Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1981 / 1981.03.07.A «Проповедь – подлинное служение Кришне»
Рабство Абсолюту – высочайшее положение свободы. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж. Служение Кришне, сознание

«Проповедь – подлинное служение Кришне» 1981.03.07.A

Проповедь — подлинное служение Кришне

Преданный: В древности индийские купцы торговали с Фиджи, таким образом там возникли индуистские храмы и они предложили нашему Гуру Махараджу взять на себя ответственность за них.

Шридхар Махарадж: Да, ваш Гуру Махарадж рассказывал мне о Фиджи. Островитяне хотели передать ему (Бхактиведанте Свами) собственность, какой-то храм. Что именно, я позабыл. Где этот Фиджи, в Вест-Индии? Рядом с Австралией?

Преданный: Нет, в этом случае это не так. Я думал, что Прабхупад говорил с вами о Фиджи.

Шридхар Махарадж: Да, он говорил именно о Фиджи.

Преданный: У нас есть Божества там, Кришна-Калийа.

Шридхар Махарадж: Калийа Даман, я помню. Он индиец?

Преданный: Да, индиец.

Шридхар Махарадж: А из какой части?

Преданный: Из Гуджарата.

Шридхар Махарадж: Житель Гуджарата — Кришна-бхакта. Там было много ачарий. Валабхачарйа проповедовал очень обширно в Гуджарате. Госвамины, я встречался в Бомбее с одним Госвами. У него было множество учеников. Там был случай Натхадвара. Вы знакомы с Натхадвара махантой? Рядом с Читором, где-то в той стороне.

Преданный: Да, я был там.

Шридхар Махарадж: Там слушалось дело в суде против Госвами. Он женился на одной мусульманке Байджи, этот Госвами, и слушалось дело. В то время я стоял во главе бомбейского Матха. Я встретил одного джентльмена, который был защитником этого Госвами. Как его звали… Человек, занимавший видное положение в обществе. Его жена поддержала Гуру: «Да, он может жениться на мусульманке. Гуру есть Бхагаван, он может жениться на мусульманке. В чем проблема?» Ее муж был против этого. Мы стали на сторону мужа, и жена ушла (возможно, имеется в виду покинула мужа). Она пыталась изо всех сил поддержать Гуру, Натхадвара маханту, главу монастыря. Шри Натхаджи Божество.

Преданный: Это Божество Мадхавендры Пури.

Шридхар Махарадж: Да, Мадхавендры Пури. Оно находилось на Говардхане, и затем постепенно Оно оказалось там. Из-за страха перед мусульманским вторжением Говиндаджи, Мадан-Мохан отправились в Джайпур, а Шри Натхаджи отправился в Читор, Натхадвар. Когда Ауранзеб хотел уничтожить Тиртхи во Вриндаване. Жители Фиджи хотели передать ему бразды правления храмом на Фиджи. У него было желание учредить там центр. Это все, что я слышал.

Преданный: Это Божество, Шри Натхаджи, там есть Радхарани также?

Шридхар Махарадж: Я не могу вспомнить. Поскольку это Валлабха-сампрадая, в ней не придается слишком большого значения Радхарани. По их мнению, то, что объяснял Гокул Госвами, Ямуна или Вироджа — главная служанка, по их мнению, не Радхарани. Конечно, в целом они почитают ватсалйа-расу. Говорят, что Валлабхачарйа получил мантрам от Гададхары Пандита в Пури. Мантрам мадхурйа-расы, мадхурйа-раса дикшу он получил от Гададхары Пандита, но его последователи не признают этого обстоятельства. Они считают, что Вироджа принадлежит группе Чандравали, антигруппе Радхарани. Вироджа и Ямуна. Гокул Госвами один из махант этой сампрадаи в Бомбее. По милости, он подчеркивал это, лишь по милости Ямуны гопи обретают милость Кришны. Когда раса завершилась и они ушли на Ямуну, Он скрылся, лишь по милости Ямуны они сумели оказаться рядом с Кришной. Такой была аргументация этого Гокул Госвами. Я делаю из этого вывод, что они последователи Ямуны или Вироджи и близки к Чандравали, к ее группе. Но этого не должно быть… Существует некоторое расхождение в мыслях. Некоторые соглашаются с тем, что Валлабхачарйа получил мантрам от Гададхары Пандита в Пури, но большинство не признают этот факт.

