«Лила — поток, которому невозможно противиться» 1982.05.04.B82.05.05.A
Аудиоверсия на русском языке — компиляция материалов от Шьямамадхавы прабху
Лила – поток, которому невозможно противиться
Шридхар Махарадж: И Махапрабху пришел в чувство, вернулся во внешний мир. В другое время было малое самадхи, но в этот раз долгое состояние самадхи. Махапрабху описывал, в чем Он принимал участие, в Кришна-лиле. Он рассказывал: «На Говардхане происходила Кришна-лила. Радхарани и Ее спутницы пришли туда, и столь многие события происходили. Я наблюдал с большого расстояния, как чудесно звенели колокольчики, украшения на стопах гопи, и какая прекрасная, чарующая атмосфера была там, Я наблюдал. Внезапно вы извлекли Меня из этого измерения», — громко плакал Махапрабху. — «Я созерцал эту прекрасную атмосферу игры, происходившей там. Я обрел это нечто, но Моя судьба не позволила Мне сохранить это видение. Насильственно Я был приведен сюда, в этот мир». Кришна-нам настолько насильственен, что он даже сумел вывести Махапрабху из этого состояния самадхи, глубокой погруженности, поскольку Он пришел с этим Именем. Он принес Имя, поэтому Имени дается предпочтение даже перед непосредственным участием в лиле.
Преданный: Махарадж, иногда люди спрашивают: «Если Харинам обладает подобным могуществом, какая в таком случае необходимость в посвящении в воспевание Святого Имени?»
Шридхар Махарадж: Здесь необходимо принимать в расчет два момента: во-первых, высочайшая цель, насколько ценно явление, и какова эта цена, которую требуется заплатить за это явление. Сколько требуется от тебя и о насколько ценном явлении идет речь. Имя совершенно, но требуется занять правильную позицию, чтобы получить это явление. Речь идет об апарадхе, очищении от апарадхи. Что-то необходимо с твоей стороны. Имя совершенно. Он достаточно щедр, чтобы дать тебе Имя бесплатно, не прося ничего взамен, но сотрудничество, твое участие, свободное волеизъявление необходимо. Твоя свобода не нарушена, отсутствует вмешательство в твою свободу. Tы должен испытать свободное влечение к этому явлению и сотрудничать, для того чтобы сделка состоялась, подобное минимальное требование существует, минимум требуется от тебя. По сравнению с твоим достижением это условие — ничто. В других явлениях цель менее важна, достижение менее ценное, но процесс, ведущий к этому достижению, гораздо более затруднителен. Но здесь, в данном случае, по минимальной цене ты обретаешь высочайшее явление, и необходимо свободное сотрудничество, шраддха, минимум веры необходимo от тебя, и этот минимум — желание. Я хочу обрести это нечто, искреннее, горячее явление, мы должны рассматривать вещи в таком свете.
Моя апатия к Имени, я не могу найти сочувственную мысль по отношению к Имени, проблема в этом. Cадху приходят, и мы оказываем им сопротивление. Когда оппозиция отсутствует, доступна связь и цель достигнута. Посредники Имени, Имя пленилo их сердца целиком и полностью, Имя Кришны или Махапрабху. Садху приходят, чтобы спасти обычных людей от их имени, они посредники, те, кто приходят, очищают сердце, и просят нас поклоняться Божествам, воспевать Святое Имя.
Однажды мы с Мадхавой Махараджем, Хаягривой Брахмачари, отправились проповедовать в Павну, в восточной Бенгалии. Нам сказали, что в предместьe города живут люди, которые склонны к Кришна-киртану. Мы отправились туда и попросили этих людей:
— Мы хотим устроить лекцию по «Бхагаватам», бхагават-патх и киртан.
— Да, мы можем прийти, мы поможем вам, — сказали эти люди.
