не живое»

1981.03.01.B

«Отражение материи в духовном мире»

1981.03.01.X

«Душа – частица сознания»

1981.03.02.C_81.03.03.A

«Продолжать проповедь, не смотря на низкий адхикар»

1981.03.02.X

«Три вида Гуру»

1981.03.02.X

«Форма и суть»

1981.03.03.B

«Оставить обусловленный долг во имя откровения»

1981.03.03.C_81.03.04.A

«Надмирная природа Вайшнава»

1981.03.03.X

«Голос совести»

1981.03.04.C_81.03.05.A

«Благодарность учителю»

1981.03.04.B

«Область высочайшего доверия»

1981.03.05.D

«Проникая в сердца»

1981.03.05.B

«Аханкара»

1981.03.05.C

«Из учеников в учителя»

1981.03.05.X

«Субъективная эволюция сознания»

1981.03.06.A

«Первые ростки свободы выбора»

1981.03.06.B

«Знание – ложный путь к Абсолюту»

1981.03.06.X

«Храм в каждом сердце»

1981.03.07.B

«Кришна кама – желание служить»

1981.03.07.A

«Проповедь – подлинное служение Кришне»