Преданный: У нас есть несколько вопросов. У Сатсварупы Махараджа есть несколько замечательных вопросов, которые он хотел бы вам задать, он здесь.

Шридхар Махарадж: Он важный человек в вашей группе, очень очень важный. Он написал биографию Гурудева, Бхактиведанта Свами Прабхупады, и Гурудев принял его, он сказал…

Преданный: Да, он сказал, что только он сможет написать эту книгу.

Шридхар Махарадж: Его литературный стиль очень хорош, я прочитал часть. На днях я получил копию, но до этого отец Парамахамсы рассказывал мне, что он увидел в биографии мое имя. «А в какой связи?» — я спросил. — «Вы сказали, что он (Свами Махарадж) шактйавеша-аватар, в этой связи ваше имя было упомянуто».

Преданный: И не только.

Шридхар Махарадж: Да, может быть, тот джентльмен рассказал мне только это.

Преданный: У меня есть один вопрос о повторении на джапа-мале. Наш Прабхупад возложил на наши плечи бремя многочисленных обязанностей проповедовать по всему миру, и временами, когда я пытаюсь концентрироваться на джапа-мале, вместо того, чтобы слушать Святое Имя, я думаю об этих обязанностях.

Шридхар Махарадж: Природа нашего Прабхупады была аналогичной: киртан, проповедь. Киртан означает проповедь, не только громкое повторение. Махапрабху пришел и принес санкиртан, он образует основную, центральную часть. Из «Шримад Бхагаватам» мы узнаем о Махапрабху, Он принес санкиртан. В этот век Кали лишь объединенные усилия могут быть плодотворны, и потому санкиртан. Прабхупад пришел, чтобы проповедовать, в этом состоит различие между его группой и теми, кого он звал сахаджия. О Кришнадасе Бабаджи он заметил: «Кришнадас Бабаджи хороший человек, но в целом его склонность была обращена к нама-бхаджану».

Преданный: Ваш духовный брат?

 

Шридхар Махарадж: Да, духовный брат, Кришнадас Бабаджи Махарадж, он жил в Балихати. Ему не нравилось совершать другие виды служения, но он всегда был склонен повторять Святое Имя на малике. В то время я стоял во главе делийского Матха и дружил с Кришнадасом Бабаджи Махараджем. Я написал Прабхупаде: «Если вы позволите, я хотел бы привезти Кришнадаса Бабаджи сюда, в Дели». Прабхупад ответил, и это письмо я сохранил: «Если вы сумеете привезти его в Дели и поможете ему заняться работой проповедника, вы окажете ему подлинную дружескую услугу. Я не признаю, что сидеть в джунглях Балихати и перебирать четки туласи-малы — это и есть Кришна-анушиланам». Такими были его слова: «…перебирать четки туласи-малы — это не есть Кришна-анушиланам», культивирование Сознания Кришны, я не считаю так. Поэтому киртан подразумевает проповедь, шраванам, киртанам. Киртан не есть громкое повторение, но регулярная проповедь, а когда происходит проповедь, она подразумевает сражение с оппозицией. Коли — это сражение, киртан подразумевает битву. Божественная вибрация будет создана, и эта вибрация будет сражаться с обычными вибрациями, она плавает в тонком измерении и также в грубом.

Преданный: Поскольку проповедь очень важна, наш Прабхупад…

Шридхар Махарадж: Я хотел завершить. Наш Прабхупад сказал: «Туласи-мала не должна поститься». Его минимальный совет был таким: «По крайней мере совершайте какое-то служение малике». «Малика не должна поститься», — так он выразился. Насколько вы будете способны, вы должны проповедовать. Однажды один из известных махант (т.е. глав, лидеров) Удупи Матха, мы беседовали с ним, и он сказал: «Иногда я проповедую о Мадхвачарйе и культе бхакти, и у меня не остается времени на трисанкхйу, джапу, чтение книг», и мы поддержали его. Наш Гуру Махарадж был такого типа, харикатха не обладает меньшей значимостью, чем трисанкхйа, мантра-джапа и т.д., скорее это более живое явление. Проповедь — живое явление. Когда мы говорим, проповедуем, автоматически мы должны максимально контролировать все наши чувства, когда же мы повторяем Имя на четках, мы можем делать это с рассеянным вниманием. Но когда я рассказываю о Кришне человеку или группе людей, я должен быть максимально внимателен, иначе я не смогу представить эту тему, истину должным образом.