Наступил вечер, солнце зашло. Mы отправились туда с группой, и никто не пришел, местных жителей не было. Что поделаешь, мы на собственные деньги купили светильники или какое-то освещение в магазине, устроились на ночлег и начали играть на мриданге и караталах, и тогда один за другим эти джентльмены стали приходить, рассаживаться вокруг, происходил киртан и, возможно, лекция. Когда программа закончилась, один старый джентльмен поднялся и сказал: «Это Гаудия Матх, все бремя расходов лежит на их плечах. Они приехали издалека. Мы уверили их в том, что поможем им устроить киртан и лекцию, но мы все отсутствовали. Они пришли, устроили все необходимое на собственные деньги, купили светильники и подстилки, и вот мы пришли в конце концов. Но бремя расходов на их плечах, не на наших плечах». Гаудия Матх. Бремя, лежащее на плечах садху, состоит в том, чтобы очищать, и это нечто, приходящее со стороны Кришны, Он устраивает все необходимое. Он очищает, это все с Его стороны. Он не хочет вмешиваться в свободу воли, тогда джива превратиться в камень, если лишить ее свободы воли. Свободное сотрудничество, Он не лишает дживу свободы воли. Если Он сделает это, то что от нее останется? На этом я остановлюсь.
Игра, все есть лила. Если мы будем измерять лилу с помощью рассудка, нам придет конец, лила не может быть измерена. Беспричинный поток, которому невозможно противиться, природа которого — ниргуна, лила.
Преданный: Махарадж, вы сказали: «поток, которому невозможно противиться» или «поток, который невозможно отследить»?
Шридхар Махарадж: Невозможно противиться, сопротивление невозможно никогда, оппозиция этому потоку. Ахаитуки апратихата, беспричинное, мы не можем найти причину или потребность, необходимость, автоматическое движение. Абсолютное Благо ни о чем не заботится, поскольку это Абсолютное Благо, и Он беззаботен. Поэтому этому потоку невозможно противиться, ахаитуки, он лишен причины, и ему невозможно противиться, оппозиция невозможна. Достоинство, качество этого потока столь велико, что оппозиция невозможна, и нет необходимости в ней. Первопричина — изначальная волна. Причинная волна не требует никакой оппозиции, поскольку речь идет об Абсолютном Благе, оппозиция не возникает. Но оппозиция, зримая в этом потоке, также является частью лилы. Каким образом? Подобно тому, как змея движется извилистым образом, зигзагообразно, таковы природа и развитие лилы. Иногда есть причина для возникновения оппозиции, иногда она лишена причины, нечто вроде учебного боя, но это все часть лилы. Другие реалии не могут противостоять ей, ниргуна, и характер этого движения извилист, ничто извне не может противостоять этому течению. Апратихата, невозможно остановить, невозможно сдержать, волна не может быть сдержана или остановлена кем бы то ни было, она абсолютна, абсолютное благо, красота и т. д., экстаз, назовите это как угодно.
Ахаитуки апратихата, ахаитуки нет начала, причины, и апратихата, отсутствует возможность изменения в будущем. Прошлое и будущее, оба эти начала включены в это явление, природу прошлого, ахаитуки, невозможно найти причину, не следует пытаться найти другую причину этого явления, оно причина себе, у него нет другой причины. Как выразился Гегель, «реальность сама по себе», и апратихата, никакая сила не способна сдержать, остановить этот поток. Он для Cебя, он независим, его невозможно сдержать и его невозможно изменить, никакая чужеродная сила не может изменить его. Такова природа Абсолюта, иначе Он не был бы Абсолютом. Нас просят ловить этот поток, эту волну, высочайший долг каждого состоит в том, чтобы принять эту волну, смешаться в унисон с ней, и это бхакти, ниргуна, прекрасная волна. Беспричинная волна, связанная с aбсолютной волей, и наши попытки, усилия должны быть направлены на то, чтобы достичь этого измерения. Покорность этому движению, танец в этой волне — вот что необходимо. Но всем присущ локальный интерес различных типов, мы печемся о себе, малой семье или большой семье, о нации, но все это локальные, частные интересы. Следует оставить все виды связи с частными измерениями и принять универсальную волну Кришна-лилы, смешаться с той частью Кришна-лилы. Она уже есть, и ты должен занять правильную позицию по отношению к этой лиле — вот что необходимо. Каким бы ни было наше состояние, преданность, знание, действия, это высшая цель жизни. Вечная лила происходит, и мы должны занять правильную позицию в отношении этого явления, и в деталях описано, как это возможно.
