Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1981 / 1981.03.06.A «Первые ростки свободы выбора»
Всё, что вы не знаете о самом себе, знает Он. Он также способен видеть то, что скрыто в глубине, в самой тайной подсознательной области вашего сердца. Если вы помните это, живя и действуя, вы не сможете не очиститься. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж. Свобода Выбора, Рамануджа

«Первые ростки свободы выбора» 1981.03.06.A

Первые ростки свободы выбора

Госвами Махарадж: Когда я услышал ваши объяснения о джива-шакти на Брахмалоке, я изучил этот вопрос, и мне кажется, что теперь мне стало ясно это объяснение. Я увидел, что все, что вы говорите, я нахожу также в книгах моего Гурудева. Поэтому я думаю, что вы знаете его книги лучше, чем я. То, что вы не способны видеть, мне кажется, это обман. Поскольку, однозначно, вы видите очень много.

Шридхар Махарадж: В этом случае вы сможете услышать его голос через меня, его советы через меня, если вам свойственно такое понимание, оно поможет вам встретить его через меня.

Госвами Махарадж: Я увидел это предложение в комментарии к «Ишопанишад» в стихе, который заканчивается«Всепронизывающий аспект, ипостась Верховного Господа, который существует во всех обстоятельствах».

Шридхар Махарадж: Бхакти Чару Махарадж, пожалуйста, прочитайте это предложение.

Бхакти Чару Махарадж: «Всепронизывающий аспект, ипостась Верховного Господа, которая существует во всех обстоятельствах бодрствования и сна и также в потенциальном состоянии, из которого джива-шакти рождается. Источник как освобожденных, так и обусловленных душ известен как Брахман».

Шридхар Махарадж: Источник.

Бхакти Чару Махарадж: Да, источник.

Госвами Махарадж: Он говорит о бадха-дживах, обусловленных дживах и освобожденных дживах. Вы объяснили, что джива в Брахмаджйоти способна выбрать либо мир Преданности, либо мир эксплуатации. Затем вы объяснили то, каким образом живое существо приходит в мир эксплуатации. У меня есть два вопроса. Вы сказали, что в Брахмаджйоти отсутствует индивидуальное сознание, но затем оно начинает проявляться после махататтвы.

Шридхар Махарадж: В целом сознание общего характера, аханкар, начинает возникать из Брахмаджйоти и трансформируется в махататтву. Затем следующая стадия — индивидуальные аханкары постепенно нарастают. Свобода Выбора.

Госвами Махарадж: В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «Эта двойственность — желания и отвращения». Каким образом мы могли испытывать отвращение к Кришне, если у нас не было опыта Кришны?

Шридхар Махарадж: Не имеется в виду отвращение к Кришне, отвращение к любой реалии. Влечение и отталкивание, симпатия — антипатия, такого рода темперамент привел нас в этот мир эксплуатации. Это два принципа. В грубой форме в зародыше пробуждается в дживе симпатия и апатия, два начальных ростка. Затем постепенно эти тенденции сливаются с бренным миром. Вы понимаете?

Госвами Махарадж: В грубой форме.

Шридхар Махарадж: Симпатия и антипатия, подобно тому как когда росток появляется на свет, он имеет два листочка, не правда ли? Симпатия и антипатия, затем постепенно эти тенденции позволяют нам увязнуть глубже в этом бренном мире, и затем, когда мы отстраняемся от бренного мира эксплуатации, живое существо пронзает Брахмалоку и достигает Вайкунтхи Когда оно достигает брахма-бхуты, то есть формы Брахмана, и имеет некую сукрити, природу Вайкунтхи, то живое существо не останавливается на стадии Брахмана, но минует эту стадию и достигает Вайкунтхи. Свобода Выбора.

Госвами Махарадж: Вы сказали, что джива-шакти порождаемо Брахмаджйоти. Кто-то приходит в мир эксплуатации, кто-то приходит в мир Преданности. Как это начинается?