Преданный: В высшей степени справедливо.

Шридхар Махарадж: Максимум концентрации необходим, когда я говорю о Кришне, а написание книг, литературная деятельность, требует еще большей скрупулезности, чем устный рассказ, поэтому написание книг есть также киртан, причем киртан более интенсивного качества. Киртан означает… Я говорил на днях, я вспоминал тот эпизод, когда было сказано: «Гаудия Матх объявил тоталитарную войну майе и всем иным, существующим в мире, религиозным концепциям», и авторитетом здесь является «Шримад Бхагаватам» и Махапрабху. Божественная Любовь — это высочайшее явление, summum bonum (высшее благо) нашей жизни, каждой дживы, это Summum Bonum (с большой буквы) — высочайшее достижение.

Красота и Любовь, эти начала контролируют все бытие. Не сила, не могущество, но Красота и Любовь, и это Кришна, это Вриндаван, зенит Любви и Красоты. Абсолютная концепция прекрасной Реальности, Реальность Абсолютной Красоты и Божественной Любви, и это явление не должно быть ложно понимаемо. Не следует считать, что вожделение и есть любовь. Это различие между ними должно быть ясно осознаваемо. Огромная дистанция, пропасть разделяет эти два явления. Лишь зенит Преданности, зенит жертвенности. Мы находим это явление во Врадже.

Проповедь, санкиртан, есть подлинное служение Кришне, а не перебирание четок, но поскольку мы дали обет и таково указание Махапрабху и Гурудева, повторять Имя на четках, я должен выполнять мой долг, мою обязанность и повторять Имя на малике с тем, чтобы малика не постилась. Таким было выражение Прабхупады. Но когда я занят проповедью, это означает, что я кормлю Сознанием Кришны всех и каждого. Следует выполнять и другие обязанности, не должно быть сомнений в том, что когда я занимаюсь проповедью, тогда я подлинным образом следую указанию Махапрабху, который велел призывать лакх Нам — 100.000 имен повторять каждый день, но это частное высказывание. Когда я совершаю служение Вайшнаву и Гуру, дух служения — самый важный фактор.

Нам не говорят, что гопи всегда повторяют Нам на четках туласи, но каким образом гопи занимают высочайшее положение в юрисдикции служения Кришне? Кришна-Нам поможет нам в высочайшей степени легко достичь Вриндавана. Нам — Имя — его важность состоит в том, что особым поездом он привозит нас прямо к цели, без остановок на промежуточных станциях. Мы лишь призываем Имя без каких-либо формальных петиций и просьб: то, то, то, — без камы, не выражая подобные желания, просто призывая Имя. Имя подобно экспресс-поезду, который привозит нас во Вриндаван, не останавливаясь по пути, — такова природа Имени. Анйабхилаша, карма, гйана — всем этим устремлениям нет места, я хочу к Кришне. Я не знаю, что хорошо, а что плохо. Я просто хочу к Кришне. Нечто в этом роде.

Преданный: Как много кругов ваш Гуру Махарадж просил повторять инициированных учеников?

Шридхар Махарадж: В целом по меньшей мере 4 круга, если позволяет здоровье. Общяя рекомендация была повторять 16 кругов или, как минимум, 4 круга. Затем, когда нет работы, можно повторять 1 лакх.

Преданный: Но давал ли он дикшу людям, которые в состоянии повторять лишь 4 круга?