Адау шраддха, садху-санга, мы проходим эти различные стадии, и, пройдя их, мы можем достичь этого высочайшего измерения, где эта лила происходит. Там также существует дальнейшая классификация.Эта волна не есть нечто абстрактное недифференцированного характера, но присутствует дифференциация. Все прекрасно украшено, столь многие реалии. Cогласно Твоему вкусу ты можешь найти место в этой волне, и это самое счастливое положение, это цель. Не просто освобождение от негативных занятий, негаивной стороны, но участие в позитивной жизни, это лила. Лила также бывает разных уровней измерения, Нараяна, Рамачандра, Дваракеш, Мадхуреш, Враджеш, и высочайшую и глубочайшую лилу мы находим во Вриндаване, Враджа-лила. Почему? По таким-то и таким причинам. Кришна-концепция, ее особенность — это особая сладость, столь многое говорится в пользу Кришна-концепции. Сознание Нараяны, Рамачандры, Дваракеша, отвергая все это, мы должны прийти к сознания Враджа, и это та группа, служение в том измерении, характеристики таковы, наиболее чарующие. И жертвенность также в высшей степени, поэтому вознаграждение соответствующее, высочайшая степень вознаграждения. В целом вещи обстоят так. (цитирует санскрит) Иди глубже, высочайшее явление — Враджа-лила и опять же мадхурья-лила.
Рамананда Рай описывает различные уровни измерения и глубочайший уровень — служение Радхарани, безраздельная полнота служения, его целостность, тотальное служение Кришне. Негативное и позитивное в их высочайшей степени, расарадж махабхав ду эка руп, объединение позитивного и негативного начала, Bеличайший Потребляющий и Bеличайшая Дающая, Жертвующая. Расарадж — величайший потребитель, агрессор, источник агрессии высочайшей степени, и подчиненная половина, которая готова удовлетворять Его желания. Расарадж махабхава, нечто немыслимое, мы можем иметь дело лишь с отдаленным лучом. Невозможно обрести это нечто посредством интеллекта, в высшей степени важный фактор Истины, который нам важно знать. Мы не можем знать Его, но Он может дать нам познать себя. Так что же нам делать, как пригласить Его? Увеличить негативную сторону, наше богатство здесь. Как привлечь Его, как я могу пригласить Его, как добиться того, чтобы Он принял меня, открыл, дал себя познать? Я не могу знать Его, есть только один способ, когда Он низойдет, чтобы открыть себя, дать себя познать, тогда я смогу знать Его, только так, приглашение, наша молитва об этом, гьяна-шунья бхакти.
Старайся занять низшее положение, усилить чувство нужды: «Я столь низок, бесполезен, я в нужде. Моя нужда величайшая, поэтому я призываю Тебя обратить на меня Твое внимание». Hаша петиция будет такой: подготовить себя, занять низшее положение. Существует бенгальская пословица, если мы хотим стать великим, то должны думать о себе как об очень маленьком, незначительном, рассматривать себя в качестве очень незначительного существа, тогда у нас будет шанс стать великим. Ты думаешь, что ты чем-то обладаешь в настоящее время, но это препятствие для твоего прогресса, бремя. Пытайся найти потребность, проанализировать себя со стороны и увидеть, что ты в нужде, и нужда эта различных типов, и тогда тенденция общего характера будет порождена в тебе, я в нужде. Нужно познать свои характеристики нищего, нуждающегося, доиньям атма-ниведана. «Я нижайший из самых низких, я хочу помощи, хочу обрести поддержку, я пуст, лишен сути, во мне нет ничего» — подлинное приглашение, обращенное к Bеликому, в противном случае сознание того, что у меня есть что-то, у меня есть то, чего лишены другие, — это высочайшее препятствие, это наш враг, подобная позиция.