Шридхар Махарадж: Это явление следует приписать врожденной внутренней природе, которая наделена свободой выбора. «Оно ответственно», — говорит «Бхагавад-гита». Живое существо отвечает за то, что оно входит в мир эксплуатации. Ответственность лежит на плечах дживы. Вначале, когда происходит первое пробуждение свободы воли из недифференцированного положения, благодаря этой свободе воли живое существо выбирает ту или иную сторону. В противном случае Господь был бы ответственен за бедственное положение живого существа. Но внутренняя, врожденная, природа живого существа ответственна за это, природа свободного выбора. Случайно, как-то так, нечто в этом роде. По своей свободной воле живое существо выбрало ту или иную сторону, но в результате мы видим, что одни находятся здесь, а другие там. Свободное, потому что сознание наделено свободой. Эта свобода мала, уязвима, но сознание наделено свободой. Поскольку это существо крошечно, свобода также несовершенна. Поэтому есть свобода выбора, и мы видим, что в результате этой свободы выбора кто-то предпочитает одну сторону, кто-то другую. Это невозможно понять, недоступно для разума, но ответственность принадлежит живому существу. Свобода Выбора.

Один политический лидер спросил у Прабхупады: «Почему Господь дал дживе подобную свободу?», ущербную, уязвимую свободу, и Прабхупад ответил: «Вы боретесь за свободу, вам известна ценность свободы. Если лишить свободы выбора живое существо, это будет материя, ничто». Как Ганди заявил англичанам: «Мы хотим получить свободу, чтобы злоупотреблять ею». Англичане заявляли: «Вы не готовы. Индийская нация не готова получить свободу. Когда вы будете готовы, мы предоставим вам ее». На что Ганди отвечал: «Нам нужна свобода, чтобы совершать ошибки», подобная свобода. Свобода не гарантирует только правильные поступки, правильный выбор. Свобода развивает как правильные действия, так и ошибочные. Свобода — это врожденная природа, естество живого существа. Это вопрос всех вопросов. Шива-татва, Брахмалока, природа Преданности, есть некоторые явления, которые крайне трудны для понимания.

Госвами Махарадж: У Рамешвары Махараджа был вопрос: способна ли джива отправиться в Голоку или только в Вайкунтху, когда она выбирает землю Преданности?

Шридхар Махарадж: Это зависит от ее внутренней природы. Кто-то годен для Вайкунтхи, кто-то для Голоки. Также существуют различные расы, это конституциональное положение дживы.

Госвами Махарадж: А как насчет Гуру?

Шридхар Махарадж: Говорится, что Гуру не есть фиксированное явление, он может принять любой образ в сакхйа-расе, мадхурйа-расе. Постепенно, по мере пробуждения ментальности, его концепция Гуру будет изменяться, он будет видеть. На первый взгляд, когда присутствует приблизительная оценка, Гуру — это одно явление, но когда ученик развивает свое внутреннее положение, соответственно этому он видит изменения в природе Гуру. Ачарйам мам виджаниям — это очень обширная идея. И также постепенно, по мере пробуждения внутренней функции души, ученик начинает видеть, что Кришна пребывает повсюду, что Кришна принимает определенные образы, определенные потенции. Звезда на небосклоне, когда родился Христос. До этого звезда двигалась, но когда Христос родился, звезда застыла неподвижно над местом его рождения. Нечто в этом роде: сначала трансформация, затем фиксация. Существуют многочисленные концепции Гуру, существует иерархия. Существует иерархия, манджари, сакхи в мадхурйа-расе.

Госвами Махарадж: А в шанта-расе также?

Шридхар Махарадж: Да, существуют группы, песок, растения, кусты, Ямуна, Говардхан, реалии разных типов, и все они находятся под началом Вринда Деви. Природа, даже птицы, насекомые, низшие формы жизни, на Кришналоке все они вносят свой вклад в игры Господа соответственно своему положению. Каждая из этих реалий способствует лиле.

Госвами Махарадж: В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «Когда живое существо возвращается в Мою Обитель, оно никогда не возвращается в материальный мир». Но положение дживы всегда погранично…

Шридхар Махарадж: Если живое существо улавливает этот центростремительный поток, внутренний поток, тогда не может быть опасений возвращения в материальный мир. Поток помогает ему, Йогамайа, центростремительный поток. Он окружен этим потоком, и поток помогает ему, и не существует возможности возвращения.

Преданный: Вы сказали, что есть свобода совершать ошибки, но никто не пользуется этой свободой в духовном небе, они не злоупотребляют своей свободой.