Шридхар Махарадж: Подобные соображения отсутствовали: 4 или 16. Формально в любом случае ученик должен повторять какое-то количество, но строгих стандартов не было. Он хотел от нас в первую очередь интенсивной занятости в служении под руководством Вайшнава. Вайшнава-ануготйа Хари-сева, служение под руководством Преданных, поскольку это ключевой фактор. Я как раз собирался это сказать. Что есть ключевой фактор? Лишь увеличивая количество повторения Имени, мы не можем достичь цели. Севонмукхе, увеличивая качество, не количество. Но что есть качество? Существуют многочисленные утверждения шастры, которые воодушевляют нас повторять Харинам, но Шрила Рупа Госвами дает нам центральное заключение, центральную мысль. Наши индрии, чувства, физические или тонкие, не способны соприкоснуться с измерением апракрита. Имя — апракрита по своей природе — это другое измерение бытия. Ничего в Кришне — его образ, имя, качества, игры — этих реалий не могут коснуться наши чувства — физические или тонкие, но когда мы севонмукха, когда нам присуще умонастроение служения, тогда Имя нисходит само по себе и тогда этот язык способен произнести: «Кришна». В противном случае это только акар, физический звук, бренный звук.

Наши бренные чувства не способны соприкоснуться, необходима некая промежуточная среда, которая свяжет это тело с измерением апракрита, и это севонмукхата — наше искреннее желание служить Ему, удовлетворять Его, эта промежуточная среда должна присутствовать. Лампочка будет гореть только в том случае, если присутствует электричество, если она связана с источником электричества. Поэтому если есть связь с электричеством, тогда лампочка светит. Имя может появиться на языке и быть услышано, возникнуть в уме и быть написано, но севонмукхата, связь, это Имя нисходит с Вакунтхи в бренный мир. Какова связь, что связывает Вайкунтху с бренным миром? Бхакти, функция служения, настроение служения, только оно может связать физический мир с Вайкунтхой или Вриндаваном.

Имя приходит само по себе, оно может низойти на ваш язык, и тогда он будет произносить Имя сам по себе, в противном случае стрельба холостыми патронами, т.е. такая стрельба, которая не достигает своей цели. [т.е. воспевание без служения есть стрельба холостыми патронами] Этот звук, «Кришна», должен быть наполнен настроением служения, тенденцией удовлетворять Кришну, в противном случае этот звук ложен, только имитация. Это Имя нельзя ощутить индриями, бренными чувствами, оно аиндрия, сакраментально. Обычный звук бренного мира не способен быть Именем Кришны, даже ухо не способно услышать Имя. Если этот посредник, каковым является дух служения, отсутствует, горячее, искреннее желание удовлетворять волю Кришны или выполнять желания Кришны, если этот «медиатор» между ухом и звуком отсутствует, тогда ничего не происходит. Если «медиатор» есть, только тогда Кришна-Нам входит в уши. Кришна-Нам, рупа, гуна, лила — все не имеет физическую природу, а природу апракриты, и только благодаря севонмукхате эти реалии могут низойти.

Наш Гуру Махарадж подчеркивал, делал упор в высочайшей степени на севонмукха, дух служения. Без севонмукха все будет имитацией, и люди скажут: «О, здесь нет Кришны, они все лицемеры, они лишь танцуют и шумят, у них отсутствует этот дух, севонмукхате». Севонмукхате, практика. Как достичь севонмукхаты? Вайшнав совершает служение, и я обретаю в нем, я практикуюсь в том, как достичь этого духа служения, бхакти, шрадха. Садху придет ко мне и окажет мне величайшую помощь на этой стадии. Под руководством, следуя указаниям садху, если вы практикуетесь отдавать себя, практика такого рода. Самоотрицание необходимо, самоотдание, самовручение, позитивное явление мы получим от садху, и путем самоотрицания будем вручать себя.