Если мы искренне проанализируем себя, то увидим, что мы беспомощны по самой своей природе. Мы должны понять свое положение. Eсли взять волосок, разделить его на сто частей, а затем вновь разделить эту часть на сто частей, таковы наши размеры, образно говоря, бесконечно крохотное живое существо. Постарайся осознать, какова твоя истинная природа, и тогда ты придешь к реальности. «Я столь мал, как я могу выжить без поддержки извне?», и реальная внутренняя жажда явится. Я хочу обрести поддержку, она мне необходима, я не могу выстоять независимо, я столь мал. Искреннее интенсивное желание даст нам поддержку, атма-ниведана. Вначале доинья, понять свою нужду, затем естественный поиск поддержки, оплота, атма-ниведанам и гоптритве варан. Mы обретаем поддержку, и мы должны искренне принять ее. «Без Тебя я нигде, я не могу оставить Тебя», гоптритве варан, и «Ты должен защитить меня, Ты обязательно защитишь». В то же время принимать то, что будет благоприятным для этой деятельности, и отвергать то, что неблагоприятно. Само по себе самопредание, шаранагати, способно дать все, об этом говорится, в «Прапанна-дживанамритaм» я также написал это.
Одного лишь шаранагати достаточно, оно способно привести нас к цели, все остальное приложится автоматически. Ты обрати полноту внимания на шаранагати, не обращай внимание ни на что другое, все остальное автоматически придет. Главное, чтобы ты не отклонялся от этой основной позиции, а все остальное, шраванам, киртанам, вишну-смаранам обязательно придет, автоматически приложится к шаранагати. Только оно способно спасти все твое существо, избавить тебя от всех страданий и привести к высочайшей цели, такова природа шаранагати, широкое, всеобъемлющее явление. Шаранагати означает сознавать свою беспомощность: «Я рожден, чтобы быть поддерживаемым, обрести поддержку», татастха джива, пограничное положение означает отсутствие подлинного положения. «Мне нужна поддержка, что я могу поделать, моя природа такова, я нуждаюсь в ней. Я не есть независимое творение, без поддержки я не могу выстоять. Я не хочу ложной поддержки, но истинного оплота».
Служение, шаранагати означает служение, и по милости Господа служение увеличивается и принимает различные обличья: сакхья, ватсалья и т. д. А служение мадхурья-расы — это безраздельное, тотальное служение, ничем не ограниченное. В бенгальском стихотворении «Падьявали» выражена эта идея. Только Радхарани может говорить такое: «Каждый атом Моего тела отчаяно стремится к соответствующему атому тела Кришны, все Мое существо плачет, стремится к другой стороне», это возможно в определенной области. И мы, находясь на почтительном расстоянии, постигаем эти реалии. В какой-то области бытия подобное явление возможно, и мы должны вручить себя этой стороне, там мы можем обрести умиротворение, которое невозможно найти здесь. Поэтому Рамананда Рай говорит: «Служение гопи — особая категория», мадхурья-раса. Затем, когда Махапрабху спросил у него: «А есть ли что-то большее?», Рамананда Рай заговорил о Радхарани. Ее служение не только количественно, но и качественно также превосходит служение всех остальных гопи, так говорится. И качественно и количественно степень интенсивности превосходит. Джаядев также написал: «Оставив других гопи, Кришна отправился на поиски Радхарани», совершенно иная категория служения качественно и количественно, различие в према-севе. Любовь гопи — также высочайший тип любви, но опять таки Она превосходит. Mы находим любовь, превосходящую все и вся. Но мы должны учиться почитать этот идеал, находясь на расстоянии, не пытаться врываться в то измерение, подобно глупцам, туда, где ангелы ступить нe cмeют. Пуджала рага-патха гаурава бханге.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.