Шридхар Махарадж: Возможность есть, но она настолько мала, незначительна, что в практическом смысле это не имеет никакого значения. Возможность заблуждения присутствует, но она подобна тени. Все, что есть в материальном мире присутствует там, но в фиксированной позиции, подобно материальной субстанции. То, что является нежелательным, также можно найти там, но эти реалии подобны тени. Майа также присутствует в духовном мире, но в положении тени. Она представлена там пассивно. Подобно тому как духовная потенция не активна здесь, в майическом мире, майический мир представлен в духовном мире пассивно.

Преданный: «Майа» означает Махамайа?

Шридхар Махарадж: Да, она присутствует там как возможность, как альтернатива, но не как активная сторона. Сама природа лилы требует этого.

Преданный: Махарадж, у этого Прабху есть вопрос.

Шридхар Махарадж: Он здесь впервые?

Преданный: Нет, он второй раз.

Преданный: Живое существо достигает Брахмана, но почему оно вынуждено вернуться в материальный мир вместо того, чтобы отправиться в Вайкунтху?

Шридхар Махарадж: Он обречен, он проклят, поскольку он не может принять существования земли Преданности. Поэтому у него нет иной альтернативы, и это не только негативная, но и позитивная фаза. Эта ситуация такова, что это преступление. Всякий раз, когда я утверждаю себя в качестве Абсолюта, я становлюсь преступником, и меня сбрасывают вниз за это преступление. Если я считаю, что занимаю положение верховного. Если я стремлюсь сесть на трон царя, это тяжкое преступление. Ты обладаешь такой дерзостью? Ты не достоин Брахмалоки.

Это земля безразличных — Брахмалока, ступай туда. Махапрабху подтверждает это в своем разговоре с Раманандой. Тот, кто хочет наслаждения, получает деху, тело наслаждения в тонком мире, тот же, кто стремиться к мукти, сайуджйа-мукти, безличному освобождению, тот получает стувар-деху, тело Гималаи, подобное тело. Он хочет сушукти, единства, но согласно закону Вайкунтхи это заговор, восстание. Это очень дурная тенденция — стремление занять трон Абсолюта. Поэтому природа не терпит подобную идею, подобную нелояльность, и его сбрасывают вниз. Ему говорят: «Ступай в самадхи, где будет минимум сознания». Ты будешь чувствовать минимум сознания, живя в образе большого дерева или горы. Ты не желаешь принимать участие в жизни дифференцированного мира, мира качеств, поэтому ступай и спи долгое время. Если речь идет о тяжком преступлении, тогда преступника помещают в одиночную камеру, лишают его связи с подвижным миром и того, кто ищет мукти, присуждают к подобному наказанию. Это преступление. Ты столь мал, ты крошечный. Ты видишь, что ты настолько обусловлен, и ты утверждаешь: «Со хам», нелояльность. Отсутствие лояльности и соответствующее наказание — таково было одно из заключений в разговоре Махапрабху и Рамананды Рая.

Стремление к освобождению также бывает различных типов. Стремление к специфическому освобождению наказывается вышеописанным образом. В его расчеты прокралась ошибка. Он думает: «Каким образом я сумею захватить эту страну?», но некий изъян, ошибка вкралась в его расчеты, и он вынужден потерпеть поражение. Нечто в этом роде.

Госвами Махарадж: Правда ли, что в это время души могут приходить из Брахмаджйоти в материальный мир?

Шридхар Махарадж: Это так, это всегда происходит. Кто-то покидает этот мир, кто-то приходит, подобно течению реки.

Преданный: Махарадж, когда происходит окончательное растворение этого мира, где находятся живые существа, в сушукти?

Шридхар Махарадж: Когда наступает Махапралайа, все живые существа входят в Махататтву, в этом состоянии остается только пракрити и Брахман, и отсутствует дифференцированный характер пракрити, все реалии находятся в эмбриональном состоянии.

Преданный: Все живые существа, дживатмы, возвращаются ли они в Брахмаджйоти?

Шридхар Махарадж: Нет, это Вироджа. Пракрити представлена как вода и это зовется «Вироджа». Подобно тому как буддисты, их нирвана находится в Виродже, не признают Брахман. Вечность сознания они не признают, этот пункт отсутствует в их программе, поэтому окончательное место назначения — это Вироджа, примитивная стадия пракрити. Затем на другом берегу начинается Брахмаджйоти, свет. Пракрити представлена в качестве воды, а сознание представлено как свет, джйоти.Свобода Выбора.