Вначале, понимаете, если ребенку дать ручку и бумагу, он ничего не напишет. Вначале ему дают камешек, и камешком на песке он учится рисовать буквы. Вначале мы должны пытаться практиковать, как я могу усвоить умонастроение служения, привычку Преданности. Конечно, это есть во мне, это моя внутренняя надежда, внутренняя, глубинная функция, но эта функция скрыта оболочками кармы и гйаны. Это оболочки, но то мое внутреннее богатство, мое утешение. Я попытаюсь, а садху и Вайшнавы помогут мне. Есть выражение: «По крайней мере научись отдавать пепел, практикуйся в этом». Скупец должен научиться раздавать пепел, так ты будешь тренировать свои руки, учить их тому, как давать. Таким образом мы должны тренировать севонмукхату, культивировать привычку отдавать себя, вручать себя этой связи с Кришной. Не бойся того, что ты не достигнешь высочайшей формы служения нама-бхаджану, если тебя просят подметать храм и выполнять другую работу. Заниматься чем угодно, дух служения. Самоотдание. Бескорыстие, самозабвение.

Говорится на западе, Сократ был примером самопожертвования, а Христос был примером самозабвения. Самопожертвование и самозабвение — позитивная связь будет такой под руководством Вайшнава. Следуй указаниям Вайшнава. Вайшнав свяжет тебя, потому что у него есть связь и, следуя его руководству, через него ты сможешь обрести связь с этим измерением, и твоя энергия может достичь этого измерения по его милости, благодаря его посредничеству. Поэтому севонмукхе хи джихвадау. Наш Гуру Махарадж практическим образом, как мы видели, на 90% подчеркивал служение в проповеди, дух служения.

Преданный: Можем ли мы еще задать вам вопросы?

Шридхар Махарадж: Да.

Преданный: Женщины такие же хорошие проповедники, как мужчины. Иногда даже санйаси ИСККОН должны консультироваться с женщинами, иногда даже по вопросам брачной жизни. Когда они совершают это служение, в их умах остается впечатление от соприкосновения с противоположным полом. Мы не можем полностью отвергнуть их общество.

Шридхар Махарадж: Это все практический вопрос. Теория и практика должны идти рука об руку, осторожно и благонамеренно. Тот, кто осторожен и благонамерен, тот будет триумфатором. В целом общая рекомендация будет такой: мы не можем избежать противоположного пола. Так или иначе, даже если мы остаемся в четырех стенах и не выходим на улицу, наш ум устремляется туда. Вопрос в том, как успешно можно вырвать колючку из ума. Это большая проблема. Враг не только вовне, враг внутри, этот внутренний враг более опасен. На самом деле мы можем избавиться от нежелательного сознания противоположного пола, когда мы понимаем, что все неправильно в отношениях с противоположным полом, когда мы понимаем, что все и вся предназначено для Кришны. Отречение, изоляция не есть выход, тем не менее мы не можем отвергнуть это отречение от контактов, особенно когда речь идет о начальном этапе, но в сердце мы должны думать, что отречение не есть выход. Тем не менее сознание противоположного пола всегда будет приводить меня к позиции наслаждающегося.

Наслаждение, бхога, это эксплуатация. Гуру Махарадж объясняет, когда мы наслаждаемся мы не можем быть суничха, смиренными, когда нам присущ агрессивный дух наслаждения. Эксплуатация — это агрессия, смирение отсутствует в эксплуатации. Когда человек агрессивен, тогда он не смиренен, не скромен. Опасность находится внутри, мы должны сознавать это обстоятельство. Мы не должны формально демонстрировать людям, что мы садху. Это не поможет нам на самом деле, мы должны найти решимость. Особенно на начальном этапе мы должны быть бдительными, чтобы не было предосудительного общения. Мы должны изменить в корне саму позицию — позицию эксплуатации на позицию служения. Все заключается в этом, в духе эксплуатации.

Есть пример Саубхари Риши в «Бхагаватам». Он находился в Ямуне, под водой. Силой своей йоги он находился под водой, на речном пне, и совершал свою йогу. Вначале Гаруда охотился в том месте и ел рыбу, плавающую в реке. Рыбы собрались и обратились к Саубхари Риши, они попросили его: «Гаруда прилетает и ест нас». Тогда Саубхари Риши проклял Гаруду: «Если Гаруда прилетит сюда вновь, он погибнет». Когда Гаруда узнал об этом проклятии, он перестал прилетать в то место. Риши выразил симпатию этим рыбам и предпочел их Гаруде. Поскольку он оскорбил Преданного… Рыбы были благодарны, они стали плавать вокруг него, играя, и, возможно, рыбы коснулись его гениталий, и возникло возбуждение в его уме. Тогда вся его йога прекратилась, он вышел из воды, отправился к царю и сказал: «Дай мне 50 или 100 принцес в жены». Таким образом, изоляция не есть решение.