Преданный: Махарадж, существует 7 оболочек майи, и какая взаимосвязь майической оболочки с Вироджей?

Шридхар Махарадж: Все включено в Вироджу.

Преданный: А каковы эти 7 оболочек?

Шридхар Махарадж: Мы находим в «Брихад Бхагаватамрите»: «Когда живое существо проходит через пракрити, то там находится 7 измерений. Это все суть порождения пракрити.

Преданный: Нет, я говорю о Бху Деви.

Шридхар Махарадж: Эти реалии могут присутствовать в тонкой форме. Она поклоняется Вишну как Вараха Деву. В следующем измерении она поклоняется Курма Деву,

Шридхар Махарадж: Кто?

Преданный: Бху Деви.

Шридхар Махарадж: Может быть, так.

Преданный: Эти оболочки майи также являются частью Вироджи?

Шридхар Махарадж: Да, частью Вироджи.

Госвами Махарадж: Разве живые существа не сливаются с телом Махавишну, когда наступает Махапралайа?

Шридхар Махарадж: Нельзя сказать, что они сливаются. Существует Ангаджйоти. Кто-то может войти в Ангаджйоти, сияние соответствующей стадии Махавишну. Махавишну и Садашива практически одно начало, практически они остаются там.

Преданный: Вироджа — это часть Махавишну?

Шридхар Махарадж: Вироджа не есть часть Махавишну.

Госвами Махарадж: Махавишну лежит в Виродже?

Шридхар Махарадж: О, да. Каранарнава пребывает там. И что вы говорите?

Преданный: Вироджа не есть часть Махавишну, но она происходит из Махавишну, это под Махавишну.

Шридхар Махарадж: Конечно, если мы будем продолжать анализ такого рода, тогда мы можем увидеть подобную картину. Вироджа, пракрити, неотъемлема от джйоти. Вишну, Махавишну, или Садашива, является его частью, что означает «неотъемлемо связано», шакти и шактиман, владыка и потенция. Мы можем так мыслить.

Преданный: Это напоминает мне об одном вашем утверждении. Однажды вы говорили о взаимоотношениях, о том, что индивидуальный характер взаимоотношений живых существ с Кришной объясняется тем, что живые существа происходят из сияния вечных спутников Кришны. Кто-то происходит из сияния Субала в сакхйа-расе и т.д., и он возвращается в этот источник.

Шридхар Махарадж: Да, подобное утверждение присутствует. Ангаджйоти гадха, они входят в телесное сияние, в рамках группы они входят в сияние. Они подобны спутникам упаграха. Существует центр и существуют многочисленные спутники и спутники спутников. Таким образом они служат. Ангаджйоти этих спутников есть множество.

Госвами Махарадж: Махарадж, Бхагаван дас Госвами, председатель GBS, хотел, чтобы мы задали вам вопрос о члене GBS, а именно Киртанананда Махарадже. Киртанананда Махарадж построил храм в Нью-Вриндаване. Там множество храмов, и он построил храм, который называется «Дворец Прабхупады». Некоторые люди называют этот храм Тадж-Махалом запада. В этом храме присутствует мурти Прабхупады, только мурти, отсутствуют другие Божества. Там есть лишь мурти Прабхупады на алтаре идентичное образу Прабхупады. И недавно они начали поклоняться Прабхупаде в его аспекте царя, как царю. Они водрузили на его голову корону и украсили ожерельями из драгоценных камней, и есть планы. Они хотят, чтобы в руке он держал скипетр, раджа-данда. Некоторые Преданные, им нравится поклоняться Прабхупаде таким образом, но другие Преданные чувствуют иначе.

Шридхар Махарадж: А там что-то написано? Присутствуют ли надписи, призванные помочь публике понять, что это за атрибуты?

Преданный: Мне это неизвестно. На стенах нет картин, есть изображения на потолке. Только одна статуя.

Шридхар Махарадж: Он стоит или сидит?

Преданный: Сидит, как на вйасасане с раджа-дандой.

Шридхар Махарадж: Какие-то пояснительные надписи должны присутствовать, чтобы люди понимали, о чем идет речь. Он явился для того, чтобы утвердить в мире религиозных идей царство Божественной Любви, утвердить выше всего. Такого рода пояснения должны фигурировать. В противном случае я не вижу ничего дурного. Он царь, но царь в каком измерении? Для того, чтобы привлечь людей, он представлен там в таком царском образе. Он явился для того, чтобы утвердить центр здесь, и отсюда он правил миром религии и утвердил Божественную Любовь в качестве высочайшего явления. Он царь ачарий, который утвердил по всему миру, широкомасштабно империю Божественной Любви. С этой точки зрения он император. Он пришел победить: пришел, увидел, победил. Он пришел, чтобы победить, захватить Америку, утвердить здесь первый центр, и из этого центра весь мир был побежден. Подобное представление, он подобен царю. Подобно царю он захватил весь мир, и его первой штаб-квартирой была Америка. Возвышенное положение мира Божественной Любви он показал. И это место зовется Нава-Вриндаван. Свобода Выбора.

Преданный: Да.

Шридхар Махарадж: Его образ и его действия должны быть объяснены для того, чтобы люди понимали, что предстает их взору.

Госвами Махарадж: Но я хотел бы объяснить. В каждом из наших храмов также есть вйасасана и аналогичное мурти Прабхупады.

Шридхар Махарадж: Я не думаю, что этот образ завершен. Этот образ, возможно, будет модифицирован. Царь не живет в одиночестве, у него есть свита, окружение. Эти личности — его параферналии — также должны быть представлены там. Царь, одна единственная фигура неуместна, поскольку раджа подразумевает свиту, общество. Мы всегда поклоняемся Господу с Его спутниками, таков этикет Гаудия-вайшнава сампрадаи. Но мы не поклоняемся экала-Васудеве. Вначале теизма экала-Васудев, затем Лакшми-Нарайана, затем Сита-Рама, Дварака и т.д., Бхагаван Кришна, но экала-Васудев — это начальная, примитивная концепция.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

 
Свобода Выбора

Другие материалы раздела

1981.02.26.B

«Та самая мантра»

1981.02.28.D

«Камень не мог породить жизнь»

1981.02.28.C

«Душа – заложник материального мира»

1981.02.28.B

«Природа Гокулы и Голоки»

1981.02.28.A

«Природа Шри Гуру и судьба обусловленной души»

1981.03.01.A

«Живое и не живое»

1981.03.01.B

«Отражение материи в духовном мире»

1981.03.01.X

«Душа – частица сознания»

1981.03.02.C_81.03.03.A

«Продолжать проповедь, не смотря на низкий адхикар»

1981.03.02.X

«Три вида Гуру»

1981.03.02.X

«Форма и суть»

1981.03.03.B

«Оставить обусловленный долг во имя откровения»

1981.03.03.C_81.03.04.A

«Надмирная природа Вайшнава»

1981.03.03.X

«Голос совести»

1981.03.04.C_81.03.05.A

«Благодарность учителю»

1981.03.04.B

«Область высочайшего доверия»

1981.03.05.D

«Проникая в сердца»

1981.03.05.B

«Аханкара»

1981.03.05.C

«Из учеников в учителя»

1981.03.05.X

«Субъективная эволюция сознания»

1981.03.06.A

«Первые ростки свободы выбора»

1981.03.06.B

«Знание – ложный путь к Абсолюту»

1981.03.06.X

«Храм в каждом сердце»

1981.03.07.B

«Кришна кама – желание служить»

1981.03.07.A

«Проповедь – подлинное служение Кришне»

1981.03.07.C81.03.08.A

«Кшатрий — тот, кто способен терпеть боль»

1981.03.08.B

«Отход от духовного пути»

1981.03.10.C

«Квалификация ачарьи»

1981.03.10.B

«Сокровенные реалии»

1981.03.10.D

«Преданность и материальная роскошь»

1981.03.10.A

«Шукадева Госвами»

1981.03.12.C

«Развязать узлы сердца»

1981.03.12.B

«Знание своего правильного положения»

1981.03.12.A

«Преданность и обретение высшего блага»

1981.03.13.X

«Глупцы врываются туда, где ангелы ступить не смеют»

1981.08.10.B

«Где нет жертвы, там нет любви»

1981.08.10.C

«Каждый стремится к расе»

1981.08.10.X

«Градация учителей»

1981.08.12.X

«Царство любви»

1981.08.13.B

«Сиддхи ждут возможности послужить Бхактам»