Вайшнавизм подразумевает: «Я должен рассматривать все окружающие реалии в интересах Кришны» — это подлинное бескорыстие. Насколько бы опасной ни была победа, мы должны достичь этой победы, — такой должна быть наша точка зрения. Такая цель, и чтобы достичь этой цели, нам нужна йукта-вайрагйа, золотая середина — не излишество и не полный отказ, не полное общение с противоположным полом и не полная изоляция от него, не ненависть, не обожание, а срединный путь, потому что мы должны работать в обществе, и в обществе присутствуют два пола. Мы не можем избежать общения с противоположным полом. Когда я смотрю на девушку как на мою сестру или на мать, это одно, но когда я вижу в ней только самку, которой я хочу наслаждаться, то это не есть прогресс. Даже если я не буду смотреть на людей, я буду видеть совокупление в природе, вожделение в своем уме. Поэтому решение состоит в понимании, осознании того, что все предназначено для удовлетворения Кришны, и я также являюсь слугой, а не наслаждающимся. Это трудно, это очень очень трудно, но мы стремимся достичь этого результата. В конечном счете узнать врага раз и навсегда, стать 100%-ми слугами Кришны. Ишавасйа, все предназначено для Него, все предназначено для Его удовлетворения, и тогда другая реакция, волна удовлетворения родится во мне, и эта волна будет божественной радостью и экстазом.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Проповедь — подлинное служение Кришне

Другие материалы раздела

1981.02.28.B

«Природа Гокулы и Голоки»

1981.02.28.A

«Природа Шри Гуру и судьба обусловленной души»

1981.03.01.A

«Живое и не живое»

1981.03.01.B

«Отражение материи в духовном мире»

1981.03.01.X

«Душа – частица сознания»

1981.03.02.C_81.03.03.A

«Продолжать проповедь, не смотря на низкий адхикар»

1981.03.02.X

«Три вида Гуру»

1981.03.02.X

«Форма и суть»

1981.03.03.B

«Оставить обусловленный долг во имя откровения»

1981.03.03.C_81.03.04.A

«Надмирная природа Вайшнава»

1981.03.03.X

«Голос совести»

1981.03.04.C_81.03.05.A

«Благодарность учителю»

1981.03.04.B

«Область высочайшего доверия»

1981.03.05.D

«Проникая в сердца»

1981.03.05.B

«Аханкара»

1981.03.05.C

«Из учеников в учителя»

1981.03.05.X

«Субъективная эволюция сознания»

1981.03.06.A

«Первые ростки свободы выбора»

1981.03.06.B

«Знание – ложный путь к Абсолюту»

1981.03.06.X

«Храм в каждом сердце»

1981.03.07.B

«Кришна кама – желание служить»

1981.03.07.A

«Проповедь – подлинное служение Кришне»

1981.03.07.C81.03.08.A

«Кшатрий — тот, кто способен терпеть боль»

1981.03.08.B

«Отход от духовного пути»

1981.03.10.C

«Квалификация ачарьи»

1981.03.10.B

«Сокровенные реалии»

1981.03.10.D

«Преданность и материальная роскошь»

1981.03.10.A

«Шукадева Госвами»

1981.03.12.C

«Развязать узлы сердца»

1981.03.12.B

«Знание своего правильного положения»

1981.03.12.A

«Преданность и обретение высшего блага»

1981.03.13.X

«Глупцы врываются туда, где ангелы ступить не смеют»

1981.08.10.B

«Где нет жертвы, там нет любви»

1981.08.10.C

«Каждый стремится к расе»

1981.08.10.X

«Градация учителей»

1981.08.12.X

«Царство любви»

1981.08.13.B

«Сиддхи ждут возможности послужить Бхактам»

1981.08.13.A

«Знание должно прийти к стопам преданности»

1981.08.14.C

«Ключ от Враджи в руках у Баладевы»

1981.08.14.B

«Цель высоко над нашими головами»